Феминология как наука
ПЛАН
1. Феминология как наука.
2. Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.
3. Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мир.
4. Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.
Феминология как наука.
Феминизм, в широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.
В 1996 году в соответствии с решением Министерства образования РФ в программу некоторых российских вузов ввели новую учебную дисциплину – феминологию.
«Феминология рассматривает совокупность социально-экономических,
политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для
реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения
их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни».
В узком смысле этого слова «фиминология» - наука о положении и социальных
ролях женщины.
Таким образом, объектом феминологии являются женщины. Но сразу
возникает вопрос, как понять и определить этот объект? Галина Силласте,
ведущий феминолог России, говорит о двух подходах к женщине как к объекту
исследования. Первый подход: женщины как социально демографическая группа.
Но при таком подходе на передний нлан выступают такие проблемы как
соотношение полов в определенных поколениях, динамика рождаемости,
продолжительность жизни в зависимости от пола, характеристика женщины как
рабочей силы и т.д. Второй подход, женщины как относительно автономное
социальное обозрение – социум. Такой подход дает более глубокое и
всестороннее понимание женского вопроса в прошлом, настоящем и будущем, его
влияние на общие социальные процессы.
Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:
. изучение социальных факторов, обуславливающих общее и особенное в жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на положение женщины в обществе;
. выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных на повышение роли и статуса женщины в обществе;
. реализация основных направлений государственной социальной политики, изучение социальной технологии деятельности государственных и общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам; изучение федеральной, региональной и местной систем, комплекса форм и методов социальной работы с различными категориями женского населения
Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.
Мировоззренческой базой фиминалогии является общая гуманистическая теория о равном праве всех людей, независимо от расы, вероисповедания, пола на осуществление своего материального благосостояния, духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей. По отношению к правам и возможностям личностного развития женщин такой подход предполагает не только серьезнейшие общие социальные преобразования, но и переход от общества традиционно мужской дискриминации по признаку пола к общественным отношениям равных прав и возможностей женщин и мужчин.
Феминология – междисциплинарная наука. Она развивается в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая психология, социология. Феминология использует следующие основные методы исследования:
1. Социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и женского бытия.
2. Аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и женщины.
3. Функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной и обществом.
4. Институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов, влияющих на жизнедеятельность женщин.
Феминология тесно связанна с социологическими исследованиями гендерных
исследований, так как их значение для нее очень велико. Само понятие
«гендерный» - « это представление индивида (мужчины / женщины) во всей
совокупности его физиологической и социальной сущности с акцентом на
социальную. Гендер – понятие культурологическое. Идеальный образ женщины
или мужчины данного хронологического и географического среза пестуется
национальными традициями, этнопсихологией, степенью цивилизованности
общества, религией, историей, национальным менталитетом и т.п.”. Г.Силласте
отмечает и определенную специфику гендерных исследований в отличие от
обычных социологических исследований по указанной тематике. Она пишет:
«Гендерные исследования - изучение положения женщин через призму, прежде
всего, социопсихологических и социокультурных особенностей. Экономика и
политика, социальная среда здесь учитываются, но в качестве второстепенных,
а не определяющих обстоятельств”.
Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мире.
Многие ученые считают, что становление феминологии как науки очень
важно для всей системы наук о человеке и обществе, так как оно знаменует
выход на новый виток изучения возможностей человека с учетом его
психофизиологической полоролевой специфики.
В СССР и России можно назвать исследования, посвященные семье, в основном
статистико-демографический анализ (К. Васильева и др.). Можно назвать
работы этнографов, посвященные этническим особенностям форм семьи,
особенностям семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например, Я.С.
Смирнова о семье и семейном быте народов Северного Кавказа и т.д. Женский
же вопрос до последнего десятилетия у нас не изучался, так как считалось,
что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о
необходимости борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в
двадцатых годах (В.И. Ленин, А.М. Коллонтай и др.). В более же поздний
период сложилась официальная точка зрения, что социализм мы построили,
женский вопрос решили и проблему закрыли.
Первые шаги систематического изучения социально-психологического аспекта женского вопроса были сделаны только в восьмидесятых годах. К таким исследованиям можно отнести изучение общественного мнения женщин, мотивации их поведения и др.
На международном семинаре под эгидой ЮНЕСКО, “Гендерные исследования: проблемы и сравнительные перспективы” Галина Силласте выступила с основным докладом о состоянии массового женского сознания, отражающего отношение различных групп женщин к проблемам, событиям, явлениям социальной действительности.
Он отметила, что такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых годов. Так же отметила два их направления: во-первых, исследования в рамках социологии семьи, проводимые НИИ социологии, в которых рассматриваются социальный и демографический аспекты проблемы, мнения женщин о политике и управлении по отношению к семье. Во-вторых, изучение общественного мнения женщин в рамках исследовательского проекта “Женщины и демократизация общества”. Первый этап этих исследований был завершен в 1990 году и в 1991 году опубликованы его результаты. По словам Г. Силласте, руководившей этими исследованиями, сделаны попытки использовать их результаты на практике, оказывая помощь властным структурам в выработке и осуществлении программы решения женских проблем в новых условиях. В 1994 году был осуществлен второй этап исследований
За рубежом такие же исследования в сфере образования, просвещения,
подготовки женских кадров, помощи женским движениям и в социальной работе с
женщинами начались раньше. В США исследования по проблемам социального
положения женщин и женским движениям ведутся с конца ХIХ века. Еще в начале
нашего века читались и отдельные университетские курсы по феминологии, но
частью образовательных и исследовательских программ они стали лишь с конца
шестидесятых годов, что стимулировалось самим развитием женского движения в
стране. Начиная с семидесятых годов, учебные курсы по женской проблематике
предлагались более чем в тысяче американских колледжей и университетов. С
восьмидесятых годов за такие исследования за учебную деятельность в этой
области присуждались ученые степени, и при всем этом феминология считается
междисциплинарной областью наук. Для учебной подготовки по исследованию
женской проблематики существует сеть из 70 центров и институтов, действуют
50 феминистских издательств, более ста книжных магазинов специализируются
на женской тематике. Фордовский и другие фонды выделили значительные
средства на издание новых журналов и научные исследования. В 1977 году была
учреждена “Национальная ассоциация по изучению женской проблематики в
социально-политическом и профессиональном аспектах и в стране, и в мире”.
Однако Чемберлен (президент-учредитель национального совета по
исследованиям женской проблематики в США) отмечает также трудности в
исследованиях по женской тематике и в преподавании, как, прежде всего,
недоверие академической общественности к этой проблематике, отношение к ней
как к несерьезной и побочной для науки.
Судя по развитию, феминология как наука еще очень молода, опыт научных
исследований и образования по женской проблематике короток по времени,
невелик даже в наиболее развитых странах. Большое оживление в изучение этих
проблем и поиски практических путей их решения внесла программа ООН
“Десятилетие для женщины. 1975-1985 годы”. В рамках этой программы были
приняты важные документы, оказавшие влияние на политику правительств
государств, объединяемых ООН, проведены международные женские конгрессы, о
чем подробнее будет сказано в завершающих главах работы.
Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.
Современное человечество породило в своем развитии ряд
трудноразрешимых проблем, решение которых требует более полного
использования опыта развития цивилизаций. Несколько условно цивилизации
Земли можно разделить на две группы: техногенные, или технократические, и
"природофильные". Западноевропейская и Североамериканская цивилизации,
развивая технику, относились к природе как к материалу в мастерской, не
учитывая целостности и автономности природы, подрывая ее возможности
самоочищения и самовосстановления, что и породило конфликт между природой и
человеком. Но интересы человека как личности, его биологические
особенности, его психология, комфортность существования каждого человека в
социальной среде мало учитывались технократическими цивилизациями, что в
немалой степени способствовало духовному обнищанию человечества.
Для цивилизации Востока природа была в большей степени храмом, а не мастерской, развитие техники здесь было куда более медленным, личности человека, его духовному совершенствованию отводилось не меньше, если не больше внимания, чем его материальному обеспечению. Но и эти цивилизации благодаря нерегулируемому росту народонаселения, опережающему рост производительных сил, столкнулись с серьезнейшими противоречиями, не избежали огромной дифференциации между богатством меньшинства и нищенским существованием большинства.
Если развитие Западных цивилизаций шло и продолжает идти по “мужскому типу”, то в развитии Восточных цивилизаций сильнее влияние “женского начала”. Патриархальный характер культуры Запада выражается в агрессивности, преобладании сухой логики над эмоциями, в том числе и нравственным чувством. Способность же сопереживания, более развитая у женщин, распространяется и на отношение к природе, особенно к живой природе в культуре Востока.
Нельзя заменить западный тип развития восточным потому, что мы не избавим тем самым современное человечество от его глобальных проблем. Для успешного разрешения последних необходимо ослабление мужского начала в социальной жизни и в политике, обогащение его женским началом. А для решения этой задачи необходимо изучение женщин как социальной общности и женской проблемы в целом. Для этого и нужна феминология как наука со всеми ее исследованиями.
Не требует длинных разъяснений роль женщин в предотвращении войн, насильственных форм разрешения конфликтов, применения оружия массового уничтожения. По своей природе женщина – созидательница и хранительница жизни и враг смерти, уничтожения.
Велика роль женщин и в преодолении экологического кризиса. Она не только в их непосредственном участии в природоохранительных движениях и организациях, но и в воспитании нового типа мышления – экологического мышления у новых поколений. Женская способность к эмпатии – сопереживанию и вживанию в чувства других людей – может стать и важнейшим аспектом духовного возрождения человечества.
Подводя итоги можно еще раз отметить сугубую актуальность активного участия женщин в решении и локальных, и глобальных проблем человечества. Но повторю еще раз, что для этого нужно изучение женщин и женских проблем, преодоление дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни.
Преодоление устоявшихся стереотипов обыденного сознания, касающихся оценки социальных ролей женщин, преодоление разрыва полов, их явного и скрытого антагонизма, – важнейший аспект борьбы за сохранение и дальнейший прогресс человечества.
Поэтому так необходимо развитие и изучение науки о женщине – феминология