Нравственное сознание, отношение и поведение
Нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. Моральное сознание определяет оптимальную для данного общества модель поведения. В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.
Для более полного изучения нравственного сознания рассмотрим внутренний мир отдельного человека. Еще в античности в человеческой душе выделялись три части: разумная, волевая, чувствующая. Аналогично индивидуальное моральное сознание состоит из трех компонентов.
Первый - рациональная часть индивидуального морального сознания, формируется в процессе обучения, воспитания и самовоспитания и включает понятия, представления о добре и зле, долге, совести, высших ценностях. Еще Сократом и Платоном отмечалась важная роль разума в нравственной жизни человека. Именно благодаря разуму человек может намечать стратегию нравственного поведения, тактику конкретных действий, анализировать ту или иную ситуацию.
Однако не во всех ситуациях (особенно в которых проявляется недостаток информации о том или ином событии, о том или ином индивиде или дефицит времени) рациональная часть индивидуального морального сознания может помочь человеку сделать правильный выбор. Здесь разум дополняют нравственные чувства – долга, ответственности, справедливости и т.д. - второй компонент индивидуального морального сознания. Способность испытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Веление чувств во многом превосходят полномочия разума. Стихийность эмоционального уровня требует его обязательную регуляцию и саморегуляцию. Специфика высших нравственных чувств проявляется, в частности, в том, что они обладают свойством императивности, т.е. вменяются в обязанность.
Для нравственной жизни важно гармоническое взаимодействие разума и чувств. Их единство обеспечивает внутреннюю целостность личности, формирование ее моральных убеждений. Однако не всегда человек, имея достойные моральные убеждения, их реализует в своей жизнедеятельности. И здесь следует упомянуть о третьем компоненте морального сознания – воле, которая проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам. Именно воля играет решающую роль в утверждении моральных принципов человека в его жизни.
Человек проявляет и утверждает свои нравственные убеждения в обществе. Индивидуальное моральное сознание во многом определяется общественным моральным сознанием, выразителем которого является общество.
Индивидуальное и общественное моральное сознание имеет сложную взаимосвязь и взаимодействие, в процессе которого происходит взаимообогащение, осуществляющееся в постоянном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев. Общественное моральное сознание не является суммарным числом индивидуальных моральных сознаний. Далеко не все проявления индивидуальной нравственной жизни оказывают влияние на общественное моральное сознание, которое в значительной мере формируется под влиянием опыта нравственных исканий предшествующих поколений.
Общественное моральное сознание имеет свою структуру. Наиболее простой ее вариант включает в себя обыденное моральное и теоретическое моральное сознание. Первое включает наши повседневные суждения по различным проблемам морали и соответствующие оценки, нравственные чувства. Обыденное моральное сознание, как правило, тесно связано с практическими, непосредственными нуждами людей и отличается противоречивостью. Для теоретического морального сознания характерна последовательность, рациональность и системность. Оно устремлено к решению смысложизненных вопросов человеческого бытия.
Важным элементом структуры морали являются нравственные отношения, которые складываются в процессе нравственной деятельности. Мораль регулирует отношения в свойственной ей повелительной манере, предписывая как надо относиться к труду, Родине, ближнему, т.е. по содержанию нравственные отношения зависят от сферы, в которой проявляются. По форме они определяются тем требованием, которым регулировалось отношение человека к данной ситуации. В качестве такого требования может выступать любое понятие морального сознания, представляющееся человеку как главное, на данный момент, идейное побуждение. Моральное сознание и нравственные отношения тесно взаимосвязаны и не существуют изолировано друг от друга. Проявление нравственных отношений невозможно при отсутствии нравственных чувств и представлений. В то же время эти чувства и представления должны воплотиться в определенных нравственных отношениях, иначе они иллюзорны и бесполезны.
Основной формой нравственных отношений является общение. Именно в общении проявляется подлинная сущность человека, его личностное Я, его моральный облик. Наиболее важным в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе, к природе.
Специфика нравственных отношений заключается в том, что:
во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные принципы, жизнь индивида соотносится с высшими ценностями;
во-вторых, нравственные отношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно;
в-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д. На нравственные отношения влияют особенности культуры, религии, характер отношений личности и общества.
Нравственное поведение является результатом развития личности и ее свободного выбора. Оно обусловлено нравственным сознанием и нравственными отношениями личности и является реализацией нравственных ценностей (добра, справедливости, свободы и т.д.). Поведение человека ярко характеризует его нравственную культуру. Исходным элементом нравственного поведения является поступок, который представляет собой действие, имеющее позитивную нравственную значимость. Он определяется предшествующей и последующей деятельностью морального сознания человека и моральными отношениями в обществе. Именно эти моменты оказывают большое влияние на содержание нравственного поступка, который характеризует степень нравственной зрелости человека в постановке целей, выбору соответствующих им средств и морально ответственном действии. Вместе с тем следует отметить, что главным фактором нравственного поведения являются моральные убеждения личности, уровень ее нравственной культуры, ее волевой настрой. В зависимости от того как понимает человек добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни, строится линия его поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Нравственное поведение включает мотивацию поступка и его оценку (самооценку). Мотивация поведения личности так же важна, как и поступок. Она возникает до его реализации и действует в период совершения действия. Мотив побуждает к действию. Однако мотивы и поступки могут и не совпадать или не соответствовать друг другу: так не всегда благие намерения (мотивы) порождает столь же благие поступки. Связь между мотивом и поступком неоднозначна: один и тот же мотив может заставить совершить человека разные поступки. И наоборот: одна и та же линия поведения может определяться разными мотивами. При оценке уровня нравственности личности должны учитываться не только результаты, но и мотивы, движущие ее поступками. При анализе же нравственного поведения учитываются мотивы, последствия поступка, а также используемые средства и условия, в которых он совершается.
В нравственной регуляции поведения велика роль моральной оценки, которые делаются с учетом моральных принципов, норм и идеалов, предписывающих человеку должное поведение. В процессе моральной оценки учитываются соответствие сущего (того, что совершено), должному. Как правило, в этике моральные оценки делаются с позиций Добра и Зла, хотя в жизни они могут иметь разнообразные формы проявления (похвала, отрицание, согласие, критика и т.д.).
Нравственное поведение предполагает выбор, творчество человека, необходимым условием которых является свобода. Нравственную свободу можно представить как диалектическое единство моральной необходимости и субъективной добровольности поведения, как способность приобретения субъектом власти над своими поступками. Моральная необходимость может быть понята как совокупность требований, предъявляемых к деятельности людей исторически определенной моральной системой.
Личность утверждает свою независимость от внешних условий, безусловным принятием автономного, т.е. приоритетного ко всем остальным, принципа. Для нравственно развитой, нравственно полноценной личности нравственная свобода в сути своей состоит не в выборе между добром и злом. Ее однозначно детерминирует добро. Выбор же предполагает выявление наиболее оптимальных для данной конкретной ситуации способов, средств для утверждения добра, ибо оно утверждается посредством позитивно направленных человеческих поступков. В свободно принимаемом и осуществляемом добре и заключена свобода духа.
Изучая структуру морали, важно выяснить механизм взаимодействия ее элементов.
Во-первых, нравственное сознание, нравственные отношения и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве.
Во-вторых, между отдельными элементами морали (сознанием, отношениями и поведением) имеются противоречия, что проявляется в рассогласованности морального сознания, отношения и поведения. В то же время наблюдаются противоречия внутри отдельных элементов морали:
в моральном сознании – противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами;
в моральном поведении – между возможным, желаемым и должным;
в моральных отношениях – между индивидуальным, групповым и общечеловеческим
Основные различия в философско-этических и моралистических трактовках морали сводятся к разному пониманию источника морали и содержания морального идеала. По пониманию источника морали типологически различаются:
а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, рассматривающие мораль как момент развития природных закономерностей (Ж.О. де Ламетри, эволюционная этика);
б) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации, как разновидность социальной дисциплины (Т. Гоббс, Дж.С. Милль, марксизм, М. Вебер и др.);
в) «антропологические» концепции, выводят мораль из природы человека, считают мораль неотъемлемым качеством человека. (Демокрит, киренаики, Аристотель, К.А. Гельвеций, Ж.П. Сартр, Э. Фромм);
г) супранатуралистические концепции, выводящие мораль из трансцендентного источника (Гераклит, Платон, Фома Аквинский).
По интерпретации идеала имеются:
а) гедонистические учения, в которых в качестве высшей ценности и цели человека является удовольствие и стремление человека получать удовольствие является доминирующим в его жизни (киренаики, Д.де Сад);
б) утилитаристские, или прагматические учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху (софисты, Милль, Н.Г. Чернышевский, марксизм);
в) перфекционистские учения, в которых провозглашается в качестве высшей ценности совершенство, поэтому долг каждого человека совершенствоваться, приближаясь к идеалу (Платон, Августин, Б.Спиноза, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);
г) «гуманистические» учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и каждый должен содействовать благу другого.
Согласно одному из наиболее распространенных современных подходов, мораль трактуется как способ регуляции (в частности, нормативной) поведения людей. По способу своего бытия мораль – это система норм, принципов, ценностей, которые определяют реальное поведение людей.
В морали воплощено единство духовного и практического: с одной стороны, она является основой культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека, всё его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями. Специфичность морального способа регуляции проявляется в том, что он носит универсальный характер и реализуется во всех сферах жизни.
Особенностью морали является ее оценочно-императивный характер. Это значит, что мораль рассматривает явления мира, поступки и мысли людей через призму ценностей и оценок и требует от людей особенного – морального типа поведения. Именно императивность делает мораль регулятором отношений человека к природе и обществу, другим людям, самому себе, обеспечивая оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не – Я.
Как форма общественного сознания и как совокупность бытующих нравов, мораль определяет и корректирует поведение человека, его поступки и отношения. Мораль явилась исторически первым способом социальной регуляции, обеспечивающим согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны).
На отношение морали и социальности (социальных отношений) известны две основные точки зрения. Согласно одной, мораль представляет собой разновидность социальных отношений, более того, обусловлена базовыми общественными отношениями (Маркс, Дюркгейм); согласно другой, мораль не зависит непосредственно от социальных отношений, более того, она предзадана социальности. Двойственность в этом подходе объясняется следующим. Мораль, безусловно, присутствует в общественной практике и опосредована ею. Вместе с тем мораль неоднородна: с одной стороны, она представляет комплекс принципов, в основе которого лежит отвлеченный идеал, а с другой - практические ценности и требования, посредством которых этот идеал индивидуально осознается и отображается обособленным сознанием и включается в регулирование отношений людей. Идеал, высшие ценности и императивы воспринимаются и осмысливаются различными социальными субъектами, которые фиксируют, объясняют и обосновывают их сообразно своим социальным интересам.
Мораль, являясь продуктом социального опыта поколений, итогом этической рефлексии общества способствует людям обрести оптимальные формы взаимосвязи и взаимоотношений. Выражая общественные интересы, мораль в конечном счете обеспечивает индивидуальные интересы. И поэтому моральные устои общества являются основой как общественного, так и индивидуального благополучия. Таким образом, объективная сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения.
Нравственность – термин, являющийся, как правило, синонимом понятию мораль. Однако в истории философии и этики нравственность иногда рассматривалась как нечто отличное от морали. Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность» проводил Г.В.Ф. Гегель. Под моралью он понимал область субъективно-индивидуальной моральности, распространяющуюся на сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям. Понятию нравственность философ придавал более высокий смысл. Нравственность по Гегелю – это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это – «в себе и для себя сущие законы и учреждения». Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.
Имеются и другие точки зрения. Например, «мораль – форма сознания, а нравственность – область практических поступков, обычаев, нравов или мораль – это регуляция поведения посредством строго фиксируемых норм, внешнего психологического принуждения и контроля групповых критериев, общественного мнения, а нравственность – сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, его внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро».
Для более полного понимания сущности морали важное значение имеет выявление ее функций. Кратко перечислим их.
1.Гуманизирующая функция морали состоит в приобщении личности к высоким нравственным принципам и идеалам, что способствует «очеловечиванию» человека, становлению Человека, достойного любви и уважения.
2.Регулятивная функция. Мораль регулирует отношения и поведение людей в обществе. Однако право, религия, искусство, политическое сознание также во многом определяют поведение человека. Поэтому важно выделить специфику регулятивной функции морали, которая заключается в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, политике, эстетическом сознании). Во-вторых, мораль ориентирует человека на достижение нравственного идеала, который сам по себе (по определению) недосягаем. В-третьих, регулятивная функция морали реализуется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения человека.
3.Мораль играет важную роль в подготовке к будущей социальной деятельности, в формировании ценностных ориентаций и нравственно-психологических установок. Поэтому воспитательная функция морали состоит в формировании человеческой личности, ее сознания и самосознания.
4.С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Моральное познание позволяет человеку осознать, что запрещено, а что можно делать. В моральном познании определяющую роль играют чувства, вера, интуиция, в отличие от научного познания, где главную роль играет разум.
5.Коммуникативная функция морали. Она проявляется в особой роли морали в человеческом общении, где она выступает его необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом.
Безусловно, названные функции не исчерпывают роли морали в жизни человека и общества в целом. К тому же степень их проявления определяется конкретной жизненной ситуацией.
Структура морали многоярусна и многопланова, охватить одновременно все ее комбинации нереально. Поэтому рассмотрим лишь один вариант ее возможного структурирования.
Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, которая является результатом сложного взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения.
Библиографический список
1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. - М.: Наука, 2010.
2. Бербешина З.А. Этика и практика социального работника/ Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .
3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.
4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.
5. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Минск, 2008.
6. Шадриков В.Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. - 2010. - № 2.
7. Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.
8. Гессен Ю. История еврейского народа в России. – М.: Наука,2008.
9. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.
10. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.
Размещено на