База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

ПР как инструмент маркетинга

ПР как инструмент маркетинга

ПР как инструмент маркетинга

Т. Чумиков

1. Что такое маркетинговый ПР. Соотношение маркетинга и ПР.

Чтобы непосредственно перейти к вопросу маркетингового ПР, необходимо рассмотреть его две составляющие - это маркетинг и ПР. Сам термин МПР является достаточно новым, он появился в 80-е годы вместе с возникновением необходимости различать способы применения ПР для поддержания маркетинга от общей практики ПР. Итак, начнем с ПР. PR (public relations) - "связи с общественностью". Следует отметить, что понятие ПР имеет более 400 определений. В 1975 году американский фонд Foundation for Public Relations предпринял попытку анализа наиболее значимых определений ПР и вывел свое, синтезированное определение. Однако и оно не стало универсальным. Длина и сложность данного определения вновь не отразили в полной мере суть ПР. Исследователи пришли к выводу, что ПР - это постоянно развивающаяся система, а разнообразие в ее описаниях свидетельствует лишь о некоторых тенденциях, которые доминируют в определенные периоды времени либо у определенных групп ученых и практиков. Постараюсь выделить два схожих определения ПР, которые были даны в последние годы ведущими российскими специалистами:

ПР - организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования фирмы и повышения ее репутации. Осуществляется разными путями, прежде всего через СМИ. Искусство взаимоотношения между управленческими, общественными структурами и гражданами в интересах всего общества.

ПР - система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта (под проектом может подразумеваться фирма, организация), а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта.

Подобно этому, различные определения давались и маркетингу. Так, определение Ф. Котлера, одного из ведущих специалистов по маркетингу, звучит следующим образом: Маркетинг (marketing) - социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом. Маркетинг является бизнес-задачей, которая служит для:

выбора привлекательных целевых рынков,

создания ориентированных на потребителя товаров и услуг,

разработки эффективных программ коммуникаций и распространения товаров с целью увеличения уровня продаж и удовлетворения потребителей.

Теперь попробуем сформулировать сущность МПР. Основываясь на наиболее часто используемых определениях связей с общественность и маркетинга и собственном опыте, Т. Харрис, автор книги "The Marketer's Guide to Public Relations" предлагает следующее определение связей с общественностью в области маркетинга: МПР - процесс планирования, исполнения и оценки программ, способствующих росту продаж и удовлетворению потребителей через передачу достоверной информации и создание благоприятного имиджа компании; идентификации ее продуктов с потребностями, желаниями и интересами потребителей. В этой же книге автор представляет нам результаты некоторых исследований, которые были опубликованы в Журнале Маркетинга Ф. Котлером и У. Миндаком в статье "Маркетинг и ПР". Ф. Котлер и У. Миндак подняли вопрос: "Где кончается маркетинг и начинается ПР?", и наоборот: "Где заканчивается ПР и начинается маркетинг?". Они отметили, что и маркетинг, и ПР являются основными внешними функциями фирмы и предложили 5 различных моделей при рассмотрении взаимоотношений между маркетингом и ПР в организации. Вот они:

Раздельные функции: традиционный взгляд, говорящий, что маркетинг и ПР различны в своих перспективах и мощностях. Маркетинг существует, чтобы чувствовать, служить и удовлетворять нужды заказчика с выгодой для себя. ПР существует, чтобы создавать добрую волю у различных представителей общественности (окружения компании), дабы эта общественность не вмешивалась в возможности фирмы по получению прибыли.

Разные, но пересекающиеся функции: точка зрения, состоящая в том, что маркетинг и ПР являются важными, но раздельными функциями, имеющими сферы пересечения. Наиболее очевидное пересечение - в создании известности товару. Компания может отнести рекламирование товара к функциям либо отдела по маркетингу, либо отдела ПР.

Маркетинг как доминирующая функция: ПР должен быть поставлен под контроль маркетинга компании.

ПР как доминирующая функция: ПР контролирует маркетинг. Будущее фирмы во многом зависит от того, как она рассматривается элитой, включая владельцев акций, финансовых институтов, общественных лидеров и др. потребителей. Задача фирмы заключается в том, чтобы удовлетворять эту общественность как только возможно.

Маркетинг и ПР как схожие функции: обе функции базируются на единой концепции и методологии. ПР и маркетинг вместе работают над выяснением потребностей и сегментацией рынка, формируют имиджевые программы и обеспечивают управленческий процесс. Необходимо отметить, что именно данный подход сейчас используется большинством крупных компаний, успешно функционирующих на российском и зарубежных рынках.

2. Примеры и способы использования ПР в маркетинге.

Американская автомобильная компания Ford, используя ПР, добилась известности марки и получила заказы на 146000 новых моделей (речь идет о Ford Taurus) автомобилей еще до того, как их стали рекламировать или выпускать для продажи. Ресторан McDonald's в Москве принял 30000 русских в день своего открытия и моментально превратился в самый большой по количеству обслуженных посетителей объект компании. Одна из крупнейших в мире компаний, производящих табачные изделия - " R. J. Reynolds International" создала свой собственный "российский" имидж, используя ПР, а не прибегая к известности таких своих марок как Winston, Camel, Salem и др. Новый сорт сигарет, которые компания "RJRI" стала производить в России, стал называться Петр I. И по сей день в рекламе и других информационных выпусках компании подчеркивается, что "Петр I" создан "российскими дизайнерами и произведен в России для российских потребителей". Компания "Lego System", узнавшая о том, что их погремушка "Божья коровка" представляет потенциальный риск нанесения вреда младенцу, решила немедленно отозвать всю партию этих игрушек и призвать родителей к содействию в распространении этой информации. Взамен компания предложила в подарок игрушку из новой коллекции, которая соответствовала международным стандартам безопасности, или полную компенсацию стоимости игрушки.

Приведенные примеры достаточно разнообразны, однако каждый из них по-своему подтверждает эффективность ПР в маркетинге:

пример 1 (компания Ford) иллюстрирует применение ПР на начальных стадиях маркетинговых программ, а именно: появление новостей еще до рекламы; пример 2 показывает, как хорошо работает ПР-метод перенесения "зарубежного чуда" в отечественные условия, пример 3, напротив, позволяет понять, насколько эффективно ПР может способствовать привязке маркетинговых программ к ментальности, традициям местных аудиторий; пример 4 делает акцент на том, как ПР помогает при завоевании доверия потребителя.

Помимо перечисленных мною примеров применения ПР в маркетинге существует множество других методов, делающих маркетинговые программы компании более эффективными. ПР способствует: превращению компаний в лидеров и экспертов, представлению новых товаров, дополнению рекламы, оживлению, повторному запуску и позиционированию уже давно существующих товаров, преодолению сопротивления потребителя рекламе; влиянию на людей, формирующих мнение потребителей; созданию запросов на продажу, распространению товаров, завоеванию поддержки со стороны розничных торговцев и др. Эти и другие практические примеры подтверждают, что маркетинг и ПР прекрасно взаимодействуют, маркетинговый ПР работает. Именно поэтому за последние несколько лет так много компаний обратились к связям с общественностью. В их число входят как маленькие фирмы, не способные оплачивать дорогое рекламное пространство, так и крупнейшие рекламодатели, признающие высокую эффективность ПР в маркетинге.

3. Специалисты по маркетингу о ПР.

Рост использования связей с общественностью отражен в двух недавних исследованиях среди управляющих маркетингом высшего звена: одно было проведено Т. Дунканом, профессором маркетинга в Государственном Университете Болл (Ball State University), для Golin/Harris Сommunications, другое - фирмой управленческого консультирования Gilbert, Farlie,Inc. для Hill & Knowlton. В исследовании для Hill & Knowlton было опрошено 50 управляющих маркетингом высшего звена ведущих национальных компаний-рекламодателей. Крупномасштабное исследование для Golin/Harris проводилось среди подписчиков журнала "Рекламный век", занимающих позиции, связанные с маркетингом и рекламой в ориентированных на работу с клиентами организациях. Руководители в обоих исследованиях показали, что они использовали ПР в большей мере, чем они делали это пять лет назад, и что они будут применять его больше в будущем. Большое количество респондентов отметили, что ПР становится все важнее и важнее, в течение следующих пяти лет он станет самым важным элементом маркетинга. Наконец, две трети опрошенных отметили, что связи с общественностью являются "очень эффективными с точки зрения затрат." Приведу еще несколько немаловажных фактов, обнаруженных в исследованиях:

Маркетинговый ПР был признан эффективным в различных областях, за которые традиционно считается ответственной реклама. Особенно была отмечена его эффективность при создании марки и повышении ее известности

Важно подчеркнуть, что практически не было областей, где бы большинство клиентов признали МПР неэффективным

Обнаружилась следующая точка зрения: реклама и МПР должны стратегически работать вместе.

75 процентов опрошенных сталкивались с применением/использовали МПР в своей компании.

В качестве еще одного примера представлю высказывание Г. Баума, президента одного из подразделений компании Campbell Soup: - ПР является нашим секретным оружием. Пожалуй, ПР сегодня изменяет отношение потребителя к товару эффективнее, чем реклама. Потребитель охотнее верит информации, исходящей от независимой третьей стороны, чем рекламному ролику... А. О'Рейли, председатель и исполнительный директор компании Heinz, обратил внимание на возрастающую важность связей с общественностью еще 10 лет назад. Он сообщил управляющим Heinz по всему миру, что реклама "страдает от закона уменьшающейся полезности" и что "мы должны думать о новых нетрадиционных способах достижения наших аудиторий", в числе которых он прежде всего отметил ПР.

4. МПР - будущее российских компаний.

Множество практических примеров, теоретических исследований применения ПР, высказываний ведущих специалистов в рассматриваемой области подтверждают, что связи с общественностью обладают огромным потенциалом в сфере маркетинга. Многие компании - лидеры мирового бизнеса уже взяли на вооружение инструмент ПР, применение которого мы часто наблюдаем в нашей повседневной жизни, порой даже не догадываясь об этом. Вот и Россия не стала исключением. Хотя большая часть российских компаний еще не признала эффективность применения ПР в своей маркетинговой политике и традиционно прибегает лишь к рекламе, есть и другая часть, которая, напротив, проявляет повышенное внимание к связям с общественностью, создает свои собственные подразделения ПР или пользуется услугами профессиональных ПР-агентств. В своей небольшой практике работы в бизнес-структурах я тоже замечал, что многие российские компании (включая ту, в которой приходилось работать мне) почему-то обходят вниманием ПР. Может быть, это происходит потому, что часть руководителей просто боится ввести новые методы работы с потребителями, называемые "связи с общественностью"; не имеют достаточно информации о ПР или по каким-то причинам не верят в его эффективность. Иногда это - нежелание тратить средства, которые не дадут немедленной отдачи, а окупятся лишь в перспективе. Позволю себе выразить уверенность в том, что рост внимания деловых, политических, общественных кругов к ПР в России будет только расти все больше, ведь с каждым годом расширяющийся и все более конкурентоспособный российский рынок требует от участников рыночного процесса новых, более разнообразных и эффективных инструментов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.prlink.ru/



мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена