Методы работы с рисками в социальных программах
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Определение социальных рисков
2. Исторический опыт защиты от социального риска
3. Упреждающие профилактические меры по снижению риска
4. Методы работы с рисками
4.1 Метод – анализ рисков
4.2 Метод – снижение рисков
4.3 Метод – защита от рисков
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Во введении в вопрос методологии с рисками в социальных программах, кратко определю сущность программного аспекта. В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо, - тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит то и другое.
Программа — это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели.
Социальная программа – совокупность мероприятий объединенных общей целью, социальным проектом или совокупностью социальных проектов, условиями их выполнения, разрабатываемых по определенной технологии и применяемых при решении различного рода социальных задач; содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач социальных проблем, характера мероприятий, с уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.
Слово «риск» французского происхождения и в переводе означает «опасность потерь», «действия наудачу», «расчет на счастливый случай». Риск – это опасность нежелательных отклонений от ожидаемых состояний в будущем, из учета которых принимаются решения в настоящем.
Риск является объективным явлением, природа которого обусловлена неоднозначностью событий, которые произойдут в будущем. Он связан с упущенной возможностью, потерей, ущербом. Когда они наступают, происходит практическое проявление риска. До этого риск остается гипотетической опасностью. Хотя будущее принципиально непредсказуемо, ожидаемые события можно предвидеть с той или иной погрешностью в зависимости от того, какова природа таких событий: вероятностная или неопределенная.
При реализации программы всегда необходимо осуществлять поиск единственного наилучшего (в каком-нибудь смысле) решения на заранее заданном множестве допустимых решений. Основная трудность состоит в том, что последствия, связанные с принятием того или иного решения, зависят от неизвестной ситуации. Степень неприемлемости последствий тех или иных ситуаций измеряется в единицах – потерях, которые может понести тот, кто принимает рискованные решения.
Риски, обусловленные неопределенностью, можно свести к ситуации с нормальными (допустимыми) рисками, если удастся уменьшить неопределенность до разумных пределов.
К группам риска традиционно относят лиц без определенного места жительства, занимающихся проституцией, алкоголиков, наркоманов и др. Для качественной работы с рисками необходимы целевые программы и системы управления, обеспечивающие их реализацию (выполнение), т.е. программно-целевое управление.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ
Социальные риски — это риски социального происхождения; вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве. Социально значимым нарушением можно считать существенное отклонение от социальной нормы какого-либо (или нескольких) важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.
Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровождают нормальное функционирование общества, и более того, имеют своими причинами именно базовые общественные отношения, нормальные (повседневные, регулярные) общественные порядки. Понимая, что данное общественное устройство само из себя постоянно порождает социальные риски, общество порождает и развивает систему защиты от социальных рисков — социальную защиту. Делает это в решающей мере государство. Ни один из других субъектов социальной политики с подобной целообщественной задачей не справится.
Социальный риск — это вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также необходимости дополнительных расходов на лечение и социальных услугах. Объектом страховой защиты различных видов социального страхования является риск утраты заработной платы (доходов) у трудозанятого населения и риск нести дополнительные расходы, связанные с лечением. Необеспеченность вследствие болезни, инвалидности, безработицы, в силу которых работник не может участвовать в производственном процессе и таким образом лишается заработной платы, представляет для отдельного индивида явление случайное, а в целом для экономики явление постоянное и массовое. В силу данного обстоятельства социальные риски поддаются количественной оценке и прогнозу, как с позиции вероятности наступления рисковых ситуаций (численность больных, инвалидов, погибших, пенсионеров и т.д.), так и с позиции их стоимостных параметров (продолжительность заболеваний, средний возраст наступления инвалидности, установленный законом возраст выхода на пенсию и т.д.).
Социальными признаются опасности (риски), возникающие по причинам общественного характера, защититься от которых индивидуально с высокой степенью надежности в большинстве случаев невозможно. Они предопределены сложным комплексом объективных социально-экономических условий и практически не зависят от воли отдельного человека. Эта точка зрения по взаимоответственности людей за их жизнедеятельность в обществе и государстве порождает необходимость установления критериев нормального, приемлемого социального положения людей при наступлении тех или иных видов социальных рисков. И наоборот, существенное отклонение от нормального, вызванное одним из видов рисков, считается аномалией, требует защиты, обеспечения социальными гарантиями. В этой связи «социальный риск» и «социальные гарантии» это дихотомическая пара, в которой «социальный риск» — это отрицательная, а «социальные гарантии» — положительная величины.
Таким образом, «социальные риски» — это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд (безработица), сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утра ты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей — утратой источника дохода в случае потери кормильца. Поскольку социальные риски носят объективный характер, постольку механизм защиты от них должен иметь надежный характер, т.е. страхование от них должно быть обязательным (по закону) для охвата всех работающих, а бремя финансовой нагрузки должны солидарно нести основные социальные субъекты — работодатели и работники. При этом доля финансового участия социальных партнеров может быть разной, но каждая страна стремится найти оптимальные для нее пропорции финансовой ответственности с учетом конкретных экономических, социальных условий, культурных и психологических традиций.
В зависимости от природы ответственности: субъективные – риски ответственности участников разработки и/или реализации программы; объективные – риски остановки (задержки) реализации программы, связанные с внешними факторами.
В зависимости от источника возникновения: природно-климатические (экологические); технические (отказы машин и оборудования, снижение качества их работы); производственные (нарушения технологии, остановки производства, задержка поставок сырья); экономические (рост издержек, повышение цен, инфляционные процессы); финансовые (кредитные, процентные, валютные); политические (изменение законодательства, приоритетов социального развития, смена политического лидера); инновационные (риски недостижения результатов, ожидаемых от внедрения новых разработок); страновые (риски, связанные с разницей национально-территориальных традиций, обычаев, менталитета).
В зависимости от места проявления: внешние (по отношению к социальной программе); внутренние (по отношению к социальной программе).
По виду производства: основные (связанные с достижением целей); вспомогательные (связанные с достижением задач).
По тяжести проявления: упущенная выгода (тяжесть риска наименьшая); потери (тяжесть риска средняя); ущерб (тяжесть риска наибольшая).
По форме воздействия: прямые (прямых убытков); косвенные (косвенных убытков).
По сложности: частные (вызываемые одним событием); системные (вызываемые цепочкой событий); совокупные (вызываемые несколькими цепочками событий).
По характеру причин: случайные; злоумышленные.
По регулярности: систематические; несистематические.
По степени предсказуемости: предсказуемые с высокой степенью вероятности; предсказуемые с низкой степенью вероятности; непредсказуемые.
По времени проявления: прошлые; настоящие; будущие.
По уровню проявления: слабые; умеренные; сильные.
По интенсивности проявления: быстрые; средние; медленные.
По степени контроля: полностью контролируемые; частично контролируемые; неконтролируемые.
По возможности страхования: страхуемые; нестрахуемые.
Таким образом, разнообразие социальных ситуаций, их неопределенность и невозможность предсказать их со стопроцентной вероятностью, обусловливает многообразие видов социальных рисков.
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ ОТ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
Социальные риски существуют в любом обществе. Тем не менее, в социалистическом обществе они не признавались. Для централизованно-планового метода организации хозяйственной жизни, в которой задавались и заранее определялись экономические и социальные параметры состояния и развития всех без исключения сфер жизнедеятельности, риск выступает как категория, противостоящая директивно-плановому способу управления. Поэтому страховыми рисками считались, как правило, события природного характера: стихийные природные бедствия, пожары и т.д. Да и по сути своей социальный риск здесь был иным, а также в целом — меньшим. Централизованно-плановая система стандартизировала, минимизировала, но сохраняла (в значительной степени благодаря этому) стабильные условия общественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, являясь основным работодателем и собственником средств производства, обеспечивало и определенные гарантии экономической и социальной устойчивости т.е. брало на себя ответственность за экономический и социальные риски. С развитием частных форм собственности и хозяйствования сфера государственного социального обеспечения и его возможности неизбежно сокращаются. Возрастание степени риска в экономической и социальной сфере можно рассматривать как закономерный, естественный в наших условиях процесс, как «обратную сторону» повышения экономической свободы.
В этих условиях роль и возможность государства по социальной защите носят другой характер. Вектор усилий государства переносится на уязвимые слои населения — инвалидов, детей, престарелых. Что касается трудозанятого населения, то вопрос их социальной зашиты становится больше обязанностью их самих и работодателей. Это достигается участием работников и работодателей в формировании финансовых ресурсов, передачей функций по распоряжению этими ресурсами в ведение полномочных представителей работников и работодателей, установлением прямой зависимости размера страховых выплат от размеров и периодов уплаты (объема) страховых взносов.
Такой подход отвечает природе социальной политики при общественном устройстве с развитой рыночной экономикой, которая формируется на следующих принципах: самоответственность людей наемного труда, их работодателей, других категорий трудозанятого населения за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты; солидарная поддержка трудозанятым населением и работодателями наименее защищенных работников и их семей (здоровый платит за больного, работники с более высокими доходами оказывают солидарную помощь работникам с низкими доходами); оптимальная поддержка (принцип субсидиарности), который определяет меру (рамки) солидарной поддержки и фиксирует ее размер.
Мировой (более чем столетний) опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования: пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца); медицинское страхование (оплата медицинской помощи), включая оплату временной нетрудоспособности; страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве); страхование в связи с безработицей (пособия по безработице, переобучение и трудоустройство). Целесообразность такого членения социального страхования объясняется раз личной природой социальных рисков, от которых они призваны защищать, сходством удовлетворяемых потребностей застрахованных, а также спецификой правового регулирования различных видов страхования.
3. УПРЕЖДАЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА
Определение содержания (природы) риска и степени его вероятности позволяют разработать систему упреждающих профилактических мер по снижению (минимизации) риска, а также оценить требуемые виды и масштабы компенсационных мероприятий (объемы медицинских услуг, компенсационных выплат, замещающих собой утраченную заработную плату).
Социальный риск можно измерять, используя следующие показатели: частоту наступления рисковой ситуации; уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации; объем материальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всех застрахованных; среднюю продолжительность рисковой ситуации — период между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности.
Социальные риски могут быть классифицированы по степени опасности для отдельных социальных групп и слоев трудящихся. Если степень опасности низкая — то организационно-правовая форма носит добровольный характер, если — высокая, она, как правило, носит обязательный (по закону) характер. Между добровольным и обязательным страхованием имеются переходные формы, обычно называемые факультативно-обязательными или условно-обязательными. При определении природы риска важна оценка степени утраты трудоспособности, качественные и количественные ее характеристики, т.е. определение видов и вероятности ущерба здоровью, тяжести последствий, их оценка.
Так, если вредный фактор производственной среды вызывает профессиональное заболевание, нужно определить вероятность заболевания людей разного возраста и пола, продолжительность стажа работы (контакта с вредным веществом), а также длительность болезни и объективные показатели ее тяжести. Если опасный фактор приводит к гибели людей, нужно знать распределение количества погибших во времени и по категориям населения, определить число иждивенцев, приходящихся на стандартизируемую величину погибших (на 1 тыс. чел.). При наблюдении достаточно большого числа объектов, подверженных воздействию одного и того же риска за достаточно длительные промежутки времени, выявляются закономерности наступления случайных событий (заболеваемости, инвалидности и т.д.). С этой целью применяются: теории вероятности, демографической статистики и долгосрочных экономических и социальных прогнозов, которые в своей совокупности объединяются методологией актуарных расчетов. Данные методы оценки вероятности и величин отдельных видов социальных рисков опираются на инструментарий учета «совокупной опасности» и ее «раскладки» между страхователями.
Результирующие показатели риска группируют по двум видам: социальные — ущерб здоровью, утрата трудоспособности (временная и/или постоянная), смертность, численность иждивенцев погибших и т.д.; экономические — затраты на компенсацию утраты доход в связи с потерей трудоспособности и дополнительные расходы на лечение, реабилитацию. Социальные показатели риска служат для оценки социальной незащищенности людей и вероятности (необратимости) наступления для них страховых ситуаций, а экономические — позволяют выявлять и рассчитывать требуемые объемы денежных средств.
4. МЕТОДЫ РАБОТЫ С РИСКАМИ
4.1 Метод – анализ рисков
Анализ рисков можно подразделить на два вида:
- качественный, – позволяет определять факторы риска, этапы и работы при выполнении которых риск возникает, таким образом, анализ позволяет установить потенциальные зоны риска после чего идентифицировать и сами риски;
- количественный, – позволяет определить численные размеры относительных рисков программы и риск программы в целом.
В настоящее время применяется три разновидности количественного анализа рисков:
1) анализ чувствительности, который реализуется в два этапа:
- на первом этапе осуществляется описание окружающей среды (уровень инфляции, прогноз изменения курса валют, уровень налоговых ставок, цены на сырье и материалы и т.п.);
- на втором этапе осуществляется выбор наиболее значимых для программ показателей, которые входе осуществления анализа получают фиксированные постоянные значения. Для каждого из этих показателей делается расчет эффективности, в результате получается базовый случай, с которым затем сравнивают результаты всех расчетов;
2) анализ сценариев, учитывает или основывается на том, что некоторые показатели взаимосвязаны и их можно одновременно согласованно изменить. Анализ сценариев показывает на основы базового случая разработать оптимистический и пессимистический варианты сценариев развития событий с учетом наиболее важных показателей;
3) анализ моделей – этот метод позволяет анализировать и оценивать различные сценарии разработки и реализации программы с учетом основных показателей.
Метод предполагает схему, которая позволяет разделить весь комплекс возможных рисков на управляемые составляющие и вынести суждения о вероятности проявления и тяжести последствий исследуемых рисков.
На каждый отдельный риск строится модель, предполагается возможный вариант развития событий. На основе разработки таких моделей делается анализ вероятности проявления и тяжести последствий риска.
4.2 Метод – снижение рисков
Снижение риска – это сокращение вероятности и объема потерь. В рамках метода снижения рисков применяются следующие способы:
1) избежание – простое уклонение от деятельности или обстоятельств содержащих риск;
2) передача – перевод ответственности за риск другой стороне, главным образом страховой компании;
3) сокращение – проведение собственных специальных мер по ограничению размера риска и созданию специальных систем предотвращения ущерба (система контроля, безопасности и т.д.);
4) удержание – сохранение ответственности за риск, готовность и способность покрыть все возможные убытки за счет собственных средств.
Правило выбора способа снижения риска: всегда необходимо сравнивать средства необходимые для снижения риска и выгоды от предотвращения ущерба. Это соотношение определяется с помощью соотношения коэффициента риска:
Кр = У/С
Где: Кр – коэффициент риска;
У – максимально возможная сумма убытка;
С – объем собственных ресурсов (с учетом точно известных поступлений средств).
Как показывает практика оптимальный коэффициент риска Кр=0.3
Принципы выбора способа снижения риска: нельзя рисковать больше чем позволяют средства, включая будущие выгоды; надо думать о последствиях риска; нельзя рисковать многим ради малого.
4.3 Метод – защита от рисков
Защита от рисков может быть реализована следующими способами:
1) страхование – отношения по защите интересов субъектов программирования при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых субъектами страховых взносов; особый вид экономической деятельности, связанный со снижением или перераспределением рисков между физическими лицами (страхователями) и специализированными организациями (страховщиками).
Страховщики обеспечивают аккумуляцию страховых взносов и выплат страхователям в случае нанесения ущерба застрахованной собственности. При этом страховые взносы не могут быть рассмотрены как прибыль страховых компаний, так как за счет взносов формируются страховые резервы, из которых выплачиваются страховые возмещения. Страхование охватывает финансовые риски (потеря определенной суммы средств), а также чистые риски, возникающие в случае, когда возможны только: неблагоприятный и нейтральный варианты событий. Страхование может быть добровольным или обязательным, если законодательство обязывает страхователя заключить договор страхования определенных видов рисков (например, риска нанесения ущерба имуществу или возникновения ответственности при дорожно-транспортном происшествии);
2) хеджирование – система срочных контрактов и сделок, учитывающих вероятность изменения курсов валют или цен, которые несут риск в будущем;
3) распределение рисков между участниками – определяется мера ответственности за риск каждого участника;
4) гарантия (от франц. garantie — обеспечение), – письменное обязательство третьей стороны оплатить убытки в случаи возникновения рисковых ситуаций; предусмотренное законом или договором обязательство, в силу которого какое-либо лицо (физическое или юридическое) отвечает перед кредиторами полностью или частично при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должником;
5) лимитирование – установление предельных сумм расходов на случаи возникновения рисковых ситуаций;
6) резервный фонд – формируется с целью покрытия непредвиденных расходов по разработке и реализации программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была сделана попытка охарактеризовать социальные риски и кратко указать методы работы с рисками в социальных программах. Мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, внедренческих, человековедческих, политических и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках.
Разработкой методов работы с рисками в социальных программах также занимается служба социальной помощи населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.
Приоритетными объектами социальной поддержки считаются малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, которые столкнулись с реальной угрозой экономической и социальной деградации, — инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей этих групп населения, личностный характер помощи. Такой подход получает правовое обеспечение в РФ и ее субъектах в виде федеральных законов, указов Президента РФ и других нормативных актов.
Методология работы с рисками в социальных программах взаимосвязана с технологиями управления риском. Технология управления риском – последовательность действий позволяющая поддержать разумный баланс рисков и выгод. Технология управления риском является неизменной и включает следующие последовательно выполненные элементы: установление рисков – выявление источников и типов; оценка (измерение рисков) т.е. анализ факторов и условий, влияющих на вероятность риска, размеры потерь и ущербов, а также предельные уровни рисков; выбор способов и определение средств для сокращения или удержания рисков; диверсификация риска, т.е. определение его основных параметров и характеристик; ситуационный контроль за рисками, т.е. сравнение с допустимым нормативным уровнем рисков, а также проведение мероприятий по разрешению рисков с учетом сложившейся ситуации; покрытие ущербов и ликвидация других негативных последствий проявления рисков; накопление и обработка информации о рисковых ситуациях и последствиях проявления рисков, а также выработка рекомендаций для учета полученного опыта в будущем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. В.В. Ткаченко Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология разработки социальных программ» для студентов очной, заочной и заочно-сокращенной форм обучения по специальности 040101 «Социальная работа». – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2007. - 64с.
2. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с.
3. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
4. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.
5. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)