Этнолингвистический фактор как социально обусловленный символ баскского национализма
Волкова Г.И.
В социологии выделяются различные типологии символов (подробно эти вопросы анализируют, например, А.Ф. Лосев, З.В. Сикевич и др.), теоретической базой которых являются концепции символического интеракционизма. С точки зрения Дж. Г. Мида, человеческая мысль и само поведение являются сугубо социальными. Общество и социальный индивид (социальное "Я") конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других ("обобщенного другого") представляют собой этапы превращения физиологического организма в рефлексивное социальное "Я". Люди обретают свою человеческую природу благодаря коммуникации - они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых содержатся в языке. Символическая интеракция необходима, т.к. у людей нет инстинктов поведения в социальной среде. Чтобы существовать, люди должны жить в мире значений.
По своей значимости в жизни общества язык является поистине универсальным символом. Ему нельзя научиться вне социального взаимодействия, т. е вне общения с другими людьми. Именно общий язык поддерживает сплоченность общества. Носители языка интуитивно, неосознанно ощущают родной язык как необходимую среду обитания своего этнического "Я". Иными словами, язык способствует формированию чувства групповой идентичности.
Вспомним роман А. Дюма "Три мушкетера": д`Артаньян, будучи басконцем (гасконцем), т.е. баском, а не чистокровным французом, очутившись в столице Франции, направился с письмом не к кому-либо, а к другому гасконцу - д`Тревилю, капитану королевских мушкетеров. Заметим, что первоначально в Париже отношение к провинциалу и инородцу д`Артаньяну было достаточно пренебрежительным, равно как и 150 лет спустя к низкорослому корсиканцу по имени Наполеон Бонапарт.
Социально обусловленные символы не только выражают групповые ощущения и эмоции, но и, что наиболее важно, способствуют социальной сплоченности этнических групп, т.е формируют образ этнического "мы" в противопоставлении с образом "они". Однако гипертрофированный языковой символизм становится идеологизированной базой национализма. Данный тезис находит подтверждение на примере баскского этноса.
Мотивы повышенной этнолингвистической мобилизации басков (равно как и каталонцев, галисийцев в Испании) коренятся, как это не парадоксально, в объективной тенденции ХХ века - в глобализации хозяйственных связей, интернационализации материальных и духовных ценностей, урбанизации и миграции людских масс. Для малых народов, проживающих в так называемых "исторических областях" Испании подобные процессы таят угрозу полной аккультурации, утраты языка, особенностей быта и обычаев. На фоне мировых унифицирующих процессов этнические группы стремятся сохранить свою самобытность, уберечь себя от подавляющего воздействия соседей.
На протяжении последних столетий тяга к самосохранению для малых народов Иберийского п-ова имела вполне определенного "врага" - испанский (кастильский) экспансионизм. Во времена диктатуры Ф. Франко стремление к этнонациональному выживанию басков (равно каталонцев, галисийцев) стало тесно переплетаться, а во многом и ассоциироваться, с борьбой за гражданские свободы и демократию. В условиях насильственной "испанизации" страны режимом Ф. Франко язык региона был фактором этнической мобилизации и сохранения культурной самобытности малых народов. Не случайно поэтому расширение сферы употребления регионального языка стало одним из приоритетов Автономных Сообществ в послефранкистский период. Приоритетную значимость языка в формировании этнонациональной идентичности подтверждают социологические данные:
Таблица 1
Важнейшие факторы, формирующие этнонациональную идентичность в Каталонии и Стране Басков (в % респондентов, указавших эти факторы в качестве главных)
Наименование фактора Реклама
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена |