База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Механизмы влияния СМК на проявление преступного поведение подростков.

Механизмы влияния СМК на проявление преступного поведение подростков.

План


Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения СМК

1.1 СМК как социальный институт

1.2 Механизмы влияние СМК на подростков

Глава 2. Изучение влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних подростков

2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

2.2 Специфика проявления преступного поведения несовершеннолетних

2.3 Зависимость проявлений преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК

Заключения

Библиографический список


Введение


Актуальность исследования. Мы живем в эпоху всеобщей взаимосвязи, когда люди по всему земному шару стали участникам единого информационного миропорядка. Это во многом результат международного масштаба современных коммуникаций. Благодаря глобализации и мощи Интернета, люди от Каркаса до Каира имеют доступ к одним и тем же популярной музыке, новостям, кинофильмом и телевизионным программам. Круглосуточные новостные каналы сообщают нам о происшествиях сразу же, как только они случались, и передают репортажи о развитии событий на весь мир.

Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием СМК на детскую аудиторию. Речь идет и о том, что те или иные СМК практически нарушают права ребенка, определенные документам ООН, не соблюдают возрастные ограничения при демонстрации сцен насилия на экране. Этой проблеме посвящены много исследований.

Проблемами теории и практики влияние СМК на несовершеннолетних занимаются Федоров А.В.(анализ правовых, культурологических, психологических, искусствоведческих и педагогических проблемах, связанные с воздействием, влиянием, следствиями контактов несовершеннолетней аудитории с изображением насилия на экране (кинематограф, телевидение, видео, компьютерные/видео игры и т.п.); Чабанянц М. Б (Криминологические аспекты влияния СМК на поведение несовершеннолетних); Собкин В.С ( Насилия на телеэкране); Шахновская Т.Г. (Дети и насилия на экране); Тарасов К.А. (Насилия в фильмах); Жмуров Д.В. (Компьютерные игры и подростковая агрессия) и другие.

Возросшее внимание к проблеме не назовешь случайным, так как в настоящее время в России один из самых высоких в мире уровней преступности. Например, ежегодное количество убийств (на 100тысяч населения) в России – 20,5 человек. В США эта цифра составляет – 6,3 человек. В Чехии – 2,8. В Польше –2. По этому показателю наша страна делит первое место с Колумбией. В 2001году в России было совершено 33,6тысяч убийств и покушений на убийство, 55,7тысчя случаев причинения тяжкого вреда здоровья, 148,8тысяч грабежей, 44,8тысяч разбойных нападений. При этом подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия. Преступность несовершеннолетних во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем.

Объект исследования - влияние СМК на подростков и его проявление.

Предмет исследования - механизмы влияния СМК на проявление преступного поведение подростков.

Цель исследования – проанализировать зависимость проявления преступного поведения подростков в процессе их взаимодействия с СМК.

Проблема исследования – современные подростки оказались в ситуации активного воздействия на них СМК, которые транслируют огромное количество агрессивной информации (компьютерные игры, телепередачи, художественные фильмы и т.п.).

Задачи исследования:

1.Дать теоретическое обоснование изучения СМК.

2. Раскрыть понятие СМК как социального института.

3. Выявить механизмы влияния СМК на подростков.

4. Определить психолого-педагогические особенности подросткового возраста.

5. Показать специфику проявления преступного поведения несовершеннолетних.

6. Определить зависимость проявлений преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК.

Методы исследования - теоретический анализ литературы по теме исследования, а также изучение эмпирических исследований зарубежных и отечественных авторов.

Глава 1. Теоретические основы изучения СМК


1.1 СМК как социальный институт


Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со времени он приобрел два значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм право по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования [8;333].

В энциклопедическом словаре институт имеет несколько значений: 1) модель действий и взаимодействий, фокусирующаяся на какой-либо центральной теме (напр., в экономике – рынок, в религии - церковь); 2) назв. Различных специализированных учебных заведений; 3) в дореволюционной Росси – назв. Привилегированного среднего уч. заведения закрытого типа; 4)совокупность норм право по определенному кругу общественных отношений (И. брака, И. наследования и т.д.).

Социальный институт – это исторический сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение конкретных социально – экономических и культурных потребностей. [6;396].

Социальный институт – сравнительно высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой социальной структурой, глубиной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы. Это семья, государство, его органы, партии, системы образования, здравоохранения, научное и культурное учреждения, СМК и другое. [21;452].

Массовая коммуникация (от англ. communication – массовое общение) – систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звука-, видео -, запись) с целью утверждение духовной ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. [14;147].

Массовая коммуникация (от лат. Communicatio – сообщение, передача) – один из массовых совр. Процессов производства и распространения информации ,(через печать, радио, кино, телевидение, звукозапись). Используеться правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политич., эконом. Или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. [6;291].

Массовая коммуникация – опосредованное общение, то есть такая форма общения, при которой почти отсутствуют личный контакт, непосредственное взаимодействие людей, постоянная и активная обратная связь, но сохраняется такие элементы личного общения, как сопереживания, соучастие и некоторые другие.[10;452].

Средства массовой коммуникации в начале XXI века проникли во все виды жизнедеятельности людей. Мир вступил в новый этап своего развития - информационное общество. Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются печатные издания, теле/радио/видео/кинопрограммы или иные формы массового распространения информации. В широком смысле СМИ рассматриваются как средства массовой социализации и включают всю культурную информацию, рассчитанную на массового потребителя.

В последние десятилетия ХХ века появились качественно новые средства массовой информации – телекоммуникационные, в которых осуществляется обратная связь между субъектами и объектами информационного процесса. Поэтому понятие «средства массовой коммуникации» (СМК, Медиа) включает и СМИ, и новые телекоммуникационные средства на компьютерной базе (глобальные компьютерные сети - Интернет).

Медиа используют почти все каналы восприятия, они играют огромную роль в жизни человека, в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления и других областях социальной сферы. Сегодня Медиа один из основных факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений - не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации выполняют следующие социально-воспитательные функции: информационную, воспитательную, образовательную, социально-управленческую, рекреативную, релаксационную.

Масса исследований проводилась с целью определить эффект от телевизионных программ. Большинство из них касалось детей, и это вполне понятно, учитывая количество часов, отводимых ими для просмотра, и возможные социальные последствия этого. Двумя наиболее исследуемыми является влияние телевидения на уровень преступности, а также характер новостей.[1;400] Оно может причинить детям вред, так как неумеренное потребление аудиовизуальной информации, содержащей натуралистические поданные сцены насилия:

1)внушает, что насилие приемлемый путь решения социальных конфликтов;

2)делает их равнодушными к человеческим страданиям;

3)вызывает страх стать жертвой насилия;

4)служит причиной применения насилия в реальной жизни.

Как отмечает, С.Р. Лэмсон, «дети приучатся к мысли, что насилие в обществе - это нормально, боятся стать жертвой преступника и менее готовы к тому, чтобы помочь жертве преступления. Они растут более агрессивными и жестокими».

В некоторых работах социологов СМК является – один из важных институтов общества. И то, что СМК является «четвертой властью», знали давно.

Как было, выше сказано СМК включает, в себя широкий спектр форм, таких как телевидение, газеты, фильмы, журналы, радо, реклама, видеоигры и компакт-диски. Такие средства массовой информации, как газеты и телевидение, оказывают широкое влияние на нашу жизнь и на общественное мнение.

Радио

Технический прогресс индустриальной эпохи невозможно представить без радио. Именно радио стало основой «галактики» Маркони, который стал основоположником радиотелеграфии и сыграл важную роль в распространении радио как средства коммуникации. В 1897 году Маркони получил патент на аппарат электросвязи без проводов и организовал АО «Маркони и К°» (параллельно с ним успешные опыты по проведению сигнала при помощи электромагнитных волн проводил русский изобретатель А. С. Попов). В 1901 году Маркони впервые осуществил радиосвязь через Атлантический океан. В 1909 году ему была присуждена Нобелевская премия. [9;96]

У радио, как и у других СМК, есть свои секреты, своя магия. Оно приходит к нам осязаемо, "с приватной и интимной прямотой взаимоотношений". У него есть магическая способность прикасаться к далекому и забытому через исторический или литературный текст; оно расширяет и наше восприятие современного мира. Будучи мощным фактором аудитной культуры, радио гораздо больше, чем телефон и телеграф, соперничает с письменной культурой и природой самой человеческой речи. По сути, в 1920-е -1940-е годы радио заметно потеснило «галактику Гутенберга» с ее письменными, визуальными ценностями.

С появлением радио произошли коренные изменения в драматургии и поэзии (как явлениях «высокой» культуры), в прессе, системе рекламы. Нельзя проигнорировать и способность радио (наряду с кинематографом) «ретрайбализировать» человечество и почти мгновенно превратить индивидуализм в коллективизм социалистического или фашистского толка, нивелировать человеческую личность, превращая общество в «массы», «толпу». Впрочем, это особая тема нашего исследования, к которой мы еще вернемся.

М. Маклюэн первым поднял вопрос о роли СМК, пытаясь обосновать человеческое равнодушие к социальным последствиям этих радикальных сил. Он недоумевал, почему фонетический алфавит и печатное слово, взорвавшие племенной мир и превратившие его из «закрытого» в «открытое» общество. Функционирующее в рамках специализированных знаний и действий, до сих пор не исследованы в роли «магического трансформатора», почему столь же малое внимание уделено электрической мощи «мгновенной информации», которая обращает социальный взрыв в организационного человека, в разрастающиеся вширь империи, почему, наконец, игнорируется психическое воздействие электронных технологий.[8;88].

Радиовещание продолжает сегодня довольно интенсивно развиваться. Число каналов растет, и все больше ориентируется на целевые аудитории (это молодежные каналы, различные каналы для любителей музыки и др.). Вместе с тем каналов радиовещания, транслирующих программы на всю Россию, немного. И лишь несколько из них охватывают больше аудитории. Это государственные каналы «Радо России», «Маяк», «Юность», «Орфей», а также коммерческие «Русское Радио», «Европа плюс», «Радио-1», «Доброе радио» и некоторые другие. Среди каналов, охватывающих сравнительно большие аудитории радиослушателей можно выделить лишь два, где представлены передачи связанные с книгой и литературой. Это канал "Радио России" и "Радио-1". Наибольшая аудитория у "Радио России" - ведущего государственного канала, который охватывает 96% аудитории страны (в том числе 91,2% сельского населения). Этот канал любят многие радиослушатели в России, и особенно он популярен в сельской провинции. На нем существует ряд передач, поддерживающих чтение и книжную культуру. Это, прежде всего, такие передачи, как "Что читать?", "Книговорот", "Воскресная лапша", "Из старых фолиантов", "Открытая книга", "Классика в полчасика", а также радиоспектакли и др. Есть и передачи с обзорами прессы: "Пресса по диагонали", "АиФ-радиоверсия". На этом канале представлены любимые детьми программы, которые сделаны с учетом детского восприятия. В них действуют игровые и сказочные персонажи, звучат любимые детские песенки. Среди них популярная у детей передача "Детский остров", в которой довольно часто присутствуют представители издательства (и одноименного журнала) "Колобок и два жирафа". В передаче "Литературные чтения" периодически читают и сказки для детей (например, "Конек-горбунок" П. Ершова). Для подростков и юношества есть воскресная передача "Ловушка для подростков", которую любит эта аудитория. Однако издаваемые для подростков книги и повести в журналах в ней обсуждаются довольно редко (возможно, и в связи с тем, что у нас мало издается художественной литературы для этого возраста). В целом же, с нашей точки зрения, несмотря на то, что общая концепция и репертуар этого канала радиовещания гораздо гуманнее и ближе к интересам аудитории, чем, например, телевидение, тем не менее, и здесь число передач для детей и, особенно, подростков ограничено. [23;2].

Телевизионное вещание

Телевидение — особый вид CMК, оно формировалось в Западной Европе и США в условиях завоеванной всеми СМК свободы информации. В СССР первые опыты по выпуску телепрограмм проходили в 1938 — 1940 годах в условиях тоталитарного режима; и хотя массовым телевещание становится в 1950-х —1960-х годах.

Телевидение сегодня - это главный источник информации, развлечения, арена для пропаганды взглядов и рекламы товаров, а также непременный атрибут дома, почти член семьи. Как взрослые, так и дети, час за часом проводят перед телевизором. Нормы и ценности, модели социального поведения, стереотипы, которые мы видим на экране, так или иначе, влияют на формирование нашего представления о мире в целом и обществе. Телеведущие и актеры, играющие в «мыльных операх», становятся звездами наряду с киноактерами, поп-исполнителями и чемпионами спорта. Будучи мощной индустрией, телевидение часто бывает соблазнительной мишенью для критики. [3;397].

ТВ обвиняют в дезинформации, распространении ложных идеалов и мифов, в причастности к росту агрессии в обществе, падении интереса к чтению и психологическом манипулировании людьми. В мире существует немало телевизионных систем: различные технические системы производства и распространения информации, региональные телевизионные системы, обслуживающие ту или иную территорию, национальные системы. При всем этом важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому глобальному информационному пространству.

По способу трансляции телевидение (государственное и частное) разделяется на антенное (традиционное, классическое, трансляционное); спутниковое (национальное, региональное, глобальное); кабельное; титровое (видеотекст, телетекст). По типу деятельности телевизионные агентства делятся на вещательные (часто с собственным телепроизводством и эфирным каналом); программа производящие (продюсерские фирмы); дистрибьюторские. По охвату аудитории – на межгосударственные, национальные, региональные. [9,103]

Телевизионные программы можно дифференцировать по тематическому (информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.); аудиторному (для детей; для молодежи; для пенсионеров и т.д.); национальному; территориальному; временному признакам. Вожен и источник финансирования канала: государственный бюджет, абонементная плата телезрителей, доходы от рекламы, взносы спонсоров и благотворительных фондов, общественных организаций); аренда (деньги партий, общественных движений, организаций, частных лиц и т.д.). В целом основные телевизионные жанры (новости, репортаж, интервью и др.) во многом соотносятся с аналогичными жанрами прессы и радио.

Как и в случае с прессой и радио, сетка телевещания регулируется в соответствии с общественными запросами – от передач «для всех» (развлечения и информация) до специализированных рубрик, адресованных меньшинствам (национальным, этническим, профессиональным, сексуальным и т.д.). Оптимальный выбор времени телепередачи обусловлен ее содержанием – темой, жанром, а также особенностями аудитории. Среди наиболее популярных телевизионных текстов – сериалы и ток-шоу. Последние являются передачами, где присутствующие в студии зрители задают гостям программы вопросы. Ведущий шоу, как правило, выступает в роли посредника между зрительской аудиторией и гостями, хотя и сам активно задает вопросы, как гостям, так и аудитории. Тематика ток-шоу разнообразна (политика, спорт, культура, бизнес и т.д.).

Сериалы (многосерийные телевизионные фильмы) в большинстве случаев рассчитаны на широкую аудиторию, хотя могут ориентироваться и на более узкий спектр публики. Типичные жанры сериалов – мелодрама, полицейская/криминальная драма, детектив, фантастика, комедия и др. В отличие от кинофильмов сериалы могут иметь длительность до двухсот и более часов экранного времени, что позволяет им (в случае успеха) быть как бы «параллельным миром» жизни и оказывать существенное влияние на вкусы и предпочтения аудитории.

Можно по-разному относиться к роли телевидения в современном мире, но нельзя не признать его огромный потенциал воздействия на аудиторию, особенно на детскую и подростковую [19;16]

Интернет

В последнее время развитие Интернета в России идет очень быстро. И самой активной в работе с ним является молодежная, а также юношеская и подростковая аудитории. Так, не смотря на то, что Интернет доступен в основном в больших городах, и его аудитория составляла в начале 2000 г. в России около 4,3% , по данным всероссийского исследования "Подростки в информационном мире" (проведенного в 1997 г.) уже 4,6% подростков и юных пользователей путешествовало по сети.

Сетевые технологии, основанные на цифровом способе передачи информации, привели к формированию новой среды для потоков медиатекстов. Форма организации таких каналов передачи информации получила название Интернет (компьютерная сеть, которая объединяет национальные, региональные сети, где происходит свободный обмен медиатекстами). Интернет – это глобальная коммуникационная интерактивная среда, включающая межличностную и публичную формы общения (как индивидуальную, так и групповую). Главное достоинство Интернета – интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме. В Интернете осуществляется общение по электронной почте, в форумах, сетевых конференциях и «чатах». Здесь можно пересылать факсимильные сообщения, скачивать файлы, играть в игры разной степени сложности, делать покупки товаров и услуг, слушать музыку, радиопередачи, смотреть фильмы и телепрограммы. Таким образом, мы имеем дело с мультимедийной передачей информации, ранее поступавшей от отдельных видов Медиа (прессы, радио, кинематографа, телевидения и др.). [3;410]

Существует огромное множество Интернет-порталов, как дублирующих информацию реальной прессы и телевизионных каналов, так и оригинальных, самобытных сетевых изданий, функционирующих только в виртуальном мире. Многие порталы содержат архивы (базы данных), где хранится разнообразная информация. Они снабжены поисковыми программами, которые позволяют по ключевым словам, дате и фамилии автора найти необходимые медиатексты.

В отличие от прессы, радио, кино и телевидения, Интернет, как правило, не контролируется и не цензурируется. Отсюда и использование некоторыми сайтами ненормативной лексики, генерации разнообразных компьютерных вирусов и пр. [19;18]

Появление новых средств массовой информации всегда вызывает интерес у деятелей сферы образования, и Интернет не стал исключением. Процесс компьютеризации школ и высших учебных заведений и интернет-образования педагогов и учащихся приобрел значительные масштабы: проводятся курсы обучения компьютерной грамотности для преподавателей, школы и вузы получают доступ к сети Интернет, книжные магазины пополняются литературой по этой теме и т.д.

Одним из позитивных аспектов использования компьютерных технологий в обучении стал доступ к небывалому до сих пор количеству аутентичной информации. Если до недавнего времени главным источником знаний был учебник, то сейчас любой школьник и студент может виртуально посетить Музей Метрополитен в Нью-Йорке, послушать интервью с премьер министром Великобритании или посмотреть выпуск новостей CNN он-лайн. Еще одна возможность, которая открылась благодаря появлению компьютерных технологий, связана с их использованием как инструментов организации и коммуникации виртуальных курсов (on-line courses). Однако у интеграции новых Медиа в процесс обучения есть и свои недостатки, например, часто многообещающий CD-ROM оказывается лишь более красочной версией учебника с традиционными упражнениями, «упакованными» в новый формат. А школьники, получив задание найти нужную информацию в Интернете, теряются в море различных сайтов, гиперссылок и не могут отличить главное от второстепенного, аутентичные данные от сомнительных, факты от пропаганды. Поэтому, наряду с использованием Интернета как источника материалов для образования, надо помочь учащимся перейти от роли пассивных потребителей к роли более активных, творческих личностей, умеющих находить, анализировать и передавать информацию с помощью современных технологий, и, будем надеяться, достаточно мотивированных и подготовленных для самостоятельного развития[19;18].

Газеты

Современные газеты берут начало от памфлетов и информационных листов, печатавшихся и распространявшихся в 18 веке. Газеты стали «ежедневными», с тысячами, а порой и миллионами читателей, лишь начиная с конца 19 века. Газета – фундаментально важное явление в истории современных СМК, поскольку она включала в себя много различных типов информации в компактном и легко воспроизводимом формате. В одном выпуске газеты содержалось информация о последних событиях, о развлечениях и товарах для потребителя.[2;397].

Доминанта телевидения в социуме заставляет прессу (столичную и региональную) все чаще дифференцировать целевую аудиторию, искать привлекательные форматы изданий.

Группа общенациональных газетных изданий представлена общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Их универсальность проявляется в полифункциональности (то есть в реализации всех базовых функций Медиа) и в степени информационного охвата всех сфер социокультурной жизни.

Статус общенационального периодического издания зависит от ряда факторов, прежде всего - от степени распространения в географическом и социальном пространствах. На первый план тут выходят информационная и аналитическая функции. Формат качественной общенациональной прессы предполагает неангажированный социальный диалог, свободные, аргументированные высказывание его участников – с четким разделением фактов, их анализа и комментариев. Грамотное построение «новостей дня» как панорамы состояния общества требует разнообразных надежных источников информации (специализированные агентства, корреспонденты и т.д.). [9;88]

Главное преимущество локальной прессы – акцентирование положения дел именно в данном регионе, то, о чем столичная пресса или пресса мегаполисов, как правило, не пишет.

Анализ содержания как общих, так и тематических изданий дает основание сформулировать функции прессы в целом: коммуникативную, информационную, познавательную, аналитическую, просветительскую/образовательную, воспитательную, социализационную, организаторскую, развлекательную и др.

Типологию прессы можно представить в соответствии со следующей систематизацией: а) пресса «для всех и обо всем» (общественно-политические газеты, информационно-рекламная пресса, развлекательная пресса); б) пресса для широких кругов публики, но вместе с тем – для определенного социального/возрастного/гендерного слоя, и потому менее тиражная: деловая, партийная, культурно-просветительная, национальная/этническая, молодежная, детская, женская и т.д.; в) узко специализированная по социальному адресу пресса: для автомобилистов, охотников, собаководов, спортсменов, ученых (как правило, дифференцированная по различным областям знаний) и т. д. [19;14]

Рекламная пресса, рассчитанная на формирование спроса и стимулирование сбыта, также весьма престижная и доходная сфера бизнеса (рекламно-информационные издания; пресса частных бесплатных объявлений; пресса по оптовой торговле).

Особое внимание в последнее время придается прессе для детей и молодежи (часть такого рода изданий выпускается самими школьниками и студентами). Здесь важен характер аудитории, для которой она предназначена: (дошкольники (от 3 до 6 лет); младшие школьники (от 7 до 10 лет); подростки (от 11 до 15 лет); старшеклассники (от 15 до 17 лет), студенты (от 17 до 22-25 лет) и т.д. Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического и социального развития, поэтому в зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяется его содержание, структура, форма и объем.

Дошкольники тянутся к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям. Небольшие по объему издания для этой возрастной группы в доступной, яркой, игровой форме рассказывают малышам об окружающем мире, учат считать и писать. Воспринимать содержание изданий им помогают «гиды» – обычно это сказочные или комиксные персонажи. [9;92]

В разнообразных по тематике изданиях для подростков особенно заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. У ребят в этом возрасте возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы. Их начинают интересовать различные аспекты взрослой жизни: новости шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура. Эти потребности в той или иной степени удовлетворяются (в том числе и так называемой бульварной или «желтой» прессой, использующей молодежный сленг).

В прессе для молодежи в еще большей степени, чем в прессе для подростковой аудитории, главное место уделяется новостям шоу-бизнеса, видео, кино, спорта, моды, личной жизни звезд поп-музыки, кино и телевидения, спорта и т.п. Очень часто составной частью подобных изданий становятся игровые элементы, элементы соревнования на право называться самым находчивым, любознательным, образованным и т.д. (конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды и т.д.) [19;13].

Т. о., средства массовой коммуникации (СМК) – это исторически сложившийся специфический социальный институт, который путем быстрой передачи информации реализует задачу формирования и общественного мнения большой, разнородной и анонимной аудитории в соответствии с плановыми установками общественно-политической системы.

Говорить о том, что СМК (а Интернет уже прочно занял свое место в этой системе) является четвертой властью в стране, думается, не только банально, но, если честно, и не совсем корректно. В нашей стране в силу определенных объективных причин СМИ являются более могущественной властью, чем официальные государственные структуры. Если принять во внимание, что государство финансирует только 20% деятельности Всероссийской гостелерадиокомпании, а остальные средства добываются в основном с помощью рекламы, то становится понятно, почему рейтинговый фактор остается для СМК определяющим.


1.2 Механизмы влияния СМК на подростков


В рамках социальной педагогики подростковый возраст – это этап от 10-11 до 15лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростках. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводит к отклоняющемуся поведению. [13;210].

В рамках психологии подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescent). – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в 21веке. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранней юношеский возраст, подростковый возраст отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.[2;389].

Сегодня современный ребенок видит на телеэкране многочисленные "боевики" и "мыльные оперы", а также засилье рекламы. Одной из характерных черт сегодняшнего телеэкрана является доминирование на нем насилия и эротики. Для западного телевидения этот вопрос был одним из самых острых в течение последних десятилетий. Сейчас он стал крайне злободневным и в России.

Статистические данные доказывают, что дети и молодежь сегодня - самая активная часть аудитории аудиовизуальных медиатекстов. Дети начинают активно смотреть телевизор в возрасте примерно двух лет. [3;400]

Характерной чертой современной информационной среды является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлена как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей, ее порождающих, а зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности специфическим образом организованное как своеобразное орудие растление детских душ.

Специфические для культуры ассоциативные формы, традиционная символика, предрассудки, идиоматические обороты, неучтение которых придает информации СМК о преступности и проституции в других странах неожиданно резкую двусмысленность, воспринимается подростками.

В зарубежных исследованиях психоаналитического толка принято считать, что СМК выступает в обществе в роли супер отца или сверх – сознания. В свою очередь зритель, читатель занимает позицию ребенка, и его ожидания кристаллизуются в образе «хорошей информационной публикации», «идеальной рекламы», «популярной личности в журнале» и т.д.

Т.о., зрители, читатели ждут, что обществ, используя массовые средства коммуникации, будет их информировать, обучать, развивать в рамках нравственных норм и с уважением к достоинству человеку. Однако реальность информационного потока далека от этих ожиданий. Портрет дня, который создается новостными публикациями, явно перегружен трагедиями, развлекательные материалы апеллируют к самым низким вкусам и биологическим инстинктам, а реальные фото- и видеоматериалы модифицируют картину миру.

Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. Вся нация оказалось под разрушительными зарубежным влиянием «бэтменов», «бригада» и пр. Они порождают чрезмерно унифицированные стереотипы и могут становиться психотравмирующими для тех, кто этим стереотипом не соответствует. [26;562]

Низкий уровень жизни основной массы российского населения, не способного покупать лицензионную продукцию, существенно облегчает жизнь процветающему аудиовизуальному пиратству, в том числе в области несанкционированного закупкой авторских прав показа фильмов по провинциальным частным кабельным и дециметровым телеканалам, продажи и проката видеокассет, компьютерных дисков и т.д. Однако в отличие от развитых западных стран, где существуют государственные программы контроля за экранным насилием и ограждением детей, несовершеннолетней молодежи от негативного воздействия сцена насилия на экране, в России до сих пор все оставлено на самотек.

Американский исследователь Дж.Т.Хэмилтон пишет, что представители медиа индустрии часто парируют критику своих программ стандартным набором ответов, отрицающих вред насилия по ТВ: «Мы используем насилие для того, чтобы рассказать, а не продать историю. Насилие по телевидению – это всего лишь отражение насилия в обществе. Телевизионные образы не влияют на поведение людей. В последнее время насилия по телевидению стало гораздо меньше. Насилие показывается в фильмах высокого художественного качества, а в телепоказах такого типа фильмы занимают весьма скромное место». Опровергая эти тезисы, Дж.Т.Хэмилтон приводит результаты своих исследований: «Я обнаружил, что процент телесюжетов, посвященных преступлениям не соответствует размерам преступности в обычном городе. В 1984 году 51% сериалов, показываемых в прайм тайм, содержали сцены насилие. Эта цифра понизилась до 23% в 1993 году. Но насилие просто перекочевало на кабельные каналы... Что же касается «высокохудожественности», то, сделав мониторинг 5000 фильмов с насилием по телевидению и кабельным каналам, было обнаружено, что только 3% из них имели рейтинг «четыре звездочки» (самая высокая оценка критиков)». [20;72]

Радикальные сторонники вредности игр утверждают, что «игры заставляют убивать», «виноваты в убийствах», более того, они представляют собой «стимуляторы убийства» (Д. Бака, Д.Томпсон, Д. Гроссман). Американский психолог Давид Гроссман отмечает, что открыто продавая жестокие игры, «мы приучаем детей убивать, так же как армия муштрует солдат. Телевидение скоро приравняет страдание и смерть к таким удовольствиям, как любимая газированная вода, шоколадка или духи. А видео- и компьютерные игры довершат зловещее образование, научат прицеливаться и стрелять, как учатся военные, тренируясь на мишенях. Таким образом, «прицелься» – «стреляй» превратится в инстинктивное движение в стрессовой ситуации».

Менее решительно настроенные исследователи отмечают, что компьютерные игры могут «повышать уровень агрессивности подростка», «приводить к выбору агрессивных стратегий поведения» (А.Сакамото, К. Дилл, К. Матиак, Л. Ловелле, К.Андерсен, И.Бурлаков). [4;11]

Острота и актуальность первой точки зрения поддерживается рядом факторов. Во-первых, участившимися заявлениями малолетних преступников о том, что компьютерная игра вызвала у них желание преступить закон. В некоторых случаях, может быть, это действительно так. Но чаще всего подобные заявления вызваны стремлением подростка избежать ответственности, переложить ее на третьих лиц: разработчиков игр, невнимательных к нему родителей. Во-вторых, волнения в обществе вызывают многочисленные иски родителей, не желающих смириться с фактом, что их дети преступники. Эти иски подаются против компаний, разрабатывающих жестокие игры, якобы «научившие подростка как совершать преступление и толкнувшие на него». Хотя подобные иски и не удовлетворяются, тем не менее, вызывают широкий общественный резонанс. [20;71].

Т. о., конечно, в медиаиндустрии всегда есть люди, которые говорят, что Медиа-насилие безвредно, потому что ни одно исследование не доказало зависимости между ним и агрессивным поведением подростков, а юные зрители знает, что ТВ, кино и видеоигры всего лишь фантазия. К несчастью, это далеко не так. Во всяком случае во многих случаях не так. Свыше тысячи исследований в течение последних 30 лет подтверждают причинную связь между медианасилием и агрессивным поведением некоторых подростков.


Глава 2. Изучение влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних подростков


2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста


Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психике, проявлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняются общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; проявляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. [11;235].

В этом возрасте происходит временное психологическое отделение подростка от семь и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальными коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, В которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правила, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеке. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становятся более значимым мнение сверстников. изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения, что может приводить к асоциальным нарушениями сексуальной жизни подростка. [13, 230].

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. [15; 212].

Изучая процесс общения подростков с ровесниками, американский исследователь Д. Маккоби отмечал его высокую значимость для всех сторон психического развития. Он подчеркивал, что влияние сверстников на ценности и установки подростков часто сильнее, чем влияние родителей, школы, религиозных организаций или любых других социальных структур. Это связано с тем, что сверстники, переживающие сходные проблемы, помогают друг другу сохранять уверенность в себе, осознавать и принимать те изменения, которые происходят и в физическом облике, и в духовном росте.

Не менее значимым для психического развития является общение подростков со взрослыми, в частности с родителями, однако именно в этой сфере сконцентрировано большинство конфликтов. Их главная причина связана с противоречивостью позиции и внутреннего мира подростка. С одной стороны, он нуждается в любви и заботе родителей, в их совете, с другой - испытывает сильное желание быть самостоятельным, равным в правах с родителями и другими взрослыми. Поэтому для подростков характерно амбивалентное отношение к взрослым: стремление к эмансипации и, одновременно, зависимость от их мнения. Родители, в свою очередь, не всегда готовы осознать тот факт, что ребенок становится взрослым, и адекватным образом перестроить взаимоотношения с ним. Зачастую родители видят только негативные проявления подросткового возраста, не понимают проблем и переживаний детей, поэтому младшие подростки часто жалуются на то, что родители контролируют их, «как маленьких». К 14-15 годам основной причиной конфликтов становится непонимание внутреннего мира ребенка, его стремления понять свою уникальность и отстоять ее, в том числе и в общении с самыми близкими людьми. В то же время исследования показывают, что взрослый все еще остается значимым для подростка лицом. Если поделиться секретом, провести время он, действительно, хочет со сверстником, то посоветоваться в трудную минуту, рассказать о неприятностях стремится именно взрослым. Любовь и признание со стороны родителей важны для подростка не меньше, если не больше, чем для младших детей, и депривация этой потребности также ведет к серьезным отклонениям в их поведении, личностном росте.

На отношения подростков и родителей влияют несколько факторов. Это, прежде всего, стиль воспитания, принятый в семье, и особенности эмоциональных отношений членов семьи с ребенком. Как известно, стиль - авторитарный, демократический, попустительский и т.д. - определяется отвержением или, наоборот, принятием ребенка, степенью контроля за его поведением и дистанцией между детьми и взрослыми. Как и в кризисе трех лет, наиболее неблагоприятен для отношений подростка с родителями авторитарный стиль, особенно если жесткий контроль сочетается с отчуждением, недостаточно теплыми эмоциональными отношениями в семье.

Отсутствие контроля может стать причиной проблем с успеваемостью, в отношениях с учителями, особенно у тревожных, не очень уверенных и одаренных детей. В этом случае неформальные группы сверстников, иногда и компании с асоциальной направленностью, могут заместить и родителей, и педагогов. Но «уход» ребенка из семьи возможен и при самом жестком контроле, если родители совершенно не считаются с новыми переживаниями ребенка, с его новыми друзьями, фрустрируя одно из главных новообразований этого возраста - чувство взрослости, осознание себя самостоятельной и уникальной личностью. Важно помнить и об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в их реакции на чрезмерную опеку или отчуждение взрослого. Импульсивные, демонстративные дети с высокой самооценкой очень болезненно реагируют на авторитарность взрослых. В этом случае даже невнимание к подросткам может принести меньше вреда, чем чрезмерный контроль. Напротив, для ригидных, неуверенных в себе подростков наиболее неблагоприятно отсутствие контроля, в то время как гиперопека ими принимается не так болезненно, как демонстративными детьми, и не ведет к таким негативным последствиям. Естественно, что внимательное отношение, заинтересованность и создание эмоционального комфорта, доверия оптимальны для общения с детьми в любом возрасте, особенно в подростковом. Такой стиль позволит взрослому вовремя заметить происходящие с ребенком изменения, создать новую «социальную ситуацию развития», трансформировав и отношение к нему, и степень контроля за ним. Естественно также, что наличие в семье лиц с асоциальным поведением (страдающих алкоголизмом и наркоманией, акцентуированных личностей и т.д.) может стать причиной серьезных отклонений и проступков подростков. Однако исследования показали, что прямой связи между асоциальностью семьи и поведением подростка не существует.

Рассматривая значение общения со взрослыми и ровесниками в подростковом возрасте для развития ребенка, большинство исследователей отмечают, что подростки склонны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех сферах, где эти ценности и нормы достаточно устойчивы, а также в тех случаях, когда они имеют долговременные последствия, и ориентироваться на сверстников там, где речь идет о достаточно изменчивых моделях и нормах, непосредственно влияющих на повседневную жизнь. В условиях резкой смены социальной ситуации в обществе взрослые люди находятся в состоянии некоторой дезориентации, не всегда адаптированы к новым социальным нормам, установкам и ценностям, поэтому подростки не могут полностью ориентироваться на родительские стереотипы в социальной сфере. Однако и в этом случае взрослые могут и должны быть носителями общечеловеческих ценностей, культурных традиций и идеалов. [13;228].

Итак, одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в эмансипации от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Подросток стремиться к независимости, самостоятельности, в утверждении своей личностной достоинство.

Характеризуя переход от младшего школьного к подростковому возрасту, что к началу переходного возраста возникает стремление занять иную, более «взрослую», позицию, выражающуюся таким поведением, которое не всегда может реализоваться в школьной жизни, фрустрация мотивов, связанных с новым образом себя и новыми ролевыми отношениями, порождает негативные компоненты кризиса подросткового возраста: негативизм, агрессию, конфликты со взрослыми, которых можно избежать в том случае, если окружающие понимают неоднозначность позиции ребенка и признают его права.


2.2 Специфика проявления преступного поведения несовершеннолетних


В годы застоя правоохранительные органы, прежде всего милиция, убаюкивали общественность заверениями о неуклонном снижении преступности несовершеннолетних. За два последних десятилетия прошлого века молодежная преступность в стране выросла в полтора, а подростковая – почти в два раза. В 1987г. только несовершеннолетними совершено 165 тысяч преступлений, треть из них – учащимися ПТУ, 28% - школьниками, каждое пятое – работающими подростками. Только на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состояли почти полмиллиона ребят. [23;105].

Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, 1) несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. 2) К несовершеннолетним, совершившим преступления, могу быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказания, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Несовершеннолетний возраст в разделе 5 Уголовного кодекса РФ («Уголовная ответственность несовершеннолетних», ст. 87 – 96) рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено применение некоторых видов наказания, в частности – исключительной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет (ст. 88 УК РФ).

Если подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т. е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он тем не менее нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальные учебно-воспитательное учреждение.

Согласно ст. 14 Уголовного кодекса России, понятие преступления

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не предоставляющее общественной опасности. [16;31].

В рамке социальной педагогике преступление – действие, нарушающий уголовное право страны. Преступность – относительно распространенное, статистическое устойчивое социальное явление, форма отклоняющегося поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой уголовным законом. [14;222]. Поведения – образ жизни и действий. Форма взаимодействия человека с окружающей средой, опосредованная его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение проявляется в действиях и поступках, привычках, обычаях. [14;205].

Э. Эриксон отмечал, что сплоченность подростковых групп, одинаковая манера одеваться, единообразие телодвижений и мимики, так часто наблюдаемые в этих коллективах, на самом деле служат защитой против запутанной, неопределенной идентичности. Подражание друг другу в одежде, поведении дает подросткам, пока еще точно не осознающим, что они собой представляют, ощущение некоторой уверенности, стабильности и безопасности. Кроме того, своя мода, свой стиль причесок и т. п. подчеркивают дистанцию между подростками и взрослыми. По мнению Эриксона, принадлежность к группе сверстников позволяет подросткам испытывать на себе влияние разных новых идеологических систем - политических, социальных, экономических и религиозных.

Необходимо учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую входит подросток, чтобы понять, что может ей дать подросток и что группа может дать ему. Особенно важен в этом плане анализ ценностей и содержания деятельности неформальных, стихийно возникающих подростковых групп. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них наиболее ценную для себя информацию, следуя образцам, подростки формируют направленность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и асоциальным. Нестандартное, отклоняющееся от норм поведения часто называют девиантным. Девиантность, отклоняющееся поведение, которое с высокой степенью достоверности может быть диагностировано уже в этом возрасте, связано с неуспешностью детей в просоциальным формах деятельности - учебе, общении с близкими взрослыми и педагогами. Естественно, что все эти трудности появляются не в подростковый период, но значительно раньше, однако в это время они становятся устойчивыми, а не ситуативными. Те негативные черты в поведении и в личности, которые достаточно легко можно было компенсировать у младшего школьника, превращаются в черты характера подростка и с большим трудом поддаются коррекции. [13;232].

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение—один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушениям соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половазростных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения является ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм подростков; ранняя наркаматизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. [15; 216].

Таким образом, девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормой, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Основные виды девиантного поведения – это преступность и уголовного ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том что совершению преступления предшествует как правило, какая-то разновидность девиантного поведения, в форме.

Формы девиантного поведения.

Пьянство и алкоголизм;

Наркомания и токсикомания;

Агрессивное поведение;

Суицидальные поведение;

Проституция;

Психологические расстройства;

Преступность[10; 236].

В данной работе нас интересует агрессивное поведения и преступность, поэтому мы раскроем это понятие.

Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Подростковые акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместное совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящие в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить. [10; 256].

Преступность. Это очень сложное социальное явление, определяемое с помощью двух критериев: общественной опасности и наказуемости в законном порядке.

Под преступностью понимается массовое, статистически устойчивое социальное явление, одна из форм девиантного поведения, достигшего степени общественной, определяемой законодателем в уголовном законе.

Преступление – это противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенные вред. Преступления квалифицируется по нормам уголовно-процессуального права.

К причинам роста преступности среди несовершеннолетних следует отнести: бесконтрольность продажи спиртных напитков подросткам, алкоголизм и насилие в семьях, коммерциализация центров досуга, видеотек, игровых залов, что толкает подростков на совершение корыстных преступлений с целью заполучить деньги. Актуальной остается проблема занятости: каждое третье преступление совершается нигде не работающими и не учащимися подростками. Оставшись вне стен учебного заведения и трудового коллектива, несовершеннолетние быстро находят «место работы» в криминальных структурах, чаще в сфере организованной преступности. [10; 265].

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки подростков, которые складывается определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которой начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

Агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

Корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

Распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. [13;216].

Т. о., в процессе потребления информации задействуются такие своеобразные рычаги социально-психологической структуры личности, как потребности, мотивы, интересы, установки, определяющие отбор информации и отношение к ней. Социально-психологические особенности несовершеннолетнего возраста это: повышенная потребность в социальном общении; необходимость самоутверждения, усиление авторитета друзей на фоне падения авторитета родителей обуславливают повышенную внушаемость и склонность подражать кумирам в выборе одежды, стиля жизни, поведении. Проповедуемый в голливудских фильмах, практически ежедневно демонстрируемых российским телевидением, стиль жизни, основанный на власти денег, наживы, силы,- стал в короткий срок как бы общепризнанным, как бы «официальным» в среде нашего общества, особенно в молодежном его спектре.

Результатом влияния СМК является привыкание к росту преступности, формированию неоправданной терпимости по отношению к ней. Тем самым в обыденном сознании как бы снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения уголовного закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений.


2.3 Зависимость проявлений преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК


Мы знаем, что во время наблюдений агрессивной модели поведения может провоцировать жестокость и насилие. Также неблагоприятные общесоциальные и личностные факторы способствуют формированию делинквентного поведения, ведут к росту подростковой преступности. Могут ли подобное влияние оказывать СМК?

Сосредоточим свое внимание на телевидении. При этом будем иметь в виду, что печатные сообщения оказывают то же самое влияние, различие в том, что они обеспечивают наилучшую включенность и запоминание. Выбор телевидения для обсуждения связан с тем, что печатную продукцию: газеты, журналы, книги и др. – малолетние правонарушители практически не читают, следовательно, их влияние на них невелико, а вот телевизор (видео) подростки смотрят регулярно. В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в день: на каждого члена семьи приходится по 4 часа. Две из каждых трех вечерних программ сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»). К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия.

Существует гипотеза, что просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что телевидение предоставляет нам большой веер образцов насилия. Наблюдение образцов насилия по ТВ: а) ведет к усилению агрессивности; б) повышает порог чувствительности зрителей к насилию; в) формирую неадекватные взгляды на социальную реальную.

Примеров воспроизведения преступлений, показанных по телевидению, множество. В опросе 208-ми заключенных каждые 9 из 10 допускали: телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальными трюкам. А каждые 4 из 10 сказали, что пытались совершать некоторые преступления, увиденные когда-то на экране телевизора (о которых узнали из газет).

В телевизионных программах актов насилия в 4 раза больше, чем проявлений нежности, во всех других отношениях (реклама, шоу, видеоклипы и пр.) телевидение моделируют нереальный мир. Полицейский в кино палят из оружия почти в каждом эпизоде.

Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут выключить телевизор, но не могут «выключить» влияние ТВ. Педагогический аспект ситуации заключается не в обсуждении того «как это плохо», а в том, как обучить, «вакцинировать» подростка противостоять этому. [25;119]

Можно проанализировать влияние СМК на подростков, опираясь на реальные случаи, опубликованные в различных изданиях.

Федоров А.В. в одной из своих работе написал: « Одна газета как-то рассказала страшную, но, к сожалению, реальную историю. «Изучив» роман «Молодая гвардия», 17-летние парни и девчонки стали разыгрывать кровавые спектакли: «гестаповцы» садистски пытали «подпольщиков».

15-летний Коля ходил к приятелю видео смотреть. Домой после просмотров возвращаться не хотелось. А энергии было хоть отбавляй. Сначала, дурачились, отрабатывая увиденные на экране удары друг на друге. Потом захотелось попытать счастья по-настоящему. Шумной ватагой остановили в парке пожилого мужчину, сбили с ног, вывернули карманы. На найденные там деньги купили выпивку…

После просмотра очередной видеоленты о похождениях сексуального маньяка и садиста Коля сказал дружкам: «А что, если и нам так?». Сказано – сделано. Узнав, что их одноклассница осталась на воскресенье в квартире одна, «приняли для храбрости», курнули травки, зашли к ней «на огонек»… На следующий день родители нашли дочь мертвой. Она была изнасилована, а затем зверски убита столовым ножом. И хотя, используя уроки видеофильма, Коля и его «пацаны» попытались скрыть свои следы, угрозыск на сей раз сработал четко: вся компания оказалась на скамье подсудимых… Коля пустил слезу… Он еще раз подтвердил свои предварительные показания: убийство совершено под впечатлением видео…»[18;40]

Федоров А.В. в одной из своих работе писал историю из своего детства. «Тогда на экраны страны вышел пародийно-фантастический боевик «Фантомас». Фильм стал сенсацией сезона. Переполненные кинозалы, километровые очереди за билетами… На переменах мои одноклассники только о нем и говорили. Вскоре кто-то додумался густо рисовать на ладони мелом латинскую букву F и смачно припечатывать ее на спинах (или чуть ниже) своих приятелей. А через месяц-другой после премьеры «Фантомаса» в городе, где я тогда жил, в ларьках, обчищенных ночью юными хулиганами, стали находить записки с одной и той же незамысловатой фразой: «Это сделал Фантомас»… Реакция властей была вполне оперативной: пресловутый «Фантомас» был повсеместно снят с городских экранов.

Увы, ларьки грабили задолго до выхода «Фантомаса». Правда, записок не оставляли. Не уменьшилось число краж и после «кинорепрессивных мер». И отсутствие на месте преступления злополучной записки нисколько не облегчило работу следствия».

И ведь на самом деле малолетние преступники всегда были, но зато у них не было таких «героев» которые существуют сейчас. По каналу НТВ шла передача о подростковых преступников и рассказали одну историю подростки 13-14 лет которые просмотрели телесериал «Бригада», только в отличие от главных героев у них все закончилось арестом.

Проблема жестоких игр актуальна для России. Если за рубежом к решению этой проблемы привлекаются значительные силы, то в нашей стране ситуация иная. Масштабы научной деятельности, направленной на изучение игрового насилия, в России и Западе несоизмеримы. Надо признать, что в России на данный момент она практически не ведется. Ограничиваются лишь заявлениями. Так, заместитель генерального прокурора России С. Фридинский заявил о необходимости обратить внимание на жестокие игры, поскольку «материалы ряда уголовных дел, способы и обстоятельства совершения преступлений подростками часто свидетельствуют о том, что взяты они из фильмов, компьютерных игр и других произведений». В недавнем послании патриарх Алексий II обратил внимание на то, что компьютерные игры «с малых лет приучают к убийству»[4;20]

Сначала подросток играет в жестокие игры, «убивая» объект неприязни в виртуальном мире. Потом совершает убийство по-настоящему. Для реального убийства ему необходимо преодолеть психологический барьер. В это ему помогают жестокие игры. Они ориентируют сознание на допустимость такого поведения, пусть даже виртуального. Игра сама может стать формой поведения на время «заменяющего» реальную агрессию.

Один из примеров 15-летнего В.Федорова, убившего свою мать и сестру. Отмечено, что подросток много времени проводил за компьютером, играя в 3D Action. После очередной ссоры с матерью «парень схватил кухонный нож… и несколько раз ударил мать. Женщина упала на пол, стала кричать — просила сына опомниться. Но тот уже не мог остановиться. От злости он ударил ножом в стену с такой силой, что нож сломался. Тогда… взял молоток, тоже лежавший наготове, и ударил им мать по голове. На крики прибежала из своей комнаты Вика. Вася взял другой нож — и резанул им сестру».

Следствие установило вину мальчика, но, интересно, что в ходе обыска был обнаружен его дневник с записью: «Сегодня придет отец. Я вижу его раз в полгода. Когда он придет, я украду у него деньги. Как я зол! Сейчас пойду убивать семью на компьютере». То есть, не исключено, что в моменты гнева ребенок переносил образы своих родителей на компьютерных врагов. И таким образом мстил им за свои обиды. Со временем, под воздействием многих обстоятельств, в том числе и видеоигр, он совершил жестокое убийство. [4;28]

Патологическая потребность в играх может приводить и убийству. Как раз о таком случае писала «Российская газета». В Воронеже 15-летний учащийся вечерней школы убил 11-летнего мальчика. «На преступление учащийся пошел из-за того, что ему захотелось поиграть в компьютерные игры. Потратив украденные у старшего брата 50 рублей, он задался целью бы вернуть деньги. Пришел в голову единственный способ – «потрясти малолеток». Встретив троих ребят явно младше себя, парень смог поживиться только пятью рублями. Потом двоих он отпустил, а третьего мальчика повел на крышу многоэтажного дома, где избил его до смерти, затащил труп в будку, которая была на крыше, а сам ушел домой». [4;54]

«GTA» была одной из самых любимых игр братьев Джошуа и Уильяма Банкеров. После того, как игра была пройдена, 13-ти и 16-летний подростки решили попробовать пострелять по колесам автомобилей, также как делали это на экране. Они заняли удобную позицию на холме, засели там и принялись расстреливать из винтовки проезжавшие трейлеры и автомобили. Братья успели сделать 25 выстрелов и в результате одного из них погиб гражданин Канады Аарон Хэмел и ранена женщина. Когда преступников задержали, они сказали, что не хотели никого убивать, «а хотели всего лишь остановить какой-нибудь автомобиль, как того требовали правила "Grand Theft Auto"». «По данным сайта Reuters, "...прокурор Эл Шмутцер (Al Schmutzer) сообщил судье Бену Стренду (Ben Strand) о заявлении подростков, сделанном ими в полиции о том, что они решили поступить так же, как делали в игре, стреляя в проезжающие мимо грузовики». Братья Банкер не имели криминального опыта, до этого происшествия ничего противозаконного не совершали.

Учитывая последнее обстоятельство, суд признал их виновными в непредумышленном убийстве, нападении при отягчающих обстоятельствах и создании угрозы для жизни людей. В качестве наказания подросткам был установлен полицейский надзор до достижения совершеннолетия. [4;47]

В мае 2004 г. Верховный суд республики Татарстан вынес приговор трем подсудимым. Каждый получил наказание в виде 10 лет лишения свободы. На момент приговора только один Ильнур Сабитов достиг совершеннолетия. Его сообщникам было по 16 лет.

Они обвинялись в убийстве доцента кафедры теории относительности КГУ Сергея Гаврилова и нанесении и травмировали еще одного человека. С. Гаврилова, возвращавшегося из магазина, подростки забили до смерти ногами и молотком. На суде присяжным заседателям были продемонстрированы фотографии, приложенные к протоколу осмотра места происшествия. Снимки вызвали шок. «Продавщица из мини-маркета рассказала суду, что Гаврилов купил у нее хлеб и молочные продукты, а через полчаса приполз в магазин окровавленный, говорить он уже не мог». Одной жертвы, очевидно, не было достаточно. «Первая кровь только распалила убийц. Троица вернулась в квартиру лишь для того, чтобы переодеться: одежда была забрызгана кровью. Правда, у самого старшего из них, 18-летнего Ильнура Сабитова, нервы не выдержали, и он отказался продолжать жестокую игру. А его шестнадцатилетние приятели, захватив еще один молоток, вернулись на улицу - искать новую жертву. Ею стал водитель автобуса, возвращавшийся после смены, домой. Парни напали на него сзади и стали бить молотками по голове… Мужчина три дня не приходил в сознание, потом перенес несколько …операций, частично потерял зрение и стал инвалидом». После задержания выяснились, что молодые люди были членами одной местной группировки. Они часто собирались у одного из них дома поиграть на компьютере. «Отдавали предпочтение тем "игрушкам", где были реки крови и груды трупов… Вот и в тот день они засели за компьютер с четырех часов, подогревая себя крепким пивом…. Каждый [выпил] по полуторалитровому баллону. А когда пошли прогуляться, почему-то захватили с собой молоток» [4;52].

Запрещать игры, похоже, тоже не имеет смысла. Зачастую это неэффективно, а иногда и вредно. Д. Петерсон, профессор психологии из Торонто, считает, что запрет на несущие в себе насилие игры, только увеличит их спрос, «запрет еще больше раззадоривает подростка, и последствия могут оказаться более тяжкими».

Безусловно, игры необходимы, и даже с элементами насилия, но не нужны игры для насилия, единственным смыслом которых является агрессия и уничтожение. А такая тенденция сейчас наблюдается. Не нужно запутанных исследований и теоретических выкладок для того, чтобы понять простую вещь. Жестокие игры – это симптом дегуманизации общества, который рано или поздно «скажет свое слово».

Итак, негативное воздействие медиатекстов, содержащих сцены насилия, на российскую молодежь в условиях практического отсутствия официального контроля и педагогических рекомендаций отмечается повсеместно. Общий контекст здесь таков: после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов двадцатого века, на кино/теле/видеоэкранах страны стали демонстрироваться (практически без возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных медиатекстов, содержащих сцены насилия. Только за пять лет (1993-1998) было снято около 300 российских фильмов, «в которых набралось более 4000 сцен насилия и убийств».

Подросток помимо агрессии, страха, откровенного антиэстетизма получает ложную и очень опасную информацию об устройстве мира. В его подсознании прочно усваивается идея об отсутствии миропорядка как такого, об отсутствии в мире добра. В результате дети, не обученные тому, как вести себя в этом мире, теряют всякую способность проявления доброты.

Многие зарубежные и отечественные психиатры считают, что проявление таких агрессивных подростковых течений, напрямую связанно не только с неблагополучием в семьях, но и с массированным воздействием на подростков агрессивное патологической информации, получаемой через телевидение, компьютеры и прочее. [1;30].


Заключение


В современной России значительное место занимает подростковая преступность. Подростковый период является очень сложным и ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Почти во всех странах мира существует проблема воздействия СМК на развитие личности подростка.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. Цель нашей работы проанализировать зависимость проявления преступного поведения подростков в процессе их взаимодействия с СМК.

Изучив теоретические аспекты изучения СМК, мы выявили, что СМК используют почти все каналы восприятия, они играют огромную роль в жизни человека, в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления и других областях социальной сферы. Сегодня СМК один из основных факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений - не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.

Раскрывая, понятие СМК как социальный институт мы выявили, что СМК является «четвертой властью» в нашей стране. В России в силу определенных объективных причин СМК являются более могущественной властью, чем официальные государственные структуры. СМК – это один из массовых современных процессов производства и распространения информации (через печать, радио, кино, телевидение, звукозапись). Используется правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политич., экономич. и организационного воздействия на оценки, мнения и поведения людей.

Выявляя механизмы влияния СМК на подростков, мы обнаружили, что некоторые ученые придерживаются мнения, что ни одно исследование не доказало зависимости между СМК и агрессивным поведением подростков, а юные зрители знает, что ТВ, кино и видеоигры всего лишь фантазия. Ребенок, провидящий долгое время в виртуальном мире, сталкивается с реальными миром, неизбежно входит с ним в конфликт. Этот мир не соответствует той модели, которая уже вложена в его подсознание.

Определяя психолого-педагогические особенности подросткового возраста, выявлено, что подростковый возраст - один из немногих периодов в онтогенезе, в течение которого внутренняя сущность личности, ее индивидуальные качества рефлексируются человеком. Одним из новообразований этого периода является чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства. Общение иметь большое влияние не только на процесс социализации, но и на формирование личности подростков.

Для подросткового возраста актуальной проблемой являются разного рода девиации. Для них большое место занимает общение. Подростки объединяются на группы. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них наиболее ценную для себя информацию, следуя образцам, подростки формируют направленность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и асоциальным. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормой, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Результатом влияния СМК является привыкание к росту преступности, формированию неоправданной терпимости по отношению к ней. Тем самым в обыденном сознании как бы снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения уголовного закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений

Определение зависимости проявления преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК. Были сделаны многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых, которые определяли прямое взаимодействие СМК на подростков. В ходе нашей работы мы предлагаем ввести строгие законодательные и административные меры, ограничивающие показ сцен насилия на российских экранах, пропагандирующие идею повсеместного введения возрастных рейтингов по отношению к любим аудиовизуальным текстам и системы контроля за соблюдениям этих законов и правил. Американский психолог Дэвид Грассман одним из первых в Америке доказал, что агрессивные фильмы и игры заражают агрессией. Жестокость и аномальные действия на экране провоцируют жестокость и аномальные действия в жизни. Это заявления подтвердили многочисленные эксперименты зарубежные и отечественные исследователи [1;28].

Данная тема требует дальнейшей разработки и на основе нашей работы она недостаточно.


Библиографический список


1.                Абраменкова В., Багатырева А. Дети и телевизионный экран //Воспитание школника, 2006, №5

2.                Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм _ ЕВРОЗНАК, 2008. – 672с.

3.                Гидденс Энтони Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е полностью перераб. И доп. М.: Едиториал УРСС, 2009. – 632с.

4.                Жмуров Д.В. Компьютерные игры и подростковая агрессия: [Электронный ресурс]: http://www.frip.ru/new rip/dbase/211.doc

5.                Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288с.

6.                Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. – М.: 2007. – 512с.

7.                Кравченко А.И. Основы социологи: Учеб. пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – 2-е изд., исп. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический Проект, 2009. – 432с.

8.                Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2009. – 6-е изд. – 508с.

9.                Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М.: Академический Проект, 2009. – 446с.

10.           Куницына В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 544с.

11.           Мустаева Ф.А Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2007 – 528с.

12.           Основы социальной работы. / Отв. Ред. П.Д. Павленко. _ 2-е изд., испр. и доп. _ М.: ИНФРА – М. 2007. – 395с.

13.           Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. И пед. Учеб. завидений /Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковскогй. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 352с.

14.           Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 368с.

15.           Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 416с.

16.           Уголовный кодекс российской федерации. – М., «Издательства Элит», 2010г. – 160с.

17.           Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. – М., 2009. – 442с. (монография)

18.           Федоров А.В. Медиаобразования: История, теория и методика. –остов: ЦВВР, 2008. - 708с. (Монография)

19.           Федоров А.В., Новикова А.А., Челышева И.В., Каруна И.А. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2009.- 188с.

20.           Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2009. – 418c.(Монография)

21.           Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2009. – 640с.

22.           Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния

23.           насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних: Автореферат… кандидата юридических наук.

24.           Чудинова В.П. Книжная культура для детей на радио и телевидении: [Электронный ресурс]: http://www.rgdb.ru/public/issledly_read_6.asp.

25.           Шариков А.В. 12 «зол» телевидения и задачи медиаобразования// Медиаобазование, 2009, №6

26.           Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2009. – 336с.

27.           Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 768с



мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена