База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Национализм в молодежной среде

Национализм в молодежной среде

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет журналистики











Национализм в молодежной среде



Курсовая работа

студентки 1 курса магистратуры

Направления «Социальная журналистика»

Вдовиной Марии Сергеевны


Научный руководитель

Блохин Игорь Николаевич







Санкт-Петербург

2010

Содержание


Введение

ГЛАВА 1.

1.1 Национализм в молодежной среде. Изучение проблемы

1.2 Основные определения

1.3 Музыкальная культура и молодые националисты

1.4 Экстремистские группировки и футбол

1.5 Современные националистические организации

ГЛАВА 2.

2.1 Молодежная политика Российской Федерации

2.2 Негосударственные организации против экстремизма

2.3 Национализм и средства массовой информации. Анализ конкретных публикаций


Введение


Ксенофобия и националистические идеи в самом нездоровом и неправильном виде – проблема, наличие которой в современном обществе нельзя отрицать. За подтверждениями и примерами далеко ходить не надо – достаточно выйти в интернет и почитать обсуждения абстрактного материала, посвященного, скажем, проблеме нелегальной миграции. Потоки агрессии при отсутствии какой-либо аргументации, абсолютно враждебное отношение к ряду этнических групп, притом не выработанное самостоятельно, а сложившееся в силу определенных стереотипов – все это сразу бросается в глаза. Быть «гражданином мира» у значительной части молодых россиян сегодня немодно. Впрочем, и правильной патриотической идеи, как таковой сейчас нет – религия уже не оказывает такого влияния, как, скажем, до революции, да и идеологического гнета нет. Вместе с тем, наиболее остро проблема ксенофобии и национализма стоит в молодежной среде. Потому что именно молодежь является наиболее внушаемой, наиболее остро и чутко реагирующей на все изменения прослойкой общества.

Таким образом, объектом данной работы является сам национализм в его нездоровых проявлениях в молодежной среде. А предмет — это одна из граней его проявления, а именно то, как именно данное явление отражено в прессе и за счет этого сказывается на нашей повседневной жизни.

Протоиерей Владислав Свешников в своей книге «Заметки о национализме истинном и мнимом» подробно рассматривает этот вопрос. Национализм, в том числе и присущий молодежи, он делит на две категории — истинный и мнимый. Истинный национализм базируется на искреннем патриотизме, на любви к своей родине, к своему народу, на культуре и традициях той среды, в которой вырос человек. Это чувство предполагает прежде всего поиск врага внутреннего, что особенно характерно для религиозных людей. В то же время национализм мнимый, напротив, сосредоточен на агрессии, направленной порой на целые этнические группы или на конкретных ее представителей.

Народ, нация, по мнению Свешникова — это самая сложная общность, потому что сюда входят и кровно-племенные, и душевные, и физиологические признаки, и язык, и движение истории в целом. Это вообще полнота культуры. При историческом рассмотрении все эти особенности представляют собой объективный материал. В каждый же момент жизни личности и общества некоторые из них, например, самосознание, могут раскрываться вполне субъективно, вплоть до крайних фантазий. Это особенно часто случается, когда некоторые признаки, чаще всего кровно-племенные, резко выделяются за счет других, вплоть до того, что другие либо вообще не учитываются, либо им придается декоративно-этнографический характер, вроде полуслучайных ненужностей, а кровно-племенные признаки приобретают классическое выражение сверхценных образований. Чаще всего такое отношение и принято называть националистическим. Однако есть мнение, что любое национальное самосознание по природе своей является националистическим, так как оно по определению либо националистическое, либо никакое. Различные особенности национальной жизни переживаются именно в националистическом сознании, поскольку оно стремится выявить свое значение и место в общечеловеческой истории. Оно опирается на честный, непредвзятый анализ прошлого, открывает своему народу высоту задания, всегда реалистичную. Но именно это — большая редкость.

Почему именно сегодня так важно разобраться в проблемах и сложностях, связанных с национализмом? Прежде всего, потому, что национализм всегда играл в мировой политике важную роль, а теперь — особенно. Наиболее характерные приметы нынешних времен- это отношение к гражданам бывших республик СССР, причем зачастую безнравственное. Далее цитата из книги Свешникова:

 «...прежде всего, огромный ареал национальных ненавистей представляет собой мусульманский котел, в котором непрестанно варятся необыкновенно страстные варева, что определяется национальными темпераментами, но еще больше – исламскими религиозными особенностями. Отчасти спровоцированные мусульманским фактором, в мире действуют еще несколько национализмов: армянский, сербский, испанский и другие. Но уж, конечно, в первую голову – еврейский, который сам по себе более чем «хорош» и помимо мусульманского фактора. Вообще еврейский национализм представляет собой классическую и наиболее яркую форму всякого национализма, потому что он исключительно религиозно идеологизирован и потому что в нем все основные пороки ложного, больного национализма выражены с исключительной демонстративностью и силой».

Еще можно привести в качестве примера ряд кавказских националистических ненавистей, которые прежде были сдерживаемы, а в постсоветское время выплеснулись с серьезной силой. Это же касается и Прибалтики. В то же время и в русской среде присутствует немало ненависти к другим народам. Россия – многонациональное государство. И главная трудность здесь – ощущение людьми разных наций, и особенно это касается молодых людей, своего статуса и места в связи с переживанием русского элемента в своей жизни. И этот вопрос решается порой двумя методами неправильными, а именно: болезненное противостояние своего национализма русскому, даже в самом благодушном понимании этого слова, или же интернационализм, космополитизм во всех его проявлениях, то есть размывание национальных границ, стремление вообще стереть их и уничтожить различия между нациями.

Сложно отрицать, что существует и обратный момент: глубокое безразличие молодежи к своей нации и, в противовес, иррациональная страсть к Европе, ко всему западному. К отечеству же порой брезгливо, чего и не скрывают. Это странно и непонятно, ведь для любого человека органично, не унижая другие народы, любить более свой собственный. Если продолжать цитировать Свешникова, «...есть что-то унизительно пошлое и даже, кажется, невозможное для личности – любя дальних, не любить ближних...»

Для ярых молодых националистов, коих можно увидеть в большом количестве на так называемых «Русских маршах», характерны внешний эффект, позерство, актерство, пафос, громкие лозунги: «За Русь Святую!», «Россия для русских», «России — русский порядок» - это еще самые безобидные. Настроенные подобным образом подростки способны не просто проявлять непозволительную грубость даже по отношению к своим соотечественникам, имеющим по той или иной причине разные этнические корни, не говоря уже о представлителях конкретных этносов. Более того, они способны на спонтанные преступления, которые влекут за собой человеческие жертвы. При этом представители националистических группировок даже не отдают себе отчет в совершенном. Именно поэтому проблема является столь актуальной для современного общества.

А вот что пишет по поводу этой проблемы Евгений Прошечкин, председатель московского антифашистского центра:

 «...коммунистический режим на словах исповедовал «пролетарский национализм». А на деле проводил практику преследования людей по национальному признаку, устраивал депортации народов, сеял зерна шовинизма и национализма. После краха тоталитаризма эти зерна дают свою обильную и часто кровавую жатву. Уже давно никого не шокирует появление рассуждений об «изначальных преступных качествах» целых народов в прессе практически любых политических направлений. Слова «черный», «хачек», «хохол», «кавказец» мелькают ежедневно на страницах газет и журналов, слетают с экранов телевизоров, становятся неотъемлемой частью нашего разговорного языка...»

Насчет средств массовой информации, особенно телевидения, с Евгением Прошечкиным можно было бы немного поспорить, но изрядная доля истины в его словах есть. Между тем, нет ни одного критерия, как именно можно определить «русскость» человека. Вот лишь некоторые моменты, указанные в опроснике на одном из молодежных сайтов националистической направленности:

1. Имеет русскую внешность

2. Участвует в патриотических движениях или сочувствует им

3. Имеет одного или обоих русских родителей

4. Русский характер

5. Вероисповедание - православие

6. Живет в России

7. В паспорте запись – русский

8. Гражданство РФ

9. Говорит на русском языке

10.  Считает себя русским по духу

11.  Любит русскую культуру.

Как уже говорилось, молодые люди часто выбирают насилие, чтобы повлиять на несправедливо устроенный по отношению к ним мир и наказать тех, кого они считают виновными в своих бедах. Именно с молодежью ведется работа по профилактике экстремизма, в первую очередь, силами органов внутренних дел.


ГЛАВА 1.

1.1 Национализм. Изучение проблемы


В последние годы такая проблема, как ксенофобия среди молодежи, ведущая к созданию ультраправых групп и различным проявлениям нетерпимости: от «языка вражды» до преступлений ненависти, становится все более актуальной. Питательной средой для развития таких группировок являются как в целом высокий уровень ксенофобии в обществе, так и ультраправые молодежные субкультуры, которые сегодня активно развиваются в России.

Поскольку предыдущий год был объявлен годом молодежи, именно молодежная политика стала приоритетной сферой в деятельности государственных органов. Поэтому проводились различные мониторинги, целью которых было исследование ситуации. Ведь несмотря на повышенный интерес к неформальным молодежным движениям и сообществам, которые иногда подвергаются необоснованным гонениям (эмо, готы, ролевики), проблемы ультраправых молодежных субкультур и эффективности профилактики ксенофобии практически не изучены. Соответственно, и о том, как выстраивать политику и практику деятельности государственных органов, ответственных за работу с молодежью, тоже никто не знал. Для решения данной проблемы был предложен экспериментальный мониторинг, который проводился в России в 2009 году. Стоит заметить, что в ходе проведения мониторинга сразу два региональных партнера проекта подверглись давлению. В одном случае — со стороны неонацистов, которые выражали недовольство изучением проблемы «правой сцены» в Ростове-на-Дону, во втором — со стороны региональных СМИ и властей Краснодарского края за то, что в публичном пространстве поднимаются проблемы ксенофобии и сложности межнациональных отношений. Исследователи отмечали, что такой уровень небезопасности работы с этой темой лишний раз подтверждает остроту поднятой проблемы. Предметом мониторинга являлись следующие явления:

• политика государственных органов в сфере профилактики ксенофобии в молодежной среде,

• влияние деятельности государственных органов на распространение ксенофобии,

• различные формы проявления ксенофобии в молодежной среде,

• субкультуры наци-скинхедов и иные субкультуры, которые характеризуются высоким уровнем ксенофобии и расизма,

• «правая сцена» в России и ее влияние на распространение ксенофобии в молодежной среде.

Исследование проводили в 21-м регионе Российской федерации, в том числе в Башкортостане, Бурятии, Дагестане, Коми, Краснодарском крае, а также в Москве и Петербурге.


1.2 Основные определения


Под ксенофобией будем понимать враждебность к «другим», в первую очередь определяемым в расовых, этнических и религиозных терминах.

Проявления ксенофобии могут носить и более-менее безобидный характер - стереотипы и предрассудки в отношении определенных групп, анекдоты и т. п.,— так и являться серьезными преступлениями против личности, с применением насилия. То же самое относится и к публичной пропаганде идей ненависти.

В психологии существует понятие «социальной дистанции», то есть наличия нетерпимости по отношению к тому или иному этносу. В России чаще это цыгане, чеченцы, вообще представители мусульманских народностей, а также китайцы и, как ни странно, афроамериканцы. При этом наилучшие показатели социальной дистанции (вернее, почти полное ее отсутствие) у младших школьников и студентов старших курсов, а наихудшие показатели — у студентов младших курсов. Существует также и гендерное разделение: показатель социальной дистанции у женщин лучше, чем у мужчин.

Одним из постоянно встречающихся явлений, характерных для молодежного национализма, является распространение так называемых «символов вражды». Это собирательное название для графических изображений, числовых сочетаний, аббревиатур, используемых неонацистами и националистами для пропаганды своих взглядов либо в качестве опознавательных символов. Эта символика зачастую изображается в виде граффити на стенах городских зданий и сооружений, а также на ограждениях. Тем самым как бы отмечаются неформальные «зоны влияния», распространения взглядов тех или иных групп в городе. Кроме того, данные действия имеют под собой цель своеобразной легитимизации указанных взглядов в городском пространстве. Большая часть подобных символов представляет собой историческую нацистскую символику — свастику (как классический ее вариант, так и многочисленные стилизованные/модифицированные), руны СС, кельтские кресты и т. п. Исследователи в каждом из регионов, участвовавших в мониторинге, отметили распространение такой символики (разумеется, в разных количествах). Кроме того, широко используются разнообразные числовые сочетания и аббревиатуры, содержащие в себе сокращенные/зашифрованные названия нацистских и националистических групп и организаций, а также лозунгов.

В Санкт-Петербурге, например, повышенное количество такой символики наблюдается в районах с большим количеством строящихся объектов и, следовательно, мигрантов, работающих на них. В Москве данный вид граффити наиболее распространен вдоль пути следования электропоездов и в подземных пешеходных переходах. Таким образом, наблюдать эту символику и надписи может несколько тысяч человек ежедневно.

Теперь поговорим подробнее о молодежных ультраправых субкультурах. В принципе, роль субкультур в жизни российской молодежи очень велика. Практически все, особенно 14-20-летние, принадлежат к тем или иным группам, а иногда и сразу к нескольким. Дадим несколько определений.

Субкультура — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является альтернативной этой культуре (контркультура, альтернативная культура). При этом в целом любая субкультуры представляет собой часть общей культуры. Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, музыкальная субкультура, молодежная субкультура, различные профессиональные субкультуры и др.) Ультраправые субкультуры — те, для которых основной (или одной из основных) «ценностей» являются ксенофобия и расизм. Практически полностью ультраправыми можно назвать субкультуры наци-скинхедов и футбольных хулиганов (особенно характерно для России). На данный момент эти субкультуры оказывают серьезное влияние на все другие молодежные субкультуры. Именно они привносят в жизнь молодежи активное насилие. И не просто насилие, а насилие по идеологическим соображениям.

Важной составляющей субкультуры наци-скинхедов является музыкальная сцена, поэтому эта субкультура во многом имеет признаки музыкальной. Концерты и связанная с ними активность таких групп проявляются не только и не столько в музыке, сколько в пропаганде ксенофобных и расистских идей. На концертах представители субкультур встречаются, приобретают различные материалы и т. д. Выпускается вполне сопоставимое с обычной ксенофобной пропагандой количество дисков с музыкой и др. материалов (постеров, футболок, значков и т. д.).


1.3 Музыкальная культура и молодые националисты.

Отдельного внимания заслуживает освещение ультраправых проявлений в музыке. «Правую сцену» в России можно условно поделить на два больших сегмента — закрытую и открытую. На закрытой сцене активно поддерживаются «Blood and Honour» и «Combat 18». Концерты не афишируются, проводятся скрытно, в небольших клубах, чаще — в периферийных городах, среднее число слушателей — человек 150—250, а то и меньше. Крупных фестивалей в последнее время не устраивается. Группы (почти все из Москвы) — «Terror National Front» (T. N. F.), «Коловрат», «Гр.Ом.» (Новороссийск), «Вандал», «Attack 28» (28 — цифровое обозначение «Blood and Honour»: «B» — вторая буква латиницы, «H» — восьмая), «Antisystem», «Division Hors Vessel», «NS Control», «Destroy Moscow», «Clown’s Ball» (или «Clownsball»), «Киборг», «Позиция», «Белый Край» (Челябинск), «Банда Москвы», «Яровит» (Тюмень).

Открытая сцена включает в себя Подсегмент «ска». Преобладает футбольная тематика — «драки, пиво, ой, ска, футбол». Но есть песни с явным расистским смыслом. Публика — в основном футбольные хулиганы 16—23 лет. Группы — «Malefactors», «Clock Work Times», «Reactor Moscow», «ЯйцЫ Fаберже». Концерты собирают от 100 до 800 человек. Есть также подсегмент «металл». Многие металл- и рок-команды в России любят заигрывать с нацизмом и публично высказывать прорасистские идеи. Первооткрывателем в этом направление является группа «Коррозия металла», имеющая собственный звукозаписывающий лейбл «Корпорация тяжелого рока» (КТР). Группы — «MGB» и «Anal Nosorog» (обе — grindecore), «Bloodrain» (black metal), «Velomor», «Gnev и Temnozor’» (все — NS pagan metal), «Rarog», «Pagan Reign», «Alkonost», «Anahoret», «Rodogor», «Arkona», «Varyag», «Izmoros’» (все — pagan metal), «Volkolak» (folk pagan), «Volh» (black pagan metal), «Ros’» и «Oprich» (folk metal), «Temnoyar» (ambient), «Belovod’e» (NS ambient). Группа «Иван Царевич» (хэви-метал) является официальной группой ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции). Члены ДПНИ могут бесплатно ходить на их концерты.

1.4 Экстремистские группировки и футбол


Даже рядом с таким, казалось бы, интернациональным видом спорта, как футбол, сегодня можно найти ультраправые тенденции. Поскольку футбольная субкультура в целом, а фанатская и хулиганская в особенности, являются полузакрытыми или закрытыми, то для понимания дальнейшего изложения предлагается отдельная терминология. Например, околофутбол — это все, что не связано непосредственно с игрой в футбол, то есть фанатская атрибутика, хулиганизм, стычки с фирмами других футбольных клубов. Существует также своя типология любителей футбола. Например, к первой группе относятся обычные болельшики, на хулиганском жаргоне — «кузьмичи». Это достаточно значительный по своей численности контингент, который регулярно ходит на матчи своей команды и покупает общедоступную клубную символику. Вторая группа, менее многочисленная, но более организованная, — футбольные фанаты, основное их отличие — выезды в другие города на матчи с участием своей команды; кроме того, ими может быть использована более «продвинутая», сделанная на заказ атрибутика. Третья группа, самая малочисленная, но самая организованная — футбольные хулиганы, организованные в не очень большие, но сплоченные группы, обычно называемые «фирмами». Каждая фирма имеет свое наименование, определенную мифологию, куда включены подвиги фирмы, мировоззренческие и практические установки. Основная задача любой фирмы — это «опрокинуть» фирму или группу фанатов другой команды путем прямого физического насилия. В некоторых случаях для усиления физического воздействия используются «аргументы»: камни, бутылки, арматура, кастеты, бейсбольные биты, цепи, ремни с бляхами, ножи, газовые и травматические пистолеты. Таким образом, футбольный хулиганизм напрямую связан с еженедельным насилием (футбольные матчи обычно проходят по субботам), а если принять во внимание подготовку — с насилием ежедневным.

Идеологический спектр среды футбольных хулиганов весьма широк: от полной аполитичности до антифашистских взглядов. Но самый заметный сегмент занимает ультраправая идеология. Для многих футбольных хулиганов расизм и/или гомофобия — это составные части хулиганской моды. Центральную роль в ультраправой идеологии футбольных хулиганов играет расизм в его российской интерпретации, а именно: в качестве основного врага они видят кавказцев, потом — выходцев из Средней Азии, китайцев и вьетнамцев. Хотя, безусловно, если ситуация позволяет, то чернокожие также будут атакованы. Одним из самых распространенных символов у футбольных хулиганов является кельтский крест. Также весьма распространены стилизованные и дополненные названиями фирм или команд железные кресты. В крупных городах типа Воронежа, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Волгограда или Самары большинство преступлений на расовой и национальной почве случается именно перед футбольными матчами или после них, в непосредственной близости от стадионов. Анализ публикаций в интернете показывает, что практически в каждом из регионов страны имели место действия экстремистского характера, связанные с околобутбольгыми группировками. Остановимся лишь на таких крупных городах, как Москва и Петербург.

Например, на форумах основных футбольных клубов не бросается в глаза присутствие каких-то других тем, кроме, собственно, футбола. Однако зеркалом реальных настроений в фанатской среде является известная гостевая «1-й Национальный ОколоФутбольный ресурс» (#"#">http://www.vnii-mvd.ru).


 


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена