Организация мониторинга социальных страхов среди студенческой молодежи в условиях противодействия угрозам терроризма
Введение
Терроризм в настоящее время стал широкомасштабным явлением, представляющим угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства. Однако до сих пор нет единого определения данной категории. Закон Российской Федерации «О противодействии терроризма» трактует его как «идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
Терроризм
В практике борьбы с терроризмом на первое место до недавнего времени выходил принцип реагирования. Функционирование этого принципа можно представить в виде следующей схемы: вызов (опасность, угроза, риск) – ответ – результат – анализ результата – корректировка ответа. В то же время необходимо учитывать, что даже если контртеррористическая операция была проведена успешно, нельзя говорить о её абсолютной эффективности. Связано это с тем, что последствиями теракта могут быть: деформация общественного сознания, разрушение ценностей, на воссоздание которых требуются десятилетия. В обществе, подвергшемся террористической атаке, происходят трансформационные процессы, проявляющиеся в этнической и религиозной нетерпимости. Меняется восприятие терроризма - он становится чем-то неизбежным. Более того, «страх за собственную жизнь и жизнь детей своих ввергает всех людей в состояние тревоги, постепенно, медленно и неуклонно парализует их волю». Посеянные в обществе страх и паника являются, по большому счету, главной целью террористов, т.к. именно эти чувства порождают широкий общественный резонанс, усиливая эффект насилия. Более того, названные выше формы социальной деформации наряду с различными социально-политическими, культурными, духовными и пр. противоречиями относят к факторам возникновения терроризма. Т.о. можно заключить, что принцип реагирования нельзя назвать самым действенным в вопросе борьбы с терроризмом.
Как следствие этого, на первое место выходит необходимость в превентивных действиях, и с середины 80-х годов начинается выработка новых принципов, новых инструментов и новых процедур. Так, И. Валлерстайном были созданы основания методологии предотвращения, а в середине 90-х – началась концептуализация политики предотвращения, определённая завершенность которой состоялась благодаря исследованиям Кофи Аннана, Генерального Секретаря Объединённых Наций 1998-2005 годов.
Ниже приведены некоторые направления предупреждения эндогенного терроризма:
оказание мощных профилактических воздействий на общественные процессы и явления, обладающие террористическим эффектом;
создание системы предотвращения террористических актов, ориентированной на распознавание объектов и субъектов терроризма, способной тем самым прогнозировать планы террористов на перспективу.
Если последний пункт связан больше с развитием и усовершенствованием оперативно-агентурной работы, то первый – с условиями и факторами возникновения терроризма. Т.е. встает вопрос об оздоровлении атмосферы в стране, ликвидации разрыва между обществом и государством, возвращении доверия народа к органам власти. Также необходимо упомянуть о том, что теракт являет собой своего рода способ общения. Формируя сообщение – акт насилия – террористы обращают его не только непосредственно к жертве, но и к отдаленной аудитории с помощью СМИ, быстрая реакция которых на событие и его широкая огласка являют собой ключевые элементы тактики терроризма. В связи с этим остро стоит вопрос об ограничении информационной составляющей терроризма в условиях свободы слова. Помимо этого, на СМИ лежит большая доля ответственности за рост насильственной преступности, к числу которой принадлежит терроризм. Связано это с тем, что практически 80% прайм-тайма на телевидении заполняет демонстрация насилия и циничной жестокости (против 15% в Европе и США). Телевидение, по сути, предлагает насилие как самый эффективный способ решения проблем. Т.о. СМИ, являясь мощнейшим инструментом формирования общественного мнения, обязаны найти баланс между свободой слова и безопасностью человека и общества. На наш взгляд, их деятельность в критические моменты должна регламентироваться специальным законодательством, исключающим невольное пособничество террористам.
Говоря о предотвращении терроризма, не стоит также забывать о том, что питательной для него является криминальная среда. Именно отсюда рекрутируются исполнители самых жестоких акций. Финансирование же терактов зачастую происходит на деньги, вырученные от торговли наркотиками. В настоящее время уже существует такое понятие, как наркотерроризм, который приобрел в России большие масштабы и грозит вылиться в серьезную национальную проблему.
Таким образом, все эти действия должны быть направлены только на одно – подорвать социальные корни терроризма, предотвратив, таким образом, его возможные вспышки.
Особенности социологического анализа проблем безопасности и противодействия терроризму
Огромное и первостепенное значение для современного российского общества и государства приобретает проблема обеспечения безопасности и противодействия терроризму, она становятся все более актуальной и жизненно важной. Кардинальные геополитические изменения последнего десятилетия существенно трансформировали всю систему международных отношений. Они оказывают непосредственное влияние на современное положение России в мировом сообществе и тесно связаны с глобальными угрозами безопасности нового поколения, к которым можно отнести социокультурные, социально-политические, социально-экономические последствия реализации однополярной модели мирового устройства, интернационализацию экстремизма и терроризма, слабую степень контролируемости информационных процессов.
Сама по себе проблема обеспечения безопасности любого социального объекта, будь то отдельный человек, социальная группа, общество, социальная система, государство может быть рассмотрена только через призму объективно сложившихся и оформившихся опасностей, угроз, вызовов, рисков. Наиболее опасным и сложным явлением XXI века является современный терроризм. Современный терроризм отличает ряд принципиально новых качеств, связанных с его природой, формами проявления, организационной структурой, функциональными характеристиками. Он наносит удар по политическим, экономическим и культурным сферам общественной жизни, оказывает массовое психологическое давление, распространяя идеологию насилия и агрессии в самых устрашающих формах. Ущерб от деятельности террористов определяется не только прямыми и косвенными материальными убытками, но и невосполнимой потерей тысяч человеческих жизней.
Актуализация научного осмысления данной проблематики в условиях глобализации обусловлена появлением новых вызовов глобальной безопасности, к которым можно отнеси распространение оружия массового уничтожения (ОМУ), международный терроризм, национальный сепаратизм и экстремизм, трансграничная преступность, незаконная миграция, наркотрафик, распространение инфекционных заболеваний и деградация окружающей среды, которые носят транснациональный характер и соответственно требует разработки транснациональных способов предотвращения.
Главным из дестабилизирующих факторов в обеспечении безопасности становится угроза применения ядерного оружия или связанных с ним материалов в деятельности международных террористов. В ходе проведения Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы (24-25 мая 2007 г., г. Люксембург) наиболее актуальной была отмечена проблема возникновения ядерного терроризма и связанная с ней опасность нарушения Договора о нераспространении ядерного оружия и ядерные программы Ирана и Северной Кореи. Как отмечает в своем докладе на конференции глава МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадей, «…любая стратегия безопасности, основанная на противостоянии, уже неактуальна. Решение нужно искать в формировании среды, в которой ядерное оружие будет запрещено в принципе»10.
В глобальном плане нарастает политическое, экономическое и социальное неравенство. По мнению член-корреспондента РАН В.Н. Кузнецова, главное противоречие современного мира заключается в нарастающем процессе глобализации практически всех сфер международных отношений в целом и крайне неравномерным преломлением этой тенденции на региональном уровне 11.
В этих условиях терроризм и организованная преступность консолидируются в международном масштабе, привлекая и используя информационный и интеллектуальный потенциал, высокие технологии. Он бросает свой вызов системе глобальной безопасности, затрагивает все формы безопасности, ведет свои войны на территориях многих государств мира. Весь спектр террористической деятельности по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям превратился в одну из самых острых проблем современности, он направлен на разрушение основных ценностей человека и общества, уничтожение основ национальной безопасности отдельных государств и международной безопасности в целом. Реальность и повсеместность угроз современного терроризма обозначили востребованность в социологическом анализе проблем безопасности и противодействия терроризму.
В современном научном знании ведется активный поиск для разработки комплексных подходов к исследованию проблемы обеспечения безопасности и противодействия терроризма, разработка социально-гуманитарных моделей противодействия терроризму.
Тем не менее, следует отметить, что не все научные и практические проблемы в рассматриваемой проблематике решены. Во многом это связано с тем, что терроризм имеет тенденцию к постоянному изменению и совершенствованию своих форм и методов, что ставит перед научным сообществом ряд важных исследовательских задач:
1) разработка теоретико-методологических основ исследования безопасности и противодействия терроризму, которые бы систематизировали существующие подходы и тот понятийный аппарат, с помощью которого этот анализ становится наиболее эффективным. Необходимо сформулировать достаточно четкие критерии, позволяющие вычленить собственно «терроризм» среди общей совокупности опасных явлений, вызовов и угроз современности для дальнейшего концептуального анализа их основных сторон, форм и механизмов осуществления, а также выявить те конкретные особенности, которые они приобретают в зависимости от условий места и времени;
2) концептуальный анализ проблем безопасности и противодействия терроризму в условиях современного российского общества, который должен осуществляться на основе всестороннего изучения конфликтогенных социально значимых факторов, влияющих на формирование определенной среды восприятия идеологии терроризма;
3) обоснование необходимости использования социально-психологических методов, методов математического моделирования и прогнозирования в социологическом анализе проблем безопасности и противодействии терроризму.
Методологические основы организации мониторинга социальных страхов среди студенческой молодежи в условиях противодействия угрозам терроризма
Терроризм все отчетливее начал проявлять себя как опасная форма поведения отдельных индивидов и целых организованных групп, которая взрывает общественный порядок, создает ситуации резкой конфронтации и тем самым дестабилизирует и нарушает весь ход общественной жизни. Данное обстоятельство требует от российского сообщества принятия действенных мер по противодействию террористической деятельности, способствующей усилению чувства неуверенности граждан в собственной безопасности.
Молодежь это будущая современная цивилизация. Однако то новое, к чему так стремится молодое поколение, не всегда обладает качеством позитивности и прогрессивности. Наряду с позитивными проявлениями молодое поколение вольно или невольно становится массовым участником и носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации – зараженности СПИДом, потребления алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. Сегодня молодежь также пополняет опасные ряды экстремизма и терроризма. Склонность к экстремизму современного молодого поколения России реальна, и потому она стала предметом пристального внимания ученых, политиков, публицистов и общественных деятелей. И.М. Ильинский отмечает: «На исследователях проблем молодежи в сегодняшней ситуации лежит особая гражданская ответственность. Она состоит в том, чтобы предотвратить рост неуверенности молодежи перед лицом больших и грозящих ей перемен, тревоги за свое будущее, в котором оказывается человек, социальная группа или целый народ, что рождает у них желание снять эту тревогу, устранить неизвестность, неопределенность, а это всегда и всюду проявлялось в виде мощной социальной агрессии, которая может носить стихийный или организованный характер».
Глобальные трансформационные процессы отражаются в сознании каждого члена общества, что выражается в утрате адаптационных механизмов, увеличении чувства бессилия, беззащитности, апатии, депрессии, агрессии. Современное общество характеризуется развертыванием сферы рисков, опасностей и угроз, как на макро -, так и на микросоциальном уровне. Студенчество, как составная часть современной молодежи, - это специфическая социальная или демографическая группа общества, положение которой обусловлено социально-экономическим состоянием общества. Поэтому процессы, происходящие в обществе, безусловно, оказывают влияние на студенческую молодежь, которая в силу ряда объективных причин относится к наиболее уязвимым слоям населения.
В массовом сознании и в поведении молодежи страх отражается как репертуар различных по масштабу и последствиям воздействия опасностей и угроз, «набора» социальных страхов. Речь идет о социальных страхах, разнообразных как по силе, так и по источникам опасности страхов. С одной стороны массовые социальные страхи – это результат функционирования современного общества, с другой стороны, страхи возникают в процессе адаптации к изменениям среды, мобилизуют противодействие и преодоление опасностей и угроз существованию индивидов и групп. Все вышеперечисленные процессы и явления имеют место и в современном российском обществе. В трансформирующемся обществе страх приобретает статус индикатора реальных и потенциальных угроз общественного развития. Социальный страх является реакцией на угрозу, как биологическому существованию, так и ценностям, которые индивид и группа считает необходимыми для жизни, т.е. реакцией на те процессы и явления, которые происходят в социальной системе и проецируются на каждого человека.
Для изучения разнообразных форм, репертуара социального страха может служить широкое внедрение мониторинговых способов получения информации об источниках опасности и угрозах.
В самом общем виде мониторинг может быть определен лишь как механизм систематического наблюдения, слежения за разными объектами, представляющими интерес для науки и практики; система повторяющегося с определенной периодичностью сбора информации о состоянии этих объектов с использованием одних и тех же базовых индикаторов, система оценки меняющихся состояний и тенденций развития наблюдаемых объектов, контроля наблюдаемых процессов с целью предупреждения, преодоления или минимизации нежелательных тенденций и последствий развития этих процессов. Социологическим же можно назвать мониторинг, использующий специфические для эмпирической социологии методы сбора, обработки, анализа и использования информации, в первую очередь опрос. Данный метод особо актуален в условиях упреждения угроз терроризма.
Применительно к социологии безопасности развивающегося российского общества и противодействия угрозам терроризма мониторинг рассматривается как методологическая основа упреждения террористических угроз, а также изучение социальных страхов студенческой молодежи. Мониторинг социальных страхов, угроз терроризма среди студенческой молодежи представляет собой достаточно сложный системный объект, он имеет иерархическую структуру, и способствует ориентации управления системой образования на постоянное повышение качественных аспектов деятельности, обеспечивая все уровни управления необходимой информацией. Основной целью мониторинга мы считаем своевременное выявление специфики качественных и количественных изменений социальных страхов и террористических угроз студенческой молодежи. Говоря о социологическом мониторинге, мы имеем ввиду целостную систему отслеживания происходящих в обществе перемен, на основе исследования и анализа массовых представлений о них. В нашем случае, о представлениях респондентов о социальных страхах, источниках и угрозах терроризма. Главная цель нашего мониторинга - обеспечить российское общество свежей, достаточно полной и дифференцированной социологической информацией.
Противодействие терроризму в России: состояние, перспективы
Современное состояние системы противодействия терроризму в Российской Федерации представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих комплексную деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, порождающих и способствующих терроризму, по борьбе с терроризмом, минимизации последствий террористического характера.
Главной целью проводимой государством политики в области предотвращения терроризма является обеспечение надежной защиты граждан, общества и государства от террористических акций, максимально эффективное их пресечение. Указанная цель может быть достигнута лишь за счет создания единой общегосударственной системы управления в кризисных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций в любой форме и соответствующей складывающейся оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма, а также организации эффективного взаимодействия по вопросам противодействия терроризму между органами государственной власти, общественными объединениями, религиозными организациями, средствами массовой информации и гражданами.
К числу основных ведомств, чьи силы и средства привлекаются к антитеррористической деятельности, относятся: Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Министерство внутренних дел (МВД России), Служба внешней разведки (СВР России), Федеральная служба охраны (ФСО России), Министерство обороны (МО России), МЧС России.
Организация эффективной борьбы с терроризмом делает необходимым совершенствование механизма, позволяющего решать разноплановые задачи в данной области при динамично изменяющейся обстановке, способного к выявлению, предупреждению, пресечению различных видов террористических угроз на основе соединения усилий различных органов государственной власти. К числу основных мер по развитию системы противодействия терроризму, по нашему мнению, можно отнести следующие:
1) Совершенствование правовой базы борьбы с терроризмом. В частности, разработка и принятие единого закона о профилактике терроризма, с обозначением конкретных задач и форм по борьбе с терроризмом и осуществлению его профилактики, а также с уточнением компетенции различных правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации;
2) Совершенствование механизмов международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, включающих меры по пресечению финансирования террористических организаций за счет разработки действенной системы скоординированного поиска финансовых активов террористических организаций, замораживание счетов "спонсоров" террористов с последующей конфискацией их капиталов.
3) Важное значение для качественного совершенствования борьбы с терроризмом имеет создание общегосударственной системы информационного и аналитического обеспечения антитеррористической деятельности, позволяющей не только своевременно получать информацию о состоянии социальной, политической и экономической ситуации в целом по стране и непосредственно в регионах, но и объективно оценивать вероятность активизации террористической деятельности. Окончательной целью разработки указанной системы является принятие грамотных управленческих решений, способствующих локализации формирования и развития терроризма.
Заключение
Говоря о перспективах совершенствования в Российской Федерации системы антитеррора, следует отметить, что терроризм, как социально-политическое явление требует постоянного системного осмысления. Объектом внимания при этом должны быть, прежде всего, факторы его порождающие. Именно они на общегосударственном уровне и должны быть объектами профилактического воздействия. В противном случае борьба с терроризмом всегда будет носить характер спонтанного, рефлексивного реагирования правоохранительных органов на уже состоявшиеся теракты.
Список литературы
1. Аннан К. Глобальная стратегия борьбы с терроризмом //Безопасность Евразии, 2005, № 1.
2. Нас убивают / Под ред. Добреньков В.И. М.: Альфа – М, 2008.
3. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» // Российская газета, 2007, 10 марта
4. Современный терроризм и борьба с ним: социально-гуманитарные измерения (2007). М.: МЦНМО.
5. Современное российское общество: проблемы безопасности, преступности, терроризма (2006) Материалы Всероссийской научно-практической конференции Краснодар, 19-20 мая 2005 г. Т.I. М.: РИЦ ИСПИ РАН.
6. Иванов В.Н. (2007) Современный терроризм. М.: РИЦ ИСПИ РАН.
7. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория.- М.: Голос, 2007.
8. Криборобов И.А. Социальный мониторинг: теоретико-методологическое обоснование, статистический анализ. Дисс. к соц. наук. – 2004.
9. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2007.
10. Садовничий В.А. Информационная безопасность: новые угрозы мировому сообществу//Глобальная информатизация и безопасность России. – М.,2007.
11. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. М.: 2007.
12. Добреньков В. Социально-гуманитарные проблемы становления глобального общества//Человек и современный мир. М.2008.
13. Сорокин П. О современном состоянии России//Безопасность Евразии. 2007. №4.