Демографические процессы в Белоруссии
Демографические процессы в Белоруссии
Содержание
Введение
Глава 1. Демографический кризис в Белоруссии
Глава 2. Кризис социальной сферы
Глава 3. Демографическая политика
Заключение
Список источников
Введение
Все страны СНГ переживают тяжелый демографический кризис. Массовое сознание отводит ключевую роль в формировании сегодняшних кризисных тенденций распаду СССР и последовавшим за этим экономическим и политическим реформам. Однако нынешний кризис имеет намного более глубокие корни. Болезненные явления в экономической и социальной жизни, сопровождающие перемены и реформы последних двух десятилетий, несут, конечно, свою долю ответственности. Однако они накладываются, с одной стороны, на фундаментальные эволюционные сдвиги, обусловленные демографическим переходом и общие для всего мира, а с другой, - на не преодоленные, застойные демографические тенденции, сложившиеся в последние советские десятилетия.
Демографические процессы в Белоруссии характеризуются снижением рождаемости, ростом смертности, прогрессирующим ростом численности детей, рождающихся вне брака, ростом отрицательного сальдо миграции населения и другими негативными демографическими процессами. Нарастает процесс депопуляции, дает сбои семейная и государственная демографическая политика, что властными структурами и научной общественностью оценивается как серьезная угроза устойчивому развитию и национальной безопасности страны. В результате на рубеже ХХ-ХХI столетий проблемы преодоления негативных демографических процессов становятся приоритетными.
Рассмотрим более подробно демографические процессы, протекающие в Белоруссии, а также методы преодоления демографического кризиса, предпринимаемые белорусскими политиками.
Глава 1. Демографический кризис в Белоруссии
В последнее десятилетие Белоруссию охватил острейший кризис, охвативший все демографические процессы: рождаемость, смертность, брак, миграция. "Сложившаяся демографическая ситуация в Белоруссии угрожает дальнейшему устойчивому социально-экономическому развитию республики и ее национальной безопасности", - считает министр труда и социальной защиты Антонина Морова. В 1990-х годах впервые за послевоенный период смертность в Белоруссии превысила рождаемость.
Наиболее очевидная неблагоприятная черта демографической ситуации в странах СНГ - затяжной кризис смертности. Он явственно проявился уже на протяжении последних десятилетий существования СССР и так и не был преодолен до сих пор. 20 лет назад, с началом перестройки, ситуация некоторое время улучшалась, в основном в связи с проводившейся тогда антиалкогольной кампанией, но улучшение оказалось кратковременным, негативная тенденция очень скоро восстановилась, и некоторое снижение смертности сменилось ее новым ростом, достигшим пика в 1994 году. Затем положение несколько выправилось, но кардинальных улучшений не произошло. В Белоруссии во второй половине 1990-х годов наблюдались колебания показателей, но в 2003 году ситуация везде была хуже, чем в конце 1980-х, и, как правило, даже хуже, чем в 1998 году
Численность населения Беларуси в 2008 году уменьшилась на 18,4 тысячи человек. Как сообщает пресс-служба Национального статистического комитета, на 1 января нынешнего года в стране проживало 9 млн. 671,4 тысячи человек.
Белорусов 1 января 2008 года было 9 млн. 689,7 тыс. человек, что, по данным Национального статистического комитета, на 24,8 тысячи человек меньше, чем на этот же период 2007 года. Таким образом, за 2008 год количество белорусов сократилось меньше, чем за 2007 год (18,4 тысячи и 24,8 тысячи человек соответственно). В целом сокращение численности населения обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся.
В 2008 году родилось 107 910 детей, что на 4 485 больше по сравнению с 2007 годом; умерло 134 394 человека (на 1 539 человек больше).
Население Беларуси увеличивалось (значительно и за счет иммигрантов) в послевоенный период вплоть до 1993 года. В 1950 году в Беларуси было 7,745 млн. жителей. С этого года рост был от 20 тысяч в 1950 году до 103 800 человек в 1959 году. К 1972 году число жителей страны превысило довоенный уровень. Белорусов в 1973 году стало 9,244 млн. человек. Но в 1994-м положительная динамика сменилась на противоположную - наступил устойчивый спад.
Этот процесс не остановился до сих пор, как видим. За последние 10 лет белорусов стало меньше более чем на 500 тысяч. В 1998 году в стране проживало 10 203 800 человек.
При этом, как считают эксперты, Беларусь еще в полной мере не испытала последствия депопуляции.
Описанные негативные процессы сопровождаются ухудшением состояния здоровья населения, которое во многом связано с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенной у самой границы Гомельской области. По оценкам местных медиков, лишь 13-15% белорусских подростков могут считаться здоровыми. А число инвалидов за восемь лет выросло на 22% и достигло 420 тысяч.
По итогам 2008 года Белоруссия вошла в первую тройку европейских стран с самой низкой продолжительностью жизни граждан. Белорусские мужчины доживают в среднем до 63 лет, а женщины - до 74. Среди причин смертности лидируют болезни кровообращения, онкологические заболевания и травматизм. Несмотря на это, 22% населения Белоруссии составляют пенсионеры, а 13% перешагнули 65-летний рубеж.
Как и в прошлые годы в Белоруссии продолжает расти доля женщин: за прошедший год она повысилась с 53,08% до 53,10%. Впрочем, по сравнению с началом 1991 года (53,07%) доля женщин почти не изменилась.
Глава 2. Социальная сфера
Демографический кризис, политическая и экономическая нестабильность в Белоруссии неизменно отразились на социальной сфере страны.
Тенденция сокращения роста лиц трудоспособного возраста, по мнению экспертов, сохранится не менее 15-20 лет, причем темпы ее увеличатся. Кроме того, в ближайшие годы начнет уменьшаться не только численность, но и доля населения в трудоспособном возрасте.
Говоря простым языком, демографические процессы при нынешней системе начисления пенсий по принципу дружественности поколений, когда работающие содержат тех, кто находится на пенсии, угрожают будущим старикам еще большим обнищанием.
Приближается время, когда прирост лиц трудоспособного возраста сменится убылью. Пока доля трудоспособного населения в стране составляет 62,7%.
Некоторые эксперты даже считают, что проблема депопуляции в Белорусси может решиться только посредством привлечения в страну мигрантов. Между тем в Беларусь в 2008 году прибыло 17 413 человек, уехало - 9 268. Миграционный прирост составил 8 145 человек.
Решая проблему старения населения, Белорусское государство делает упор на рождаемость. Такая ставка может себя оправдать, если женщины рискнут рожать каждая 2-3 ребенка, а смертность в трудоспособном возрасте и смертность вообще значительно уменьшится. Но стимулирование рождаемости - сложный процесс, во времена кризиса тем более.
Например, в Беларуси с февраля увеличивается бюджет прожиточного минимума (БПМ) - 234 370 рублей в среднем на душу населения. В связи с этим пересчитываются пособия, привязанные к БПМ. Так, с 1 февраля по 30 апреля нынешнего года ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет составит 187 500 рублей.
Единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка достигнет 1 млн. 171 тыс. 850 рублей, при рождении второго и последующих детей белорусские семьи будут получать 1 млн. 640 тыс. 590 рублей. Единовременное пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности при рождении первого и второго ребенка, составит 234 370 рублей.
При этом, в течение, как минимум, последних четырех лет шла речь о повышении размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до 100% БПМ. И определенный прогресс был. Например, в конце 2006 года матери получали государственную помощь на своих малышей в размере 60% от БПМ. В январе 2008 года размер пособия был увеличен до 80% БПМ.
Пособие планировалось приравнять к бюджету прожиточного минимума к 2010 году. Но на данный момент процесс приостановлен. Как объяснил министр труда и социальной защиты Владимир Потупчик, потому что "нужно посмотреть, как будет развиваться ситуация далее. При подписании Генерального соглашения поставлена задача в 2009 году вернуться к рассмотрению этой темы и принять решение".
Не исключено, что многие семьи отложат теперь свои планы по рождению детей до лучших времен. Безусловно, не потому, что им платят маленькое пособие на детей, а из-за сложной экономической ситуации в стране. В настоящее время в Беларуси к малообеспеченным относятся 28% семей с одним ребёнком, 46,4% с двумя детьми и практически 70% семей, воспитывающих трое и более детей.
Практически все эксперты сходятся на том, что Белоруссию постиг кризис института семьи и брака. Сегодня три четверти всех семей Белоруссии проживают в городах. Преобладающий тип семьи - простые нуклеарные одно-двух-детные. В настоящее время из общей численности детей 37% (1376,7 тыс.) вообще не имеют детей. Растёт число внебрачных детей: с 1990 гг. их доля в общем числе рождений увеличилась почти в три раза и составила 23,9% (в городской - 20,8; в сельской - 32,4%). В 2004 г. Каждый третий ребёнок, родившийся на селе, был внебрачным, а мать каждого пятого была моложе 20 лет. За 2007 год количество зарегистрированных браков снизилось на 9,8%, а разводов - возросло на 15,2%. При этом на каждую тысячу зарегистрированных браков приходился 721 развод. В Минске за семь месяцев 2008 года на 7,842 брака было 4,702 развода.
Упадок постиг и сферу образования в стране. Все последние годы происходит сокращение числа школьников и школ. К началу 2001/2002 учебного года в 4718 школах учились 1488,9 тысячи детей, что на 58,7 тысячи меньше, чем год назад. Количество школ за год уменьшилось на 54. Число детей до 16 лет уменьшилось в 1996-2001 годах на 18,4%, количество учащихся в школах - на 5,9%.
Если многие школы закрываются, то число средних специальных заведений остается неизменным на уровне 156 (в 1995/96 учебном году их было 149), а количество учащихся в них даже выросло за год на 5,1 тысячи человек, составив 155,4 тысячи (6 лет назад их было 122,4 тысячи).
За последний год вузов стало на один больше (за 6 лет - на один меньше). Число студентов растет довольно быстро: в 1995/96 учебном году - 197,4 тысячи, 2000/01 году - 281,7 тысячи, 2001/2002 году - 301,8 тысячи человек. Число студентов на 10000 жителей составляет 303, что на 10% превышает российский уровень.
Но самую большую тревогу вызывает то, что по показателям наркомании и алкоголизма, по количеству абортов Беларусь занимает первые места в мире. Согласно статистическим данным, в Беларуси ежегодно абортируется более 60 тыс. детей, а за послевоенный период (с 1945 по 2007 годы) это число достигло 8,5 миллиона. Это количество сравнимо с населением Беларуси, которое сейчас составляет 9,6 миллиона. В 2007 году, по данным Министерства здравоохранения Беларуси, в стране было сделано 38 784 абортов, в 2006-м - 58 351.
В Беларуси с 1990 года количество абортов снизилось практически в пять раз и составляет сейчас 22,2 на 1 тыс. женщин детородного возраста. В 2003 году число родов и абортов было почти одинаковым, в 2006 году соотношение абортов к родам определяется как 1:2.
При этом специалисты отмечают, что хотя в Беларуси наблюдается снижение абортов, становится все больше женщин, которые прерывают первую беременность. Если в 1995 году свою первую беременность прервали 14,8% женщин, сделавших аборт, то в 2006 году - 19,4%.
Большая часть абортов приходится на женщин до 30 лет. Негативным является тот факт, что еще значительное число женщин старше 30 лет, которые должны иметь опыт профилактики нежелательной беременности, все-таки прибегают к аборту как к методу регулирования рождаемости.
Основными причинами абортов, по мнению медиков, является в отдельных случаях недостаточная информированность населения в вопросах сексуальной культуры, недостаточно ответственное отношение большинства женщин к своему здоровью, крайне низкая ответственность мужчин за предотвращение нежелательной беременности.
В 2008 году в Беларуси было зарегистрировано 2.800 самоубийств, 60% из них совершены в нетрезвом состоянии.
Согласно официальной статистике, продажа алкогольных напитков в Беларуси составляет 10,6 литра чистого спирта на душу населения, включая стариков и детей. При этом не учитывается количество употребления самогона и различных суррогатов спирта. Это один из самых больших показателей в мире. Это количество находится уже за гранью того, что Всемирная организация здравоохранения называет деградацией нации. Специалисты говорят, что около 30% белорусов в той или иной форме страдают от алкогольной зависимости. Алкоголизм - причина половины разводов и количества сиротств.
Глава 3. Демографическая политика
Социальная защита населения - одно из приоритетных направлений социальной политики государства в повседневно-бытовой сфере. Она направлена на формирование и реализацию государством совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых правовых, экономических и социальных мер, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменения социального положения, как отдельных граждан, так и социальных групп вследствие социально значимых обстоятельств. Однако, в Белоруссии в начале 90-х гг. ХХ в. она формально считалась важнейшим элементом реформирования экономики и общества, а реально недооценивалась в качестве фактора трансформационных преобразований. Негативное влияние на систему социальной защиты оказали, с одной стороны, глобальный социально-экономический кризис, а с другой, - консервативное или узко понимаемое представление о социальной защите (главным образом в сфере пенсионного обеспечения), отнесение ее к низко разрядным и низко приоритетным системам в условиях отсутствия должной государственной социальной ориентации. Обострил проблему социальной защиты и демографический фактор - рост численности и удельного веса лиц пенсионного возраста, снижение рождаемости.
На государственном уровне Белоруссия одной из первых на постсоветском пространстве поставила задачу преодоления проблем, связанных с растущей депопуляцией и демографическим кризисом, что отражено в Законе Республики Беларусь "О демографической безопасности Республики Беларусь" (4 января 2002 г.). Хотя в определенной степени этот документ носит декларативный характер, тем не менее, он открывает широкие правовые и организационные перспективы для решения демографических проблем в деле обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Демографические проблемы с принятием закона "О демографической безопасности Республики Беларусь", рост общественного интереса, внимания политиков и ученых разного профиля к демографическому прошлому, настоящему и будущему страны свидетельствуют, что демографический фактор входит в круг приоритетных для социальной политики, аналитических и прогностических разработок. Однако их качество требует улучшения.
Демографическая политика представляет взаимосвязанную и общепринятую на уровне властных структур систему идей и концептуально объединенных средств, как часть общесоциальной политики страны, с помощью которых общество в тот или иной исторический период ставит задачу достичь определенные цели. Демографическая политика включает Концепцию и Программы решения этих задач. Демографическая концепция представляет правовое и идеологическое пространство комплекса основополагающих принципов по формированию программных документов решения проблем демографического развития страны. Программы представляют комплекс идеологических, правовых, экономических и организационных мероприятий, с помощью которых предстоит решать демографические проблемы. Практика формирования в Белоруссии Национальной программы демографической безопасности свидетельствует о значительных проблемах на этом пути, которыми являются цели демографической концепции и обеспечения демографических программ средствами.
На взгляд большинства экспертов, для преодоления негативных демографических тенденций и дальнейшего упрочения позитивных изменений должны быть поставлены три целевые поэтапные ориентации. На первом этапе (в течение 10-15 лет) должна быть поставлена цель торможения, а затем и преодоления процесса уменьшения численности населения страны. На втором этапе (в течение 40-50 лет) целью должно стать восстановление численности населения Белоруссии докризисного периода на основе его роста (условно - достижение 10-миллионной численности населения). И на третьем этапе (последняя треть ХХI столетия) - на их основе добиться дальнейшего роста численности населения страны.
В демографических программах политиками на первое место ставится материальный фактор по стимулированию рождаемости. В настоящее время различные материальные пособия и льготы на родившегося первого и второго ребенка в Белоруссии за первые три года их жизни составляет более двух тысяч долларов, а за третьего и каждого последующего - свыше 3,5 тыс. долларов. Эти льготы, представляющие материальную социальную защиту матери и ребенка, состоят из единовременных пособий при рождении (на первого родившегося в пересчете на доллары по текущему курсу) - 158 у.е., 79 у.е. на родившегося при условии постановки женщины на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет - около 52 у.е. Впрочем, подобная социальная защита есть и во многих других странах постсоветского пространства, как тот социальный капитал, который остался от советского периода. Но вряд ли выплаты будут стимулировать рост рождаемости. Как показывает отечественный опыт начала 80-х гг. и других зарубежных стран, они несколько сдвигают график рождаемости, давая ее кратковременный рост, а после опять происходит снижение показателей рождаемости. В 2005-2006 гг. в Белоруссии наблюдалось увеличение рождаемости (на 1,4 тыс. чел.), что политики восприняли как поворот от снижения рождаемости к его росту. На самом деле увеличение количества родившихся в 2005-2006 гг. (90,3 тыс. чел.) не достигло даже уровня 2001 г. (93,7 тыс. чел.). Мы имеем дело с явлением, называемым в демографии "тайминговым" ростом рождаемости, что связано со вступлением в активный демовоспроизводственный возраст поколения, родившегося в середине 80-х гг. ХХ в., в период некоторого роста рождаемости. После 2008 г. наступит совсем иная ситуация. Детородного возраста начнут достигать малочисленные контингенты родившихся в начале 90-х гг. ХХ века, а в возраст, для которых характерен относительно высокий уровень смертности, уже ныне начинает входить многочисленное поколение, родившееся в послевоенные годы, когда действовали факторы компенсационного характера повышения рождаемости. С 2008 г. демографический потенциал рождаемости по сравнению с 2005 г. снизится на 11-12%, а с 2013 г. снижение демографического потенциала рождаемости по сравнению с периодом 2005-2006 гг. составит примерно 45 %. Так что роста рождаемости без активной демографической политики с большой вероятностью в ближайшие годы не предвидится.
Однако это не значит, что не нужно проводить активную демографическую политику или социальную политику по оказанию помощи молодым матерям. Но она может базироваться только на наличных материальных ресурсах. В советское время таким ресурсом была промышленность, характеризовавшая Белоруссию как "сборочный цех" тогдашнего СССР. До нефтегазового конфликта с Россией основу экономики Белоруссии составляла нефтяная "игла", что привело к тому, что за разговорами о необходимости развивать экономику, ее уровень (прежде всего промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства) хоть и вышел из кризиса начала 90-х годов, но тем не менее не сумел достичь показателей 1990 г.
Ныне стоит задача поиска новых путей экономического развития. Одним из них является предпринимательство, которое в Белоруссии, как считают аналитики, менее развито. Роль предпринимательства в обеспечении социальной защиты, социального партнерства, а в итоге и национальной безопасности состоит, во-первых, в расширении занятости и, во-вторых, в росте доходной части бюджета. Но, так как сфера предпринимательства характеризуется более высокой занятостью женщин и более высоким размером дохода, то мы сталкиваемся с экстрональным фактором негативных демографических процессов - женщины при выборе между детородной функцией и работой выбирают второе, ибо с позиций социальной защиты активное участие женщины в улучшении демографической ситуации лично для нее порождает ряд социальных рисков. Другим направлением является переориентация промышленности на современные наукоемкие технологии и процессы, что позволит не только пополнить бюджет, необходимый и для выполнения демографических программ, но и снизить почти полумиллионную трудовую миграцию Беларуси.
Тем не менее, активно проводимая в последние полтора десятилетия социальная защита свидетельствует, с одной стороны, о росте социальной функции современного государства при одновременном уменьшении (вытеснении) некоторых социальных и экономических функций современной семьи. А с другой стороны, возникают серьезные противоречия в реализации этой социальной защиты, связанные с объективными границами возможностей государства.
Уменьшение экономической функции современной семьи выражается прежде всего в том, что наличие или отсутствие детей ныне уже не является главным в обеспечении по старости - их роль перешла к системе социального обеспечения. Именно на это нацелено и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2004 г., утвердившего "Комплексную программу по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года". И дети для пожилых людей стали играть сегодня меньшую роль того социального капитала, который раньше им обеспечивал уход и заботу в старости.
Повышение роли образования в развитии производительных сил повлекло за собой и развитие системы образования, превращение знаний в особого рода социальный капитал. Это, во-первых, увеличило срок обучения, а во-вторых, вовлекло в процесс получения высшего и среднего специального образования большую численность женщин, чем мужчин (доля женщин среди студентов вузов и колледжей Белоруссии колеблется в пределах 60-65%). В результате в экономике Белоруссии удельный вес мужчин, имеющих высшее образование, составляет 20,1%, а женщин - 25,3; удельный вес мужчин, имеющих среднее специальное образование - 16,7, а женщин - 28,2%. В этой связи опережающее развитие уровня образования женщин и увеличение сроков получения образования создают объективные условия, во-первых, для более поздней в этой связи реализации их демовоспроизводственной функции и, во-вторых, сокращает продолжительность участия женщин в процессе демовоспроизводства, а как результат ставит препятствия для осуществления демографической программы. А эта ситуация в связи со вступлением современной цивилизации в "эру образования", что в новой экономике до 60 % занятого населения должно иметь высшее образование, будет еще более мощным препятствием для решения проблем национальной демографической безопасности.
Современные демографические тенденции постсоветского пространства оказывают существенное влияние на изменение ментальных характеристик, а следовательно и формирование человеческого капитала, соответствующего и способствующего рыночным отношениям в противовес антирыночным отношениям, еще доминировавшим в Белоруссии в конце ХХ в.
Менталитет как совокупность установок, предрасположенностей индивидов или социальных групп действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, складывающийся под воздействием социальной, психологической, духовной среды, в которой живет народ. Формирование менталитета - это длительный процесс, охватывающий жизнь не одного поколения, и изменение основополагающих установок совершается гораздо медленнее, чем в экономической или социально-политической жизни общества. До сих пор во взглядах значительной части населения Белоруссии остается вера в силу государственного регулирования и ее непоколебимости в решении всех социально-экономических проблем. В менталитете белорусов в основном представлены такие ценности, как равенство, коллективизм, противостоящие таким рыночным ценностям как собственность, дело, труд, богатство. Личность нерыночного типа ориентирована на общегуманистические, экологические, духовные ценности, на государственное покровительство. Личность рыночного типа инициативна, нацелена на новации, конкуренцию, предпринимательский успех.
Но современное демографическое развитие новых независимых государств, включая и Белоруссию, способствует развитию индивидуалистической психологии их граждан. Современные демографические тенденции привели к тому, что нынешняя семья стала ориентироваться преимущественно на одного ребенка. Исторически ориентация Запада на малодетную (однодетную) семью была обусловлена правами собственности (правом майората). В современных Белоруссии, России и Украины - иные причины малодетной семьи. А единственный ребенок в семье - это уже индивидуалист, что в определенной степени соответствует рыночным отношениям. Этот формирующийся новый индивидуализм, вступивший в противоречие с современной ментальностью белорусов, порожден также и "парадом суверенитетов" новых независимых государств. В результате изменения в менталитете белорусов он в итоге уже не противостоят рыночному механизму, а включаются в него, закрепляя сформировавшуюся новую реальность. Но о полном тождестве формирующегося индивидуализма и рыночного индивидуализма западного типа речи не может быть. Самое главное, что предстоит сформировать по пути адекватности трудовой этики и рыночных отношений, это стремление упорно трудиться, осуществление рационального образа действия, ориентация человека только на свои силы. Поэтому переход на рельсы современных рыночных отношений для восточно-славянских народов представляет собой дистанцию исторически огромного масштаба.Таким образом, демографические проблемы - многовекторны и порождают и многовекторность не только самой демографической политики, но и социальной, и экономической политики. В силу исторической длительности решения демографических проблем сегодня на первый план выходят вопросы решения качественных параметров демографического потенциала.
Заключение
Хотя в Белоруссии несколько позже, чем в других европейских постсоветских государствах, началось уменьшение численности населения страны и зафиксированы меньшие показатели снижения численности населения (кроме России). Но в этом частичная "заслуга" положительного миграционного сальдо, которое имеет Белоруссия со всеми постсоветскими государствами. Относительно более стабильное по сравнению с другими новыми независимыми постсоветскими государствами развитие Белоруссии, несмотря на негативный постчернобыльский имидж многих ее регионов, способствовало росту положительного сальдо миграционного обмена даже "чернобыльских" областей с постсоветским миром. Это определяется активной социальной политикой белорусского государства в сфере занятости, образования и социальной поддержки населения, выступающих важнейшим фактором социальной защиты и социального партнерства.
Именно демографическая проблема объявлена в Беларуси главной проблемой на текущую пятилетку. В рамках демографической программы сделана ставка на повышение качества и уровня жизни, прежде всего, в малых городах и деревнях. Малые города превращены сейчас по статусу в своего рода свободные экономические зоны - новые предприятия освобождаются практически от всех налогов на 5 лет и т.д. Все меры по либерализации экономики, которые сейчас производятся, накладываются на особый статус малых городов и должны привести к притоку капитала именно в малые города. Демографическое планирование Беларуси выстроено на сохранении союза с Россией и сближении в его рамках с Россией.
Список источников
1. Васильева Э., Елисеева И., Демография и статистика населения. Минск, 2006.
2. Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М.: "Наука", 2003.
3. Медков В. М. Демография \ учебник для ВУЗов, М., 2004
4. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь www.president.gov.by
5. Белорусский портал #"1.files/image001.gif">
График 2: Естественный прирост в регионах Белоруссии.
График 3: Младенческая смертность (на 1000 детей, рождённых живыми).
График 4: Материнская смертность (на 100 тыс. детей, рождённых живыми).
График 5:
Нагрузка на трудоспособное население лицами в возрасте 60 лет и старше, на 1000 человек.
График 6: Динамика коэффициента старения населения в городской и сельской местности, %