Методики прогнозирования межэтнических конфликтов
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ»
Известен тезис о том, что каждый метод есть всего лишь один из способов приближения к истине. Для достижения оптимального уровня этнопсихологического исследования необходимы не только отдельные методики, но и целостная программа – комбинация методов.
Среди основополагающих принципов конкретной методики эмпирической этнопсихологической программы можно выделить следующие:
1. Главной частью программы является блок психологических методик, адаптированных с учетом культурной специфики.
2. При подборе методик необходимо стремиться к сочетанию вербальных и невербальных техник, направленных на изучение одного и того же феномена или связи. И поэтому взаимно дополняющих друг друга.
3. Одним из главных антропологических принципов является требование проводить исследование «в поле». Следовательно, опросники должны быть доступны, наглядны и не утомительны.
Проведение эмпирических исследований в ситуациях межэтнической напряженности требует от исследователя особого отношения. Его важнейший долг – не спровоцировать дальнейший рост напряженности, не дать дополнительных поводов для роста взаимной неприязни между народами. Если исследование осуществляется на этапе конфликтной напряженности, необходимо ограничить вопросы и приемы наиболее нейтральными в эмоциональном отношении.
Этнопсихологические программы конструируются с целью изучения межэтнических отношений через отдельную личность. Данные методики дают возможность анализировать межэтнические отношения, определять уровень межэтнической напряженности и прогнозировать конфликты.
Главными элементами этнопсихологического анализа явились эмоционально-оценочные, когнитивные и поведенческие компоненты этнической идентичности.
Создание оригинальных методов исследования – очень сложный и длительный процесс. Поэтому в данной работе будут представлены только четыре оригинальные и завершенные методические разработки:
1. диагностический тест отношения;
2. методические разработки на выявление типов этнической идентичности и степени этнической толерантности;
3. методические разработки на выявление этноаффилиативных тенденций:
4. методические разработки на выявление ценностных ориентации[1].
Кроме того представлена комплексная методика ЮНЕСКО.
Описанию перечисленных методик посвящена эта глава. Стимульный материал к трем последним разработкам подготавливался в 1989–1994 гг. группой сотрудников сектора социально-психологических проблем национальных отношений Института этнологии и антропологии РАН. Разработки прошли широкую апробацию в массовых этносоциологических исследованиях, дипломных и аспирантских работах психологического факультета МГУ.
ДТО разрабатывался для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа. Он широко используется психологами в исследовании межгрупповых и межличностных отношений. Это оригинальная модификация метода семантического дифференциала (СД). Создавая эту методику, авторы исходили из того, что особенность восприятия этнических групп по шкале «нравится – не нравится», как правило, состоит в том, что одни и те же качества, приписываемые и своей, и другой общности, могут интерпретироваться по-разному. В случае расположения этнических групп на противоположных полюсах данной шкалы, добродетель одной группы («мы – экономны, бережливы») рискует превратиться в порок другой («они – жадны, скупы»). То, что применительно к собственному народу определяется как настойчивость, твердость характера, применительно к «чужаку» может называться упрямством.
Это определило подбор шкал по следующему принципу. Из двух антонимов типа «щедрый – жадный» выбиралось только негативное качество «жадный», а в качестве противовеса – «золотая середина»: «экономный».
На основе такого принципа подбора мы как раз и получены шкалы, полюса которых различаются по эмоциональным параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие. Пары качеств выбирались из массива личностных характеристик, наиболее часто приписываемых представителям собственной и других этнических групп и рассматривались как стереотипные в отечественных и зарубежных социально-психологических исследованиях. Учитывались их частотные характеристики (Частотный словарь русского языка, 1977), исключались метафоры, архаизмы, вульгаризмы, синонимы. Диаметральность характеристик в выделяемых парах качеств оценивали эксперты – профессиональные психологи. Для качеств каждой пары эксперты должны были найти определенную позицию на шкале «привлекательный— непривлекательный». Данная ось оценки выступила в качестве фильтра, дифференцирующего пары признаков с наиболее расходящимися эмоциональными значениями.
Полный вариант ДТО представляет набор 20 пар качеств, размещенных на одной карточке. Второй сокращенный вариант, чаще применяемый исследователями, включает 12 пар качеств. На стандартном бланке ДТО обычно представлено 4 карточки.
Инструкция испытуемому. Оцените последовательно по предложенным характеристикам себя, «идеал», «типичного» представителя своей национальности и т.д. Оценку каждого качества вписывайте в соответствующую клетку. Качества оцениваются по 4-балльной шкале: 1 – данное качество отсутствует, 2 – качество выражено слабо, 3 – качество выражено средне, 4 – качество выражено в полной мере.
Бланк ДТО
дипломатичный |
навязчивый |
гордый |
общительный |
высокомерный |
лицемерный |
|
|
|
|
|
|
активный |
бесхарактерный |
остроумный |
покладистый |
ехидный |
агрессивный |
|
|
|
|
|
|
экономный |
упрямый |
находчивый |
настойчивый |
хитрый |
жадный |
|
|
|
|
|
|
темпераментный |
педантичный |
осторожный |
аккуратный |
трусливый |
вспыльчивый |
|
|
|
|
|
|
На карточке полюса шкал размещены по определенному принципу:
+ – + + – –
+ – + + – –
+ – + + – –
+ – + + – –
Здесь «–» соответствует негативному полюсу шкалы, а «+» – «золотой середине». В каждой строке пары качеств, например, «дипломатичный – лицемерный» соответственно представлены порядковыми номерами: 1–6; 2–4; 3–5.
ДТО позволяет измерить следующие параметры этнических стереотипов: амбивалентность, выраженность и направленность. Их количественные показатели рассматриваются как индикаторы эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа.
Амбивалентность характеризует степень эмоциональной определенности стереотипа. Высокая неопределенность и, следовательно, высокий коэффициент амбивалентности (А) будут зафиксированы в случае низкой поляризации оценок противоположных качеств каждой пары, когда респондент не отдает четкого предпочтения позитивному или негативному полюсу оценки.
Общий коэффициент амбивалентности определяется с учетом коэффициентов амбивалентности всех 20 пар как их среднее арифметическое. Знак эмоциональной определенности – «позитив» или «негатив» – можно установить на основе соответствующих коэффициентов выраженности и направленности.
Выраженность (интенсивность) стереотипа отражает силу стереотипного эффекта. Вычисление коэффициента выраженности 5" основано на подсчете числа четко поляризованных пар качеств. Коэффициент по одной паре качеств будет тем выше, чем больше расстояние между парами качеств. Подсчет коэффициента выраженности производится с учетом знака оценок. В результате этого выявляется не просто интенсивность стереотипа, но и его позитивная или негативная направленность.
Общий коэффициент выраженности данного стереотипа определяется с учетом коэффициентов выраженности всех пар качеств как их среднее арифметическое.
Направленность стереотипа характеризует знак и величину общей эмоциональной ориентации субъекта по отношению к данному объекту. Числовое значение диагностического коэффициента О близко числовому значению коэффициента выраженности, но «более чувствительно» к изменению знака стереотипа.
Подходы к интерпретации результатов, полученных на основе ДТО, могут быть дополнены вспомогательными показателями. Речь идет не об абсолютных значениях коэффициентов, а о соотносительных. Так, если требуется оценить уровень самооценки с помощью ДТО, обычно пользуются абсолютным показателем диагностического коэффициента образа «Я». Однако при одном и том же значении этого показателя у двух испытуемых уровень самооценки может быть проинтерпретирован в одном случае как высокий (в случае, если диагностический коэффициент образа «Я» равен или даже превышает аналогичный показатель для образа «Идеал»), а в другом – как очень низкий (если дистанция между диагностическими коэффициентами образов «Я» и «Идеал» будет значительной). Поэтому для анализа самооценки корректнее использовать показатель, в числовом выражении представляющий собой разность между диагностическими коэффициентами образа «Идеала» и образа «Я».
Аналогичный подход возможен и при выделении иных вспомогательных показателей, в частности, показателя этнических предпочтений. Удобной моделью системы этнических предпочтений может служить степень совпадения образов этнических групп с образом «Идеал». В числовом выражении данный показатель представлен разностью между диагностическими коэффициентами образа «Идеал» и образа типичного представителя какой-либо национальности. Проранжировав результаты сопоставления образа «Идеал» с типажами различных этнических групп, исследователь получит информацию об общей системе этнических предпочтений данного респондента.
Удобной моделью для анализа этнической идентификации и межэтнической дифференциации служит степень совпадения образа «Я» с образами различных этнических групп. В числовом выражении показатель этнической идентификации рассматривается как разность между диагностическими коэффициентами, с одной стороны, образа «Я» и, с другой, автостереотипами и гетеростереотипами. Очевидно, что чем ближе к нулю будет величина данного показателя, тем более схожи по направленности эмоционально-ценностные компоненты образа «Я» и групповых образов, а значит, тем выше уровень этнической идентификации (при сравнении с автостереотипом) и ниже уровень межэтнической дифференциации (при сравнении с гетеростереотипами). Чем более отличной от нуля будет величина данного показателя, тем более чуждой ощущает респондент ту или иную этническую группу. Важное значение, как и в других показателях, имеет его знак, то есть воспринимает ли он себя в качестве более (в случае положительного значения) или менее (при отрицательных значениях) достойного человека по сравнению с типичными представителями данной национальности. При сопоставлении образа «Я» с типажами различных этнических групп можно получить целый ряд показателей этнической идентификации, проранжировав и сопоставив которые, исследователь будет иметь информацию о том, с какой этнической группой испытуемый идентифицирует себя в наибольшей степени, а с какой – в наименьшей[2].
Главная задача методической разработки «Типы этнической идентичности» – определение тенденций трансформации этнического самосознания в условиях роста межэтнической напряженности. Одной из форм кризисных трансформаций этнической идентичности является рост этнической нетерпимости. Толерантность – нетолерантность, главная проблема межэтнических отношений в условиях роста межэтнической напряженности, явилась ключевой социально-психологической характеристикой при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности оценивалась на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении к собственной и другим этническим группам, уровня эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, степени выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам.
Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности были выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, до национального фанатизма – апофеоза нетерпимости и высшей степени негативизма по отношению к другим этническим группам.
В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений-индикаторов, интерпретирующих конец фразы: «Я такой человек, который...». Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического воздействия.
Инструкция испытуемому.
Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько ваше собственное мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.
БЛАНК «ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ». Я – ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ
|
Согласен |
Скорее согласен |
В чем-то согласен, в чем-то нет |
Скорее не согласен |
Не согласен |
1. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам |
|
|
|
|
|
2. считает, что межнациональные браки разрушают народ |
|
|
|
|
|
3. часто ощущает превосходство людей другой национальности |
|
|
|
|
|
4. считает, что права нации всегда выше прав человека |
|
|
|
|
|
5. считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения |
|
|
|
|
|
6. предпочитает образ жизни только своего народа |
|
|
|
|
|
7. обычно не скрывает своей национальности |
|
|
|
|
|
8. считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности |
|
|
|
|
|
9. часто испытывает стыд за людей своей национальности |
|
|
|
|
|
10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа |
|
|
|
|
|
11. не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную |
|
|
|
|
|
12. нередко чувствует превосходство своего народа над другими |
|
|
|
|
|
13. любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов |
|
|
|
|
|
14. считает строго необходимым сохранять чистоту нации |
|
|
|
|
|
15. трудно уживается с людьми своей национальности |
|
|
|
|
|
16. считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей |
|
|
|
|
|
17. безразлично относится к своей национальной принадлежности |
|
|
|
|
|
18. испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь |
|
|
|
|
|
19. готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия |
|
|
|
|
|
20. считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов |
|
|
|
|
|
21. часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности |
|
|
|
|
|
22. считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами |
|
|
|
|
|
23. считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории |
|
|
|
|
|
24. раздражается при близком общении с людьми других национальностей |
|
|
|
|
|
25. всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре |
|
|
|
|
|
26. считает необходимым «очищение» культуры своего народа от влияния других культур |
|
|
|
|
|
27. не уважает свой народ |
|
|
|
|
|
28. считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу |
|
|
|
|
|
29. никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам |
|
|
|
|
|
30. считает, что его народ не лучше и не хуже других народов |
|
|
|
|
|
Методическая разработка «Этническая аффилиация»
Цель разработки – исследование этнических эмоциональных тенденций. В качестве эмпирических оснований изучения использовались три критерия, среди них подчинение индивидуальных целей групповым, выраженная идентификация со своей этнической группой, восприятие себя как части группы, а группы как продолжения самого себя.
Инструкция испытуемому. Ниже приводится ряд высказываний. Нас интересует Ваше мнение относительно этих суждений. Укажите, пожалуйста, согласны Вы с ними или нет.
Согласен Не согласен Не знаю (ТАБЛИЦА)
1. Надо стремиться поддерживать обычаи, традиции и образ жизни своего народа
2. В своих поступках следует руководствоваться скорее личными интересами, чем какими-либо другими, в том числе и национальными
3. Взаимопонимание в семье совершенно не зависит от того, к какой национальности принадлежат члены этой семьи
4. Каждый человек несет в себе долю вины за ошибки, совершенные его народом
5. Современному человеку его национальность должна быть безразлична
6. В жизни необходимо придерживаться норм и правил, выработанных в культуре своего народа
7. Народам, исповедующим одну и ту же религию, легче понять друг друга
8. В жизни необходимо жить своим умом без опоры на нормы и правила поведения, принятые у того или иного народа
9. Интересы народа должны быть важнее, чем проблемы и интересы отдельной личности
10. Взаимопонимание между народами не зависит от того, какую религию они исповедуют
11. Если в семье появляется человек другой национальности, то это скорее всего осложнит взаимопонимание
12. Человеку необходимо ощущать себя частью какого-либо народа
13. Никогда нельзя сказать, что отдельный человек несет в себе характерные черты своего народа
14. Современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какого-то народа
15. Человек всегда должен помнить о своей национальности
16. Отдельный человек не может отвечать за дела своего народа
17. Народные обычаи и традиционный образ жизни устарели и не нужны современному человеку
18. За национальностью человека всегда можно увидеть его народ
Индикаторы, отражающие высокую потребность в этнической принадлежности: 1, 4, 6, 7, 9, II, 12, 15, 18. Индикаторы, отражающие низкую потребность в этнической принадлежности: 2, 3, 5, 8, 10, 13, 14, 16, 17[3].
Цель методики – измерение в пределах психологической универсалии «индивидуализм—коллективизм» групповых ценностных ориентации в четырех сферах жизненной активности: ориентации на группу, ориентации на власть, ориентации друг на друга и ориентации на изменения.
Шкала «ориентация на группу—ориентация на себя» рассматривается на основе таких параметров, как внутригрупповая поддержка (взаимовыручка—разобщенность), подчиненность группе (подчинение— самостоятельность) и традиционность (верность традициям— разрушение традиций). Ориентация на изменения рассматривается в диапазоне «открытость переменам—сопротивление переменам» по параметрам: открытости— закрытости культуры (открытость—замкнутость), ориентации на перспективу (устремленность в будущее – устремленность в прошлое), степени риска (склонность к риску – осторожность). Ориентация друг на друга – в диапазоне «направленность на взаимодействие – отвержение взаимодействия» по параметрам: толерантности – интолерантности (миролюбие – агрессивность), эмоциональности (сердечность – холодность) и мотивации достижения (уступчивость – соперничество). Ориентация на власть – в диапазоне «сильный социальный контроль – слабый социальный контроль» по параметрам: подчинения запретительным и регулирующим стандартам общества (дисциплинированность – своеволие, законопослушность – анархия) и значимость авторитета (уважение власти – недоверие к власти).
Инструкция испытуемому. Как Вы считаете, насколько характерны данные качества для Вашего народа (для другого народа)? Качества оцениваются по 4-балльной шкале: 1 – данное качество отсутствует, 2 – качество выражено слабо, 3 – качество выражено средне, 4 – качество выражено в полной мере.
Взаимовыручка 4321 1234 Разобщенность
Замкнутость 4321 1234 Открытость
Дисциплинированность 4321 1234 Своеволие
Агрессивность 4321 1234 Миролюбие
Верность традициям 4321 1234 Разрушение традиций
Осторожность 4321 1234 Склонность к риску
Уважение власти 4321 1234 Недоверие к властям
Сердечность 4321 1234 Холодность
Подчинение 4321 1234 Самостоятельность
Устремленность в прошлое 4321 1234 Устремленность в будущее
Законопослушность 4321 1234 Анархия
Уступчивость 4321 1234 Соперничество
Помимо выявления ценностных ориентации в различных культурах, на основе данных ДТО и КЦД вычисляются также показатели адекватности, близости, отличительности и совпадения взаимных ожиданий. Они отражают степень совпадения содержания образов этнических групп (см. раздел 1, глава 4). Процедура математической обработки представляет следующую последовательность:
1. Вычисление степени выраженности отдельного качества. Степень выраженности качества определяется через коэффициент выраженности, принимающий значение от 0 до 100. Выраженность качества, получаемая на основе опроса мнения и выражаемая четырьмя категориями, приводится к коэффициенту выраженности посредством следующей формулы:
К= 1/6* [300 – 3*kl – k2+ k3+ 3*k4],
где k:— «качество не выражено», k2— «качество выражено слабо», k3 – «качество выражено средне», Ы— «качество выражено в полной мере».
При этом очевидно, что (а) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 1-й категории ответа («качество не выражено»), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 0; (б) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 2-й категории («качество выражено слабо»), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 0,33; (в) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 3-й категории («качество выражено средне»), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 0,66; (г) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 4-й категории («качество выражено в полной мере»), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 100. При каком-либо распределении предпочтений опрошенных между этими четырьмя категориями значение коэффициента выраженности изменяется пропорционально предпочтениям.
2. Определение коэффициента совпадения степеней выраженности качеств в различных группах.
Функция зависимости коэффициента совпадения от величины ерs. имеет следующий вид:
F(ерs):F(0)=1D10)=ОР=-0,1*ерs+ 1,
где ерs – фактическая разница между двумя сравниваемыми степенями выраженности качеств.
Данная функция является линейной зависимостью, то есть чем больше сходства между сравниваемыми величинами, тем больше коэффициент совпадения.
Коэффициент совпадения определяется следующим образом. Предварительно сравнивается фактическая разница по каждому качеству между двумя сравниваемыми степенями выраженности качеств (т.е., например автостереотип татары – гетеростереотип русские в Татарстане). Для этого подставляется значение фактической разницы в Р(ерs). Для вычисления общего коэффициента по всем качествам необходимо просуммировать значения коэффициентов по отдельным качествам и полученную сумму разделить на количество качеств. Коэффициент совпадения изменяется в пределах от 0 до 1. Чем больше коэффициент, тем больше величина совпадения.
В связи с тем, что вычисления производятся над переменными, имеющими погрешность – 106, погрешность вычислений можно считать незначимой по сравнению с погрешностью округления при получении целочисленного значения процентов. Указанная погрешность округления лежит в пределах 0–0,5% в соответствии с правилами округления.
Как уже отмечалось, представленные методики направлены на измерение уровня межэтнической напряженности и изучение эмоционально-оценочных, когнитивных и поведенческих компонентов этнической идентичности[4].
Данная модель предложена руководителем сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов профессором Валерием Тишковым и обсуждена участниками сети на семинаре в октябре 1995 года (Лимассол, Кипр). В целях совместимости и глобальных сравнений модель использует интерактивную матрицу, разработанную Верховным комиссаром ООН по делам беженцев для предупреждения перемещений населения на уровне страны, но она имеет существенно иной набор индикаторов и может использоваться на уровне страны, региона (республики, края, области), района и отдельной общины.
С 1996 года началась работа по исследовательскому проекту «Этничность, конфликт и согласие» в рамках программы ЮНЕСКО MOST (Management of Social Transformations). К ней были привлечены, прежде всего, те участники сети этнологического мониторинга, которые в ходе сложной и требующей значительных аналитических усилий апробации модели и интенсивного сбора дополнительных материалов продемонстрировали высокое качество результатов.
Авторы проекта исходили из представления, что сравнительный анализ конфликтных ситуаций и развитие обеспечивающей его информационной сети являются важными элементами этнополитологической экспертизы, призванной обеспечить взвешенные и сбалансированные решения в области разрешения конфликтов.
Интерактивная матрица
Категория № Индикатор Оценка Среда и ресурсы
1. Состояние воды (питьевая, ирригация, водные пути, промысел)
2. Земельные ресурсы (качество и цена, размер на человека, доступ, лес и др. угодья)
3. Недра (использование, доступ, пользователь, дивиденды)
4. Техногенное воздействие (опасные производства, выбросы, отходы, изъятия, компенсации)
5. Бедствия и катастрофы (стихийные, экологические, промышленные, спровоцированные)
Демография и миграции
6. Расселение (динамика численности, этнические пропорции, степень и динамика урбанизации)
7. Смешанные браки и степень разводов
8. Естественное движение населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни)
9. Механические движения населения (миграции, беженцы и переселенцы, временные жители)
Власть, государство и политика
10. Государственно-административный статус
11. Доктрина и режим власти (федерализм, унитаризм, местное управление, партии и движения, выборы и смена власти, госпрограммы разного уровня)
12. Этническое представительство (в органах власти, бизнесе, информационной и научно-образовательной сфере)
13. Отношения «центр-периферия» (правовые основы, переговоры, контакты, выгоды и обязанности)
14. |
Права человека и коллективные права (правовая обеспеченность, нарушения, контроль, правозащитная деятельность) |
15. |
Общественный порядок и контроль за оружием, судебные разбирательства и исполнение). |
16. |
Компетенция и авторитет властей и лидеров. |
17. |
Официальная символика и календарь. |
Экономика и 18. социальная сфера. |
Производство и динамика цен. |
19. |
Уровень и расхождение доходов. |
20. |
Занятость и безработица. |
21. |
Разделение труда (этническое, региональное, отраслевое, на уровне обмен, обмен услугами, торговое посредничество, престиж занятия). |
22. |
Социально-профессиональная мобильность (продвижение этнических групп, изменение статуса в трудовой деятельности, наличие маргиналов и их состав). |
23. |
Участие в приватизации, купле-продаже земли. |
24. |
Состояние социальной защищенности. |
25. |
Преступность и бытовое насилие. |
Культура, 26. образование, информация |
Культурное доминирование. |
27. |
Религиозная жизнь (конфессиональный состав и изменения, наличие и доступность храмов, возможность отправлять обряды, наличие и состояние святынь, лидеры и прозелитская деятельность, роль в государстве, регионе, общение). |
28. |
Языковая ситуация (законы и инструкции, язык власти, бизнеса, образования, информации и межгрупповых контактов). |
29. |
Школьное образование (доступ, обеспеченность, гарантии, состав учителей, учебные материалы). |
30. Высшее образование (условия поступления, состав студентов, содержание программ, студенческая жизнь). |
|
31. Средства массовой информации (структура, состав, контроль, характер программ, этнический состав журналистов и телеведущих). |
|
32. Традиционные праздники и обряды (условия, поддержка властей, политическая окраска, участие различных групп населения). |
|
33. Исторический дискурс. |
|
Контакты и 34. Групповые требования и жалобы. стереотипы |
|
35. Прошлые конфликты и коллективные травмы. |
|
36. Этнические стереотипы (положительные, отрицательные, распространенность и использование, обидные клички, официальные противоречия). |
|
37. Изменения в самосознании (отношение этнического и гражданского, местного и регионального, возрождение старых идентичностей и появление новых). |
|
38. Мифы, страхи и слухи. |
|
39. Наличие групповой идеи и идеологии. |
|
40. Уровень толерантности (межгрупповые ненависть, стычки, насилие). |
|
Внешние 41. Наличие и влияние диаспор (соседи, столичная, условия зарубежная). |
|
42. Стабильность / нестабильность соседних и пограничных регионов и стран. |
|
43. Влияние глобального соперничества. |
|
44. Территориальные претензии и проблема границ. |
|
45. Внешние связи и сотрудничество. |
|
46. Меняющийся внешний имидж (страны, региона, республики, народа, общины, режима в регионе, республике, стране, мире). |
|
Сумма оценок по модели в целом. |
По каждой категории экспертами подсчитывается количество баллов от -10 до +10, далее определяется сумма оценок в целом.
В случае, если количество баллов отрицательное, то существует возможность этнического конфликта, при положительной сумме баллов – этническую ситуацию в регионе, республике, государстве можно оценивать как благоприятную[5].
Представленные в этой главе методики должны использоваться комплексно для получения более полного представления об этнических отношениях в стране. В этом случае будет возможно прогнозирование и раннее предупреждение межэтнических конфликтов.
В дальнейшем должны разрабатываться программы и методы этнологического исследования представляющие специализированный социально-психологический инструмент мониторинга уровня межэтнической напряженности и характера этномобилизациооных процессов. На его основе будет возможна не только текущая диагностика состояния межэтнических отношений и выявлений очагов межэтнической напряженности, но и прогнозирование темпов ее роста и распространения, а также прогнозирование этнических миграций.
Межэтническая напряженность – это многоуровневый и динамический социально-психологический феномен. Межэтническая напряженность является психологической основой дезинтеграционных процессов между народами. Понимание этих процессов необходимо для разработки стратегий предотвращения этнических конфликтов и их регулирования.
Основные положения, описывающие межэтническую напряженность как социально-психологический феномен и раскрывающие психологическую опору этнонационализма и основу дезинтеграционных процессов в полиэтническом обществе, таковы:
Межэтническая напряженность переструктурирует внутриэтнические и межэтнические отношения между народами. Эти трансформации имеют психологическую природу и выражаются в форме этнической границы, разделяющей и дифференцирующей этнические группы. При ведущей роли национальных элит этнические группы перестраиваются изнутри, концентрируя свои усилия на создании и укреплении этнических границ, на основе которых в свою очередь изменяются отношения между народами. По мере роста межэтнической напряженности этнические границы становятся все более искусственными, а вопрос этнокультурного многообразия групп сменяется проблемой развития противоречий между их требованиями.
Главным инструментом, с помощью которого этнической группе удается очертить надежные и заметные границы, является этничность. Это форма социальной идентичности, приобретающая особое значение в полиэтническом обществе в кризисные периоды его развития. В этом случае этничность как центральный поведенческо-мотивационный конструкт этнического самосознания становится важнейшей основой внутригруппового и межгруппового взаимодействия и призмой, через которую преломляется окружающий мир. Выполняя функцию внутриэтнической интеграции, этничность оказывает влияние на развитие дезинтеграционных тенденций в обществе в целом.
Внутри самой группы происходит трансформация отношений на основе усиления солидаризации, этнополитической и этнокультурной мобилизации. Ее способы задаются этнокультурными и этнопсихологическими характеристиками группы и формирующимися на их основе поведенческими структурами этничности.
Через различные формы этнополитической мобилизации происходит переструктурирование в системе межэтнических отношений.
В условиях роста межэтнической напряженности активизируются защитные психологические механизмы этнических групп как самостоятельных и целостных субъектов деятельности. Основа их активизации – нарушение компенсаторной связи между коллективным бессознательным и сознанием. Они выполняют регулятивные и компенсаторные функции в процессе взаимной адаптации групп друг к другу в проблемных ситуациях. Универсальными межкультурными защитными механизмами являются социально-поведенческие механизмы, регулирующие межгрупповое восприятие. Среди них: накопление и устойчивость негативной информации, избирательность восприятия на эмоциональной основе, усиление межгрупповых и уменьшение внутригрупповых различий, генерализация эмоций по этническому критерию, перенос ответственности и вины на другие группы и внешние обстоятельства, недооценка или переоценка различий в культурах, эмоциональная инверсия, негативная проекция.
Помимо универсальных социально-поведенческих механизмов для разных культур могут быть характерны специфические защитные механизмы.
Межэтническая напряженность как динамический феномен характеризуется периодами роста и спада напряженности. Это выражается в изменении психологического состояния взаимодействующих этнических групп и этномобилизационных процессов в обществе. Исследование межэтнической напряженности в диапазоне от скрытой фоновой напряженности к проявлениям агрессии и насилия в отношениях между народами определило выделение четырех фаз: латентной, фрустрационной, конфликтной и кризисной. Переход к очередной фазе означает каждый раз достижение определенных критических рубежей, оценка которых необходима для диагностики уровня межэтнической напряженности и предупреждения ее дальнейшего роста. По мере перехода межэтнической напряженности от стадии латентной (фоновой) напряженности через фрустрационную к конфликтной и кризисной, защитные психологические механизмы приобретают крайние формы.
Рост межэтнической напряженности и активизация этно-мобилизационных процессов на психологическом уровне выражается в следующем:
(а) растет неудовлетворенность групповых потребностей в позитивной этнической идентичности и этнической безопасности;
(б) повышается статус этничности в структуре групповой социальной идентичности:
(в) этническое самосознание трансформируется по типу гиперэтничности, кристаллизуются негативные образы; (г) растет число этнически нетерпимых лиц;
(д) сокращается дистанция между этническими образами и реальными действиями. Это основные показатели уровня межэтнической напряженности, имеющие свои критические значения в зависимости от ее фазы.
На основе сравнения перечисленных показателей в различных ситуациях межэтнической напряженности были эмпирически выявлены критические точки ее перехода от одной фазы к другой, в том числе и в условиях смены фрустрационной фазы межэтнической напряженности конфликтной, при достижении которой между народами возможны проявления агрессии и насилия. В связи с этим были получены следующие эмпирические результаты, раскрывающие социально-психологическую основу перехода межэтнической напряженности в насильственные конфликты.
Теоретические и эмпирические результаты исследования определяют его прикладную значимость. Практические выводы могут быть суммированы следующим образом:
Должны быть разработанные программы и методы этнопсихологического исследования представляющие специализированный социально-психологический инструмент мониторинга уровня межэтнической напряженности и характера этномобилизационных процессов. На его основе возможна не только текущая диагностика состояния межэтнических отношений и выявление очагов межэтнической напряженности, но и прогнозирование темпов ее роста и распространения, а также прогнозирование этнических миграций.
Эмпирические и прикладные результаты исследования представляют психологический компонент комплексной работы по развитию интеграционных тенденций в обществе. Здесь главная задача этнопсихолога заключается в усилении взаимопонимания между народами, на основе которого возможно также изменение позиций конфликтующих сторон. Рассмотренные в работе механизмы межэтнического восприятия, особенности мотивационно-потребностной сферы, принципы психодиагностики этнических образов, выявленные взаимосвязи между установками и групповым поведением могут явиться эффективной научной основой по психокоррекционной работе в целях развития взаимопонимания между народами.
Теоретические и эмпирические результаты, раскрывающие глубинные психологические механизмы и закономерности трансформации межэтнических отношений в кризисные периоды развития общества, могут быть использованы в качестве основы «этнотерапии» как на высоком политическом уровне в процессе конструирования социальных отношений с целью предотвращения развития дезинтеграционных тенденций в обществе, так и в практической работе общественных деятелей, профессиональных политиков, социальных работников, психологов по урегулированию этнических конфликтов и поисках способов их разрешения, по реабилитации беженцев и вынужденных переселенцев. Что же может стать объединяющим начало для различных этносов? Существующиие общие семантические зоны – важнейшая база межкультурного понимания. Совпадающие характеристики в представлениях народов о самих себе позитивны, с точки зрения самодекларации этническими группами их позиций в сфере межгруппового взаимодействия. В такой форме кристаллизуются сегодня на семантическом уровне остатки традиционных представлений о советском человеке.
Психологические исследования показывают, что любые мероприятия в рамках такой деятельности должны основываться на понимании человеческих устремлений и особенностей как на уровне отдельной личности, так и целых групп. Главное внимание в процессе этнотерапевтической деятельности должно уделяться проблемам соотношения этносоциальных групповых статусов и оценкам взаимоотношений как справедливых или несправедливых; удовлетворению этносоциальных потребностей, основанных на стремлении к позитивной этнической идентичности; проблемам осознания и понимания интересов другой стороны; усилению психологического чувства межкультурной близости и расширению общих семантических межкультурных зон; формированию адекватных и позитивных образов друг друга; снятию глубинных страхов и укреплению взаимного доверия.
Заключение
XX век стал веком невероятного оживления национальных чувств и движений, а последние два десятилетия прошлого столетия преподнесли Европе такой многоцветный букет идей и программ этнического и национального суверенитета, такой всплеск межэтнических конфликтов, что побудило специалистов говорить об «этническом шоке». Можно обнаружить широкое многообразие интересов и форм их проявления, играющих важную детерминантную роль в возникновении этнонациональных конфликтных ситуаций; приводящих к тому, что чаще всего такие конфликты не выступают в чистом виде, а оказываются органически сопряжены с социально-политическими, экономическими, религиозными, территориальными и иными конфликтными взаимодействиями. Во многом это объясняет тот факт, что конфликтные ситуации не возникают неожиданно, а формируются, развиваются и могут существовать на протяжении длительного времени, проявляясь на определенных этапах и при определенных катализаторах в виде кризисных всплесков межэтнического конфликта.
Существует ряд факторов, определяющих возникновение этноконфликтов:
а) наличие различных этнических групп или конфессий с достаточно четким административным делением, основанным на принципе этнических территорий;
б) значительная региональная дифференциация при одновременно высоком уровне централизации страны;
в) действие этно-психологического фактора при появлении существенных социальных, политических и экономических изменений и новых политических или экономических элит;
г) слабость, неразвитость институтов и механизмов, призванных обеспечить предупреждение конфликтных ситуаций;
д) недостаточное развитие культуры согласия в обществе, то есть система ценностей и традиций, ориентированных на предупреждение этноконфликтов.
Распад целого ряда полиэтнических государств в Азии, Африке и Европе, высокий деструктивный потенциал дезинтеграции народов, долгое время существовавших в рамках единой государственности, дают основания считать, что этнический терроризм выходит за рамки не только национальной, но и региональной безопасности, приобретает все более глобальный аспект и становится самой сложной проблемой современности.
В современном мире проблема терроризма, особенно этнического, занимает одно из важнейших мест. На рубеже тысячелетий националисты и сепаратисты перестали обращать внимание на такие средства борьбы как мирные переговоры, политический компромисс, отказ от завышенных требований. Возможно, в этом виновато само международное сообщество, не обращавшее достаточно внимания на проблемы национальных групп, бывших колоний, на их требования. По этому с их точки зрения громкие террористические акты с максимальным количеством жертв являются наилучшим способом обратить на себя внимание. Но даже достигнув определенных гарантий, террористы уже не в силах остановиться, срабатывает фанатизм, ущемленное национальное достоинство, которое «требует» отмщения и восстановления всех ранее утраченных прав, территорий.
Весь исторический опыт человечества свидетельствует о тесной взаимосвязи состояния межнациональных противоречий и уровня проявления терроризма. Национализм обладает исключительным потенциалом разрушения, способным нагнетать социальную напряженность в обществе, разжигать конфликты, а иногда, и уничтожать целые государства. Национализм -серьезная угроза для безопасности общества и государства, способен не только осложнять обстановку внутри страны и на международной арене, но и порождать масштабные социальные конфликты, чреватые человеческими жертвами. Он требует от органов власти очень внимательного, корректного, предупредительного отношения к решению вопросов, затрагивающих межнациональные отношения. Следует заранее просчитывать все возможные последствия принимаемых решений.
Будущее влияние терроризма может усилиться в связи с тем, что увеличивается потенциал их разрушительной деятельности. Речь идет как о появлении все большего числа групп и лиц, занимающихся террористической деятельностью или могущих быть вовлеченными в нее, так и о доступе к оружию, т.е. происходит расширение социальной базы терроризма, вовлечение в террористическую деятельность во многих странах мира значительного числа представителей различных кругов, в той или иной мере разделяющих политические устремления определенных террористических структур и оказывающих им ту или иную поддержку. В последние десятилетия возникло множество агрессивных движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма и идеи конца света – от индуистских националистов в Индии до неофашистов в Европе, развивающихся странах и культа «Ветви Давидовой» в США[6].
Исследуя эволюцию терроризма, многие зарубежные террологи отмечают, что социальное развитие общества со многими его противоречиями и конфликтами идет в сторону увеличения различных видов социальных групп, могущих принять участие или участвующих в акциях терроризма. Социальные, экономические, политические и другие проблемы будут нарастать и поэтому с ними будет расширяться социальная база терроризма.
Расширение социальной базы терроризма, по крайней мере в регионах и отдельных странах с высоким уровнем политической нестабильности и распространением политического экстремизма, представляет собой в настоящий период не только объективный процесс эволюции данного общественно опасного явления, но и выступает как задача самих террористических организаций. Названная тенденция сопряжена с оптимизацией разнообразных по характеру террористических проявлений, в том числе в различных демонстративных, пропагандистских формах, со спекуляциями террористов вокруг вопросов некоей легитимности их деятельности с расширением политико-правовых, социальных и технических возможностей развертывания обширной инфраструктуры террористических организаций, с получением поддержки определенных групп. Наконец, расширение социальной базы терроризма связано также с обращением к деятельности террористического характера лиц, не относящихся к каким-либо устойчивым террористическим организациям, экстремистским движениям. По всей видимости эта тенденция будет нарастать и во главу угла станет проблема обеспечения международной безопасности. Некоторые обозреватели считают, что с терроризмом будет связано развязывание третьей мировой войны. Это мнение теряет свою футурологическую окраску, если вспомнить о формировании международного центра терроризма, написании Бен Ладеном «Энциклопедии терроризма» и беспрецедентном террористическом акте в США 11 сентября 2001 года.
Тем не менее, взрывы в Америке и принимаемые меры борьбы с террором не должны привести к расширению социальной базы терроризма.
Опыт свидетельствует, что необходимо менятъ правовую базу борьбы с терроризмом, так как она не оправдывает себя, а лишь способствует (косвенно) развитию и эскалации терроризма; находить новые подходы к решению национальных проблем таким образом, что бы у национальных групп не возникало желание решать трудности с помощью терроризма.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Солдатова Г.У. Психология межэтнических конфликтов. М., 1998.
2. Модель этнологического мониторинга. Ставропольский край. М., 2001.
3. Басецкий И.И., Легенченко Н.А. Терроризм: генезис явления и международный опыт борьбы. Мн., 2001.
[1] Солдатова Г.У. Психология межэтнических конфликтов. М., 1998. С. 389.
[2] Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 360–368.
[3] Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 399–402.
[4] Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 381–392.
[5] Модель этнологического мониторинга. Ставропольский край. М., 2001. С. 21–25.
[6] Басецкий И.И., Легенченко Н.А. Терроризм: генезис явления и международный опыт борьбы. Мн., 2001. С. 38.