База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Французская социологическая школа

Французская социологическая школа











Контрольная работа

Французская социологическая школа



План


1. Основоположники и представители французской социологической школы

1.1 Дюркгейм Эмиль

1.2 Марсе́ль Мосс

1.3 Люсьен Леви-Брюль

1.4 Морис Хальбвакс

2. Основные положения учения

Литература



1. Основоположник и представители французской социологической школы


Французская социологическая школа - направление во французской социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединенное вокруг созданного им журнала "L'Année Sociologique". Представители французской социологической школы — М. Мосс, Л. Леви-Брюль, С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс. Рассмотрим биографии некоторых из перечисленных представителей.


1.1 Дюркгейм Эмиль


Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858 – 1917) — французский философ,юрист, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. С 1887 г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, с 1902 г. — в Сорбонне. С 1896 г. по 1912 г. издавал "Социологический ежегодник". Развивал идею о зависимости человеческой психики от культуры.

Основные сочинения:

·                     "Элементы социологии" (1889)

·                     "О разделении общественного труда" (1893)

·                     "Правила социологического метода" (1895)

·                     "Самоубийство" (1897),

·                     "Элементарные формы религиозной жизни" (1912)

·                     "Социология и философия" (1924)


1.2 Марсе́ль Мосс


Марсе́ль Мосс (фр. Marcel Mauss; 1872—1950) — видный французский этнограф и социолог, племянник и ученик Эмиля Дюркгейма.

Сочинения:

·                     Очерк о природе и функции жертвоприношения (1899)

·                     О некоторых первобытных формах классификации (1903) (в соавторстве с Э. Дюркгеймом)

·                     Очерк общей теории магии (1904) (в соавторстве с А. Юбером)

·                     Очерк о сезонных изменениях в эскимосских обществах (1906) (при участии А. Беша)

·                     Обязательное выражение чувств (1922)

·                     Реальные и практические связи между психологией и социологией (1924)

·                     Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах (1925)

·                     Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти (Австралия, Новая Зеландия) (1926)

·                     Деления и пропорции делений социологии (1927)

·                     Цивилизации: элементы и формы (1929)

·                     Социальная связь в полисегментарных обществах (1932)

·                     Фрагмент плана общей дескриптивной социологии (1934)

·                     Техники тела (1935)

·                     Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие "я" (1938)

·                     Техники и технология(1941).

Библиография

·                     Мосс М. Социальные функции священного: Избр. произведения / Пер. с франц. под общ. ред. И. В. Утехина. — СПб.: Евразия, 2000. — 444 с.

·                     Мосс М. Общества, обмен, личность. — М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1996.

·                     Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Человек. — 1992. — No 6. текст

·                     Мосс М. Социологическая оценка большевизма / Пер. и примеч. А. Б. Гофмана // Новое и старое в теоретической социологии. — М., 1999. — С.314—348.

·                     Гофман, А. Б. Социологические концепции Марселя Мосса // Концепции зарубежной этнологии. Критические этюды. — М.: Наука, 1976.

·                     Гофман, А. Б. Марсель Мосс: за единство наук о человеке // Человек. — 1993. — № 2.


1.3 Люсьен Леви-Брюль


Люсьен Леви-Брюль (фр. Lucien Lévy-Bruhl; 10 апреля 1857, Париж — 13 марта 1939, Париж) — французский философ и антрополог.

Люсьен Леви-Брюль закончил Сорбонну, преподавал там же с 1899 по 1927 годы. Начинал как философ, после знакомства с трудом Джеймса Фрэзера "Золотая ветвь" заинтересовался антропологией. По методологии, принципам постановки проблем выступал как ученик социолога Эмиля Дюркгейма. До Леви-Брюля был принят постулат одинаковости законов мышления для народов всех времён. Леви-Брюль считал, что разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления. Он стал автором теории первобытного до-логического мышления, которое отличается от современного логического. До-логическое мышление нечувствительно к опытному знанию, оно мистично. В любом явлении первобытный человек видит действие сверхъестественных сил: болезнь, неурожай, плохая погода — это следствие колдовства. Применительно к такому мышлению Леви-Брюль вывел закон партиципации (сопричастия): для первобытного человека предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным. Примером действия такого закона может служить тотемизм, когда человек верит, что он одновременно является и животным. Другой пример — билокация, то есть одновременное нахождение какого-либо предмета или человека в двух местах. В поздних трудах под влиянием критики учёный несколько отошёл от своих позиций.

труды:

1900 — Философия Огюста Конта / La Philosophie d’Auguste Comte

1910 — Мыслительные функции в низших обществах / Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures

1922 — Первобытное мышление / La mentalité primitive

1927 — L'âme primitive

1931 — Le surnaturel et la nature dans la mentalité primitive

1935 — La mythologie primitive

1938 — L’expérience mystique et les symboles chez les primitifs

1949 — Les carnets de Lucien Lévy-Bruhl


1.4 Морис Хальбвакс


Морис Хальбвакс (правильнее: Альбвакс) (фр. Maurice Halbwachs, 11 марта 1877, Реймс — 16 марта 1945, Бухенвальд) — французский философ, социолог, социальный психолог из круга Дюркгейма.

Хальбвакс занимался проблемами демографии и стратификации, пространственного расселения и социальной морфологии, но наиболее известен начатыми еще в 1920-х годах работами по коллективной памяти, в которых синтезировал дюркгеймовские идеи о коллективных представлениях с философией времени у Бергсона и которые приобрели широкое признание уже в последние десятилетия XX — начале XXI вв. Эти работы были переведены на многие европейские языки. Они получили развитие в трудах философов, социологов, историков — П.Рикёра, Я.Ассмана и др.

Труды:

·                     Leibniz (1907, переизд. 1928)

·                     La classe ouvrière et les niveaux de vie (1913)

·                     Les origines du sentiment religieux d’après Durkheim (1925)

·                     Les Cadres sociaux de la mémoire (1925)

·                     La Population et les tracés de voies à Paris depuis cent ans (1928)

·                     Les Causes du suicide (1930)

·                     Morphologie sociale (1930)

·                     Sociologie économique et démographique (1940)

·                     La Topographie légendaire des Évangiles en Terre Sainte; étude de mémoire collective (1941)

·                     Les classes sociales (1942)

·                     La Mémoire collective (1950)

Публикации на русском языке

·                     Возникновение религиозного чувства по Дюркгейму// Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. М.: Московский рабочий, 1932

·                     Социальные классы и морфология. СПб: Алетейя, 2000

·                     Коллективная и историческая память

·                     Социальные рамки памяти/Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007



2. Основные положения учения французской социологической школы

социологический школа моральный юридический

·                     С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

·                     Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).

·                     Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде "коллективных представлений", которые обеспечивают устойчивость общества.

·                     Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, Э. Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека. Человек — существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Первое имеет свои корни в организме, ему соответствует биологически определяемая часть психики, оно руководит практическими отношениями индивида с окружающим миром. В сфере материального производства индивид, согласно Дюркгейму, выступает как изолированное существо. Его индивидуальное сознание находится под влиянием объектов. Во французской социологической школе индивидуальное отождествляется с биологическим, индивид рассматривается как организм; проблема общественного и индивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического1. Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики.

По Дюркгейму, "...общие идеи, которые религия или наука внедряют в наш ум, интеллектуальные операции, которые эти идеи предполагают, верования и чувства, которые составляют суть нашей моральной жизни — все эти высшие формы психической активности, которые в нас пробуждает и развивает общество, не находятся на поводу у тела как наши ощущения и кинестетические состояния. Мир представлений, в котором разворачивается социальная жизнь, надстраивается над своим материальным субстратом, а никак не проистекает из него"2. В двойственности заключается отличие человека от животных; у них нет общественного опыта. Дуализм — характерная черта концепции Э. Дюркгейма.

Общество рассматривается Дюркгеймом как реальность. Оно — духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и. др. Они отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями. Закрепляются в языке. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют. Признание влияния на человека коллективных представлений меняет понимание человека, источника наиболее высоких форм духа, объясняемых до этого или из индивидуального опыта, или путем допущения априорных прирожденных форм (эмпиризм или априоризм). Мысль Дюркгейма, что все собственно человеческое в человеке от общества — это действительно капитальная мысль. Однако общество Дюркгейм понимает идеалистически, отождествляя его с системой коллективных представлений, т. е. общественным сознанием. Охота, рыболовство и т. п. хотя и рассматриваются, но как контакты изолированных индивидов с природой не предполагают с необходимостью настоящего мышления и не приводят к нему. Таким образом, в целом развитие мышления не связывается здесь с развитием человеческой деятельности. Самый процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется также идеалистически как взаимодействие индивидуального и общественного сознания.

Люсьен Леви-Брюль (1857-1939)выступил с тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления. Современный тип — логический — пришел на смену первобытному мышлению, которое Л. Леви-Брюль называет пралогическим. Первобытное мышление имеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными обыденными и мистическими свойствами, причем наиболее важными являются именно сверхъестественные свойства; первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют.

Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику. Оно подчиняется закону партиципации, т. е. сопричастия; считается, что все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу (отсюда вера в тень, портреты, имя — считается, что действия, примененные к ним, распространяются и на их оригиналы). Магическая сила передается также путем соприкосновения (сопричастие по подобию и сопричастие по выражению).

Мышление первобытного человека абсолютно причинно: оно не признает случайностей, не чувствительно к противоречиям и не требует доказательства фактами. Умение различать разновидности растений, отпечатки следов каждого человека своей группы, искусство в производстве посуды, корзин, пирог, украшений и т. п. проявления трудовой деятельности не являются, по Леви-Брюлю, плодом размышления и рассуждения. Они — продукты чутья, интуиции, слепого навыка. Влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом религиозно-мистического характера (верования, магические обряды). Пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление3. Дело в пропорции: в мышлении первобытных народов пралогические структуры преобладают. Но даже в современном обществе они не исчезли полностью (религия, понятие о душе и др.) Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими. М. Галь-бвакс (1877—1945) на материале памяти, Ш. Блон-дель (1876—1939) применительно к аффективно-волевой сфере утверждали социальный характер всей психики человека. Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления,— как раз это и подвергается критике,— сколько в выдвижении нового — исторического — подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах.



Литература


·                     Крюков В. М. Французская социологическая школа // Свод этнографических понятий и терминов (Этнография и смежные дисциплины. Этнографические школы и направления). М., 1988.

·                     Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Издательский центр "Академия", 2003. — 320 с.

·                     Леви-Брюль статья "Первобытное мышление"

·                     Дюркгейм Эмиль "О разделении общественного труда. Метод социологии"

·                     Бруно Латур. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006 (Серия "Прагматический поворот")

Размещено на


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена