База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Особенности формирования и реализации политики занятости в современных мегаполисах

Особенности формирования и реализации политики занятости в современных мегаполисах


Содержание

 

 

 

Введение

3

I. Особенности формирования политики занятости

1.1.

Общее понятие занятости

7

1.2.

Виды политики занятости    

10

1.3.

Государственная политика содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость

12

1.4.

Особенности политики занятости в современном мегаполисе

17

II. Реализация политики занятости  в современных мегаполисах

2.1.

Мероприятия, способствующие занятости граждан

21

2.2.

Мониторинг временной  занятости среди студентов

32

2.3.

Основные направления совершенствования форм содействия трудовой занятости

33

 

Заключение

36

 

Список используемой литературы

37

 

Приложение

40

 


Введение

 

Итоги социально-экономического развития России в 2005 - 2006 гг., свидетельствуют о закреплении и дальнейшем развитии положительных тенденций в реальном секторе экономики, что благоприятно сказывается на ситуации на российском рынке труда. При этом постепенный переход к инвестиционной модели экономического роста существенно повышает роль активных программ занятости в сглаживании негативных социальных последствий этапа модернизации экономики.

В настоящее время сформирована устойчивая инфраструктура региональных рынков труда. Сейчас спрос на рабочую силу превышает предложение не только там, где требуется высокая квалификация работников, но и там, где уровень оплаты и условия труда, степень организации производства и социальной защиты наемных работников отстают от требований и ожиданий ищущих работу граждан. Актуализируется проблема стимулирования занятости значительной массы людей, неконкурентоспособных на рынке труда.

Демографические прогнозы показывают, что с 2007 года в нашей стране началось сокращение абсолютной численности населения в трудоспособном возрасте. Именно с этого года планируется завершить переход на 12-летнее среднее образование. Если к этим двум факторам прибавить то, что уже сегодня в любом регионе России, где отмечается экономический рост, ощущается нехватка рабочих рук, то актуальность проблем эффективного использования трудовых ресурсов становится абсолютно очевидной. При этом следует подчеркнуть, что с развитием экономики ощущается рост потребности в квалифицированной рабочей силе. В настоящем исследовании основное внимание уделено проблемам активной политики содействия занятости населения мегаполиса -многофакторного, сложного социопространственного комплекса, каковым, естественно, является Москва, насчитывающая свыше 10 млн. человек.
Функционирование рынка труда Москвы осуществляется в условиях продолжающейся реструктуризации экономики, перераспределения трудовых ресурсов и динамичного изменения численности населения, активных миграционных процессов.

Подготовка специалистов для нужд экономики отстает от ее реальных потребностей. Решение проблемы требует особой мобильности системы профессиональной подготовки, заключающейся в правильных пропорциях сочетания общих программ профессионального обучения и краткосрочных программ "доводки" специалистов, а также их адаптации непосредственно на рабочем месте.

Примером отставания системы профессионального образования может служить ситуация, сложившаяся в последние годы с дефицитом квалифицированных рабочих в Москве. Неправильная оценка структуры потребности рынка труда в рабочих кадрах привела к тому, что в системе начального профессионального образования высокими темпами осуществлялась подготовка квалифицированных рабочих по отраслевому принципу, спрос на которых в полтора-два раза был меньше предложения, вместо рабочих сквозных (технологических) профессий, в которых промышленность города испытывает постоянный дефицит. В этой связи возникает необходимость в разработке направлений повышения эффективности активной политики занятости на рынке труда, что и предопределяет актуальность данного исследования.

Для решения проблемы создана государственная программа, затрагивающая не только трудовые ресурсы как таковые, но и меры по раскрытию и наращиванию человеческого потенциала. Например сейчас в столице проживает 2,5 миллиона молодых людей в возрасте до 30 лет, или 22,4% от общей численности населения Москвы. Из них около миллиона - студенты. В Москве живет 300 тысяч молодых семей. Около 36 тысяч молодых граждан - с ограниченными возможностями здоровья. Всем им необходимо создать равные стартовые возможности в условиях мегаполиса: в области образования, здравоохранения, жилищной политики, занятости, социальной поддержки, в том числе - поддержки молодой семьи, в сфере досуга. Кроме того, важнейшими целями программы являются защита молодежи от деструктивных влияний, а также развитие инициативы и общественной активности молодых москвичей. Перечисленные цели и являются основными направлениями программы.

В настоящей работе будут затронуты вопросы занятости и в таком мегаполисе как Санк-Петербург.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем  теории, методологии управления занятостью населения посвящены труды  отечественных и зарубежных исследователей, которые формируют  различные теоретические направления, концепции, научные подходы в  области управления трудовыми ресурсами общества. Значительный вклад  в становление и развитие теории рынка труда и занятости внесли многие  известные отечественные ученые: Л.И. Абалкин, В.Н. Бобков,  Х.Н. Дьяконов, Е.В. Егоров, Е.Д. Катульский, А.Э. Котляр,  В.В. и др.

Вместе с тем, отдельные вопросы проведения активной политики содействия занятости на рынке труда, ее влияния на социально-экономическое развитие регионов остаются слабо проработанными и требуют проведения дальнейших научных исследований.

Цель и задачи курсовой работы, является разработка методического подходов к оценке эффективности активной политики и программ содействия занятости населения на региональном рынке труда мегаполисного типа и анализ формирования на этой основе государственных программ и практических рекомендаций по их совершенствованию.

Объектом исследования выступает население г. Москвы и Санкт-Петербурга. Предметом исследования является занятость населения этих мегаполисов. 

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- исследовать теоретико-методологические основы занятости;

- разработать приоритетные направления социально-трудовой сферы мегополисов для формирования активной политики занятости населения;

- обобщить методологию программного регулирования содействия занятости населения мегополисов; 

- обобщить опыт квотирования рабочих мест и его место в содействии   занятости.

- оценить эффективность деятельности органов службы занятости.

Объект исследования – Москва и Санкт Петербург  как мегаполисы и государственные программы активной политики содействия занятости населения в данных социопространственных комплексах.

Предмет исследования - социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе реализации программ активной политики содействия занятости населения на региональном рынке труда мегаполисного типа.

Теоретической базой исследования послужили труды классиков экономической науки, фундаментальные и прикладные разработки современных отечественных и зарубежных специалистов в области управления занятостью населения, современная теория рыночных отношений и воспроизводства человеческих ресурсов.

Методология исследования базируется на принципах научного анализа социально-экономических явлений, основных положениях теории занятости.

Информационной базой исследования послужили статистические материалы, отражающие состояние экономики страны и г. Москвы и Санкт - Петербурга, нормативно-правовые документы, публикации в средствах массовой информации, связанные с темой исследования.

Цели, задачи соответствуют структуре курсовой работы.



I. Особенности формирования политики занятости 

 

1.1. Общее понятие занятости

 

 

Прежде всего, нужно четко определить, что следует понимать под занятостью вообще и трудовой в частности. Российское законодательство определяет понятие "занятость" как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, заработок (трудовой доход) - ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости).

В отношениях между гражданами, работодателями и государством занятость может выступать в различных видах в зависимости от конкретных критериев классификации. В Законе о занятости приводится перечень занятых граждан, основываясь на котором можно выделить три основных вида занятости: 1) трудовую; 2) учебную; 3) занятость лиц, проходящих военную службу и иную аналогичную службу.

За пределами перечня, приведенного в Законе, оказываются граждане, осуществляющие деятельность, отвечающую признакам занятости, полезную для общества, но не приносящую им дохода. Имеются в виду женщины, занимающиеся домашним хозяйством, воспитывающие детей, лица, занятые уходом за больными членами семьи, благотворительной и иной общественной деятельностью, являющейся основной для данного лица, но не приносящей ему дохода. Эта деятельность направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей, не выходит за рамки определения занятости, данного в ст. 1 Закона о занятости, хотя и не приносит дохода. Поэтому следует согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что в ст. 2 Закона о занятости перечислены не все виды занятости, а только те из них, охват граждан которыми не дает им права на признание безработными и получение пособия по безработице. В то же время очевидно, что правовое значение имеют только виды занятости, указанные в Законе. В отношении иных сфер приложения труда можно говорить об их социально-экономической значимости.

В литературе занятость рассматривается в разных аспектах. Занятость определяется и как неотъемлемое естественное состояние любого человека, означающее "занятие", "делать что-то", а также как длящееся отношение, которое характеризует состояние взаимной определенности субъектов этого отношения (например, в качестве работника). В широком смысле занятость включает в себя все виды общественно полезной деятельности граждан, приносящие, как правило, доход. В узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или иным основаниям, приносящая регулярный доход. Такая занятость рассматривается в юридической литературе как занятость в сфере производства, трудовая занятость в экономическом значении. Сюда относится работа по трудовому, гражданско-правовому договору, членство в производственных кооперативах, предпринимательская деятельность и др. Указанные сферы приложения труда, показывающие, где и как граждане реализуют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, являются формами трудовой занятости в экономическом значении. В рамках сегодняшнего выступления трудовая занятость понимается еще уже - как занятость, основанная на трудовом договоре.

Согласно ст. 5 Закона о занятости государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Приведенное понимание занятости основано на нормах международного права. Согласно Конвенции МОТ N 122 "О политике в области занятости" каждое государство - член МОТ провозглашает и осуществляет активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы:

а) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;

б) такая работа была бы как можно более продуктивной;

в) существовала свобода выбора работы и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национальной принадлежности или социального происхождения.

В соответствии с преамбулой Закон о занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости. Однако понятие "содействие занятости" в Законе отсутствует. На мой взгляд, содействие трудовой занятости нужно рассматривать в двух аспектах. В первом под содействием занятости понимается совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и иных мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленной на получение заработка или иного вознаграждения, а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости. Во втором - совокупность указанных мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленной на получение заработка или иного вознаграждения.

Закон о занятости предусматривает осуществление широкого круга мероприятий, направленных на содействие занятости граждан. К числу таковых необходимо отнести, в частности, бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов службы занятости, информирование службой занятости граждан и работодателей о положении на рынке труда, разработку и реализацию программ по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и т.д.

Границы содействия трудовой занятости очертить сложно. Это предусмотренные законодательством меры, которые способствуют не только получению работы по трудовому договору (в том числе и временной), но и получению необходимой профессиональной подготовки для этого, а также профориентационные услуги. Структурно содействие трудовой занятости выглядит следующим образом: трудоустройство (при помощи службы занятости, негосударственных кадровых агентств, внутреннее трудоустройство и др.), профориентация, организация общественных работ, квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (например, инвалидов), профессиональная подготовка. Причем не вся профподготовка, а только некоторые виды (например, через службу занятости, непосредственно у работодателя). Кроме того, в понятие трудоустройства как одной из форм содействия трудовой занятости не может быть включено самостоятельное устройство гражданина на работу, поскольку в этом случае от специального "содействия" со стороны государственных или иных органов в заключение трудового договора.

Формы содействия трудовой занятости правильнее именовать не просто правовыми, а именно организационно-правовыми, поскольку они имеют и организационное содержание, которое определяется участием государственных и иных органов в процессе содействия занятости. Правовую основу этих форм составляют юридические факты, с которыми законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений по содействию занятости. В них выражается сочетание государственной воли с волей участников указанных правоотношений.

1.2. Виды политики занятости

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это:

- совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;

- мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

- обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

- активный поиск и подбор рабочих мест;

- финансирование создания новых рабочих мест;

- организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.



1.3. Государственная политика содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость

 

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

·        развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

·        обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

·        создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

·        поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

·        осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

·        предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

·        поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

·        объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

·        координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

·        координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

·        международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона о занятости, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Вступивший в силу с 1 января 2005 г. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ[1] значительно сузил полномочия органов государственной власти субъектов РФ и фактически отстранил их от участия в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения. Осуществление государственной политики в области содействия занятости населения, в том числе мер активной политики занятости, было сосредоточено на федеральном уровне. Из Закона о занятости были исключены нормы, регламентирующие круг полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Устранить все негативные моменты, обусловленные отсутствием четкого разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения, призван Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"[2] (далее - Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ). Одним из актов, в который названным Законом внесены изменения, является Закон о занятости. Предусмотренные Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ изменения направлены на передачу отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти ее субъектов. Внесенные в Закон о занятости изменения вступили в силу с 1 января 2007 г.

В течение года на уровне субъектов РФ должна быть создана система органов службы занятости, которым будут переданы предусмотренные в ст. 7.1 Закона о занятости в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ полномочия.

Так, органам государственной власти субъектов Федерации  переданы полномочия по регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан, а также полномочия по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. Передаче подлежат полномочия по оказанию следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости населения; выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.

Решение передать органам государственной власти субъектов РФ осуществление таких полномочий Федерации, как регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан, оказание предусмотренных законодательством государственных услуг в области содействия занятости населения, реализация территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения, подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства, имеет безусловно положительное значение. Передача функций по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы на региональный уровень позволит конкретизировать перечень услуг, приблизить эти услуги к населению, а также избежать возложения на федеральную службу несвойственных ей функций по оказанию услуг.

Помимо полномочий по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы органам государственной власти субъектов РФ будут переданы полномочия по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных. Поскольку данные полномочия по контролю закрепляются за органами государственной власти субъектов Федерации впервые, пока неясно, каким образом должны осуществляться указанные полномочия и как они будут соотноситься с полномочиями других федеральных органов по надзору и контролю, в частности с полномочиями органов федеральной инспекции труда. По всей видимости, контрольными полномочиями предполагается наделить высший орган в системе органов службы занятости субъектов РФ, который и будет осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих органов.

Следует обратить внимание на несоблюдение законодателем единства терминологии. Так, Закон о занятости в ныне действующей редакции именует граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области занятости, гражданами, "испытывающими трудности в поиске работы", исключив из Закона такое понятие, как "граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы". При этом в подп. 7 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ законодатель вновь возвращается к понятию "граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы".


1.4.Особенности политики занятости в современном мегаполисе

По словам руководителя Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве Сергея Дудникова, рынок труда в Москве стабилен. Даже во время дефолта безработица в столице не вырастала до таких угрожающих размеров, как это случилось в других регионах. Число безработных тогда было 61 - 62 тысячи человек. Численность безработных, зарегистрированных в московской службе занятости, снизилась до 33 тысяч человек в 2006 году. Сейчас эта цифра составляет 31 тысячу человек. Для 10-миллионного города, по мнению С.Дудникова[3], это нельзя назвать трагедией. Ежегодно в службу занятости поступает 2 миллиона обращений граждан и предприятий. Постепенно трудоустраивать удается всех, кто хочет работать.

Еще два-три года назад аналогичные опросы ставили безработицу и проблемы занятости стабильно на третье место. Сегодня при желании работу в Москве может найти каждый. Служба занятости ежегодно оказывает содействие в трудоустройстве до 350 тысяч москвичей. В структуру службы занятости входят 10 окружных центров и 47 территориальных отделов. Вместе с тем, по словам С.Дудникова, на рынке труда остается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, при котором в структуре безработицы преобладают специалисты и служащие - до 60%, а в банке вакансий устойчивым спросом пользуются рабочие специальности - более 70%. Растет доля женщин в структуре общей безработицы: в настоящее время безработных женщин в три раза больше, чем мужчин.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Координационный комитет г. Москвы регулируется местным законом о социальном партнерстве. В статье 7 данного закона[4] указывается, что координационный комитет содействия занятости населения Москвы:

·        создается для выработки согласованных решений по определению и реализации политики занятости, координации деятельности сторон, представленных в нем, в решении проблем занятости в Москве;

·        формируется Правительством Москвы, общегородскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов, общегородскими объединениями (ассоциациями) работодателей;

·        состоит из представителей Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, общественных организаций, представляющих интересы граждан, нуждающихся в социальной защите;

·        руководствуется в своей деятельности законодательством, иными нормативными актами, а также Положением, утверждаемым представителями Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, других общественных организаций;

·        принимает рекомендации в адрес Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, других общественных организаций по проблемам занятости в Москве;

·        содействует разработке и реализации программ по проблемам занятости, разрабатываемым в системе социального партнерства Москвы;

·        проводит консультации, экспертизы проектов нормативных актов органов исполнительной власти Москвы по проблемам занятости.

В июне 1999 года была создана Объединенная коллегия исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области, на которую возложена задача координации действий городских и областных органов власти и управления.

Одним из направлений совместной деятельности этим договором определена важнейшие социальная защита населения Москвы и Московской области в области занятости.

В его функции входят содействие разработке и реализации программ по проблемам занятости, разрабатываемых в системе социального партнерства Москвы; проведение консультаций и экспертизы проектов нормативных актов органов исполнительной власти Москвы по проблемам занятости. Он принимает рекомендации в адрес Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, других общественных организаций по проблемам занятости в Москве.

Несмотря на достаточно большое количество трудов по проблемам труда и занятости населения, а особенно активной политики занятости, сравнительно мало используется социологический подход, практически отсутствуют научные работы, исследующие указанные проблемы на уровне крупного города.

II. Реализация политики занятости  в современных мегаполисах


2.1. Мероприятия, способствующие занятости граждан

 

Одним из направлений государственной политики в области занятости населения является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким гражданам Закон Российской Федерации Закон о занятости относит: инвалидов; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцев и вынужденных переселенцев; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (п. 2 ст. 5).

В ст. 13 Закона о занятости для перечисленных категорий граждан закреплены дополнительные гарантии занятости: разработка и реализация программ содействия занятости; создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов); установление квоты для приема на работу инвалидов; организация обучения по специальным программам и некоторые другие меры. Из всех перечисленных категорий граждан наибольшую трудность в получении работы испытывают инвалиды. Обусловлено это тем, что при трудоустройстве инвалидов необходимо учитывать как состояние их здоровья, так и трудовые рекомендации МСЭ. Кроме того, в организации, куда направляется инвалид, должны быть созданы условия труда, способствующие его реабилитации. При этом показанный инвалиду по состоянию здоровья труд должен сочетаться с мерами лечебно-восстановительного характера для достижения в конечном счете его профессиональной реабилитации.

Раздел 7 "Занятость" Стандартных правил обеспечения равных возможностей инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, предусматривает, что "инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Они должны иметь равные возможности для занятия производительной и производящей доход трудовой деятельностью на рынке труда... Законы в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства. Государствам надлежит активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда".[5]

Вместе с тем во многих субъектах Российской Федерации (например, городах Санкт-Петербурге и Москве) приняты законы о квотировании рабочих мест, сохранившие правило об обязательных платежах в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной организациям квоты. Так, согласно ст. 2 Закона Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" от 27 мая 2003 года N 280-25 в редакции Закона от 20.06.2005 N 282-37 в случае невыполнения или невозможности выполнения закрепленной за организациями квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет Санкт-Петербурга обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, равную величине прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге за предшествующий квартал для трудоспособного населения, в пределах установленной квоты. При этом в соответствии с Законом обязательная плата поступает в целевой бюджетный фонд трудоустройства инвалидов.[6] Законом города Москвы "О квотировании рабочих мест" от 22 декабря 2004 года N 90 за невыполнение работодателем установленной Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест предусмотрено наложение административного штрафа. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет города и может являться источником формирования целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве (ст. 5 Закона)[7].

Принятие субъектами Российской Федерации специальных законов, в которых определяется процент квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов и устанавливается административная ответственность за невыполнение работодателями обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест, в полной мере согласуется с пп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с ним к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Вместе с тем следует признать, что принимаемые субъектами Российской Федерации законы о квотировании сами по себе не решают проблемы трудоустройства инвалидов.

Для того чтобы квотирование рабочих мест для инвалидов было действенным, важна заинтересованность в этом работодателей. Практика свидетельствует, что в счет квоты выделяются малозатратные низкооплачиваемые рабочие места. В итоге складывается парадоксальная ситуация: значительное количество квотируемых мест остается незанятым, а инвалиды - нетрудоустроенными. Необходима экономическая заинтересованность работодателей в принятии на работу инвалидов. В ряде субъектов Российской Федерации такой опыт уже есть. Так, в Московской области работодателям, выполняющим и перевыполняющим квоты, предоставлено преимущественное право на получение государственного и муниципального заказов на их продукцию.[8]

Квотирование рабочих мест помогает решить возникающие проблемы с трудоустройством не только инвалидов, но и других категорий граждан. Возложение на работодателя юридической обязанности принять к себе на работу определенное лицо в счет установленной квоты, конечно, не всегда учитывает интересы работодателя, поскольку ограничивает его свободу в выборе необходимого ему работника. Однако в данном случае приоритет отдается общественному интересу, состоящему в обеспечении трудоустройства лиц с заведомо пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

Подводя итог вышесказанному, следует констатировать, что на федеральном уровне законодательное регулирование квотирования рабочих мест направлено на сужение круга лиц, испытывающих трудности в поиске работы, для которых осуществлялось квотирование рабочих мест.

Ситуацию исправляет региональное законодательство, которое предусматривает довольно широкий перечень лиц, испытывающих трудности в устройстве на работу и в силу этого нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, в том числе квотировании для них рабочих мест.

Законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено квотирование рабочих мест для молодежи. Так, Законом города Москвы "О квотировании рабочих мест" квотирование осуществляется не только для инвалидов, но и для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (ст. 2 Закона).[9] Законом Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи" от 8 октября 1997 года N 161-53 в редакции Закона от 12 января 2005 года N 718-2 устанавливается квота для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите. К таким лицам отнесены: лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, прошедшие итоговую аттестацию (вне зависимости от ее результатов) с получением соответствующего документа об образовании (справки, свидетельства, диплома) и желающие устроиться на работу в течение календарного года после окончания соответствующего учебного заведения; граждане, уволенные с военной службы по призыву в течение года со дня увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации; граждане, освободившиеся из мест лишения свободы в течение года со дня освобождения; граждане, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркомании; лица моложе 18 лет, испытывающие трудности в поиске работы.[10]

Отвлекусь от темы, но хочется показать, что в нашем регионе тоже проводится такая работа, так например: в коллективном договоре, заключенном между трудовым коллективом и администрацией ОАО "Белгородэнерго" на 2005 год, была предусмотрена обязанность общества обеспечить предоставление на период не менее 3-х лет работы по специальности выпускникам учебных заведений, поступившим на предприятия по предварительным заявкам.

Таким образом, законодательством субъектов Российской Федерации, отраслевыми соглашениями, коллективными договорами предусмотрено квотирование рабочих мест для более широкого круга граждан, испытывающих трудности в поиске работы, нежели на федеральном уровне, регулирующем квотирование рабочих мест только для инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами.

Особое внимание в современных магаполисах отводится миграционным потокам, проблемам их занятости.

В свете проводимой реформы важно упомянуть о необходимости сотрудничества и координации действий не только аналогичных органов федерации и субъектов, но и параллельных структур: органов, непосредственно занимающихся мигрантами (Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики - на федеральном уровне), и органов, регулирующих занятость населения (Департамент Федеральной государственной службы занятости, территориальный орган Министерства труда и социального развития - на федеральном уровне)[11]. Реформы службы занятости также позволяют в настоящее время пересмотреть вопрос о возможности участия в регулировании миграционного процесса. Конвенция МОТ N 88 "Об организации служб занятости"[12] в п. "е" ст. 6 определяет, что служба занятости организуется таким образом, чтобы обеспечить эффективный набор и устройство трудящихся на работу, и для этого содействует, по мере необходимости, другим государственным и частным учреждениям в разработке социально-экономических планов, направленных на обеспечение благоприятного положения в вопросах занятости.

Помимо роли организатора и наблюдателя миграционного процесса, службы занятости могут способствовать разработке международных соглашений по вопросам рабочей силы и участвовать в переговорах. Такие договоры необходимы, так как они являются одновременно гарантией соблюдения личных прав мигрантов и лучшей организации операций по отбору, перевозке и профессиональному внедрению этой категории работников. Такие функции зафиксированы в распоряжении мэра г. Москвы о положении Комитета труда и занятости г. Москвы. Интересно заметить, что на федеральном уровне в Положении о Департаменте Федеральной государственной службы занятости населения (от 30 ноября 2000 года) такие функции явно не выражены.

В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 29 декабря 2006 г. N 374-РМ "О плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2007 год" создана комплексная рабочая группа по подготовке проекта закона города Москвы "О занятости населения в городе Москве" и распоряжением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 4 апреля 2007 г. N 57-РЗМ разработан проект закона города Москвы "О занятости населения в городе Москве" с целью создания городской системы содействия и обеспечения полной и эффективной занятости населения, повышение социальной защищенности граждан.

В результате принятия закона должны быть установлены порядок содействия занятости населения, а также дополнительные социальные гарантии и компенсации безработным гражданам в городе Москве.

Это даст возможность на основе эффективного, легитимного механизма осуществлять целенаправленные мероприятия по расширению сферы занятости, профилактике безработицы, осуществлению дополнительных мер в целях усиления социальной защищенности граждан.

В результате следует ожидать сокращения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, приведения в соответствие рынков образовательных услуг и труда, улучшения профессиональной ориентации и роста ее масштабов, ускорения процессов трудоустройства и подбора персонала, сокращения продолжительности периода безработицы..[13]

В "Городе возможностей" всем найдется дело» Так образно была обозначена концепция Международной выставки "Занятость-2006", которая в павильонах "ЛенЭкспо" Санкт-Петербурга знакомила с передовым опытом, накопленным в 30 региональных службах занятости.

Уже во второй раз город на Неве провел столь представительный форум, вновь доказавший свою результативность и необходимость. Причем не только служб занятости. Ведь в выставке участвовали и негосударственные организации по трудоустройству, различные учебные заведения, предприятия малого бизнеса, получившие поддержку из фонда занятости.

Как и подобает столице, московская экспозиция стала одной из самых значительных, привлекла повышенное внимание посетителей. Среди ее участников наряду с Комитетом труда и занятости были и созданные при его поддержке Московский учебный центр подготовки безработных, центр труда и занятости молодежи "Перспектива", центр делового партнерства, профориентации, занятости военнослужащих "Кутузовский". Женский раздел представляли Академия управления и женского предпринимательства и Женский деловой центр. С интересом посетители выставки знакомились с новой технологией работы с населением, представленной Модельным центром занятости Восточного округа. Экспозиция охватывала практически всю тематику выставки. Демонстрировалась единая информационная система службы занятости, работало диагностическое и производственное оборудование.

В одном из своих выступлений Ю.М. Лужков отметил, что "...служба занятости - один из активнейших центров деятельности правительства Москвы". На протяжении ряда лет уровень московской безработицы продолжает оставаться самым низким среди российских регионов, ни разу не перейдя даже однопроцентного барьера. Этот показатель на несколько порядков ниже, чем во всех мировых мегаполисах, о чем с удивлением и восторгом говорили мэры крупнейших городов мира на своей традиционной встрече летом в юбилейной Москве. В текущем году наметилась устойчивая тенденция снижения абсолютной численности безработных, сейчас она составляет 31 тысячу человек.

Сбалансированность спроса и предложения на рынке труда появилась не сама по себе. Она - результат продуманной промышленной политики, рационального ведения приватизации, упора на развитие малого и среднего предпринимательства. Сфера малого бизнеса, где сейчас трудятся свыше миллиона москвичей и где ежегодно создается более половины всех новых рабочих мест, смягчила последствия высвобождения работников из промышленных и других отраслей городского хозяйства.

Комитет труда и занятости правительства Москвы является главным разработчиком утверждаемых правительством Москвы годовых программ содействия занятости населения, основным участником трехстороннего соглашения, заключаемого ежегодно правительством Москвы, Московской федерацией профсоюзов и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей. Большинство проводимых городской службой занятости мероприятий проходит в духе социального партнерства, будь то предоставление компенсационных выплат, организация рабочих мест или поддержка крупных городских предприятий с многотысячными коллективами. Среди последних - "Москвич" и ЗИЛ, Тушинский машзавод и Трехгорная мануфактура, да и многие другие. Только за последние полтора года из фонда занятости была оказана помощь в форме прямого и возвратного финансирования на сохранение и создание около 20 тысяч рабочих мест. Тесное взаимодействие администрации города и отраслевых структур с Комитетом труда и занятости позволило проводить неформальный отбор претендентов на получение финансовой помощи, выявить те предприятия, которые действительно нуждаются в дополнительном финансировании из средств фонда занятости и являются важными в развитии, с одной стороны, городской инфраструктуры, с другой - обеспечении занятости населения, включая слабозащищенные категории.

Столь крупномасштабные инвестиционные мероприятия стали возможны благодаря самому крупному среди российских региональных фондов занятости - результат, с одной стороны, экономической ситуации в городе, с другой - хорошо налаженным комитетом сбором страховых взносов с работодателей. Сейчас в Москве зарегистрировано свыше 310 тысяч плательщиков в фонд занятости.

На протяжении последних лет годовое число обращений по различным поводам превышает один миллион, а количество трудоустроенных граждан, направленных на профессиональное обучение и общественные работы, и общее число консультаций постоянно растут. Ежегодно 150 тысячам граждан, ищущих работу, оказывается содействие в трудоустройстве. Такой результат был бы невозможен без тесного взаимодействия с работодателями по сбору вакансий, банк которых постоянно находится в пределах 55 - 65 единиц. Активизируется деятельность по организации общественных работ. Это и благоустройство городских территорий, и патронажные услуги, и работы в сети мелкорозничной торговли и общепита, и различные подсобные работы.

Широко используются возможности профессионального обучения безработных граждан. Оно осуществляется по 100 и более специальностям, направлениям и курсам и охватывает ежегодно свыше 10 тысяч человек.

Кроме выплат пособий по безработице, среди социальных гарантий и компенсаций широко практикуется досрочный выход на пенсию (до 5 тысяч безработных), материальная помощь особо нуждающимся безработным, включая оплату медицинских и образовательных услуг, общественного транспорта. Проводятся также благотворительные и гуманитарные акции.

Сейчас десять окружных управлений и входящие в их состав 34 отделения, включая три модельных центра занятости, позволяют максимально приблизить население к широкому спектру услуг, предоставляемых комитетом. А постоянное развитие и совершенствование компьютеризации службы занятости, включая перевод на новое программное обеспечение АИС "Биржа труда", установка видеотерминалов и информаторов ускоряют обслуживание и повышают его качество.

Новым этапом становления Московской службы занятости стало создание и развитие специализированных центров занятости, образовательных учреждений и консультативно-методических организаций по направлениям деятельности. Среди них - центр труда и занятости молодежи "Перспектива", реализующий программу "Молодежная практика", центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", который совместно с горвоенкоматом и учебными заведениями много делает для трудоустройства и обучения своих посетителей. Организация общественных работ возложена на унитарное предприятие "Мосгортруд". Комитетом учреждены два центра по поддержке предпринимательства и самозанятости - Центр делового партнерства и Женский деловой центр. Консультативную, правовую и методическую помощь населению призваны оказывать правовой центр "Защита" и Центр профориентации и психологической поддержки, а также Центр условий и охраны труда.

Вместе со своим базовым учебным заведением - Московским учебным центром профподготовки, переподготовки и повышения квалификации - комитет активно сотрудничает и поддерживает целую сеть образовательных организаций, специализирующихся на обучении отдельных категорий граждан. В частности, женщины из числа безработных обучаются в Академии управления и женского предпринимательства, бывшие военнослужащие - в Академии оборонных отраслей и Институте конверсии военных кадров, работники сферы обслуживания - в Школе парикмахерских и косметических услуг, Центре офисных технологий.

Такое сочетание разветвленной сети территориальных подразделений комитета с функциональными организациями дает возможность широкого предоставления населению и работодателям самых разнообразных услуг, проведения целенаправленных мероприятий на рынке труда Москвы.

 

2.2. Мониторинг временной  занятости среди студентов


Исследуем мониторинг занятости на примере студентов по основным мегаполисам.

Общероссийский мониторинг «Временная занятость учащихся учреждений высшего профессионального образования» проведен в 2005 году Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов и Российским центром содействия молодежному предпринимательству. Исследование шло в рамках подпрограммы «Поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи» федеральной целевой программы «Молодежь России (2001‑2005 годы)». Исследователи устанавливали долю российских студентов, подрабатывающих в период учебы, спектр мотиваций к поиску заработка. Выявляли показатели, позволяющие судить об уровне связи подработки с получаемой специальностью. Важно было определить спектр рабочих мест, занимаемых студентами в период учебы, а также спектр требований молодых людей к временному рабочему месту. Также ученые находили факторы, влияющие на усиление связи между получаемой специальностью и временным рабочим местом. Опрос проводили в 23 субъектах Российской Федерации по репрезентативной выборке. В ней присутствовали молодые люди, обучающиеся в авторитетных российских центрах образования и науки (Москва и Санкт-Петербург, далее — столицы); в крупных городах (Екатеринбург, Челябинск, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Ростов, Самара и Саратов, далее — мегаполисы); а также в относительно небольших (средних) городах (Благовещенск, Брянск, Владимир, Липецк, Калуга, Кемерово, Курган, Йошкар-Ола, Новгород, Псков, Пятигорск, Ставрополь, Сыктывкар, Томск, Ярославль, далее — города). При проведении мониторинга опрашивали случайно выбранных студентов, как подрабатывающих во время учебы, так и не подрабатывающих.

 Интересно, что в целом по выборке до поступления в вузы трудились примерно четверть опрошенных. Причем исследователи делают вывод, что определенная часть студентов подрабатывала уже во время обучения в школе (вероятно, в основном во время каникул). То есть школьные заработки перестали быть чем‑то экзотическим, и распространенность подработки в школьные годы позволяет выдвинуть следующую гипотезу: все больше родителей относятся к подобному явлению как к важному элементу трудового воспитания своих детей. Несмотря на относительно высокий уровень жизни в столицах (равно как и на вполне удовлетворительное положение семей иногородних студентов, обучающихся в Москве и Санкт-Петербурге), именно столичные учащиеся в более высокой доле работали до поступления в вуз.

 Результаты опроса показали, что на момент проведения настоящего исследования постоянно трудились примерно треть опрошенных, а более четверти интервьюированных подрабатывали время от времени.

 Интересны результаты мониторинга подработки студентов в территориальном разрезе. Самая высокая доля работавших на момент проведения опроса (38 %) отмечена в столицах (см. Приложение: диаграмма 2.1.), и здесь же — наименьшая доля никогда не работавших во время обучения (15 %).


 

2.3. Основные направления совершенствования форм содействия трудовой занятости

 

Хотелось бы отметить, что различным этапам развития государства свойственно неодинаковое сочетание применяемых форм содействия занятости, которое зависит, в частности, от задач, стоящих перед обществом в тот или иной период, от ориентации экономической и социальной политики, от состояния баланса трудовых ресурсов и сложившейся демографической ситуации. Полагаю, что основные направления совершенствования форм содействия трудовой занятости должны сводиться к следующему.

1. Переход к развитой рыночной экономике и ее функционирование вовсе не означают отказа от прямого государственного регулирования отношений по содействию трудовой занятости вообще и установления соответствующих организационно-правовых форм в частности. Наоборот, последние должны получать дальнейшее развитие.

2. Среди организационно-правовых форм содействия трудовой занятости приоритетное развитие должны получить, прежде всего, так называемые специфические формы (организация общественных работ, профориентация, психологическая поддержка, квотирование рабочих мест).

3. Нуждаются в упорядочении и качественном обновлении традиционные для РФ формы содействия трудовой занятости (например, плановое распределение обученных кадров после подготовки в учебных учреждениях, общественный призыв и т.д.).

4. Необходимо расширить участие в содействии трудовой занятости населения негосударственных структур (частных, профсоюзных и др.).

Именно по этим основным направлениям должно развиваться законодательство, регламентирующее формы содействия трудовой занятости.

Вместе с тем уже назрела необходимость закрепления основных организационно-правовых форм содействия трудовой занятости в качестве таковых в едином нормативном правовом акте (пусть даже путем простого перечисления), и, прежде всего в специальной статье Закона о занятости. Пока последний с точки зрения регламентации указанных форм выглядит не вполне удовлетворительно. В нем не только отсутствует даже термин "форма содействия трудовой занятости", но и перечислены далеко не все основные формы содействия трудовой занятости. Представляется также целесообразным разработать и принять на уровне Правительства единый комплексный акт - Положение о формах содействия трудовой занятости населения. В нем следовало бы комплексно регламентировать все основные вопросы, связанные с функционированием традиционных и специфических форм содействия трудовой занятости.

В этой связи представляются не совсем удачными и оправданными изменения и дополнения в Закон о занятости, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", вступающим в силу 1 января 2007 г., в части децентрализации в осуществлении мероприятий в области содействия трудовой занятости, "раздробления" соответствующих федеральных механизмов и т.д.





Заключение

 

Методология исследования базируется на принципах научного анализа социально-экономических явлений, основных положениях теории занятости.

Информационной базой исследования послужили статистические материалы, отражающие состояние экономики страны и г. Москвы и Санкт - Петербурга, нормативно-правовые документы, публикации в средствах массовой информации, связанные с темой исследования.

 Эмпирической базой исследования явились данные Федеральной  службы государственной статистики и ее территориального органа по г. Москве, информация, содержащаяся в научных (монографических) и периодических изданиях, а также информация, собранная автором  непосредственно в процессе проведения исследования. В работе использованы отчетные и аналитические материалы бывшего Комитета труда и занятости Правительства Москвы, Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве.

 Необходимо учитывать новые условия конкуренции рабочей силы на рынке труда мегаполиса, исходя из наличия в большом городе крупных образований производственного и социального  назначения, серьезных диспропорций в развитии отраслей экономики,  противоречий между массовым производством и интересами трудовой и  культурной самоидентификации различных групп населения.

 Созданы все условия успешного осуществления активных программ содействия занятости: повышение сбалансированности между числом рабочих мест и экономически активным населением, проведение социальной экспертизы целевых и городских комплексных программ, а также планов развития отраслей  экономики мегаполиса по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест.

Важным направлением активной политики на рынке труда мегаполиса (на примере Москвы) является взаимодействие государственной службы занятости, столичного рекрутмента и частных кадровых агентств.

Список используемой литературы


Основные источники:

                                                      

1.                 Конституция Российской Федерации 1993 г.

2.                 Трудовой Кодекс Российской Федерации

3.                 Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»  от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П).

4.                 СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

5.                 Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2003. N 7 - 8.

6.                 Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. N 3.

7.                 Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. N 3.

8.                 Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 1997. N 11.

9.                 Приказ Минтруда РФ от 30.11.2000 N 274 "Об утверждении положения о департаменте федеральной государственной службы занятости" // Российская газета. 2001. N 7 - 8.

10.            Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. Том I. С. 867; издание 1991 года.

11.             Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. - М., 2006. - 52 с.

12.             Права инвалидов в сфере труда и занятости. Сборник информационно-правовых материалов. - М.: Управление федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, 2006. - 20 с.

13.             Труд и занятость населения Москвы. 2005: Статистический ежегодник. - М., 2006. с.84.

Дополнительная литература:


14.            Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России. М., 1999. С. 18 - 19.

15.             Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407 с.

16.            Кучма М.И., Орлова Е.Е. Правовое регулирование занятости населения: Учебное пособие. Часть II. "Социальная поддержка безработных граждан в современных условиях". М., 2005. С. 56.

17.            Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 1994. С. 7 - 8;

18.            Российская газета. 2005. 31 дек. «Некоторые правовые вопросы обеспечения занятости населения» Медведев О.М.

19.            Синдряшкина Е. Занятость в негосударственном секторе экономики // Экономист. - 1996. - №1;

20.            Сигаева Е.П., Хасаев Г.Р. Региональная безработица: опыт социологического исследования. - М., 1997; Хасаев Г.Р.

21.            Социальные проблемы экономически активного населения. - М., 1996.

22.            Медведев О.М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. Тверь, 1994. С. 24.

23.            Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. М., 1999. С. 5.




















Приложение

 

Мониторинг временной  занятости среди студентов






 










       Диаграмма 2.1.

























 

         Диаграмма 2.2.































          Диаграмма 2.3.




[1] СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

[2] СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.


[3] Источник: M3-media - 05.04.2007 - 10:15


[4] Постановление Правительства Москвы от 29 мая 1997 г. N 404 "О проекте закона города Москвы "О социальном партнерстве" Согласно постановлению Правительства Москвы от 17 февраля 1998 г. N 125 настоящее постановление снято с контроля в связи с выполнением В соответствии с решением Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27 февраля 1997 года "О проекте закона г. Москвы "О социальном партнерстве" с целью совершенствования нормативной базы по регулированию социально-трудовых отношений, организации,

[5] Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993.

[6] Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2003. N 7 - 8.

[7] Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. N 3.

[8] Кучма М.И., Орлова Е.Е. Правовое регулирование занятости населения: Учебное пособие. Часть II. "Социальная поддержка безработных граждан в современных условиях". М., 2005. С. 56.


[9] Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. N 3.

[10] Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 1997. N 11.

[11] Приказ Минтруда РФ от 30.11.2000 N 274 "Об утверждении положения о департаменте федеральной государственной службы занятости" // Российская газета. 2001. N 7 - 8.

[12] Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. Том I. С. 867; издание 1991 года.

[13] Источник: M3-media - 05.04.2007 - 10:15


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена