Региональный земельный рынок: состояние и перспективы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
Кафедра экономической теории и национальной экономики
Курсовая работа
По региональной экономике
«Региональный земельный рынок: состояние и перспективы.»
Выполнил:
студент 361гр.
экономического ф-та
Бегинин Кирилл
руководитель:
ассистент кафедры
Потапова Т.В.
Саратов 2007год
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Характеристика регионального земельного рынка.
1.1. Этапы формирования земельного рынка. 4
1.2. Анализ современного состояния земельного оборота в РФ. 6
1.3. Структура сделок с земельными участками и их рыночная оценка. 10
Глава 2. Направления развития регионального земельного рынка.
2.1. Государственная кадастровая оценка земель. 21
2.2. Необходимость использования земель сельскохозяйственного назначения. 26
2.3. Пути совершенствования земельного рынка. 33
Заключение. 40
Список использованной литературы. 43
Введение:
Выбранная мною тема «Региональный земельный рынок: состояние и перспективы.» актуальна в наше после реформенное время. После кардинальных преобразований и зарождения рынка в целом, появляется дальнейшая необходимость реформирования механизмов земельных отношений. В России уже более 16 лет идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны. Несовершенство самого законодательства еще усугубляется необходимыми переменами с изменениями экономической политики. Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон порой противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а следовательно изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них - свободная купля-продажа земли. Целью написания этой работы является проанализировать земельный рынок в современной России, выявить его проблемы и перспективы развития.
Задачи:
o Описать этапы формирования земельного рынка.
o Проанализировать состояние современного земельного оборота в РФ.
o Изучить структуру сделок с земельными участками и их рыночную оценку.
o Описать государственную кадастровую оценку земель.
o Показать необходимость использования земель сельскохозяйственного назначения.
o Выявить пути совершенствования земельного рынка.
Наиболее весомый вклад в разработку проблематики рыночного землеустройства внесли А. Гольцблат, Н.В.Комов, Н Шагайда, В.Р Беленький, С.И.Сай. В области управления стоимостью недвижимости следует отметить фундаментальные работы В.А.Горемыкина, П.Г.Грабового, В.В.Григорьева, В.Р.Дорожкина, В.Н.Зарубина, Е.С.Озерова, И.А.Рахмана, Е.П.Ушакова, М.А.Федотовой. Правовые аспекты градостроительства и развитие земельного рынка отражены в трудах В.П.Гринева и В.В.Куценко.
Глава 1. Характеристика регионального земельного рынка.
1.1. Этапы формирования земельного рынка.
Земельный рынок России уже существует. Это один из очевидных итогов аграрных преобразований, осуществляющихся в стране с 1990 года.
Земельная реформа началась в стране с принятием закона о земельной реформе. Ее целью было распределение земель между более эффективными собственниками, хозяйственными субъектами.
Земельная реформа, под которой понимается изменение отношений собственности на землю, устранение монополии государственной собственности, преобразование колхозов и совхозов в различные организационно-правовые формы, предусмотренные Гражданским кодексом. Земельная реформа проводилась поэтапно.
Первый этап (1991-1995 гг.) - приватизация государственной земельной собственности, находившейся в пользовании колхозов и совхозов, перераспределение сельхозугодий в пользу крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих кооперативов. В результате к 1996 г. в государственном секторе осталось 13,4% сельхозугодий, коллективные хозяйства имели 61,8%, хозяйства граждан - 11,5%, остальные 13,3% сельхозугодий использовались вне сельского хозяйства. Произошло уравнительное бесплатное перераспределение земли из государственной в частную собственность.
Второй этап (с 1996 г.) - развитие арендных и залоговых отношений, формирование региональных земельных рынков, применение санкций и поощрений с учетом показателей использования земли, постепенное перераспределение земли в пользу более эффективных собственников.
Указы Президента РФ, принятые в 1991-1992 гг., определили принципы приватизации государственных земель, находившихся в бессрочном и бесплатном пользовании колхозов и совхозов. На основе земельных долей земля передавалась в собственность работникам сельхозпредприятий и предприятий социальной сферы, расположенных на территории хозяйства и обслуживающих его жителей, а также пенсионерам, которые ранее трудились в данном хозяйстве.[1]
Следующие этапы правового обеспечения земельной реформы - Земельный кодекс РСФСР, принятый в 1991г. и закрепивший частную собственность на землю граждан и юридических лиц, Конституция РФ 1993г.
На втором этапе земельной реформы речь идет о вовлечении земли, земельных ресурсов в экономику. Вступил в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права начали регистрировать в едином государственном органе.
Естественным логическим ходом стало создание ФЗ «О государственном земельном кадастре», а закон «О землеустройстве» был третьим в этой триаде.
И все же главным на втором этапе земельной реформы стало принятие нового Земельного кодекса РФ. Несмотря на то, что вопрос этот сильно политизирован, основной задачей принятого кодекса было закрепить уже достигнутое и не совершать никаких революционных действий, оставить работающие механизмы, исключив те, которые не работают. Все это устанавливает право собственности физических и юридических лиц на землю, дающее возможность покупки и продажи земельных участков, сдачи их в аренду, дарения, залога и т. п. [2]
Основной целью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление
земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка,
владеющих землей на правах частной собственности. Для легализации такого
необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель,
потребовалось более 10 лет. Реформа проводилась поэтапно: после революционных
преобразований и последующей стихийной приватизации, похожей на передел
собственности, следует этап осторожно закрепляющий достигнутое и зарождающий
цивилизованные рыночные отношения.
1.2. Анализ современного состояния земельного оборота в РФ.
Важную роль в преобразовании и развитии агропромышленного комплекса Р.Ф. играет
решение вопроса о земельной собственности в рыночном землеобороте. В самом
общем виде под землеоборотом понимается совокупность различных экономических
операций с землей, в результате которых происходит перераспределение прав
собственности на земельные ресурсы. Землеоборот в рыночной экономике служит
своего рода индикатором состояния соответствующей экономической системы и
степени зрелости, устойчивости и эффективности механизмов ее функционирования.
"Лихорадочные", "скачущие" из года в год объемы спроса и
предложения на земельном рынке указывают на неблагополучие в экономике в целом
и в конкретных отраслях производства в частности. В странах с исторически
сложившейся устойчивой рыночной экономической системой в период стабильности
рыночный землеоборот осуществляется на естественной конкурентной основе, без
активного вмешательства государства в процессы движения земельных ресурсов и
перераспределения прав и функций землевладельцев и землепользователей. В
странах же, которые после многолетнего искусственного перерыва восстанавливают
нормальные рыночные экономические отношения, ситуация иная. Болезненная ломка
старых и медленное, зачастую непоследовательное становление новых механизмов
функционирования экономической системы создают специфическую обстановку, при
которой форсированный отход государства от управления экономическими процессами
сопровождается крупными экономическими и социальными потерями, объективно
препятствует проведению самих реформ, снижает эффективность всего процесса
преобразований. Сказанное в полной мере относится и к организации в условиях
переходной экономики эффективного землеоборота как действенного инструмента
осуществления земельной реформы и наиболее эффективного землевладения и
землепользования. Необходимо дифференцированное государственное регулирование
масштаба и структуры землеоборота по числу, площади и категориям вовлеченных в
различные рыночные операции земельных участков, состава этих операций, их
пропорций, приоритетов и границ. Даже в самых сложных, кризисных экономических
ситуациях вмешательство государства в процесс становления эффективного
рыночного землеоборота должно основываться не на административно-командных,
приказных, а на рыночных механизмах и методах стимулирования поведения его
участников. Другими словами, важнейшими инструментами воздействия государства
на масштаб, структуру и приоритеты рыночного землеоборота выступают налоговая,
финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского
риска при выполнении конкретных рыночных операций с земельными участками, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке.
В результате земельной реформы существенно изменилось распределение
земельного фонда России по категориям землепользователей и формам
собственности. Эти изменения в первую очередь затронули земли
сельскохозяйственного назначения. Созданы крестьянские хозяйства на площади в 34,3 млн. га, а также их объединения и ассоциации (9,0 млн. га). В
районах Крайнего Севера организованы общинно-родовые хозяйства, их площадь достигла 68,9 млн. га. Интенсивно идет процесс образования акционерных обществ и товариществ, занимающихся товарным сельскохозяйственным производством. На их долю приходится 190,9 млн. га. Получили широкое развитие сельскохозяйственные кооперативы, расположенные на площади 36,6 млн. га.[3]
Отмечая существенные изменения в распределении земель по формам
собственности, подчеркнем, что значительная часть территории Российской
Федерации - более 76% (1306,2 млн. га) ее земель - все еще остается в
государственной форме собственности, причем 803 млн. га -земли субъектов
Федерации. В муниципальной собственности находится 56 млн. га, или 3,3%, в собственности юридических лиц - 335,8 млн. га (20%) и в собственности
граждан - чуть более 10 млн. га (0,6%) К не подлежащим вовлечению в рыночный землеоборот или имеющим определенные ограничения отнесены земли:
- обороны и обеспечения безопасности страны (10,0 млн. га);
- единой общегосударственной транспортной сети (1,4 млн. га);
- природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и
историко-культурного назначения (27,2 млн. га);
- расположенных на территории городов и населенных пунктов объектов и
предприятий федеральной собственности (0,34 млн. га);
- объектов обеспечения внутренних функций государства, его устойчивого
развития, жизнеспособности и охраны окружающей среды (2,0 млн. га);
- лесного фонда (265,9 млн. га);
- запаса (47,0 млн. га), а также водные объекты (17,8 млн. га). Кроме
того, для осуществления эффективной градостроительной политики в каждом населенном пункте требуется сохранение резервных площадей, которые в среднесрочной перспективе не подлежат застройке (всего приблизительно 0,43 млн. га). Вряд ли есть основания включать в рыночный землеоборот и земли таких объектов, как внутренние водоемы, болота, гидротехнические сооружения, на которые приходится в составе федерального фонда 18,2 млн. га. Подлежат ограничению в части включения в операции купли-продажи территории оленьих и конских пастбищ в местах обитания малых народов и этнических групп (13,2 млн. га). Исключаются из рыночного землеоборота и хозяйственного использования по крайней мере на среднесрочную перспективу и малодоступные таежные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Их площадь можно оценить примерно в 300-400 млн. га. Особого отношения заслуживают и земли сельскохозяйственного назначения федеральной собственности (83,1 млн. га), рыночные операции с которыми существенно ограничиваются.
Итак, в настоящее время можно исключить из оборота по купле-продаже около 800-900 млн. га земель, отнесенных к федеральной собственности. К данной цифре следует добавить еще почти 124 млн. га эрозионно опасных
сельскохозяйственных земель, а также приплюсовать 15% территории»
Европейской части России, загрязненной радионуклидами, тяжелыми металлами, токсинами промышленного происхождения. [4]
Российский земельный рынок пока еще очень слаб, этому свидетельствуют сумбурные из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Выводом из бесчисленных реформ и постановлений может служить необходимость политики, воздействующей на структуру рыночного землеоборота, ее инструментами должны выступать налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке. Анализируя структуру земель РФ, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 540-640 млн. га, что не может не огорчать.
1.3. Структура сделок с земельными участками и их рыночная оценка.
В российской федерации среди всех видов сделок с землей преобладают арендные
отношения (в среднем выше 90 процентов), тогда как на продажу органами местного
самоуправления было выставлено всего лишь 91,4 тыс. га 0,006 % земельного
фонда. (табл. 2) В 2005 доля площади государственных и муниципальных земель,
используемых на правах аренды в Российской Федерации, составила 4,3 % от всей
их площади. По федеральным округам России этот показатель колеблется от 1,6 % в
Северо-Западном федеральном округе до 17,9 % в Южном федеральном округе.
Цены за аренду государственных земель устанавливались постепенно, по мере
вовлечения земельных участков в рыночный оборот. Причем, по мнению некоторых
исследователей, выявить круг факторов, от которых устойчиво зависят эти цены,
достаточно трудно. Особенно это касается земель, предназначенных для
сельскохозяйственного производства. На формирование цен продолжают оказывать
большое влияние субъективные причины, не поддающиеся анализу и обобщениям.[5]
В 2005 г базовые размеры арендной платы за землю устанавливались на основе
действующих ставок земельного налога с применением коэффициентов в зависимости
от ценности территории, целевого использования земель, категории арендаторов
(таблица 1).
Рост ставок арендной платы косвенно обусловлен индексацией ставок земельного налога в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Арендные платежи за землю значительно дифференцированы в зависимости от спроса и предложения, категории арендаторов, местоположения и величины земельных участков. При этом плата за аренду земли городов и поселков по сравнению с сельской местностью значительно выше для всех категорий арендаторов.
Таблица 1[6]
Средние размеры арендной платы за использование государственных и муниципальных земель в Российской Федерации.
руб./кв.м.
Арендаторы |
2002г. |
2003г. 0Зг. |
2004г. |
2005г. |
|||||
в город. н посел ках |
в сель. насел. пунктах |
вне насел. пунктов |
в насе ленных пунктах |
вне насел. пунктов |
в насе ленных пунктах |
вне насел. пунктов |
в насе ленных пунктах |
вне насел. пунктов |
|
1 .Предприятия, организации, учреждения: промышленности, транспорта. связи, строительства |
6.58 |
1,57 |
0,49 |
11.54 |
1,26 |
12,00 |
1.63 |
11.41 |
1.89 |
торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания |
37.12 |
8.82 |
0,72 |
55,34 |
4,81 |
64,40 |
4.57 |
55,76 |
13,81 |
сельскохозяйственны е предприятия |
0.05 |
0.03 |
0.01 |
0.08 |
0.06 |
0.11 |
0.02 |
0,13 |
0.05 |
2. Граждане, их объединения, использующие земельные участки для: жилищного, дачного и гаражного строительства |
0,25*) |
0,12 |
0,02 |
1,46 |
0,20 |
1-53 |
0,22 |
1.82 |
0.35 |
личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества |
|
|
|
0.14 |
0,11 |
0.17 |
0,08 |
0.32 |
0.13 |
В целом администрации большинства субъектов Федерации при формировании арендных цен руководствуются действующими ставками земельного налога и соответствующими коэффициентами, чья величина зависит от ценности территории, целевого использования земель и категории арендаторов. При этом спрос и предложение также учитываются. В среднем по России в 2005 году арендная плата (за квадратный метр) для предприятий торговли и сервисного обслуживания в городах и населенных пунктах составила 55,76 рубля, а в сельских населенных пунктах — 13,81 рубля, для городских промышленных предприятий — 11.41 рубля и 1.89 рубля — для промышленных предприятий, расположенных в сельской местности; Граждане, их объединения, использующие земельные участки для: жилищного, дачного и гаражного строительства платили в городах и поселках 1.82 рубля, в сельских населенных пунктах — 0.35 рубля.
Таблица 2 [7]
Структура сделок с земельными участками в РФ.
Виды сделок |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
|
Кол-во сделок, ед. (площадь, га) |
Кол-во сделок, ед. (площадь, га) |
Кол-во сделок, ед. (площадь, га) |
1. Аренда государственных и муниципальных земель в том числе: сделки, совершённые в отчётном году |
3729655 (67403009) 444377 (13994875) |
3665563 (70154034) 498684 (11905493) |
3621086 (68230403) 474128 (14580742) |
2. Продажа прав аренды государственных и муниципальных земель |
10660 (12093) |
7226 (38222) |
5854 (23316) |
3. Продажа государственных и муниципальных земель в том числе на торгах. |
96876 (54965) 3249 (2448) |
150793 (45485) 4644 (3774) |
154702 (91446) 9562 (35250) |
Итого сделок с государственными и муниципальными землями |
3837191 (67470067) |
3823582 (70237741) |
3781642 (68345166) |
4. Купля-продажа земли гражданами и юридическими лицами |
323532 (82463) |
357937 (123386) |
378215 (293955) |
5. Дарение |
30100 (13358) |
32326 (27223) |
31824 (57528) |
6. Наследование |
161330 (137903) |
165162 (106195) |
147653 (133820) |
7. Залог |
8773 (31665) |
6350 (18792) |
7479 (16959) |
Итого сделок между гражданами и юридическими лицами |
523735 (92653890) |
561775 (9275596) |
565171 (502261) |
Всего сделок в отчётном году с учётом всех действующих договоров аренды |
4360926 (967735456) |
4385357 (70513337) |
4346813 (68847427) |
в том числе сделок, совершённых в отчётном году |
1075648 (14327322) |
1218478 (12264796) |
1199855 (15197766) |
Значительное
распространение получили сделки по продаже прав аренды. В 2005 году права
аренды были выкуплены на 5854 земельных участках площадью 23316 гектаров в 46 субъектах РФ. (таблица 2)
Судя
по зарегистрированным договорам аренды, бюджет РФ должен был в 2001 году
пополниться на 30,3 миллиарда рублей. Однако, по данным Министерства РФ по
налогам и сборам, фактически удалось собрать лишь 12,8 миллиарда рублей.[8] Тогда как в 2002 г. в консолидированный бюджет поступило 49,5 млрд. руб., в том числе 51,2% от земельного налога
и 48,8% от арендных платежей.[9]
Продажа государственных и муниципальных земель гражданам началась в
соответствии с указами Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по
осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 года, «О
дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля
1993 года и «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в
собственность земельных участков под этими объектами» от 22 июля 1994 года.
Если поначалу удалось пробудить довольно активный интерес к приобретению
земельных участков в основном для индивидуального жилищного строительства,
личного подсобного хозяйства, садоводства (в 1993 году оказались проданными
137,3 тысячи участков площадью свыше 57 тысяч гектаров), то затем интерес начал
падать. После 1993 года общее число продаж ежегодно стало сокращаться в
полтора-два раза (в 1998 году состоялось только 11,5 тысячи сделок с участками
общей площадью 7,5 тысячи гектаров). С 1999 года количество продаж вновь начало
расти. В 2005 году зарегистрировано уже 154702 сделок на общую площадь 91446 гектаров. Земли по-прежнему приобретались главным образом с целью строительства индивидуальных
домов, ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и садоводства . Обладателями
наибольших площадей — в сумме 11 383 гектаров — стали всего 90 фермеров. Граждан, пожелавших приобрести земли для предпринимательских (несельскохозяйственных)
целей, оказалось намного больше — 1 439, но сторговали они всего лишь 429 гектаров, в среднем по 30 соток каждый.
Следует отметить, что количество сделок по продаже земельных участков на торгах
по сравнению с 2004 годом в целом по России увеличилось в 2,1 раза, а по
площади в 9,3 раза (9562 сделки, 35250 га). Доля сделок, осуществлённых на торгах, составляет по количеству и площади соответственно - 6,2 % и 38,5 %
(таблицы 1, 2) В 2005 году на торгах по приобретению земель зарегистрировано
около 9,5 тыс. граждан и организаций.
Таблица 3
Средние цены на государственные к муниципальные земельные участки, проданные гражданам и юридическим лицам в Российской Федераии в 2005г. (выборочно)
руб-'кв.м
|
Архангельская обл. |
Московская обл. |
Ростовская обл. |
Кемеровская обл. |
Смоленская обл. |
|||||
|
в населен ных пунктах |
вне населён ных пунктов |
в населён ных пунктах |
вне населён ных ПУНКТОВ |
в населён ных пунктах |
вне населён ных пунктов |
в населён ных пунктах |
вне населён ных пунктов |
в населён ных пунктах |
вне населён ных пунктов |
1. Гражданам и их объединениям для: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-индивидуаль ного жилищного и дачного строительства |
5,48 |
- |
72.83 |
78.89 |
35,05 |
- |
5.98 |
13.60 |
6.56 |
- |
- личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества |
0,43 |
3,66 |
54,40 |
62,30 |
1,88 |
0.88 |
3,82 |
0.51 |
1-43 |
1.36 |
2. Юридическим лицам для использования в целях промышленности и иного специального назначения |
7,68 |
2,74 |
146,21 |
72,29 |
125,32 |
3,39 |
18.62 |
17.42 |
75,31 |
6.65 |
3. Крестьянским (фермерским) хозяйствам, другим сельскохозяйственным предприятиям |
- |
- |
- |
0.93 |
0.13 |
0.30 |
0.29 |
0.01 |
0.93 |
0.46 |
Средние по России цены за
государственные земли, приобретённые гражданами и юридическими лицами, в
порядке выборки по пяти субъектам Российской Федерации представлены в таблице 3.
Данные таблицы отражают особенности ценообразования развивающегося земельного
рынка в регионах с разными природно-экономическими характеристиками.
Рынок земли формируется вокруг областных центров, и самые высокие цены на землю
складываются в областных центрах и прилегающих к ним районах. Цены на
незастроенные земельные участки значительно варьируют в зависимости от спроса и
предложения, местоположения, целевого использования и других показателей. Однако
информация о ценах на землю, определенная в договорах купли-продажи земельных
участков, не всегда соответствует реальным рыночным ценам. Как правило, цены на
землю в договорах занижены или же использована нормативная цена земли,
например, в пригородах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга зарегистрированные цены
за земельные участки составляют 25-70 руб./кв.м. при среднем уровне спроса и
предложения 135-300 руб./кв.м.[10]
Цены на продаваемые земли устанавливаются органами государственной власти и
местного самоуправления. При этом они руководствуются нормативной ценой на
землю. Тогда нормативная цена была установлена в размере 50-кратной ставки
земельного налога за единицу площади земель соответствующего целевого
назначения. В 1994 году ее размер повысился до 200-кратной ставки налога, а
региональные и местные органы власти получили право вводить повышающие
коэффициенты, приближающие нормативную цену к рыночной. Согласно Постановлению
Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта
1997 года органы местного самоуправления имеют право изменять нормативную цену
на 25 процентов от установленной субъектом РФ. При этом уточненная нормативная
цена земли не должна превышать 75 процентов уровня сложившейся рыночной цены на
типичные земельные участки аналогичного целевого назначения.
Из-за неразвитости земельного рынка России нормативная цена земли определяется
на основе рыночных цен и экспертных оценок только в четверти субъектов РФ.
Почти в трети субъектов РФ нормативная цена земли рассчитывается кратно ставкам
земельного налога. В Республике Коми, Брянской, Челябинской, Омской, Тюменской,
Архангельской областях, Ненецком и Таймырском автономных округах она имеет
гибкую шкалу — от 10 до 800-кратной ставки. В других субъектах Федерации,
например в Республике Татарстан, Орловской, Тамбовской, Пензенской,
Ульяновской, Сахалинской, Амурской областях, Приморском крае, Чукотском
автономном округе, она продолжает исчисляться как 200-кратная ставка земельного
налога. [11]
Не принимали постановления о нормативной цене земли органы исполнительной
власти Москвы, Республики Ингушетия, Чеченской республики и Ямало-Ненецкого
автономного округа. В структуре сделок с
земельными участками второй по величине объем занимают операции купли-продажи
гражданами и юридическими лицами.
Таблица 4[12]
Продажа государственных и муниципальных земель в Российской Федерации
|
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
||||
|
число сделок, ед. |
площадь. га |
число сделок, ед. |
площадь. га |
число сделок, ед. |
площадь. га |
число сделок, ед. |
площадь, га |
I. Гражданам для: индивидуального жилищного и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства |
|
|
|
|
|
|
|
|
вне населённых пунктов |
3544 |
474.2 |
3141 |
550.1 |
3292 |
750.3 |
5394 |
1721,5 |
в поселениях |
33452 |
4184.3 |
70939 |
8422.7 |
109282 |
13942.9 |
111010 |
26011.1 |
ИТОГО |
36996 |
4653,5 |
74080 |
8972,8 |
112574 |
14693.2 |
116404 |
27732,6 |
П. Юридическим лицам для: использования в целях промышленности и иного специального назначения |
|
|
|
|
|
|
|
|
вне населённых пунктов |
93*) |
567,6 |
1016 |
9079,6 |
11052 |
8143,3 |
1540 |
3732.9 |
в поселениях |
1881е) |
14953 |
4359 |
15953.7 |
3863 |
4001 |
5294 |
6395.8 |
ИТОГО |
1974 |
15520,6 |
5375 |
25033.3 |
14915 |
12144.3 |
6834 |
10128,7 |
III. Крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим сельскохозяйственным предприятиям |
|
|
|
|
|
|
|
|
вне населённых пунктов |
19 |
3464.1 |
95 |
7283.8 |
240 |
8132.5 |
363 |
33658,0 |
в поселениях |
46 |
100.9 |
83 |
180.6 |
95 |
346.6 |
285 |
9529,6 |
ИТОГО |
65 |
3565 |
178 |
7464,4 |
335 |
8479,1 |
648 |
43187,6 |
В 2005 году в 75
субъектах РФ было зарегистрировано более 305 тысяч договоров купли-продажи.
Всего же за период с 1993 по 2005 год количество таких сделок выросло в 31 раз,
для дачных участков — в 93 раза. Однако площади реализуемых гражданами участков
весьма скромны(таблица 4).
Земельные
участки покупались в собственность гражданами в основном для индивидуального
жилищного и дачного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства,
а также организациями для использования в целях промышленности, транспорта,
связи, строительства и иного специального назначения. За 2005 год граждане
России выкупили для индивидуального жилищного и дачного строительства, личного
подсобного хозяйства, садоводства и огородничества (таблица 4) 116,4 тыс. земельных участков (27732,5 га), в том числе в населённых пунктах 111,0 тыс. участков на площади 26011,1 га. Что по сравнению с 2004 годом больше на 3,8 тыс. земельных участков и практически в 2
раза больше по площади приобретённых земель, т.е. увеличение приобретений
земельной недвижимости сопровождается увеличением площади в каждой сделке,
несмотря на рост цен.
В то же время количество покупок земельных участков юридическими лицами за последние три года постепенно снижается, в 2005 году в целом по России приобретено 6384 участка (10128,6 га). Сделок было совершено в два раза меньше, чем в предыдущем году. Ситуация объясняется с одной стороны естественной стабилизацией земельного рынка, а с другой - более выгодными предложениями по аренде земель.
В заключение необходимо
отметить ничтожность количества операций по залогу земель. В 1999–2005 годах на
их долю приходилось от 0,02 до 0,04 процента от числа всех сделок. Развитие
земельной ипотеки сдерживалось российским законодательством, в первую очередь
Федеральным законом от 16 июля 1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)»,
которым земли сельскохозяйственного назначения исключались из ипотечного
оборота.
Госдума 23 января 2004 года приняла новый закон по этому поводу, вносящий
поправки в предшествующий; 28 января принятый закон одобрен Советом Федерации,
а с 5 февраля вступил в действие. Наиболее существенная поправка снимает
прежнее ограничение в отношении земель сельскохозяйственного назначения,
которые теперь также стали предметом залоговых операций с недвижимостью. Однако
данная поправка не распространяется на земельные участки, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности.
Другая поправка разрешает арендатору земельного участка передавать арендные
права на него в залог с согласия собственника участка и в пределах срока
договора аренды.
Согласно еще одной поправке, ипотека находящихся на землях
сельскохозяйственного назначения зданий, строений, сооружений и других прочно
связанных с землей объектов недвижимости, являющихся наряду с ней также
собственностью владельца земельного участка, допускается только с одновременной
ипотекой самого земельного участка.
Можно надеяться, что указанные поправки расширят сферу действия рыночного
механизма применительно к земле.[13]
Делая вывод, можно увидеть, что в настоящее время преобладают арендные отношения среди всех сделок с землей, но развивающийся рынок, регулируемый государством и подкрепляемый законодательными актами, пытается сделать из этой сферы действительно рынок, с гарантиями и правами. И неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать рынок земли наиболее перспективным вложением капитала.
Глава 2. Направления развития регионального земельного рынка.
2.1 Государственная кадастровая оценка земель.
В ноябре 1999 года Госдумой был принят Федеральный закон РФ «О государственном земельном кадастре». Основными сферами применения кадастрового учета явились: информационное обеспечение государственного и муниципального управления земельными ресурсами, государственный контроль за использованием и охраной земель, мероприятия по сохранению и повышению плодородия земель, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, экономическая оценка земель и учет стоимости земли в составе природных ресурсов, установление обоснованной платы за землю.
Закон установил обязательность кадастрового учета всех земельных участков на территории РФ независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования участков. Все учетные сведения вносятся в постоянно пополняемый и обновляемый единый государственный реестр земель. В него включаются следующие сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков и их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.[14]
Данный законодательный акт установил единицы кадастрового деления территории РФ на кадастровые округа, районы и кварталы, в которых кадастровый учет проводится по единой методике. В сентябре 2000 года Правительство РФ приняло Постановление «Об утверждении правил кадастрового деления территории РФ и правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам». В соответствии с ним кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта РФ (а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающего к этой территории), кадастровый район — территорию административно-территориальной единицы субъекта РФ, кадастровый квартал — небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории.
В апреле 2000 года Правительство РФ утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В них сформулирован общий принцип проведения кадастровой оценки земель — оценочное зонирование территории. Под оценочной зоной понимается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по кадастровой стоимости.
Правила отражают три основных подхода, сложившиеся в современной теории оценочной деятельности: затратный, сравнительный и доходный. Первый предусматривает определение затрат, необходимых для восстановления или так называемого «замещения» объекта оценки с учетом его износа. Сравнительный подход выявляет стоимость объекта оценки исходя из сопоставления цен на аналогичные объекты, в отношении которых уже имеется информация о рыночных ценах на них по результатам сделок. Доходный — базируется на определении величины ожидаемых доходных поступлений от объекта оценки, в чем, собственно, и заключается метод «капитализации расчетного рентного дохода». Два последних подхода реализованы в Правилах с наибольшей полнотой.
Кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений прежде всего опирается на статистический анализ рыночных цен аналогичных объектов недвижимости. Напротив, при оценке сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда используется метод капитализации расчетного рентного дохода, иногда наряду с учетом затрат, необходимых для воспроизводства (сохранения) и поддержания ценности их природного потенциала.
Применяемый при кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения метод капитализации ренты учитывает множество факторов: состояние почвенного покрова, климатические условия, местоположение относительно рынков сбыта сельскохозяйственной и лесной продукции, расстояние до центра хозяйства и мест складирования и переработки, наличие и качество дорожной сети. В отношении сельскохозяйственных земель учитываются также категории их использования (пашня, сенокосы, пастбища, приусадебные участки, залежи, неудоби).
Необходимо заметить, однако, что объективные показатели, подлежащие учету при применении данного метода (многолетние данные об урожайности, результаты почвенных обследований, величину затрат на производство единицы продукции, рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию), принадлежат реальности сегодняшнего дня. Она же пока не дает поводов для оптимизма, свидетельствуя в целом о весьма низкой эффективности сельхозпроизводства. Следовательно, едва ли в данном случае можно говорить о корректном учете подлинного потенциала земельных угодий (тем более в условиях повсеместного стремления руководителей хозяйств к занижению показателей доходности). И все же между кадастровой и рыночной стоимостью земли существует огромное несоответствие. Последняя, по результатам отдельных аукционов, оказалась во много раз дешевле.
В декабре 2000 года Постановлением Правительства РФ утверждены правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. Эти сведения квалифицированы постановлением как общедоступные, носящие открытый характер, за исключением отнесенных к категории ограниченного доступа (их перечень в постановлении отсутствует). Поэтому любой гражданин имеет право на получение нужных ему сведений единого кадастра, не будучи обязан при этом обосновывать свой запрос.
Кадастровый учет земель сельскохозяйственного назначения завершился в 2001 году. Самыми дорогими были признаны кубанские черноземы. Стоимость одного гектара земли в Краснодарском крае составила 43 650 рублей. Далее следуют Московская (33 030 рублей), Ленинградская (23 000 рублей), Воронежская (21 650 рублей) и Калининградская (17 720 рублей) области. Вслед за ними расположились Чувашская республика (14 950 рублей), Алтайский край (10 990 рублей), Республика Башкортостан (10 100 рублей), Приморский край (10 000 рублей), Новгородская область (7 620 рублей), Красноярский край (7 190 рублей) и Астраханская область (2 440 рублей). Самыми малоценными признаны сельхозугодья Магаданской области, Ханты-Мансийского и Коми-Пермяцкого автономного округов — всего 400 рублей. [15]
Аналогичный метод капитализации рентного дохода используется при кадастровой оценке земель лесного фонда. Основными исходными показателями для расчетов являются: базовая продуктивность лесных земель в натуральном и стоимостном выражении, оценочные затраты на добычу, переработку и транспортировку древесины, цены реализации готовой продукции. Пока еще не учитывается экологическое значение лесных угодий, защитная функция лесных насаждений от эрозии почв, роль леса как поставщика ценных лекарственных растений, дикорастущих ягод и грибов.
При определении кадастровой стоимости земель промышленности вне населенных пунктов наряду с методом капитализации рентного дохода применяется и затратный метод, поскольку существует множество трудностей в получении достоверной исходной информации. Поэтому в ряде случаев признается целесообразным прежде всего учитывать затраты на инженерно-транспортное обустройство территории промышленных районов. Такая оценка не выходит за границы лишь минимального уровня налоговой базы, ниже которого не обеспечивается возврат общественных инвестиций на воспроизводство оборудованных территорий.
К наиболее сложным видам кадастровых работ относится определение стоимости земельных участков, занятых промышленными объектами и объектами другого специального назначения (космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки, используемые для космической деятельности; участки под аэродромами и другими объектами воздушного транспорта; земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций и других электростанций; участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог). Сюда же входят и особо охраняемые территории. Таковыми считаются территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта и т. п. Учитывая необходимость завершения всех кадастровых работ к концу 2003 года, Федеральная служба земельного кадастра РФ в феврале этого года объявила конкурс по оценке участков отмеченных категорий частными оценщиками. Перед ними были определены жесткие сроки окончания оценочных работ к 1 сентября 2003 года. [16]
Государственная кадастровая оценка земель необходима для создания налоговой базы для исчисления земельного и ряда других имущественных налогов. Оценка проводится одновременно на всей территории Российской Федерации, с использованием единых методических, нормативно-технических документов и программных средств, что дает возможность получить сопоставимые показатели стоимости земель на всей территории страны. В настоящее время кадастровая оценка очень сильно разница с рыночной стоимостью, в меньшую сторону для последней. Это показывает несовершенство взаимосвязей системы кадастровой оценки и рыночных механизмов.
2.2 Необходимость использования земель сельскохозяйственного назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения являются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.
На 1 января 2006 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 401,6 млн. га. К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Кроме того, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в субъектах Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется в составе земель сельскохозяйственного назначения. В фонд включаются земельные участки сельскохозяйственного назначения, свободные от обременения правами юридических и физических лиц, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.[17] Основанием включения земельных участков в фонд перераспределения в 2005 году являлось решение исполнительного органа власти о переводе земель сельскохозяйственного назначения в фонд в случае добровольного отказа от земельного участка, при принудительном отказе, если нет наследников ни по закону или ни по завещанию. Массовый характер получила передача земельных участков в установленном порядке в фонд при ликвидации сельскохозяйственных предприятий. За отчетный период общая площадь земель фонда перераспределения увеличилась на 5,0 млн. га и на отчетную дату составила 39,9 млн. га, при этом площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения, увеличилась на 1,1 млн. га (таблица 5). Изменение общей площади земель фонда перераспределения в значительной степени вызвано ликвидацией сельскохозяйственных государственных унитарных предприятий, занимавшихся на территории Таймырского автономного округа северным оленеводством. В результате чего в фонд перераспределения земель было зачислено 2,7 млн. га несельскохозяйственных угодий, ранее предоставленных предприятиям под оленьи пастбища.[18]
Таблица 5
Сведения о фонде перераспределения земель в Российской Федерации (2004 – 2005 годы)
(тыс. га)
|
2004 год 2005 год 2005г. к 2004г. (+ \ -) |
|||||
|
Земли сельскохозяйственного назначения |
Земли сельскохозяйственного назначения |
Земли сельскохозяйственного назначения |
|||
всего |
в т.ч. земли фонда перераспределения |
всего |
в т.ч. земли фонда перераспределения |
всего |
в т.ч. земли фонда перераспределения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общая площадь Сельскохозяйственные угодья |
400973,0 193950,5 |
34863,6 8701,5 |
401559,0 194376,5 |
39907,7 9769,7 |
+586,0 +426,0 |
+5044,1 +1068,2 |
В целом площадь категории земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации по сравнению с предшествующим годом увеличилась на 586,0 тыс. га.
В отчетном году повсеместно отмечался добровольный отказ сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других производителей сельскохозяйственной продукции от предоставленных им ранее земель, связанный с их неудовлетворительным экономическим состоянием. Как и прежде, ликвидировались сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом часто не решенным оставался вопрос дальнейшей судьбы земельных участков. Вследствие этого, в Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ) сведения о таких земельных участках продолжали учитываться как земли сельскохозяйственного назначения, используемые теми или иными юридическими и физическими лицами для сельскохозяйственного производства. По данным статистических наблюдений общая площадь земельных участков ликвидированных в результате банкротства сельскохозяйственных предприятий, но числящихся за предприятиями в ЕГРЗ, на отчетную дату составила 6,2 млн. га.
Земли данной категории в установленном порядке отводились под строительство новых и расширение территории уже действующих предприятий промышленности, транспорта и связи. Из состава земель сельскохозяйственного назначения передавались участки лесохозяйственным предприятиям для целей лесоразведения. За счет земель сельскохозяйственного назначения увеличили в прошлом году свои площади также предприятия и организации, занимающиеся природоохранной деятельностью. Осуществлялся отвод земель сельскохозяйственного назначения и для других несельскохозяйственных целей. Всего за отчетный год предоставлено 35,0 тыс. га для нужд, не связанных с сельским хозяйством, из них сельскохозяйственных угодий – 20,8 тыс. га.
Площадь сельскохозяйственных угодий в составе данной категории земель составила 194,4 млн. га (таблица 6). Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составила 207,2 млн. га. Это – земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, защитными древесно-кустарниковыми насаждениями, замкнутыми водоемами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства. В настоящее время в состав угодий данной категории включены земельные участки, занятые участками леса, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных предприятий, а также земельные участки под водными объектами, которые могут быть переведены в соответствующие категории земель. На протяжении отчетного года в целях соблюдения требований Лесного кодекса Российской Федерации велись работы по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования у сельскохозяйственных предприятий на земельные участки, покрытые лесом, и передаче этих массивов в ведение лесхозов, в результате площадь лесных земель уменьшилась на 87,3 тыс. га. Земли, предоставленные для северного оленеводства, в составе земель сельскохозяйственного назначения занимали 105,7 млн. га. Значительная их часть – это лесные земли, которые со временем могут быть выведены из состава земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями лесного и земельного законодательства. В сравнении с прошлым годом площадь земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями для оленеводства, увеличилась на 3,3 млн. га в результате перевода их из категории земель запаса. Данный факт повлиял на увеличение площади лесных земель (на 37,9 тыс. га) в категории земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому в целом доля земельных участков, покрытых лесом, в категории остается по-прежнему высокой и составляет 10,1 % (40,6 млн. га). По состоянию на 1 января 2006 года в составе категории земель сельскохозяйственного назначения доля сельскохозяйственных угодий в 23 субъектах Российской Федерации составила более 90 % (рисунок 1-2). Самое большое количество сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения наблюдалось в Оренбургской и Саратовской областях (более 95 %)[19]
Таблица 6[20]
Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям.
|
Наименование угодий |
Площадь (млн. га) |
В процентах от категории |
Сельскохозяйственные угодья |
194,4 |
48,4 |
|
Лесные земли |
40,6 |
10,1 |
|
Земли под древесно-кустарниковой растительностью |
19,4 |
4,8 |
|
Земли под дорогами |
2,3 |
0,6 |
|
Земли застройки |
1,1 |
0,3 |
|
Земли под водой |
13,2 |
3,3 |
|
Земли под болотами |
25,4 |
6,3 |
|
Другие земли |
105,2 |
26,2 |
|
Итого |
401,6 |
100,0 |
Рисунок 1. [21]
Распределение земель категории сельскохозяйственного назначения по федеральным округам.
В целом по Российской Федерации площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий составила 6033,75 тыс. га, из них пашни – 4948,25 тыс. га, или 82 % от площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации. Не по целевому назначению использовалось 171,89 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
В целом по Российской Федерации было вовлечено в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель 1490,43 тыс. га, что составляет 24,7 % от общей площади неиспользованных сельскохозяйственных угодий в целом по Российской Федерации.[22]
В ежегодный оборот земель сельскохозяйственного назначения, пока вовлечено не более пяти процентов земель. Однако сейчас ситуация начинает меняться: земля от сельскохозяйственных организаций все-таки постепенно переходит к другим пользователям — в крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. В последний год, когда закончились все дискуссии о возможности продажи земли, увеличился вывод земель из сельскохозяйственного производства. [23]
Неразвитость оборота сельскохозяйственной земли руководители наиболее часто объясняют тем, что в земле для сельскохозяйственного производства нет потребности; кроме того, при оформлении сделок их участники сталкиваются с большими трудностями.
Действительно, большинство сельскохозяйственных организаций не имеют финансовых возможностей для того, чтобы подготовить карты земельных участков, оплатить работу по оформлению сделок с собственниками земельных долей и участков. Как правило, доходы этих организаций не позволяют им платить высокую арендную плату или купить земельные доли и участки. Гораздо чаще такие траты могут себе позволить те, кто планирует вести на этих землях строительство.
Формально сельскохозяйственные земли защищены от использования для строительства, но на практике можно наблюдать многочисленные случаи их перевода в земли поселений. Пока такой перевод возможен, пока затраты на него ниже, чем выгоды, которые можно получить от строительства, земля будет выводиться из сельскохозяйственного оборота. [24]
В нашей стране площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий составила 6033,75 тыс. га, из них пашни – 82 % (4948,25 тыс. га,), а это упущенные возможности пополнить бюджет, используя эти земли. В ежегодный оборот земель сельскохозяйственного назначения, пока вовлечено не более пяти процентов земель. В настоящее время ситуация начинает меняться: земля от сельскохозяйственных организаций все-таки постепенно переходит к другим пользователям — в крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Перед правительством стоит дилемма: разрешить продажу земли, и увеличить вывод земель из сельскохозяйственного производства, либо пытаться развивать агропромышленный комплекс и осваивать новые земли сельскохозяйственного назначения. На данный момент первый вариант, менее затратный в плане денежных вложений и каких-либо усилий государства, и приносящий большую выгоду с точки зрения пользователей и меньшую для государства, выигрывает.
2.3 Пути совершенствования земельного рынка.
Российское землепользование уникально в мире по своим масштабам, оно отличается глубокой и многомерной региональной дифференциацией по природно-климатическим условиям, степени антропогенного освоения, уровню урбанизации и индустриализации, разнообразию населяющих различные территории страны национально-этнических групп. Отсюда понятно, с каким необычайно сложным, жизненно важным фактором общественного воспроизводства мы имеем дело, насколько опасно оставлять его вне сферы государственного управления и как необходимо срочно восстановить такое управление в максимально полном объеме.
Для эффективного управления земельно-недвижимым достоянием России, бесспорно, требуется орган, который осуществлял бы общегосударственную координацию деятельности в данной сфере, занимался комплексным, системным решением возникающих здесь крупных хозяйственных проблем.
В конечном счете задача состоит в том, чтобы радикально пересмотреть концепцию управления земельно-недвижимым комплексом, выявить механизмы его воздействия на эффективность экономического развития регионов и страны в целом. Представляется необходимым на принципиально новой концептуальной основе создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса, которое должно будет заниматься институциональным, инфраструктурным и экономическим обеспечением процесса формирования нового земельного строя в России и комплексного освоения совокупного земельно-недвижимого экономического ресурса. В составе такого министерства должны быть соответствующие службы и агентства, специализированные на оказании услуг по созданию полноценной информационной базы о земельно-недвижимом ресурсе, ее использованию в прогнозах, программах и проектах развития земельно-недвижимых объектов. Параллельно с системой государственного управления следует стимулировать в установленных границах участие в управлении и негосударственных организаций разных типов и форм собственности.
Формировавшаяся в 1996–2003 гг. с огромным перерасходом средств и существенными содержательными изъянами автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра этим требованиям ни в коей мере не отвечала. И не только из-за того, что объектом кадастрового учета выступали далеко не все обладающие свойством недвижимости ресурсы.
Прежде всего еще ни юридически, ни практически не сформирована и не скоро будет сформирована «критическая масса» земельных участков, выступающих объектами кадастрового учета, так как пока подавляющая часть земельных ресурсов остается в государственной, не разделенной по уровням ведения собственности. Земельные же участки сельскохозяйственных владений, которые остались в виде долей в сохранивших совместную форму собственности предприятиях, тоже физически еще не выделены на местности, а следовательно, не могут выступать объектами кадастрового учета и регистрации.
Добавим к этому отсутствие повсеместного реального спроса на кадастровую информацию в связи с дефицитом инвесторов, так как для иностранцев выход на российский рынок сельскохозяйственных земель закрыт российскими же законодательными барьерами, а отечественные владельцы финансовых средств до сих пор проявляют интерес лишь к занимающим менее 2% территории страны земельным участкам, отведенным для застройки в городах, да и то не во всех, а лишь в крупнейших и крупных, либо обладающих рекреационным потенциалом. В этом нет ничего удивительного, ибо современная российская экономика имеет сырьевую ориентацию и не нуждается в значительных дополнительных территориальных площадях и земельных ресурсах.
Вряд ли целесообразно повсеместное создание земельной кадастровой системы и потому, что земельный рынок как главная предпосылка организации такой системы существует в России в депрессивном, деформированном и «очаговом» состоянии.
Все это означает, что деньги, потраченные для создания и размещения на всей территории страны опорных пунктов земельно-кадастровой системы, с большой долей вероятности окажутся выброшенными на ветер, особенно те из них, которые будут вложены в технические и программные средства, требующие непрерывного, буквально через каждые полтора-два года, обновления.
Отсюда никак не следует, что нужно вообще отказаться от организации российского кадастра объектов недвижимости. Наша позиция иная: чтобы решить поставленную задачу и не допустить разбазаривания средств налогоплательщиков, следует хотя бы ориентировочно установить те части географического пространства России, где в обозримой перспективе действительно потребуется полноценная кадастровая информация о земельно-недвижимом ресурсе экономического роста, и сформировать там опорные пункты единого кадастрового учета земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости. [25]
Ничем не обоснованная, разорительная для государственной казны спешка в создании на всей территории России опорных пунктов кадастровой системы – не единственный изъян практики ее организации. Не менее серьезный недостаток, по существу исключающий возможность использования кадастровой информации для каких-либо серьезных экономических расчетов и обоснований, заключается в том, что информация эта является максимально деэкономизированной, сведенной в основном к показателям геодезических измерений в сочетании с неким набором правоустанавливающих характеристик (сведения о собственнике, адрес участка и разного рода ограничения) и сомнительными по своей достоверности оценками кадастровой стоимости объектов учета. Другие показатели, позволяющие использовать кадастровую информацию как сведения об экономическом ресурсе, а тем более о многомерной сравнительной ценности его потребительских свойств, оказались напрочь «выкорчеванными».
И теперь в единое целое необходимо свести информацию, объективно формирующуюся на разном территориально-географическом основании, не синхронизированную во времени и, что самое главное, с разными возможностями приведения к общему экономическому «знаменателю».[26]
Задача весьма сложная. Но посильная, если организовать в дополнение к модернизированной кадастровой системе совмещенный по времени и месту комплексный мониторинг экономического пространства, причем так, чтобы соединить в единой информационной «оболочке» привязанные по месту и времени «наслоения» разнородных информационных массивов. Для этого нужно решить еще один не терпящий отлагательства вопрос – отказаться от профессионально ущербной методики массовой кадастровой оценки земельно-недвижимых объектов и освоить в практической оценочной деятельности профессионально полноценные методические разработки.
Важно уяснить, что оценка стоимости каждого товара в отдельности для осуществления текущих рыночных сделок между конкретными партнерами совсем не то же самое, что оценка «товарной массы» для решения задач государственного управления экономикой. Если в первом случае достаточно увязать оценку объекта сделки с текущей экономической конъюнктурой, когда вполне продуктивно применение таких общеизвестных методов, как доходный, затратный и сравнения продаж, то во втором варианте требуется более фундаментальные основания.
Расчеты, выполненные для Нижегородской области, показали, что объективная стоимость землепользования сельскохозяйственного предприятия колеблется там в пределах 90–110 тыс. руб./га против 9 тыс. руб./га кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения. Разница внушительная, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для кредитования аграрного производства под залог земельных ресурсов, «нигилистическим» отношением владельцев таких земель к их рачительному использованию, низкой ликвидностью земельной недвижимости и соответственно «закреплением» депрессии и деформации данного сегмента земельного рынка.
Далее необходимо разработать стандарты эффективности использования земельно-недвижимого ресурса. Для этого потребуется составить комплексные схемы рациональной экономико-землеустроительной организации производственной структуры региональных социально-экономических комплексов и оптимизации механизмов их функционирования. Эти схемы по идее не заменяют детализированные комплексные межотраслевые и отраслевые целевые программы, но обладают вполне конкретным методическим преимуществом. Суть в том, что в современных оптимизационных моделях регионального развития его территориально-земельное основание вводится в расчеты в усредненных количественных характеристиках, зачастую без учета сложной системы внутренних и внешних связей и зависимостей, без должного учета дифференциации его экономического содержания на макро-, мезо- и особенно микроуровне. Поэтому и региональные программы социально-экономического развития носят в известной мере абстрактный, упрощенный характер.
Важный момент грамотного управления земельно-недвижимым достоянием России – приведение рынка земельно-недвижимых объектов к цивилизованным стандартам. Центральной здесь является задача создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании. [27]
В «пакете» этих задач на первое место нужно поставить затянувшееся на долгие годы создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами, причем не только залога, но и сдачи в аренду, внесения в качестве пая в уставной капитал совместных предприятий, наконец, страхования от недобросовестных сделок с землей. И все это – с квалифицированным учетом специфики земельного участка.
Серьезным тормозом развития полноценного сбалансированного рынка земельно-недвижимых объектов остается дефицит, а по большому счету – просто отсутствие полноценных статистических данных по конъюнктуре спроса и предложения. Нельзя установить крайне необходимые для расчетов равновесной рыночной стоимости земельных ресурсов ценовые притязания одних и ценовые ожидания других партнеров по фиксируемым в статистике конечным результатам сделок. Нужна объективная информация об интересах, оценках, установках и мотивах поведения участников рынка. На основе нынешней статистики стратегические перспективы развития земельного рынка определять просто невозможно.
Есть и другие уязвимые блоки в инфраструктуре рынка земельно-недвижимых объектов. Слабым звеном выступают, например, консалтинговые, посреднические структуры, информационно-аналитические, маркетинговые службы организации мониторинга рынка земельно-недвижимых объектов, и т.п. [28]
В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного состояния земельного рынка в России выступает большие затраты на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования; коррумпированность властей. Для квалифицированного решения проблем развития и определения перспектив использования земельно-недвижимого комплекса России необходимо существенно укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка России будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами. В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.
Заключение:
Основной целью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности. Для легализации такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет. Реформа проводилась поэтапно: после революционных преобразований и последующей стихийной приватизации, похожей на передел собственности, следует этап осторожно закрепляющий достигнутое и зарождающий цивилизованные рыночные отношения.
Российский земельный рынок пока еще очень слаб, этому свидетельствуют сумбурные из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Выводом из бесчисленных реформ и постановлений может служить необходимость политики, воздействующей на структуру рыночного землеоборота, ее инструментами должны выступать налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке. Анализируя структуру земель РФ, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 540-640 млн. га, что не может не огорчать.
Делая вывод, можно увидеть, что в настоящее время преобладают арендные отношения среди всех сделок с землей, но развивающийся рынок, регулируемый государством и подкрепляемый законодательными актами, пытается сделать из этой сферы действительно рынок, с гарантиями и правами. И неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать рынок земли наиболее перспективным вложением капитала.
Государственная кадастровая оценка земель необходима для создания налоговой базы для исчисления земельного и ряда других имущественных налогов. Оценка проводится одновременно на всей территории Российской Федерации, с использованием единых методических, нормативно-технических документов и программных средств, что дает возможность получить сопоставимые показатели стоимости земель на всей территории страны. В настоящее время кадастровая оценка очень сильно разница с рыночной стоимостью, в меньшую сторону для последней. Это показывает несовершенство взаимосвязей системы кадастровой оценки и рыночных механизмов.
В нашей стране площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий составила 6033,75 тыс. га, из них пашни – 82 % (4948,25 тыс. га,) , а это упущенные возможности пополнить бюджет, используя эти земли. В ежегодный оборот земель сельскохозяйственного назначения, пока вовлечено не более пяти процентов земель. В настоящее время ситуация начинает меняться: земля от сельскохозяйственных организаций все-таки постепенно переходит к другим пользователям — в крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Перед правительством стоит дилемма: разрешить продажу земли, и увеличить вывод земель из сельскохозяйственного производства, либо пытаться развивать агропромышленный комплекс и осваивать новые земли сельскохозяйственного назначения. На данный момент первый вариант, менее затратный в плане денежных вложений и каких-либо усилий государства, и приносящий большую выгоду с точки зрения пользователей и меньшую для государства, выигрывает.
В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного состояния земельного рынка в России выступает большие затраты на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования; коррумпированность властей. Для квалифицированного решения проблем развития и определения перспектив использования земельно-недвижимого комплекса России необходимо существенно укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка России будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами. В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.
Список использованной литературы:
1. Гольцблат.А. Сделки с землей: купля-продажа, аренда, приватизация, ипотека – М., 2004. С. 11.
2. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: практ. пособие. – М., 2005. С. 345.
3. Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2001 году. -М.: Федеральная служба земельного кадастра, 2002. С. 96
4. Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006. С. 10-16, 146-154.
5. Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX — начала XXI века). -М., 2002. С. 209.
6. Шагайда Н. Земельный рынок // Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. М.: АЭП, 2000. С. 86.
7. Беленький В.Р. Российский рыночный землеоборот: миф или реальность? // Вопросы экономики. № 11. 1998. С. 46-62.
8. Беленький В.Р.. Что нужно сделать для формирования земельного рынка в России // Независимая газета. 2004. № 103.
9. Кабаков С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика строительства. 2004. №6. С. 2-15.
10. Ковальчук А. Земельный рынок России. // Отечественные записки. № 1. 2004. С. 256-261.
11. Комов Н.В. Социально-экономические и правовые аспекты становления земельных отношений в России// Земельный вестник России. № 1. 2004. С. 5.
12. Кресникова Н. Становление земельного рынка в РФ// Экономика сельского хозяйства в России. 2004. №3. С.9.
13. Шагайда Н. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения в России// Отечественные записки. 2004. №1. С.262-268.
14. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Всероссийской научно-практической конференции "Земля России: экономика, право, собственность". #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2001 году. М.: Федеральная служба земельного кадастра, 2002. С. 96
[3] Гольцблат.А. Сделки с землей: купля-продажа, аренда, приватизация, ипотека – М., 2004. С. 11.
[4] Беленький В.Р. Российский рыночный землеоборот: миф или реальность? // Вопросы экономики. № 11. 1998. С. 46-62.
[5] Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX — начала XXI века). М.,2002. С. 209.
[6] Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006. С.156.
[7] Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006. С.147.
[8] Информация об исполнении бюджетов. #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Комов Н.В. Социально-экономические и правовые аспекты становления земельных отношений в России// Земельный вестник России. № 1. 2004. С. 5.
[10] Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006. С. 146-154.
[11] Кабаков С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика строительства. 2004. №6. С. 2-15.
[12] Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006. С.151-152.
[13] Ковальчук А. Земельный рынок России. // Отечественные записки. № 1. 2004. С. 256-261
[14] России нужен земельный рынок. #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Университетская информационная система РОССИЯ. Оперативные статистические данные. #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006. С. 10-16.
[17] Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: практ. пособие. – М., 2005. С. 345.
[18] Шагайда Н. Земельный рынок // Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. М.: АЭП, 2000. С. 86.
[19] Кадастровая оценка земель сельхозназначения в Саратовской области. #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] Земельный фонд РФ на 1.01.2006 года Федеральная служба земельного кадастра
#"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Проблемы оборота земель сельхозназначения. #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] Кресникова Н. Становление земельного рынка в РФ// Экономика сельского хозяйства в России. 2004. №3. С.9.
[24] Шагайда Н. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения в России// Отечественные записки. 2004. №1. С.262-268.
[25] Налоговые инициативы Правительства РФ. #"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Информационные системы Министерства финансов. #"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Земля - рынок, прогнозы, аналитика. #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] Беленький В.Р. Что нужно сделать для формирования земельного рынка в России // Независимая газета.2004.№ 103.