Положение пенсионеров на рынке труда г. Москвы
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ
Кафедра социологии социальной работы
ДИПЛОМНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПОЛОЖЕНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ НА РЫНКЕ ТРУДА Г. МОСКВЫ
студентки 6 курса вечернего отделения
Родионовой Е.А.
Научный руководитель
Мазаев Юрий Николаевич
к. филос. н., старший научный сотрудник
Москва 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения уровня и качества жизни пенсионеров и их положение на рынке труда г. Москвы
1.1 Уровень и качество жизни пенсионеров
1.2 Положение работающих пенсионеров на рынке труда
Глава 2. Социологический анализ положения работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы
2.1 Особенности положения работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы
2.2 Положение работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы: социологическое исследование
2.3 Рекомендации по включению пенсионеров в структуру рынка г. Москвы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследуемой проблемы. В современном обществе пенсионеры по старости как социальная группа - это значительная часть населения страны. По данным на 2009 год, пожилые граждане составляют 20,5% населения России[1], из 145 миллионов 628 тысяч граждан России 38,6 миллионов россиян являются получателями государственных пенсий, почти 30 миллионов из них - пенсионеры по возрасту. Пенсионеры часто рассматриваются государством, обществом и исследователями как «проблемная» социальная группа, которая, не участвуя в социальной жизни, требует от общества больших затрат, постоянно растущих ввиду общей тенденции старения населения. По прогнозам демографов, в ближайшие 50 лет возрастная структура страны резко изменится в пользу средних и старших возрастов. Складывающаяся демографическая ситуация означает качественные изменения в жизни поколений. Вследствие этих изменений пожилые люди количественно занимают все больше места в жизни общества, то социальные изменения в России имеют прямо противоположную направленность – пожилые люди обретают самый низкий статус в социальной иерархии, превращаясь в наиболее дискриминируемую социальную группу. Выход на пенсию приводит к снижению уровня жизни вследствие снижения дохода, социальной бедности, неравному доступу к социальным благам и услугам. Основным доходом пожилых людей является пенсия. По данным исследований, в настоящее время более 61% пенсионеров являются бедными. Так в 2004 году соотношение минимального размера выплат пенсионерам с прожиточным минимумом для пенсионеров в России равнялось 40,7%[2].
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его социальную защиту и безопасность. Однако сложившаяся система социальной защиты практически не обеспечивает в полной мере реализацию законных прав пожилых людей на достаточную социальную защищенность от социальных рисков последствий реформ, их социальное благополучие. Недоступность качественного медицинского обслуживания, низкосортные продукты питания у большинства пожилых людей, рост цен на жилищно-коммунальные услуги ведут к тому, что большая численность этой социально-возрастной группы в структуре населения продолжает оставаться на рынке труда. В то же время в эпоху внедрения новых технологий имеет место тенденция к увольнению их с работы, в связи, с чем растут масштабы безработицы среди пенсионеров, увеличивается ее продолжительность. Согласно статье 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах и получать какие-либо преимущества независимо от возраста, а как же от других обстоятельств, не связанные с деловыми качествами работника. Тем не менее, эта статья повсеместно нарушается. Между тем возможности людей пенсионного возраста и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Например, общество стимулирует старшие поколения уходить с рынка труда и освобождать рабочие места (прежде всего высокооплачиваемые и престижные) для молодых. В дипломной работе предлагается рассмотреть вопрос положения работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы, уйдя от сугубо экономических оценок. Работа опирается на анализ реального поведения пенсионеров, проживающих в Москве. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают «новый тип» пожилых людей, которые обладают высокой профессиональной и образовательной подготовкой, их здоровье и трудоспособность отличаются более высокими показателями по сравнению с предыдущими поколениями, а ориентации смещаются в сторону творческих установок. Из этого следует, что выход на пенсию не обязательно представляет собой прекращение экономической деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Пенсионеры как социальная группа – активно изучается в отечественной научной литературе (В.Д. Шапиро[3], М.Е. Баскакова, В.Н. Баскаков, Т.З. Козлова, Лежнина Ю.П.[4], Красильникова М.[5], Владимиров Д.Г[6]., И.А. Григорьева[7]).
Большинство исследователей утверждают, что следует рассматривать работающих и ищущих работу пенсионеров, как отдельные группы населения на рынке труда. В.Г. Доброхлеб в своей статье классифицирует представителей старшего поколения по четырем группам:
1) не предполагают работать ни при каких условиях;
2) работающие;
3) активно ищущие работу;
4) желающие работать при определенных условиях и подчеркивает, что на настоящий момент не созданные институциональные основы для вовлечения старшего поколения в активную экономику.
Поворот в сторону преодоления социальных стереотипов посредством эмпирических исследований наметился в российской социологии (М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова[8]). В выводах М.Э. Елютиной и Э.Е. Чекановой[9] говорится, что российская образовательная система, как сфера применения труда пенсионеров, остается, в значительной мере закрытой для людей пожилого возраста, а общество в лучшем случае настроено индифферентно в отношении их особых образовательных потребностей. В дипломной работе продолжено исследование поведения пожилых людей в экономической сфере (В.Г.Доброхлеб). По мнению ученых, выход на пенсию не обязательно представляет собой прекращение общественно полезной деятельности. Зарубежные исследования с конце 1980-х г. начали выделять быстро растущую группу «самых старых», тех, кому за 80 лет, а с 1990-х г. группу столетних долгожителей, а в интерпретации Питера Ласлетта «третий возраст» - это продукт успешного экономического и демографического развития, щедрой социальной политики. «Молодые старики» формально, по календарному возрасту могут быть отнесены к группе пожилых или старых. Но по состоянию здоровья, своим знанием, умением, навыкам, желанию и способности продолжать профессиональную деятельность они - мудрые взрослые и представляют значительный ресурсный потенциал общества. М. Денисенко в статье "Тихая революция" отмечает, что возрастной слой "молодых стариков" в большинстве развитых стран начал формироваться в 1940 - 1960-х г.г[10]. Исследуя проблему демографического старения С.П. Капица отмечает два пути развития «либо стагнация, либо рост качества жизни». Среди исследователей, затрагивающих проблемы пенсионеров необходимо назвать работы Монасыповой С.В., анализирующие положение этой социальной группы в обществе и рассматривающее их благополучие, как один из факторов устойчивости общественных связей и обществе в целом; комплексный анализ пенсионеров, как социально демографической группы проводит Силина М.И.; Мохов Д.Б. акцентирует внимание на социальной эксклюзии. Куштанина В.А. рассматривала социальную включенность пенсионеров в жизнедеятельность мегаполиса[11].
До настоящего времени рассмотрение положения пенсионеров на рынке труда не получило достаточно полного и детализированного теоретико-методологического и организационно-практического развития, что и послужило основанием для выбора темы дипломной работы.
Цель данного исследования – изучить положение работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы.
Объект исследования – объектом данного исследования являются работающие пенсионеры на рынке труда г. Москвы.
Предмет исследования – предметом данного исследования выступает положение работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы.
Задачи исследования:
1) Описать уровень и качество жизни пенсионеров.
2) Рассмотреть положение работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы.
3) На основе полученных результатов предложить рекомендации по включению пенсионеров в структуру рынка труда г. Москвы.
Теоретико-методологическая база исследования – в разработке основных положений научной работы использован широкий круг теоретических исследований отечественных социологов: В.Д. Шапиро[12], М.Е. Баскакова, В.Н. Баскаков, Т.З. Козлова, Е.И. Холостова[13], С.В. Моносыпова, М. Красильникова. Л.Т. Шинелева вводит в своей работе критерии оценки «качества жизни», которые автор использует в дипломном проекте. Ю.П. Лежнина поднимает проблемы низкой материальной обеспеченности, уровня жизни, занятости и здоровья пенсионеров. М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова предлагают создавать для пенсионеров особые образовательные программы. В.Г. Доброхлеб классифицировал представителей старшего поколения по группам. Автор ознакомился с классификацией выше перечисленного исследователя. Н.И. Кондракова и Н.В. Иванкова[14] в своей работе «Трудовая занятость пенсионеров Москвы» делают вывод, что пенсионеры наряду с перегрузками вызванными работой, как бы косвенно ощущают и ее плюсы – повышение чувства значимости, нужности семье и рабочему коллективу. Автор опирается на определения уровня и качества жизни из социологического словаря под редакцией Г.В. Осипова,Л.Н. Москвичева.
Методологическая основа исследования - составили общенаучные методы социального познания: системный, метод сравнительного анализа, описательной статистически.
Эмпирическая база исследования. Исследование опирается на данные нескольких видов:
Ø Работа основана на результатах социологического исследования, проведенного автором в 2010г.в г. Москве, методом опроса. Выбранный метод практического исследования считаю наиболее подходящим, так как при наименьшей затрате времени он позволит дать объемную и полную информацию об имеющейся проблеме. Выборочная совокупность составила 110 человек отобранных целенаправленным методом. В качестве респондентов выступили люди пенсионного возраста от 55 лет до 75 лет: пенсионеры которые продолжают работать. В анкету вошли 29 вопросов, позволяющих выявить необходимую для результатов исследования информацию.
Ø Вторичные социологические данные: результаты отечественных исследований, таких авторов, как В.Д. Патрушев[15], Т.М. Малевой и О.В.Синявской[16], в которых исследуется образ жизни пенсионеров, в которых на основе проведенных социологических исследований работающих пенсионеров делается вывод о снижении продолжительности жизни, так как пенсионеры вынуждены работать после выхода на пенсию.
Ø В своей работе автор ссылается на сравнительные анализы пенсионеров проведенные В.А. Куштаниной, О.В. Терещенко. На формы дополнительной занятости пенсионеров по данным С. Горисова.
Ø Данные Федеральной службы государственной статистики характеризующие величину прожиточного минимума, уровня и качества жизни пенсионеров.
Ø Данные последней всероссийской переписи населения 2002 г. и текущей государственной статистики.
Ø Данные официального сайта ГосКомСтата России.
Ø Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Дипломный исследовательский проект состоит из введения; двух глав и четырех параграфов; заключения; списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ И ИХ ПОЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА Г. МОСКВЫ
1.1 Уровень и качество жизни пенсионеров
В последнее время во всем мире отмечается рост интереса к проблеме уровня и качества жизни людей, она привлекает все больше внимания, как исследователей, так и практиков, занимающихся вопросами разработки и реализации социальной политики. Показатели уровня и качества жизни становятся непременными и чрезвычайно важными компонентами оценки результатов социальной политики.
В этой связи основными понятиями, которыми мы оперируем является «пенсионер» и «пенсия». Так как за все время было проведено немного исследований на эту тему, то и определений относительно немного. Первое определение дает В.Даль, который говорит, что «пенсион или пенсия (фр.) – оклад сверх жалованья, за отличие или выслугу лет; оклад по выходу в отставку за службу. Пенсионер – гражданин (-ка), получающий (-ая) пенсию»[17].
Пенсионер — человек, получающий пенсионное обеспечение из общественных фондов по старости (мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет), потере трудоспособности или кормильца, за выслугу лет.[18]
«Работающий пенсионер – человек, находящийся на пенсии по возрасту или по инвалидности; занимающийся профессиональной деятельностью с сохранением пенсии (в случаях, предусмотренных законодательством)[19]».
«Пенсия — регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые:
- достигли пенсионного возраста (пенсии по старости),
- по инвалидности не могут работать (пенсии по инвалидности),
- потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца)»[20].
Рынок труда — важнейший элемент народнохозяйственного рынка. Это и обусловливает важность более подробного изучения основных закономерностей его формирования и функционирования. Рынок труда предопределяет степень эффективности использования труда наемных работников, которые поставляют в производство основную массу рабочей силы.
Существует множество определений рынка труда. По мнению доктора экономических наук А. Котляра, «рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, которая за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах. На рынках труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых — в заработной плате»[21].
Уровень жизни – социально экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в смысле обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются преимущественно количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения (размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.)[22].
Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляется собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровья, образование, природную сферу обитания и т.д.
Рост уровня жизни (реальных доходов, потребления, обеспеченности теми или иными благами) создает возможность для улучшения «качества жизни», его материальную основу[23].
Качество жизни – социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфорта жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде, а так же уровень стрессовых ситуаций, структура расселения и др.)[24]
Условия, необходимые для улучшения качества жизни пенсионеров, не ограничиваются уровнем потребления товаров и услуг. Качество жизни включает такие результаты социально-экономического и политического развития, таких, как средняя продолжительность жизни, уровень заболеваемости, возможность пользоваться услугами медицины, условия и охрана труда, доступность информации, обеспечение прав человека[25].
В рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становится степень социальной защищенности, свобода выбора человека, состояние природы и социальной среды, культурные религиозные отношения.
Восприятие качества жизни с точки зрения индивида почти всегда субъективно: некоторые люди могут считать свою жизнь совершенно не удовлетворительной из-за не значительных бытовых трудностей, другие же могут быть вполне довольны, хотя объективно их жизнь полна проблем.
Эксперты ВОЗ определяют качество жизни как «способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а так же свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения»[26].
В течение последнего десятилетия зарубежными исследователями предложено ряд методик для изучения качества жизни пожилых людей. Согласно данным исследованиям, в понятие качество жизни лиц старших возрастных групп должны включаться такие компоненты, как субъективная удовлетворенность личности своей жизнью и ее обстоятельствами, объективное функционирование личности в ее социальных ролях, наличие ресурсов (материальные и финансовые условия, возможность получения социальной поддержки), соматическое и психологическое состояние, социальные отношения, функционирование в обыденной жизни, удовлетворенность самим собой[27].
В России проблемы критериев оценки качества жизни пожилых людей, выявление социальных проектов и технологий, направленных на улучшение качества жизни этой категории населения, с учетом этих показателей корректировки практики предоставления тех или иных социальных услуг тесно связаны с оценкой качества жизни населения в целом.
Современные показатели уровни и качества жизни населения России относительно не высоки. Согласно проводимым, под эгидой Организации Экономического Сотрудничества и Развития, международным сопоставлениям ВВП на душу с использованием паритета покупательной способностью[28], мы находимся в мире на 40 месте, в четыре раза уступая по этому показателю США, а средняя продолжительность жизни при рождении жителей, например, Норвегии превосходит наши показатели более чем на 12 лет.
В итоге по величине индекса человеческого потенциала – международного аналога показателей качества жизни – Россия оказывается в шестой десятке и попадает в группу развивающихся стран. Другим важнейшим интегральным показателем качества жизни в стране, которые так же фиксируют падения качественных параметров жизни населения, относит индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения (уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и др. отрасли социальной сферы), коэффициент жизнеспособности населения. Это – объективная реальность, с которой нельзя не считаться. Но есть и субъективные факторы, также свидетельствующие о неудовлетворительном положении с качеством жизни в стране. Это подтверждается результатами опроса населения, проведенного всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Внимания и положительной оценки заслуживает тот факт, что категория «качество жизни» становится определяющей в социальной политике. Это говорит о стратегической ориентированности и выходе социальной поддержки населения на более высокий уровень, предполагающий нечто принципиально иное, нежели выживание. В настоящее время рядом научных и государственных организаций и ведомств осуществляется разработка доктрины государственного регулирования качества жизни населения России на основе прогрессивных социальных технологий, как согласованной совокупности научно обоснованных подходов и взглядов на цели, задачи, методологию, содержание и использование административных мер, финансовых средств и социальных технологий, имеющихся в расположении институтов федеральной и региональной власти, с целью изменения экономических, социально-политических и культурных условий, обеспечивающих улучшение качества жизни россиян.
При всем многообразии трактовок понятия «качество жизни» необходимо выделить некоторые критерии оценки, которые были бы применимы на современном этапе к такой специфической категории, как пожилые люди. К ним могут быть отнесены[29]:
Ø показатели материального положения пожилых людей (пенсионное обеспечение, изменение структуры расходов семей пенсионеров в условиях рыночных преобразований), показатели распространения бедности и малообеспеченности пожилых людей, и субъективная оценка пожилыми людьми своего материального положения;
Ø влияние системы государственных льгот на материальное и социальное положение пенсионеров, медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение;
Ø показатели жилищной обеспеченности и оплата коммунально-бытовых услуг;
Ø развитие сферы социального обслуживания пожилых людей и ее влияние на социальное самочувствие данной категории граждан;
Ø степени взаимодействия государственных и общественных организаций в решении проблем пожилых людей.
Существует ряд факторов, которые негативно влияют на качество решения проблем людей старшего поколения:
Ø ограниченные финансовые и экономические возможности государства;
Ø уменьшение значения в обществе такой основополагающей ценности, как «семья», что приводит к разрыву связи поколений детей – родители;
Ø не сформированность гражданского общества приводит к тому, что роль общественных организаций в решении проблем пожилых граждан остается несущественной.
Совокупность перечисленных проблем, характеризующих качество жизни пожилого человека приводит к выводу, что в современных условиях пенсия является синонимом бедности, что связано с низким уровнем пенсионного обеспечения и необходимостью большинства пенсионеров оставаться на рынке труда.
1.2 Положение работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы
«Низкий уровень пенсионного обеспечения в настоящее время породил явление, неведомое в большинстве стран мира, - работающих пенсионеров»[30]. Пенсия назначается при достижении установленного законом возраста, дающего право на прекращение трудовой деятельности. Пенсия – это назначаемая государством или накопленная в негосударственных фондах или страховых компаниях компенсация за потерю регулярного источника дохода в лице заработной платы. В странах с высоким уровнем пенсионного обеспечения государственная пенсия не является единственным источником доходов для старшего поколения, так как есть сбережения на старость в банках, есть дивиденды, получаемые по ценным бумагам, другие виды накоплений. «Поэтому установленная законом пенсия в странах с развитой рыночной экономикой составляет 25-30 % от общих доходов пенсионеров. К примеру, в США эта пенсия не достигает 650 долларов»[31]. Обеспечивая пристойный уровень пенсий и высокий уровень жизни пенсионеров, общество стимулирует старшие поколения уходить с рынка труда и освобождать рабочие места (прежде всего высокооплачиваемые и престижные) для молодых. На этом основывается соглашение поколений и возможность использования распределительной пенсионной модели, при которой пенсионными взносами или налогами с молодых обеспечивается поступление средств для выплаты пенсий старшим.
В России эта схема ротации поколений не срабатывает по двум причинам:
Первая – это низкий размер пенсий, не обеспечивающий в качестве единственного источника доходов пристойный уровень жизни для пенсионеров, и отсутствие других легальных видов доходов, которые могли бы компенсировать недостаточность пенсии. «Сегодня пенсия составляет 90-95% от общего объема доходов пенсионера, а величина ее является решающим обстоятельством, определяющим его уровень жизни. Из-за недостаточных размеров пенсионных выплат пенсионеру приходится работать и после достижения пенсионного возраста, после официального выхода на пенсию»[32].
«Пенсионеры в подавляющем большинстве своем находятся в группе социального риска. В России минимальная пенсионная выплата едва дотягивает до 15 % среднего заработка, и даже средняя пенсия в 2001 году была ниже прожиточного минимума»[33].
Вторая причина - пенсионеры не торопятся покидать свои трудовые места. Работать после выхода на пенсию продолжают чаще всего те представители старшего поколения, которые занимают должности вспомогательного персонала в медицинских и культурных учреждениях, средней и высшей школе, отраслевой и фундаментальной науке – лаборанты и научно-технические сотрудники, нянечки и санитарки, гардеробщицы, уборщицы, сторожа. На подобные должности после выхода на пенсию порой оформляются и работники более высокой квалификации, занимавшие до того более престижные и оплачиваемые должности.
Главы субъектов Федерации зафиксировали, что после серьезного повышения пенсий к осени 2000г., значительный отток работающих пенсионеров, занимавших ранее не престижные и малооплачиваемые должности в социальной сфере большинства российских регионов. Многие пенсионеры были бы готовы, получая пенсии по страховому закону, продолжать работать, но выбирали тот вариант, который был им экономически выгоднее. В итоге, повышение пенсий – обернулось серьезными проблемами для здравоохранения, образования, культуры, которые в ряде регионов разом оказались без основной массы вспомогательного персонала.
Учитывая этот опыт, обращения администраций регионов, пожелания пенсионеров, способных еще потрудиться на благо общества, мнение депутатов федеральных и региональных законодательных органов, Пенсионный фонд России принял решение изменить концепцию нового пенсионного законодательства, предусмотрев в нем возможность работы для пенсионеров после их выхода на заслуженный отдых.
При этом предполагаются некоторые условия для такой работы.
Ø Первое – пенсионеры не должны занимать рабочие места, представляющие интерес для молодежи. Если не ввести это ограничение, то у работодателей может возникнуть искушение держать, как можно дольше, на высокооплачиваемых должностях работающих пенсионеров, выплачивая им меньшую зарплату (поскольку те будут получать еще и пенсию). Предложение, внесенное ПФР в Думу ко второму чтению законопроекта о трудовых пенсиях, для предотвращения этого предусматривает возможность найма пенсионеров на должности в рамках первых шести разрядов тарифной сетки. Сюда попадают те самые не престижные ставки бюджетной сферы, которыми озабочены главы регионов и замещать которые молодежи невыгодно, а пенсионеры готовы.
Ø Второе – пенсионер, продолжая работать, будет получать пенсию не в полном объеме. «Предлагаемая разработчиками величина пенсионной выплаты для работающих пенсионеров – 70 % от причитающегося по закону размера пенсии. Однако оставшиеся 30 % не будут пропадать, как это происходит сейчас. Они станут резервироваться на личном счете работающего пенсионера, и после его окончательного выхода на пенсию в относительно короткие сроки (2-3 года) в виде ежемесячных надбавок выплачиваться ему вместе с пенсией»[34].
Ø Третье – особое предложение вносится для повышения размеров пенсии у работающих женщин послепенсионного возраста. Практика показывает, что они, как правило, продолжают работать до 60 лет. И в новом законодательстве предполагается закрепить их право на такое добровольное продление периода своей трудовой активности. При этом женщины смогут не только увеличивать размер пенсионного капитала на своем личном счете. За каждый год, отработанный после 55 лет, из их периода дожития, используемого при расчете ежемесячной пенсионной выплаты, будет вычитаться полтора года. Таким образом, за пять дополнительных лет, отработанных после пенсии, женщина может сократить свой расчетный период дожития с 204 до 114 месяцев. А это означает увеличения размера пенсии почти в два раза.
Предлагаемые Пенсионным фондом правовые новации, касающиеся работающих пенсионеров, конечно же, являются отступлением от чистых принципов страхового пенсионного законодательства. Но то, что они предложены, должно стать для пенсионеров свидетельством того, что пенсионная реформа осуществляется в интересах не абстрактного права, а людей с их жизненными нуждами.
Подводя итог вышеперечисленному, можно заключить, что положение пенсионеров на рынке труда определяется уровнем материального благополучия.
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ НА РЫНКЕ ТРУДА Г. МОСКВЫ
2.1 Особенности положения работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы
Москва является одним из высокоразвитых субъектов Российской Федерации. Согласно оценке Минэкономразвития России, по уровню социально-экономического развития Москва отнесена к городам с уровнем развития «выше среднего» - самой высокой интегральной оценке. По многим показателям, таким, как поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ, объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, обороту розничной торговли, объему платных услуг населению, вводу жилых домов, Москва находится в числе лидеров среди городов РФ. Демографическая ситуация Москвы начиная с начала 21 века, характеризуется увеличением численности населения. Использование методики прогнозирования можно сделать вывод о том, что при условии сохранения сложившихся тенденций в перспективе будет наблюдаться рост численности населения Москвы, а также увеличение численности лиц пожилого возраста. К началу 2008 года численность постоянного населения Москвы составила 10,509 тыс. человек. В целом в Москве сохраняется общероссийская тенденция старения населения и, как следствие, меняется его структура. По сравнению с 1990 годом доля населения:
Ø моложе трудоспособного возраста в общей численности населения сократилась на 5,5%;
Ø в трудоспособном возрасте увеличилась на 15% (таблица 1)[35].
Таблица 1
Структура населения старше трудоспособного возраста г. Москвы (в %) (от 100% свей численности населения)
|
1990 |
2002 |
2008 |
Старше трудоспособного |
32,4% |
23,3% |
23,0% |
Существует немало фактов, когда лицам пенсионного возраста необоснованно предлагают низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу, понижают в должности. В объявлениях о найме на работу оговариваются возрастные границы: не старше 45 лет, не старше 50 лет и т.д. Лицам старшего, пенсионного возраста легко приписываются болезни и, следовательно, нетрудоспособность. В случае увольнения у этих лиц гораздо больше период поиска работы, нежели у молодого и среднего поколения, к их намерению сменить профессию относятся более скептически, негативно.
Меры по защите рабочих пенсионного возраста в трудовой среде не имеют своей целью сделать их привилегированной по сравнению с другими рабочими группами. Напротив, меры в пользу рабочей силы пенсионного возраста необходимо рассматривать в контексте уравновешенной стратегии полной занятости и на уровне задач общей социальной политики при равном учете интересов всех групп населения. Эти интересы необходимо учитывать при выявлении положений отдельных групп населения на рынке. При таком подходе к группе работающих пенсионеров нужно учитывать особенности их положения на рынке труда и в трудовой ассоциации.
«Рабочие пенсионного возраста по своим психофизическим особенностям отличаются от молодых рабочих. Поэтому многие виды трудовой деятельности, которые осуществлялись ими в молодые годы без особых трудностей, теперь даются им с трудом. Так, например, не только труд на конвейере, но и другие виды работ, требующие повышенного внимания и ловкости, оказываются трудными для рабочих этой категории и зачастую отрицательно сказываются на их производительности труда. Однако это не должно служить причиной предрассудков по отношению к ним, как в отношении их трудоустройства, так и сохранения за ними тех рабочих мест, которые они занимали в более молодом возрасте. Необходимо приспособить к психофизическим особенностям работающих пенсионеров условия труда»[36].
Проблемы доступности труда для таких рабочих и дискриминация их в отношении трудоустройства на отдельные рабочие места - это наиболее важные проблемы нашего времени. Однако большой интерес представляют проблемы приспособления условий труда к возможностям работающих пенсионеров с точки зрения реализации идеи о том, что эти рабочие в своей трудовой деятельности могут проявить себя творчески и что необходимо защитить их положение в трудовой среде.
Потребность у пенсионеров в работе обусловлена, прежде всего, их материальным положением. «При опросе, проведенном Министерством труда и социального развития РФ, было выявлено, что почти 60 % пенсионеров испытывают необходимость в укреплении материального положения»[37].
«Физические условия конкретного труда, определенных рабочих мест необходимо таким образом приспособить к возможностям пенсионеров, чтобы избежать негативного воздействия на них. Работающие пенсионеры подвержены (вследствие ослабления сердечнососудистой деятельности) заболеваниям респираторной системы, на их самочувствие более отрицательно, чем на других рабочих, сказывается производственный шум и высокие температуры. Поэтому необходимо, используя средства охраны труда, предотвращать воздействие этих отрицательных факторов. Организация труда должна способствовать такому распределению трудовых операций, которое соответствовало бы психофизическим особенностям пожилых рабочих, которых следует переводить на другие рабочие места только в тех случаях, когда изыскать такое соответствие невозможно. Особое внимание следует уделить сокращению рабочего времени пожилых рабочих, что представляется одной из наиболее существенных возможностей приспособления условий труда к их психофизическим особенностям»[38].
«Слой пенсионеров начинает формироваться (по состоянию здоровья и по льготам) с возраста 35 лет, к началу пенсионного возраста он составляет около 30%. Половина пенсионеров, не достигших 60 лет, и в возрасте 60-64-х продолжают работать, также как четверть мужчин-пенсионеров 65-69 лет»[39], так как им больше ничего не остается делать, кроме как работать, чтобы прожить.
С социально-экономической точки зрения проблему интерпретации и регулирования занятости создает неопределенность такой категории, как возраст выхода на пенсию: это возраст, в котором человек, оставив работу, имеет право на пенсионное обеспечение, или возраст, в котором человек обязан покинуть работу, уступив рабочее место другим.
«Слой пенсионеров начинает формироваться (по состоянию здоровья и по льготам) с возраста 35 лет, к началу пенсионного возраста он составляет около 30%. Половина пенсионеров, не достигших 60 лет, и в возрасте 60-64-х продолжают работать, также как четверть мужчин-пенсионеров 65-69 лет»[40]. Доля населения старше 65 лет по состоянию на 01.01.2008 года составила 15,8%, что в 2,2 раза превышает показатель Всемирной организации здравоохранения, и увеличилась за последние пять лет на 1,6%.
Однако наиболее важным представляется не столько увеличение среднего возраста, сколько сокращение средней продолжительности жизни: с 68,3 года на начало 1990 года до 65,8 на начало 2008 года.
По результатам опроса населения, проведенного всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в регионах России вполне довольны своей жизнью лишь 21% опрошенных, тогда, как число отчасти и совершенно недовольных составляет более 77%. Материальное положение своей семьи хорошим считает чуть более 5% опрошенного населения, средним 35%, а плохим – более 50%, что приводит к росту работающих пенсионеров. Например, если в 2003 году их количество составляло 2807 тыс. человек, то ближе к 2005 году их стало 3010 тыс. человек[41] в г. Москве. Рост числа работающих пенсионеров в Москве с каждым годом различен и вызывает разные проблемы. Если посмотреть на таблицу 2, то можно проследить динамику работающих пенсионеров.
Таблица 2
Распределение численности работающих пенсионеров[42] (в % к итогу):
Года |
Пенсионеры |
Работающие пенсионеры (возраст) |
|
55-59 |
60-72 |
||
1992 |
100 |
6,4 |
5,4 |
1995 |
100 |
6,1 |
8,4 |
1996 |
100 |
5,8 |
8,4 |
1997 |
100 |
5,6 |
8,5 |
1998 |
100 |
6,9 |
8,2 |
1999 |
100 |
6,2 |
6,8 |
2000 |
100 |
6,6 |
7,3 |
2001 |
100 |
7,4 |
7,4 |
2002 |
100 |
7,5 |
7.1 |
2003 |
100 |
7,2 |
7,7 |
2004 |
100 |
6,8 |
7,5 |
На протяжении 10 лет количество работающих пенсионеров колеблется, если в 1992 году их количество составляло 6,4 %, то к 2004 году их количество уменьшилось до 6,8 % (для возрастной категории 55-59 лет) и 5,4% – 7,5% (для возрастной категории 60-72 года) соответственно. Это говорит об улучшении работы системы трудоустройства пенсионеров и о дополнительных формах их занятости.
Рост числа работающих пенсионеров в Москве, увеличивающийся с каждым годом, вызывает дополнительные проблемы. Способы решения этих проблем, свидетельствуют об усилиях социальной политики с целью гуманизации труда и улучшения положения пожилых рабочих в общественном производстве. Точно так же и международное сотрудничество, особенно в рамках Международной Организации Труда (МОТ), направленное на гуманизацию труда, касается мер и действий, цель которых защитить и гуманизировать положение пенсионеров.
Особую социальную опасность для пенсионеров представляет увеличение длительности безработицы. В наше время средняя длительность безработицы возросла с 6,7 до 8,8 месяцев. Значительно выросла доля «долгосрочной» (свыше 12 месяцев) безработицы. По данным Федеральной службы занятости и Госкомстата РФ, за период с 1993 по 2004 гг. она выросла с 18,2 до 40,9 % среди зарегистрированных в службах занятости и с 29,4 до 43,2 % среди безработных, не прошедших регистрацию. Доля безработных более 1 года наиболее высока среди средних и старших возрастных категорий работников, особенно это касается пенсионеров. Так, в 2004 г. она составляла[43]: самая длительная доля безработицы наблюдается у пенсионеров в возрасте от 50-59 лет и составляет 48,6%.
Таблица 3
Уровень безработицы среди пенсионеров в РФ В 2004 г. (в %)
Безработные в возрасте, лет |
Уровень безработицы |
Среднее время поиска работы (мес.) |
Доля безработных более 1 года |
55-59 |
8,1 |
9,5 |
45,3 |
60-72 |
6,9 |
9,3-10,0 |
39,1-47,0 |
Из данных таблицы видно, что наибольшая продолжительность поиска работы у лиц пенсионного возраста связана с рядом причин, которые говорились ранее.
Так как в настоящее время у пенсионеров очень большие трудности с трудоустройством, то они вынуждены прибегать к дополнительной или временной занятости. В 2004 году было проведено исследование С. Горисовым, результаты которого предоставлены в таблице 4.
Таблица 4
Формы дополнительной занятости пенсионеров от общего числа категорий населения[44] (2004 г., в % к числу опрошенных):
|
Виды занятий |
Всего |
пенсионеры |
1 |
Совместительство на том же предприятии |
17,9 |
1,7 |
2 |
Совместительство на другом предприятии |
16,2 |
5,7 |
3 |
Профессиональная деятельность по контракту |
8,5 |
0,3 |
4 |
Изготовление товаров на продажу |
3,5 |
6,7 |
5 |
Работа в собственном магазине, кафе, киоске |
2,0 |
0 |
6 |
Брокерская, посредническая деятельность |
3,5 |
0,5 |
7 |
Уличная торговля |
10,9 |
11,2 |
8 |
Услуги населения по строительству, ремонту, пошиву |
20,5 |
21,4 |
9 |
Репетиторство, частные уроки |
1,5 |
0 |
|
Работа по обслуживанию частных лиц |
6,0 |
8,1 |
|
другое |
9,2 |
29,9 |
|
Затрудняюсь ответить |
7,1 |
17,5 |
|
Регистрируемая занятость |
45,3 |
11,0 |
|
Нерегистрируемая занятость |
61,5 |
92,0 |
В результате данного исследования можно сделать выводы, что пенсионеры получают дополнительный заработок в основном от нерегистрируемой занятости, однако общий уровень дополнительной занятости среди них невысок, что связано, прежде всего, с ограниченными физическими возможностями. Также видно из таблицы, что наиболее типичными видами неформальной деятельности среди пенсионеров являются: услуги населению по строительству, ремонту, пошиву; уличная торговля; частные услуги, а также в значительной степени посредническая деятельность. Это связано с тем, что пенсионерам, во-первых, трудно работать на основной работе из-за полного рабочего дня, а неформальная занятость позволяет работать неполный рабочий день, во-вторых, пенсионерам в физическом плане легче работать таким способом.
«При проведении опроса в г. Москве Министерством труда и социального развития РФ было выявлено, что 32,5 % опрошенных имеют необходимость работать по найму, а остальные ответили отрицательно или затруднились с ответом»[45].
«Работающие пенсионеры нуждается в индивидуальном трудовом режиме. Реально оценивая свой трудовой ресурс, подавляющее большинство их (83,3%) согласно трудиться на любой посильной работе; а 16,7% — только по своей специальности. Это свидетельствует о весьма скромных запросах большинства пенсионеров в выборе видов трудовой занятости»[46].
Это дает основание утверждать, что речь идет о многих тысячах москвичей, готовых трудиться на не престижных, но очень нужных городу рабочих местах.
По данным мониторинга уровня жизни населения г. Москвы в 2009 году около 30% семей пенсионеров имели совокупный среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума (прожиточный минимум в 2009 году пенсионера составил 5079 рублей), установленного в городе. На сегодняшний день, прожиточный минимум пенсионеров составляет 7377,95 копеек, а средняя пенсия и того меньше.
Как показывают исследования, существует ряд факторов, которые негативно влияют на качество решения проблем людей старшего поколения:
Ø ограниченные финансовые и экономические возможности государства;
Ø уменьшение значения в обществе такой основополагающей ценности, как «семья», что приводит к разрыву связи поколений детей – родители;
Ø не сформированность гражданского общества приводит к тому, что роль общественных организаций в решении проблем пожилых граждан остается несущественной.
Совокупность перечисленных проблем, характеризующих качество жизни пожилого человека приводит к выводу, что в современных условиях пенсия является синонимом бедности, что связано с низким уровнем пенсионного обеспечения и необходимостью большинства пенсионеров оставаться на рынке труда.
В этом параграфе раскрывается обзор реального состояния положения пенсионеров на рынке труда г. Москвы по данным статистики социологических исследований. Анализируя используемые источники, можно сделать выводы:
Проблема трудозанятости пенсионеров является одной из самых распространенных. Последние социологические исследования и данные официальной трудовой статистики показывают, что пенсионеры продолжают работать несмотря на их здоровье, что бы улучшить свое материальное положение. Однако взгляды пенсионеров и взгляды государства на то, где они должны работать, какие места занимать, сколько должны получать, не совпадают.
2.2. Положение работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы: социологическое исследование
В данном параграфе автор дипломной работы изучает положение работающих пенсионеров и стремится представить анализ результатов собственного социологического исследования на тему «Положение работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы» (см. Приложение 1).
В исследование принимали участие 110 пенсионеров г. Москвы в возрасте от 55 до 75 лет, из них 24 % в возрасте от 55 до 60 лет, 46 % в возрасте от 61 до 65 лет, 22 % в возрасте от 66 до 70 лет, и 8 % в возрасте от 71 до 75 лет (см. Диаграмма 2).
Диаграмма 2
Среди опрошенных пенсионеров половину составили женщины (50 %) и половину (50 %) – мужчины.
Среди ответивших респондентов 47% имеют высшее образование, 42% - среднее специальное образование, 10% опрошенных имеют неоконченное высшее и лишь 1% - среднее образование.
При ответе на вопрос «Как Вы оцениваете свое материальное положение на сегодняшний день» большинство респондентов 43% ответили, что скорее не обеспечен, чем обеспечен, 38% оценивают свое материальное положение удовлетворительно, 9% респондентов остро нуждаются в деньгах, 6% обеспечены полностью и 4% ответили, что скорее обеспечены, чем не обеспечены. Эти показатели говорят о том, что даже у работающих пенсионеров тяжелое материальное положение. (Диаграмма 3)
Диаграмма 3
Если говорить о состоянии здоровья, то у большинства опрошенных респондентов оно удовлетворительное 48%, у 38% оно скорее плохое, чем хорошее, 10% ответили, что у них здоровье скорее хорошее, чем плохое и 4% опрошенных респондентов ответили, что их состояние здоровья плохое. (Диаграмма 4)
Диаграмма 4
2.3 Рекомендации по включению пенсионеров в структуру рынка труда г. Москвы
Анализ полученных данных в ходе социологического опроса пенсионеров показал, что основными проблемами являются:
Таким образом, по мнению автора, в поддержании достойного уровня жизни пенсионеров необходима государственная поддержка пенсионеров. Она может выражаться не только в форме денежных выплат. Необходимо использовать инновационные методы включения пенсионеров в структуру рынка труда.
Для того чтобы пенсионеров не увольняли с места работы, чтобы их брали на работу надо предпринять определенные меры, с помощью которых проблема трудоустройства пенсионеров была бы решена.
«Для формирования отношения к работающим пенсионерам важны те предложения, которые были выдвинуты на ежегодной конференции МОТ. Цель их — помочь сформулировать новую, прогрессивную политику по отношению к работающим пенсионерам. Эти предложения основываются на трех основных принципах.
Во-первых, каждое общество должно формировать уважительное отношение к этим гражданам, своим трудом способствовавшим, его развитию, и с помощью определенных мер добиться для них равноправия и равных с другими работниками возможностей там, где они трудятся.
Во-вторых, если их работа становится для них слишком утомительной, для уважения, их человеческого достоинства необходимо позволить им пользоваться определенными модификациями рабочего времени и содержания труда.
В-третьих, с помощью ряда мер необходимо обеспечить им защиту от того, что часто называют «шок, вызванный уходом на пенсию»[47].
Службы занятости, как и управления социальной защиты населения округов Москвы практически не имеют возможности (или не хотят?) оказывать пенсионерам реальную помощь в устройстве на работу, ссылаясь на отказы работодателей таким претендентам по возрастному признаку, состоянию здоровья. Для того чтобы этого не происходило надо обратить внимание государства для создания специальных служб занятости, которые будут решать проблемы трудоустройства только пенсионеров, помогать им при трудоустройстве, следить за их состоянием здоровья, если их что-то не устраивает, помогать подбирать новые места для работы.
Представляется целесообразным организовать в рамках Москвы для пенсионеров бесплатные курсы различного профиля: компьютерной грамотности, вязального, швейного, ремонтного и других дел, ориентированных в основном на надомную работу. Было бы целесообразным, чтобы средства массовой информации показывали необходимость предоставления гражданам 55-65 лет (например, профессорам, советникам, консультантам, педагогам, врачам, наставникам, переводчикам, редакторам и др.) возможности продолжать работу, прежде всего на своем рабочем месте, при условии их высокого профессионализма и удовлетворительного состояния здоровья.
Нуждается в рассмотрении вопрос о государственном финансировании программ и действий по обеспечению трудовой занятости пенсионеров (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях).
Содействие со стороны государства трудовой занятости пенсионеров предполагает:
Ø поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для пенсионеров;
Ø формирование постоянных рабочих мест;
Ø создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости пенсионеров.
Столкнувшись с бюрократическим подходом к проблемам безработицы со стороны государственных органов и низкой результативностью использования собственных социальных сетей, безработные прибегают и к иным каналам найма. Возраст влияет на выбранные технологии поиска работы. Те, кому за 50, частным биржам не доверяют, как и вообще любым частным посредникам на рынке труда: обманут, сорвут деньги. Подобный имидж дополняется уверенностью в ориентации бирж на молодые квалифицированные кадры и обслуживание частного сектора.
«Поиск по газетным объявлениям – один из дешевых способов, но собеседование по телефону начинается с вопроса о возрасте. Прибавим боязнь попасться на удочку сетевого маркетинга, распространения товаров. «Гербалайф» стал нарицательным словом для, пожалуй, самого неприемлемого вида занятости. Отторгается поведенческая модель, которая жестко увязана с чуждой культурой, психологически несовместимой с советской социализацией респондентов»[48].
Помимо несоответствия моральным императивам отпугивает и нестабильность бизнеса, и его полукриминальный характер.
Популярным остается самостоятельный поиск работы в форме обхода предприятий. Безработные, которые ориентированы на занятость по специальности или в своей отрасли, регулярно посещают круг предприятий родственного профиля, и для них уже не принципиальна должность или уровень квалификации.
Специальная пенсионная программа могла бы помочь работающим пенсионерам сформировать необходимый доход для заслуженного отдыха.
Недавно Пенсионный фонд России принял решение изменить концепцию нового пенсионного законодательства, предусмотрев в нем возможность работы для пенсионеров после их выхода на заслуженный отдых, в нем есть такие пункты как:
Ø Пенсионеры не должны занимать рабочие места, представляющие интерес для молодежи. Это очень хорошее предложение так как пенсионеры, которые работают на таких должностях получают низкие заработные платы по сравнению с молодежью.
Ø Работающие пенсионеры будут получать 70 % пенсии, а остальная часть будет накапливаться до тех пор, пока они работают, а потом при выходе на пенсию, они получат все в полном объеме.
Ø Повышения размеров пенсии для работающих пенсионеров в послепенсионном возрасте.
Данные нововведения сыграли бы важную роль в улучшении положения пенсионеров.
Предпринимаемые меры по трудоустройству пенсионеров недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности, поэтому, чтобы помочь пенсионерам найти работу, необходимо изменить существующее законодательство, добавив в него те предложения, которые были изложены выше.
Предложенные меры по улучшению положения пенсионеров на рынке труда г. Москвы позволят не только улучшить материальное положение пенсионеров, повысить их социальный статус, а так же использовать опыт и накопленные знания данной категории граждан в целях развития социальной и других сфер общества.
пенсионер политика рынок труд
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а, следовательно: снижению спроса на рабочую силу. В связи с экономическим кризисом происходит сокращение работающих на рынке труда. Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства не только пенсионеров, инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, но и молодежи, женщин, выпускников учебных заведений.
Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчения напряженности на рынке труда. Поэтому очень важно рассматривать все категории граждан, в том числе пенсионеров (с учетом состояния их здоровья), способных заниматься определенным видом деятельности и рассматривать возможности предоставления им рабочих мест.
Исходя из результатов собственного исследования, можно сделать вывод что, пенсионеры в подавляющем большинстве своем находятся в группе социального риска, хотя они имеют довольно высокий уровень образования и квалификации и стремление к получению желаемой работы, но это не спасает их от дискриминации в трудовой сфере. Причем, со стороны государства пенсионеры никакой поддержки не ощущают, хотя важно отметить, что оно тоже несет убытки в связи с незанятостью высококвалифицированных кадров.
Обобщив результаты полученного исследования можно предложить следующие методы включения пенсионеров в структуру рынка труда:
Ø Необходимо реализовать индивидуальный подход к пенсионерам с учетом индивидуального подбора рабочего места, а также представлять возможность обучения и переобучения на бесплатных курсах различного профиля и повышение квалификации.
Ø Создать единую базу данных о вакансиях рабочих мест для данной категории населения.
Ø Привлекать к работе по поиску вакансий другие организации, такие как администрации города и района, кризисные центры.
Ø Разработать программы по улучшения положения пенсионеров на рынке труда.
Ø Организовать квотирование рабочих мест через законодательные акты, закрепляющие требования к работодателю по приему на работу пенсионеров, а также систему льгот для них; созданию более эффективных и устойчивых механизмов организации временной занятости пенсионеров.
И так, в данной работе было доказано, что положение пенсионеров на современном рынке труда г. Москвы достаточно критично и требует повышенного внимания со стороны государства и соответствующих служб. Для этой категории граждан необходимо создавать определенные условия и разрабатывать специальный сектор рынка труда с указанием профессий и должностей, где может использоваться труд пенсионеров. А центру занятости населения необходимо зарекомендовать себя, как надежного и эффективного источника предоставления рабочих мест, в первую очередь, с помощью разработки индивидуального подхода к каждому пенсионеру.
Подводя итоги данной дипломной работы, исследовав проблему положения пенсионеров на рынке труда г. Москвы, проведя практическое исследование состояния пенсионеров, отметим, что цель работы достигнута, задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии
1. Денисенко М. Тихая революция // Отечественные записки. 2005. №3. С. 16 – 30.
2. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал и занятость пожилых людей в современной России. Ярославль: Лад, 2004.
3. Капица С.П. Демографическая революция и будущее человечества // В мире науки. 2004. N 4. С. 90.
4. Колосницын М.Г. Экономика труда. – М.: ИКЦ «АКАДЕМКНИГА», 2003. – С. 220.
5. Лежнина Ю.П. Российские пенсионеры: уровень жизни, здоровье и занятость // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. – Вып.7. – М.: Институт социологии РАН, 2008.
6. Попов Ю.Н. , Шевчук А.П. Введение в социологию труда и занятости. – М.: Дело, 2005. – С. 180.
7. Проблемы уровня жизни трудящихся в России / Под ред. В. Фурсовой. – М.: Профиздат, 2002. – С. 28
8. Чекулаев М.В. Богатый пенсионер: как обеспечить свое будущее сегодня. – М.: Альбина Паблишер, 2005. – С. 11.
9. Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С. 127.
10. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Социально-технический институт, 1999. – 220с.
11. Шапиро В.Д. Факторы занятости пенсионеров в общественном производстве. М. 1996. – 184с.
12. Шинелева Л.Т. Старшее поколение в зеркале социальной политики. М. 2005. – С. 75
Сборники статей, словари
13. Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент./Под Ред. Римашевской Н.М. Инст. Соц.-эконом. Проблем Народонаселения. М. 1999. – С. 48.
14. Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости / / Вопросы экономики. – 2004. - № 3. – С. 56.
15. И.А. Григорьева. Социальная политика и пожилое население в современной России: вызова и возможности // Мир России. 2006. №1
16. Владимиров Д.Г. Старшее поколение как фактор экономического поколения // СОЦИС, 2004
17. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России // Социологическое исследование. 2008 №8.
18. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // Социол. Исслед. 2003. № 7.
19. Кондакова Н.И., Иванкова Э.В. Трудовая занятость пенсионеров / / Социологические исследования. – 2001. - № 11. – С. 47-50.
20. Красильникова М. Люди старшего возраста – новые возможности или еще одно ограничение? // Вестник общественного мнения – 2008. - №5.
21. Котляр А. О понятии рынка труда / / Вопросы экономики. – 1998. – № 1. – С. 33.
22. Куштанина В.А. Социальная включенность пенсионеров в жизнедеятельность мегаполиса: сравнительное исследование на примере Москвы и Парижа. 2009г.
23. Малева Т.М., Синявская О.В. Нужно ли повышать занятость пенсионеров? 2008.
24. Пожизненное содержание // Социальное обслуживание. – 1996. - № 1. С. 14
25. Об итогах работы Министерства труда и социального развития РФ в 2003г. И задачах на 2004г. // Министерство труда и социального развития РФ. Информационный справочник. М., 2004
26. Паритет покупательной способности определяется через расчет количества валюты, необходимая для приобретения определенного набора и услуг (в качестве базовой валюты берется доллар США).
27. Патрушев В.Д. Пенсионер: его труд, быт, отдых // Социологические исследования. 1998. №10.
28. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) население территории считается старым, если доля лиц старше 65 лет превышает 7% общей численности населения.
29. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006 // Стат. сборник. М., Росстат, 2006.
30. Социологический словарь / отв. Ред. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев; уч. Секретарь О.Е. Черношек. – М.: Норма, 2008. – С. 179
31. Старшее поколение как фактор экономического развития // Социологические исследования. 2004. №4.
32. Талант, знание, опыт старшего поколения – на пользу Родине: Материалы международной научно-практической конференции (декабрь 1999 года) М.: Издательство МГСУ «Союз», 2000. – 226с. Под редакцией
Ю.В. Ярмака.
33. Терещенко О. В. Возрастная динамика занятости столичного населения / / Социологические исследования. – 1998. - № 9. – С. 87.
34. Официальный сайт энциклопедических ресурсов #"#">#"#">#"#">www.gks.ru
39. Официальный сайт Пенсионного Фонда России #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Владимиров Д.Г. Старшее поколение как фактор экономического поколения // СОЦИС, 2004
[2] Об итогах работы Министерства труда и социального развития РФ в 2003г. И задачах на 2004г. // Министерство труда и социального развития РФ. Информационный справочник. М., 2004
[3] Шапиро В.Д. Факторы занятости пенсионеров в общественном производстве. М. 1996. – 184с.
[4] Лежнина Ю.П. Российские пенсионеры: уровень жизни, здоровье и занятость // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К.Горшков. – Вып.7. – М.: Институт социологии РАН, 2008.
[5] Красильникова М. Люди старшего возраста – новые возможности или еще одно ограничение? // Вестник общественного мнения – 2008. - №5.
[6] Старшее поколение как фактор экономического развития // Социологические исследования. 2004. №4.
[7] И.А.Григорьева. Социальная политика и пожилое население в современной России: вызова и возможности // Мир России. 2006. №1
[8] Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // Социол. Исслед. 2003. № 7.
[9] Там же. С. 46
[10] Денисенко М. Тихая революция // Отечественные записки. 2005. №3. С. 16 – 30.
[11] Куштанина В.А. Социальная включенность пенсионеров в жизнедеятельность мегаполиса: сравнительное исследование на примере Москвы и Парижа. 2009г.
[12] Шапиро В.Д. Факторы занятости пенсионеров в общественном производстве. М. 1996. – 184с.
[13] Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Социально-технический институт, 1999. – 220с.
[14] Кондакова Н.И., Иванкова Э.В. Трудовая занятость пенсионеров / / Социологические исследования. – 2001. - № 11. – С. 47-50.
[15] Патрушев В.Д. Пенсионер: его труд, быт, отдых // Социологические исследования. 1998. №10.
[16] Малева Т.М., Синявская О.В. Нужно ли повышать занятость пенсионеров? 2008.
[17]Официальный сайт энциклопедических ресурсов #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Официальный сайт энциклопедических ресурсов #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Официальный сайт статей о трудозанятости населения #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Официальный сайт словарей #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] Котляр А. О понятии рынка труда / / Вопросы экономики. – 1998. – № 1. – С. 33.
[22] Социологический словарь / отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; уч. Секретарь О.Е. Черношек. – М.: Норма, 2008. – С. 539
[23] Шинелева Л.Т. Старшее поколение в зеркале социальной политики. М. 2005. – С. 75
[24] Социологический словарь / отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; уч. Секретарь О.Е. Черношек. – М.: Норма, 2008. – С. 179
[25] Пожизненное содержание // Социальное обслуживание. – 1996. - № 1. С. 14
[26] Там же – С. 105
[27] Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент./Под Ред. Римашевской Н.М. Инст. Соц.-эконом. Проблем Народонаселения. М. 1999. – С. 48.
[28] Паритет покупательной способности определяется через расчет количества валюты, необходимая для приобретения определенного набора и услуг (в качестве базовой валюты берется доллар США).
[29] Шинелева Л.Т. Старшее поколение в зеркале социальной политики. М. 2005. – С. 21.
[30]Официальный сайт пенсионного фонда Республики Адыгея #"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31] Там же.
[32]Официальный сайт пенсионного фонда Республики Адыгея #"#_ftnref33" name="_ftn33" title="">[33] Проблемы уровня жизни трудящихся в России / Под ред. В. Фурсовой. – М.: Профиздат, 2002. – С. 28
[34] Официальный сайт Пенсионного Фонда России #"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) население территории считается старым, если доля лиц старше 65 лет превышает 7% общей численности населения.
[36] Колосницын М.Г. Экономика труда. – М.: ИКЦ «АКАДЕМКНИГА», 2003. – С. 220.
[37] Кондакова Н.И., Иванкова Э.В. Трудовая занятость пенсионеров / / Социологические исследования. – 2001. - № 11. – С. 47-50.
[38] Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С. 127.
[39] Терещенко О.В. Возрастная динамика занятости столичного населения // Социологические исследования. – 1998. - № 9. – С. 87.
[40] Терещенко О.В. Возрастная динамика занятости столичного населения // Социологические исследования. – 1998. - № 9. – С. 87.
[41] Чекулаев М.В. Богатый пенсионер: как обеспечить свое будущее сегодня. – М.: Альбина Паблишер, 2005. – С. 11.
[42]Официальный сайт ГосКомСтата России www.gks.ru
[43] Попов Ю.Н. , Шевчук А.П. Введение в социологию труда и занятости. – М.: Дело, 2005. – С. 180.
[44] Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости / / Вопросы экономики. – 2004. - № 3. – С. 56.
[45] Кондакова Н.И., Иванкова Н.В. Трудовая занятость пенсионеров / / Социологические исследования. – 2001. – № 11. – С. 47-50.
[46] Кондакова Н.И., Иванкова Н.В. Трудовая занятость пенсионеров / / Социологические исследования. – 2001. – № 11. – С. 47-50.
[47] Колосницын М.Г. Экономика труда. – М.: ИКЦ «АКАДЕМКНИГА», 2003. – С. 218.
[48] Козина И.М. Реструктурирование рынка труда и каналы мобильности: занятость и поведение домохозяйств / под ред. В. Кабалиной, С. Кларка. – М.: РОССПЭН, 1999. – С. 267.