Организация социальной работы по охране семьи, материнства и детства
Институт семьи, типология семейных структур, социальная ситуация, социальные проблемы, социальная работа, медико-социальная работа, технологии социальной работы, теория социальной работы, социальная защита населения, защита семейных прав, государственная семейная политика, семейный кодекс, социальные пособия, социальное обслуживание
Курсовая работа посвящена актуальной теме научного и прикладного значения – изучению теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семь и брака. Лица, вступающие в брачные отношения, берут на себя огромную ответственность перед обществом – созидания и хранения основного аспекта продолжения жизни – семьи и семейных отношений. Социальная работа берет на себя обязанность дилера между государством и членами семьи, исполняя медико-социальную, образовательную, правовую и подобные социальные роли. Социальная работа проводится с гражданами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. В данной работе раскрывается сущность некоторых социальных проблем семьи и указывается путь их разрешения, апеллируя к социологическим, психологическим, правовым знаниям и умениям.
Содержание
Введение
1 Семья как объект социальной работы
1.1 Структура и социальные функции семьи
1.2 Сущность социальных проблем современных семей
2 Социальная работа по охране семьи, материнства и детства
2.1 Социальное обслуживание семьи
2.2 Государственная социальная помощь семье
2.3 Социальная защита детей в семье
3 Краткий анализ социальных программ по работе с семьей, материнством и детством
3.1 Программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год города Москвы
3.2 Концепция разработки и реализации Национального плана действий в интересах детей
3.3 Программа «Дети России»
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Паспорт подпрограммы «Здоровое поколение»
Приложение Б. Паспорт подпрограммы «Дети и семья»
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в трудных материальных условиях сегодня находится большинство семей одиноких матерей; семьи военнослужащих срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами, семьи с родителями-инвалидами; семьи, взявшие детей под опеку (попечительство); семьи с объективно ограниченными материальными возможностями — это многодетные семьи, семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет), студенческие семьи с детьми; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.
Острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.
Проблема: поиск новых гуманистический методов решения семейных конфликтов и насилия в семье, преодоление эмоционального разлада и дезорганизации, рассогласования семейных ролей и несправедливого распределения семейных обязанностей, пьянства и многих других проблем — все это заботы социального работника.
Объект: семья, материнство и детство.
Предмет: сущность, принципы и методы социальной работы с семьей, материнством и детством.
Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в помощи и поддержке семье, материнству и детству.
Задачи: проанализировать феномен семьи, материнства и детства.
Обозначить основные социальные проблемы семьи, материнства и детства.
Выявить государственную социальную помощь семье, материнству и детству посредством социально-правового аспекта государственной деятельности.
Проанализировать социальные программы по работе с семьей, материнством и детством.
1 Семья как объект социальной работы
Семья — это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие. Многое изменилось за последние годы в нашей социальной жизни; разрушены важнейшие нравственные ценности. Но даже в условиях глубочайшего общественного кризиса, так называемой аномии, национальный характер не может целиком нарушиться. Как и много лет назад, молодежь ориентируется на любовь, оценивая ее в качестве основного мотива создания семьи.
1.2 Сущность социальных проблем современных семей
Глобальной социальной проблемой во всем мире стала устойчивость брака. Брак утратил пожизненный характер. Свобода расторжения брака зафиксирована в правовых нормах всех государств демократического устройства. Социологи, юристы, медики педагоги изучают причины нестабильности современной семьи. Чаще всего распаду семьи способствуют пьянство, неверность супругов, низкая культура поведения, отсутствие сексуальной культуры, неподготовленность к браку. По общему мнению, молодежный брак оказывается хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбиваются о "прозу жизни". Это свидетельство инфантильности, безволия, эгоистических установок у вступающих в брак молодых людей.
К наиболее острым общим социальным проблемам семьи можно отнести: резко продолжающееся расслоение общества на бедных и бо гатых; постоянный дефицит государственного бюджета; демографическая убыль населения; миграция населения; ухудшение здоровья нации, в том числе и семьи; рост числа неполных семей; повышение иждивенчества; насилие и конфронтация в семье; увеличение социального сиротства; изменение традиционных ролей, особенно женщины в семье и т.д.
Дезорганизация семьи — невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры. Факторы, скрепляющие семью: эмоциональная близость; физическая близость; совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и вос питание детей; юридическая фиксация брака; духовная близость и освящение брака церковью. Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка».
Брачное поведение состоит как бы из трех частей. Чаще всего под ним понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); второй вид — супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями; наконец, третья часть — это такая характеристика конфликтности супружеского поведения, которая ведет к разводу или разъединению.
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно - реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.
Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования на наиболее слабых и без защитных. Она объясняется также традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного снятия отрицательных эмоций.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.
Социальная работа ориентирована не только на решение вышеперечисленных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
2 Социальная работа по охране семьи, материнства и детства
2.1 Социальное обслуживание семьи
Социальное обслуживание семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система социального обслуживания имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, узким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональных кадров. Социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих лицензию в порядке, установленном Правительством РФ.
Виды социального обслуживания:
- социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании, в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;
- социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;
- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;
- консультативная помощь гражданам и семьям в социально - экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты; реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.
2.2 Государственная социальная помощь семье
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия: и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры». Конвенция ООН о правах ребенка.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты /5, ст. 7, п. 2/.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав /14, ст. 1, п. 1/.
Основная цель государственной помощи семье. Основная цель в области поддержки семьи как естественной среды развития детей — обеспечить экономическими, социальными, правовыми и административными мерами право детей на жизнь в семье, поддержку возможностей семьи по воспитанию содержанию детей, улучшение семейного образа жизни.
Это предполагает развитие семьи на основе самообеспечения, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами каждого человека, стимулирование роста реальных доходов семьи, а также дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку благоприятного психологического климата в семье и воспитательных функций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: создать условия, позволяющие семье обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, достаточный для нормального развития ребенка; совершенствовать систему государственных социальных гарантий поддержки уровня благосостояния семей с детьми; содействовать семье в реализации ее воспитательной функции; сохранить семейную среду и создать ее для детей, лишенных попечения родителей.
Оказание помощи многодетным семьям. В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен, законодательство РФ постановляет для многодетных семей установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, также выставок.
При разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона /8, с. 1 – 2/.
Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством. Конституция РФ предусматривает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства /5, ст. 7/. В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства /5, ст. 38/.
Одной из наиболее действенных форм СЗ семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г.«0 государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения).
Федеральным законом от 24 июля 1999 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантированной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.
Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности. Цель такого пособия — возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.
Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, которые подлежат государственному социальному страхованию, т. е. выполняют работу по найму и некоторую иную работу (к ним приравнены женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными); обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования; проходят военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу; принадлежат к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Единовременное пособие при рождении ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка — это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане.
Право на получение единовременного пособия при рождении (усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев) имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении двух или более детей пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается). Назначается и выплачивается пособие одному из родителей (либо лицу, его заменяющему) по месту работу (службы, учебы), а если родители не работают (не учатся), то органом СЗН по месту жительства ребенка. Срок обращения за пособием 6 месяцев со дня рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. предусмотрел следующий круг лиц, имеющих право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет.
Во-первых, это матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), подлежащие государственному социальному страхованию.
Во-вторых, это матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией организации, в которой они трудились по трудовому договору (контракту).
В-третьих, это матери, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования.
В-четвертых, это матери, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.
В-пятых, это матери из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств; они обеспечиваются пособием в случаях, когда его выплата предусмотрена международными договорами России.
Ежемесячное пособие на ребенка. Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающий право на получение этого пособия в соответствии с законодательством РФ.
Ежемесячное пособие назначается и выплачивается независимо от получения пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов и других социальных выплат. Однако оно не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном порядке денежные средства на содержание ребенка, находящегося под их опекой (попечительством).
2.3 Социальная защита детей в семье
Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи. Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.
Служба занятости: поиск удобной работы для родителей. Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения.
Органы здравоохранения наблюдают за здоровьем старшего поколения (особенно если старики не могут посещать поликлиники), лекарственным обеспечением (льготным для детей и стариков), здоровьем всех членов семьи. Служба занятости занимается вопросами трудоустройства сред него поколения в связи с обстановкой в семье, при необходимости — трудоустройством старшего поколения.
Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).
Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономических трудностей, переживаемых Россией в течение более десяти лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.
Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения мер социальной защиты детей.
Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения. Результатом работы является формирование социальной защиты детей и подростков. Несмотря на разработанность правовой базы социальной защиты детства, материально-экономическая база ее столь недостаточна, что реализовать эти законы не представляется возможным.
Важным направлением социализации детей и подростков является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.), т. е. утратой важных личностных качеств. При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умения их применения в труде, в общении, личной жизни.
3 Краткий анализ социальных программ по работе с семьей, материнством и детством
3.1 Программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год города Москвы
В данном разделе будет далеко не полный перечень современных социальных программ, а только наиболее интересные с точки зрения составителя работы.
Программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год от 21 ноября 2006 года города Москвы. 2007 год в столице объявлен Годом ребенка под девизом «Растем вместе с Москвой», а это значит, что при формировании целей и задач развития города в качестве приоритетных будут поставлены интересы и права ребенка.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на формирование в городе атмосферы ценности семьи как наиважнейшего института общества, на повышение престижа семьи, установление существенных финансово-экономических мер поддержки, строительство и реконструкцию объектов для детей, проведение мероприятий, как по месту жительства, так и массовых городских. Программа, рассчитанная на один год, призвана не только решить заложенные в ней задачи, но прежде всего дать мощный импульс для достижения новых возможностей для детей, реализации большого комплекса задач, которые позволят радикально изменить положение детей в столице.
В качестве обобщенных целей выдвинуты семь правил жизни, при соблюдении которых столица должна стать городом: реальных прав и открытых возможностей; здоровья и спорта; знаний и культуры; новейших технологий; удобным и радостным; мира и любви; безопасным.
В основе Программы заложены основные международные нормы и принципы, определенные, в том числе Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН.
В Программе предусмотрены дополнительные меры по поддержке семей с детьми, по созданию благоприятных условий развития и становления личности ребенка, семейных форм воспитания, по стимулированию рождаемости; значительно увеличится социальная поддержка многодетных семей; принципиально изменяются подходы к проблемам поддержки семей с детьми-инвалидами; запланированы меры поддержки для семей, где оба родителя - студенты очных отделений вузов, имеющие детей в возрасте до 3 лет; Программой предусмотрены мероприятия в целях развития семейных форм воспитания; Программой предусмотрена реализация мер, направленных на охрану здоровья матери и ребенка, развитие медицинской службы и родовспоможения, профилактику и снижение детской заболеваемости; в целях максимального обеспечения возможностей для полного и гармоничного развития детей, становления ребенка как духовно богатой личности; одной из задач Программы является формирование здорового образа жизни у детей и т.п. /10, конспект текста документа/.
3.2 Концепция разработки и реализации Национального плана действий в интересах детей
Отметим Концепцию разработки и реализации Национального плана действий в интересах детей. В качестве базовой ценности для предлагаемых Основных положений Концепции разработки и реализации Национального плана действий в интересах детей признается ребенок как субъект, которому предстоит жить, обеспечивая в будущем жизнедеятельность, продолжение человеческого рода и общественное развитие, а также его семья как основной и ключевой институт общества, обеспечивающий его рождение, воспитание, жизнедеятельность и развитие.
Основные положения Национального плана в интересах детей до 2010 г. составлены, исходя из осознания того, что от решения проблем семьи и детства зависят само существование и будущее процветание России как государства; без поддержки детей, подростков и молодежи, без особого внимания к проблемам семьи общество обречено на физическую, духовную и нравственную деградацию; без инвестиций в образование и социальное развитие подрастающих поколений Россия превратится в государство с отсталой сырьевой экономикой без социальной и интеллектуальной перспективы; без установки на здоровый образ жизни в качестве национального приоритета Россия обречена на физическое вымирание и неизбежное, практически нерегулируемое, иммиграционное заселение.
В качестве основополагающих методологических принципов, требующих неукоснительного соблюдения и реализуемых в ходе разработки и выполнения Национального плана, являются: принцип прозрачности и открытости; принцип развития; принцип интерактивности; программно-целевой принцип; принцип социально-технологический, на котором можно остановиться подробнее.
Социально-технологический принцип строится на четырех основных свойствах, присущих любой эффективной социальной технологии.
Инновационность. Свойство инновационности, приобретаемое системой органов, ответственных за выработку и реализацию государственной детской политики (но в настоящее время практически не присущее им (органам) и ей (политике)), будет способствовать процессу совершенствования политики в интересах детей в России. Вышеупомянутый механизм гранта, внедренный в российскую правоприменительную и управленческую практику, позволит не только находить эффективные решения для насущных и социально значимых проблем, но и развивать новые и перспективные направления формирования и реализации социальной семейной и детской политики.
Измеримость социального эффекта. Измеримость эффективности социальных инноваций - ключевое свойство, определяющее фиксируемую социальную результативность тех или иных инвестиций. Поскольку данное свойство является достаточно сложным в части текущего и результирующего измерения эффектов и их последствий, требуются определенные акцентированные усилия, направленные на выработку и совершенствование социоэкономического и социостатистического инструментария для таких измерений, а также процедур осуществления оценочной деятельности в области оценки хода и результативности социальных программ и проектов. Руководствуясь принципом развития, необходимо ставить в качестве самостоятельной задачу выработки и нормативно-правового закрепления вышеназванных инструментария и процедур.
Длящийся характер социального эффекта. Социальная технология как способ решения социальной проблемы должна в определенном смысле создавать новые социальные связи и взаимодействия. Возникновение таких социальных связей, представляющих собой один из неотъемлемых компонентов социального капитала, будет определять возможность длящегося воздействия созданного и внедренного способа, как непосредственно на саму социальную проблему, так и на получение дополнительных синергетических эффектов.
Тиражируемость результатов. Распространение положительного опыта по решению конкретных социальных проблем является основополагающим свойством, позволяющим не только получать позитивный результат "здесь и сейчас", но и выстроить систему внедрения и распространения такого опыта в других территориях и при других условиях, с учетом необходимости и возможности соответствующей адаптации эффективной социальной технологии. Именно поэтому тиражируемость результатов является ключевым критерием эффективности любой социальной технологии /17, раздел 2/.
3.3 Программа «Дети России»
Рассмотрим так же программу «Дети России» на 2007 – 2010 год, включающую подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». В ней говорится о том, что в последние годы благодаря совместной деятельности органов исполнительной власти и учреждений здравоохранения по совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка, реализации мероприятий федеральных целевых программ по улучшению положения детей, а также региональных программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.
Однако уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения, показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне. Только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. Около 2 процентов новорожденных и более 3 процентов детей раннего возраста требуют оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии. Ежегодно в России 5 процентов детей рождаются с наследственными и врожденными болезнями.
Одной из причин ухудшения здоровья детей является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в России, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.
Целями подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, а также привитие навыков здорового образа жизни. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей; внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей; охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного; пропаганда здорового образа жизни; профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте; улучшение здоровья детей и подростков, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение детей, проживающих в отдаленных поселениях, квалифицированной диагностической и лечебной помощью (приложение А).
Срок реализации подпрограммы - 2007 - 2010 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий /7, 13 – 14/.
Рассматривая подпрограмму «Дети и семья» социальной программы «Дети России» видно, что семья как социальный институт особенно чувствительна к кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне ее жизни и стабильности.
Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста детской безнадзорности и беспризорности, а также социального сиротства.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Продолжено расширение сети и укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, что способствует увеличению объема и повышению качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем о полном устранении этого негативного социального явления говорить еще рано, и мероприятия подпрограммы направлены на качественное совершенствование системы профилактики безнадзорности и приоритетное развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Главная задача этого направления - активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение количества детей, находящихся в интернатных учреждениях.
Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов способствовало повышению эффективности реабилитационных мероприятий и увеличению спектра социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам. Однако в настоящее время сохраняется тенденция роста детской инвалидности.
В связи с тем, что большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями будет носить профилактическую направленность.
Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством и детской инвалидностью, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.
Целями подпрограммы "Дети и семья" являются защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество, развитие семейных форм устройства детей-сирот. В связи со спецификой проблем различных категорий детей в рамках подпрограммы предусмотрены 3 направления: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты".
В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих основных задач: развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается решение следующих основных задач: внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию с целью максимального развития умственных и физических возможностей детей-инвалидов; содействие ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов; обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями; внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи.
В рамках направления "Дети-сироты" предусматривается решение следующих основных задач: реализация на федеральном уровне системы мероприятий по пропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, желающим принять ребенка на воспитание в семью; разработка, апробация и внедрение инновационных технологий в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; создание системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, в постинтернатный период, а также детей, воспитывающихся в замещающих семьях; обеспечение профессиональной подготовки, личностного и профессионального самоопределения выпускников интернатных учреждений и детей из замещающих семей за счет обучения конкурентоспособным профессиям (см. приложение Б).
Срок реализации подпрограммы - 2007 - 2010 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий /7, 21 – 23/.
Данный раздел показывает то, что на данный исторический период идет разработка социальных программ с целью прогнозирования, проектирования, моделирования и реального обеспечения благосостояния семьи, материнства и детства.
Заключение
Проанализировав феномен семьи на современном этапе можно наблюдать острые социальные проблемы семьи, выражающиеся в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Решая социальные проблемы семьи, материнства и детства, социальный работник дол жен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной семейной политики, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальное иждивение. Программа развития малого и среднего семейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле могут позволить многим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.
Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные социальные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.
Акцент в работе с семьей, материнством и детством необходимо делать на том, что ребенок и семья должны восприниматься прежде всего не как объекты манипулятивного воздействия, а как субъекты социализирующего взаимодействия. Необходимо обеспечение сосредоточенности действий совместно государственными и негосударственными структурами, на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей - к формированию полноценной, самостоятельной личности и в дальнейшем к самореализации.
Изучая социальные программы по работе с семьей, материнством и детством видно качественную теоретическую базу по социальной работе с данной категорией населения. Сегодня остро стоит проблема в высококвалифицированных работниках, компетентно действующих на данном социальном поприще, а так же соответствующее финансово-материальное обеспечение как реализации социальных программ, так и институтов социальной работы, реализующие теоретический аспект в практику.
В целом можно сказать, что поставленные в данной работе задачи выявленные слабо и не полно, так как жизнь многогранна и каждая новая социальная проблема требует адекватного профессионального решения соответственно по ситуации.
Библиографический список
1 Автономов А.С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: Учебник /А.С. Автономова, Т.И. Виноградова, М.Ф. Замятина, Н.Л. Хананашвили. - М.: Фонд НАН, 2003. 420 с.
2 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
3 Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 6-е, перераб. и доп. /К. Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. — 384 с.
4 Зыкова О.В. Ювенальные технологии. Территориальная модель реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска /О.В. Зыкова, Н.Л. Хананашвили, А.С. Автономова. М.: Фонд НАН, 2001. 328 с.
5 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
6 Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. Пособие /В.А. Никитин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 236 с.
7 О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 – 2010 г. от 21 марта 2007 года № 172. – 116 с. // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
8 О мерах по социальной поддержке многодетных семей от 25.02.2003 N 250. Указ Президента РФ // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
9 О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 года. Соглашение // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
10 О комплексной программе дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год от 21 ноября 2006 г. N 928-ПП // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
11 Разъяснение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 13 апреля 2007 г. N 207/106 // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
12 Райгородский Д. Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики /Д.Я. Райгородский. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. - 752 с.
13 Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений /В.М. Сафронова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
14 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
15 Старовойтова Л. И. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
16 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
17 Хананашвили Н.Л. Основные положения концепции разработки и реализации национального плана действий в интересах детей /Н.Л.Хананашвили, руководитель юридической службы РБФ НАН // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
18 Холостова Е.И. Технологии социальной работы /Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.
19 Холостова Е.И. Теория социальной работы. Учебник /Е.И. Холостова. – М.: Юрист, 1999. – 334 с.
20 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.
Приложение А
Паспорт подпрограммы «Здоровое поколение»
Наименование подпрограммы - подпрограмма «Здоровое поколение».
Основание для разработки подпрограммы - распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-р.
Государственные заказчики подпрограммы - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; Федеральное агентство по образованию.
Основные разработчики подпрограммы - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; Федеральное агентство по образованию.
Цели подпрограммы - сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие навыков здорового образа жизни.
Задачи подпрограммы - обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей; внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей; охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного; пропаганда здорового образа жизни; профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте; улучшение здоровья детей и подростков, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение детей, проживающих в отдаленных поселениях, квалифицированной диагностической и лечебной помощью.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели - уровень младенческой, материнской и детской смертности; удельный вес детей I группы здоровья в общем количестве детей; первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10 тыс. детей
Срок и этапы реализации подпрограммы - 2007 - 2010 годы (этапы не выделяются)
Объемы и источники финансирования программы - общий объем финансирования составляет 21485,2 млн. рублей (в ценах, соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 2842,8 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 17946,6 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 695,8 млн. рублей. По направлениям расходов средства распределяются следующим образом: капитальные вложения - 13381,2 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1885,7 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 11432 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 63,5 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы - 13,8 млн. рублей за счет средств федерального бюджета; прочие нужды - 8090,2 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 943,3 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 6514,6 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 632,3 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально - экономической эффективности - улучшение качества здоровья детей; снижение уровня младенческой смертности до 9,3 промилле на 1000 родившихся живыми; снижение уровня материнской смертности до 21 на 100 тыс. родившихся живыми; снижение уровня смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; увеличение доли детей I группы здоровья до 37,5 процента общего количества детей; снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 21,4 на 10 тыс. детей; строительство и реконструкция 32 учреждений родовспоможения и детства, в том числе 7 перинатальных центров.
Приложение Б
Паспорт подпрограммы «Дети и семья»
Наименование подпрограммы - подпрограмма «Дети и семья»
Основание для разработки подпрограммы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р.
Государственные заказчики подпрограммы - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Федеральное агентство по образованию; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
Основные разработчики подпрограммы - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; Федеральное агентство по образованию; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
Цели подпрограммы - защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия; комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество; развитие семейных форм устройства детей-сирот.
Задачи подпрограммы - развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение экономической самостоятельности и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Важнейшие целевые индикаторы и показатели - удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения; удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных и беспризорных детей; удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов; удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Срок и этапы реализации подпрограммы - 2007 - 2010 годы (этапы не выделяются).
Объемы и источники финансирования подпрограммы - общий объем финансирования подпрограммы составляет 24441,3 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета -7153,7 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 16575,3 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 712,3 млн. рублей. По направлениям расходов средства распределяются следующим образом: капитальные вложения - 11517 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 5031,3 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 6379,2 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 106,5 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 20,4 млн. рублей за счет средств федерального бюджета; прочие нужды - 12903,9 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 2102 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 10196,1 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 605,8 млн. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально - экономической эффективности - повышение качества и доступности социальных услуг для семьи с детьми, в первую очередь семьи с детьми-инвалидами: увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 43,1 процента общего количества детей-инвалидов; увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 25,2 процента общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами; снижение доли безнадзорных детей до 2,17 процента общей численности детского населения; увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 83,3 процента общего количества безнадзорных и беспризорных детей; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72 процентов общего количества детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.