Назначение и содержание долгосрочного плана сельскохозяйственного предприятия
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа по планированию на предприятиях АПК
Проверила: О.Ю. Абашева
Выполнила: О.О. Юшкова
Специальность:
Экономика и управление
на предприятиях АПК
Курс 3, Группа: 28
Шифр:0705199
Ижевск 2010
1. Назначение и содержание долгосрочного плана с/х предприятия
Планирование - это субъективная деятельность людей, которая на основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.
Подготовку планов сельскохозяйственного предприятия необходимо проводить по трем организационным сферам: финансовой, производственной и маркетинговой. Несмотря на то, что акцент этого занятия сделан на финансовую часть, тем не менее следует помнить, что финансовые решения тесно связаны с производственными и маркетинговыми решениями.
Новая модель государственного регулирования выражается в следующем
1) Предприятие выступает товаропроизводителем - любые формы воздействия на предприятие, в том числе и со стороны государства должны носить экономический характер.
2) Отказ от традиционной модели государственного директивного плана.
3) Система государственного регулирования должен исходить в современных условиях из специфики рынка, характеризующегося интенсивным развитием предпринимательства различных форм собственности.
4) Государство реализует функцию собственности не распространяя свою компетенцию на функцию владения.
5) Государство осуществляет регулирование экономики на основе законов. В этих условиях закон должен оберегать хозяйственников от государственного монополизма.
Долгосрочное и стратегическое планирование достаточно широко используются в практике управления многих крупных организаций, хотя последнее внедрялось медленно и с большим трудом в течение 20 лет.
В конце 60-х – начале 70-х годов в нашей стране появился целый ряд интересных публикаций и многие отрасли приступили к разработке долгосрочных планов развития производства. При этом субъектом планирования являлось министерство, ведомство.
Это обстоятельство объясняет причину недостаточной эффективности этой работы в прошлом. Министерство не имело достаточных возможностей, стратегической информации и времени на эту работу из-за чрезмерной перегруженности оперативными вопросами. План формировался как «жесткая конструкция», при которой игнорировался основополагающий принцип стратегического планирования – адаптивность планов. Это важное, но не основное отличие долгосрочного планирования от пришедшего ему на смену планирования стратегического.
Основное различие между долгосрочным и стратегическим планированием заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста.
Руководители организации обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым, и эту посылку закладывают в обоснование плана. Типичный результат такой практики – постановка оптимистических целей развития, с которыми не сходятся реальные результаты. Они могут быть выше, но чаще существенно ниже планируемых.
В системе стратегического планирования не предполагается, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и его можно изучать методами экстраполяции. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе.
Известно, что термин "долгосрочное планирование" употребляют для обозначения работ по планированию мероприятий, которые будут сказываться на деятельности организации в долгосрочном аспекте. При этом в зависимости от сферы деятельности эта перспектива может охватывать 5, 10 лет или несколько десятилетий.
Содержание определения «долгосрочное планирование» во многом зависит от условий, в которых оно осуществляется. То, что является долгосрочным для одной организации, может быть краткосрочным для другой. Следовательно, плановый горизонт для разных организаций может быть различным. В этом смысле использование термина «стратегическое планирование» представляется более предпочтительным, поскольку оно не вводит в заблуждение относительно горизонта планирования и указывает на важность и сущность этой работы.
В стратегическом управлении и планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе.
В современных условиях ставятся новые задачи, связанные с централизованным планированием. В развитии экономики важное значение имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур.
В новых условиях центральное планирование должно распространить свое действие и охватить следующие основные области плановой экономики:
1) Установление темпов и пропорций социально-экономического развития, структура общественного производства, распространение централизованных
2) Определение объемов производства важнейших видов продукции общегосударственного назначения в натуральном выражении
3) Планирование распределения постоянно сужающегося круга материально- технических ресурсов и централизованное прикрепление поставщиков и потребителей
4) Разработка и утверждение долговременных комплексных, социальных, научно-технических, региональных программ развития народного хозяйства.
5) Установление стабильных экономических нормативов, связанных с планированием производства, распределением материальных ресурсов, а также решением материальных проблем.
Прибыльность сельскохозяйственного производства в развитых странах обеспечивается:
- поддерживанием на внутреннем рынке такого уровня цен на сельхозпродукцию, который бы да вал производителям возможность не только окупать затраты на производство, но и получать доход;
- искусственным понижением себестоимости производства сельскохозяйственной продукции посредством прямых государственных субсидий за счет бюджетных средств.
Указанные способы обеспечения прибыльности сельскохозяйственного производства во многом предопределяют главные направления, по которым осуществляется государственное регулирование агросистемы экономически развитых стран. Одним из важнейших направлений государственного регулирования является субсидирование сельского хозяйства, то есть его финансирование на возвратной, а чаще на безвозвратной основе.
Хозяйственное управление построено на основе кооперации и интеграции хозяйствующих субъектов, входящих в агрокомплекс и занимающихся не только выращиванием, но также переработкой сельскохозяйственной продукции, сбытом, поставкой средств производства, агросервисом и другими видами деятельности.
К основным принципам создания кооперативных и интегрированных формирований хозяйственной иерархии можно отнести:
- сочетание отраслевых и территориальных принципов построения хозяйственных структур, причем главным образом на кооперативной основе;
- применение в основном двухуровневой вертикальной структуры (в США она трехуровневая);
- направленность деятельности прежде всего на сбыт продукции и регулирование цен;
- объединение отраслевых союзов на общегосударственном уровне в межотраслевую организацию, которая отстаивает общие интересы фермеров в правительстве и парламенте;
- опора хозяйственных структур в своей деятельности на мощную поддержку политических партий;
- распределение через отраслевые союзы квот на производство нужной продукции и государственных субсидий;
- вхождение в некоторых странах (США, Франция, Великобритания и др.) в состав отраслевых союзов научно-исследовательских институтов прикладного характера.
При подготовке приемлемой финансовой программы сельскохозяйственного коммерческого предприятия в расчет должна браться взаимосвязь отчета о движении денежной наличности, обязательств по займам и финансового положения предприятия. Затраты и движение денежной наличности, связанные с конкретной деятельностью и использованием ресурсов, требуют тщательной координации. Каждая программа финансирования основывается на конкретной схеме будущего движения денежной наличности.
Управление посредством планирования должно обеспечить эффективную работу всей системы. Концепция управления включает в себя эффективную организацию и умелое использование всех хозяйственных ресурсов для достижения поставленных хозяйству целей и задач. Для чего нужно планировать? В конце концов может показаться, что изменчивость цен на товары, падение цен на землю, засуха и изменение сельскохозяйственных программ делают планирование пустой тратой времени. Трудно планировать на будущее, если все в сельском хозяйстве непостоянно. Но в меняющихся условиях планирование принимает еще более важное значение. Цели и задачи являются руководством в процессе принятия решений и формулирования стратегии. Смысл постановки задач заключается в переложении общей стратегии в конкретную тактику. Управляющий должен четко определять реальность, достижимость, ясность постановки задач и их количество. Часто задачи делятся на финансовые и стратегические и могут подразделяться на долгосрочные и краткосрочные задачи. Концепция финансового управления распределяет задачи и цели в достижимые формы и поэтому обеспечивает фундаментальную часть планирования.
2. Планирование объема машинно-тракторного парка, затрат на его содержание и эксплуатацию, исчисление себестоимости условного эталонного гектара
Таблица 1 - План тракторных работ
Марка трактора |
Хоз. номер трактора |
Часы в работе |
Часовая эталонная выработка, усл. эт.га. |
Годовой объем работ, усл. эт. га. |
К-700 |
1 |
1400 |
2,10 |
2940 |
Т-150К |
2 |
1050 |
1,85 |
1942,5 |
ДТ-75М |
3 |
1470 |
1,1 |
1617 |
ДТ-75М |
4 |
840 |
1,1 |
924 |
ДТ-75М |
5 |
1680 |
1,1 |
1848 |
ДТ-75М |
6 |
805 |
1,1 |
885,5 |
МТЗ-82 |
7 |
1750 |
0,73 |
1277,5 |
МТЗ-80 |
8 |
1190 |
0,7 |
833 |
МТЗ-80 |
9 |
1540 |
0,7 |
1078 |
МТЗ-80 |
10 |
2030 |
0,7 |
1421 |
Т-40А |
11 |
1610 |
0,5 |
805 |
Т-16 |
12 |
840 |
0,2 |
168 |
Всего |
Х |
16205 |
Х |
15739,5 |
Рассчитаем годовой объем работ на примере трактора К-700: Умножим время работы трактора на час эталонную выработку: 1400*2.10= 2940
Таблица 2 - Расчет фонда оплаты труда для использования тракторного парка
|
Марка и номер трактора |
Всего |
||||||
К-700 |
Т150К |
ДТ-75М |
МТЗ-82 |
МТЗ-80 |
Т-40А |
Т-16 |
по бригаде |
|
Количество нормо-смен |
200 |
150 |
171 |
250 |
227 |
230 |
120 |
1348 |
Средний тарифный разряд выполняемых работ |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
24 |
Средняя тарифная ставка выполняемых работ, руб. |
82.89 |
82.89 |
75.86 |
68.63 |
68.63 |
62.51 |
62.51 |
- |
Фонд оплаты труда по тарифу, руб. |
16578 |
12433,5 |
51964.1 |
17157.5 |
46668.4 |
14377.3 |
7501.2 |
166680 |
Дополнительная оплата за классность, руб. |
6,8 |
5,0 |
5,09 |
6,58 |
5,9 |
5,49 |
2,86 |
0,09 |
повышенная оплата, руб |
1510 |
1132,8 |
1132,7 |
1464 |
1329,3 |
1221,8 |
637,4 |
8428 |
районный коэффициент, руб. |
1359,3 |
1019,5 |
1019,4 |
1317,6 |
1196,4 |
1099,6 |
573,7 |
7585,5 |
оплата за стаж, руб. |
261,3 |
195,97 |
195096 |
253,3 |
229,97 |
211,36 |
110,27 |
3,46 |
Итого дополнительной оплаты, руб. |
3137,4 |
2353,27 |
2353,15 |
3041,48 |
2761,57 |
2538,25 |
1324,23 |
16017,05 |
Резерв отпусков, руб. |
627,4 |
470,5 |
470,5 |
608,1 |
552,2 |
507,5 |
264,8 |
3501 |
Всего плановый фонд оплаты труда, руб. |
11316,8 |
8487,77 |
8487,15 |
10969,58 |
9960,37 |
9154,55 |
4776,23 |
61660,15 |
Сумма ЕСН |
26,1 |
26,1 |
26,1 |
26,1 |
26,1 |
26,1 |
26,1 |
26,1 |
Итого фонд оплаты труда с отчислениями на социальные нужды |
14270,48 |
10703,08 |
10702,3 |
13832,64 |
12560,03 |
11543,89 |
6022,83 |
77753,45 |
Расчеты:
1. Фонд оплаты труда по тарифу (трактор К-700)- умножаем кол-во нормо-смен на тарифную ставку: 200*82.89=16578р.
2. Допол. оплата за классность (трактор К-700)-находим процент: (3*20%+5*10%+4*0)/12=
Таблица 3 - Затраты на техническое обслуживание, ремонт и хранение тракторов и сельскохозяйственных машин и сооружений тракторного парка
|
Объем работ, усл.эт.га. |
Норматив затрат на 1 усл.эт.га, руб. |
Общая сумма затрат, руб. |
К-700 |
2940 |
18,40 |
54096 |
Т-150К |
1942,5 |
17,72 |
34421,1 |
ДТ-75М |
1318,6 |
18,80 |
24789,68 |
МТЗ-80,82 |
1152,1 |
15,60 |
17972,76 |
Т-40А |
805 |
18,90 |
15214,5 |
Т-16 |
168 |
25,60 |
4300,8 |
Сельскохозяйственные машины |
5508,8 |
11,00 |
60596,8 |
Здания и сооружения |
Х |
Х |
25600 |
Всего затрат |
Х |
Х |
236991,64 |
Таблица 4 - Определение плановой потребности и затрат на ГСМ
|
К-700 |
Т-150К |
ДТ-75М |
МТЗ-82 |
МТЗ-80 |
Т-40А |
Т-16 |
Всего |
Дизельное топливо |
||||||||
Норма расхода, кг на усл.эт.га. |
11,7 |
11,2 |
9,6 |
9,4 |
9,3 |
8,6 |
8,3 |
Х |
Объем работ, усл.эт.га. |
2940 |
1942,5 |
1318,6 |
1277,5 |
1110,7 |
805 |
168 |
Х |
Расход топлива, кг. |
34398 |
21756 |
12658,6 |
12008,5 |
10329,5 |
6923 |
1394,4 |
99468 |
Цена 1 кг, руб. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
8,3 |
Стоимость, руб. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
825584,4 |
Моторные масла |
||||||||
Расход основного топлива, кг. |
11,7 |
11,2 |
9,6 |
9,4 |
9,3 |
8,6 |
8,3 |
Х |
Норма расхода, % от основного топлива |
4,1 |
3,5 |
4,4 |
3,5 |
3,5 |
4,1 |
4,4 |
Х |
Расход масел, кг. |
47,97 |
39,2 |
42,24 |
32,9 |
32,55 |
35,26 |
36,52 |
266,64 |
Цена 1 кг, руб. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
18,50 |
Стоимость, руб. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
4932,84 |
Трансмиссионные масла |
||||||||
Расход основного топлива, кг. |
11,7 |
11,2 |
9,6 |
9,4 |
9,3 |
8,6 |
8,3 |
Х |
Норма расхода, % от основного топлива |
0,4 |
0,6 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,3 |
Х |
Расход масел, кг. |
4,68 |
6,72 |
8,64 |
9,4 |
9,3 |
8,6 |
10,79 |
58,13 |
Цена 1 кг, руб. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
20,80 |
Стоимость, руб. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
1209,1 |
Индустриальные и специальные масла |
||||||||
Расход основного топлива, кг. |
11,7 |
11,2 |
9,6 |
9,4 |
9,3 |
8,6 |
8,3 |
Х |
Норма расхода, % от основного топлива |
0,2 |
0,4 |
_ |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
_ |
Х |
Расход масел, кг. |
2,34 |
4,48 |
_ |
0,94 |
0,93 |
0,86 |
_ |
9,55 |
Цена 1 кг, руб. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
30,00 |
Стоимость, руб. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
286,5 |
Пусковой бензин |
||||||||
Продолжение таблицы 4 |
||||||||
Расход основного топлива, кг. |
11,7 |
11,2 |
9,6 |
9,4 |
9,3 |
8,6 |
8,3 |
Х |
Норма расхода, % от основного топлива |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
_ |
_ |
Х |
Расход бензина, л. |
11,7 |
11,2 |
9,6 |
9,4 |
9,3 |
_ |
_ |
51,2 |
Цена 1 л, руб. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
10,00 |
Стоимость, руб. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
512 |
Стоимость ГСМ всего, руб. |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
832524,84 |
Таблица 5 - Определение общей суммы затрат по статье “Содержание основных средств”
Элемент затрат |
Сумма, руб. |
Сумма амортизационных отчислений |
42600 |
Затраты на техническое обслуживание, ремонт хранение |
236991,6 |
Стоимость ГСМ |
832524,84 |
Всего затрат |
1112116,44 |
Таблица 6 - Общая сумма затрат на содержание и эксплуатации машинно-тракторного парка и исчисление себестоимости условного эталонного гектара
Статья затрат |
Общая сумма затрат, руб. |
В расчете на 1 усл. эт. га (себестоимость 1 усл.эт.га) |
|
Сумма, руб. |
Структура затрат, % |
||
Оплата труда с отчислениями на социальные нужды |
77753,45 |
4,94 |
5 |
Работы и услуги |
230000 |
14,6 |
16 |
Содержание основных средств |
1112116,44 |
70,65 |
77 |
Прочие затраты |
25500 |
1,6 |
2 |
Всего затрат |
1445369,8 |
91,83 |
100,0 |