База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Нововведения в социальной работе семьями, в которых проживают дети-инвалиды, на региональном уровне ...

Нововведения в социальной работе семьями, в которых проживают дети-инвалиды, на региональном уровне ...

                        Министерство образования РФ

Северо-Кавказский  государственный технический университет






Кафедра социологии и социальной работы


                            Реферат

По дисциплине: «Социальные инновации»


На тему: «Нововведения в социальной работе семьями, в которых проживают дети-инвалиды, на региональном уровне».




                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                     студентка 3 курса

                                                                                                     группы СР-031 

                                                                                                     Прасолова Н. В.

                                                                                                     Проверила: кандидат

                                                                                                     технических наук,

                                                                                                      доцент                            

                                                                                                     Косинцева Ю.Ф.



                                                    Ставрополь 2005


Содержание.

Введение……………………………………………………………………………3

§   1.  Дети-инвалиды как объект социальной работы…………………………..4

§ 2. Различные инновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами в России и за рубежом………………………………8

§ 3. Дельфинотерапия, как один из инновационных методов анимотерапии, при реабилитации детей-инвалидов…………………………………………………...12

Заключение…………………………………………………………………………20

Литература………………………………………………………………………….21






















Введение

Возможность привлечения животных при реабилитации детей-инвалидов вызывает большой интерес среди различных специалистов. Дельфины издавна славятся своим изначально доброжелательным отношением к человеку. А общение с ними в их собственной среде положительно влияет на детей, больных синдромом Дауна и ДЦП, на невротиков  и страдающих психосоматическими болезнями, и на детей больных различными другими заболеваниями.

Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент дельфинотерапия является модным нетрадиционным методом лечения детей-инвалидов.

          Целью работы – доказать, что дельфинотерапия является социальной инновацией в сфере помощи детям-инвалидам.

Объектом исследования является жизненная ситуация  детей-инвалидов.

Предмет исследования – это дельфинотерапия, как социальная инновация.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- исследовать детей-инвалидов как объект социальной работы;

- исследовать различные инновационные подходы  к оказанию помощи детям со специфическими потребностями в России и за рубежом;

- проанализировать метод дельфинотерапии, как один из инновационных методов анимотерапии при реабилитации детей-инвалидов;

- выявить отрицательные и положительные стороны дельфинотерапии как социальной инновации.

           Методы исследования: анализ научной литературы; анализ периодической печати.                                                                                                                                            



          § 1. Дети-инвалиды     как объект    социальной    работы.

Ухудшение    экологической    обстановки, высокий    уровень   заболеваемости    родителей (особенно   матерей), ряд    нерешенных    социально-экономических, психолого-педагогических   и   медицинских    проблем    способствуют    увеличению    числа    детей-инвалидов.

Согласно     Декларации    о   правах     инвалидов  (ООН , 1975) «инвалид» - это   любое    лицо, которое    не    может    самостоятельно    обеспечить  полностью    или    частично    потребности    нормальной    личной     и / или социальной    жизни    в   силу    недостатка, будь  то    врожденного    или    приобретенного, его    или    ее    физических     или     умственных    возможностей [16, с.211] .  

К категории «ребенок-инвалид» относятся дети, имеющие  «значительные   ограничения    жизнедеятельности, приводящие    к    социальной    дезадаптации    вследствие     нарушения     роста    и    развития    ребенка, способностей    к    самообслуживанию,  передвижению, ориентации, контролю    за    своим    поведением, обучению, общению, трудовой    деятельности    в    будущем» [2 , с.6].

А    «инвалидность»   в   детском    возрасте    можно    определить, как    «состояние    стойкой    социальной    дезадаптации, обусловленное    хроническими    заболеваниями    или   патологическими    состояниями, резко    ограничивающими    возможность   включения    ребенка    в    адекватные    возрасту    воспитательные    и   педагогические    процессы, в    связи,  с    чем    возникает   необходимость    в    постоянном    дополнительном    уходе    за    ним, помощи     или     надзоре» [17,  с.282]. 

             В зависимости    от    степени    нарушения    функций    (с    учетом    их    влияния     на    возможности    социальной     адаптации     ребенка)   у   ребенка-инвалида   определяется    степень    нарушения    здоровья.                       

1  степень    утраты    здоровья     определяется    при     легком    и    умеренном    нарушении    функций, которые, согласно    Инструкции, являются    показателем    к    установлению    инвалидности    у    ребенка, но, как    правило, не    приводят    к    необходимости    определения    у    лиц    старше    18  лет;

2  степень    утраты     здоровья     устанавливается    при    наличии    выраженных     нарушений     функций     органов     и     систем, которые, несмотря     на     проведенное      лечение, ограничивают      возможности    социальной     адаптации     ребенка  (соответствует    3   группе    инвалидности  у    взрослых);

3   степень     утраты    здоровья     соответствует     2   группе    инвалидности    у    взрослого;

4    степень     утраты     здоровья     определяется     при    резко   выраженных      нарушениях     функций      органов    и    систем, приводящих    к    социальной    дезадаптации     ребенка     при     условии    необратимого   характера   поражения   и   неэффективности   лечебных   и    реабилитационных    мероприятий (соответствует  1  группе   инвалидности   у   взрослого) [3, с.1].

Каждой      степени      утраты     здоровья      ребенка-инвалида     соответствует    перечень    заболеваний, среди     которых    можно    выделить    следующие    основные    группы:

1.Нервно-психические   заболевания.

Наиболее     распространенные    заболевания     этой     группы    детские      церебральные  параличи,  опухоли    нервной  системы, эпилепсия,  шизофрения    и    другие    эндогенные  психозы, умственная  отсталость (олигофрения    или    слабоумие    различного    генеза,  соответствующие    стадии    идиотии    или    имбецильности),  болезнь     Дауна,  аутизм.      

2. Заболевания     внутренних     органов. В     настоящее     время    они    занимают    лидирующее    положение    в    структуре    детской    инвалидности, что    вызвано    переходом    заболеваний    в    хроническую    форму    с    тяжелыми    функциональными    нарушениями. Часто    это    связано    с    поздней    выявляемостью    нарушений    и    недостаточными    мерами    реабилитации.

В     эту    группу    заболеваний    входят    различные    заболевания, патологические    состояния    и    пороки    развития  органов     дыхания  (в   том    числе   и     хронический      туберкулез      легких), почек    и     органов   мочевыделения, желудочно-кишечного   тракта, печени    и    желчевыводящих    путей    (циррозы    печени, хронический    агрессивный    гепатит, непрерывно-рецидивирующий    язвенный     процесс    и    т.п.),  сердечно-сосудистой    системы  (в    том    числе    пороки     сердца    и    крупных     сосудов), системы    кроветворения  (лейкозы, болезнь    Верьегофа, лимфогранулематоз    и    т.п.),  опорно-двигательного    аппарата  (полиартриты    и    т.п.) [16, с.151].

3. Поражение    и    заболевания    глаз, сопровождающиеся    стойким    снижением    остроты    зрения    до    0,08   в    лучшем   видящем     глазу     до 15  от  точки фиксации  во  всех  направлениях.

4. Онкологические    заболевания,  к    которым    относятся    злокачественные    опухоли    2    и    3    стадии    опухолевого    процесса    после    комбинированного    или    комплексного    лечения, включающего    радикальную    операцию; неподдающиеся    лечению     злокачественные    новообразования    глаза, печени    и    других    органов.

[5,с.82].

5. Поражения    и    заболевания    органа    слуха. По    степени    снижения    слуха    различают    глухих    и    слабослышащих. Среди    глухих    можно    выделить    так    же    две    группы     в    зависимости    от    наличия    или    отсутствия    у    них    речи.

 [8, с.100].

6.Хирургические    заболевания    и    анатомические     дефекты    и    деформации .

7. Эндокринные     заболевания.

          Существует    довольно    большой    перечень    заболеваний, приводящих    к    инвалидности. Эти    болезни, несомненно «оставляют    свой    след»    на     поведении    ребенка, его    отношениях    с    окружающими    и    в    других    сферах    его    жизни, создавая    определенные    «барьеры»     на    пути    детей-инвалидов    и    их    семей     к    нормальной    жизни,    к    их    интеграции    в    общество. 

Наличие    барьеров    между    инвалидами    и    обществом    обусловлено    тем,  что    больное    общество    стремится    к    тому, чтобы, откупившись    от    инвалида    с    одной    стороны, ограничить    его    социально    и    воспитать    в    нем    потребительское    отношение    к    здоровым    людям    и    обществу. Семья, являясь    частью    общества,  не    готова    к   тому , чтобы     воспитать    полноценную    личность    и    адаптировать    ребенка –инвалида    к    реальным    жизненным    условиям. Боясь  инвалидов,  с    другой     стороны,  их    начинают    усиленно    опекать. На    самом    деле, решая    физиологические    и    минимальные    социальные    проблемы    инвалидов    3-17    лет, их    развращают    гиперопекой,  внушают    комплекс     неполноценности     и    неспособности     к    самостоятельным    действиям. Когда    же    наступает    время    прекращения    социальных    программ, инвалиды    оказываются    неспособными    к    реальной    жизни. Они    уходят    в    себя»[10] .

И,  хотя    люди    с    ограниченными    возможностями,  а    так же     их    семьи    по-прежнему    наталкиваются    на    барьеры    во    взаимопонимании    и    общении     с    другими    людьми,  многое     свидетельствует   о  том, что  в целом  социальные стереотипы      поведения,  отношения  к  инвалидам   постепенно    эволюционируют,  пройдя    путь    от    невнимания     и    отвержения    до    принятия    и    признания    их    прав, достоинства    и    полезности    обществу.

Таким    образом, очевидно, что    в    силу    особенностей детей-инвалидов    и    их    нужд    и    потребностей, им    необходима     профессиональная     помощь   специалистов. Эта    помощь    должна    носить    не   только    медицинский    характер, она    должна    быть   комплексной, затрагивать    все    стороны    жизни    такого     ребенка.  


           § 2. Различные инновационные  подходы    к    оказанию помощи    детям    со    специфическими     нуждами в России и за рубежом.

           В    развитых    странах    за    рубежом    уже    сложились    определенные    стандарты, формы    и    методы    работы    с    детьми-инвалидами. Естественно, в    каждой    стране    существуют    свои    особенности    оказания    помощи    этой    категории    населения, обусловленные    национальным    своеобразием, социально - экономическими     условиями,  психолого-педагогическими   традициями, ориентацией    на    определенные    научные    подходы.

           В    настоящее   время    создаются, разрабатываются различные инновационные программы, учитывающие тенденции по оказанию комплексной помощи, индивидуального подхода к детям со специфическими нуждами.  Одна из таких    программ, предложенная ООН,  -  это    Реабилитация, базирующаяся    на    непосредственном    окружении  (РНБО). Она определяется, как    “стратегия  развития    общества, проводимая    с    целью    реабилитации, уравнивания   возможностей    и   социальной   интеграции    всех     инвалидов. Ее  цели:  изменить    положение     дел     в    этой     области,  проводить    обучение, с    вовлечением    правительства    и    общественности; разработать    систему, способную     оказать     помощь    всем    нуждающимся    инвалидам” [9, с.113] . Суть   РНБО    заключается     в   том, семья    и    непосредственное окружение, освоив некоторые основные    реабилитационные   навыки, а  так  же  сам  инвалид  способны     самостоятельно     осуществлять    реабилитацию .  Безусловно,  им     оказывается     помощь    и    поддержка    соответствующих    учреждений    систем    здравоохранения, образования, занятости    и    социальной    защиты.

           В    США    действует    программа    “Инклюжен” (интеграция в обучении). Модель    “ Инклюжен”     подразумевает,  что     даже    ребенок    с    синдромом    Дауна    может     обучаться    с    нормальными     детьми. Конечно,  для    него    разрабатываются     отдельная    программа, свои    облегченные    задания. Многое    в    успешности     осуществления    программы    зависит    от    учителя.

Широкое    распространение во    всем    мире    получила        “Клоунотерапия”. Так    же    активно    используется  “Арттерапия”   в    оказании      помощи,     как    детям, так     и   взрослым     с    ограниченными    способностями. Но    особенно    важно    это    для    детей, т.к.    в    детстве   и    юности    закладываются    манеры    и    особенности     поведения, формируется     взгляд     на   мир, выявляются    пристрастия. Развитие   художественных    способностей    умственно    ограниченных    детей    особенным    образом    совершенствует    их    личность, восприятие, самосознание, интеллект    и    коммуникативные    возможности. Художественное  творчество    используется    и    как    средство    объединения     детей    с   ограниченными    способностями    и    без    них, т.к.    здесь    важно только    наличие    дара, через    который    общность    между     детьми   проявляется     быстрее.

В    России    Институтом    развития     личности    РАО (Москва)    при   участии     кандидата    педагогических    наук     Репринцевой  Г.И.    была   разработана  “Игротерапия”. Она   рекомендована    для    использования    психологами,  социальными    работниками     и    педагогами     в    работе    с    детьми    с    ограниченными    возможностями    (3-9   лет). Игротерапия    применяется     для    предупреждения    и    коррекции     невротических    реакций, утомляемости    и    отклонений     в    поведении    и    общении    этой    категории    детей. В    игру  включаются     средства     “Арттерапии”. Параллельно    с    работой    с    детьми    проводятся    семинары, консультации    с    родителями.  Таким    образом,  в    рамках   Федеральной      программы    “Дети    России”    на    основе    русских    народных    сказок  (“Репка”, ”Гуси-лебеди”   и    другие)    были    разработаны    и    апробированы    в    реабилитационном      центре    “Сломанный     цветок”    игротерапевтические  аттракционы   для   детей  дошкольного и младшего школьного  возраста.  “Особенностью  разработанных   аттракционов    является     активное использование  игровых  способов общения ребенка с    игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов    заключается     в    том, что    с    первых    шагов    общения    с    ними    и    в    течение  последующих  встреч  ребенок    погружается    в    самый     понятный     ему    мир    сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами     новизны”. [15, с.59].

Для    детей    с    ДЦП    английская    фирма    “Рэхаб    энд    медикал”   предлагает    программу    “Развитие    основных    навыков    движения    через    обучения”  (РОНДО). Учебный    план     РОНДО    ориентирован    на    активную    деятельность    и    предназначен     для     обучения     основным    двигательным     навыкам, необходимым    в    дальнейшей    жизни,    как    в    домашней    обстановке, так    и    в   обществе. Курс    обучения    учитывает    естественную    механику    тела, рассматриваемую    совместно    с    учебным  процессом. Эта   программа     является   результатом  пятилетней    совместной    деятельности     учителей    и    врачей    графства    Керн  (Англия). Фирма   “Рехабс     энд     медикал”    занимается     так    же    поставкой   специального    оборудования    для    механотерапии    и    психотерапии  [17, с.55] .

В    России    была    разработана    комплексная    инновационная    модель    “Центр    независимой    жизни     для    детей    с    ограниченными    возможностями”. Это    система   социальных    служб, которые    в    условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной    архитектурной    среды    и    консервативного   в    отношении    инвалидов    общественного    сознания, создает    режим    равных    возможностей    для    детей    с    особыми    проблемами.  Основная    задача    модели  - обучение    детей    и    родителей     умениям    и    навыкам    независимой    жизни. В   работе    используются     следующие     формы     оказания    помощи: беседы, семинары, творческие    кружки, исследования, проведение    различных   мероприятий, создание    служб (например   “От   родителя    к   родителю”), обучение    родителей, представительство    интересов, оказание    помощи    на     дому  и    т.п. [14] .

Участие  социального    работника    в     реабилитации     инвалидов    носит    многоаспектный    характер, который     предполагает     не    только    разностороннее образование, но   и    наличие     соответствующих   личностных   качеств, позволяющих   инвалидам    относиться    к    ним    с  доверием.











        

           § 3. Дельфинотерапия, как один из инновационных методов анимотерапии, при реабилитации детей-инвалидов.

Возможность привлечения животных вызывает большой интерес среди специалистов: психологов, врачей, педагогов; и людей, ищущих квалифицированную помощь, и считается целесообразным. Подобное привлечение осуществляется в рамках анимотерапии, как психотерапевтической практики. Практические наблюдения привели к выводу, что общение человека с животным может носить терапевтический характер и на основе этого можно строить психотерапевтические стратегии.

 Анимотерапия имеет длительную предысторию использования животных в различных реабилитационных программах. Например, в некоторых американских клиниках пациентам позволяли в палатах держать собак или кошек, такие пациенты быстрее поправлялись и прибывали в более комфортном эмоциональном состоянии.

В качестве отдельных направлений, относительно самостоятельных, выделяют: метод специально организованной верховой езды - иппотерапия, стоящий на грани психотерапии и лечебной физкультуры и дельфинотерапия, метод психотерапевтического общения с дельфинами и белыми китами (белухами). К анимотерапии привлекаются и другие представители животного мира.

 Сам термин анимотерапия связан с именем американского психиатра Б. Левинсона. Основанием анимотерапии является психологическая значимость, ценность общения человека с животным.

Можно выделить рад специфических терапевтических механизмов анимотерапии и связь их с показателями терапевтической эффективности:

·                   взаимодействие с животным, способствующее облегчению социального контакта;

·                   позитивная регрессия, обращение к невербальным способам общения стимулирует коррекцию навыков общения;

·                   идентификация с животным и приобретение нового опыта взаимодействия с животным облегчает понимание собственной личности, позволяет ощутить свою компетентность, стимулировать интеграцию личности, повысить самооценку[21].                                                                      

      Особое внимание хотелось бы уделить дельфинотерапии.

 Согласно легенде дельфин - существо, живущее в двух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном между земным и небесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение, провожатым душ в потустороннем мире. Дельфин - это аллегория спасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как друга человека. Он символизирует морскую силу, безопасность и скорость, свободу, благородство, любовь, удовольствие. Два дельфина, смотрящие в разные стороны, олицетворяют двойственность природы, космические потоки инволюции и эволюции, два дельфина вместе - золотую середину между крайностями, символ равновесия. Дельфин с якорем означает рассудительность.         

 Мировой опыт привлечения дельфинов к реабилитации детей-инвалидов насчитывает около 35 лет. Основателем этого направления считается Девид Натансон, английский морской биолог.

Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Это специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога), врача, тренера, ветеринара. В терапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером».

В дельфинотерапии существует два направления:

·       Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов. В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и животных.  

·        Специально организованное общение, где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении она может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - это зависит от клиента и специалиста, которые будут замыкать психотерапевтическую цепь. Она может быть групповой, индивидуальной, семейной.

 Общение с дельфином позволяет достичь следующего:

·        прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, окружающим людям, природе, миру в целом;

  • помочь человеку выйти из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;
  • активизировать работу мозговых структур и всего организма в целом через сенсорную стимуляцию;
  • стимулировать вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;
  • может восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающих одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;
  • пережить совместный, богатый, эмоциональный опыт ребенку и его родителям;
  • стимулировать выработку гормона радости.

Наиболее перспективными для метода диагнозами, по мнению разработчиков, в настоящее время являются:

  • синдром Дауна;
  • аутизм;
  • энурез и логоневроз;
  • ДЦП;
  • сильные психологические и комбинированные травмы;
  • состояние после комы;
  • задержки психического и речевого развития у детей.

         Дельфинотерапия приводит к значительному повышению функциональных возможностей больного ребенка и улучшению его адаптации в обществе.               

           Исследования в «Уришском дельфинарии» (г. Москва), проведенные с детьми от трех до пятнадцати лет, показали:

         1) при органическом поражении ЦНС снимается психологический барьер общения, уменьшаются страхи, исчезает агрессия к посторонним людям, улучшаются ориентация в пространстве, координация движений, концентрация внимания, повышается эмоциональный тонус,
         2) у пациентов, страдающих детским аутизмом, улучшаются зрительная и двигательная координация, ориентация в пространстве, исчезает страх воды;
         3) у детей, страдающих ДЦП, значительно улучшается моторика.

         После общения с дельфинами у большинства больных детей восстанавливаются двигательные способности, уменьшаются боли, улучшается кровообращение и речь. Один сеанс дельфинотерапии обычно продолжается 15 минут. Заметное улучшение наблюдается у пациентов уже после третьего сеанса. Курс лечения повторяется через год в том случае, если заболевание не слишком серьезное. В противном случае повторный курс рекомендуется через шесть месяцев. Курс дельфинотерапии лучше всего начинать как можно раньше. Наиболее эффективные результаты отмечаются у детей в возрасте от 6 месяцев до 16 лет.

Во время работы устает не только тренер и врач, но и дельфин. Известно, что после окончания сеанса получасового общения с больным человеком «дельфин-доктор» уходит «отдыхать» на 40-50 минут. Здоровых людей дельфин катает по вольеру с удовольствием и радостью. А после общения именно с больным человеком, он уходит и не работает, пока не отдохнёт. Это говорит о том, что дельфин отдаёт больному человеку то, что ему не может дать медицина... В Европе и в Америке лечение дельфинотерапией стоит от 2 000 до 6 000 USD за 5-дневный курс, в странах СНГ – дешевле (в Севастополе цена для ближнего зарубежья - 200$, для дальнего-500$ за 10 занятий по 5 дней в неделю). 

Многие дети после сеанса дельфинотерапии начинают рисовать картинки, придумывать музыку, писать стихи, к кому-то возвращается утраченный контакт с внешним миром.  Дельфины помогают им тем, что издают и звук и ультразвук. И тем самым воздействуют на мозг детей. Через полчаса общения с дельфином у пациента меняется энцефалограмма, через 10 дней резко улучшается его общее состояние. На сегодняшний день еще не известно, почему это происходит. У дельфинов с людьми схожая кардиограмма и состав крови, четырех камерное сердце, температура тела, сопоставимый вес мозга. Сканируя пациента, животные ощущают характерную вибрацию нездорового органа. «Общаясь» с афалиной, человек снимает стресс, ощущает приток жизненной энергии, освобождается от негативных эмоций. Ни один физиотерапевтический прибор не может воспроизвести то, что делает дельфин. Есть мнение, что без симбиоза с человеком животное лечить не может. Результат достигается только совместными усилиями [20].

Все приведенные аспекты взаимодействия больных людей и дельфинов свидетельствуют о том, что, если отбросить спорные моменты и преувеличения, то это мощное средство психотерапии и психокоррекции. В России, несмотря на все сложности, дельфинотерапия тоже начала развиваться. В Московском дельфинарии доктором Е.Л. Бутовой проводится целенаправленная игровая терапия с участием дельфинов, при этом больные дети, в основном страдающие детским церебральным параличом и синдромом детского аутизма, находятся на помосте и дотрагиваются до дельфинов, но пока еще не плавают с ними из-за отсутствия технических условий. В Москве в дельфинотерапии участвуют не только афалины, но и белуха -  представительница  вида, который нигде больше в мире в подобного рода программах не используется.

Полученные результаты были впечатляемыми. Субъективно наблюдались значительные улучшения: дети стали более контактными и общительными, у них повысился фон настроения, они лучше справлялись с различными задачами повседневной жизни, уменьшились страхи, дети перестали бояться воды. Ушла агрессия по отношению к посторонним людям. Улучшилась ориентация в пространстве, координация движений, зрительная координация, моторика. Проявились творческие задатки, например, появился интерес к рисованию[22].

В одном из городов Ставропольского края уже 6 лет успешно работает дельфинарий «Мади» (по просьбе директора  конкретный город не указан, т.к. у работников дельфинария нет возможности оказать помощь всем желающим), который является филиалом Уришского дельфинария. Леван Тамбиев, построивший дельфинарий для своей больной дочери Мадины, в свободное от представлений время, по возможности, пропускает на занятия с дельфинами всех больных детей. Все свои наблюдения работники дельфинария сообщают  в Академию наук. Эффект от этих процедур всегда разный[19].

Практически всюду, где активно развивается дельфинотерапия, в ней участвуют в основном тихоокеанские афалины, обитающие в теплых водах. Но в российских дельфинариях содержатся атлантические афалины из черноморской популяции, и самая комфортная для них температура воды - 16 - 18 градусов по Цельсию. Люди в такой холодной воде чувствуют себя не уютно, а плавание в гидрокостюмах затрудняет не только телесные контакты с дельфинами, но и движения непривычных к ним людей - не говоря уже о том, что для маленьких детей это просто невозможно. Тут есть два варианта - либо переводить дельфинов на время работы в другой бассейн с теплой и чистой водой (о последнем не следует забывать, особенно при работе с детьми), либо приобретать теплолюбивых животных.

Дельфины, работающие с больными людьми, тоже должны отвечать определенным требованиям. Они должны быть абсолютно здоровыми, почти "стерильными". Кроме общительности и дружелюбия, они не должны проявлять никакой агрессивности по отношению к человеку.

Зоотерапия с использованием дельфинов обязательно должна быть комплексной; при проведении дельфинотерапии желательна совместная работа с пациентом врача, психолога и тренера[20].

Дельфинотерапию, судя по всему, ждет большое будущее - эта отрасль нетрадиционной медицины будет бурно развиваться в новом тысячелетии; наверняка общение с дельфинами принесет не только пользу страдающим людям, но и приоткроет нам новые горизонты в отношениях человека с представителями других видов животных.






Заключение

    Анимотерапия имеет длительную предысторию использования животных в различных реабилитационных программах. Возможность привлечения животных вызывает большой интерес среди различных специалистов. Очень часто к дельфинотерапии обращаются родители детей с серьезными нарушениями (ДЦП в тяжелой форме, умственная отсталость, аутизм, рак).

         Данная технология является социальной инновацией, так как она находится на стадии становления на территории РФ. И нельзя однозначно определить ее эффективность, так как данный метод реабилитации детей-инвалидов имеет ряд минусов:

-         дельфинотерапия, как вид реабилитации является дорогостоящей;

-         является недоступной для большинства детей, в связи с тем, что дельфинарии имеются лишь в 3-4 городах России;

-         общение с дельфинами не всегда приводит к положительному изменению в состоянии здоровья ребенка.

 Но даже если дельфинотерапия не принесет желаемого радикального улучшения, общение с дельфинами остается ярким не забываемым опытом в жизни детей и их родителей.















Литература:

1.       Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991.

2.       Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. - №1.

3.       Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра “Ринго – Надежда”. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2.

4.     Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дефектология. – 1996. - №5.

5.     Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям и их родителям в Королевтсе Норвегия. // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №5.

6.     Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей.  М.: Институт социальной работы Тюменской области, 1995.

7.     Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.

8.     Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. –

9.       Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29 – 31 октября 1996 г. Под редакцией Э.И. Збровского М., 1998.

10. Общество и инвалид – несостоявшийся диалог? Дебаты в малых группах. Программа «Выход» Центра реабилитации молодых инвалидов. Организация  “Next Stop – New Life”. 27.11.1998.

11. Основы социальной работы: Учебник. Под редакцией П.Д. Павленок. М.: ИНФРА – М, 1998.

12. Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». М., 1999.

13.   Положение в г.Ставрополе семей, воспитывающих детей с инвалидностью: общественный доклад / сост. В.С. Ткаченко, Г.В. Маковкина, А.Э. Гапич – Ставрополь, 2005.

14. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997.

15. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №1.

16. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997.

17. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981.

18. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996.

19.   #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.pgz.ru/




мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена