Кризисные явления современной белорусской семьи. Отношение к браку
Содержание
I. Кризисные явления современной белорусской современной семьи. Отношение к браку
II. Методологическая часть
2.1 Обоснование выборочной совокупности
Список литературы
Анализ проблемной ситуации:
Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье. Конечно, этот процесс изменения ее состоит в связи с изменением всей остальной общественной жизни. Нередко замечаются некоторые кризисные явления, происходящие с семьей.
Проблема:
уход от старых семейных традиций, формирование новых измененных отношений в семье по мере того, как изменяются основы современного общества.
Аспекты проблемы:
все быстрее и быстрее растущий процент разводов и "разлучений от стола и ложа";
уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами "законного брака";
рост "внебрачных" союзов мужчины и женщины;
падение рождаемости детей;
освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений;
уничтожение религиозной основы брака;
все более и более возрастающая роль государства (государственных органов) в воспитании детей и охране семьи и брака.
Цель исследования:
Проанализировать причины ослабления семьи и признаков падения ее современных "устоев".
Задачи:
Выявить кризисные моменты, влекущие за собой разложение и ослабление белорусской семьи.
Проанализировать процентное соотношение между числом зарегистрированных браков и разводов.
Раскрыть понятие брак (официально зарегистрированный и фактический).
Рассмотреть влияние церкви на брачные и семейные отношения.
Указать на ослабление функций семьи. Роль матери и отца в воспитании детей.
Проследить, как осуществляется охрана и брака государством.
Объект: белорусская семья как социальный институт.
Предмет: проблема семейно-брачных отношений.
Интерпретация основных понятий.
Ключевым понятием в данном исследовании является термин "брак".
БРАК - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Беларуси признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах).
Следует различать некоторые формы брака.
ГРАЖДАНСКИЙ БРАК - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Иногда гражданским браком называют также фактический брак.
ЦЕРКОВНЫЙ БРАК - в православии одно из таинств, брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам.
ФАКТИЧЕСКИЙ БРАК - фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке.
Понятие "брак" неразделимо с понятием "семья". Но семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Существует множество определений понятия "семья". Следующая интерпретация наиболее точно раскрывает его суть.
Семья - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляет воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семью создают отношения родитель-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь ввиду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.
Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству, и даже партнерству или сожительству.
Системный анализ.
Дальнейшее существование семьи в современных принудительных формах становится весьма трудным. Выделение основных аспектов проблемы служит признаком падения современных "устоев" семьи, применительно же к факту ослабления семейной связи оно является неопровержимым доказательством.
Одним из проявлений кризиса семьи является - развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод. По статистике ежегодно расторгалось примерно 1,5% от их общего количества всех браков и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом, соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:
1. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности.
По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15% женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей.
Так, используя данные последних десяти лет видим: 1990г. - 99229 зарегистрированных браков, 1995 г. - 77027, 2000 г. – 62485 г., 2009 г. - 90444.
Число разводов: 1990 г. - 34986, 1995 г. - 42119, 2000 г. - 43512, 2009 г. - 40164.
При этом уделяется не малое значение возрасту вступления в брак. Средний возраст мужчин и женщин, желающих вступить в брак возрастает. Статистические данные такие: в 90-м - 24,2, в 2000г. - 25,0, 2009г. - 25,9 лет. Для женщин: 90-й год - 22,5, 95г. - 22,1, 2000г. - 22,8, 2009г.23,8 года. Отмечается также и то, что возраст повторного вступления в брак также возрастает. На это воздействуют в первую очередь экономические, социальные факторы, влияние общественного мнения, формируемого с изменением жизни всего государства.
Одновременно и причиной ослабления семьи, и в то же время признаком ее распада служит факт уменьшения деторождения в браке. Иметь детей и быть отцом и матерью для семьи до сих пор было нормой. Семья без детей была исключением, чем-то ненормальным. Что же наблюдается в последние десятилетия? Рождаемость постепенно падает. В "моду входят" "бездетные" браки, иметь детей считается теперь "неудобным и непрактичным" по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальных и экономических заботах, и о том, что дети - "роскошь", стоящая весьма дорого, и о трудности их содержания, воспитания, обучения. Мотивы приводятся разные. Но, как они ни разнообразны, факты остается фактом: процент брачной рождаемости падает.
Потеря религиозной основы брака и семьи имеет громадное значение. То, что раньше было божеским установлением, стало обычным человеческим учреждением; то, что раньше окружено было ореолом святости, превратилось в дело рук человеческих; посягательство на брак, раньше бывшее грехом и преступлением, теперь стало вопросом житейского удобства. Разрыв или осквернение брака прежде означали оскорбление божественного установления и заповедей, теперь превратились в обычное явление. Если раньше трудно было решиться на разрыв, то теперь все лишние препятствия пали. Говоря коротко, исчезновение религиозного характера брака дало возможность более легко и лишь с точки зрения удобства рассматривать и относиться к нему. Благодаря гражданскому браку исчез один из рычагов, ранее принуждавших более строго и серьезно относиться и уважать "от Бога данную" связь.
Падение родительской власти над детьми - такова та основная черта, которой характеризуется история взаимоотношений родителей и детей. Если раньше семья была единственной или главной воспитательницей, школой и опекуном, то теперь эта роль семьи должна исчезнуть. И действительно, на наших глазах мы видим, как государство мало-помалу отнимает у семьи ее воспитательные, учительские и опекунские функции и берет их в свои руки. Раньше все это принадлежало семье; теперь государство берет это на себя. Раньше последнее не вмешивалось в хозяйничанье родителей, теперь все больше и больше врывается в эту сферу, требует у родителей отчета, накладывает на них ряд обязанностей и говорит: "это ты не можешь делать, это не имеешь права, то-то должен делать" и т.д.
Гипотезы:
Социально-экономическое развитие страны влияет на изменение семейно-брачных отношений и их формы.
В современном обществе происходит трансформация функций семьи и появлению новых.
Женщина, получив равные права с мужчиной, меняет свое поведение по отношению к семье и воспитанию детей.
Государство, беря на себя опеку над семьей, освобождает родителей от исполнения некоторых функций, что имеет ряд положительных и отрицательных сторон.
Выборка по исследованию носит объективный невероятностный характер, так как построена с определенной целью - изучить отношение к браку у населения республики старше 18 лет. Лица старше 18 лет могут более адекватно обосновать свою позицию, так как более вероятно, что они приближены к периоду брачного выбора в отличие от несовершеннолетних граждан. Поэтому генеральная совокупность взята в количестве 8 137 000 человек. По характеру изменения единицы отбора выборка будет многоступенчатой. Разделение идет по типу населенного пункта (город, сельская местность), где проживает данный респондент. исходя из этого добавляется разделение и по полу и по возрасту (от 18 до 29, от 30 до 49, от 50 и старше). Мужчины и женщины, как правило, имеют разные точки зрения, касающиеся данной темы. Также различия наблюдаются у старшего (состоящих в браке продолжительное время) и младшего поколений (недавно вступивших в брак или еще нет). По способу отбора выборка независимая (переменная).
Проведя необходимые статистические расчеты, выборочная совокупность составила 1536 человек. Для проведения опроса городских жителей понадобится взять случайно отобранных 1140 человек, из сельской местности - 396 человек; 768 женщин и столько же мужчин. Данные приведены ниже в таблице.
Городское население |
Сельское население |
Пол |
190 190 190 |
66 66 66 |
женщины: 18-29 30-49 50 и старше |
190 190 190 |
66 66 66 |
мужчины: 18-29 30-49 50 и старше |
Выборочная совокупность основана на статистических данных, полученных при переписи населения Беларуси с 08.10.2009г. по 02.11 2009г. Данные получены по состоянию на 00: 00 часов 02.11 2009г.
АНКЕТА.
Уважаемый респондент, предлагаем вам ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым с целью изучения отношения к браку. Нас интересует Ваше отношение к данной проблеме. Анкета проводится анонимно.
Инструкция к заполнению анкеты.
Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. Кроме того Вы можете предложить ответы непредусмотренные в анкете.
Ваш пол
Мужской
Женский
Ваш возраст
Ваше семейное положение
Женат (замужем)
Холост (не замужем)
Разведен (а)
Вдовец (вдова)
Где Вы проживаете?
г. Минск
областной центр
районный центр
городской поселок
деревня
Отдаете ли Вы предпочтение "гражданскому" (фактическому без регистрации в государственных органах) браку?
Да
Нет
Как Вы считаете, в каком возрасте нужно вступать в брак мужчине?
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30
После 30 лет
Как Вы считаете, в каком возрасте нужно вступать в брак женщине?
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30
После 30 лет
I. В каком возрасте Вы вступили в брак? __________
II. В каком возрасте планируете вступить в брак? ___________
Как Вы относитесь к вступлению в брак в раннем возрасте (до 18 лет)?
Очень хорошо
Скорее хорошо, чем плохо
Очень плохо
Скорее плохо, чем хорошо
Затрудняюсь ответить
Что Вы считаете главным при выборе партнера для создания семьи?
Вероисповедание
Личные качества. Если да, то какие? __________
Материальное положение
Национальность
Социальное положение
Уровень образованности
Другое ___________
Что Вы вкладываете в понятие "счастливый брак"? (выберите не более 5 вариантов ответа)
Взаимопонимание
Верность
Гармоничные сексуальные отношения
Доверие
Любовь
Наличие детей
Независимое материальное положение
Отдельное проживание от родителей
Совместное времяпровождение
Уважение
Другое ____________
Считаете ли Вы важным сегодня обряд венчания?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Как Вы считаете, кто должен быть главой в семье?
Муж
Жена
Супруги должны быть равноправны
Как Вы считаете, должен ли мужчина зарабатывать больше чем женщина?
Да
Не всегда
Нет
Имеете ли Вы детей? (если не нет, переходите к вопросу №17)
Да
Нет
Сколько у Вас детей?
1
2
3
Более 3-ех
Как Вы считаете, может ли наличие детей спасти семью от развода?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Кто из членов Вашей семьи больше времени уделяет воспитанию детей?
Мать
Отец
Бабушки и (или) дедушки
Старшие братья, сестры
Другие родственники______________
Отметьте по 5-бальной шкале на каком уровне, на Ваш взгляд, осуществляется взаимосвязь "семья-государство"? (большему значению соответствует больший уровень шкалы)
20. Отметьте стабильность белорусской семьи как института по 5-бальной шкале. (большему значению соответствует больший уровень шкалы)
1. 2. 3. 4. 5
Спасибо Вам за откровенные ответы.
1. Кодекс РБ о браке и семье: симв. и доп. По состоянии на 1 авг. 2009г. - Минск: НАЦ. Центр правовой информ. РБ, 2009г.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) от 24 ноября 1996г. Мн. 2003г.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Медков. Социология семьи. М. 1996г.
4. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. М., 1994г.
5. Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М., 1937г.
6. Ковалевская И.А. Трансформация понятия "гражданский брак". Архангельск, 2009 г.
7. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1998.
8. Смелзер Н. Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992, с. 79.
9. Бокун Н.Ч. Методы выборочных обследований. Мн., 1997г.
10. Мучник И.Б., Петренко Е.Э. Территориальная выборка в социологических исследованиях. М. 1980г.