Чикагская школа и Франкфуртская школа
КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ |
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА |
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА |
Возникла |
На рубеже XIX-XX веков |
30-е года XX века |
Основные представители |
В.Томас, Р.Парк, Э.Берджесс. |
Т.Адорно, Г.Маркузе, Хоркхаймер, Лукач, Р.Зорге, Ю. Хабермас. |
Лидер |
Р.Парк |
Хоркхаймер, Г.Маркузе. |
Основная тема |
Расовые отношения, город как соц.среда, тип личности. |
Связь между соц.положением человека и его идеологическими представлениями; психологизация соц.отношений; отчуждение, агрессивность, угнетение личности. |
Программы |
Социально-реформистская; по предотвращению соц.проблем и обеспечению безопасности жизненных условий для населения. |
Борьба с буржуазным обществом; революция сознания. |
Задачи |
Открыть знание и предоставить его управляющим органам. |
Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации. |
Стремления |
Универсальный подход к определению предмета социологии; поиск практического знания. |
Значимость человеческого начала в социальных отношениях. |
Основные работы |
Роберт Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе — это: 1) концентрация населения; 2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия(наплыв эмигрантов); 5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). |
Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. |
Теории |
Бихевиоризм, прагматизм. |
Неомарксизм., психоанализ, диалектика Гегеля, идея овеществления Лукача. |
Характерные особенности |
Ориентация на эмпирические исследования. |
Франкфуртцы стремились применить теорию Маркса к современным условиям, и леворадикализм, т. е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях. |
«Название» |
Классическая социология. |
Критическая социология. |