Формирование и совершенствование системы социального обслуживания молодежи
Введение
Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, ощущается дефицит федерального бюджета, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Таким образом, актуальность данного курсового исследования определяется потребностью научного анализа процесса управления системой социального обслуживания молодежи в целях совершенствования ее деятельности.
В настоящее время остается неудовлетворительным социальное положение большей части молодежи в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют: ухудшающаяся демографическая ситуация, высокая смертность в молодом возрасте, неблагоприятные характеристики состояния здоровья, проблемы в получении образования, отсутствие у значительной части молодых семей нормальных условий для жизни и осуществления репродуктивных функций, сохранение высокого уровня преступности в молодежной среде, увеличение числа молодых граждан, живущих за чертой бедности.
Социальное обслуживание молодежи, как одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий подрастающего поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества. Этот специфический вид социального обслуживания влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.
В связи с этим молодежная политика, социальное обслуживание и социальная защита молодого поколения должны стать одними из главных приоритетов государства, а дальнейшее повсеместное становление и совершенствование социальных служб для молодого поколения одной из основных задач российского государства.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью скорейшей последовательной реализации комплексного подхода к организации социальной работы с молодежью.
Степень научной разработанности темы курсового исследования.
Проблемам жизнедеятельности молодежи в современном обществе уделяется значительное место. Изучение проблем молодого поколения зарубежными учеными оказало значительное влияние на развитие отечественной научной базы в данной сфере. Более того, практически до 80-х годов многие советские «исследователи-молодежники» активно использовали и теоретические, и прикладные наработки своих западных коллег, которые легли в основу становления «нау-ки о молодежи» в России, формирования и реализации молодежной политики в 90-х годах XX века.
Первые попытки определения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем и ценностных ориентации были предприняты в нашей стране еще во второй половине 20-х годов XX столетия. В 60-х годах начинают проводиться массовые исследования социальных проблем молодежи в Москве. В центре внимания ученых – изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентации и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга. Проблематика формирования и развития системы социального обслуживания молодежи раскрыта в трудах таких ученых, как: А.И. Лучанкин, А.М. Панов, А.П. Чернявская, А.С. Сорвин, Б.А. Ручкин, В.А. Луков, В.В. Колков, В.В. Быков, В.Т. Лисовский, Е.И. Холостова, Е.Е. Мачюльская, Л.Г. Гуслякова, Н.Ф. Басов, О.Н. Александрова, С.А. Гусова, С.И. Григорьев, С.П. Иваненков, Э.И. Камалдинов и многих других[1].
Но несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по работе с молодыми людьми и по вопросам их социального обслуживания, многие вопросы темы, важные в научном и практическом отношениях, оказываются не раскрыты должным образом. Прежде всего нужно отметить, что хотя суть социального обслуживания в научной и практической литературе освещается достаточно полно, зачастую не раскрывается, как эта деятельность вытекает из таких явлений организации общественной жизни, как социальная политика, социальная защита населения, социальное управление. В результате названная деятельность оказывается не вписанной в контекст системы социальной защиты.
Проблемой курсового исследования является неэффективная реализация формирования и развития системы социального обслуживания молодежи, что в свою очередь ведет к низкому уровню социальной работы с молодежью, что недопустимо в современных российских условиях.
Объектом курсовой работы является социальное обслуживание молодежи как профессиональная деятельность.
Предметом курсового исследования является содержание и организация социальной работы с молодежью.
Целью курсовой работы является анализ развития и формирования системы социального обслуживания молодежи. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты социальной работы и выявить основные направления социальной работы с молодежью;
2. Проанализировать структуру и механизмы системы социального обслуживания молодежи;
3. Рассмотреть формирование и развитие социального обслуживания особо незащищенных слоев молодежи.
Информационной базой для написания данного курсового исследования являлись труды современных отечественных и зарубежных социологов, исследователей в области демографии, социальной политики, социальной геронтологии, психологии, философии, специалистов-практиков, занятых в сфере социальной работы.
Структура курсовой работы. Работа включает в себя введение, три раздела, заключение, список источников и литературы.
1. Сущность системы социального обслуживания молодежи
Социальное обслуживание – это предоставление различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т.д., которую человек не может преодолеть самостоятельно). [2]
Прежде чем говорить о социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13–14 лет до 29–30 лет.
К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.
Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.
Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.
Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия – некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.
В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.[3]
Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д.
Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.
Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.
Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.
В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей – наиболее важны для общества.
Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.
Его цель – регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предмет в этом законе.
Основные принципы социального обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина.
Закон предоставляет возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услуги включаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг, обеспеченных государством.
Термин «социальное обслуживание» описывает некоторый идеальный объект. С другой точки зрения, социальное обслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствам сети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достижения переходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:
Адресность, т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.[4]
Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 №1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.
Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция.
Приоритетность предоставления несовершеннолетним.
Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания:
Материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях
поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение: уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг) другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).
Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.
Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.
направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.[5]
Социальное обслуживание государственными социальными службами предоставляется бесплатно (в объемах, определенных государством):
o Несовершеннолетним детям, которые пребывают в трудной жизненной ситуации по причине инвалидности, конфликтов и жестокого обращения в семье, болезни, сиротства, безнадзорности, мало обеспеченности и т.д.
o Гражданам, не способным к самообслуживанию по причине инвалидности, преклонного возраста, болезни, или если они не имеют родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – при условии, что среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации из-за безработицы, стихийных бедствий, катастроф;
Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.[6]
Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.
Подводя итог данному разделу можно сделать определенные выводы:
1. Социальное обслуживание – это предоставление различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т.д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).
2. Основные принципы социального обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина.
3. Основные законы, составляющие правовую базу функционирования системы социального обслуживания: Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ.
2. Анализ системы социального обслуживания молодежи
Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи). К государственной системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» относятся:
• государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи;
• государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
• муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления.
Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.
К учреждениям органов по делам молодежи можно отнести:
– комплексный центр социального обслуживания молодежи;
– центр социально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;
– социальный центр молодежи;
– центр социальной поддержки молодежи;
– центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;
– молодежный центр планирования семьи;
– центр правовой помощи молодежи;
– центр информации для молодежи;
– подростково-молодежный клуб;
– военно-патриотический клуб
– социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;
– центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.
Одним из принципов государственной молодежной политики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. №5090–1 «Об основных направлениях молодежной государственной политики в Российской Федерации», является предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.[7]
Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.
Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по работе с молодежью, а именно:
1) выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж;
2) устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;
3) осуществляет социально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;
4) ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологичеАие условия проживания;
5) выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;
6) содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;
7) дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;
8) помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;
9) содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.).
Специалист по работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, гак и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.
Другим видом учреждений являются центры социально-психологической помощи молодежи. Данные центры осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: информационно-консультативная помощь, коррекционно-педагогическая работа, медико-психологическое консультирование, медицинская реабилитация, наркологическая помощь, семейный досуг, предоставление информации о рынке труда. Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, социальная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону.[8]
Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.
Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т.д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое. Социально-терапевтическое направление в центре социальной поддержки молодежи включает патронаж семей и граждан, нуждающихся в постоянной или временной заботе (имеющих неблагоприятные социально-демографические, жилищные условия, молодых семей, проживающих в одной квартире разведенных супругов, семей, где трагически погиб или умер один из членов семьи).
Социально-реабилитационное направление включает помощь безработным, эмигрантам, вынужденным переселенцам (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве), женщинам-инвалидам, имеющим детей, подросткам, желающим заниматься трудовой деятельностью.
Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов.
Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов.
Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека.
Таким образом, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития личности юноши или девушки.
В данных учреждениях специалисты по работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного человека.
Результатом взаимодействия специалиста по работе с молодежью и молодого человека является формирование готовности молодого человека к самостоятельной жизни.
Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого человека.
Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.[9]
Профессиональная подготовка безработных осуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный период обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействия занятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.
Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.
Многими специалистами отмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подростками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения. Педагогическое сопровождение осуществляется через предъявление единых, четких требований ко всему коллективу. Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь Специалист по работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.
Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта, медицинского полиса и т.д.
В каждом конкретном случае специалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и т.д.).
Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе.
Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи».
Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.
Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.
Содержание и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Социальная работа с молодежью в сфере досуга регулируется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области.
Важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов предоставляющих молодежи услуги культурно – досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.
Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Интересы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно различаются.
Комитеты по делам молодежи, департаменты культуры, образования и науки субъектов Федерации осуществляют контроль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства через создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка – клуб по месту жительства – молодежный центр).
Наиболее комплексным набором функций в организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой – в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих.
Исходя из всего вышеизложенного в этом разделе курсовой работы можно сделать некоторые выводы:
1. Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет
2. Результатом взаимодействия специалиста по работе с молодежью и молодого человека должно быть формирование готовности молодого человека к самостоятельной жизни.
3. Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.
3. Социальная поддержка особо уязвимых слоев молодежи
В современных российских реалиях существуют особые слои молодежи, которые наиболее уязвимы и социально незащищены – молодые люди – инвалиды, безработная молодежь, молодые семьи. Именно этим группам молодежи в первую очередь необходима поддержка от государства.
Особенность положения молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов: сохранение стереотипов, необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости, падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений.[10] Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности.
Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами – сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:
1. Образование молодежи – проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования.
В Белгородской области реализуется программа «Карьера»
2. Содействие профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
3. Изменение порядка приема молодежи на работу. Основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.
4. Квотирование мест для молодежи. Для усиления социальной защищенности молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.
5. Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.
В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны.
6. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные.[11] Общественная работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.
7. Организация ярмарок вакансий. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства.
8. Создание специальных молодежных организаций для решения проблемы занятости. Сегодня социальные предприятия для молодых людей – реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.
Применяются разнообразные формы организации рабочих мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация социальных производств на базе учебных заведений.
9. Правовое регулирование молодежной политики. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития.
Если говорить о молодых людях с ограниченными возможностями, необходимо сначала выделить проблемы этих людей. Среди проблем людей с ограниченными возможносятми, особенно молодых, чаще всего, фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к деторождению.
Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ограниченными возможносятми является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного и адекватного выбора профессии. В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ограниченными возможносятми в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у человека с ограниченными возможностями умения осознанно и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и определять пути его реализации.
В принципе настоящая независимость предполагает независимость не только физическую, сколько психологическую, не взирая на наличие аномалии и степень ее тяжести. Естественно, социальный работник не в состоянии решить все психологические проблемы клиента, но может этому содействовать, применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс-психологической помощи, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя, фактически, психосоциальную работу, что особенно важно в условиях существующего в стране дефицита практических психологов.[12]
Одним из важнейших факторов успешности медикосоциально-психологической реабилитации является ближайшее микросоциальное окружение людей с ограниченными возможностями. В частности, их семьи по прежнему остаются основными источниками помощи, обычно сопряженной с физическим и эмоциональным стрессами, а перечень разного рода проблем (медицинских, материально-бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и др.), возникающих в семье в связи с частичной или полной недееспособностью какого-либо из ее членов, бесконечен. С психологической точки зрения очень важно нейтрализовать две часто встречающиеся в семьях крайности в отношении к человеку с ограниченными возможностями: либо его воспринимают как обузу, усложняющую существование и затрудняющую личное «выживание», либо на нем сосредотачивается внимание всей семьи и он подвергается гиперопеке. Выступая в различных ролях (консультанта, защитника интересов, помощника и др.), социальный работник может способствовать разрешению возникающих проблем, формированию правильного отношения к недееспособному родственнику и в целом – нормализацией внутрисемейных отношений. Помимо индивидуальной работы с семьей, целесообразно проводить групповые занятия и содействовать объединению семей (и клиентов) со сходными проблемами.
Таким образом, социальная работа с людьми с ограниченными возможностями своей целью имеет их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, «ступенями и узкими дверьми» и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
В России закреплены следующие виды социального обслуживания:
содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной зашиты населения: стационары; полустационары; социальное обслуживание инвалидов и престарелых на дому; содержание детей в детских учреждениях; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь;
реабилитационные услуги: профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов средствами передвижения; обеспечение инвалидов транспортными средствами; протезно-ортопедическая помощь гражданам.
Проект, реализуемый в Белгородской области, «Шаг навстречу» был разработан в 2009 году областным государственным учреждением «Центр молодежных инициатив» в рамках реализации Стратегии ГМП и направлен на работу с молодыми людьми с ограниченными возможностями.
Цели проекта:
– оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
– вовлечение молодых людей с ограниченными физическими возможностями в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества;
– развитие и популяризация в молодежной среде идеи толерантности и содействия людям с ограниченными физическими возможностями.
В ходе реализации проекта для молодых люди с ограниченными физическими возможностями организуются фестивали, выставки, экскурсионные поездки, различные тематические акции, которые помогают ребятам чувствовать себя увереннее, счастливее и быть социально активными.
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи. Принципы государственной политики в отношении молодой семьи: партнерское взаимодействие государства, общества и молодой семьи; целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении молодой семьи; единство социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства; дифференцированный подход к различным типам семей; социальная субъектность семьи; социальная преемственность поколений; гуманизм.[13]
Совокупность указанных принципов определяет концептуальные основы государственной молодежной семейной политики, позволяет сформулировать ее цели и задачи, определить стратегические приоритеты.
Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т.ч. стимулирование рождаемости детей и их воспитания.
Задачами государственной молодежной семейной политики являются:
законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности; обеспечение государством соблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем; совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей; укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни; учет интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализации разнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органов власти и управления различных уровней; обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок; оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности; развитие и поддержка общественных организаций молодых семей.
В частности, социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.
Социальная защищённость семьи формируется путём дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов и т.д.
Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждения педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т.д.
Подводя итоги данному разделу курсовой работы можно выделить следующее:
1. Трудоустройству молодежи мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда
2 Cоциальная работа с людьми с ограниченными возможностями своей целью имеет их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие.
3. Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни.
Заключение
В процессе работы система социального обслуживания молодежи была рассмотрена с разных сторон. Было установлено, что система социального обслуживания молодежи играет наиважнейшую роль в современном Российском государстве. Ведь молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ.
Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.
Проведенный анализ литературных источников, связанных с темой «Формирование и развитие системы социального обслуживания молодежи» позволил выяснить, что изучению проблемы общения уделено большое время по сей день, так как благодаря социальному обслуживанию должно проводиться становление молодежи.
Задача общества и государства сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.
Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.
Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.
Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.
В современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России – это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.
Цель работы – анализ развития и формирования системы социального обслуживания молодежи – была достигнута.
В ходе выполнения курсовой работы пришлось столкнуться с некоторыми проблемами. Одной из которых оказались различные взгляды специалистов на систему социального обслуживания молодежи и на пути ее дальнейшего развития, но не смотря на это главные задачи курсовой работы были также решены, а именно:
1. Изучены теоретические аспекты социальной работы и выявлены основные направления социальной работы с молодежью;
2. Проанализирована структура и механизмы системы социального обслуживания молодежи;
3. Рассмотрено формирование и развитие социального обслуживания особо незащищенных слоев молодежи.
Список источников и литературы
1. Александрова О.Н. Психология социальной работы / О.Н. Александрова. – СПб.: Питер, 2002. – 447 с.
2. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов. – М.: Москвич 2005. – 120 с.
3. Быков, В.В. Развитие предпринимательства в молодежной среде / В.В. Быков. – М.: Наука, 2002. – 232 с.
4. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью / C. И. Григорьев. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 375 с.
5. Иваненков, С.П. Проблема социализации современной молодежи /
С.П. Иваненков. – М.: Феникс, 1999. – 190 с.
6. Иванов, В.Н. Социальные технологии / В.Н. Иванов – М.: Муниципальный мир, 2004. – 169 с.
7. Камалдинова, Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности /Э.И. Камалдинова. – М.: Академия 2002. – 216 с.
8. Колков, В.В. Системный подход в социальной работе: Методологический семинар / В.В. Колков. – М.: Институт социальной работы, 2004. – 278 с.
9. Лазарев А.Д. Социология молодежи / А.Д. Лазарев. – Кемерово: КузГТУ, 2006. – 283 с.
10. Лисовский, В.Т. Социальная защита молодежи / В.Т. Лисовский. – М.: Инфра, 2007. – 114 с.
11. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 2006. – 192 с.
12. Лучанкин, А.И. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы / А.И. Лучанкин. – Екатеринбург: Университетское, 2007. – 180 с.
13. Мачюльская, Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачюльская – М.: Москва, 2004. – 362 с.
14. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 283 с.
15. Ракитин, Д.Е. Социальная работа с молодёжью: опыт, проблемы, перспективы / Д.Е. Ракитин – Тула, ИНФРА, 2001. – 219 с.
16. Ручкин, Б.А. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения / Б.А. Ручкин. – М: Наука, 2000. – 142 с.
17. Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов – М.: Академический Проект, 2005. – 312 с.
18. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 328 с.
19. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Академия, 2001. – 316 с.
[1]Басов Н.Ф. Основы социальной работы. М., 2005;
Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью. М., 2003;
Иваненков С.П. Проблема социализации современной молодежи. М., 1999;
Камалдинова Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности. М., 2002;
Колков В.В. Системный подход в социальной работе. М., 2004;
Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи. М., 2004;
Лучанкин А.И. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы. Екатеринбург, 2007;
Ручкин Б.А. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. М., 2000;
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профориентации М., 2001.
[2] Басов Н.Ф. Основы социальной работы. М., 2005.
[3] Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью. М., 2003.
[4] Иваненков С.П. Проблема социализации современной молодежи. М., 1999.
[5] Камалдинова Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности. М., 2002.
[6]Лучанкин А.И. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы. Екатеринбург, 2007.
[7] Мачюльская Е.И. Право социального обеспечения. М., 2004.
[8]Колков В.В. Системный подход в социальной работе: Методологический семинар. М., 2004.
[9] Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профориентации М., 2001.
[10] Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи. М., 2004.
[11] Колков В.В. Системный подход в социальной работе. М., 2004.
[12] Камалдинова Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности. М., 2002.
[13] Ручкин Б.А. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. М., 2000;