Основные методы социологического опроса
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МВД РОССИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО СОЦИОЛОГИИ на тему:
«Основные методы социологического опроса»
Подготовил слушатель:
ФП ФЭК курс I группа 414
Ежова А.А.
Проверил рецензент:
______________________
______________________
2002г.
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно.
В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху».
Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов
населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы
парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают
общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим
вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой
политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в
регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в
которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах,
удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных
организаций, сферы услуг.
Любая наука в процессе познания определенной области действительности использует определенные способы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета. Научный метод, таким образом, представляет собой совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам. Учение же о методах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии — открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.
Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и
методами, которые они используют для познания предмета своего исследования.
В этой связи встает вопрос, какова специфика социологического метода?
Следует сразу сказать, что социологический метод формировался в процессе
становления самой социологии, В этом смысле история социологии может быть
рассмотрена как история формирования и развития социологического метода
применительно к анализу явлений общественной жизни. При этом важно
подчеркнуть, что социологический метод развивался в динамике — от
позитивизма и материализма в анализе общества к методу понимающей и
формальной социологии, и далее к их определенному синтезу в рамках метода
структурно-функционального анализа общества.
Структурно-функциональное понимание метода социологии базируется на основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных элементов по отношению к структуре общества в целом. С позиций функционализма общество предстает как стабильная система, все части которой хорошо интегрированы, хотя каждая и имеет свою функцию.
В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К ним относятся методы сбора социологических данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения социологической информации.
Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через
его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей
(респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого
общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим
требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что
источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов,
осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно- экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса.
Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.
Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.
Что такое социологическая анкета? Это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая
— вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В
нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его
значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же
приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется
анонимность ответов.
Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки),
направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна
способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет
соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить
«конкретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть
вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные
вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.
В третьей части анкеты — так называемой «паспортичке» (она иногда помещается вначале) — выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).
Интервьюирование — это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:
• при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
• этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы;
• опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.
Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).
Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей
процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов.
Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на
чтение. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения
интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме.
Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что полностью «вошел» в беседу, она может приобретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.
Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)
Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет
методический раздел программ, который включает в себя описание методики и
организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает
обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования
определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект
исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными
силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком.
Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной
совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет
необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется
выборка.
В программе должно быть четко указано:
* Каков объект эмпирического исследования.
* Является исследование сплошным или выборочным.
* Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.
Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.
Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования.
Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемом выборки).
Существует ряд процедур осуществления выборки. o Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени. o Что является основой выборки (список, картотека, карта)? o Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.
Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование
эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных
государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время
стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются
рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых
предприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим
репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и
служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий.
Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые
предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для
исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в
связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия,
занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень
отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По
показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия
разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в)
низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в
каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный
отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с
помощью определенного «шага отбора». Третья ступень—в отобранных малых
предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения
являются отдельные работники. Следует подчеркнуть большое значение
правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена
некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и
достоверным, и его результатам нельзя доверять.
Важная часть методического раздела программы — обоснование методов
сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то
следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие
статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа
их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется
описание его техники, организационной структуры и содержания, где
проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной
поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково
содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования
выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования
требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров.
В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация
будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов:
экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было
выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все
качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских
качеств экспертами трех уровней:
1) эксперты группы А, занимающие более высокую должность;
2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;
3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.
Таким образом достигалась максимальная возможность объективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного — исполнителя, сотрудника и товарища по работе — смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экспертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно- психологическую характеристику. Психологическая предрасположенность к управленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кутта. Здесь основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности суждений.
При определении методов сбора информации социолог должен принять во
внимание ряд моментов:
V оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных;
V ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или
«плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;
V надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является
анализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими
методами:
V Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.
V Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации: а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и
нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов; б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами,
которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация,
содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться
социологом; г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не
содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ
документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи
достаточно фактографической информации.
Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим
методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. В
социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора
первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном,
целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации
социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным
преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет
фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их
совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных
основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов.
Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в
определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может
собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от
их умения отвечать на вопросы.
В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т. д.
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации
является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное
обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с
вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне
эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку
полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и
условиям общения социолога с респондентом различаются письменные
(анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту
работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и
т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету,
телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.
Метод опроса используется в ряде случаев: o Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют. o Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения. o Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д. o В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
. Социология. Учебник для юридических вузов. СПб, издательство
«Лань», СПб Университет МВД РФ, 2000
. Социология. Курс лекций. Радугин А.А., Радугин К.А., Москва, издательство «Центр», 1997