База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Трудная необходимость миссии фирмы

Трудная необходимость миссии фирмы

ТРУДНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ МИССИИ ФИРМЫ

ПОСЛЕ ПЯТИ ЛЕТ УСПЕХА...

Создатель прославленного МХАТа К.С. Станиславский пишет в Москву В.И. Немировичу-Данченко из гастрольной поездки театра в США: "Надо привыкнуть к мысли, что Художественного театра больше нет. Вы, кажется, поняли это раньше меня, я же все эти годы льстил себя надеждой и спасал трухлявые остатки. Во время путешествия все и всё выяснилось с полной точностью и определенностью. Ни у кого и никакой мысли, идеи, большой цели - нет. А без этого не может существовать идейное дело".

Постоянно проводя консультации в области public relations, он заметил: через 5-7 лет успешной (заметим - успешной!) работы и удовлетворения "потребностей нужды" (квартира, машина, дачка), ряд руководителей фирм, top-менеджеров встают перед вопросом: "А зачем?". Ну, хорошо, будет еще одна машина, прикупим участок, расширим дачку до дачи, но глобально: зачем?.. И при этом ответ "увеличивать прибыль акционеров", записанный в Уставе фирмы, почему-то удовлетворяет уже не всех. К тому же отсутствие внятного ответа на вопрос: "А зачем?" с неизбежностью передается и рядовому персоналу.

Кстати, срок "5-7 лет", в приложении не только к фирме, но и успешно функционирующему театру, называл и мудрый В.И. Немирович-Данченко.

При этом, мы к этому вернемся чуть позже, вопрос "зачем?" не столь важен для молодых и только стартующих фирм, входящих в традиционные виды бизнеса. Их первая задача (скорее, диктуемая внешними обстоятельствами) - просто выжить, состояться. И только в случае успеха и по прошествии ряда лет начинаются поиски цели, культуры, философии или миссии фирмы...

Поясним: зачем это надо?

ДЛЯ ПЕРСОНАЛА (после достижения определенной стабильности и благополучия) - для обоснования, оправдания своего ежедневного существования...

Согласитесь, есть разница: строить насосную станцию в деревне или Главную телебашню страны, писать проходной пресс-релиз или речь для открытия Олимпийских игр, рекламировать водку или концерт 12-летнего скрипача...

ДЛЯ БИЗНЕСА: если хотя бы часть(!) основных Сотрудников действительно разделяет миссию фирмы - весь окружающий мир разделяется ими, как чертою, на две части:

то, что ХОРОШО для миссии,

то, что плохо для миссии.

Так, принцип работы американской компании "Федерал экспресс", доставляющей бандероли и посылки: "Все, что мы делаем, должно быть сделано не позднее завтрашнего дня". И уже не нужно дополнительных "рабочих совещаний", согласований, чтобы принять решение. Да, если нужно - для доставки посылки будет нанят самолет или вертолет. Ибо каждый знает: есть миссия, и доставка должна произойти не позднее завтрашнего утра!

Это пример влияния идеального - убеждений (чем, собственно, и занимается public relations) на материальное - бизнес.

Ну, а зачем нужны свежие цели в политике, каждый Читатель знает сам.

НЕУДАЧНЫЕ ПРИМЕРЫ...

Экономя журнальное место и время Читателей, перечислим и кратко прокомментируем наиболее типичные ошибки, делаемые в СНГ и связанные с миссией фирмы:

1) Объявление уважаемым Руководством стратегических целей фирмы "завтра, Приказом".

Комментарий. Понятно, сотрудники, прочитав очередной документ, не разделяют его на уровне своих убеждений. А значит, и на уровне реальных повседневных действий...

2) Реанимация старой идеи или "восстановим все, как было!".

Комментарий. Неважно, чего это касается - возрождения дружеской атмосферы при "старте" телекомпании, которая размещалась в двух комнатушках и, цитирую: "здесь мы и жили, и работали, и все вместе пели под гитару"; возвращения к традиционному крестьянскому укладу, танцам или "исконной духовности". Ибо, увы, нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

3) Подмена миссии фирмы комплексом (неврозом) уважаемого Руководства.

ПРИМЕР

"Понимаете, вся МОЯ ЖИЗНЬ - это борьба с беспокойством. Я постоянно выращиваю перед собою стены защиты. Я пошел в бизнес, поскольку боялся, что нечего будет кушать. Сейчас у нас несколько фирм. Все они записаны на жену. Сейчас я иду в депутаты - мне нужна их неприкосновенность..." .

Комментарий. Невроз Руководства значим, но не равен ежедневным проблемам фирмы и ее персонала. В лучшем случае сотрудники будут изображать "понимание" руководства, когда оно их видит...

4) Подмена миссии высокой прибылью.

Комментарий. Да, успех бизнеса важен для персонала! Но это не единственный фактор стабильно-успешной фирмы. Ключевое слово - "стабильно". Ибо временный успех бывает у всех или почти у всех. И часто руководитель успешной фирмы бывает ошарашен, узнав, что до 60-70% "его команды, выращенной собственными руками", уже положили свои резюме в кадровые агентства.

ТРИ ЭТАПА, ТРИ МИССИИ...

Упрощая, развитие как коммерческой, так и некоммерческой организации (например, религиозной) можно разложить на три этапа:

I этап: "старт" нового Дела-1;

II этап: интенсивное развитие Дела-1;

III этап: стагнация, застой

(более обоснованно и подробно этот материал изложен  в [2]). Автор полагает что, в зависимости от этапа развития дела и в гораздо меньшей степени от личных особенностей Руководства и сотрудников, у организации будут РАЗЛИЧНЫЕ миссии.

Так, "на старте", в определенном смысле, пионерам легко. (Конечно, если под "пионерами" понимать не участников канувшей в Лету детской организации, а первопроходцев). Действительно, ответ на вопрос: "Зачем?" для самых первых пилотов, первых программистов, первых телевизионщиков, первых рок-музыкантов и первых клубов бардовской песни даже не возникал. Борец, первопроходец всегда естественен.

И как страшно сильны, как привлекательны именно "Великими Целями" (пусть несбыточными, но великими) новомодные церкви. Действительно, что могут родители ответить на упреки своего обработанного сектантами и незрелого чада: "Вы не любите и боитесь ближних - вы запираете свое жилище! Вы - мясоеды, едите невинных животных! Вы не каетесь публично в грехах своих!"...

А как белые убежденно сражались с красными и пели: "Смело мы в бой пойдем за Русь Святую и как один умрем..." А красные им вторили, только умирать собрались "за власть Советов". А как трудно, но оптимистично, возрождались СССР и Германия после войны; а как верили наши разведчики и их шпионы каждый в свою миссию (вопреки слухам, разведчики и шпионы "получают" немного. Веками работы доказано: истинную преданность стране за деньги не купишь. Здесь нужны убеждения).

Минуя II-ой этап (мы к нему еще вернемся) постараемся ответить себе на вопрос: возможна ли вдохновляющая персонал миссия на III-ем этапе (стагнация, застой) Дела? Продолжая начатые аналогии, зададим вопрос: что отвечают себе на вопрос "зачем?" нынешние и "не первые" авиаторы, программисты, телевизионщики, рок-музыканты и барды?... Или: озарен ли персонал районной поликлиники Вашим лечением с одержимостью Ильи Мечникова или Луи Пастера? Наверное, нет. И это не хорошо и не плохо. Но это есть.

Итак, для различных этапов развития дела миссия будет различна. Для первого она легка и естественна: люди занимаются новым Делом. Для третьего - если честно - миссия придумывается. Точнее - придумывается самооправдание собственной деятельности. Иногда миссию можно создать и воспитать в сотрудниках. Скажем, не очень задумывающийся о высоких материях американский морской пехотинец твердо знает, что "Армия США защищает демократию во всем мире", а наш рабочий раньше знал, что именно он "передовой класс". И это согревало их души... (Печально, но для ликеро-водочного завода, с которого мы начали эту статью, легкого и очевидного нахождения вдохновляющей миссии просто нет).

А что же для второго этапа? Похоже, что для него миссия - это запрограммированный "старт" нового Дела-2. В определенном смысле, это управляемый Руководством постоянный возврат к I-ому этапу и старт нового, значительного Дела-2. Еще точнее: вдохновляющая путеводная роскошь под названием "миссия" не для всех фирм. Действительно, трудно представить миссию у магазинчика, торгующего продуктами, по словам его владельца, "не хуже других"... Истинная миссия, похоже, возможна только у первопроходцев. И этот вывод оптимистичен. Ибо именно творцы движут наше сообщество вперед.

ОТЛИЧИЯ УСПЕШНОЙ МИССИИ

В малоизвестной, к сожалению, среди рекламистов, PR-профи, консультантов по менеджменту книге Г.С. Альтшуллера и И.М. Верткина "Жизненная стратегия творческой личности" (Петрозаводск, "Карелия", 1991 г.) приведены результаты анализа более 1000 биографий великих людей и их "команд", оказавших влияние на развитие нашей цивилизации. Если изложить выводы исследователей сверхкратко, то получится следующее:

Миссия - это не одна цель, а скорее - система целей, напоминающая лестницу.. Достигнув одну конкретную цель, Лидер и его команда ставят следующую (помните: не дожидаясь застоя, Дело-1 заменяют на Дело-2).

Цели должны быть новыми (либо новыми должны быть средства их достижения).

Цели не должны быть мелкими либо такими же, как у Конкурентов. Мелкие, повседневные цели "не дают зажигания" в команде.

Цели должны быть позитивными. Точнее: положительные результаты достижения целей должны быть глобальными, а отрицательные - если они неизбежны - локальными.

Цели должны разделяться основными сотрудниками на уровне убеждений, а не объявляться по приказу руководства

Выполнить эти требования сверхтрудно. Но возможно.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., Жизненная стратегия творческой личности, Петрозаводск, "Карелия", 1991 г.

2. Викентьев И.Л., Приемы рекламы и public relations: 214 примеров, 130 задач и 15 практических приложений, СПб, 3-е изд., 1998 г.

3. И.Л. Викентьев. Трудная необходимость миссии фирмы



мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена