Формирование социальных качеств молодого специалиста
Введение
В связи с изменениями в социально-экономической сфере страны в начале 90-х, повлекшими за собой необходимые изменения в сфере образования в целом, становятся актуальными исследования проблемы трудоустройства студентов, в частности вечерней формы обучения. В целях повышения эффективности образования и более успешного трудоустройства выпускников необходима информация о возможностях трудоустройства студентов и факторах, влияющих на данный процесс, исходя из того, что одним из основных признаков качества и престижа образования является востребованность выпускников вуза у работодателей.
Влияние приобретаемых в процессе обучения в ВУЗе качеств молодого специалиста
Концептуальная схема нашего исследования такова: образовательные возможности учреждения - социальная группа «студенчество» - рынок труда молодых специалистов. Исследовательский вопрос в нашем проекте: каким образом происходит взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг посредством реализации формируемых в процессе образования актуально и потенциально востребуемых профессиональных и личностных качеств социальной группы «студенчество».
В ходе обучения в вузах вырабатываются различные модели поведения данной социальной группы. Представляется важным выявить, какие из них наиболее адекватны действительной ситуации. Сегодняшняя ситуация такова: с рынка труда через требования работодателей к специалистам поступают запросы, определяющие не только поведение нынешних и потенциальных работников, но и дающие импульсы развитию и совершенствованию системы образования, которая порой не всегда адекватно на них реагирует.
Наше исследование ориентировано выявить, хотя бы частично, те разногласия, которые существуют между рынком труда и рынком образования. Для этого мы исследуем такие формируемые в процессе образования характеристики студентов, предъявляемые в качестве требований работодателей, как: уровень профессиональных знаний, уровень знания иностранного языка, компьютерная грамотность, коммуникабельность, уровень мотивации к трудовой деятельности, обучаемость, самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, стрессоустойчивость.
Содержательная направленность данных характеристик студента формируется в зависимости от ориентированности образовательного учреждения либо на фрагментарное образование, либо на потребности рынка труда и общества в целом – интегральное образование.
Образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества. Одним из важнейших современных изменений в области образования является постепенный переход от концепции фрагментарного образования к концепции интегрального образования. Первая концепция рассматривает образование как относительно самостоятельную область жизни. Для образования такого типа характерны учебные заведения, в которых предметы преподаются только по утвержденным программам.
Успехи учащихся таких учебных заведений и косвенным образом способности преподавателей определяются в основном с помощью письменных и устных экзаменов, и если учащиеся успешно их выдерживают, считается, что цель образования достигнута. Можно счесть описание К. Мангеймом такого типа образовательного учреждения карикатурным, а между тем оно существует и поныне.
На формирование молодого специалиста с совокупностью представленных им на рынке труда его качеств как работника оказывает влияние все, чему он обучается, и еще в большей степени то, как он обучается. Интегральная концепция образовательной программы опирается на фундаментальное положение о том, что личность едина и неделима.
Такое понимание личности работника уже давно учитывается западными работодателями, поэтому ими предъявляются такие требования к специалисту как наличие мотивации к трудовой деятельности, обучаемости, самостоятельности, трудолюбия, дисциплинированности, стрессоустойчивости. Однако в образовательных учреждениях не редко доминирует понимание специалиста как человека, прежде всего, обладающего набором теоретических знаний-фактов.
Проблема поиска, продвижения и удержания талантливой молодежи в современной России
«Чтобы справляться с сегодняшними проблемами, нам нужны не только новые знания, но и новые способы мышления», – утверждает американский философ современности Элвин Тоффлер.
Действительно, умение мыслить глобально, системно, нестандартно и креативно является бесспорным конкурентным преимуществом в любой сфере. И умение мыслить подобным образом принадлежит талантливым людям. По мнению Э. Майклза, автора книги «Война за таланты», сегодня возрастает важность нематериальных активов – интеллектуального капитала и талантов, за которыми ведется настоящая охота.
Россия, обладая колоссальным интеллектуальным ресурсом, непосредственно вовлечена в «войну за таланты». Однако при наличии десятой части ученых мира Россия занимает лишь 0,3% доли рынка наукоемкой продукции. Инновационная активность в России очень низка - только 5% предприятий применяют новейшие научные достижения, в то время как в развитых странах эта цифра составляет 80-87%.
Одной из причин столь низких показателей является процесс «утечки мозгов». Таким образом, ежегодный «русский вклад» составляет около тысячи научных работников и 50 млрд. долларов.
По статистике, средний возраст человека, который выезжает из России работать за границу, а потом остается там жить - около 25 лет. Найти пути поиска, удержания и продвижения молодых российских специалистов в стране – это первостепенная задача, которую необходимо решить российскому обществу, если оно стремится сохранить преимущество в конкурентной среде глобального мира. Так, по словам Дмитрия Зимина, создателя фонда «Династия», если общество не ищет и не поддерживает таланты, то «в нем происходит отрицательный отбор».
Решить данную задачу нам помогло обобщение опыта Германии, Швеции, Сингапура, Китая и Казахстана в сфере работы с талантливой молодежью, а также систематизация программ по поддержке талантливых молодых специалистов крупными зарубежными компаниями, такими как Bosch, British American Tobacco Russia, BP и Chevron.
Очевидным является тот факт, что в нашей стране уровень работы с талантливой молодежью крайне низок. Сохранились лишь локальные центры развития, сконцентрированные, прежде всего, в столице. Родители, учителя, преподаватели ВУЗов потеряли в значительной степени функцию наставников. Определенные позитивные подвижки в последнее время связываются с реализацией национального проекта «Образование», согласно которому юные победители олимпиад получают премии в размере 30000 и 60000 рублей. Однако понятная система продвижения талантливых молодых людей пока не создана.
В то же время, например, в Казахстане, принята трехступенчатая президентская программа по поддержке талантливой молодежи. Во-первых, 6000 выпускников школ в 2007 году поехали учиться в лучшие ВУЗы мира. Принцип их отбора – успехи в учебе, лучшие результаты экзаменов и прохождение собеседования. Фонд Президента Казахстана «Балашаг» подписал договор с их родителями, в котором указывается, что семья обязуется выполнять все требования по воспитанию и обучению ребенка, а фонд «Балашаг» гарантирует ему трудоустройство по окончанию обучения.
Если ребенок по окончании учебы не вернется, то семья компенсирует государству грант в размере стоимости своей квартиры. Во-вторых, Президент Назарбаев лично дал указание своим представителям пригласить на встречу всю эмигрировавшую талантливую казахскую молодежь, в ходе которой он каждому талантливому технику, химику, физику лично пообещал оборудованную лабораторию, мастерскую... И, в-третьих, скоро состоится открытие крупнейшего инновационного университета в Астане. Университет изначально строился как технологический, то есть оснащенный лабораториями, мастерскими и др.
Существуют и другие, не менее замечательные примеры успешной работы с талантливой молодежью в вышеперечисленных странах. На основании их опыта можно выработать рекомендации по ведению грамотной политики в отношении талантливой молодежи в рамках нашей страны.
Студенческая молодежь и проблема социальной справедливости
В 90-е годы прошлого века особенно серьёзной и значимой была признана проблема создания правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Молодёжная политика, социально-педагогическая поддержка молодёжи стали рассматриваться как приоритетные направления деятельности органов государственной власти.
Необходимость укрепления кадрового потенциала в этой сфере потребовала от системы высшего и среднего профессионального образования поисков эффективных путей подготовки специалистов, знающих современное состояние молодёжи, её место и роль в российском обществе, социальные и психолого-педагогические аспекты развития её интеллектуальной и нравственной культуры и способных на научной основе и с учётом реалий и перспектив общественного развития грамотно построить молодёжную политику. Особое внимание уделяется повышению эффективности образовательного процесса будущих социальных педагогов и специалистов по работе с молодёжью.
Важным элементом подготовки будущих специалистов социальной сферы является изучение социальной политики - сложного системного процесса, глубоко взаимосвязанного с общественными настроениями, культурным и духовно-нравственным уровнем социума. В XXI веке социальная политика рассматривается и как стратегия развития государства и гражданского общества, и как общественный институт, обеспечивающий человеку достойную жизнь и благосостояние, и как область научных исследований. Социальная политика одновременно и отражает, и формирует менталитет российского общества, одной из ключевых характеристик которого является понятие социальной справедливости. Поэтому изучение представлений будущих специалистов о социальной справедливости необходимо для построения качественной системы их профессиональной подготовки.
Трактовка понятия «справедливость» в гуманитарных науках неоднозначна. Справедливость рассматривается как понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием (Большой энциклопедический словарь, 1986).
Аристотель обосновал взаимосвязь справедливости и государства и отмечал, что центральным понятием, характеризующим справедливость, выступает «соразмерность». «Справедливость - удивительная добродетель, общее благо, приобретённое свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям, согласованным с законом и правом государства» (История философии, 2002). Американский социальный психолог Дж. Мейерс описал справедливость (equity) как «состояние, при котором «доход» каждого участника от взаимоотношений пропорционален его «вкладу». При этом справедливость отнюдь не означает всегда равного «дохода» (Мейерс, 1996).
В рамках нашей исследовательской работы с помощью разработанной нами анкеты «Современная молодёжь и социальная справедливость» было опрошено 150 молодых людей в возрасте от 17 до 20 лет, обучающихся преимущественно по специальностям «Социальная педагогика» и «Организация работы с молодёжью» в Курганском государственном университете и Курганском педагогическом колледже. Мы выявили, что социальную справедливость как проблему, актуальную для России, признают 87% респондентов. По мнению студентов, социальная справедливость предполагает, в первую очередь, равные шансы для молодых граждан на образование, доступное медицинское обслуживание и отсутствие резких различий в доходах.
55% молодых людей считают рыночную экономику, регулируемую государством, тем типом экономики, который наиболее способствует установлению социальной справедливости. Отмечен высокий уровень социального расслоения в России как фактор, препятствующий социальной справедливости. Большинство молодых людей считает, что медицинское обслуживание, образование должны быть бесплатными и доступными для всех категорий населения (соответственно, 86% и 75% респондентов). На вопрос, реализуются ли в России базовые права человека, 59% респондентов ответили: «да, частично». По мнению опрошенных, в нашей стране нарушаются следующие права: «на свободу слова» (37,3%), «на труд» (28,7%), «на неприкосновенность личной собственности» (26%), «на свободу личности» (22%), «на жизнь» (12%).
92% анкетируемых отметили, что МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. На вопрос, социальная модель какой западной высокоразвитой страны наиболее приемлема для России, более половины респондентов ответили, что у России должна быть собственная модель социального развития. Однако многие участники опроса не отрицают необходимости осмысления позитивного социального опыта Швеции, Норвегии, Франции, Германии. Отрадно, что будущие специалисты считают, что социальную справедливость нужно устанавливать только законными политическими и экономическими методами.
Вместе с тем, некоторые молодые люди, не имея систематизированных представлений о сущности, критериях, путях достижения социальной справедливости, на многие вопросы отвечали: «не знаю». Это обусловливает необходимость воспитательной и просветительской работы, направленной на раскрытие данных аспектов, в частности, взаимосвязи социальной справедливости и экономической политики. Понятие «социальная справедливость» рассматривается, в частности, в материале учебных курсов «Социальная политика», «Профессионально-этические основы работы с молодёжью», но следует активнее использовать межпредметные связи при его изучении.
Осмысление социальной справедливости как мировоззренческой категории и как общественного явления, имеющего предпосылки, закономерности и механизмы реализации, должно стать значимым компонентом самообразовательной деятельности студентов. Мы считаем, что освоение сущности социальной справедливости должно проходить в форме диалога, корректного обсуждения дискуссионных вопросов. При этом нужно снизить влияние юношеского максимализма на представления молодёжи об этом сложном явлении, учесть, что опыт социальных отношений у студентов ещё не велик.
Заключение
Нами разработаны практические занятия для будущих специалистов в форме дискуссионного клуба, где молодые люди смогут получить подробную информацию по данной теме, обсудить её со сверстниками и с более опытными, компетентными людьми, сделать для себя определённые выводы и задать волнующие их вопросы. Отметим, что проблема социальной справедливости должна обязательно стать предметом научно-практических исследований, проводимых студентами и преподавателями профессиональных учебных заведений. В образовательном процессе должна соблюдаться ориентация целей, методов и содержания образования на реальные потребности рынка труда в полноценном формировании личности специалиста. Только координированное формирование работника с социально-психологических и практических позиций может быть эффективным. Насколько это достигается в настоящее время и должно быть предметом нашего анализа в ходе исследования.
Список литературы
1. Мангейм К. Диагноз нашего времени. Москва: Юрист, 2007.
2. «Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания». (Е.М. Авраамова, Ю.Б. Верпаховская)//Социологические исследования. 2008. № 4.
3. «Молодые специалисты на рынке труда в ситуации безработицы». (Л. Шокарова, С. Махошева) // Практический маркетинг. 2006. №9.
4. «Отдельные аспекты занятости и безработицы среди молодежи» (И.В.Рыжиков)//Вопросы статистики. 2006. №5.
5. Майклз Э. Война за таланты / Э. Майклз, Х. Хэндфилд-Джонс, Э. Экселрод; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. – 2-е изд., испр. – М.: Манн, Иванов И., Фербер, 2006.
6. Тоффлер Э. Революционное богатство / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ПРОФИЗДАТ, 2008.
7. Щепкина Е.В., Воронин С.А. Выпускник МГУ об «утечке мозгов» за рубеж / Е.В. Щепкина, С.А. Воронин // Московский университет. – 2008.
8. Гуляев Ю. Инженеры требуют зарплату на 30% больше, чем у рабочих / Ю. Гуляев // Солидарность. – 2008. - №44.
9. Чистякова М. С немецкой тщательностью / М. Чистякова // Приложение к газете «Коммерсантъ». – 2008. - №18.
10. История философии: Энциклопедия (2008). - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2008.
11. Мейерс Дж. (1996) Социальная психология. - СПб: Питер, 2008.