Национально-этническое и межконфессиональное совершенствование Беларуси: традиции и современность
Реферат
Национально-этническое и межконфессиональное развитие Беларуси: традиции и современность
Введение
Этнос- общность, члены которой имеют специфическое самосознание общей культурной идентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всех обществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии и власти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются также и расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним - его самоназвание
Конфессия (лат. confessio — исповедание) — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии, сам термин «конфессия», используется религиоведами практически только для различения исповеданий в христианстве.
1. Национально-этническое развитие Беларуси
Республика Беларусь — это государство, в котором, по данным переписи населения 1989 года, 22,1 % населения, т. е. каждый пятый гражданин, являлся представителем "нетитульных" национальностей. Всего в 1989 году (включая белорусов) в республике проживали представители 123 национальностей.
Наиболее многочисленными (с численностью свыше 10 тыс. чел.) являлись 6 национальных меньшинств: русские (1342,1 тыс. чел., 13,3 % от общей численности населения), поляки (417,7 тыс. чел., 4,1 %), украинцы (291 тыс. чел., 2,9 %), евреи (112 тыс. чел., 1,1 %), татары (12,5 тыс. чел., 0,13 %), цыгане (10,8 тыс. чел., 0,11 %). 11 национальных меньшинств (азербайджанцы, армяне, грузины, казахи, латыши, литовцы, молдаване, мордва, немцы, узбеки, чуваши) насчитывали от 1 до 10 тыс. человек. Остальные 105 национальных меньшинств составляли менее 1 тыс. человек, но большинство из них крайне немногочисленны — до нескольких десятков человек.
Представители национальных меньшинств проживают по всей территории республики, в основном в городских поселениях. Компактное проживание имеет место у поляков, литовцев, татар в западных и северо-западных регионах республики, в т. ч. в сельской местности.
Большинство представителей национальных меньшинств переселилось на территорию Беларуси в ХХ веке, в основном после 1944 года. В то же время, поляки, евреи, литовцы, русские, цыгане уже многие столетия проживают на землях Беларуси и наравне с белорусами являются "коренными" этносами.
Описывая демографические характеристики национальных меньшинств, следует отметить, что история и характер их расселения в значительной степени влияет на положение, статус их представителей в белорусском обществе. Подавляющее большинство представителей национальных меньшинств переселилось на территорию республики в советское время в результате миграции послевоенного времени высококвалифицированных специалистов "городских" профессий, что позволило им практически сразу занять высокие статусные позиции в белорусском обществе. У большинства национальных меньшинств доля лиц, занимающихся интеллектуальным и административно-управленческим трудом, значительно выше, чем у "коренного населения", т.е. белорусов, поляков, цыган и других, значительная часть которого проживает к тому же в сельской местности. Например, свыше 9 % украинцев работали в 1989 году в органах управления, хотя их доля в общей численности населения составляла 2,9 %.
Уровень образования представителей большинства национальных меньшинств, переселившихся в Беларусь в советское время, также выше, чем у "коренных" национальных меньшинств, веками проживающих на белорусской земле, и у "титульной" нации. Таким образом, важно отметить, что представители национальных меньшинств занимают высокие и престижные позиции в белорусском обществе.
До настоящего времени прослеживается четкая тенденция увеличения доли национальных меньшинств в населении республики. В 1999 году была проведена очередная перепись населения, которая позволила уточнить его национальный состав, подвергшийся за последнее десятилетие значительным изменениям в результате интенсивных миграций. В частности, миграционными службами Республики Беларусь зарегистрировано свыше 35 тыс. лиц, претендующих на статус беженца.
Характеризуя ситуацию, связанную с положением национальных меньшинств в Беларуси, необходимо отметить ее стабильность и уникальность, что выражается в отсутствии каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой и конфессиональной основе, в единстве этнических и конфессиональных составляющих белорусского общества, равенстве религиозных и национальных групп. Республика Беларусь является одной из немногих республик бывшего СССР, в которой не было зафиксировано ни одного межнационального или межконфессионального конфликта.
Межнациональное согласие в белорусском обществе объясняется менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси. Одним из самых важных факторов межнациональной стабильности является четкая и последовательная политика государства в данной сфере общественной жизни.
В Беларуси созданы довольно комфортные условия для сохранения и развития культуры и языка национальных меньшинств, деятельности их организаций и учреждений культуры и образования, что подтверждается мнением большинства их лидеров, а также авторитетных зарубежных экспертов.
Кроме того, согласно материалам научных исследований, проведенных на протяжении десятилетия, подавляющее большинство граждан страны не учитывает в своей повседневной жизнедеятельности национальных и религиозных факторов, значительная их часть вообще не интересуется такими вопросами, не придает им никакого значения. Для подавляющего большинства граждан национальная принадлежность не имеет значения при выборе друзей и знакомых, при выборе супруга, на работе и в иных случаях повседневного взаимодействия с другими людьми. Только 4,5 % опрошенных в 1997 году отметили, что испытывают дискриминацию в некоторых ситуациях, из них только 1,5 % отмечали дискриминацию по национальному признаку. Важно отметить и такой факт: для подавляющего большинства молодых белорусов лозунг "Беларусь — только для белорусов" неприемлем.
С момента обретения Республикой Беларусь государственной независимости, демократизации общественной жизни наряду с возрождением культуры и национальной жизни белорусского этноса начался и аналогичный процесс у большинства национальных меньшинств, проживающих на территории республики. С конца 80-х годов в Беларуси возникло и активно функционирует значительное число организаций и культурно-образовательных учреждений 17 национальных меньшинств. Многие из них по своей численности и влиянию превосходят политические партии. Так, например, Белорусское объединение еврейских организаций и общин насчитывает 91 организацию и 18 общин, Союз поляков на Беларуси — (по различным оценкам) от 20 до 30 тыс. членов и имеет около 150 организаций и структур в 1/3 административно-территориальных единиц Республики Беларусь. В республике функционирует свыше 90 коллективов художественной самодеятельности, созданных объединениями национальных меньшинств.
В республике функционируют школы и отдельные классы с обучением на польском, литовском языках и на иврите. Всего в 1997/98 учебном году польский язык изучало свыше 15 тыс. учеников государственных учреждений образования, в т.ч. в Гродненской области в 300 школах около 10,5 тыс. учеников (в 1996/97 учебном году — 8,2 тыс. учеников). Кроме того, на базе государственных учреждений образования и культуры функционирует значительное число воскресных школ, в основном еврейских и польских. Что же касается граждан русской национальности, то можно отметить, что русский язык является вторым государственным языком и обучение в школах русскому языку организовано повсеместно.
Важнейшей составляющей национальной политики Республики Беларусь является законодательное обеспечение соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципы своей национальной политики, которые нашли свое отражение в целом комплексе нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих данный вопрос.
В статьях 5, 12, 14, 15, 22, 50, 52, 53 Конституции Республики Беларусь заложены основы политики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов; оно ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории республики; все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности; оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения; запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной и расовой вражды; каждый, кто находится на территории республики, обязан, кроме законодательства, соблюдать и национальные традиции народов Беларуси.
Кроме специального законодательного акта, посвященного национальным меньшинствам, в Республике Беларусь приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Дискриминация по национальному, языковому, расовому, религиозному признакам, согласно Кодексу законов о труде Республики Беларусь, не допускается и преследуется по закону.
В июле 1997 года принята и действует "Инструкция о порядке определения национальной принадлежности граждан Республики Беларусь". В соответствии с Конституцией и законодательством республики определение национальной принадлежности граждан является их личным и свободным выбором. Национальная принадлежность граждан Республики Беларусь определяется, таким образом, по самоопределению гражданина, а также по его происхождению. Утверждение указанного документа было вызвано обращениями некоторых представителей национальных меньшинств с просьбой найти форму фиксации в новых паспортах национальной принадлежности гражданина по его желанию.
В целях содействия межнациональному и межкультурному взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и народами Министерством культуры и искусства Республики Беларусь в 1995—96 гг. были подписаны протоколы и соглашения о сотрудничестве в области культуры с Министерством культуры Польши (25.03.95 г.), России (24.04.95 г.), Украины (26.02.95 г.), Молдовы (11.09.95 г.), Китая (14.12.95 г.), Азербайджана (06.03.96 г.), а также протокол сессии белорусско-германской Смешанной комиссии по культурному сотрудничеству (10.11.95 г.).
Во всех заключенных соглашениях имеются статьи, где стороны обязуются создавать благоприятные условия для культурного сотрудничества, объединять усилия с целью расширения взаимного обмена достижениями культуры, проявлять заботу о культурной самобытности народов, наций и народностей, проживающих на их территориях.
Функции контроля за соблюдением национального законодательства и международных договоров в области соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, возложены на Государственный комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь, созданный в январе 1997 года.
С 1994 года в Минске работает Центр национальных культур, имеющий статус республиканского государственного учреждения культуры. Центр совместно с Госкомитетом по делам религий и национальностей, национальными обществами проводит научно-практические конференции по проблемам национальных культур, этнографические экспедиции по местам компактного проживания национальных меньшинств.
2. Религиозные конфессии на территории Беларуси
В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.
Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречивыми процессами. Среди них следует выделить процесс религиозного возрождения. Многие люди начали искать для себя новые нравственные ценности.
В 2004-2005 годах религиозная ситуация в республике оставалась стабильной, прогнозируемой и управляемой. Усилиями власти не было допущено каких-либо конфликтов на религиозной основе, монополизации духовной жизни и раскола общества по конфессиональному признаку.
Подписанное в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью послужило предпосылкой к дальнейшему развитию и совершенствованию отношений государственных органов и религиозных организаций, укреплению влияния религиозных институтов в обществе и авторитета государства как гаранта конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и его роли в сохранении исторического, культурного и духовного наследия белорусского народа.
Реализация принятого в 2002 году Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» позволила укрепить государственные приоритеты в конфессиональной политике, не допустить распространение псевдорелигиозных, деструктивных организаций в республике.
На 1 сентября 2006 года в республике действуют 3030 религиозных организаций, в том числе 2886 религиозных общин и 144 религиозные организации республиканского и общеконфессионального значения (епархии, монастыри, братства, миссии, духовные учебные заведения) 25 конфессий и религиозных направлений.
Православие является древнейшей христианской конфессией на белорусских землях. Оно пришло сюда в конце Х в. со становлением Полоцкой епископской кафедры (992 г.). В начале второго тысячелетия определились основные сферы деятельности православной церкви, возникло церковное землевладение, сформировалась епархиальная структура. Полоцкая, Туровская и другие епархии, в состав которых в разные времена входили белорусские земли, были подчинены Киевской митрополии, которая до середины XV в. сохраняла относительное единство. В 1472 г. православная церковь Великого Княжества Литовского и Польши получила каноническое признание Константинопольского патриарха. В конце XIII - середине XVI веков на территории Беларуси основано около 40 православных монастырей, некоторые из них стали центрами церковно-религиозной жизни, образования, иконописи. После заключения Брестской церковной унии (1596 г.) православная церковь на белорусских землях оказалась в трудном положении. Затем вальный сейм Речи Посполитой 1632 г. и привилеи короля Владислава IV санкционировали официальное возобновление деятельности православной белорусско-украинской духовной иерархии. Были созданы православные епархии с центрами в Луцке, Перемышле, Львове и Могилеве. Последняя с середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой.
После присоединения белорусских земель к Российской империи в отношении православной церкви начинают действовать общероссийские законы. В начале ХХ в. в Беларуси было 5 православных епархий: Гродненская, Минская, Могилевская, Литовская (охватывала Виленскую и Ковенскую губернии), Полоцкая. В 1914 г. имелось 3552 церкви, 470 каплиц, 21 мужской и 14 женских монастырей.
Установление Советской власти значительно ослабило роль православной церкви в обществе. Декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (23.01.1918) религиозные организации превращались в частные общины верующих, существующие исключительно на свои средства. В 1930-е годы православное духовенство Беларуси, как и духовенство других конфессий, подверглось репрессиям. Закрывались храмы; священники, обвиненные в антисоветской деятельности, высылались в Сибирь, Казахстан, другие ссыльные места. На территории Западной Беларуси до 1939 г. действовала Польская автокефальная православная церковь.
Активизация церковно-религиозной жизни, которая наблюдалась в годы Великой Отечественной войны, сменилась в 50-60-е годы новой волной наступления на церковь. И только с конца 80-х годов началось новое религиозное возрождение. В 1989 г. создан Экзархат Белорусской православной церкви Московского патриархата. Образовано 10 епархий.
Белорусская православная церковь осуществляет огромную работу по духовно-нравственному возрождению белорусского общества. Совместно с общественными объединениями и государственными органами проводится ряд, ставших уже традиционными, мероприятий: Свято-Евфросиньевские педагогические чтения, Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, церковь участвует в ежегодных Днях белорусской письменности и печати. Реализуются 14 программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.
Православная церковь оказывает большую помощь детским домам, домам для престарелых и инвалидов, а также нуждающимся в помощи на дому. Этой деятельностью занимаются религиозные братства сестричества. При Белорусском Экзархате создано православное братство врачей, оно оказывает бесплатную медицинскую помощь инвалидам и престарелым. Православное братство при Витебской епархии занимается духовным окормлением и реабилитацией лиц, находящихся в местах заключения.
Православная церковь, объединяющая более 80 процентов верующих в республике, составляет основу религиозной жизни страны, конфессиональной стабильности, веротерпимости и бесконфликтности.
Римско-католическая церковь - является второй по количеству верующих конфессией. Католичество официально пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387 г. привилеем Ягайлы было основано Виленское бискупство, которое охватывало, наряду с другими, почти все белорусские земли. С конца XIV в. до середины XVI в. было создано 259 парафий (приходов). Возникают первые католические монашеские ордена: францисканцев (Лида, Старые Ошмяны, Пинск), августинцев (Брест, Быстрица), бернардинцев (Полоцк). В XVI-XVIII веках на Беларуси действовало 18 мужских и 7 женских католических орденов, среди которых особо выделялся орден иезуитов.
После присоединения белорусских земель к Российской империи была создана в 1773 г. Белорусская католическая епархия с центром в Могилеве. Католическое духовенство принимало активное участие в национально-освободительном движении XIX в., за что подвергалось репрессиям со стороны правительства Российской империи: происходило закрытие католических костелов и монастырей, принудительный перевод верующих католиков в православие, ссылка и смертная казнь ксендзов-участников восстаний и т.д.
При Советской власти правовое положение католической церкви не отличалось от православной. Католическое духовенство, как и православное, сильно потерпело от репрессий. Что касается Западной Беларуси, находящейся под властью Польши, здесь положение католической церкви было иным до 1939 г. В годы Великой Отечественной войны католическое духовенство поддерживало Армию Краёву. После войны более 300 ксендзов, спасаясь от преследований Советской власти, выехало в Польшу.
В конце 1980-х годов началось каноническое оформление католической церкви в Беларуси. В 1989 г. была образована Белорусская католическая епархия. В 1991 г. на территории Беларуси созданы 3 римско-католические епархии: Гродненская, Пинская, Минско-Могилевская.
Католическая церковь активно занимается благотворительностью. Важную роль в этом играет организация "Каритас", отделения которой открыты во всех епархиях. Они действуют по специальным программам: проект "Дети", проект "Рождественские каникулы", проект "Неделя милосердия" и т.д.
Протестантизм со второй половины XVI в. играл своеобразную роль в политической, церковно-религиозной и культурной жизни Беларуси. Разнообразие социальных сил, втянутых в Реформацию, и их политических целей обусловили различные реформационные движения в Великом Княжестве Литовском - кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. На территории Беларуси первые реформационные общины появились в Бресте, Несвиже, Клецке, Заславле, Минске, Полоцке. К середине XVII в. было создано около 85 кальвинистских, 7 арианских, несколько лютеранских общин. После присоединения Беларуси к Российской империи положение протестантской церкви мало изменилось. Кальвинисты объединялись вокруг Виленского евангелико-реформатского Синода (до 1840 г. - Литовский), лютеране-Курляндской евангелико-лютеранской консистории. С конца XIX в. в Беларуси распространяется протестантское сектантство: баптизм, штундизм, евангеличное христианство, адвентизм 7-го дня и т.д.
Протестантизм в республике на сегодняшний день представлен 14 направлениями, которые объединяют 972 религиозных общин (33, 6 процента от общего числа общин в республике), число сторонников которых составляет около 2 процентов от числа верующих в стране. Среди них наиболее многочисленными являются христиане веры евангельской (488 общин).
Старообрядчество. Первые сведения о старообрядцах в Беларуси относятся ко второй половине XVII в. Бежавшие из России старообрядцы основали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становится центром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью. Беспоповское направление в Беларуси было представлено 3 толками: поморским, федосеевским и филиппоновским. В советский период старообрядчество в Беларуси претерпевает существенные изменения: сокращается количество общин, наблюдается отток верующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками и направлениями. Старообрядчество утрачивает свою традиционную оппозиционность. В последние годы наблюдается некоторая активность старообрядцев.
В настоящее время в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно.
Ислам в Беларуси исповедует татарское население. Проникновение татар-мусульман на территорию Беларуси началось в конце XIV в., когда великий князь Великого Княжества Литовского Витовт пригласил их на военную службу. Тогда же появляются и первые мечети. Татары в Беларуси придерживаются главным образом ислама суннитского направления. В 1591 г. в Речи Посполитой проживало около 100 тысяч татар, действовало около 400 мечетей. К началу XVIII в. количество татар-мусульман в результате процесса ассимиляции сократилось до 30 тысяч. Согласно переписи 1897 г. в Беларуси проживало около 9,6 тысяч мусульман. После 1917 г. и советско-польской войны большинство татар оказалось на территории Западной Беларуси. В 1925 г. в Вильне они образовали Муфтиат и объявили автокефалию. После Великой Отечественной войны советские власти начали закрывать мечети. Осталась действующей только одна мечеть - в Ивье. С конца 1980-х годов наблюдается оживление религиозной и общественно-культурной жизни татар-мусульман. В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат Республики Беларусь.
Сегодня в республике зарегистрировано 27 мусульманских общин и одно мусульманское религиозное объединение.
Иудаизм - национальная религия евреев, которые обосновались в Беларуси в XIV в. Первые сведения о поселении евреев - это акты о привилеях 1388-1389 гг. великого князя Витовта, данные 5 еврейским общинам: в Троках, Бресте, Гродно, Луцке, Владимиро-Волынском. Культ и обрядность белорусских евреев мало чем отличается от того культа, который присущ евреям других стран. Культовыми центрами иудеев являются синагоги и молитвенные дома. По законам Российской империи молитвенные дома разрешалось открывать на каждые 30 еврейских домов, синагоги - на 80 за счет верующих. С XVI в. в Беларуси известны религиозные еврейские учебные учреждения - иешиботы (древнейшее в Бресте). В XVIII в. на территорию Беларуси проникает мистическое религиозное течение - хасидизм, принявшее здесь самобытную форму - хабад. Примирение между хасидами и сторонниками ортодоксального раввинизма в XIX в. объясняется вмешательством властей и необходимостью объединения сил против нового течения - госкалах (движение еврейской образованной части населения за светскость образования, против традиционной, "архаичной" религии и языка). После 1917 года роль иудаизма в жизни белорусских евреев значительно уменьшилась. Иешиботы и хедеры (начальные религиозные школы) прекратили свою деятельность, синагоги и молитвенные дома закрывались. Возрождение религиозной жизни началось с конца 1980-х годов.
В настоящее время в Беларуси действуют 24 иудейские общины и 2 религиозных объединения.
Заключение
Подведя итоги, можно сказать, что задачи государства касательно этнического развития следующие:
первая задача государства в отношении составляющих его этнических групп и общностей - это интеграция всех их в единое гражданское сообщество, формирование общегражданских ценностей и идеалов. Стратегии формирования такого сообщества могут быть различны, но в последнее время среди обществоведов утвердилась точка зрения, что оптимальной является стратегия мультикультурализма, т.е. интеграция локальных сообществ в единое целое при одновременном сохранении культурного плюрализма внутри данного социального организма;
вторая задача государственных институтов и государственной национальной политики состоит в поддержании баланса интересов между доминантным большинством и этническими меньшинствами, исключение через специальные институты и политические процедуры этнократических тенденций в политике большинства и чрезмерной политизации этничности со стороны меньшинства.
Что касается межконфессионального развития, то на современных этапах мирового общества уровень социального изучения религии возрос, вследствие того, что многие деятели государств мира осознали роль религии в формирования поведения человека в обществе. Немаловажную роль имеет активизация религиозной пропаганды, а также стремление новых государственных структур повысить свою легитимность за счет публичной поддержки ведущих религиозных конфессий. Религия-это одна из основных ценностей, ориентир, с помощью которого можно регулировать поведение и сознание личности.