Маргинальность в современной России
Федеральное агентство по науке и образованию Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Факультет социально-политических наук
Кафедра социальных технологий
Реферат
«Маргинальность в современной России»
Выполнила
студентка группы СР-31
Катышева Е. А.
Проверила преподаватель
Буторина А.А.
Ярославль, 2009 г.
План
1.2 Теория маргинальности в современной социологии
Список использованной литературы
Современный период развития общественных отношений имеет тенденцию к маргинализации социальной структуры. Так что же означает это понятие? Если человеку задать вопрос, кто такой маргинал, то большинство скажет, что где-то вроде слышал, вроде знает, но однозначного определения не даст.
А, тем не менее, маргиналы либо косвенным, либо прямым образом влияют на формирование социальной структуры и отношений в ней.
Цель данной работы – изучение процессов маргинализации в современной России.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
· дать определение понятию «маргинальность»;
· выявить основные теоретические концепции маргинальности;
· определить влияние маргинальности на социальную структуру современного российского общества.
Объектом данной работы выступают маргиналы как один из источников формирования социальной структуры.
Предметом исследования являются процессы маргинализации социальной структуры.
Попытаемся дать определение понятию «маргинальность». Начнем со словарных источников. Ни в словаре Даля, ни в словаре Ожегова, ни в словаре Брокгауза и Эфрона, ни в БСЭ слова "маргинал" нет.
Русские словари советского времени знают только этимологию и одно из значений этого (однокоренного) слова:
Маргиналии (от лат. marginalis находящийся на краю) 1) пометки на полях книги; 2) полиграф. – заголовки, вынесенные на поля книги, журнала и т.п. (иначе "фонарики", "боковинки")[1].
Маргиналии (новолат marginalis – находящийся на краю, от лат margo – край) заголовок, помещенный на полях книги, т.н. боковине. Применяется преим. в научной литературе[2].
И лишь только в пору предреволюционной осторожной вольности появляется следующее определение маргинальности:
Маргинальность (позднелат. marginalis – находящийся на краю, от лат. margo – край, граница), социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. В современной литературе понятие М. распространения не получило[3].
Однако в современное время понятие «маргинал» получило широкое распространение. По заданному понятию в интернете находится огромное количество документов. Так что же оно обозначает в сети?
Маргиналы – обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример – перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры[4].
Обратим внимание на то, что за 17 лет между словарями маргиналы сдвинулись из середины общества на его границу.
Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой[5].
Таким образом, ключевой характеристикой понятия «маргинальность» является «внесистемность». Маргинал находится вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. Как таковой маргинал не принадлежит ни к господствующей, ни к основным оппозиционным группам и субкультурам.
Понятие «маргинал» оценить нельзя. Это ни «хорошо», ни «плохо». Ибо может быть и «хорошо», и «плохо», но современники об этом, как правило, знать не могут. Не имеет данное слово и постоянного обозначаемого им конкретного предметного содержания. То, что сейчас внесистемно, завтра может войти в систему. Но может и не войти. То, что сегодня системно и даже господствует, завтра окажется на обочине и социальной структуры, и художественной культуры[6].
Маргинала можно рассматривать с двух основных позиций. Во-первых, как человека, который отстал от ценностей, норм, мышления и языка господствующей культуры. А во-вторых, как человека будущего, чьи творения, не понятые и не принятые современниками, войдут в основание грядущей культуры. Помимо этих двух аспектов, может существовать еще и третий. Маргинал – это тот, кто «заблудился», кто производит действия, продукты и ценности, которые не имеют ни «прошлого», ни «будущего».
Таким образом, можно выделить три основные функции маргиналов в обществе[7]:
· консервирующую;
· развивающую;
· разлагающую.
В первых двух случаях маргинал нужен человечеству. Культура должна быть благодарна тем «чудикам», которые не могут поступиться принципами прошлого. Ибо культура – это всегда сохранение прошлого. Тем более что никогда неизвестно, что в этом прошлом, казалось, отжившем, актуализируется, пусть в далеком, будущем, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Хотя, конечно, консерватор тормозит развитие. Но не слишком, так как он одинок, его единомышленников мало, и не они определяют судьбы культуры.
Кроме того, обществу нужен и маргинал-человек будущего. Так как именно такие люди нарабатывают принципы мышления, поведения, ценности и язык, которые будут необходимы следующим поколениям, которые «откроют» своих предшественников и воздадут им должное.
Таким образом, мы пришли к выводу, что маргинал довольно сложное в определении понятие. Но все же в основном оно обозначает человека вне социальной системы, структуры и культуры.
1.2 Теория маргинальности в современной социологии
Как уже было отмечено, интерес к проблеме маргинальности заметно возрастает в годы перестройки, когда кризисные процессы начинают выносить ее на поверхность общественной жизни.
Обращение к теме маргинальности начинается с углубленного исследования этого феномена в русле общепринятых концепций и постепенного осмысления его в контексте современной российской реальности. Стремительное изменение последней существенно меняет акценты в формировании взглядов на «российскую маргинальность» до рубежа 90-х годов (на «взлете» перестройки), после «революционной ситуации» 1991 года и после некоторой стабилизации процессов трансформации в середине 90-х[8].
Следует отметить, что традиция понимания и использования самого термина в отечественной науке связывает его именно со структурной маргинальностью, т.е. концепцией, характерной для Западной Европы.
Структурная маргинальность – относится к политическому, социальному и экономическому бессилию некоторых лишенных избирательных прав и/или поставленных в невыгодное положение сегментов внутри общества[9].
В дальнейшем же маргинальность осознается как социальный феномен, характерный именно для нашей реальности. В совместной советско-французской работе, Е. Рашковский находит тот ракурс проблемы маргинальности, который больше всего волновал советское общество в первые годы перестройки. Он связан с начавшимся на переломе 70-80-х годов активным процессом становления так называемых «неформальных» общественных движений. По мнению автора, они были призваны выразить интересы маргинализированных групп[10].
Особо в работах советских авторов подчеркивается политический аспект проблемы маргинальности. Особенно ярко это выражено в работах Е. Старикова. Советское общество предстает маргинализированным изначально, фактом маргинального «первородства» (революция, гражданская война). Источники маргинализации – массовые процессы мобильности и формирование «азиатской» парадигмы общественного развития, разрушение гражданского общества и господство редистрибутивной системы (которую автор называет «социальной имитацией»). Размывание социальных связей и потеря социально-классовых позиций имеет скорее не экономическую, а социально-психологическую основу – разрушение профессионального кодекса чести, трудовой этики, потерю профессионализма[11].
В 90-е годы появляются новые публикации, посвященные проблеме маргинальности. Это – свидетельство открытого современной ситуацией «белого пятна» в отечественной социологии и потребности его «заполнения».
Первая половина 90-х годов характеризовалась наличием двух основных подходов.
1. В. Шапинский: маргинальность – это культурный феномен. Характеризуя сам феномен культурной маргинальности, автор акцентирует внимание на «включенности субъекта (индивида, группы, сообщества и т.д.) в социальную структуру общества, в политические институты, экономические механизмы и «нахождении» его, в то же самое время, в пограничном, пороговом состоянии по отношению к культурным ценностям данного социума»[12].
2. Н.О. Навджавонов: маргинальность – это проблема личности в контексте социальных изменений. Автор пытается расширить подход к определению маргинальности в ее личностном аспекте, предлагая рассматривать проблему «в свете различных аспектов социального определения человека: человек как трансисторический субъект; как персонификация общественных отношений определенной эпохи»[13].
К середине 90-х годов исследования и публикации по проблеме маргинальности в России набирают количественный рост и перерастают на новый качественный уровень. Развиваются заложенные в начале перестройки три основных направления, которые определяются достаточно четко:
1. Публицистическое направление. Оно выступает продолжением традиции, начатой еще в конце 80-х годов.
2. Социологическое направление. Основная часть работ по маргинальности сосредотачивается на анализе этого явления в социальной структуре.
3. Культурологическое направление.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные черты отечественной модели концепции маргинальности начинают складываться к середине 90-х гг. Центральным пунктом в смысловом определении понятия становится образ переходности, промежуточности, что отвечает специфике российской ситуации. Главное внимание направлено на анализ феномена в социальной структуре. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений.
Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, объединяемые на основе одного или нескольких признаков и различаемые по общественному положению. Социальная структура подразумевает устойчивую связь элементов в социальной системе. Одними из основных элементов социальной структуры являются социальные общности (классы, нации, профессиональные группы и др.).
Можно выделить следующие общие тенденции в изменении структуры современных обществ[14]:
· количественные и качественные изменения в социально-классовой структуре;
· изменения в демографическом составе индустриальных стран, возрастание маргинализации общества. Маргинализация связана как с активной горизонтальной и вертикальной активностью, так и с социальными катастрофами, кризисами, падением производства;
· рост бюрократизации общества;
· изменения социально-профессиональной структуры: В России с переходом к рыночным отношениям появляются новые статусы (акционер, фермер). Осуществляется приватизация предприятий, создаются различного типа организации; в связи с этим появляются новые социальные группы и в то же время происходит размывание ряда групп (интеллигенция).
Нас же в большей степени интересуют процессы маргинализации как один из источников формирования современной структуры российского общества.
В настоящее время в российской науке отмечается тенденция к определению новых концептуальных подходов в исследовании маргинальности в современных социальных процессах. Исходя из этого, можно предложить следующее уточнение понятия «маргинальность» – состояние групп и индивидов в ситуации, вынуждающей их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социокультурным переструктуированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводящей к существенному изменению или утрате прежнего статуса, социальных связей, социальной среды, а также ценностных ориентаций[15].
Таким образом, маргинальность выступает феноменом социальных процессов. Фундаментальным, системообразующим типом социальных перемещений являются социально-профессиональные перемещения, связанные с изменениями в профессионально-должностном статусе – базовом статусе личности. Именно социально-профессиональная структура, которая является основой социальной структуры, сегодня переживает наиболее радикальные перемены. Эти процессы и создают новую ситуацию социальной маргинальности, являются импульсами для образования маргинального статуса, образующегося в процессе трансформации базового статуса личности.
Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве[16].
Процессы маргинализации характерны для всего общества в целом. Можно выделить следующие основные тенденции[17]:
· в процессе маргинализации на окраинах социальной структуры появляются наряду с традиционными маргиналами – люмпен-пролетариатом с низким образовательным уровнем, упрощенной системой потребностей, отстраненностью от общественных процессов – новые маргиналы, имеющие образование и квалификацию, развитую систему потребностей, большие социальные ожидания и политическую активность;
· нисходящее перемещение социальных групп, еще полностью не отторгнутых от общества, но постепенно «сползающих» со своих социальных позиций;
· новая система ценностей у маргинальных групп (нетерпимость по отношению к существующим социальным институтам, крайние формы проявления асоциального поведения, индивидуализм, моральный релятивизм, отрицание любых форм организованности);
· свойственная маргиналам система ценностей, выходит за рамки групповой и распространяется на другие социальные слои, таким образом, проникая в традиционные мировоззренческие структуры;
· появление маргинальных субкультур и контркультур, которые могут оформляться в альтернативные движения самого разного направления;
· постоянный рост и воспроизводство маргинальных групп влекут за собой существенные сдвиги в расстановке социальных и политических сил, которые, в конечном счете, становятся источником социальных конфликтов;
· крупные потоки маргинализации создают безработные; лица, вынужденные заниматься трудом, не требующим полученной квалификации; национальные меньшинства (иностранные рабочие);
· осознание необходимости создания условий для блокировки путей, ведущих к люмпенству: разработка комплексных программ по государственному регулированию социальных процессов, создание правовой и законодательной основы для их реализации.
В настоящее время процессы социальных перемещений приобретают принципиально новое качество и характеристики, обусловленные изменением масштабов, интенсивности, направления и других параметров в результате кардинальной перегруппировки факторов и каналов мобильности под влиянием новой исторической ситуации, которая, по сути, является широкомасштабной маргинальной ситуацией. Это понятие становится ключевым в определении тех новых качественных характеристик, которые приобретают социальные процессы переходного периода, в том числе социально-профессиональные перемещения.
Главный фактор современных социально-профессиональных перемещений – это бурные процессы формирования многоукладности экономики, оплачиваемые достаточно высокой социальной ценой. Перераспределение работающего населения между различными типами собственности, формирование существенных различий в их социально-экономическом положении по этому признаку и составляет основу и содержание процессов социально-профессиональных перемещений в данный момент. Возрастает интенсивность этих перемещений, их различная направленность. Современная ситуация приводит к перемещениям в группах специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих, происходящим чаще всего вынуждено, на фоне неблагоприятных характеристик социального самочувствия, изменения самих условий труда[18].
Маргинальные статусы работников формируются под влиянием следующих процессов[19]:
· перехода специалистов с высшим образованием (часто и высококвалифицированных рабочих), а также руководителей и работников управления в более низкую социально-профессиональную группу;
· перехода работников, бывших определенное время безработными, на новое место работы и на новую должность, чаще всего не по специальности;
· перехода (как правило вынужденного) работников на предприятие другого типа собственности, сопровождающегося изменением социально-профессионального статуса и условий труда;
· резкого падения уровня материального дохода (как правило на государственных предприятиях), создающего условия для вынужденного перехода на другое место работы.
Рассмотрение проблемы маргинальности в социально-профессиональных перемещениях актуализирует задачу создания условий для гармоничного развития профессионально-квалификационной структуры рынка труда, рационального использования потенциала различных категорий активного трудоспособного населения, ищущих свое место в формирующейся социальной структуре.
В итоге, важно отметить, что изучение процессов маргинализации имеет особое значение для прогнозирования развития социальной структуры общества, а также для поиска адекватных мер для предотвращения полного распада социальной структуры, который чреват не только усилением общественной нестабильности, но и другими серьезными последствиями.
Итак, мы рассмотрели содержание понятия «маргинальность».
Дадим ему определение.
Маргинальность – это социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью.
В качестве основных отечественных концепций современного периода можно выделить следующие:
1. Публицистическое направление. Оно выступает продолжением традиции, начатой еще в конце 80-х годов.
2. Социологическое направление. Основная часть работ по маргинальности сосредотачивается на анализе этого явления в социальной структуре.
3. Культурологическое направление, связанное с ценностями и нормами культуры.
В настоящее время в российской науке отмечается тенденция к определению новых концептуальных подходов в исследовании маргинальности в современных социальных процессах.
Процессы социальных перемещений приобретают принципиально новое качество и характеристики, обусловленные изменением масштабов, интенсивности, направления и других параметров в результате кардинальной перегруппировки факторов и каналов мобильности под влиянием новой исторической ситуации, которая, по сути, является широкомасштабной маргинальной ситуацией. Это понятие становится ключевым в определении тех новых качественных характеристик, которые приобретают социальные процессы переходного периода.
Таким образом, мы видим, что процессы маргинализации имеют первостепенное значение в формировании современной социальной структуры российского общества.
Литература:
1. В. Добреньков, А. Кравченко. Социология: в 3-ех томах: словарь по книге.
2. Маргинальность в современной России / коллективная монография. М. 2000.
3. Навджавонов Н.О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов// Социальная философия в конце ХХ века. Деп. рук. М., 1991.
4. Рашковский Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
5. Словарь иностранных слов - 7-е изд., перераб. - Русский язык, M., 1980.
6. Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе// Рабочий класс и соврем. мир. 1989. № 4.
7. Тот, кто "не в ногу" Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999.
8. «Философский энциклопедический словарь», «Советская энциклопедия», М., 1983.
9. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема / Автореферат дисс... канд. филос. наук. М., 1990.
10. Энциклопедический словарь ГНИ «СЭ». М., 1963.
Интернет-источники
1. Кошкина С.Г. Общая социология / Конспекты / Лекция №9 // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Словарь иностранных слов - 7-е изд., перераб. - Русский язык, M., 1980. С. 48.
[2] Энциклопедический словарь ГНИ «СЭ». М., 1963.
[3] «Философский энциклопедический словарь», «Советская энциклопедия», М., 1983.
[4] Мегаэнциклопедия Кирилл и Мефодий. Экономический словарь.
[6] Тот, кто "не в ногу" Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 62.
[7] Там же.
[8] Маргинальность в современной России / коллективная монография. М. 2000. С. 33.
[9] Там же. С. 25.
[10] Рашковский Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 147.
[11] Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе// Рабочий класс и соврем. мир. 1989. № 4. С. 142-155.
[12] Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема / Автореферат дисс... канд. филос. наук. М., 1990. С. 14.
[13] Навджавонов Н.О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов// Социальная философия в конце ХХ века. Деп. рук. М., 1991. С. 163.
[14] Кошкина С.Г. Общая социология / Конспекты / Лекция №9 // #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] С. Сусарева Маргинальная ситуация переходного периода #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] С. Сусарева Маргинальная ситуация переходного периода #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] С. Сусарева Маргинальная ситуация переходного периода #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Там же.