Молодежь на рынке труда
Московский Государственный Университет
Имени М.В.Ломоносова.
Механико-математический факультет.
Реферат
По социологии.
На тему: «Молодежь на рынке труда».
Группа 204,
Axx***_Axx***.
Москва 2001.
Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.
Весомый вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи был внесен работами таких известных российских социологов как В.А. Ядов, В.Г. Лисовский, М.Х. Титма, С.И. Григорьев, В.Г. Немировский и многих других. Специалисты указывают на то, что современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложные условия. Так, если раньше система распределения выпускников учебных заведений гарантировала им занятость по специальности, то теперь распределение проводится в резко ограниченном масштабе, ставя молодых специалистов в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющими опыт работы.
Социологические исследования фиксируют изменения, происходящие в ценностных трудовых ориентациях российской молодежи, связывая их с ухудшением материального благополучия народа и резким на этом фоне обогащением отдельных групп населения.
Так, большинство опрашиваемых в 60е - 80е гг. молодых людей и девушек не мыслили своей жизни без профессиональной деятельности. Опросы 1993-1995 гг. показывают, что 15-20 процентов молодых респондентов не стали бы работать вообще, если бы были материально обеспечены. Около 40-50 процентов молодых людей связывают мотивацию трудовой активности с деньгами и стремлением заработать их любыми способами, в том числе и противоправными.
Следствием падения социальной ценности труда для значительной части молодых людей стал социальный пессимизм, то есть неверие в то, что они когда-нибудь смогут иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда.
Авторы работы полагают, что успешность перехода России к рыночным отношениям во многом определяются сложившимся образом рынка, ценностью труда, установками на профессиональную деятельность российской молодежи.
Мы решили рассмотреть динамику и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций молодежи Алтая на примере двух возрастных групп: учащихся 11-х классов и студентов старших курсов вузов города, которые и явились объектом нашего исследования. Основным методом сбора информации являлся анкетный опрос.
В ходе исследования было опрошено 300 респондентов 150 школьников и 150 студентов. В результате были получены следующие данные.
Из общего числа опрошенных профессионально определились 58 процентов школьников, 41 находятся в процессе профессионального самоопределения и лишь 1 процент выпускников 11-х классов пока не задумывались об этом. 55 процентов школьников оценило престиж выбранной профессии как очень высокий, 38 как относительно высокий и лишь незначительное число школьников выбрало будущую профессию, не пользующуюся престижем в обществе.
Самой популярной профессией среди учащихся 11-х классов является профессия юриста. Это также свидетельствует об ориентации респондентов на социально престижные виды деятельности.
Тот факт, что значительная часть студентов оценило избранную профессиональную деятельность как средне престижную, свидетельствуют о том, что ожидания школьников далеко не всегда оправдываются.
Основными критериями, которыми руководствуется молодое поколение при выборе профессии, являются высокая оплата труда и интерес к данному виду деятельности. Причем, для школьников материальный фактор более значим по сравнению со студентами.
Что касается роли родителей в профессиональном выборе их детей, то для 1/3 части учащихся школ совет родителей оказал решающее значение, среди студентов данный показатель ниже в 2 раза.
То обстоятельство, что профессия родителей абсолютно не повлияла на профессиональный выбор их детей (66 процентов в обеих возрастных группа), в очередной раз свидетельствует об ориентации молодежи на социально престижные виды деятельности, которые, естественно, значительно отличаются от популярных профессий во времена молодости их родителей.
При анализе вопроса о том, с кем обсуждался выбор профессии, выяснилось, что референтную группу для молодежи в этом вопросе составляют: родители и друзья.
На вопрос "Может что-либо помешать реализовать Ваш профессиональный выбор?". 38 процентов студентов и школьников ответили утвердительно, 27 отрицательно, остальные затруднились ответить. При этом 68 процентов школьников видят опасность в неудачной сдаче экзаменов, а студенты в отсутствии рабочих мест и низкой оплате труда.
Также отмечена зависимость ответа на данный вопрос от материального положения респондента: среди тех, чье материальное положение лучше, чем у большинства, самый высокий показатель уверенных в отсутствие чего-либо, способного помешать реализовать профессиональный выбор. Причем, следует заметить, что процент твердо уверенных в том, что выбор профессии должен быть выбором на всю жизнь, выше среди учащихся школ. Это свидетельствует, на наш взгляд, о некоторой идеализации представлений о будущей профессиональной деятельности, которая со временем изменяется. Что касается планов на будущее, то 90 процентов школьников планируют продолжить образование в вузе, причем для большинства учащихся школ высшее образование является возможностью получить престижную и высоко оплачиваемую работу, в то время как большинство студентов главную функцию обучения в вузе видят в повышении уровня своего образования. Так, 66 процентов студентов считают, что в вузе не дают в достаточной степени знаний и навыков, необходимых в будущей работе. Может быть с этим связано и то, что каждый четвертый из опрошенных скорей всего не повторил бы свой выбор места учебы.
Различия между студентами и учащимися школ явно прослеживаются и при ответе на вопрос: "Какого образования достаточно, чтобы иметь хорошую работу?". Так, 72 процента школьников считают, что высшего, и 22 несколько высших, среди студентов только 45 и 19 придерживаются таких точек зрения, при этом 31 процент студентов считают, что образование не играет никакой роли. Что касается будущих планов студентов, то после окончания вуза 66 процентов планируют работать по специальности, при этом для каждого третьего реальна перспектива остаться безработным. При этом вероятность остаться без работы обратно пропорциональна степени престижности выбранной профессии и от уровня материального достатка студентов.
Для выяснения ценности труда для современной молодежи использовался ряд вопросов. Были получены следующие данные. Чуть больше половины респондентов считают работу неотъемлемой частью жизни человека, так как ее отсутствие, по их мнению, приводит к деградации личности. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что почти половина учащихся школы уверена в том, что работать не обязательно, если есть возможность безбедно жить, в то время среди студентов этот показатель в три раза ниже. У 54 процентов школьников вопрос: "Стоит ли в наше время честно трудиться?" вызвал затруднение. Лишь 1/5 учащихся школ уверены в необходимости честного труда, в то время как в группе студентов данной точки зрения придерживается 44 процента.
Для большинства школьников работа является способом обеспечить себя и возможностью достичь более высокого социального статуса. У студентов несколько иная картина: работа это способ обеспечить себя и возможность реализовать творческий потенциал, умение и профессиональные навыки. Причем 34 процента студентов не только учатся, но и работают, среди школьников же только 10, что вполне естественно и закономерно. При этом число школьников, не желающих работать в свободное от учебы время в два раза больше по сравнению со студентами. Это объясняется тем, на наш взгляд и тем, что у школьников пока нет острой необходимости обеспечивать себя, поскольку они находятся на иждивении родителей.
Для изучения нравственных установок на труд использовался такой вопрос как: "Допускаете ли Вы для своих сверстников участие в таких видах деятельности, как рэкет, шантаж, воровство и т.п.?". Каждый третий школьник не смог определенно ответить на поставленный вопрос, либо сознательно ушел от ответа. Один из трех допускает подобные поступки сверстников (а в определенной степени и свои), треть относится к ним отрицательно. Аналогичная картина сложилась и в группе студентов. Нас интересовало и то, насколько привлекательны для молодежи следующие формы деятельности: уличная торговля, мойка машин, перепродажа вещей и проституция. Все респонденты резко только к проституции отрицательно относятся, к остальным же видам деятельности отношение выражается такого рода суждением: "Не осуждаю других, но сам не буду работать". Если сравнить показатели оценки выше перечисленных форм деятельности, как нормального способа зарабатывать деньги, то уличная торговля имеет более высокие показатели по сравнению с остальными.
Общий анализ системы ценностей респондентов показал, что в группе школьников значимость трудовой деятельности несколько ниже, чем в группе студентов, что объясняется возрастными различиями. Хотелось бы отметить, что среди людей, достойных большого авторитета и уважения окружающих, большинством называются хорошие специалисты, профессионалы в своем деле. Хотя далее следуют те, кто может все достать и решить любые жизненные проблемы. Это объясняется, на наш взгляд, следствием перехода страны к рыночным отношениям.
Таким образом, на основе полученных данных авторами работы были сделаны следующие выводы:
1. При выборе профессии современная молодежь ориентируется на такие виды деятельности, которые престижны в обществе в данный момент.
2. Профессиональная деятельность для молодежи продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей.
3. Для большинства респондентов трудовая деятельность является способом достижения материального благополучия.
4. Получение высшего образования для большинства молодежи является важным аспектом в достижении жизненных целей.
5. Динамика ценностных трудовых ориентаций молодежи формируется под влиянием таких факторов, как возраст и уровень образования респондентов, их социальное и материальное положение, условия жизнедеятельности.
Диаграммы.
№1. Какие профессии считают в настоящее время наиболее престижными молодое и старшее поколения, %
№2. Какие профессии считают наиболее прибыльными молодое и старшее поколения, %
№ 3. Требования к работе, которая могла бы устроить представителей молодежи и старшего поколения, %
Феномен работающего студента в современной России очень распространен, однако студенческая занятость сейчас существенно иная, чем в советские времена. Рассмотрим кратко эти отличия.
Масштаб занятости. В настоящее время подрабатывают 77% студентов технических факультетов, 72% — экономических, 83% — гуманитарных. На I курсе работают 40% студентов, на II — 54%, на III — 81%, на IV — 74%, на V — 77%, две трети из них работают постоянно.
Вынужденностъ занятости. Если в прежние времена для подавляющего большинства студентов вузов постоянная оплачиваемая работа не была жизненной необходимостью, то сейчас она стала таковой, так как покупательная способность стипендии за последние 8 лет упала более чем в 4 раза.
Цели занятости. Для студента-старшекурсника 70—80-х гг. основными целями работы были дополнительный (именно дополнительный, а не насущно необходимый) приработок, отработка обязательной практики, приближение к объекту исследования и забота о будущем месте постоянной работы. У их сегодняшнего сверстника структура целей существенно иная. Вот как она выглядит, по мнению В. И. Гречикова.
На первом месте (с большим отрывом от других целей) — необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования. На втором — забота о послевузовском трудоустройстве, желание поработать, чтобы получить опыт в определенной области с намерением и дальше там работать, чтобы было, что написать в «резюме» и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой работы, познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ и выбрать подходящую. Далее следуют стремление не отстать от друзей; желание чем-то занять свое время и голову, недогруженность в процессе учебы; стремление заняться чем-то новым; потребность полнее ощутить связь приложенных усилий с результатом, что далеко не всегда удается в вузе.
Обязательная практика на предприятиях во многих вузах технического и экономического профиля теперь не требуется и заменяется практикой и НИИ или там, где удастся договориться. Трудоустройство с целью выполнения курсовых и дипломных работ почти не встречается, скорее, наоборот — тематика этих работ выбирается так, чтобы студенту легче было ее выполнить.
Сферы занятости. Сократилась занятость студентов в науке и научно-исследовательских секторах вузов, в промышленности. Но зато в десятки раз больше студентов, по сравнению с советскими временами, работают в торговле, в ресторанах быстрого питания, заняты маркетинговой деятельностью и услугами, особенно рекламными, компьютерными и финансовыми.
Связь профиля работы с вузовской специальностью. Наши данные обнаруживают все больший разрыв между характером регулярной занятости студентов гуманитарных, технических, а тем более естественнонаучных и физических факультетов вузов и той специальностью, которую они получат в процессе обучения. В то же время экономическое, менеджментное, социологическое и психологическое образование находит все больший спрос и позволяет гораздо большей части студентов находить работу по специальности.
Интенсивность работы и возможность совмещать ее с учебой. По мнению сотрудников рекрутерских агентств, лишь 1—2% студентов работают полный рабочий день, остальные — либо несколько дней в неделю, либо часть дня, либо имеют свободный график. Но эти цифры не отражают реальности, поскольку рекрутерские фирмы в основном занимаются набором персонала с высшим образованием, и туда обращается лишь незначительная часть студентов.
Опросы экспертов показали, что общая трудовая нагрузка у более-менее регулярно работающего студента растет, а возможность получить свободный график работы для совмещения ее с регулярной учебой — уменьшается. В результате работающие студенты постоянно пропускают учебные занятия.
«...Главное, что изменилось в студенческой занятости, — эпизодическая работа во внеучебное время сменилась систематической работой вне зависимости от профиля учебы и расписания занятий».
«...Студентов, которые заняты на постоянной работе, легко отличить: они появляются на первых двух лекциях, а потом — только на экзамене».
Особенности
трудоустройства. В прежние времена
трудоустройство студентов-старшекурсников осуществлялось на основе многолетних
связей между вузами и профильными для них предприятиями и организациями. Теперь
во многих случаях эти связи разорваны; акционировавшиеся или перешедшие в
частные руки предприятия сокращают работников и не берут студентов; научные организации не могут обеспечить достойный
заработок своим постоянным сотрудникам и могут привлекать на работу
лишь единичных студентов, государственные бюро занятости либо не занимаются
студентами совсем, либо работают с ними в
последнюю очередь, те фирмы и предприятия, где можно неплохо заработать,
набирают работников либо по рекомендациям,
либо на конкурсной основе.
В последние годы создаются фирмы и организации, занимающиеся трудоустройством студентов и выпускников вузов, сбором и распространением среди них информации возможных местах и предлагаемых условиях работы. Проводятся «дни карьеры» и другие формы контактов между студентами и работодателями. Тем не менее, современное трудоустройство студентов следует охарактеризовать как преимущественно индивидуальное, слабо регулируемое и свободное.
Развитие студенческой занятости. Прежде всего, отметим те значительные изменения в российском обществе за последнее десятилетие, которые оказали наибольшее влияние на состояние высшего образования и рынка труда.
Масштабность и глубина структурной перестройки в экономике, в том числе и на рынке труда: принципиальная и быстрая смена секторов и отраслей, выступающих в роли основных потребителей труда, столь же быстрые и глубокие изменения в спросе на отдельные профессии, иные требования к квалификации, которая действительно, а не формально требуется от претендентов на те или иные рабочие места.
Быстрые изменения всех аспектов экономической практики: продукции, потребителей, технологий, схем работы, правил, требований, законодательных и нормативных документов, связей и т. д. В результате высшая школа не успевает давать своим выпускникам профиль и уровень профессиональной подготовки, соответствующие меняющимся требованиям и росту разнообразия экономической жизни.
Следствием стала поляризация возрастной структуры работников по секторам экономики, видам бизнеса, типам и срокам образования предприятия. На большинстве предприятий, возникших за последние 3—5 лет, персонал очень молодой и нет систематической передачи профессиональных навыков и приемов работы от старших поколений к молодежи. Молодые люди вынуждены теперь учиться на собственном опыте.
Резкое сокращение государственного распределения выпускников вузов по местам работы. Многие наши собеседники рассматривали этот факт как недостаток современной политики государства. Тем не менее, это вполне закономерное явление, поскольку государство теперь — не единственный и даже не основной работодатель, и у него нет возможностей трудоустроить всех выпускников вузов. Другие работодатели не обязаны брать на работу только на основании направления от государственных органов, не имеющих над ними административной власти. Поэтому студентам нужно самим заботиться о своем послевузовском трудоустройстве.
Изменение требований со стороны тех работодателей, которые принимают выпускников вузов и предоставляют им хорошие, по современным меркам, условия. Уже отмечалось, что многие из них предпочитают набирать людей с высшим образованием, причем выпускников престижных вузов, и предъявляют больше требований к личностным качествам и практическому опыту работы в бизнесе, не очень обращая внимание на специальность, полученную в вузе.
Рост требований работодателей к практическому опыту выпускников наталкивается на уменьшение возможностей для студентов получить этот опыт во время обязательных практик.
Резкое ухудшение экономического положения вузов приводит к следующему: а) вводятся различные элементы платности обучения (число этих элементов и совокупная их цена быстро растут), б) нет возможностей привлекать для преподавания успешных практиков, в) в учебном процессе используются устаревшие программы и методы обучения, г) острее проявляются скудость фондов библиотек и бедность технического оснащения учебного процесса, ухудшаются условия проживания студентов в общежитиях и санитарно-бытовое состояние учебных зданий, быстро сокращаются все виды необязательной для обучения деятельности и т. п.
Возросшие контакты с молодежью из развитых стран, быстрое распространение гораздо более высоких, чем раньше, стандартов жизни приводят к быстрому росту жизненных потребностей студентов при гораздо меньших возможностях их удовлетворения за счет таких традиционных источников, как стипендия или помощь родителей.
И, наконец, высокий темп инфляции вызывает у большинства студентов острый недостаток средств на самое необходимое — питание, одежду, приобретение литературы, оплату платных элементов учебного процесса и на посещение даже самых недорогих мест проведения досуга и отдыха.
Преимущества и недостатки студентов, вовлеченных в бизнес. Относительными преимуществами работающих студентов можно считать то, что они:
— более склонны к новшествам и переменам (новые задачи и виды деятельности, изменения технологии, методов и организации работы);
— обладают большим потенциалом и ориентированы на развитие, рост, карьеру;
— более энергичны и активны; у них часто возникают новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать;
— готовы выполнять не престижную, физически тяжелую, разовую работу;
— готовы начать работу с нуля и развить, например, новое направление;
— согласны работать в режиме ненормированного рабочего дня;
— обладают заметно более высоким уровнем культуры;
— проявляют тягу к новым знаниям и постоянно подпитываются в вузе свежими идеями и новыми данными;
— видят связь между получением знаний и результатом работы, а потому обладают хорошей мотивацией к обучению и быстрее овладевают новыми приемами работы и профессиональными навыками;
— обеспечены жильем (дом или общежитие) и какими-то деньгами (стипендия), что позволяет им в трудных случаях как-то перебиться, а фирме — не заботиться о жилье;
— соглашаются на более низкую оплату, которую им можно установить под предлогом их промежуточного статуса («...Ты же пока еще учишься!»).
Ценно то, что:
— студент — «чистый лист», и его часто легче научить профессии и особенностям работы в данной фирме, чем переучивать готового специалиста;
— работающие студенты — хорошие трансляторы рекламы, услуг и вакансий;
— взяв студента с выпускного курса, фирма вскоре получит готового специалиста без затрат на его обучение;
— развитие студенческой занятости — путь к развитию культурной бизнес-среды и формированию развитых эталонов работника.
Недостатки работающих студентов:
— часто переоценивают свои знания, умения и возможности;
— становясь постоянными работниками, чаще претендуют на более высокую зарплату;
— нередко проявляют слабую профессиональную ориентацию (если образование студента не совпадает с профилем работы, у него выполняемая сегодня работа конкурирует с возможностью найти работу по специальности);
— проявляют легкомысленное отношение к работе;
— обладают нереалистическими представлениями о содержании, методах работы и отношениях в рамках формальных организаций;
— проявляют слабые навыки менеджмента;
— требуют к себе большего внимания и постоянной оценки их работы, что нередко вызывает недовольство других работников и усиливает напряженность в коллективе;
— хуже работают в периоды сессий;
— менее предсказуемы в своем развитии и поведении; в частности, у них повышенная мобильность, а потому усилия, затраченные на их обучение, могут оказаться потраченными зря. В поисках нового места работы они вполне могут перейти к конкурентам и применить там опыт, полученный в данной фирме;
— в момент окончания вуза оказываются в кризисной ситуации: у многих возникает проблема жилья, у мужчин — проблема службы в армии, резко меняется образ жизни и контактная среда.
Среди студентов, обращающихся в рекрутерские фирмы поводу постоянного трудоустройства, выделяются два типа. Первые ориентированы на постепенную карьеру, они готовы начать с малого (низкая должностная позиция, невысокий заработок — в 800—1500 руб., неудобный режим работы и т. п.) и постепенно вырасти до менеджерского уровня. Вторые — обладают повышенными амбициями, не имея опыта работы, они сразу хотят, например, стать региональными менеджерами или руководителями отдела и зарабатывать не меньше 2000—3000 руб.
Большинство опрошенных специалистов рекрутерских агентств, по данным В.И. Гречикова, отметили разницу между иногородними и городскими студентами. Одни считают, что более интересны для работодателей городские студенты, они получили лучшее базовое образование в средней школе, у них шире кругозор и выше общий уровень развития. Другие же отмечают, что интереснее иногородние студенты, так как им больше приходится работать в студенческие годы, они лучше знают жизнь и обладают большей целеустремленностью, поскольку привыкли всего достигать самостоятельно. Если обобщить оценки экспертов, получится следующий список основных требований, которые руководители преуспевающих новосибирских фирм предъявляют к студентам и выпускникам вузов при приеме их на постоянную работу. Это высшее образование, престижный вуз, «хороший» диплом, практический опыт работы в соответствующей области деятельности, знание и умение применять математические методы анализа и обработки информации, умение работать в Интернете, знание иностранного языка (в пределах необходимого), желание работать.
Если студент был занят на регулярной работе во время учебы в вузе, из него через сравнительно короткое время получается работник, обладающий заметными преимуществами по сравнению как с не работавшим выпускником вуза, так и с теми, кто не получил полноценного высшего образования. От первого его отличают большая активность, а также потребность и умение подкреплять теоретические знания и положения практическими примерами и опытом. От второго — стремление и навык к систематизации и теоретическому обоснованию практических наблюдений и методических (инструментальных) находок, а также приверженность к демократическим, партнерским отношениям в работе.