Региональная экономика и управление
Лекции по предмету «Региональная экономика и управление».
Тема I: Методологические основы региональной экономики.
1. Предмет, объект и методы региональной экономики.
2. Этапы развития отечественных региональных исследований.
3. Регион: содержание, понятие.
4. Территориальная организация общества.
5. Закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил.
1. Региональная экономика (рег. эк.) – изучает закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны, как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, экономических районов, производственных узлов, городских агломераций и т.д.).
Айзард – основоположник науки «Региональная экономика» на западе в 50-е гг.
Павленко, Никитин, Некрасов – основоположники в России.
Предмет рег. эк. – исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определение путей и механизмов их решения.
Объектами исследования рег. эк. – явл. территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем рег. эк., их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов.
Методы исследования рег. эк.:
1. Программно-целевой метод.
Метод постановки цели и задач социально-экономического развития региона, как метод взаимосвязанных мероприятий по достижению этих целей и задач. Разработка и выполнение целевых комплексных программ.
2. Балансовый метод.
Является одним из традиционных и ведущих методов используемых в деятельности региональных органов власти.
Сущность: при обосновании разделов, показателей региональных экономических документов (схемы, прогнозы, шкалы, концепции, программы) используется такая совокупность приемов, которая позволяет увязать потребности с возможными ресурсами, обеспечить согласованность взаимозависимых показателей (принцип пропорциональности).
3. Нормативный метод.
Метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные социально-экономические и технологические явления и процессы.
Существует 3 подсистемы норм и нормативов:
1. Ресурсная подсистема (запасы сырья, расходы материалов, топлива, энергии на единицу продукции или услуг).
2. Подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на 1 руб. затрат, фондоотдача, производительность труда и т.д.).
3. Подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя з/п, потребление продуктов питания на душу населения и т.д.).
4. Метод социологических исследований.
Задачи, решаемые прикладной социологией зависят от регулярных конкретных социально-экономических процессов прогнозирования, планирования, управления в четко очерченных сферой жизни.
5. Метод экономико-математического моделирования.
Совокупность способа расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики (модель транспортировки груза – транспортная задача).
2. Первый этап – возникновение и развитие территориально-экономических исследований.
С 20-х по 70-е гг. это начало широкомасштабных территориально-экономических исследований и создание предпосылок для формирования рег. эк.
В этот период теоретическим «компасом» территориального планирования и изучения региональных проблем служила экономическая география. Ученные: Александров, Васютин, Ковалевский, Никитин и др.
Второй этап – исследование регионального развития и размещения производственных сил СССР.
Период с 60-х по 90-е гг. характерны коренной перестройкой. Зарождение и стартовое развитие при плановом хозяйстве рег. эк.
Научным центром территориальной организации производительных сил был «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) (разработка генеральных схем развития и размещения производительных сил страны, включая региональные и отраслевые схемы).
Третий этап – переход от плановой к рыночной экономики.
С начала 90-х гг. сопровождался адаптацией рег. эк. к рыночным отношениям (способствовало: распад СССР, смена форм государственного управления). Вместо планов стали разрабатывать вариантные прогнозы, в зависимости от макро и микро показателей. Приоритет – интересы региона.
3. Критерии понятия региона.
1. Географические (расположение, величина территорий).
2. Производственно-функциональные (специфика преобладания видов деятельности).
3. Градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилье и обслуживание).
4. Социологические (нормы общения, поведения и т.д.).
Регион – это территория в административных границах субъекта федерации. Характеризуется: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличие политико-административных органов управления.
4. Основным элементом территориальной структуры на макроуровне выступает экономический район. Он выделяется специализацией территориального разделения труда и имеет присущую только ему структуру хозяйства.
Деление территорий на регионы – районирование (необходимое в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития территориальных образований).
Обязательный признак экономического района – относительно законченная система воспроизводственного процесса.
11 крупных экономических регионов: Северный, Северо-западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-черноземный, Поволжский, Северо-Кавказкий, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Они не имеют органов управления.
7 федеральных округов: Центральный (Москва), Северо-западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск).
Субъекты РФ (83): 21 республика, 46 областей, 9 краев, 4 автономных округа, 2 города федерального значения, 1 автономная область.
Административно территориальное устройство – система территориальной организации государства, на основе которой действуют органы государственной власти и местного самоуправления.
Административно территориальное образование (АТО) в составе регионов – субъектов РФ, представляет собой относительно самостоятельные производственной территории единицу с собственной системой управления, с собственными закономерностями общественного производства, т.к. выделяются с у четом рационального размещения производительных сил, тесноты внутренних связей, территориальных особенностей (исторические, национальные, этнические).
Выделение АТО в составе субъектов РФ определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства, и направленно на обеспечение оперативности и эффективности территориального управления.
5. Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.
Проблемные регионы – это не только субъекты федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов.
Признаки проблемных регионов:
1. Особая кризисность проявлений той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению страны, политической стабильности, экологическому равновесию.
2. Наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого, особо важного для национальной экономики.
3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны.
4. Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.
Признаки классификации проблемных регионов:
1. Уровень социально-экономического развития.
2. Динамичность развития.
3. Природно-географические условия.
Типы проблемных регионов:
1. Отсталые регионы.
Отсталые регионы – это регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны.
Низкая интенсивность хозяйственной деятельности, длительный застой, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности. Слабый научно-технический потенциал.
Государство может оказывать поддержку:
– в форме развития производственной инфраструктуры.
– стимулирование притока частных инвестиций.
– датирование предприятий.
Пока главный путь – саморазвитие региона на основе использования собственного потенциала, конкурентного преимущества.
2. Депрессивные регионы.
Депрессивные регионы – это территории, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти территории не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого организованной поддержки государства.
В конкретных общекризисных условиях России, определение пришлось бы распространить на все производственно-хозяйственные структуры и на все регионы. Поэтому в настоящее время Российским депрессивным регионам, которые могут претендовать на государственную поддержку следует считать только те в приделах, которых темпы спада производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставление социальных услуг и т.п. Выше как общероссийских, так и макро региональных.
Депрессивность должна оцениваться одновременно по 2 шкалам аномальных улучшений:
1. По отношению к др. регионам (по сравнению с др. территориями).
2. По сравнению со своим собственным прежним состоянием.
3. Кризисные регионы.
Кризисные регионы – это территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно политических конфликтов, взывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденные миграции населения, регионы в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.
В настоящее время выделяют 4 кризисных поля или пояса: Центральный, Южный, Уральский и Восточный.
Приграничные регионы – вид регионов нуждающихся в особом государственном регулировании.
Зона севера
70% территории России, 8% территории страны.
Общие черты.
Неблагоприятный климат, распространение вечной мерзлоты, неразвитая инфраструктура, удаленность от основных экономических культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни.
Комплексные мероприятия: организация комплексного завоза грузов; повышение надежности энергообеспечивания путем использования местных энергоресурсов; предотвращение стихийного оттока населения; создание условий для переселения в более благоприятные регионы избыточного населения; выполнение решения о компенсациях; нормализация межбюджетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов.
6. Закономерности размещения отражают наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил.
Важнейшие закономерности размещения производительных сил:
1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства.
2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов всех субъектов РФ.
3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территории.
4. Выравнивание уровней экономического и социального региона.
Принципы размещения производительных сил:
1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции.
2. Равномерное размещение производства по территории страны.
3. Специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда.
4. Комплексное развитие хозяйства регионов.
5. Укрепление обороноспособности страны.
Принцип – это набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при спланированном размещении предприятия, развития регионов.
Факторы размещения производственных сил – это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучение решений соответствующей проблемы.
Факторы: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющаяся на территории инфраструктура; локализованные природные ресурсы; транспортный; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; качество управления; социальный климат и др.
Классификация отраслевых и промышленных предприятий:
Наиболее характерные факторы:
1. Отрасли тяготеющие к источникам сырья и следовательно значительно связанные с размещение сырьевых ресурсов (это предприятия перерабатывающие многотонажное сырье, перевозка которого дороже перевозки готовой продукции).
2. Отрасли тяготеющие к источникам топлива и энергии (предприятия характеризуются большой долей энергетических затрат в общих их эксплуатационных и капитальных затрат, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции).
3. Отрасли тяготеющие районами концентрации трудовых ресурсов (предприятия с высокой трудоемкостью, с большей доли затрат в стоимости на з/п, социальную сферу, коммунальные услуги).
4. Отрасли тяготеющие к районам потребления продукции (производство в которых затраты на доставку продукции потребления значительно превышает доставку на сырье).
Тема II: Федеральные округа.
Федеральный округ (Центр) |
Площадь км2 |
Население чел. |
Плотность ч/км2 |
Кол-во субъектов |
Кол-во городов |
Объем пром. про-ва |
Доходы на душу населения |
ВРП млр. руб. |
ВРП на душу населения |
Центральный (Москва) |
650 700 |
37 121 812 |
56,9 |
18 |
300 |
1300 млр. руб. |
5284 |
10305 |
164,41 тыс. руб./чел. |
Северо-западный (Санкт-Петербург) |
1 677 900 |
13 501 038 |
8,52 |
11 |
152 |
671 млр. руб. |
____ |
____ |
____ |
Южный (Ростов-на-Дону) |
589 200 |
22 835 216 |
36,8 |
13 |
132 |
____ |
3267,5 |
____ |
____ |
Приволжский (Нижний Новгород) |
1 038 000 |
30 241 581 |
30,53 |
14 |
191 |
1,3 трил. руб. |
2,940 |
____ |
____ |
Уральский (Екатеринбург) |
1 788 900 |
12 240 382 |
7 |
6 |
112 |
____ |
____ |
____ |
____ |
Сибирский (Новосибирск) |
5 114 800 |
19 553 461 |
4,1 |
12 |
132 |
12,4% от РФ |
____ |
____ |
____ |
Дальневосточный (Хабаровск) |
6 215 900 |
6 486 419 |
1,2 |
9 |
68 |
____ |
____ |
____ |
____ |
Процентное соотношение округа в России.
Федеральный округ |
Территория |
Население |
ВРП |
Промышленная продукция |
С/х продукция |
Центральный |
3,8 |
25,6 |
28 |
20,2 |
24,3 |
Северо-западный |
9,8 |
9,9 |
9,3 |
11,8 |
6,9 |
Приволжский |
6,1 |
21,9 |
20,2 |
24,2 |
24,4 |
Южный |
3,4 |
14,9 |
7,7 |
5,9 |
16,2 |
Уральский |
10,4 |
8,6 |
14,8 |
18,9 |
17,1 |
Сибирский |
30 |
14,2 |
14 |
13,4 |
16,6 |
Дальневосточный |
36,4 |
4,9 |
6 |
5,6 |
4,7 |
Центральный федеральный округ.
Состав:
Области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская.
Город федерального значения: Москва.
Условия для развития хозяйства
Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю, а положительной стороной – соседство с самым крупным по промышленному потенциалу Приволжским ФО. Богатейшим ресурсным районом – Европейским севером, а также важными внешнеэкономическими районами – Украина, Белоруссия.
Полезными ископаемыми округ беден, исключение составляют железные руды по запасам которых он занимает лидирующее место в стране, и массивы черноземных почв.
Важнейшие предпосылки экономического развития
1. Уже созданный крупный экономический потенциал с полифункциональной отраслевой структурой.
2. Самая могущая в стране научная база.
3. Развитая сеть учреждений среднего специального и высшего образования.
4. Наличие на территории округа столицы РФ.
Население
Наиболее освоенный и заселенный округ России. Самый высоко урбанизированный округ, хотя по доле городского населения (80%) уступает Северо-западу (81%). По степени концентрации горожан в крупных и крупнейших городах и в городских агломерациях, ему нет равных в стране. Две городские агломерации – Тульская-Новомосковская, Брянско-Людиновская. Центр ФО самый однородный по этническому составу в стране (русские – 97%).
Отрасли хозяйственной специализации
Черная металлургия; машиностроение (Брянск, Владимир); легкая(Иваново, Кострома, Владимир, Тверь, Калуга), сахарная промышленности; молочное животноводство; картофелеводство; овощеводство; выращивание технических культур (сахарная свекла, подсолнечник, лен); научное обслуживание, наука; высшее образование; банковско-финансовая деятельность.
Внутрирегиональные различия
На территории округа выделяют 2 района: Центральный и Центрально-черноземный.
Центральный – высоко индустриальный район с развитым машиностроением и легкой промышленностью. С крупнейшими в России высшего образования, науки и научного обслуживания, развитой банковской сферой.
Центрально-черноземный – специализируется на черной металлургии в отраслях. Основы специализации составляет добыча и обогащение железной руды, производство железорудного концентрата, выплавка чугуна, стали.
Северо-западный федеральный округ.
Состав:
Республики: Карелия, Коми.
Области: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская.
Автономный округ: Ненецкий.
Город федерального значения: Санкт-Петербург.
Условия для развития хозяйства
Выгодное экономико-географическое приморское положение («окно в Европу»). Незамерзающие порты – Калининграда, Мурманска. Соседство с самыми экономически развитыми районами – Центральный, Приволжский.
Наиболее богатый природными ресурсами округ европейской части страны: руды черных и цветных металлов; химическое сырье, лесные и водные ресурсы.
Население
Округ слабо заселен. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Городское население составляет – 82%.
Отрасли хозяйственной специализации
Морское судостроение; черная и цветная металлургия; химическая и нефтехимическая промышленность; отрасли лесного комплекса; рыболовство и рыбная промышленность; морской транспорт; научное обслуживание, наука.
Внутри региональные различия
Округ делится на 2 района:
Северо-запад в составе Санкт-Петербурга, Архангельской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей.
Европейский север – вся остальная территория.
Северо-запад – район обрабатывающей промышленности с крупным научным потенциалом и большой ролью морского транспорта. Во всех сферах его функционирования велика роль Санкт-Петербурга.
Европейский север – типичный ресурсный район с добычей и первичной обработкой топлива, руд, черной и цветной металлургии, других видов сырья, отраслями лесного комплекса, химической промышленности, развит морской транспорт.
Приволжский федеральный округ.
Состав:
Республики: Башкортостан, Мари-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.
Области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская.
Край: Пермский.
Условия для развития хозяйства
Благоприятным в экономико-географическом положении является:
1. Его центральное положение по отношению к размещению населения и экономическому потенциалу страны, он единственный не приграничный округ.
2. Соседство с наиболее развитым Центральным ФО, соседство с европейским севером и Уральским ФО – крупными ресурсными регионами.
3. Удобное расположение на пересечении крупнейшей по грузообороту речной артерии страны – Волги. С широтными наиболее грузообороту речной артерии страны (Волга), с широтными грузонапряженными железнодорожными и трубопроводными магистралями России.
Недостаток – отсутствие выхода к морю.
Полезные ископаемые: месторождение нефти и цветных металлов, в лесостепной полосе – крупные массивы с плодородными черноземными почвами, на севере значительные запасы древесины.
Население
Приволжский ФО хорошо освоенный и давно заселенный регион. ? населения округа проживает в городских поселениях, высока степень концентрации горожан в крупных и крупнейших городах. Здесь сосредоточены 5 из 13 городов отечественных миллионеров: Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Пермь. Формируется 2 крупные агломерации с населением более 2 млн. человек каждая (центр Нижний Новгород, Самара).
Приволжский ФО многонационален: татары, башкиры, удмурты, мордва, марийцы, чуваши.
Отрасли хозяйственной специализации
Машиностроение, нефтедобывающая промышленность, цветная металлургия, пищевая промышленность, зерновое хозяйство, возделывание подсолнечника, мясомолочное животноводство.
Южный федеральный округ.
Состав:
Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чеченская.
Края: Краснодарский, Ставропольский.
Области: Астраханская, Волгоградская, Ростовская.
Условия для развития хозяйства
Округ обладает выгодным экономико-географическим положением. Имеет выход к 3 морям. Соседство с наиболее экономически развитыми округами Приволжским и Центральным.
Кроме минерально-строительных материалов и источников минеральных вод, округ беден полезными ископаемыми:
– наиболее эффективное для добычи часть угля Домбаса выработано;
– истощены в результате многолетней эксплуатации месторождение нефти и газа, кроме ресурсов шельфа Каспия и Астраханского месторождения природного газа.
Велики гидроэнергетические ресурсы горных рек Кавказа.
Южный ФО обладает самым теплым климатом в стране с длинным вегетационным периодом, что создает наилучшие в России условия для растениеводства (виноград, косточковые, на Черноморском побережье – желтый табак). Огромный рекреационный потенциал.
Население
Самая низкая в стране доля городского населения (56%). 2 города миллионера: Ростов-на-Дону, Волгоград. Крупных городских агломераций нет. В этническом отношении при заметном преобладании русских и украинцев велика доля этносов Северного Кавказа. Напряженная этническая обстановка.
Отрасли хозяйственной специализации
Зерновое хозяйство, возделывание технических культур, овощеводство и бахчеводство, плодоводство и виноградарство, пищевая промышленность, санаторно-курортное хозяйство, морской транспорт. Основа Южного ФО хозяйственная специализация – АПК.
Внутри региональные различия
Основная часть населения и производственного потенциала Южного ФО размещены на западе, а также в предгорьях Кавказа вдоль Волги и Дона.
Наиболее развиты в экономическом отношении Ростовская, Волгоградская области и Краснодарский край.
Наименее развитые республики Северного Кавказа и Калмыкия.
Уральский федеральный округ.
Состав:
Области: Свердловская, Тюменская, Курганская, Челябинская.
Автономные округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий.
Условия для развития хозяйства
Экономико-географическое положение благоприятное, является соседом с самым крупным в стране Приволжским ФО. Отрицательным является – отсутствие эффективного выхода к морю (Карское море – замерзает). Главное богатство Уральского ФО – крупнейшие ресурсы, запасы нефти и природного газа – Тюменская область. Велики запасы железной руды и цветных металлов в горнозаводском Урале.
Суровые климатические условия на севере и востоке округа удорожают хозяйственное освоение его ресурсов.
Население
Имеется 2 города миллионера – Екатеринбург и Челябинск. Формируется крупная Екатеринбургская агломерация. Этнический состав довольно однороден, преобладает русские, меньше украинцев и весьма мала доля северных народностей (ханты, ненцы и т.д.).
Отрасли хозяйственной специализации
Металлоемкое машиностроение – Екатеринбург ; нефтегазовая добывающая промышленность – 2/3 нефтедобычи (Тюменская область); черная металлургия; отрасли лесного комплекса; отрасли ВПК.
Внутри региональные различия
Территория делится на 2 района: Горнозаводской (локализуются заводы), Свердловский и т.д. Имеет хорошее заселение – сплошное. Здесь полифункциональная структура хозяйства с заметным преобладанием черной металлургии.
Тюменская область – имеет очаговый характер освоения территории при чрезвычайно низкой плотности населения (2 человека / км2).
Древесина заготовляемая в Среднеобье используется для использования строительных материалов и местной строй индустрии.
Пищевая промышленность развита слабо.
Сибирский федеральный округ.
Состав:
Республики: Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия.
Области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская.
Края: Алтайский, Забайкальский, Красноярский.
Условия для развития хозяйства
Экономико-географическое положение исключительно не благоприятное. Удалено от основных экономических центров страны. Выход к морям Северно-ледовитого океана – замерзают.
Крупнейшие в России запасы угля, руд, цветных металлов, древесных хвойных пород, гидроэнергетических ресурсов – основное богатство округа. Чрезвычайно суровый климат и низкая транспортная освоенность территорий, осложняет и удорожает освоение ресурсов округа.
Население
Слабозаселенный регион России. Этнический состав многообразен. Города миллионеры – Новосибирск, Омск. Доля городского населения – 81%. В Кузбассе формируется полицентрическая городская агломерация.
Отрасли хозяйственной специализации
Угледобывающая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, отрасли лесного комплекса, энергоемкие комплексы, химическая промышленность, зерновое хозяйство, овощеводство.
Внутри региональные различия
Почти все население и экономический потенциал округа концентрируется на юге вдоль Транссибирской магистрали, в Кузбассе и Минусинской котловине. Характер освоения и заселения территории – очаговый. В пределах округа формируются крупные ТПК – Кузбасский, Центрально Красноярский, Саянский, Иркутско черемхонский, Братско-Усть-Ильинский , Норильский. ТПК в Кузбассе крупнейший, наиболее развитый (уголь). В Красноярске налажено производство различного оборудования для горнодобывающей промышленности, для цветной металлургии, энергетики, для отраслей лесного хозяйства.
Центрально Красноярский ТПК – наиболее освоенный и заселенный район Восточной Сибири.
Дальневосточный федеральный округ.
Состав:
Республика: Саха.
Области: Амурская, Магаданская, Сахалинская.
Автономная область: Еврейская.
Автономный округ: Чукотский.
Края: Камчатский, Приморский, Хабаровский.
Условия для развития хозяйства
Экономико-географическое положение не очень благоприятное – удаленность от центра.
Приморское положение на берегах морей Тихого океана развитый комплекс отраслей промышленности, морского транспорта, рекреации.
Дальневосточный ФО располагает полезными ископаемыми, которых нет или мало в других регионах (каменный уголь; руды черных, цветных, редких и драгоценных металлов; химическое сырье; алмазы). Здесь сосредоточенны крупные лесные, гидроэнергетические ресурсы и запасы пресной воды.
Ограничивающий фактор –климат и отсутствие транспортных коммуникаций.
Население
Доля городского населения 77%. Почти все население проживает в южной части округа: вдоль Транссибирской магистрали, в долинах рек и на побережье Японского моря.
Отрасли хозяйственной специализации
Отрасль лесного комплекса, рыболовство, рыбная промышленность, морской транспорт, горнодобывающая промышленность.
Внутри региональные различия
Относительно лучше освоены и заселены южные регионы округа.
Здесь на территории менее 1/10 округа сосредоточенно более 4/5 его экономического потенциала. Вся остальная территория освоена слабо в основном это ресурсные районы: добыча полезных ископаемых, даров моря и их первичная переработка.
Тема III: Территориальная организация региональной экономики.
1. Регион как объект хозяйствования и управления.
2. Специализация и комплексное развитие региона.
3. Методы определения отраслей специализации региона.
4. Система региональных рынков.
5. Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков.
6. Анализ социально-экономичесого развития регионов.
7. Межрегиональное экономическое взаимодействие.
1. Регион – целостная система со своими структурами, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.
Характеристика: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояния элементов, неполная определенность состояния элементов.
Определяющую роль в функционировании регионов играют – трудовые коллективы.
Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической; социальной; духовной; природно-ресурсной; институциональной и пр.
Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью 5 основных подсистем:
1. Система, образующая базу.
2. Система обслуживающий комплекс.
3. Экология.
4. Население.
5. Инфраструктура рынка.
Человек – органическая часть каждой из подсистем.
Региональный хозяйственный комплекс (РКХ).
Каждому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое формирует его материально-производственную основу – РКХ, является подсистемой, частью национального комплекса страны. РКХ представляет собой целенаправленно складывающийся, динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями.
Успешное функционирование РКХ зависит от максимального учета регионального фактора.
Факторы формирования, функционирования региональной экономики – это совокупность конкретных условий и обстоятельств, определенное развитие и размещение производительных сил на территории региона.
Группы факторов: природные, экономические, демографические.
РКХ представлен взаимосвязанными отраслями.
1. По производству товаров (промышленность, с/х, лесное хозяйство, строительство).
2. По оказанию рыночных услуг (транспорт, связь, торговля).
3. По оказанию не рыночных услуг (ЖКХ, соц. обеспечение, образование, здравоохранение).
Отраслевая структура региона (ОСР) – это совокупность отраслей РКХ, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями.
ОСР экономика и динамика ее изменения позволяет оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.
Территориальное разделение труда – это специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим их обменом. В соответствии с этим выделяют функциональные группы отраслей: специализирующие, обслуживающие.
Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона. Специализирование регионального комплекса обусловлена территориальная особенность, возможности производить эффективно массовую продукцию, т.е. такую продукцию, которая будучи дешевой, имела бы значительную долю в государственном балансе.
Отрасли специализации характеризуются следующими признаками:
1. Выделение в национальном и региональном производстве.
2. Формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев.
3. Наличие высокой степени концентрации производства в регионе.
4. Производством больших масштабах, важнейших видов и дешевой дефицитной продукции, влияние на уровень всех других отраслей.
5. Участие межрегионального обмена.
Различают сложившуюся и эффективную специализацию.
Сложившиеся специализированных регионов – концентрация на территории региона конкретных видов производства, удовлетворяющих не только собственные потребности продукции, но и потребности других регионов.
Эффект специализации – преимущественное развитие в регионе определенных крупномасштабных отраслей производства, наиболее эффективна использующих местный ресурсный потенциал для удовлетворения потребностей национальной экономики.
В целях более четкого отражения роли регионального комплекса, его элементов и взаимосвязей в системе общественного производства и территориального разделения труда (ТРТ) необходимо различать в нем не только традиционные отрасли специализации и обслуживания, но и по особенностям объединения – взаимосмежный и параллельный.
Взаимосмежные отрасли сопутствуют друг другу при размещении, их объединяют тесные производственные связи.
Параллельные отрасли развиваются относительно изолированно на базе общих природных и экономических ресурсов.
2. Каждый регион должен не только специализироваться на определенной продукции, но и осуществлять комплексный подход к развитию всех отраслей экономики, для обеспечения нормальных условий производства и жизнедеятельности населения региона.
Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание оптимального соотношения, между:
– отраслями специализаций, и вспомогательными, а также обслуживающими отраслями;
– добывающая, обрабатывающая промышленность;
– промышленностью и с/х;
– производственной и социальной инфраструктурой;
– сфера производства, сфера услуг;
К показателям комплексности регионального хозяйства относится:
1. Объем продукции внутри регионального производства, потребляемое в регионе.
2. Удельный вес продукции межотраслевого применения.
3. Степень использования региональных ресурсов.
4. Отраслевая структура хозяйства региона.
На базе РКХ возможно создание простых и достаточно сложных отраслевых комплексов.
Простой комплекс – это сочетание обособленных отраслей специализации, почти не связанных между собой, и обслуживающих отраслей.
Сложный комплекс – непосредственные производственные связи, эти связи могут идти как по вертикали (от сырья к готовой продукции) так и по горизонтали – между вертикальными ветвями (добыча угля и др.).
Каркас территориальных комплексов, прежде всего, локальны (ТПК) образуют производственно технические комплексы. При проектировании основные производства создаются не только с учетом местных ресурсов сырье и энерго источников, но прежде всего на базе достижений научно технического прогресса, перспективных технологий, и рациональных производственно технических связей.
3. Для определения отраслей специализации региона должна быть использована система теоретически обоснованных показателей, тесно взаимосвязанных с другими показателями ТРТ.
Для количественного определения специализации региона существуют следующие формулы и показатели:
1. Коэфицент локализации отрасли региона (Кл).
Коэфицент рассчитывается на основе сопоставления отраслевой структуры хозяйства региона с аналогичной структурой хозяйства страны в целом.
Кл представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в хозяйстве региона к удельному весу этой отрасли в хозяйстве страны.
Расчеты производятся по валовой товарной продукции (ВТП), основным производственным фондом, численности промышленно производственного персонала:
Кл=Ор/Хр*100/Ос/Хс*100
Ор – отрасли региона.
Хр – хозяйство региона.
Ос – отрасли страны.
Хс – хозяйство страны.
Кл показывает – степень сконцентрированости данной отрасли в данном регионе.
Кл > 1 то эта отрасль специализации.
2. Индекс специализации (Ис).
Ис –представляет собой отношение удельного веса отрасли региона в объеме выпуска продукции отрасли страны.
К удельному весу хозяйства региона к хозяйству страны.
Ис=Ор/Ос*100/Хр/Хс*100.
Ис > 1то, эту отрасль можно считать специализацией в регионе.
3. Коэфицент уровня развития отрасли в регионе (Ку).
Ку представляет собой отношение объема производственной продукции в регионе к объем ее потребления в данном регионе.
Ку=Ор/Пр
Пр – объем потребления произведенной продукции отрасли в данном регионе.
Ку > 1 продуктов производится больше чем потребляется, то это отрасль специализации.
4. Коэфицент межрайонной товарности (Кмт).
Рассчитывается как отношение объема ввозимой продукции отрасли региона к объему ее производства в регионе.
Кмт=Вр/Ор.
Вр – объем вывозимой отрасли региона.
Если Кмт > 0,5,то это из региона вывозится больше половины продукции, отрасль считается специализацией.
5. Коэфицент душевого производства (Кд).
Этот коэфицент рассчитывается как отношение удельного веса массовой доли региона соответствующий отрасли хозяйства страны. К дельному весу населения региона к дельному весу населения страны.
Кд=Ор/Ос*100/Нр/Нс*100.
Если Кд > 1, то производство на душу населения продукции в регионе больше чем в стране, отраслью считается отраслью специализации.
Если расчетные отраслевые коэфицента локализации, уровня развития и душевого производства > 1 и продукция данных отраслей значительна в объеме вывозится в другие регионы, то данные отрасли выступают как отрасли рыночной специализации региона.
6. Эффективность производства (Э).
Э=V/З.
V – объем производства.
З – затраты.
Под затратами понимается все объективно необходимые вложения общественного и живого труда.
4. Система региональных рынков – это совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, расположенных на определенных территориях.
Классификация системы региональных рыков.
1. Воспроизводственный признак, в соответствии с которым выделяют:
– рынки, обеспечивающие потребности населения региона;
– рынки, обеспечивающие движение материально вещественных потоков;
– рынки, обеспечивающие формирование и использование факторов производства (трудовых, финансово-кредитных и т.п.).
2. Классификация объема купли – продажи:
– региональный потребительский рынок;
– региональный финансовый рынок;
– региональный рынок средств производства;
– региональный рынок труда;
– региональный рынок недвижимости;
– региональный рынок информации.
3. Субъективный или субъектный метод:
– региональный рынок потребителей;
– региональный рынок производителей;
– региональный рынок промежуточных продавцов.
4. Экономико-правовой признак:
– легальные рынки;
– нелегальные рынки;
– полулегальные рынки (не зарегистрированная фирма, официально не учтенные товары).
5. Материально вещественный признак:
– региональные товарные рынки;
– региональный рынок услуг.
Региональный рынок средств производства.
Региональный рынок средств производства – это система социально-экономичесих отношений в сфере обмена, обеспечивающая процесс производства орудиями и предметами труда, и размещение на определенных территориях.
Субъекты: производители орудий предмета труда и потребители. Субъекты рынка могут быть расположены на территории других регионов.
Факторы: фаза экономического цикла, пропорции экономического развития региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, изменения законодательства в данной структуре, темпы научно технического прогресса и т.д.
Товарные группы:
1. Рынки топливно-энергетических ресурсов;
2. Рынки черных и цветных металлов;
3. Рынки леса и лесной продукции;
4. Рынки стройматериалов;
5. Рынок машиностроительной продукции (рынок станкостроительной, с/х машиностроения).
Рынок средств производства (РСП) – регулируется государством с помощью административных и экономических методов.
Административные: это квотирование по отдельным видам продукции; прямое участие деятельности предприятия; участие в формировании спроса.
Экономические методы: налоговое регулирование; регулирование предложения и спроса.
Региональный финансовый рынок.
Представляет собой территориальную систему социально-экономичесих отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов.
Субъекты: финансово-кредитные институты, посредники, хозяйствующие субъекты и физические лица, использующие финансовые ресурсы.
Классификация:
1. По признаку обслуживания движения основного и оборотного капитала:
А) региональный рынок (РР) краткосрочных кредитов;
Б) РР среднесрочных кредитов;
В) РР долгосрочных кредитов.
2. По признаку оформления отношения субъектов регионального финансового рынка:
А) рынок банковских кредитов;
Б) рынок ценных бумаг:
– государственных;
– муниципальных;
– корпоративных.
3. По признаку возвратно и финансово кредитных ресурсов:
А) рынки возвратных ресурсов (кредиты, векселя, закладные, облигации);
Б) рынки невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады).
Развитие регионального финансового рынка (РФР) определяется экономической структурой и специализацией региона:
– соотношением отраслей, соотношением государственных и негосударственных секторов, удельным весом оборонного комплекса и т.д.
Региональный рынок недвижимости.
Представляет собой систему социально-экономичесих отношений субъектов, обеспечивающих перераспределение объектов недвижимости территорий между собственниками.
Особенностями недвижимости как товара является:
1. Длительное функционирование использования как предмета личного потребления;
2. Физическая неподвижность и связь с землей;
3. Сохранение в течение всего жизненного цикла в своей натуральной вещественной формой;
4. Относительно высокая стоимость;
5. Ограниченность земельных ресурсов;
6. Значительная дифференциация потребителей;
7. Неоднородность: недвижимые различные по размеру, местоположению и т.д.
Сегменты регионального рынка недвижимости:
1. рынок земли и земельных участков;
2. рынок жилья;
3. рынок нежилых помещений.
Факторы:
1. Государственная и региональная политика по правлению недвижимым имуществом;
2. Политика приватизации государственного имущества;
3. Уровень развития инфраструктуры, обслуживающий рынок недвижимости;
4. Территориальные особенности: климатические, политическая стабильность или нестабильность.
Рынок жилья – выполняет важную социальную функцию.
Выделяют первичный и вторичный рынок жилья.
Первичный рынок – это рынок нового жилья вводимого в эксплуатацию.
Вторичный рынок – это рынок жилья, освобождающийся по разным причинам: приоритет жилья на первичном рынке; переезд; смерть и т.д.
Основная часть жилья приобретается на вторичном рынке.
Региональный информационный рынок.
Информационный ресурс представляет собой совокупность информации, организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора передачи, накопления и хранения информации.
Элементы: информационные продукты, производители информационных продуктов и услуг, информационные посредники, потребители информационных продуктов и услуг.
Субъекты: участники всех без исключения региональных рынков
Развитие информационного рынка идет по следующему направлению:
1. рынок информации;
2. рынок сделок на основе компьютерных технологий – электронные сделки;
3. рынок программного обеспечения;
4. рынок электронных коммуникаций.
Региональный потребительский рынок.
Региональный потребительский рынок – территориальная система социально-экономичесих отношений в сфере обмена, обеспечивающих удовлетворение в потребности населения.
Сегменты:
1. рынок продовольственных товаров;
2. рынок непродовольственных товаров;
3. рынок потребительских услуг.
Факторы: социально демографический, формирование новых форм информационных технологий.
Сегментирование рынка – это выделение относительно однородных групп потребителей с точки зрения их положительного отношения к производителям товаров.
Критерии сегментаций:
1. географические (величина региона, административное деление);
2. демографические (пол, возраст);
3. социально-экономичесие (доходы, уровень образования).
Субъективные и поведенческие критерии:
1. стиль жизни
2. мотивы
3. личные качества.
5. Конкурентная среда региональных рынков – это совокупность рыночных субъектов и факторов определяющих характерх взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.
Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:
1. региональная монополистическая;
2. региональная - олигополистическая;
3. деконцентрированная структура регионального рынка.
В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:
1. монополия иностранных фирм;
2. доминирование иностранных фирм;
3. олигополия иностранных фирм;
4. конкурирующие иностранные фирмы при наличии отечественных производителей;
5. конкурентные фирмы при отсутствии отечественных производителей.
Оценка конкурентной среды региональных рынков.
Для оценки региональной среды конкурентных рынков используются критерии:
1. число продавцов;
2. чувствительность к изменению цен и дифференциации продуктовых товаров;
3. поведение субъектов на рынке;
4. условия продвижения товаров на рынке;
5. возможность введения новых товаров на рынке.
Основные показатели:
1. Индекс концентрации рынка (CR ) – определяется как доля от общего объема продаж товара, приходящихся на несколько крупных фирм ранжированных в соответствии с их долей рынка. Он может рассчитываться для любого числа фирм.
Для потребителей товаров рекомендуемым считается показатель не более 45%. Для рынков средств производств он может составлять до 70%.
2. Индекс Ларнера (L) – ориентирован на измерение и описание результатов функционирования рынков и поведения фирм.
L=P-C/C
Р – цена; С – предельные издержки.
Этот индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с не эффективным размещением ресурсов в условиях монополии.
3. Индекс Герфиндела-Гиршмана.
N – число фирм ; Di – доля рынка этой фирмы.
Максимальное значение индекса принимается при монополии к равному 1.
Институциональная структура регионального рынка.
Совокупность субъектов функционирующих на отдельно взятом региональном рынке. Институциональная структура представляется различными формами хозяйственных субъектов государственными, муниципальными, частными, иностранными, совместными предприятиями и др.
Барьеры входа на региональный рынок и выхода из него
Под барьерами входа на региональный рынок понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок, и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
Барьеры выхода – факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данных хозяйственных субъектов деятельности на рынке без значительных экономических потерь.
Барьеры выхода связаны со сложными данными деятельности: ликвидность видов производства; возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность.
Барьеры делятся на группы: экзогенного и эндогенного характера.
Барьеры экзогенного характера – обусловлены особенностями рынка.
Включают:
1. Ограниченная емкость регионального рынка;
2. Высокие капитальные затраты;
3. Неравенство страховых условий на рынке;
4. Разные стартовые условия;
5. Ограниченный доступ новых производителей к относительно более дешевым и удобным сырьевым источникам;
6. Технологическое производство действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными конкурентами;
7. Эффективность масштаба производства;
8. Вертикальные и горизонтальные связи действующих на рынке субъектов;
9. Административные ограничения;
10. Экономические и организационные ограничения.
Барьеры эндогенного характера – обусловлены деятельностью действующих на рынке фирм.
Включают:
1. Экономические меры (изменение цен);
2. Наличие резервных производительных мощностей уже действующих на рынке компаний;
3. Затраты на продвижение продукции на рынок;
4. Лицензии, патенты, авторские права;
5. Контроль над стратегическими ресурсами.
Рыночная инфраструктура – это совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами рынка.
Рыночная инфраструктура региона – это сложная организационно экономическая система основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально технологического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона.
Классификация:
1. По функциональному признаку выделяются:
– торгово-посредственная инфраструктура;
– финансово-кредитная инфраструктура;
– экономически-информационная;
– экономически-правовая;
– внешнеэкономическая;
2. По признаку обслуживания рынков
– общерыночная, универсального характера
–обслуживающая несколько рынков;
– обслуживающая отдельные рынки.
3. По пространственном признаку:
– международная;
– национальная;
– межрегиональная;
– региональная;
– городская и районная.
4. По формам собственности:
– частная, корпоративная, государственная;
– находящиеся в собственности общественные организации;
– принадлежащий иностранным собственникам.
Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры – система материально технических объектов, определяющих функционирование региональных рынков.
Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает: складские помещения, хранилища, торговые площади, оборудование, специальный транспорт, почтовые терминалы, средства обработки коммерческой операции.
6. Цель анализа социально-экономического развития региона: выявление диспропорции и не использованных возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегий социально-экономического развития региона.
Структуру анализа социально-экономического региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения) уровня потребления в фактических ценах, уровня производительности труда (ВРП на 1 занятого).
Оценка общей открытости экономики.
Характеризуется соотношением объема товарного объема произведенному ВРП, а для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным группам, применяются специальные коэффициенты связывающие вывоз, ввоз производство и внутри региональное потребление.
Коэффициент вывоза [0;1]: YV=V/q
Коэффициент ввоза [0;1]: YW=W/q-V+w
Коэффициент товарного объема [0;1]>1: YV+W=V+W/q.
[0;1] – значение коэффициента вывоза-ввоза.
V – вывоз продукций;
W – ввоз;
q – объем производства.
Анализ развития отраслей промышленности необходимо рассмотреть следующие показатели:
1. Динамика производства в стоимостной оценки;
2. Финансовое состояние предприятий отрасли;
3. Использование трудового потенциала;
4. Капитальные вложения с разделом затрат на техническое перевооружение, реконструкцию расширенно действующих предприятий и др.;
5. Обеспечение производства материально сырьевыми ресурсами;
6. Показатели характеризующие действия, развития отрасли на окружающую среду.
Структура анализа социально-экономического развития региона:
1. Анализ общего уровня развития региона;
2. Анализ – оценка природно-ресурсного потенциала;
3. Анализ состояние окружающей среды, причина его загрязнения;
4. Анализ и оценка уровня социально-экономического развития;
5. Проблема использования трудовых ресурсов;
6. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона;
7. Оценка экономического потенциала межрегиональных и внешних связей;
8. Оценка финансового положения;
9. Анализ направление развития малого бизнеса в регионе.
7. Межрегиональные экономические связи – это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства размещением производительных сил и природно-географическими условия.
Межрегиональные связи представлены на уровнях:
1. Отдельных предприятий, организаций, фирм, отдельных граждан, осуществляющих внешнерегиональные социально-экономические операции;
2. Производственных комплексов, отраслей муниципальных территориальных образований;
3. Регионов.
Тема IV: Управление экономикой региона.
1. Основы регионального управления;
2.Кадровое обеспечение органов регионального управления;
3. Информационное обеспечение управления регионом;
4. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления;
5. Управление региональными рынками;
6. Региональные финансы и бюджетно-налоговая система;
7. Антикризисное управление.
1. Региональное управление – государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, в административных территориальных границах, подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий основных федеративных отношений.
Региональное управление отождествляется с управлением в границах территориальных субъектов РФ.
Главной целью является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающих на территории конкретного региона, на основе комплексного развития.
Региональные интересы:
1. Соответствие уровня и образа жизни населения государственных и иных стандартов;
2. Наличие бюджетно-функциональных и прочих материальных источников;
3. Потенциал для использования имеющихся ресурсов, место приложение труда, интеллекта.
4. Наличие инфраструктуры для развития внутри и межрегиональных связей.
5. Природно-ресурсный и экологический потенциал региона;
6. Стабильность общественно-политических и национально-этнических ситуаций.
Принципы регионального управления:
1.П. децентрализации – заключается в перемещении принятия решения от центральных органов управления к агентам рынка;
2. П. партнерства – предполагается отделение от жесткой иерархичности соподчиненности по вертикали;
3. П. субсидиарности – заключается в выделение финансовых ресурсов под заранее установленные цели;
4. П. мобильности и адаптивности – способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды;
5. П. выделенной компетенции – дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них.
Методы регионального управления:
1. Организационные – система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей;
2. Экономические – совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач (финансово-ценновые рычаги, составление прогнозов, создание экономических стимулов, утверждение прогрессивных форм организации труда);
3. Социально-психологические методы – способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов (черты характера госслужащего);
Учет региональных интересов деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности региона, являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом.
Система органов управления субъектами РФ:
Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, являются органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы, в осуществление отраслевого и межотраслевого управления.
Президент РФ, соблюдая Конституцию РФ и ФЗ, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями сферами управления.
Важная роль по руководству отраслями и сферами управления Правительству РФ. Председателю Правительства РФ по определенным вопросам подчинены главы администраций субъектов РФ. На него возложен контроль над осуществлением полномочий главами администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории РФ, по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов РФ, осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления.
Свою деятельность эти органы осуществляют с учетом:
1. Взаимоотношения региональных и федеральных органов;
2. Взаимоотношения региональных органов и органов местного самоуправления;
3. Обеспечение комплексного развития региона как единой системы.
Система регионального управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах и включает:
А). Система государственных органов;
Б) . Систему государственной службы;
В). Совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов;
Г). Систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д.
Приоритетные сферы управления
1. Политическая жизнь;
2. Сфера материального производства;
3. Финансово-кредитный комплекс;
4. Потребительский рынок;
5. Социально-бюджетный комплекс;
6. Использование природных ресурсов;
7. Общественная безопасность;
8. Информационная среда.
Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов деятельности государственных органов, определяющих общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в основных положениях региональной политики в РФ, утвержденных указом Президента РФ №803 от 3.06.96. В нем под региональной политикой в РФ понимается – система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Экономическую основу деятельности органов субъекта федерации составляет собственность субъекта федерации, а финансовую – бюджет субъекта.
4. Кадры – квалифицированные работники, прошедшие предварительную профессиональную подготовку и обладающие специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности.
Концепции кадров.
1. Кадры как трудовые ресурсы, вместо человека здесь рассматривается его функция – труд, живая рабочая сила;
2. Кадры как персонал – человек рассматривается через формальную роль – должность;
3. Кадры как не возобновляемый ресурс, человек рассматривается как элемент социальной организации в единстве (трудовые функции социальных отношений, состояния работника);
4. Человек как условие существования организации – человек – главный субъект организации и особый объект управления который не может рассматриваться как «ресурс»
Классификация кадров
Признак |
Кадры |
Социально-стратификационное деление |
Рабочие, крестьяне, служащие, предприниматели |
Социально-демографический |
Пол, возраст, образование, трудовой стаж |
Социально-профессиональный |
Политические, государственные, хозяйственные, медицинские, научные, военные и т.д. |
Профессиональный по квалификации |
Работники высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные |
Отраслевая принадлежность |
Труд индустриальный, с/х, информационный |
Содержание труда |
«Белые воротнички», «синие воротнички», «серые воротнички» - в сфере обслуживания |
Котегория персонала |
Руководители, инженерно-технические, обслуживания |
Уровень иерархии управления |
Руководители, специалисты, рабочие |
Профессии |
Экономисты, юристы и т.д. |
Кадровая политика направлена на:
1. формирование качественного кадрового потенциала, удовлетворение потребностей производства в квалифицированных кадрах;
2. Обеспечение эффективной занятости трудового населения и его оптимальное распределение между отраслями производства региона;
3. Рациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений.
Исходными положениями политики в области кадров являются:
1. Политика занятости – обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы по средствам создания привлекательных и безопасных условий работы, а также возможностей для продвижения;
2. Политика обучения – повышение квалификации;
3. Политика оплаты труда – более высокая з/п в зависимости от квалификации, стажа и т.п.;
4. Политика производственных отношений – установление определенных процедур для эффективного решения трудовых проблем;
5. Политика благосостояния – предоставляет определенные льготы и услуги.
Каждое из названных направлений политики соответственно требует выполнение следующих требований.
1. занятость (анализ рабочих мест, методы найма);
2. обучение (проверка новых работников, практическое обучение, непрерывное развитие персонала);
3. оплата (льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне);
4. трудовые отношения (с профсоюзами устанавливается !! стиля руководства);
5. благосостояние (пенсии, пособия, жилье).
Составляющие кадровой системы:
1. Планирование потребности в кадрах;
2. Повышение общеобразовательного и профессионального уровня;
3. Система регулирования (оценка способностей, возможностей);
4. Оплата труда.
Управление служебно-профессиональным продвижением персонала:
1. работа со студентами старших курсов вузов и практикантами;
2. работа с молодыми специалистами;
3. работа с руководителями низшего звена управления
4. работа с руководителями среднего звена управления;
5. работа с линейными руководителями высшего звена управления.
3. Информационный рынок – совместность экономических, правовых и информационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда (книги, статьи, научно-техническая документация и т.п.).
В зависимости от масштабов выделяют: международные, национальные и региональные информационные рынки.
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.
Свойство информации – ее ценность.
Классификация региональных информационных систем.
1. К первой группе отнесены: автоматизированные информационные системы, их отличает развитая региональная инфраструктура, отвечающая современным тенденциям развития информационных технологий, характерным для этих систем является применение новейших технологии программно-технических комплексов, сетевого телекоммуникационного оборудования.
2. Ко второй группе можно отнести автоматизированные информационные системы органов власти с развитой внутренней инфраструктурой и менее развитой системой передачи данных по каналам связи со всеми подразделениями региона.
3. К третьей группе относится автоматизированная информационная система ведомств в которых отсутствуют перспективные программы и решаются отдельные прикладные задачи информатизации, не объединенные единой идеей и целенаправленной методологией развития.
Поставщиками социально-экономической информации являются: Государственный Комитет по Статистики, министерство экономики, финансов и др.
Поставщики данной информации решают следующие задачи:
1. Оценка потребностей органов правления в информации, прежде всего статистической и экономической.
2. Разработка системы показателей объективно и комплексно отражает социально-экономическое положение региона.
3. Формирование на единой методологической основе региональной информации фонда и поддержание его в актуальном состоянии для обеспечения необходимыми данными органов власти и самоуправления, а также других пользователей.
4. Совершенствование системы сбора обработки и передачи информации с использованием средств совершенной вычислительной техники.
5. Взаимодействие федеральными, региональными отраслевыми информационными системами, и разработка региональных схем информационных потоков социально-экономической информации.
Информационные ресурсы региона – представляют собой банки (базы данных) готовых документов и показателей в электронном виде и на бумажных носителях, содержащие корпоративную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию различных направлений (политика, социология, география и т.д.).
Законодательство РФ устанавливает правовой режим и использования информационных ресурсов.
Классификация информационных ресурсов
1. Зависит от формы собственности:
а). Государственных:
– ресурсы, создаваемые для обеспечения органов государственной власти, и вырабатываемые в результате этой деятельности;
– ресурсы, создаваемые не государственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.
б). Муниципальные;
в). Частные.
2. Информационные ресурсы по способу реализации:
а). Локальные;
б). Распределительные.
3. По режиму доступа:
а). Информационные ресурсы общего пользования;
б). Ресурсы рабочих групп;
в). Персонально ориентированная информация.
Региональные информационные ресурсы, используемые властными структурами по смысловой ориентации делятся на:
1. Экономические;
2. Правовые;
3. Персонифицированные;
4. Специализированные.
Поставщики экономической информации: Министерство Финансов, ГосКомСтат.
Требования:
1. Максимальная полнота представления материалов по интересуемому пользователя вопросу;
2. Постоянное обновление информационных ресурсов;
3. Возможность получения комментариев по отдельным положениям правовых актов;
4. Удобство доступа и работы с правовой информацией.
Основной источник: компьютерные справочные правовые системы.
Персонифицированный учет – это массивы данных, в которых вся накапливаемая информация становится в соответствии конкретной персоне имеющие уникальные идентификационные признаки.
Персонифицированный учет – это элемент учета, характеризующийся большой динамичностью объектов и неимоверной сложностью актуализации.
Выделяют два типа персонифицированных баз данных:
1. Базы данных обеспечения собственной деятельности (кадровая служба, бухгалтерия);
2. Общерегиональный учет населения.
К специализированным системам относятся различные реестры: кадастры, геоинформационные системы.
Основные принципы построения информационной сети органов государственной власти и самоуправления региона:
1. Наличие выделенной среды передачи данных органов государственной власти и самоуправления регионов;
2. Возможность подключения потребителей – поставщиков к скоростным каналам связи;
3. Подключение к сети автономных компонентов: главы районов, администрации, ГосКомСтат;
4. Обеспечение надежной защиты информации;
5. Единство представления информации в сети;
6. Соответствие всех работ законодательства.
4. Региональное развитие – это режим функционирования региональной системы который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социально-хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала территории.
Цели регионального развития большинства стран и их регионов – улучшение жизни качества населения.
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие как: увеличение доходов, улучшение образования,, питание и здравоохранение, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.
Критерии показателей развития.
Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеет традиционные показатели, описывающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения: ВНП, ВВП, реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей.
ВНП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг произведенных за определенный период времени.
ВНД (доход) – измеряет стоимость продукции произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран.
ВНД = Личные потребительские расходы + Валовые инвестиции + Государственные закупки товаров и услуг.