Логическое следствие результатов социологических исследований
Оглавление
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы интерпретации результатов социологических исследований
1.1 Определение и виды социологических исследований
1.2 Процедура анализа результатов социологических исследований
1.3 Интерпретация результатов социологических исследований
Глава 2 Практическое применение интерпретации данных социологических исследований
Список используемой литературы
Актуальность проблемы. В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов.
Но перед ним, как и раньше, встают трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т.д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.
Социологическое исследование играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности. [1]
С его помощью можно решать очень большой круг вопросов и задач,
анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.
Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открывает дорогу для их широкого применения в практике. И происходит это благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данных начинает складываться единая количественно-качественная оценка "проблемных узлов" изучаемого явления, постепенно вырисовываются те конкретные пути и средства, с помощью которых они могут быть "развязаны". Более детальное обоснование эти пути и средства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки в соответствии с ними практических рекомендаций.
Эмпирические данные социологического исследования еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интерпретировать. Для этого все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.д. Цель использования результатов социологических исследований - логическое следствие цели, которая определяет их подготовку и проведение. Другими словами, если осуществление самого исследования можно рассматривать как определенную систему научно-исследовательских процедур, направленных на получение достоверной информации и разработку на ее основе практических рекомендаций, то использование результатов этого исследования будет представлять собой уже процесс реализации тех научно обоснованных мер, которые содержатся в данных рекомендациях.
На данный момент времени существует ряд исследователей, которые в своих трудах касались проблемы интерпретации результатов социологических исследований: В.А. Ядов, Ф.И. Шарков, А.А. Родионов, А.Г. Здравомыслов, О.В. Ермаков, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Иванов, Е.И. Гурко и другие.
Целью нашего исследования: доказать, что интерпретация результатов исследования - самый важный его этап.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть социологическое исследование как способ получения знаний о социальном мире.
2) Изучить процедуру анализа данных социологических исследований.
3) Рассмотреть варианты интерпретации результатов социологических исследований.
Объект исследования: социологические исследования.
Предмет исследования: интерпретация результатов социологических исследований.
Перед началом исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1) Интерпретация результатов социологического исследования - самый важный его этап, позволяющий исследователю сделать определённые выводы и впоследствии применить полученные результаты на практике.
2) Если интерпретация результатов будет проводиться сторонним человеком, непосредственно не участвовавшем в проведении исследования, то сделанные им выводы могут существенно отличаться от полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в возможностях на основе полученных данных совершенствовать те или иные направления общественной практики.
Свободное и всестороннее исследование истины есть единственное средство против безумия и заблуждения, какого бы рода они не были.
Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.
В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.
Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа:
· подготовка исследования;
· сбор первичной социологической информации;
· подготовка собранной информации к обработке и ее обработку;
· анализ полученной информации, интерпретация полученных результатов, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
Каждое социологическое исследование имеет свой объект и предмет. Объектом в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Например, если исследуются те или иные студенческие проблемы, то объектом выступают студенты. Предметом являются те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.
Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.
С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.
Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.
Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимосвязывать, "стыковать" информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению "поведения" тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.
В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования - точечное и повторное.
Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный "срез" объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.
В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, так как общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования - после завершения приема в вузы или поступления на работу.
Особый вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.
Качество социологической информации в значительной степени повысится, если предусмотреть проведение пробного исследования. Оно является способом проверки обоснованности выдвигаемых гипотез и задач, а также методического уровня и обработанности инструментария сбора первичной социологической информации. Пробное исследование помогает оценить правильность построения соответствующей модели выборки и внести в нее в случае надобности определенные коррективы, уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать расходы и сроки всех исследовательских процедур. Большое значение пробное исследование имеет и для тренировки группы интервьюеров и анкетеров.
Образно говоря, пробное исследование можно рассматривать как генеральную репетицию главного исследования, позволяющую сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этап подготовки к нему и каких результатов можно ожидать. Существует два принципиальных вида пробных исследований: поисковое (разведывательное) и пилотажное. [11]
Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез. Проведение его особенно желательно в том случае, если литература по интересующей вас тематике отсутствует или ее недостаточно. Поисковое исследование может включать в себя:
· интервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами
· наблюдение
· фокус-группу по центральной проблеме исследования
· опрос экспертов - специалистов или просто людей, имеющих отношение к интересующей вас проблемной области
· изучение документов, статистических данных, содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам
Результаты, а также сам ход подобной программной "разведки" следует описать в своей работе, в разделе "Обоснование проблемы исследования". При этом необходимо осветить следующие вопросы:
· Какие задачи вы ставили, планируя поисковое исследование?
· Удалось ли вам реализовать поставленные задачи? Насколько ценной оказалась для вас информация, полученная в результате поиска? Четко сформулируйте все содержательные результаты осуществленной программной разведки.
· Опишите, с какими трудностями вы столкнулись в ходе осуществления поиска.
· В Приложении приведите все методические материалы, сопровождавшие разведывательное - исследование (план интервью, дневник или карточку наблюдения, сценарий фокус - группы и пр.)
Пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего - для апробации вопросника. Прежде всего следует обратить внимание на следующие характеристики инструментария:
· Все ли респонденты однозначно понимают предложенные вами формулировки?
· Не чересчур ли сложны формы заполнения вопросов?
· Исчерпаны ли все возможные варианты ответов в поливариантном вопросе?
· Не содержат ли вопросы момент внушения?
Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования. [16]
Помимо названных в социологии используются - хотя значительно реже - специальные виды социологических исследований.
Один из них - монографическое исследование, которое нацелено на всестороннее, "глобальное" изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. Очень часто монографическое социологическое исследование дополняется использованием методов других наук - истории, экономики, культурологии, лингвистики и т.п.
Значительный интерес представляют когортные исследования, которые изучают специфические совокупности людей в течение определённого времени, например года, переживших одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.). Когорту, образованную по году рождения, называют поколением.
В наступившей поре открытости всему миру всё чаще стали проводиться международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах. При всей их значимости, привлекательности следует отметить одну методологическую сложность - трудности в интерпретации как задач и стратегии исследования, так и полученных результатов, ибо накладываются на них такие специфические особенности, которые обусловлены различным менталитетом, культурным опытом, традициями, способами исследования и решения назревших социальных проблем.
Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования. [11]
Выбор того или иного вида исследования вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической и научной целесообразности исследования, а также из сущности и особенностей того явления, которое предстоит изучить. Перед окончательным выбором вида социологического исследования нелишним будет реалистично оценить и свои возможности, особенно глубину знаний методики, техники и организации, а также практические навыки.
После того, как собрана объективная, достоверная первичная социологическая информация, начинается этап ее обработки и анализа. [19]
Анализ собранной информации - самый увлекательный этап исследования. Мы проверяем, насколько верны были исходные предположения, получаем ответы на заданные вопросы и выявляем новые проблемы. Для обработки и анализа данных используются методы общей теории статистики, математической статистики и другие математические методы. [25]
Анализ результатов социологического исследования включает в себя ряд этапов, каждый из которых требует решения организационных, технических, методических, а подчас и теоретических проблем.
Общая структура обработки социологической информации включает в себя следующие компоненты:
1. Редактирование и кодирование информации. Основное назначение данного этапа состоит в унификации и формализации информации, которая была получена в ходе исследования. Часть анкетной информации заранее формализована: даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды. Однако, часто в таких ответах встречаются описки, нечеткое написание и т.п., что устраняется при редактировании собранных анкет. Другой тип собираемых данных представляют ответы на открытые вопросы. Их группировка и последующее кодирование также является задачей этого этапа.
2. Перенос данных на машинные носители. Объем информации, собираемой в ходе социологического исследования, как правило, достаточно велик. Среднее по объему исследование дает не менее нескольких тысяч единиц (байт) информации, а в некоторых случаях это число достигает миллионов. Обработка таких массивов данных без применения современных ЭВМ крайне трудна и малоэффективна. Применение средств вычислительной техники требует, чтобы обрабатываемая информация находилась на специальных носителях. Перенос данных с анкет на такие носители информации составляет содержание этого этапа.
3. Ввод данных в ЭВМ. Находящиеся на носителях информации данные исследований вводятся в ЭВМ и организуются в ней в соответствии с требованиями используемого пакета программ обработки социологических данных. Этот этап реализуется, как правило, специалистами вычислительного центра.
4. Проверка качества данных и коррекция ошибок. Введенная в ЭВМ и соответствующим образом организованная информация исследования во многих случаях содержит более или менее серьезные ошибки. Причины их возникновения разнообразны - это и ошибки опрашиваемых при заполнении анкет, и ошибки перенесения кодов на машиночитаемые носители информации, и ошибки технических устройств ЭВМ и т.д. Однако независимо от их источника необходимо выявить и исправить все ошибки сразу после ввода данных в ЭВМ, до перехода к этапу анализа информации.
5. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо не отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Связано это с тем, что подчас сложно бывает непосредственно измерить изучаемую характеристику. Для ее получения может потребоваться выполнение ряда преобразований собранных данных. Создание переменных является этапом в некотором смысле обратным этапу операционализации понятий - переменные выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными.
6. Статистический анализ. Этот этап является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются искомые статистические закономерности и зависимости.
Для обработки полученных данных на компьютере создаются базы данных, которые позволяют экономить время, связанное с обработкой данных, сопоставлять новые исследования с проведенными ранее, получать информацию, разносторонне характеризующую изучаемые явления, структуры и процессы. Все это позволяет многократно использовать социальную информацию, анализировать ее в динамике, выходить на прогнозные разработки. Благодаря таким базам данных удается хранить, автоматически обрабатывать и выдавать, когда потребуется, объективные сведения, собранные из различных источников и представляющие для руководства интерес, сравнивать положение дел, статистические и другие материалы, прослеживать происходящие в коллективе, регионе, отрасли события и процессы в динамике, составлять прогнозы и корректировать в соответствии с ним планы работы.
Результаты обработки и анализа социологической информации оформляются в виде отчета, который включает описание решенных задач и приложения (таблицы, графики, коэффициенты и др.). [17]
В пояснительной записке излагаются основные идеи исследования, описывается выборка, а также сообщаются основные результаты, производится их сравнение с выдвинутыми в исследовательской программе гипотезами. Особое место в итоговой записке уделяется теоретическим выводам и практическим рекомендациям. Отчет должен быть написан так, чтобы читатель или заказчик мог увидеть слабые и сильные стороны исследования и полученных выводов. Нецелесообразно затуманивать невыгодные места, нерешенные задачи. Например, если исследователь в отчете не описал тип выборки и ее объем, читатель (заказчик) может неправомерно распространить выводы на ту совокупность, которая не была объектом исследования, а это значит, что будут сделаны неверные выводы и ошибочные рекомендации, которые могут привести к непредсказуемым последствиям.
Обязательным компонентом отчета о прикладном исследовании выступают практические рекомендации. Они могут быть рекомендациями для научной и организационно-практической деятельности. В первом случае речь идет о советах по дальнейшему изучению данной темы, во втором - о практическом решении изучаемой социальной проблемы. Практические рекомендации второго вида предпочтительно затем оформить в виде решения - приказа, постановления и т.п. Непременным условием является ознакомление коллектива, населения с результатами исследования и рекомендациями. [19]
Обработка и анализ социологической информации, наряду с разработкой исследовательской программы, является ответственным этапом, связанным с углубленной теоретической работой. Необходимо обладать известной квалификацией, чтобы за эмпирическими фактами увидеть причинно-следственные связи или закономерности. Поэтому выполнять эту работу должны наиболее квалифицированные социологи, имеющие соответствующую подготовку.
Прикладные социологические исследования позволяют выявлять проблемы и решать их. Из этого проистекает необходимость в возможно короткие сроки применять результаты на практике. Любое промедление с практическим применением надежных выводов тормозит, в конечном счете, общественное развитие.
Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что весь процесс внедрения в практику как самостоятельный этап процесса исследования необходимо планировать и организовывать целенаправленно и в самом тесном сотрудничестве с представителями общественной практики - особенно с лицами, принимающими участие в руководстве фирмой или государственном и общественном руководстве. [17]
Наконец наступает момент, когда мы должны составить из отдельных фрагментов единую картину. Насколько мы преуспели в том, чтобы сформулировать именно ту проблему исследования, которую хотели? Что мы обнаружили? Каково значение наших результатов? Как соотносятся эти результаты с нашими ожиданиями? В сущности, к данному моменту мы свели наше исследование к множеству цифр, которые могут отражать, а могут и не отражать статистические соотношения. Мы должны понять, каков вклад любых таких соотношений, а также других фактов, которые мы выяснили по ходу дела, в решение нашей проблемы исследования. Но и это еще не все, поскольку нам следует также критически взглянуть на само наше исследование. Не совершили ли мы в процессе какой-нибудь существенной ошибки, которая могла бы обесценить полученные результаты? Удалось ли нам сохранить тесную связь между теорией и исследованием, с одной стороны, и реальной ситуацией - с другой? На эти вопросы трудно ответить, однако истинный ученый всегда пытается это сделать, поскольку лишь наличие таких ответов позволяет понять, в какой степени можно доверять результатам исследования. [12]
Для того, чтобы использовать полученные в ходе исследования социологические данные, их надо правильно интерпретировать. В социологии термин "интерпретация" (от лат. interpretatio) употребляется в значении истолкования, объяснения, перевода на более понятную форму выражения. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным явлениям и процесса.
На стадии интерпретации наряду с обоснованием репрезентативности социологу необходимо "перевести" полученные данные в показатели (проценты, коэффициенты, индексы и т.п.). Полученные в результате этого количественные величины приобретают смысловое значение, социологическую значимость только путем соотнесения их с замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т.е. трансформируются в показатели социальных процессов.
На стадии интерпретации происходит оценка степени подтверждения выдвинутых гипотез исследования. При этом необходимо помнить, что любые цифры и социологические количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Отсюда - возможность их различной интерпретации. В зависимости от позиции исследователя, его должностного положения и ведомственной принадлежности одни и те же показатели могут трактоваться как позитивные, как отрицательные или не выражающие какой-либо тенденции.
Например, в результате одного из многочисленных социологических исследований отношения населения к милиции были получены следующие данные: из числа респондентов 46% обращались в разное время по разным вопросам в органы внутренних дел, а 54% таких контактов не имели. Из числа обращавшихся остались удовлетворены 46%, столько же не удовлетворены, затруднились с ответом 8%. Возникает легкость манипуляции данными исследования. Сторонники радикального реформирования правоохранительной системы будут использовать эти данные как аргумент в пользу своих предложений: "Разве можно и дальше терпеть такую милицию?" Противники реформирования будут упирать на то, что меньше половины респондентов имеют опыт контактов с милицией, а из числа контактировавших более половины (46+8) довольны работой милиции, т.е. результаты удовлетворительные.
При интерпретации полученных результатов социологического исследования важно правильно избрать критерии оценки, то есть признаки, по которым судят об уровне развития исследуемого социального явления или процесса. Ошибка в выборе критерия может повлечь за собой ошибочную интерпретацию полученных результатов.
Например, К. Маркс в качестве всеобщего критерия эволюции общества рассматривал классовую борьбу.
Д. Морено утверждал, что подлинную структуру общества невозможно обнаружить, не попытавшись ее модифицировать на межличностном уровне. Но очевидно, что не все, что "работает" в малой группе, можно распространить на все общество.
С точки зрения современной социологии такими критериями могут быть: социальные, экономические интересы и правовые гарантии их защиты. Каждый из этих критериев включает в себя целую серию подкритериев. Так, в экономические интересы можно включать: материальные условия жизни, распределение материальных благ, насыщенность рынка товарами, доступность цен на товары повседневного спроса, уровень доходов по отношению к черте бедности.
В социальные - уровень безработицы, обеспеченность жильем, медицинское обслуживание, доступность образования и т.д.
К критериям "правовые гарантии интересов" можно отнести равенство перед законом и судом, доступность юридической помощи, равноправие форм собственности, правовая ответственность за ущемление прав, эффективность деятельности правоохранительных органов.
Интерпретация включает в себя также понимание и разъяснение терминологии, толкование дополнительно привлеченной информации, т.е. является своеобразным качественным анализом полученных данных. К ней относятся такие формы анализа, как типологизация, ранжирование, моделирование. [24]
Одним из основных способов интерпретации является соотнесение данных.
Выделяют следующие виды соотнесения данных:
Со знаниями и установками исследователя - оценка исследователя, которая отражает позицию, основанную на знании конкретной обстановки, предыдущем опыте.
Внутреннее соотнесение - сравнение между собой элементов числового ряда по двум или более признакам. Соотнесение заключается в ранжировании групп, то есть расположении величин от большего к меньшему по их значению.
Внешнее соотнесение - сравнение между собой изучаемых групп в соотнесении с некоторыми родственными внешними признаками, факторами признака изучаемого объекта.
Интерпретируя факты, мы предполагаем, что устанавливаем причинно-следственные связи, существующие в реальности. Однако интерпретация может уходить от реальности, поскольку каждый исследователь, трактуя факты и события, привносит в них собственные оценки, суждения и знания, а это иногда мешает отличить главное от второстепенного.
Ошибки в интерпретации часто являются ошибками (или умышленным ходом) лица, принимающего решение, для которого презентация факта оказывается важнее самого факта. [21]
В исследованиях, результаты которых должны стать руководством к действию, очень часто введение понятий запутывает, усложняет процесс понимания. Исследователю далеко не всегда ясно, когда нужно остановиться, а когда переходить на уровень понятий, чтобы не допустить ошибки.
В каждом из нюансов интерпретации и в итоговых объяснениях данных проявляется целостная личность исследователя. Он выступает не в роли узкого профессионала, функционирующей электронно-вычислительной машины, но как теоретик и практик, как ученый и гражданин, общекультурный кругозор которого сочетается с богатством ассоциаций и активной гражданской позицией. [25]
Анкетирование - один из признанных в мире методов социологического исследования, состоящий из многих правил и методических приемов, включая правила построения анкет, методологию разработки анкеты, основные правила формулирования вопросов, анализ типичных ошибок при формулировании вопросов.
Говоря о структуре анкеты, следует упомянуть, что анкета, как правило, состоит из четырех частей:
* введение,
* информационная часть,
* классификационная часть,
* заключение.
Во введении необходимо ознакомить опрашиваемых с целями анкетирования.
Информационная часть состоит из содержательных вопросов, которые призваны дать весь массив необходимой информации.
Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения.
В заключительной части составители анкеты должны высказать слова признательности и благодарности респондентам за участие в опросе.
Вторая и третья части анкеты называются базисными.
Основным композиционным правилом анкеты является расположение вопросов "от простых к сложным".
К основным правилам формулировки вопросов обычно причисляют
следующие:
* избегайте двусмысленности вопросов;
* формулировка вопроса должна быть короткой и ясной;
* следует употреблять только те слова, смысл которых заведомо хорошо известен респондентам;
* не допускать, чтобы задаваемые вопросы превышали возможности респондента;
* не провоцировать у респондентов отрицательных эмоций.
Итак, выше были описаны основные принципы подготовки и проведения
социологического исследования.
В зависимости от задач и условий проведения социологического исследования были выделены различные его виды, где также упоминались
их положительные и отрицательные стороны, трудности осуществления, рекомендации по проведению и т.д.
Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём.
Кроме того, было доказано, что интерпретация результатов исследования - самый важный его этап. Только верная интерпретация полученных данных может позволить исследователю сделать определённые выводы и впоследствии применить полученные результаты на практике. Данный вывод полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.
1. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория. - М., 1996
2. Воронов Ю.М. Методы сбора информации в социологическом исследовании.М., 1974.
3. Гражданников Е.Д. Методика и техника социологических исследований. - Новосибирск, 1975.
4. Гречихии Б.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М., 1988.
5. Гурко Е.И. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. - Минск, 1984.
6. Зборовский Г. Е, Орлов Г.П. Введение в социологию. - Екатеринбург, 1992.
7. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М., 1969.
8. Иванов В.Н. Социология сегодня: Опыт и проблемы социологических исследований. - М., 1989.
9. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу. Под ред.Ф.Э. Шереги. - М., 1990.
10. Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. - М., 1990.
11. Конспект лекций по социологии, раздел Социологические исследования, адрес http://tipovoy. narod.ru/sociol/metod. htm.
12. Лекции по методике конкретных социальных исследований. Под ред.Г.М. Андреевой. - М.: Изд-во МЕУ, 1972.
13. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. Пер. с англ. Предисловие А.К. Соколова. - М. Издательство “Весь Мир”, 1997.
14. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. - Спб., 1989.
15. Петрова 3.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учеб. пос. - М., 1990.
16. Рабочая книга социолога. Отв. ред Г.В. Осипов. - М.: Наука, 1983.
17. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Владос, 1995.
18. Социология.: Словарь-справочник, т.1-4. Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1990 - 1991.
19. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. Под ред. Фролова С.С. - М.: Наука, 1994.
20. Социология. Учебное пособие. / Общ. ред. Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание, 1995.
21. Страусс А., Корбин Д., Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. - М.: "УРСС".
22. Тавокин ЕЛ. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии и методики. Ч.1,2. - М., 1989.
23. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Рекламный рынок: методика изучения. Курс лекций. - М: "Экзамен", 2007.
24. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.
25. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.