Нововведения в социальной работе семьями, в которых проживают дети-инвалиды, на региональном уровне ...
Кафедра социологии и социальной работы
Реферат
По дисциплине: «Социальные инновации»
На тему: «Нововведения в социальной работе семьями, в которых проживают дети-инвалиды, на региональном уровне».
Выполнила:
студентка 3 курса
группы СР-031
Прасолова Н. В.
Проверила: кандидат
технических наук,
доцент
Косинцева Ю.Ф.
Содержание.
§ 1. Дети-инвалиды как объект социальной работы…………………………..4
§ 2. Различные инновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами в России и за рубежом………………………………8
§ 3. Дельфинотерапия, как один из инновационных методов анимотерапии, при реабилитации детей-инвалидов…………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………20
Литература………………………………………………………………………….21
Введение
Возможность привлечения животных при реабилитации детей-инвалидов вызывает большой интерес среди различных специалистов. Дельфины издавна славятся своим изначально доброжелательным отношением к человеку. А общение с ними в их собственной среде положительно влияет на детей, больных синдромом Дауна и ДЦП, на невротиков и страдающих психосоматическими болезнями, и на детей больных различными другими заболеваниями.
Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент дельфинотерапия является модным нетрадиционным методом лечения детей-инвалидов.
Целью работы – доказать, что дельфинотерапия является социальной инновацией в сфере помощи детям-инвалидам.
Объектом исследования является жизненная ситуация детей-инвалидов.
Предмет исследования – это дельфинотерапия, как социальная инновация.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- исследовать детей-инвалидов как объект социальной работы;
- исследовать различные инновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими потребностями в России и за рубежом;
- проанализировать метод дельфинотерапии, как один из инновационных методов анимотерапии при реабилитации детей-инвалидов;
- выявить отрицательные и положительные стороны дельфинотерапии как социальной инновации.
Методы исследования: анализ научной литературы; анализ периодической печати.
§ 1. Дети-инвалиды как объект социальной работы.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН , 1975) «инвалид» - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей [16, с.211] .
К категории «ребенок-инвалид» относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [2 , с.6].
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» [17, с.282].
В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья.
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого) [3, с.1].
Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:
1.Нервно-психические заболевания.
Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности), болезнь Дауна, аутизм.
2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время они занимают лидирующее положение в структуре детской инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации.
В эту группу заболеваний входят различные заболевания, патологические состояния и пороки развития органов дыхания (в том числе и хронический туберкулез легких), почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п.), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения (лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.) [16, с.151].
3. Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях.
4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов.
[5,с.82].
5. Поражения и заболевания органа слуха. По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих. Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от наличия или отсутствия у них речи.
[8, с.100].
6.Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации .
7. Эндокринные заболевания.
Существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что больное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья, являясь частью общества, не готова к тому , чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка –инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя»[10] .
И, хотя люди с ограниченными возможностями, а так же их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальные стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно эволюционируют, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия и признания их прав, достоинства и полезности обществу.
Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей-инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.
§ 2. Различные инновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами в России и за рубежом.
В развитых странах за рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми-инвалидами. Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально - экономическими условиями, психолого-педагогическими традициями, ориентацией на определенные научные подходы.
В настоящее время создаются, разрабатываются различные инновационные программы, учитывающие тенденции по оказанию комплексной помощи, индивидуального подхода к детям со специфическими нуждами. Одна из таких программ, предложенная ООН, - это Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется, как “стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели: изменить положение дел в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам” [9, с.113] . Суть РНБО заключается в том, семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид способны самостоятельно осуществлять реабилитацию . Безусловно, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.
В США действует программа “Инклюжен” (интеграция в обучении). Модель “ Инклюжен” подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания. Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя.
Широкое распространение во всем мире получила “Клоунотерапия”. Так же активно используется “Арттерапия” в оказании помощи, как детям, так и взрослым с ограниченными способностями. Но особенно важно это для детей, т.к. в детстве и юности закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Развитие художественных способностей умственно ограниченных детей особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности. Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными способностями и без них, т.к. здесь важно только наличие дара, через который общность между детьми проявляется быстрее.
В России Институтом развития личности РАО (Москва) при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана “Игротерапия”. Она рекомендована для использования психологами, социальными работниками и педагогами в работе с детьми с ограниченными возможностями (3-9 лет). Игротерапия применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. В игру включаются средства “Арттерапии”. Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями. Таким образом, в рамках Федеральной программы “Дети России” на основе русских народных сказок (“Репка”, ”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны и апробированы в реабилитационном центре “Сломанный цветок” игротерапевтические аттракционы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. “Особенностью разработанных аттракционов является активное использование игровых способов общения ребенка с игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны”. [15, с.59].
Для детей с ДЦП английская фирма “Рэхаб энд медикал” предлагает программу “Развитие основных навыков движения через обучения” (РОНДО). Учебный план РОНДО ориентирован на активную деятельность и предназначен для обучения основным двигательным навыкам, необходимым в дальнейшей жизни, как в домашней обстановке, так и в обществе. Курс обучения учитывает естественную механику тела, рассматриваемую совместно с учебным процессом. Эта программа является результатом пятилетней совместной деятельности учителей и врачей графства Керн (Англия). Фирма “Рехабс энд медикал” занимается так же поставкой специального оборудования для механотерапии и психотерапии [17, с.55] .
В России была разработана комплексная инновационная модель “Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями”. Это система социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной архитектурной среды и консервативного в отношении инвалидов общественного сознания, создает режим равных возможностей для детей с особыми проблемами. Основная задача модели - обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи: беседы, семинары, творческие кружки, исследования, проведение различных мероприятий, создание служб (например “От родителя к родителю”), обучение родителей, представительство интересов, оказание помощи на дому и т.п. [14] .
Участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним с доверием.
§ 3. Дельфинотерапия, как один из инновационных методов анимотерапии, при реабилитации детей-инвалидов.
Возможность привлечения животных вызывает большой интерес среди специалистов: психологов, врачей, педагогов; и людей, ищущих квалифицированную помощь, и считается целесообразным. Подобное привлечение осуществляется в рамках анимотерапии, как психотерапевтической практики. Практические наблюдения привели к выводу, что общение человека с животным может носить терапевтический характер и на основе этого можно строить психотерапевтические стратегии.
Анимотерапия имеет длительную предысторию использования животных в различных реабилитационных программах. Например, в некоторых американских клиниках пациентам позволяли в палатах держать собак или кошек, такие пациенты быстрее поправлялись и прибывали в более комфортном эмоциональном состоянии.
В качестве отдельных направлений, относительно самостоятельных, выделяют: метод специально организованной верховой езды - иппотерапия, стоящий на грани психотерапии и лечебной физкультуры и дельфинотерапия, метод психотерапевтического общения с дельфинами и белыми китами (белухами). К анимотерапии привлекаются и другие представители животного мира.
Сам термин анимотерапия связан с именем американского психиатра Б. Левинсона. Основанием анимотерапии является психологическая значимость, ценность общения человека с животным.
Можно выделить рад специфических терапевтических механизмов анимотерапии и связь их с показателями терапевтической эффективности:
· взаимодействие с животным, способствующее облегчению социального контакта;
· позитивная регрессия, обращение к невербальным способам общения стимулирует коррекцию навыков общения;
· идентификация с животным и приобретение нового опыта взаимодействия с животным облегчает понимание собственной личности, позволяет ощутить свою компетентность, стимулировать интеграцию личности, повысить самооценку[21].
Особое внимание хотелось бы уделить дельфинотерапии.
Согласно легенде дельфин - существо, живущее в двух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном между земным и небесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение, провожатым душ в потустороннем мире. Дельфин - это аллегория спасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как друга человека. Он символизирует морскую силу, безопасность и скорость, свободу, благородство, любовь, удовольствие. Два дельфина, смотрящие в разные стороны, олицетворяют двойственность природы, космические потоки инволюции и эволюции, два дельфина вместе - золотую середину между крайностями, символ равновесия. Дельфин с якорем означает рассудительность.
Мировой опыт привлечения дельфинов к реабилитации детей-инвалидов насчитывает около 35 лет. Основателем этого направления считается Девид Натансон, английский морской биолог.
Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Это специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога), врача, тренера, ветеринара. В терапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером».
В дельфинотерапии существует два направления:
· Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов. В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и животных.
· Специально организованное общение, где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении она может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - это зависит от клиента и специалиста, которые будут замыкать психотерапевтическую цепь. Она может быть групповой, индивидуальной, семейной.
Общение с дельфином позволяет достичь следующего:
· прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, окружающим людям, природе, миру в целом;
Наиболее перспективными для метода диагнозами, по мнению разработчиков, в настоящее время являются:
Дельфинотерапия приводит к значительному повышению функциональных возможностей больного ребенка и улучшению его адаптации в обществе.
Исследования в «Уришском дельфинарии» (г. Москва), проведенные с детьми от трех до пятнадцати лет, показали:
1)
при органическом поражении ЦНС снимается психологический барьер общения,
уменьшаются страхи, исчезает агрессия к посторонним людям, улучшаются
ориентация в пространстве, координация движений, концентрация внимания,
повышается эмоциональный тонус,
2) у пациентов,
страдающих детским аутизмом, улучшаются зрительная и двигательная координация,
ориентация в пространстве, исчезает страх воды;
3) у детей, страдающих
ДЦП, значительно улучшается моторика.
После общения с дельфинами у большинства больных детей восстанавливаются двигательные способности, уменьшаются боли, улучшается кровообращение и речь. Один сеанс дельфинотерапии обычно продолжается 15 минут. Заметное улучшение наблюдается у пациентов уже после третьего сеанса. Курс лечения повторяется через год в том случае, если заболевание не слишком серьезное. В противном случае повторный курс рекомендуется через шесть месяцев. Курс дельфинотерапии лучше всего начинать как можно раньше. Наиболее эффективные результаты отмечаются у детей в возрасте от 6 месяцев до 16 лет.
Во время работы устает не только тренер и врач, но и дельфин. Известно, что после окончания сеанса получасового общения с больным человеком «дельфин-доктор» уходит «отдыхать» на 40-50 минут. Здоровых людей дельфин катает по вольеру с удовольствием и радостью. А после общения именно с больным человеком, он уходит и не работает, пока не отдохнёт. Это говорит о том, что дельфин отдаёт больному человеку то, что ему не может дать медицина... В Европе и в Америке лечение дельфинотерапией стоит от 2 000 до 6 000 USD за 5-дневный курс, в странах СНГ – дешевле (в Севастополе цена для ближнего зарубежья - 200$, для дальнего-500$ за 10 занятий по 5 дней в неделю).
Многие дети после сеанса дельфинотерапии начинают рисовать картинки, придумывать музыку, писать стихи, к кому-то возвращается утраченный контакт с внешним миром. Дельфины помогают им тем, что издают и звук и ультразвук. И тем самым воздействуют на мозг детей. Через полчаса общения с дельфином у пациента меняется энцефалограмма, через 10 дней резко улучшается его общее состояние. На сегодняшний день еще не известно, почему это происходит. У дельфинов с людьми схожая кардиограмма и состав крови, четырех камерное сердце, температура тела, сопоставимый вес мозга. Сканируя пациента, животные ощущают характерную вибрацию нездорового органа. «Общаясь» с афалиной, человек снимает стресс, ощущает приток жизненной энергии, освобождается от негативных эмоций. Ни один физиотерапевтический прибор не может воспроизвести то, что делает дельфин. Есть мнение, что без симбиоза с человеком животное лечить не может. Результат достигается только совместными усилиями [20].
Все приведенные аспекты взаимодействия больных людей и дельфинов свидетельствуют о том, что, если отбросить спорные моменты и преувеличения, то это мощное средство психотерапии и психокоррекции. В России, несмотря на все сложности, дельфинотерапия тоже начала развиваться. В Московском дельфинарии доктором Е.Л. Бутовой проводится целенаправленная игровая терапия с участием дельфинов, при этом больные дети, в основном страдающие детским церебральным параличом и синдромом детского аутизма, находятся на помосте и дотрагиваются до дельфинов, но пока еще не плавают с ними из-за отсутствия технических условий. В Москве в дельфинотерапии участвуют не только афалины, но и белуха - представительница вида, который нигде больше в мире в подобного рода программах не используется.
Полученные результаты были впечатляемыми. Субъективно наблюдались значительные улучшения: дети стали более контактными и общительными, у них повысился фон настроения, они лучше справлялись с различными задачами повседневной жизни, уменьшились страхи, дети перестали бояться воды. Ушла агрессия по отношению к посторонним людям. Улучшилась ориентация в пространстве, координация движений, зрительная координация, моторика. Проявились творческие задатки, например, появился интерес к рисованию[22].
В одном из городов Ставропольского края уже 6 лет успешно работает дельфинарий «Мади» (по просьбе директора конкретный город не указан, т.к. у работников дельфинария нет возможности оказать помощь всем желающим), который является филиалом Уришского дельфинария. Леван Тамбиев, построивший дельфинарий для своей больной дочери Мадины, в свободное от представлений время, по возможности, пропускает на занятия с дельфинами всех больных детей. Все свои наблюдения работники дельфинария сообщают в Академию наук. Эффект от этих процедур всегда разный[19].
Практически всюду, где активно развивается дельфинотерапия, в ней участвуют в основном тихоокеанские афалины, обитающие в теплых водах. Но в российских дельфинариях содержатся атлантические афалины из черноморской популяции, и самая комфортная для них температура воды - 16 - 18 градусов по Цельсию. Люди в такой холодной воде чувствуют себя не уютно, а плавание в гидрокостюмах затрудняет не только телесные контакты с дельфинами, но и движения непривычных к ним людей - не говоря уже о том, что для маленьких детей это просто невозможно. Тут есть два варианта - либо переводить дельфинов на время работы в другой бассейн с теплой и чистой водой (о последнем не следует забывать, особенно при работе с детьми), либо приобретать теплолюбивых животных.
Дельфины, работающие с больными людьми, тоже должны отвечать определенным требованиям. Они должны быть абсолютно здоровыми, почти "стерильными". Кроме общительности и дружелюбия, они не должны проявлять никакой агрессивности по отношению к человеку.
Зоотерапия с использованием дельфинов обязательно должна быть комплексной; при проведении дельфинотерапии желательна совместная работа с пациентом врача, психолога и тренера[20].
Дельфинотерапию, судя по всему, ждет большое будущее - эта отрасль нетрадиционной медицины будет бурно развиваться в новом тысячелетии; наверняка общение с дельфинами принесет не только пользу страдающим людям, но и приоткроет нам новые горизонты в отношениях человека с представителями других видов животных.
Заключение
Анимотерапия имеет длительную предысторию использования животных в различных реабилитационных программах. Возможность привлечения животных вызывает большой интерес среди различных специалистов. Очень часто к дельфинотерапии обращаются родители детей с серьезными нарушениями (ДЦП в тяжелой форме, умственная отсталость, аутизм, рак).
Данная технология является социальной инновацией, так как она находится на стадии становления на территории РФ. И нельзя однозначно определить ее эффективность, так как данный метод реабилитации детей-инвалидов имеет ряд минусов:
- дельфинотерапия, как вид реабилитации является дорогостоящей;
- является недоступной для большинства детей, в связи с тем, что дельфинарии имеются лишь в 3-4 городах России;
- общение с дельфинами не всегда приводит к положительному изменению в состоянии здоровья ребенка.
Но даже если дельфинотерапия не принесет желаемого радикального улучшения, общение с дельфинами остается ярким не забываемым опытом в жизни детей и их родителей.
Литература:
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991.
2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. - №1.
3. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра “Ринго – Надежда”. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2.
4. Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дефектология. – 1996. - №5.
5. Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям и их родителям в Королевтсе Норвегия. // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №5.
6. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: Институт социальной работы Тюменской области, 1995.
7. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
8. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. –
9. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29 – 31 октября 1996 г. Под редакцией Э.И. Збровского М., 1998.
10. Общество и инвалид – несостоявшийся диалог? Дебаты в малых группах. Программа «Выход» Центра реабилитации молодых инвалидов. Организация “Next Stop – New Life”. 27.11.1998.
11. Основы социальной работы: Учебник. Под редакцией П.Д. Павленок. М.: ИНФРА – М, 1998.
12. Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». М., 1999.
13. Положение в г.Ставрополе семей, воспитывающих детей с инвалидностью: общественный доклад / сост. В.С. Ткаченко, Г.В. Маковкина, А.Э. Гапич – Ставрополь, 2005.
14. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997.
15. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №1.
16. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997.
17. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981.
18. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996.
19. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.pgz.ru/