Как подготовить и провести телеинтервью
Политик, руководитель всегда существует на перекрестке интересов. За редким исключением, такой человек обязан уметь "работать лицом", выступать перед общественностью. При этом любое "меканье и беканье" в прямом телеэфире следует умножить на число смотрящих: 10 000, 100 000 или 1 000 000 человек…
К сожалению, журналистов учат брать интервью, но не учат PR-приемам и рекламе, а рекламисты, зная волшебные слова "позиционирование", "целевая группа" и "рейтинг", не очень знакомы с практической журналистикой.
Такие формы рекламы, как телеинтервью, участие в передаче, сюжет в новости - находятся на "стыке" журналистики и ПР. И очень многое необходимо учесть для того, чтобы на экране телевизора зрители увидели достойное действие, а не карикатуру...
ВВЕДЕНИЕ
Появление руководителя на экране персонифицирует руководимую им фирму, партию или ведомство, а порой - и всю отрасль и даже область деятельности. По сути, фирма "обретает лицо". Для репутации фирмы, партии важно, чтобы это "лицо" умело внятно говорить, убеждать, было способно достойно отвечать на сложные вопросы.
Мне часто приходилось слышать от самых разных руководителей, отказывающихся от включения в свои рекламные и PR - материалы своего собственного интервью - "чего я буду "вылезать" на экран!"
Причины такой реакции - незнание и боязнь. Хотя ни один руководитель в этом не признается. Цель данной статьи - "снять" ряд типовых страхов и избежать наиболее распространенных ошибок при подготовке и проведении телеинтервью.
1. ДО ИНТЕРВЬЮ
Важный совет: не бросайтесь делать запись сразу, если вы не хотите, чтобы Вас справедливо обвинили в поверхностности. До интервью целесообразно выполнить несколько технологических процедур, которые изложены ниже.
Почему это так важно? Факт: во время эфира Интервьюируемый неосознанно пытается "поговорить"… со своими знакомыми и друзьями. (Известна масса случаев, когда предвыборные ролики согласовывала жена политика. Тут полезно осознать, что мнение электората, на который должны быть ориентированы ролики, мягко говоря, не всегда совпадает с мнением уважаемой супруги кандидата). Но "знакомые и друзья" - исключая случай телепоздравления с днем рождения - обычно не являются "целевой аудиторией" запланированного воздействия. Целевая аудитория - телезрители, либо их часть.
СОВЕТ 1
Интервьюируемому полезно с позиции Зрителя (!!!) ответить в интервью на классические вопросы: КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? И КТО ОН по отношению К НАМ - ЗРИТЕЛЯМ? Ведущему необходимо заранее на примерах объяснить Интервьюируемому, что никто из зрителей не обязан знать ни его, ни его фирму, ни его проблемы. (В частности, для этого можно использовать "Перечень контрольных вопросов по позиционированию" [1, с. 72]).
ПРИМЕР ТИПОВОЙ ОШИБКИ
Руководитель культурного проекта очень подробно рассказывает о положительных сторонах проекта, даже кратко не сформулировав его суть. При этом он искренне полагал, что все телезрители В КУРСЕ проекта и должны припасть к экранам, только услышав его название…
СОВЕТ 2
Полезно предупредить Интервьюируемого, что, увы, телезрители не могут быть поголовно красивыми, успешными, богатыми и талантливыми. Поэтому не стоит особенно хвастаться своими успехами и достижениями. Только родственники и друзья (да и то не все) способны искренне порадоваться талантам Интервьюируемого. А большинство телезрителей, к сожалению, не его друзья и родственники…
Интервьюируемый должен хорошо знать вопросы, которые будут ему заданы, и ответы на них с учетом стереотипов Зрителей. Важно проработать реплики как с точки зрения содержания, так и с точки зрения грамотности речи, правильности употребления слов и т.д.
ПРИМЕР ТИПОВОЙ ОШИБКИ
Практика показывает, что даже опытный человек не всегда лучшим образом отвечает на вопросы интервью, если предварительно не составил четкие ответы и, главное, не "отчитал" (не отрепетировал) их несколько раз вслух. Эфир для многих как минимум - непривычная обстановка. Как максимум - стресс. Поэтому готовиться к нему следует, исходя из пословицы А.В. Суворова: "Тяжело в ученье - легко в бою". Кроме того, многие участники интервью любят употреблять для большей показательности своих мыслей поговорки, пословицы, крылатые выражения. И если заранее не продумать, какую поговорку употребить, то в самый ответственный момент часть ее "вылетит" из головы и получится очередное высказывание в легендарном "стиле В.С. Черномырдина".
СОВЕТ 3
В ответах обязательно должны быть примеры из жизни, иллюстрирующие идеи и мысли. Без примеров уровень успешного восприятия информации и ее усвоения снижается катастрофически. Поэтому подготовьте примеры заранее. В студии сами они в голову не придут. Проверено…
СОВЕТ 4
Будьте осторожны, используя в интервью юмор. "Опасными темами" являются: отношения мужчин и женщин, национальности, религия, а в некоторых случаях и политические пристрастия.
Полезно обратить внимание Интервьюируемого, что телеинтервью - это не допрос и сам Гость программы может свободно общаться, задавать вопросы тележурналисту или зрителям - это заметно оживляет восприятие передачи… (Например, известно, что участие в программе В.В. Жириновского, заметно повышает ее рейтинг).
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
В прямом эфире у ведущего неожиданно "кончились" вопросы, а звонков от зрителей все не было… Воцарилась громкая пауза. Тогда Гость прямого эфира взял инициативу и сказал следующее: " Вы знаете, мне кажется ,что нашим зрителям было бы интересно узнать ответ вот на какой вопрос. Этот вопрос очень важный и касается он многих. Практически каждый человек сталкивается с подобной ситуацией в жизни, и я в том числе. Так что у нас с Вами общая проблема! (объединение с аудиторией - Прим. Автора) Далее следовал подготовленный вопрос-ответ, решающий определенную задачу участника. Таким образом, Гость прямого эфира "за один заход" сумел сделать сразу несколько важных вещей: "погасить" неудобную паузу, показать заинтересованность проблемами зрителей, объединить себя со зрителями и четко продемонстрировать свою позицию (естественно, отвечающую интересам аудитории).
Если Интервьюируемый ведет себя пассивно: ни о чем не спрашивает собеседника, ничему не удивляется, только отвечает на вопросы, то зрителю может показаться, что участнику неинтересно беседовать с журналистом, ему все равно. Тогда чего же он вообще "вылез" на экран? Вывод: свою активность в интервью необходимо запланировать.
СОВЕТ 5
Порекомендуйте Интервьюируемому в заранее оговоренный момент задать встречный вопрос или сделать предложение Ведущему и зрителям. Другой вариант: Интервьюируемый может удивиться какой-нибудь информации и поблагодарить Ведущего, либо других участников программы за неожиданный вопрос или комментарий.
Необходимо до начала самого процесса записи интервью провести, как минимум, две "застольные репетиции". Ничего сложного в этом нет: Ведущий и все участники садятся за стол и начинают "играть" в запись интервью. Играть надо по-настоящему.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
Готовилась передача с участием одного из руководителей госструктуры. Задача: показать принципиальность и профессионализм гостя программы. Информационного повода не было. Поэтому интервью обещало быть скучным. Составили вопросы и ответы. Но скучность не исчезла. Устроили репетицию, где Журналист намеренно допустил ошибку в формулировке. Чиновник, будучи раскованным на репетиции, возмутился такому невежеству Журналиста и указал ему на его равнодушие к проблемам города. Решено было разыграть эту "ошибку" в программе. Интервью таким образом приобрело качества живого, острого разговора.
СОВЕТ 6
Если Интервьюируемый ошибся в ответе на репетиции, не продолжайте! Пусть он вернется к вопросу и ответит заново. Не "нарабатывайте" навык (рефлекс) с ошибками! На настоящей записи ошибка "вылезет" обязательно. Именно поэтому в цирке считается обязательным вновь выполнить неудавшийся трюк, не уходя с манежа.
СОВЕТ 7
Репетируя, не бойтесь "перегореть". Помните - в PR самое важное это контролировать результат, создавать "управляемый, а не случайный имидж" [1, с. 9-15]. Неожиданно хороший результат - это непрофессионально. Одно "пять с плюсом" не спасет десять "двоек".
СОВЕТ 8
Если Интервьюируемый отказывается провести "застольную" репетицию, существует способ показать всю нестабильность и опасность импровизации.
Задайте Интервьюируемому вопрос, заранее доброжелательно предупредив его, чтобы он не реагировал на Ваши действия. Когда Интервьюируемый начнет отвечать, сделайте следующее: глядя прямо в глаза, одновременно выстукивайте любой ритм карандашом по столу прямо "перед его носом". Он обязательно будет реагировать на мешающий стук и сбиваться. Остановитесь и объясните Интервьюируемому, что таким же образом ему будут мешать операторы, яркий свет, хождение в студи и т.д. Но если ответы отработать, то шансов успешно справиться с непривычными факторами больше. Кроме того, сообщите, что если бы Вы, репетируя 2-3 раза, все время стучали по столу, то Интервьюируемый уже на 2-й репетиции перестал бы сбиваться, привыкнув к отвлекающему стуку.
Планируя запись интервью сразу же постарайтесь сделать так, чтобы интерьер съемки сам говорил о предмете разговора: многие зрители не столько слушают, сколько смотрят, и им важно видеть не стены кабинета, а "живую" картинку. Кроме этого, постарайтесь найти предметы, которые могут быть в кадре и также подчеркивать тему разговора.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
Записывалось интервью с банкиром. Его убедили выйти из любимого кабинета и записали интервью на фоне здания банка. Да так, что все то время, когда он говорил, в кадре было видно название банка на здании, входящие и выходящие люди. В итоге, даже если предположить, что зрители не особо прислушивались к тому, о чем говорил банкир, то по крайней мере в кадре все время присутствовало название банка, и входящие-выходящие из офиса люди свидетельствовали о том, что в банке "кипит" работа.
СОВЕТ 9
Выбирая место для съемки интервью, в первую очередь, отталкивайтесь от темы беседы и профессиональной деятельности Интервьюируемого. Если "говорящего" места нет, запишите интервью на улице у знакомого и любимого горожанами объекта (памятник архитектуры, например). Если Интервьюируемый все-таки не соглашается выходить из кабинета, найдите "говорящие" предметы и включите их в процесс съемки.
До начала записи убедитесь, нет ли за спиной Интервьюируемого каких-либо предметов, которые в кадре (на заднем плане) могли бы мешать или даже рассмешить зрителя. Любой профессиональный оператор это знает и контролирует. Но, к сожалению, на "заказную" съемку не всегда посылают именно Мастеров операторского искусства… Поэтому лучше Ведущему контролировать все самому!
ПРИМЕР ТИПОВОЙ ОШИБКИ
Для одной программы записывали интервью с директором краеведческого музея. На стенах комнаты, где велись съемки, висели: оружие, охотничьи трофеи, предметы быта и т.д. И так вышло (этого никто не заметил), что во время записи интервью на заднем плане висели огромные ветвистые рога оленя... К сожалению, эти рога оказались как раз на уровне головы директора музея и при просмотре уже записанного материала журналисты и редактора, к своему ужасу, увидели человека с рогами оленя, вдохновенно рассказывающего о природе родного края...
СОВЕТ 10
Проверьте, нет ли на заднем плане в месте съемки предметов, которые могут "соединяться" в кадре с участником интервью и нелепо или смешно дополнять его образ на экране. Проверьте, нет ли в кадре теней, грубо искажающих телевизионную картинку. Старайтесь, чтобы берущий интервью журналист сидел прямо у объектива камеры и Интервьюируемый, отвечая ему, смотрел в сторону Зрителей, в объектив.
2. ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ
Итак, интервью началось. Самая трудная ситуация - это прямой эфир. Камеры включены. Свет в глаза. Все, что Интервьюируемый сейчас говорит, слышат тысячи людей... Не волноваться невозможно.
СОВЕТ 11
Всегда выслушивайте вопрос или реплику собеседника до конца. Даже если Вы знаете вопрос!
СОВЕТ 12
Выдержите паузу 2 секунды. Попробуйте сделать паузу естественно, поблагодарив за вопрос, назвав его интересным. Лишь после этого излагайте ...
СОВЕТ 13
Перед ответом, внимательно посмотрите собеседнику в глаза и начинайте говорить фразу только после того, как Вы проговорили ее в уме. (Так музыканты и певцы, прежде чем взять верную ноту, представляют ее звучание в уме.)
ТИПОВАЯ ОШИБКА
Очень часто у гостей программ на ТВ "бегают глаза". Взгляд неожиданно направляется в разные стороны. Происходит это автоматически. Дело в том, что в съемках (помимо Ведущего и Интервьюируемого) участвуют еще люди: операторы, осветители и др. И эти люди не всегда стоят неподвижно, они двигаются, выполняют свою работу… На них-то в первую очередь и реагируют глаза неопытного участника телеинтервью.
СОВЕТ 14
Смотрите в камеру, только если Вы подчеркиваете, что говорите для зрителя. В остальное время смотрите на собеседника. Ошибка, распространенная среди тех, кто считает себя уже "опытным" - говорить исключительно на объектив камеры. Это часто выглядит как нарочитое выпячивание собственной персоны и как неуважение к Ведущему.
ТИПОВАЯ ОШИБКА
Если гость программы приносит с собой тезисы-подсказки, то непроизвольно он начинает в них подглядывать.
СОВЕТ 15
Если Вы не можете обойтись без своих бумаг и записей, то лучше возьмите и открыто зачитайте нужную часть текста. Но не подглядывайте украдкой!
ТИПОВАЯ ОШИБКА
Одна из самых распространенных ошибок - непроизвольные движения рук (поглаживание, почесывание, складывание немыслимых фигур, щелканье суставами пальцев и т.д.). Эти движения действительно успокаивают Интервьюируемого, но смотрятся на экране очень плохо и отвлекают от восприятия того, что он говорит.
СОВЕТ 16
Возьмите в руки ручку или очки. Так контролировать непроизвольные движения легче.
ТИПОВАЯ ОШИБКА
Во время записи интервью или в прямом эфире бывает необходимо поправить прическу, вытереть пот со лба и т.д. Очень часто без этого не обойтись.
ТИПОВАЯ ОШИБКА
Очень часто во время долгого разговора у человека обсыхает слизистая оболочка губ и естественная реакция смочить губы языком. Многие женщины, несмотря на помаду, которая предохраняет губы о высыхания, тоже часто облизывают губы в кадре. На экране это смотрится очень плохо.
СОВЕТ 17
Если Вы очень волнуетесь, или в студии так жарко, что выступает пот, постарайтесь не поправлять свой внешний вид, не почесываться и не облизывать губы в то время, когда говорите. Дождитесь, когда начнет говорить собеседник - в это время объективы камер, как правило, направлены на него…
Обычно в подготовленных интервью все вопросы и обсуждаемые темы известны. Но могут быть и неожиданности. Например, Ведущий увлекся и позволил себе незапланированный вопрос. Вопрос оказался лишним или некорректным. Другой случай - участие в неподготовленном интервью.
СОВЕТ 18
Если Вы не хотите или не можете ответить на вопрос, то возвратите вопрос собеседнику: "А что Вы думаете по этому поводу? " Или скажите: "Мне кажется, определенная часть зрителей думает так..." Далее, в первом случае пусть говорит Ваш собеседник. Во втором случае, сообщите, как минимум, две противоположные точки зрения на вопрос.
ПРИМЕР
"В 50-х годах губернатору Флориды Ф. Уоренну пришлось вести свою предвыборную кампанию тогда, когда каждый округ в штате должен был сам выбирать, снимать или нет запрет на торговлю спиртным. И вот на вопрос, какова его позиция по поводу "сухого закона", Уоренн ответил так: "Если под виски Вы подразумеваете ту живительную влагу, что веселит душу человека, несет отдохновенье от дневных забот, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, - то внесите меня в списки самых горячих сторонников продажи спиртного. Если же под виски Вы подразумеваете то дьявольское зелье, которое разрушает семьи, ломает карьеры и лишает человека способности трудиться, - смело зачисляйте меня в ряд сторонников "сухого закона"!" [1, с. 144-145]
СОВЕТ 19
Услышав неудобный вопрос, начните говорить на тему, который Вы точно владеете. "Смягченный" вариант: поблагодарите за хороший вопрос и скажите, что "как мне кажется, зрители хотели бы узнать вот о чем..." Далее - Ваша "заготовка".
СОВЕТ 20
Услышав нежелательный вопрос - "размойте его деталью". Выделите из темы вопроса не спорную деталь и сделайте ее "существенной". Провозгласите известную истину.
Примечание. См.: Викентьев И.Л., Сычев С.В. " Держите ответ. Техника ответов на сложные вопросы".
Обычно программу заканчивает Ведущий. И, бывает, заканчивает не всегда удачно. Попробуйте сами подвести итог. А Ведущий пусть только попрощается со зрителями - пусть зрители запомнят Вас, а не его.
СОВЕТ 21
Желательно следить за временем эфира, чтобы успеть в конце высказаться.
СОВЕТ 22
После того, как Вы ответили на последний вопрос, попросите Ведущего разрешения на несколько слов. Он не откажет, даже если нет времени, предупредит только, что нужно сказать коротко. Далее сами подведите итог. (Если это заранее подготовить, то проблем не возникнет). В случае, если приближается какой-либо праздник - поздравьте людей, или отметьте какую-либо важную дату в истории.
3. ПОСЛЕ ИНТЕРВЬЮ
Все! Самое страшное позади…
ВАРИАНТ 1
Был прямой эфир. Исправить уже ничего нельзя… Внимательно посмотрите материал и запишите (именно запишите) все, что не понравилось. Затем сравните свои заметки с рекомендациями данной статьи. Если Вы убедитесь, что все делали правильно, а результат Вас не устраивает, то в этом случае может помочь только специалист-консультант.
ВАРИАНТ 2
Материал записан на видео для последующего монтажа. В этом случае можно многое исправить. Правда, работа эта в основном техническая. И Ведущий, и Вы уже сделали все, что могли…
Рассмотрим 2-й вариант.
Причина, по которой Вы как участник интервью должны знать особенности монтажа, проста - работники ТВ не настолько "любят" Вас, чтобы обращать внимание на детали Вашего имиджа. Но они охотно выполнят Ваши требования по созданию ТВ-материала, если Вы или Ваши сотрудники сможете объяснить, чего хотите.
ПРИМЕР ТИПОВОЙ ОШИБКИ
Записывалось интервью с директором завода. Разговор шел не об особенно интересных вещах: станки, детали, темпы производства и т.д. Так вышло, что один из вопросов записали вначале, затем через некоторое время возникло желание еще раз его записать, раскрыть поглубже. Записали еще раз. В эфире, к великому удивлению директора, один и тот же вопрос так и прозвучал два раза…
Первое, что нужно сделать - это уточнить хронометраж (точную длительность Вашего интервью в эфире). Как правило, записанного материала больше. Значит, нужно будет от чего-то отказываться.
СОВЕТ 23
Попросите работников ТВ переписать Вам рабочий материал на кассету VHS с тайм-кодом.
Примечание. Профессиональная видеокамера, записывая изображение и звук, фиксирует на пленке временной код. Каждый кадр на пленке имеет свой код. Тайм-код состоит из 8 цифр. Выглядит так - 01:22:05:13. Тайм-код служит для удобства использования видеоматериала в работе редактора, монтажера.
СОВЕТ 24
При записи на Вашу кассету попросите, чтобы тайм-код был записан в нижней части экрана. Так удобнее смотреть материал. Просматривая материал своего интервью, запишите по тайм-коду каждый вопрос и ответ на него. Фиксируя на бумаге конкретный вопрос или ответ, вначале записывайте тайм-код начала фразы, затем - текст начала фразы. В конце - тайм-код окончания фразы. Сразу пометьте неудачные места в съемке. Теперь перед Вами картина всего интервью на бумаге. Сложив данные тайм-кода, вычислите общее время всего записанного интервью. Теперь Вы знаете, сколько придется "вырезать" или, может быть, добавить. Осталось определить, от чего отказаться, либо что добавить.
Отметим, что иллюстрирующий интервью материал может быть добавлен, только если это позволяет жанр телепередачи. Если программа авторская, то у нее есть определенная форма и средства подачи информации. И согласование с автором программы возможности применения иллюстрирующего материала обязательно.
Иллюстрируют интервью, как правило, двумя способами:
Отдельно смонтированным сюжетом по теме. Этот способ применяют тогда, когда есть резерв эфирного времени для сюжета. Либо "жертвуют" самим материалом интервью. Решать Вам. Бывает, в отснятом интервью настолько много "ляпов", что "спасти" программу можно только с помощью сюжета.
Наложением видеоряда (дополнительно отснятого или архивного) прямо на звук записанного интервью.
Этот способ применяют чаще всего. Преимущество этого варианта иллюстрации в том, что он не требует "жертвовать" материалом записанной беседы. Накладывают на звук не только динамический видеоматериал, но и кадры фотографий, документов и т.д. Способ "наложения на звук" не только прекрасно иллюстрирует тему беседы, но и позволяет "закрыть" неудачные кадры.
СОВЕТ 25
Продумайте, чем можно будет закрыть неудачные кадры. И если есть такая возможность, снимите или приготовьте иллюстрирующий материал заранее.
СОВЕТ 26
После съемки на месте убедитесь в том, что оператор снял крупные планы рук, документов, сувениров и т.д. Словом всего того, что окружало Вас во время съемки и чем можно будет разнообразить "картинку" или "закрыть" неудачные кадры. О необходимости наличия "крупных планов" знают все операторы, но часто забывают об этом. Особенно на заказных съемках.
СОВЕТ 27
Не обращайте внимание на явное неудовольствие оператора и журналиста, когда Вы им будете что-то рекомендовать. Вы у них один из многих. Себе они простят все, а смотреть и слушать зрители будут Вас.
Да простят меня мои коллеги за совет 30!
СОВЕТ 28
Если Вы хотите, чтобы Ваше интервью с 100% гарантией вышло в эфир, сразу после съемок попросите работников ТВ переписать весь рабочий материал для Вас на профессиональную видеокассету. Особенно если эфир предполагается через несколько дней.
На любой ТВ-студии знают, как часто по ошибке стираются не только рабочий материал, но и целые программы еще не вышедшие в эфир. Примеров очень много. С этим так и не научились бороться... Поэтому лучше подстраховаться.
СОВЕТ 29
Купите профессиональные кассеты заранее. Часто работники ТВ отказываются переписывать материал, ссылаясь на отсутствие кассет. Одни из лучших форматов ТВ-кассет - BETACAM SP и DIGITAL BETACAM.
СОВЕТ 30
Когда Ваше интервью в окончательном варианте будет смонтировано, перепишите на профессиональную кассету и его.
Желаю Вам успехов!
Список литературы
1. Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2001, 256 с.
2. Кормушин Ю. Как подготовить и провести телеинтервью.