Наследование
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Понятие и история наследования 4
3. Наследование по завещанию 6
4. Наследование по закону 9
5. Принятие наследства и его последствия 13
6. Легаты и фидеикомиссы 14
7. Иски о наследстве 16
8. Заключение 17
9. Список использованной литературы 18
В В Е Д Е Н И Е
Целью данной работы является отражение одной из основных частей Римского права - наследственного права.
Римское право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности.
Римское право представляет собой одно из важнейших исторических явлений права.
ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ НАСЛЕДОВАНИЯ
Основные понятия наследственного права.
Исторические этапы развития римского наследственного права
Основные понятия наследственного права
Наследованием называется переход имущества умершего лица к (одному или нескольким) другим лицам.
Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» показал, что еще в доклассовом обществе (при родовом строе) были зачатки наследования. Но подобно тому, как собственность (в экономическом смысле) существовала и до образования классов, государства, права, а право собственности появилось только в классовом обществе, с образованием государства, так и наследственное право, как завершение права собственности, появилось только с возникновением государства, защищающего и в этом случае интересы господствующего класса.
Наследование (в тесном смысле) есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или, при наличии нескольких наследников, — определенную долю имущества), как единое целое. Универсальный характер наследования проявляется в том, например, что к наследнику переходят сразу и права и обязанности, входящие в состав наследства, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он и не знал, и т. п.
Наряду с этим, римское право знает и так называемое сингулярное преемство после умершего лица, т. е. предоставление лицу отдельных прав; это — так называемые легаты, или отказы, о которых будет сказано ниже.
Наследование возможно было или по завещанию или по закону (если завещания данным лицом не оставлено, либо оно признано недействительным, либо наследник по завещанию не принял наследства).
Характерной особенностью римского наследственного права была недопустимость сочетания этих двух оснований наследования (завещания и закона) в одном и том же случае, т. е. недопустимо было, чтобы одна часть наследства перешла к наследнику по завещанию, а другая часть того же наследства — к наследникам но закону (в этом смысл афоризма: «nemо pro parte lestatus pro parte in-testatus decedere potest, т. е. не может быть наследования в одной части имущества умершего лица по завещанию, а в другой части по закону).
В процессе наследования необходимо различать открытие наследства и вступление в наследство. Наследство открывается в момент смерти наследодателя (наследовать вообще можно только после умершего физического лица). С открытием наследства определенные лица получают право приобрести наследство, но они еще не становятся в этот момент собственниками вещей, оставшихся после наследодателя, должниками по его обязательствам и т. д., словом, в момент открытия наследства наследственное имущество еще не переходит к наследникам. Это происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство. Необходимо, впрочем, заметить, что в древней агнатской семье непосредственные подвластные домовладыки (т. е. дети, а также внуки от ранее умерших детей) считались «необходимыми» наследниками и приобретали наследственное имущество, независимо от акта принятия наследства. «Необходимым» наследником был также раб завещателя, который отпускался по завещанию на свободу и назначался наследником.
В соответствии с характером производственных отношений древнейшего Рима и семейным характером в ту пору собственности, все члены семьи считались, несмотря на широту прав, предоставленных главе семьи, как бы участниками в семейной общности. Поэтому и после смерти paterfamilias имущество оставалось за агнатской семьей в силу закона. Наследование по завещанию, получившее в более позднее время очень широкое применение (так что наследование по закону носило название наследование ab intestato, т. е. после лица, не оставившего завещания), в древнейшую эпоху не имело места. Что же касается наследования по закону, то в силу указанного обстоятельства круг законных наследников первоначально определялся по признаку агнатского, родства. Родство по крови (когнатское), как основание для наследования по закону, впервые получило признание в преторском праве и окончательно восторжествовало в императорском законодательстве.
Подобно тому, как в области права собственности в римском праве, наряду с цивильной собственностью, сложилась в преторском эдикте так называемая бонитарная собственность, и лишь в праве Юстиниана произошла унификация права собственности, так и в области наследования, наряду с цивильной hereditas, установилась преторская bоnо-rum possessio. Разложение агнатской семьи, ослабление отцовской власти, явившиеся следствием изменения производственных отношений и всего социально-экономического строя, приводило к тому, что передача наследства лицам, увязанным с наследодателем лишь агнатскими отношениями, минуя самых близких кровных родственников, но утративших агнатскую связь (например, эманципированные дети), стала признаваться несправедливой.
С другой стороны, сложные формальности, требовавшиеся по цивильному праву для составления завещания, также стали слишком стеснительными. Эти новые запросы жизни были учтены претором. В своем эдикте он стал обещать судебную защиту также лицам, которые по цивильному праву не имели права наследовать; равным образом, он объявил, что будет признавать завещания, составленные в более простой форме.
Не имея права отменять нормы цивильного права, претор достигал цели, предоставляя этим новым наследникам владение наследственным имуществом (bonorum possessio). Сначала это признание давалось лишь постольку, поскольку с «преторским наследником» не конкурировал цивильный наследник, если находился цивильный наследник, заявлявший требование о наследстве, наследство передавалось ему, преторский наследник оказывался sine re, т. е. без наследственного имущества. Но позднее (в эпоху принципата) претор стал обеспечивать прочное обладание наследственным имуществом за теми лицами, которые признавались им более подходящими наследниками (bonorum possessio cum re). После этого bonorum possessio стала одним из случаев возникновения бонитарной или преторской собственности.
В императорскую эпоху эти две системы: цивильная hereditas и преторская bonorum possessio — стали постепенно сближаться том путем, что наиболее старые цивильные наследственные нормы стали изживаться и, наряду с этим, в само цивильное право стали проникать новые положения, построенные на преторских принципах, — например, взаимное право наследования матери и ее детей. Окончательное торжество новые принципы наследования получили только в новеллях Юстиниана.
Понятие завещания. Условия действительности завещания.
Понятие завещания
Завещанием (testamentum) в римском праве признается не всякое распоряжение лица на случай смерти, а лишь такое, которое содержит назначение наследника. По классическому праву требуется, чтобы такое назначение было в самом начале завещания. Назначение наследника составляет существенную часть завещания: если в распоряжении, сделанном на случай смерти, имеются даже исчерпывающие указания, кому и в каких долях должно перейти имущество после смерти данного лица, но никто не назван в этом распоряжении в качестве наследника (никому не дано nomen heredis, имя наследника), завещание недействительно. Назначением наследника, однако, завещание может и не исчерпываться; в нем могут также содержаться отказы (легаты), назначены опекуны к малолетним наследникам и т. п.
Завещание есть односторонняя сделка, т. е. выражение воли только завещателя. То обстоятельство, что завещание получит действительное значение лишь при условии, если назначенный в нем наследник согласится принять наследство, не делает завещания договором, ибо это выражение воли наследника имеет место не при совершении завещания (как например, согласие одаряемого при одарении), а только после смерти завещателя, как совершенно самостоятельный, отдельный от завещания акт. Односторонний характер завещания проявляется, между прочим, в праве завещателя в любое время также односторонне изменить или вовсе отменить завещание.
Условия действительности завещания
Для совершения завещания требуется специальная способность: testament! factio activa. Такая способность требуется в момент совершения завещания. Такой способности не имеют недееспособные, душевнобольные, расточители, лица, осужденные за некоторые порочащие преступления и пр.
Форма завещания, чрезвычайно громоздкая в древнейшее время, постепенно упрощалась, но все-таки и в праве Юстиниана была достаточно сложной, ввиду требования присутствия семи свидетелей (но письменная форма не была безусловно обязательной). Наряду с частными завещаниями, практиковались публичные, составляемые при участии органа государственной власти, а) путем занесения распоряжения завещателя в протокол суда или муниципального магистрата, б) путем передачи в императорскую канцелярию на хранение письменного завещания.
Назначение наследника должно быть сделано лично завещателем (нельзя назначить наследником «кого выберет Тиций»), ясно и точно; должно быть назначено «определенное лицо», persona certa. К числу personae incertae первоначально относили, в частности, постумов (т. е. лиц, зачатых при жизни завещателя, но к моменту его смерти еще не родившихся), а также юридические лица; в позднейшем императорском праве назначение тех и других было допущено. Но во всяком случае лицо, назначаемое наследником, должно обладать testamenti factio passiva, т. е. способностью быть назначенным наследником. Такой способности не имели, например, лица. которые в момент смерти завещателя еще не были зачаты, дети государственных преступников и др. Некоторые лица, хотя и имели testamenti factio passiva, но не могли получать наследство полностью или в части, если не отпадет обстоятельство, признаваемое по закону препятствием для получения наследства. Так, по законам Августа о борьбе с безбрачием и бездетностью холостые мужчины в возрасте 25—60 лет и незамужние женщины 20—50 лет могли получать наследство по завещанию только после ближайших родственников: после всякого другого завещателя они получали наследство лишь в том случае, если в течение 100 дней после открытия наследства вступали в брак и т. д.
Назначение наследника под условием допускалось, если условие имеет характер отлагательного. В этом случае наследство открывается не в момент смерти наследодателя, а по наступлении условия. Условие отменительное в завещании не допускалось потому, что оно противоречит принципу римского наследственного права: semel heres semper heres (лицо, раз ставшее наследником, остается в этом положении навсегда, а между тем наступление отменительного условия привело бы к прекращению прав и обязанностей наследника). Если тем не менее наследник назначен под отменительным условием, условие считается не написанным, и наследник признается назначенным безусловно.
Равным образом, не допускается при назначении наследника включение срока как отменительного, так и отлагательного; при нарушении этого требования сроки считаются неписанными.
Примером отлагательного условия может служить подназначение наследника (substitutio). Наиболее распространенный вид субституции сводится к тому, что в завещании назначается как бы запасный наследник на случай, если назначенный на первом месте по той или иной причине (смерти, нежелания принять наследство и т. п.) не сделается наследником (так называемая substitutio vulgaris, обыкновенная субституция).
Наследник — универсальный преемник. Поэтому, если лицо назначено наследником (Titius heres esto, Тиций пусть будет наследником) и вместе с тем завещатель указывает, что этот наследник должен получить такую-то вещь (institutio ex re certa), он все же считался универсальным преемником и получал все наследство. Однако, если по смыслу завещания было видно, что завещатель хотел, чтобы остальное (кроме указанного для наследника) имущество поступило другому лицу, завещание толковалось так, что наследник должен оставить себе указанную в завещании вещь, а остальное передать в качестве так называемого фидеикомисса (о нем далее) другому липу.
В древнейшую эпоху завещатель пользовался неограниченной свободой распоряжаться своим имуществом. По законам ХП таблиц «uti legassit super pecunia tutelave suae ret, ita ius esto» (как домовладыка распорядится относительно своего имущества, так пусть и будет). Но по мере разложения старой патриархальной семьи, с одной стороны, и утраты былой простоты и строгости нравов, с другой стороны, завещатели стали осуществлять эту неограниченную свободу завещательных распоряжений так, что имущество иной раз передавалось по завещанию совершенно посторонним и даже случайно оказавшимся лицам, а ближайшие родственники завещателя, в значительной мере способствовавшие своею деятельностью образованию наследственного имущества, ничего из него не получали. На этой почве постепенно появились ограничения завещательной свободы, разросшиеся затем в право некоторых наследников по закону на так называемую обязательную долю в наследстве, т. е. на то, чтобы и в случае составления завещания им было обеспечено, кроме особых исключительных случаев, получение некоторого минимума из наследства.
По древнейшему цивильному праву для завещателя было установлено лишь то ограничение, что своих sui heredes он не должен обходить в завещании полным молчанием: он должен или назначить их наследниками или прямо лишить их наследства, хотя бы и не указав никакого уважительного для того основания. В древнейшую эпоху завещание составлялось в народном собрании; очевидно, рассчитывали на то, что лишить наследства самых близких людей без всякой уважительной причины завещателю помешает страх перед общественным мнением. При этом лишение наследства подвластных сыновей (включая так называемых постумов мужского пола, т. е. родившихся после смерти завещателя, но уже зачатых ко времени составления завещания), должно было совершаться поименно в отношении каждого; дочерей (и постумов женского пола) можно было и не называть по имени («все прочие мои подвластные лишаются наследства»). Несоблюдение этих правил в отношении сына влекло за собой ничтожность завещания и открытие наследства по закону (ab intestate). При несоблюдении этих правил в отношении дочери, внука, внучки, завещание сохраняло силу, но неправильно обойденные в завещании лица «прирастали» к назначенным в завещании наследникам, т. е. вместе с ними участвовали в наследовании.
Жизнь показала, что формальное требование, обращенное к завещателю, или назначить этих ближайших родственников наследниками или прямо лишить их наследства, не ограждает законных интересов этих лиц. Вследствие этого в практике суда, в компетенцию которого входили споры о наследстве (так называемого центумвирального суда) было установлено, что наиболее близких родственников недостаточно просто упомянуть в завещании, но необходимо и завещать им известный минимум (обязательная доля). Если завещатель поступал иначе, наследник, имеющий право на такую обязательную долю, и ее не получивший, мог предъявить особый иск, querela inotficiosi testamenti (жалобу на то, что завещание нарушает нравственные обязанности). В случае основательности этого иска, суд признавал завещателя умственно ненормальным, в силу чего завещание признавалось недействительным.
Круг лиц, за которыми признавалось право на обязательную долю, был претором расширен присоединением к sui heredes также эманципированных детей. В классическую эпоху право на обязательную долю уже принадлежало еще более широкому кругу наследников, а именно: нисходящим ж восходящим родственникам завещателя — безусловно, полнородным и единокровным братьям и сестрам завещателя — при условии, если наследником в завещании назначено лицо опороченное (persona turpis). Размер обязательной доля определялся сначала одной четвертью той доли, какую получило бы данное лицо при наследовании по закону. В праве Юстиниана размер обязательной доли стали определять более гибко: если бы при наследовании по закону данное лицо получило не менее четверги наследства, то обязательная доля исчислялась в размере одной трети от этой законной доли; если же при наследовании по закону лицо получило бы менее четверти, то обязательная доля равнялась половине того, что лицо получило бы по закону.
Если обязательная доля не оставлена по уважительной причине, завещание сохраняло полную силу. Уважительность причины устанавливалась в классическую эпоху по усмотрению суда; Юстиниан дал исчерпывающий перечень таких оснований для лишения обязательной доли; например, причинение опасности для жизни завещателя, вступление дочери, не достигшей 25 лет, в брак против воли родителя и т. д.
Последствием предъявления «иска о нарушении завещателем нравственных обязанностей» в классическую эпоху была не полная недействительность завещания, а только — в той мере, в какой необходимо для удовлетворения жалобщика, т.е. для того, чтобы ему получить обязательный минимум. При этом, если имеющих право на обязательную долю было несколько человек, или в завещании назначено было несколько наследников, оспаривание должен был вести каждый из обойденных против каждого из наследников в отдельности; если, например, обойденный к одному из двух наследников по завещанию иск предъявил, а к другому нет — то в отношении второго наследника завещание сохраняло полную силу.
Если завещатель не совсем лишал своего ближайшего наследника обязательной доли, а только назначал ему ее не в полном размере, заинтересованному наследнику давался иск о дополнении законной доли (actio ad supplendam legi-timam, подразумевается — partem).
Пути развития наследования по закону.
Наследование ab intestate по новеллам Юстиниана.
Выморочное наследство
Наследование по закону наступает в тех случаях» когда после умершего лица не осталось завещания, признаваемого действительным, или когда наследник по завещанию по той или иной причине не вступил в наследство.
К наследованию по закону, в особенности, относятся приведенные выше указания относительно исторического развития наследственного права.
Древнейшая известная нам римская система наследования по закону, относящаяся к эпохе законов XII таблиц, исходит из семейной общности имущества и агнатского родства. В соответствии с этим законы XII таблиц признают первоочередными наследниками ab intestate непосредственно подвластных наследодателя (детей, внуков от ранее умерших детей и т. п., но при условии, если эти лица к моменту открытия наследства не вышли из-под власти домовладыки). Эти наследники называются «своими» (heredes sui), и вместе с тем, «необходимыми» (necessarii), в том смысле, что они признаются наследниками независимо от выражения их воли на то. Если после наследодателя не оставалось «своих наследников», к наследству призывался ближайший по степени агнатский родственник (agnatus proximus). Если ближайший агнат не принимал наследства, то оно не переходило ни к следующему по степени родства, ни к кому другому, а становилось выморочным — принцип однократности призвания к наследству. Это выражалось афоризмом:
«в наследовании по закону (т. е. по закону XII таблиц) не допускается successio, преемство», между наследниками разных степеней или категорий. Только в том случае, если после наследодателя и агнатов не осталось, к наследству призывалась третья группа наследников — gentiles, члены одного с ним рода.
По мере развития экономики, а на ее базе - и всех вообще сторон общественной жизни, патриархальная семья стала разлагаться, и на смену семейной собственности стала складываться индивидуальная частная собственность. В связи с этим, система наследования, построенная на принципе агнатского родства, утратила свое основание. «Живой голос народа» — преторский эдикт уловил новые требования жизни и, не производя радикальной реформы, придал все-таки известное значение родству по крови (когнат скому), которое в изменившихся условиях стало важнее агнатского.
Именно претор давал bonorum possessio соблюдая следующую очередность. На первом месте он поставил детей (liberi); эта категория отличалась от древних sui heredes тем, что в состав liberi входят также эманципированные дети (претор применил тут нередко применявшийся им прием фикции, допустив предположение, что эманципация не повлекла за собой capitis deminutio minima. Претор учитывал при этом, что эманципированные дети со времени эманципации работали так сказать на себя: в их пользу шли и всякие приобретения по сделкам. Напротив, дети, оставшиеся под властью домовладыки, приобретали все для него, так что известная доля наследства представляла собой результат их деятельности. Поэтому претор, давая bonorum possessio одинаково всем детям — как подвластным, так и эманципированкым — установил требование, чтобы эманципированные дети при разделе наследства присоединяли к нему и то имущество, которое они приобрели после эманципации (так называемое collatio bonorum).
Вторую (по очереди) группу наследников составляют в преторском эдикте legitimi, т. е. лица, которые имели право наследования по законам XII таблиц, другими словами, агнатские родственники. В третью очередь преторский эдикт призывает cognati, кровных родственников (до 6-й степени включительно), в порядке близости по степени. Наконец, на четвертом месте претор дает наследство по закону пережившему супругу, vir aut uxor (муж или жена).
Помимо включения в круг законных наследников кровных родственников и пережившего супруга, претор провел еще одно новшество: он установил так называемую successio ordinum et graduum, преемство между наследниками разных классов и степеней, т. е. если призываемое к наследству лицо не принимает наследства, наследство теперь не становится выморочным, а открывается следующему по очереди кандидату.
288. Императорское законодательство обеспечило окончательную победу за преторскими принципами наследования, как более отвечавшими потребностям жизни. Сначала, (еще в эпоху принципата), введены были частичные дополнения: за матерью признали предпочтительное перед агнатами право наследования после детей, и обратно, дети получили такое же право наследования после матери.
Наследование ab intestate по новеллам Юстиниана
Коренным образом порядок наследования ab intestate был реформирован в новеллах Юстиниана 118 и 127.
По этим новеллам первый класс наследников ab Intestato составляют нисходящие (сыновья, дочери, внуки, внучки и т. д.). Нисходящий более близкой степени исключает от наследования нисходящих более отдаленных степеней, например, если имеются дети, то не призываются к наследству внуки и т. д. Однако нисходящий родственник более отдаленной степени призывается к наследству наряду с более близкими нисходящими наследодателя, если то лицо, через которое такой более отдаленный нисходящий происходит от наследодателя, умерло до открытия наследства. Например, в момент смерти наследодателя оказались в живых из числа его нисходящих дети и внуки от ранее умершего сына или дочери. В этом случае эти внуки имеют право получить ту долю, которая досталась бы их умершему отцу или матери, если бы те пережили наследодателя.
Такое участие в наследовании называется наследованием по праву представления (внуки в этом случае как бы представляют собой своего умершего отца или мать).
Наследование по праву представления не следует смешивать с так называемой наследственной трансмиссии. Наследники по праву представления являются наследниками не своего отца или матери (не переживших открытия наследства), а самого наследодателя (в приведенном примере — деда).
При наследственной трансмиссии наследник пережил смерть наследодателя, так что наследство открылось ему; но наследник умирает, не успев приобрести наследства, и возникшее в его лице право приобрести наследство само переходит по наследству к его наследникам. Таким образом, если и в этом случае взять для примера тех же родственников, и предположить, что в момент смерти деда его сын (отец внуков) был жив, но до вступления в наследство умер, к его детям переходит право принять наследство, оставшееся после деда, но эти дети считаются в этом случае наследниками не деда, а отца.
Римское право начало свое развитие с полного отрицания наследственной трансмиссии: право, возникающее у наследника в момент открытия наследства, есть строго личное, как бы особый вид его правоспособности; переходить по наследству «право принять наследство» не может. А в конечной стадии развития римского права проводится, под влиянием выступившей вперед имущественно- правовой стороны наследования и ослабления мистического представления о воплощении в наследстве личности наследодателя, иной принцип. Именно, если лицо, которому открылось наследство (по завещанию или по закону безразлично), умерло, не успев приобрести наследства, право приобрести открывшееся наследство переходит к его собственным наследникам, с ограничением, однако, сроком принятия (в течение года со дня извещения первоначального наследника об открытии ему наследства).
Между нисходящими одной и той же степени родства наследство делится поровну.
Поскольку в праве Юстиниана подвластные дети по общему правилу приобретали имущество для себя, установленная претором collatio bonorum утратила смысл. На смену ей введена колляция в другом значении: нисходящие, получившие от наследодателя приданое или предбрачный дар, должны присчитывать это имущество к наследству (в целях уравнения долей).
Второй класс наследников по новеллам Юстиниана составляют восходящие родственники (отец, мать, дед, бабка и т. д.), а также полнородные братья и сестры (и дети ранее умерших братьев и сестер). При наличии восходящих ближайшей степени более отдаленный восходящий родственник не призывается к наследству (например, если есть кто-либо из родителей, дед или бабка не призываются). Если наследуют одни восходящие, наследство делится по линиям (отца и матери). Это имеет значение, если к наследству призываются не родители, а деды и бабки; например, после наследодателя остались дед по отцу, дед и бабка по матери; эти три лица получают наследство не поровну: половина пойдет по отцовской линии и достанется деду по отцу, другая половина пойдет по материнской линии и там будет поделена между дедом и бабкой по одной четверти. Если призываются к наследству одновременно восходящие родственники и братья и сестры, наследство делится между все ми ими поровну (in capita, поголовно).
Третью очередь законных наследников составляют по новеллам неполнородные братья и сестры (и дети умерших ранее — неполнородных братьев и сестер, наследующие по праву представления).
В четвертой очереди призываются все остальным боковые кровные родственники (без ограничения степеней) причем ближайшая степень исключает дальнейшую.
В этом списке наследников не назван переживший супруг (муж или жена). Он призывается к наследованию на последнем месте, если не вступит в наследство ни один из перечисленных наследников. Зато за «бедной вдовой», т. е. не имеющей собственного имущества или приданого, позволяющего жить соответственно общественному положению женщины, признано право так называемого необходимого наследования, или право на обязательную долю в размере одной четверти наследства (впрочем, если наследуют дети в числе более трех, вдова получает равную с ними долю). Этой доли муж не может лишить жену даже своим завещанием.
Установленное преторским эдиктом преемство между разрядами наследников (successio ordinum) и степенями (successio graduum) в указанном выше смысле сохранено и в праве Юстиниана. Наряду с этим существовало гак называемое право приращения долей (ius accrescendi); если призвано к наследству несколько лиц одной и той же степени родства (например, три сына) и один из призванных не приобретает своей доли в наследстве, она прирастала к долям других одновременно призванных наследников (в приведенном примере при отказе от наследства одного из сыновей, два других сына получат по половине).
Если наследство не принято ни одним наследником как по завещанию, так и по закону, оно становится выморочным. В древнейшем праве такое имущество считалось ничьим и могло быть захвачено каждым желающим. Начиная с эпохи принципата, выморочное имущество передавалось государству; в период абсолютной монархии городская курия, церковь, монастырь и т. д. получили преимущественное право на получение выморочного наследства после лиц, принадлежавших к этим организациям.
«Лежачее наследство».
Приобретение наследства и его последствия
«Лежачее наследство»
В момент смерти наследодателя происходит открытие. Этим моментом определяется, кто призывается к наследству. Но эти призываемые лица еще не приобретают права на само наследственное имущество, пока не вступят в наследство. За время между открытием наследства и его принятием наследственное имущество не принадлежит никакому определенному лицу: это — hereditas iacens, «лежачее наследство», как бы ожидающее своего субъекта.
В древнем римском праве отношение понималось в данном случае очень примитивно: поскольку никакого хозяина у этого имущества не было, оно и считалось бесхозяйным (res nullius, ничьим), и хотя к этому имуществу не применялось правило о захвате бесхозяйных вещей, но все же любое лицо, захватив вещи из «лежачего наследства» и провладев ими год, становилось собственником, несмотря на то, что условий для приобретения права собственности по давности здесь не было.
В более развитом праве «лежачее наследство» стало охраняться. Его перестали считать бесхозяйным имуществом, но до принятия наследником как бы числили за умершим, личность которого продолжалась в наследственном» имуществе (hereditas... personam defunct) sustinet — буквально «поддерживалось» наследством). Эта мистическая конструкция позволила бороться против всякого рода посягательств на «лежачее наследство».
Приобретение наследства и его последствия
Вступление в наследство могло быть совершено или прямым выражением воли (притом В древнем цивильном праве — строго формальным, в преторском и позднейшем праве Юстиниана — также и неформальным) или же самым поведением лица, как наследника; например, лицо взыскивает причитающиеся суммы с должников наследодателя, платит долги его кредиторам и т. д.
Вступая в наследство, наследник не только приобретает соответствующие права, но и становится ответственным по обязательствам наследодателя. Даже если наследство состоит почти из одних долгов наследодателя, универсальный характер наследственного преемства приводит к ответственности наследника по этим долгам. При этом отмеченное выше мистическое представление, что в наследства воплощается имущественно -правовая личность умершего, приводило к тому практическому выводу, что наследниц принципиально отвечал за долги наследства, как за свои неограниченно. Избежать такой неограниченной ответственности наследник мог только путем радикальной меры — непринятия наследства, если его пассив превышает актив.
В праве Юстиниана было установлено, что если наследник произведет (с участием нотариуса, оценщика, кредиторов наследства, легатариев) опись и оценку наследственного имущества, то его ответственность по долгам наследства ограничивается размерами актива наследства Эта льгота называется beneficium inventarii. Такой инвентарь. должен быть составлен не позднее трех месяцев после того, как наследник узнал об открытии наследства (приступить к составлению инвентаря нужно было в течение первого месяца).
Beneficium inventarii имеет практическое значение в тех случаях, когда в наследственном имуществе много долгов, и для наследника возникает опасность, что его собственное имущество в значительной мере пойдет на удовлетворение кредиторов наследодателя. Но положение может быть и иное: в наследстве актив превышает пассив, но у наследника много своих долгов. Принятие наследства приводит к слиянию этих двух имущественных масс — наследника и наследодателя; как кредиторы наследника, так и кредиторы наследодателя (а также легатарии) могут искать удовлетворения из всего этого объединенного имущества. При большой задолженности наследника кредитора наследодателя рискуют не получить удовлетворения из-за этой конкуренции кредиторов наследника (причем это обстоятельство не могло быть ими учтено, когда они кредитовали наследодателя).
Для ограждения интересов кредиторов наследства преторским эдиктом было введено beneficium separationis («льгота отделения»). Эта льгота состояла в том, что кредиторам наследства было предоставлено право потребовать отделения наследственного имущества от собственного имущества наследника, с тем, чтобы наследственное имущества пошло, в первую очередь, на удовлетворение кредиторов наследства, затем на выплату легатов, и лишь возможный остаток можно было использовать на удовлетворение кредиторов наследника.
Приобретение наследства имело своим последствием также погашение взаимных обязательств, существовавших между наследником и наследодателем, поскольку в лице наследника соединялся после принятия наследства и кредитор и должник по этим обязательствам; прекращение сервитутов, которые имел наследодатель на вещи наследника или, наоборот, — в силу наступавшего в этом случае совпадения в одном лице и права собственности и сервитута.
Понятие и виды легатов. Фидеикомиссы.
Понятие и виды легатов
Легатом (или завещательным отказом) называлось распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого-то права или иной выгоды за счет наследственного имущества.
Из этого определения следует, во-первых, так называемый сингулярный характер преемства легатария (так называется лицо, в пользу которого назначен легат) в имуществе наследодателя. Это значит, что он — преемник наследодателя в отдельном праве, но не в какой-то доле наследства, и что получение легата не сопровождается ответственностью (в какой бы то ни было мере) за долги наследодателя. Во-вторых, поскольку легат можно оставить только в завещании, нельзя возложить легаты на наследника по закону (ab intestate).
Различалось несколько видов легатов. Наиболее существенным было различие легатов per vindicationem и легатов per damnationem. С помощью легата per vindicationem устанавливалось непосредственно право собственности легатария на известную вещь завещателя (отсюда и название этого вида легатов: легатарий получает виндикацнонный иск). Легат per damnationem назван так потому, что он назначался в форме «heres damnas esto dare», т. е. «наследник пусть будет обязан передать то-то такому-то». В этом случае легатарию предоставлялось только обязательственное право требовать от наследника исполнения воли завещателя.
Фидеикомиссы
В практике жизни были нередки случаи, когда легаты оставлялись без соблюдения форм цивильного завещания, а, например, распоряжением на случай смерти, не содержавшим в себе назначения наследника (такие распоряжения назывались кодициллами); иной раз распоряжение о предоставлении известного предмета из наследства определенному лицу было обращено к наследнику по закону. В республиканский период такие распоряжения не пользовались юридической защитой; исполнять их или нет, было делом совести наследника: отсюда название этих распоряжений — фидеикомисс, т. е. порученное совести. В эпоху принципата фидеикомиссы получили исковую защиту и тогда стали подобны легатам.
Однако путем фидеикомисса можно было возложить на наследника обязанность выдать другому лицу также все наследство или определенную долю его. Первоначально и такой fideicomrnissum hereditatis приводил только к сингулярному преемству, а ответственность по обязательствам, входившим в состав наследства, лежала на наследнике (хотя он и передавал все имущество лицу, которому такой фидеикомисс оставлен). Естественно, что при таком положении охотников принимать подобного рода наследство найти было нелегко, и распоряжение наследодателя оставалось без исполнения. Поэтому был внесен ряд поправок в регламентацию таких фидеикомиссов, конечным результатом которых было признание, что в случае назначения fideicommissum hereditatis наследник все же мог одну четверть наследства сохранить за собой, и что лицо, получившее в качестве фидеикомисса не отдельное право, а определенную долю наследства, в соответствующей доле несет и ответственность за долги наследства, т. е. такой фидеикомисс получил значение универсального преемства.
В праве Юстиниана fideicomrnissum hereditatis, как форма универсального преемства, сохранил значение. Другие фидеикомиссы (т. е. устанавливавшие не универсальное, а сингулярное преемство) были полностью уравнены с легатами (per omnia exaequata sunt).
Порядок приобретения легатов
В процессе приобретения легатарием его права раз личаются два момента: dies legati cedens и dies legati veniens. Dies legati cedit, как правило, в момент смерти завещателя, но если легат оставлен под условием, то dies cedens есть момент наступления условия. Юридическое значение dies cedens заключается в том, что если легатарий переживет этот момент, его право на получение легата само становится способным переходить по наследству. Следовательно, если .потом легатарий умрет, не получив легата, право на легат переходит к его наследнику.
Dies legati venit это— момент вступления наследника в наследство. G этого момента легагарий или его наследники получают право требовать осуществления их права на легат: при легате per vindicationem легатарий может предъявлять виндикационный иск против всякого, у кого находится отказанная вещь, при легате ргг damnationem — обязательственный иск против наследника об исполнении легата.
Легаты получили в Риме широкое распространение. При этом нередко завещатели назначали столько легатов, что наследникам не оставалось почти ничего; вследствие этого у них не было стимула принимать наследство. В интересах наследников были введены ограничения легатов: сначала установили, что нельзя назначать легаты свыше 1000 ассов каждый, и что ни один легатарий не должен получить больше, чем наименее получивший наследник. Этих мер оказалось недостаточно, так как можно было, назначив много мелких легатов, все-таки исчерпать все наследство.
Поэтому законом Фальцидия (приблизительно за полвека до н. э.) было установлено более радикальное ограничение: наследник не обязан выдавать в качестве легатов больше трех четвертей наследства; четверть наследства (оставшегося после погашения долгов наслелодателя) должна поступить наследнику (так называемая фальцидиева четверть.
Две категории исков. Hereditatis petitio.
Две категории исков
Надобность в судебной защите у наследника может возникнуть или вследствие того, что кто-то не признает тех прав, которые входят в состав наследства (например, лицо отказывается выдать наследнику Тиция вещь не потому, что не признает его наследником Тиция, а потому, что отрицает право на эту вещь самого Тиция), или же вследствие того, что кто-то своим поведением нарушает или не признает права данного лица, как наследника (например, оспаривает действительность завещания, из которого выводит данное лицо право наследования).
В случаях первой группы в распоряжении наследника имеются те же самые иски, какие были в распоряжении наследолателя; например, если третье лицо задерживает у себя вещь из состава наследства, наследник может предъявить тот же виндикационный иск, который был бы в таком случае предъявлен наследователем, если бы он был жив и т. д.
Hereditatis petitio
Если право наследника нарушается не тем, что не признают каких-либо прав, входящих в состав наследства, а тем, что не признают самого данного лица имеющим право на наследование, то наследнику предоставляется цивильный иск об истребовании наследства (hereditatis petitio), no своим условиям и последствиям аналогичный виндикационному иску: не владеющий наследственным имуществом наследник предъявляет этот иск к владеющему ненаследнику. Добросовестный ответчик по такому иску должен выдать истцу свое обогащение за счет наследства на момент предъявления иска, за удержанием понесенных им издержек на наследственное имущество (безразлично, были ли эти издержки необходимыми, полезными, или производились только для удовольствия данного лица). Недобросовестный ответчик по hereditatis petitio должен выдать истцу все полученное из наследства со всеми плодами и приращениями, несет ответственность за виновную (а с момента предъявления иска — и за случайную) гибель или порчу полученных ценностей, и может удержать лишь сумму понесенных им издержек, необходимых и полезных, но и то лишь постольку, поскольку полезные издержки все еще увеличивают ценность тех вещей, на которые они были произведены.
Interdictum quorum bonorum
Преторский наследник (bonorum possessor) получал для своей защиты интердикт quorum bonorum, с помощью которого мог получить владение вещами, принадлежащими к составу наследства.
Подводя итог всему вышеизложенному необходимо отметить то, что в настоящее время, в гражданском праве Российской Федерации имеют место отдельные черты Римского права, и еще более эта характерная особенность отражена в недавно вступившей в действие 3 части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая, на мой взгляд содержит наибольшее количество норм, основанных на наследственном праве Древнего Рима (наследственная трансмиссия и т.д.)
Именно поэтому значение наследственного права Древнего Рима, да и вообще всего римского частного права невозможно недооценить для развития гражданского права всех развитых государств.
А.М. Корчемный
17.12.2001 г.
1. К. Маркс, Ф. Энгельс. Собрание сочинений.
2. И. Б. Новицкий. Римское частное право, М, 1948
3. З.М. Черниловский. Римское частное право. Элементарный курс, М, 2000
4. Римское частное право, Учебник под ред. Б.И. Новицкого и И.С. Петерского, М, 1994 г.
5. Всеобщая история государства и права, под ред. К. И. Батыра, М, 1995 г.
6. Хрестоматия по всеобще истории государства и права.