База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Понятие и виды социального обслуживания

Понятие и виды социального обслуживания

План

 

Введение

1. Правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию населения

2. Понятие и виды социальных услуг

Заключение

Задача

Литература

 


Введение


Социальное обеспечение представляет собой предусмотренную законодательством систему материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети[1].

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Нотариусы не являются исключением, на них в полной мере распространяется законодательство о государственном социальном обеспечении.

В современной теории права социального обеспечения нередко подчеркивается возрастание роли социально-партнерских методов регулирования социально-обеспечительных отношений. Локальные нормативные акты, коллективные соглашения и договоры признаются источниками не только трудового права, но и права социального обеспечения. Более того, в рамках индивидуально-договорного регулирования стороны трудового договора своим соглашением включают в его содержание дополнительные права работника в сфере социального обеспечения (оплата лекарств, дополнительные пособия при рождении ребенка и др.). В формировании социальной политики государства особая роль отводится социальным партнерам.

Облик права социального обеспечения характеризуется единством публичных и частных начал правового регулирования. Последние особо ярко проявляются в договорных режимах регулирования социального страхования и социального обслуживания, расширении круга субъектов (обязательные государственные социально-страховые фонды, работодатели, индивидуальные предприниматели, частные медицинские учреждения и частные социальные службы и др.), а равно получателей социальных выплат и услуг.

Следует упомянуть о существенном усложнении системы правового регулирования социального обеспечения, а именно: специализации и обособлении отдельных составляющих правовых режимов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения, что иллюстрируется принятыми на рубеже веков рамочными законами. Более того, государство должно обеспечить оптимальное, согласованное функционирование государственных и негосударственных форм социального обеспечения. Последние должны быть в сфере правового регулирования отрасли права социального обеспечения, с тем чтобы государство устанавливало юридические гарантии защиты прав граждан в отношениях с негосударственными структурами, действующими в сфере социального обеспечения.

Цель работы – рассмотреть понятие и виды социального обслуживания



1. Правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию населения


Правоотношения по социальной помощи населению обычно опосредуют систему государственной социальной защиты населения, финансируемой за счет общей бюджетной системы. Ее цель состоит в обеспечении гарантированного прожиточного минимума различным группам населения при условии проверки их материального положения. Образно говоря, эта система - своего рода "спасательный круг" для лиц, неспособных своим трудом обеспечить себя средствами к существованию. Речь идет о государственной системе защиты от нужды и бедности и социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (одиночество, инвалидность, сиротство, отсутствие постоянного места жительства и др.). Социальная помощь носит всегда адресный характер. К социальной помощи по своему содержанию примыкают и системы социального обслуживания населения. В литературе подчеркивается сходство, родство правоотношений по социальной помощи и правоотношений по социальному обслуживанию исходя из их общей целевой направленности - защита населения от социальных рисков и асоциализации. Очевидны и отличительные характеристики этих правоотношений. Е.Н. Доброхотова считает, что рассматриваемые правоотношения характеризуются различными основаниями возникновения, объемом предоставляемых социальных услуг, временными интервалами существования. Если социальная помощь обеспечивает гарантии минимального уровня жизни, предоставляется каждому, чей доход ниже установленного минимума, то социальное обслуживание направлено на обеспечение качества жизни, гарантируя полноту и всесторонность социального обеспечения. Социальная помощь решает кратковременные задачи социального обеспечения нуждающегося, как правило, путем предоставления материальных социальных благ (так называемая пассивная социальная политика). Она носит компенсационный характер, в то время как социальное обслуживание предполагает устранение, минимизацию последствий трудной жизненной ситуации долговременного характера. Социальное обслуживание включает "пакет социальных услуг", обеспечивающих не только компенсацию последствий затруднений в жизнедеятельности, но и социальной реабилитации (активная социальная политика)[2].

Не возражая против особенностей рассматриваемых видов правоотношений, мы полагаем, что они составляют родственную группу правоотношений по защите лиц от последствий реализации социальных рисков, объективно нарушающих жизнедеятельность лица, преодолеть которые он не может самостоятельно. Трудная жизненная ситуация охватывает широкий перечень случаев: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бедность, безработица, отсутствие определенного места жительства и т.п. Таким образом, социальная помощь как кратковременного, так и постоянного характера охватывает случаи не только материальной необеспеченности, но и предоставления довольно широкого спектра нематериальных социальных благ (социальная адаптация и реабилитация), обеспечивающих преодоление трудной жизненной ситуации (устройство ребенка в приемную семью, организация досуга пенсионеров, восстановление психологического статуса лиц, пострадавших от насилия в семье, и т.д.). Речь идет о системе мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности лица. Иными словами, в правоотношениях по социальной помощи и социальному обслуживанию обеспечивается не только компенсация последствий ограничения жизнедеятельности, но и восстановление (реабилитация) утраченных возможностей к самообеспечению либо адаптация к новым условиям жизни (профессиональное переобучение инвалидов и безработных и др.). По действующему законодательству государство гарантирует право на социальную помощь и социальное обслуживание всем гражданам при наличии к тому оснований, предусмотренных законом. Объемы социальной помощи и обслуживания в каждом конкретном случае индивидуализируются с учетом характера трудной жизненной ситуации, уровня материальной обеспеченности лица, потребностей в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Социальная помощь всегда носит безвозмездный характер, а социальное обслуживание предоставляется как на безвозмездной основе, так и на основании оплаты социальных услуг (полностью или частичной). Здесь следует отметить, что в настоящее время в теории российского права социального обеспечения отрицается социально-обеспечительный характер правоотношений по социальному обслуживанию с полной его оплатой клиентом независимо от того, что социальные услуги предоставлялись в том числе и государственными, муниципальными социальными службами. В этом случае ряд ученых названные услуги не признают в качестве социальных и правовое регулирование отношений по предоставлению таких услуг не включают в предмет отрасли права социального обеспечения[3]. Мы же придерживаемся иного подхода, утверждая, что форма оплаты не может предопределять правовую природу и целевую направленность социальной услуги как предмета социально-обеспечительных отношений.

Адресный характер социальной помощи и социального обслуживания диктует и уровень правового регулирования рассматриваемого вида социально-обеспечительных отношений. Социальная помощь и социальное обслуживание по своей природе являются местными (как правило, муниципальными): член общества получает социальную поддержку в той среде, где он постоянно проживает, где реально можно определить уровень его материальной обеспеченности, потребности в иных видах социальной помощи. Именно по муниципальному принципу строятся социальная помощь и обслуживание в скандинавских странах (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия). В действующем российском законодательстве довольно четко прослеживается тенденция передачи полномочий в этой сфере с федерального уровня на региональный и отчасти местный. Отдельные виды социальной помощи остаются федеральными по уровню правового регулирования и финансируются за счет федерального бюджета (например, ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, единовременные денежные пособия беженцам и вынужденным переселенцам). Субъекты РФ устанавливают размер социальной помощи в зависимости от финансовых возможностей бюджета. Более того, законодательством субъектов РФ о социальной помощи нередко предусматриваются правовые механизмы сотрудничества государственных, муниципальных органов и общественных организаций в этой сфере. Имеется в виду формирование специальных комиссий из представителей перечисленных субъектов при назначении тех или иных видов социальной помощи, рассмотрении споров.

Социальная помощь и социальное обслуживание, исторически имеющие в первооснове общественное призрение, предполагают единство, взаимодействие государственных и негосударственных систем социальной поддержки членов общества. В дореволюционной России право бедного на призрение рассматривалось именно в таком ключе. В современных западных моделях социальной помощи и социального обслуживания также прослеживается тенденция при сохранении ведущей роли государства широкого привлечения негосударственных структур (общественных объединений, частных лиц) к решению проблем социальной защиты населения. Помимо государственных социальных служб в зарубежных странах активно действуют добровольные некоммерческие социальные службы, фонды, организации, объединенные на религиозной основе (католические, протестантские и др.), на профессиональной основе. Например, в Великобритании это ассоциации учителей учебных заведений, которые решают задачи социального корпоративного обслуживания, во Франции - автономные организации шахтеров, профессиональных военных и др., в США и Швейцарии - общинное социальное обеспечение нуждающихся. В этой части использование для России рассматриваемого зарубежного опыта организации смешанной системы социальной помощи и социального обслуживания, по мнению М.О. Буяновой, является делом не столь отдаленной перспективы[4]. Еще раз подчеркнем, что, названные отношения с участием негосударственных структур (организаций) должны включаться в предмет отрасли права социального обеспечения.

Законодатель в зависимости от состояния бюджетной системы может изменять природу и характер социально-обеспечительных правоотношений. Например, такая ситуация имела место применительно к отношениям по выплате ежемесячного пособия на ребенка. В настоящее время оно выплачивается за счет бюджетных средств в порядке социальной поддержки (помощи) семьям с детьми. Однако в первоначальной редакции Федерального закона от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие выплачивалось на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а учащихся - до 18 лет независимо от материального положения семьи. Названные пособия назначались в порядке государственного социального обеспечения, когда государство компенсировало всем гражданам социально значимые расходы, связанные с содержанием и воспитанием детей. Позднее в связи с дефицитом бюджетных средств в 1998 г. были внесены изменения в рассматриваемый Закон. Ежемесячное пособие стало назначаться по принципу адресной социальной помощи в зависимости от среднедушевого дохода семьи. Право на пособие имели лишь семьи со среднедушевым доходом, не превышающем величины прожиточного минимума, установленного субъектом РФ. Закон на федеральном уровне устанавливал минимальный размер этого пособия, предоставив субъектам РФ право расширить круг получателей пособия за счет семей с более высоким среднедушевым доходом, но только за счет средств бюджета субъекта РФ. Новый подход государства к выплате ежемесячного пособия на ребенка выразился в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и соответствующих изменениях в Законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Названное пособие устанавливается и выплачивается на региональном уровне за счет средств бюджета субъекта РФ. Им предоставлено право устанавливать основания назначения пособия, его размер и порядок выплаты. В этой ситуации рассматриваемое пособие может выплачиваться в рамках правоотношений как по государственному социальному обеспечению всем лицам, постоянно проживающим в данном регионе, так и по государственной социальной помощи семьям, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в субъекте РФ. Последний вариант выбрали практически все субъекты РФ.

Зеркально противоположная ситуация складывается с правоотношениями по предоставлению набора социальных услуг. Они регламентируются законодательством по предоставлению государственной социальной помощи в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ("О монетизации льгот"). Между тем, набор социальных услуг предоставляется без учета уровня материальной обеспеченности его получателя и без оценки трудной жизненной ситуации. Названные отношения имеют иную правовую природу, являясь отношениями по государственному социальному обеспечению за счет средств бюджета субъекта РФ и Пенсионного фонда РФ.

Основанием возникновения правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию является сложный фактический состав, который содержит:

1) нуждаемость (бедность) лица или необходимость в дополнительных затратах, признаваемых государством социально значимыми в связи с трудной жизненной ситуацией лица;

2) заявление лица о предоставлении социальной помощи и социального обслуживания;

3) решение компетентного органа социальной службы о назначении определенного вида социальной помощи, обслуживания.

В практике развитых стран сложились два подхода к определению и оценке бедности как основания социальной защиты[5]. Первый подход основывается на определении минимальных потребностей, которые необходимо удовлетворить для сохранения жизни. Это так называемая потребительская корзина жизненно важных товаров и услуг в стоимостном выражении. Второй подход исходит из предположения, что удовлетворению на гарантированном минимальном уровне подлежат не только основные физиологические потребности в продуктах, жилище, но и социальные, порождаемые социально-культурным развитием общества.

По первому пути пошли ряд бывших стран социалистического лагеря и Российская Федерация. На основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина этого минимума включает стоимость потребительской корзины и расходы по обязательным платежам и сборам[6]. По Федеральному закону от 27 октября 1999 г. "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" эта корзина включала в натуральных показателях продукты питания, непродовольственные товары и услуги (жилье, водоснабжение, газоснабжение, транспортные услуги и др.). В настоящее время стоимость потребительской корзины определяется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 2006 г. "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и соответствующими законами субъектов РФ по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети). При этом в потребительскую корзину дополнительно включены услуги культуры. Пока объем их весьма незначителен, но свидетельствует о тенденции обращения ко второму подходу определения бедности с учетом не только физиологических, но и социальных потребностей членов общества.

Таким образом, бедность (нуждаемость) как юридический факт, основание возникновения правоотношения по социальной помощи должна базироваться на соотношении всех доходов лица с прожиточным минимумом, установленным в нормативном порядке на федеральном и региональном уровнях. С принятием известного Федерального закона N 122-ФЗ полномочия по оказанию государственной социальной помощи населению были переданы на уровень субъектов РФ. Многие из них приняли региональные законы о прожиточном минимуме в субъекте РФ и законы о социальной помощи нуждающимся (малообеспеченным) жителям региона.

Государственная социальная помощь предоставляется гражданам, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. При исчислении доходов лица учитываются все доходы, полученные им в денежной, натуральной формах, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ[7]. Порядок определения среднедушевого дохода регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущим и оказания им государственной социальной помощи"[8].

Подобное решение проблемы мы находим в законодательстве о социальной помощи стран Восточной Европы. Так, в Польше действует Закон о социальной помощи населению (1990 г.), согласно которому размер минимальной пенсии по старости стал критерием бедности. Доход ниже этой границы дает право на социальные пособия и услуги. Аналогичный закон был принят в Болгарии (1991 г.), но, что интересно, по закону лица, обращающиеся за социальной помощью, не должны иметь сберегательных вкладов, долей участия, ценных бумаг на сумму, превышающую социальный минимум в трехкратном размере, а для пенсионеров и инвалидов - в шестикратном. При обращении за помощью в местные органы социальной защиты декларируется наличие сбережений, движимого и недвижимого имущества, свободной жилой площади. Помощь оказывается в адресном порядке только тем, кто по состоянию здоровья, а также семейным и другим обстоятельствам не в состоянии сам удовлетворить свои потребности[9]. Более поздний Закон о социальной помощи, принятый в Болгарии 7 мая 1998 г. включает дополнительные жесткие условия: обеспечиваемый имеет единственное жилье, не имеет недвижимости, которая может быть сдана внаем, не имеет относительно больших сбережений. Болгарский закон 2002 г. о семейных пособиях связывает право на ежемесячные пособия на детей до 18 лет с уровнем дохода на члена семьи.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (1999 г.) малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами признаются лица, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Юридическое значение имеет и причина нуждаемости. Она должна быть объективной и подлежит проверке, равно как и размер среднедушевого дохода, при назначении лицу социальной помощи. В законах субъектов РФ нередко называются уважительные причины отсутствия доходов у лица от трудовой или иной деятельности: необходимость ухода за малолетними детьми, членами семьи, нуждающимися в постороннем уходе; нахождение в академическом отпуске по медицинским показаниям и др.). Таким образом нуждаемость (малообеспеченность) определяется с учетом трех критериев в совокупности: 1) прожиточного минимума в субъекте РФ; 2) всех доходов и имущества лица и 3) причин нуждаемости, не зависящих от лица.

В развитых странах в большинстве своем используется компромиссный вариант двух названных подходов к определению бедности (нуждаемости): прожиточного и социального минимумов с учетом социально-экономических условий и национальных традиций. Так, с середины 60-х гг. многие страны Европейского союза принимают законодательство по определению минимального гарантированного дохода (Бельгия, Великобритания, ФРГ, Франция и др.). Программы по обеспечению минимального гарантированного дохода (ОМД) ориентированы на базовые потребности беднейших слоев общества, они финансируются за счет государственного бюджета, налоговых поступлений. В соответствии с рекомендациями ЕС эти программы заполняют пробел между доходами, получаемыми семьями или индивидуумом за счет оплаты труда и других социальных пособий, и гарантированным государством минимумом. Например, в Германии и Люксембурге программы ОМД используются как дополнение к пенсиям и пособиям по безработице. Предоставление помощи по программе ОМД связано с мерами по социальной интеграции, включающими обучение и занятость. Большинство программ предусматривает, что получатели должны быть готовы к работе и обучению, активно искать работу. В Великобритании и Ирландии эти условия необходимы для получения соответственно пособия для лиц, ищущих работу, и помощи безработным. Целью рассматриваемых программ является не только выплата денежных пособий, но и помощь людям экономически и социально интегрироваться в общество[10]. В США основным критерием бедности является уровень доходов малообеспеченной семьи. Она имеет право на получение социальной помощи по определенной федеральной программе (дотаций на жилье, помощи нуждающимся семьям с детьми и т.д.). Социальные услуги в названных социальных программах составляют две трети расходов на ее реализацию, а остальные приходятся на денежные выплаты[11]. Об этом уже упоминалось. В 1996 г. в США был принят Закон о личной ответственности и возможностях трудоустройства, по которому трудоспособные граждане, получающие какие-либо виды государственной социальной помощи, обязаны работать или проходить профессиональное переобучение, подготовку[12].

Другим фактическим основанием возникновения правоотношений по социальной помощи может служить необходимость в дополнительных затратах, признаваемых государством социально значимыми, которые вызваны трудной жизненной ситуацией, оценочное понятие которой применяется в Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 г.) и раскрывается путем перечисления основных признаков такой ситуации и открытого перечня случаев. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно (сиротство, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и т.д.). Этот перечень может быть конкретизирован на уровне социального законодательства субъектов РФ и актов органов местного самоуправления. При этом в законах субъектов РФ нередко в понятие "адресная социальная помощь" включается система мер социальной поддержки не только малоимущих граждан, но и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно в определение трудной жизненной ситуации включается и малообеспеченность лица наряду с иными обстоятельствами. Это еще один аргумент в пользу "родственности", общего характера правоотношений по социальной помощи и правоотношений по социальному обслуживанию.

Так же как и социально-страховые правоотношения, правоотношения по социальной помощи не возникают автоматически, необходимо волеизъявление лица и решение службы социальной защиты. То, что волеизъявление лица является важным юридическим фактом, подтверждается и содержанием законов. По Федеральному закону "О государственной социальной помощи" (1999 г.) социальная помощь назначается на основании письменного заявления гражданина органами социальной защиты населения по месту жительства или пребывания лица. Решение должно быть принято органами социальной защиты населения в 10-дневный срок, а при необходимости дополнительной проверки нуждаемости лица - в 30-дневный срок. На основании Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) оказание социальных услуг осуществляется при условии добровольного согласия гражданина, а помещение в стационарное учреждение социального обслуживания производится только при наличии личного письменного заявления (ст. 9).

Наряду с правовым принципом добровольности предоставления социального обслуживания действует и принцип его адресности. Поэтому органы социальной защиты населения должны принимать конкретное решение в отношении каждого обратившегося лица после проверки его нуждаемости или обстоятельств, подтверждающих трудную жизненную ситуацию, в которой оказался гражданин. В принципе оказание социальной помощи не зависит от того, виновен ли нуждающийся в своем бедственном положении, выплачивал ли он ранее налоги в бюджет, с тем чтобы затем просить помощи из средств бюджета. Между тем, Закон "О государственной социальной помощи" (1999 г.) содержит, как указывалось, критерий "нуждаемости лиц по независящим от них причинам" (ст. 7). Это означает, что орган социальной защиты населения вправе отказать в социальной помощи трудоспособным лицам, не желающим интегрироваться в общество. В этой части наш законодатель обращается к положительному зарубежному опыту.

В ряде зарубежных стран право на получение гарантированного минимального дохода в системах социальной защиты связывают еще с одним юридическим фактом - договором социальной службы и трудоспособного лица о его социальной и профессиональной реинтеграции. Так, во Франции с такими лицами подписываются муниципальными органами "интеграционные соглашения", где определяются персональные условия включения гражданина в общественно полезную деятельность, прохождения профессиональной подготовки и т.п. Финансируются интеграционные программы за счет специального фонда солидарности, т.е. специальных налогов, с 1994 г. Этот опыт с учетом национальных условий может быть шире использован в законотворческой практике РФ.

Кроме того, в зарубежной практике в недавнее время стали практиковаться специальные механизмы добровольного социального страхования по уходу за пожилыми людьми. ФРГ была первой страной, которая еще 10 лет назад оформила такой вид социального страхования. Урбанизация жизни, малые семьи объективно требуют дополнительных форм социальной защиты пожилых людей, которые не могут рассчитывать на поддержку со стороны семьи или какой-либо сети социальных служб. Иными словами, эти лица заранее заботятся о своей старости и надлежащем уходе, уплачивая на эти цели страховые взносы. Таким образом, система государственной социальной помощи дополняется системами добровольного социального страхования, где социальный риск продиктован необходимостью дополнительных социально значимых расходов на уход за пожилым лицом. В российской науке права социального обеспечения М.О. Буянова предлагает заимствовать зарубежный опыт и ввести у нас новый вид социального страхования - страхование социального обслуживания[13].

Субъектами правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию выступают, с одной стороны, физическое лицо, нуждающееся в таковой, с другой - социальные службы. Социальная помощь оказывается всем физическим лицам независимо от возраста, дееспособности, гражданства и т.п. Социальная правоспособность возникает у лица с рождения и прекращается смертью. Лиц, не достигших 14 лет или признанных судом недееспособными, представляют их законные представители (ст. 9 Закона от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании престарелых и инвалидов"). Таким образом, самостоятельное обращение за социальной помощью (социальная дееспособность) связано с возрастным критерием - достижением 14 лет - и волевым.

Другой стороной правоотношения выступают государственные и муниципальные органы социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания (государственные и негосударственные) или предприятия, организации, где трудится гражданин. Специализированные учреждения социального обслуживания подразделяются на два вида. Государственные и муниципальные службы финансируются из государственных и местных бюджетов. Частные социальные службы учреждаются либо в форме юридических лиц, либо в форме индивидуальной предпринимательской деятельности. И в том и в другом случае их деятельность осуществляется на основе лицензии, выданной органами исполнительной власти субъекта РФ. Для социальных служб характерна специализация социального обслуживания по кругу лиц-клиентов (территориальные центры социальной помощи семье и детям, специальные дома для одиноких престарелых и др.), а также видам социальных услуг (социальное обслуживание в стационарах, на дому, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.)

Предприятия, организации всех организационно-правовых форм также вправе оказывать социальную, чаще материальную, помощь своим работникам, в том числе и бывшим - пенсионерам, как на основании коллективного договора, так и "по доброй воле" работодателя. В советский период многие предприятия, особенно крупные, имели довольно развернутую социальную инфраструктуру: детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории с медицинским обслуживанием и т.п. Глубокий экономический распад и обвальная приватизация привели к свертыванию этих структур, они в лучшем случае передавались на баланс местных органов исполнительной власти (муниципалитетов), но чаще закрывались, а помещения сдавались в аренду или продавались. Только подъем экономики создает условия работодателям возродить утраченную социальную инфраструктуру предприятий при содействии и стимулировании этого процесса со стороны государства.

Содержание правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию раскрывается через права и обязанности сторон, а именно: право физического лица претендовать на определенный вид социальной помощи и обязанность социальной службы ее предоставить на основании закона или договора. На основании закона социальная помощь предоставляется государственными (муниципальными) социальными службами тем категориям лиц, которые прямо указаны в законе. Такая социальная помощь предоставляется бесплатно в объеме регионального стандарта (минимума) социальных услуг. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 г.) бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно Закону РФ "О социальной защите инвалидов" (1995 г.) лицам, официально признанным инвалидами, гарантируется перечень реабилитационных услуг и социальных льгот на бесплатной основе в пределах федерального перечня реабилитационных мероприятий инвалидов.

Напротив, на договорных началах социальное обслуживание предоставляется за плату в двух случаях. Во-первых, любое социальное обслуживание в частных социальных службах является платным. Во-вторых, в государственных и муниципальных социальных службах на договорной платной основе обеспечивается социальное обслуживание двум категориям лиц: тем, чем среднедушевой доход превышает установленный региональный прожиточный минимум, и лицам, получающим социальные услуги сверх региональной базовой программы.

Платные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. В этой части их социально-обеспечительный, публичный характер очевиден. Эти правоотношения являются по своей природе социально-обеспечительными, а не гражданско-правовыми. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. Между тем, к этим услугам предъявляются требования к качеству в соответствии с региональными социальными стандартами. В законах субъектов РФ о социальном обслуживании населения довольно часто встречаются положения о том, что требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от формы собственности. Так, согласно Федеральному закону "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в негосударственном секторе социального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Таким образом, и в этом случае может идти речь о социально-обеспечительной природе рассматриваемых правоотношений.

Итак, по содержанию правоотношения по государственной социальной помощи и обслуживанию являются социально-алиментарными. Возмездный характер носят правоотношения по социальному обслуживанию на основе договора, предусматривающего частичную или полную оплату социальных услуг.

Названный подход к содержанию рассматриваемых правоотношений не разделяется рядом авторов. Так, Е.Е. Мачульская, по сути, отрицает социально-обязательственный характер правоотношений по государственной социальной помощи. В частности, она пишет, что "если оказание социальной помощи производится адресно, то никакой обязанности по ее предоставлению на государственный орган не возлагается. Решение принимает территориальный или муниципальный орган социальной защиты по своему усмотрению после предварительной оценки уровня доходов и имущественного положения"[14]. Здесь, допускается необоснованная подмену понятий: "процедурные правоотношения" смешиваются с "материальными правоотношениями" по социальной помощи. В рамках процедурных правоотношений вопрос действительно решается о предоставлении социальной помощи по усмотрению органа социальной защиты. Но после принятого решения органа социальной защиты материальное правоотношение по предоставлению такой помощи носит социально-алиментарный характер. Как указывалось, решение органа социальной защиты населения является необходимым юридическим фактом в фактическом составе - основании возникновения материального правоотношения по социальной помощи и обслуживанию.

Объектами правоотношений по социальной помощи и обслуживанию в соответствии с действующим законодательством выступают:

­             материальная помощь: 1) в виде денежных социальных пособий; 2) в натуральной форме (продукты питания, одежда, средства санитарии, гигиены, специальные технические средства реабилитации инвалидов и др.); 3) в виде социальных субсидий (жилищные субсидии и др.) и 4) в виде социальных компенсаций;

­             социальное обслуживание на дому и в стационарных социальных учреждениях;

­             реабилитационные услуги (медико-социальные, по профессиональной и психологической реабилитации и др.);

­             консультационная помощь (педагогико-психологическая, социально-правовая и др.);

­             социальные льготы (оплата коммунальных услуг, льготный проезд на транспорте и т.д.).

Перечень видов социальной помощи и социального обслуживания, обязательных на всей территории России, устанавливается федеральным законодателем. К ведению субъектов РФ относятся определение размеров, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, а равно перечня гарантированных государством услуг по социальному обслуживанию, разработка и реализация государственных региональных программ социальной помощи и социального обслуживания. До внесения изменений в действующее законодательство в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ("О монетизации льгот") государственные стандарты социального обслуживания устанавливались на федеральном уровне Правительством РФ. В настоящее время это прерогатива субъектов РФ.

 

2. Понятие и виды социальных услуг


Набор социальных услуг - это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля, 22 декабря 2008 г., 28 апреля 2009 г., 24 июля 2009 г.)

Социальные услуги в широком понимании - это меры, направленные на повышение уровня жизни лиц, которые нуждаются в получении социальной поддержки от государства.

В числе иных нормативных актов, правовой основой социальных услуг является статья 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., которая гласит, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Перечень набора социальных услуг приведен в ст. 6.2. В указанный перечень включены такие услуги, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно

Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" социальные услуги подразделяются на два вида:

- Услуги, которые оказываются инвалидам и гражданам пожилого возраста на дому, т.е. в месте их фактического проживания;

- Услуги, которые оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам в специализированных учреждениях.

Социальные услуги - это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации помощи, предусмотренной действующим законодательством.

Получатели социальных услуг - это граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с ней в получении государственной социальной помощи. Тяжелая жизненная ситуация - это ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное) и которую они не могут преодолеть самостоятельно. Предоставляют социальные услуги социальные службы (предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица).

Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены существенные изменения в комментируемый закон. В частности, был добавлен новый вид государственной социальной помощи - набор социальных услуг.

Итак, набор социальных услуг включает в себя прежде всего оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе:

- обеспечение лекарственными средствами по рецепту врача;

- обеспечение изделиями медицинского назначения по рецептам врача;

- обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний;

- обеспечение специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов.

Эти услуги оказываются гражданам, имеющим на них право, медицинскими учреждениями, оказывающими медико-санитарную помощь (далее - медицинскими учреждениями).

Также в набор социальных услуг входит обеспечение бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Согласно ст. 9, 10 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" распространяет свое действие и на правоотношения, регулируемые комментируемым законом, поскольку является общим законодательным актом по социальному обслуживанию населения в РФ, данный закон устанавливает конкретно виды социального обслуживания именно для граждан пожилого возраста и инвалидов. Именно в данном законодательном акте и можно найти определение содержания социальных услуг.

Например, в ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", определено, что социальная услуга - это действие по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы, помощи, предусмотренной законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация определена также законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и представляет собой ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Конечно, применительно к правоотношениям по социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов, все основания и виды социальных услуг, предусмотренные в законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" не применяются. Во исполнение закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" было разработано и принято два государственных стандарта, это Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", принятый постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 327-ст, и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", принятый постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 326-ст.

Виды социальных услуг, которые касаются именно пожилых людей и инвалидов.

Раздел 4 ГОСТ Р 52143-2003 предусматривает следующие виды социальных услуг:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы:

- в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);

- в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);

- в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);

- на дому;

- в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);

- в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг, учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы, они разрабатываются для инвалидов), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.

Однако, есть некоторые расхождения в понимании и определении социальных услуг. Так, согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения", услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению, услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д. в свою очередь социально-культурная услуга, представляет собой услугу по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.



Заключение


В понимании законодателя (и в том содержании, которое вложено в материальную и социально-культурную услуги) социальная услуга, предоставляемая пожилым гражданам и инвалидам, представляет собой что-то среднее (смесь) материальной услуги и социально-культурной. Можно даже сказать, что пожилым гражданам и инвалидам предоставляются материальная и социально-культурная услуги. Это было бы более верно с позиции установления общих стандартов в законодательстве. Однако следует заметить, что на законодательном уровне установлено одно положение и определение социальной услуги, а на уровне подзаконных актов действуют несколько иные определения, социальная услуга, если учитывать стандарты, как самостоятельный вид услуг вообще не существует, есть только материальные услуги и социально-культурные. А если посмотреть содержание социальных услуг, для пожилых граждан и инвалидов, то можно увидеть, что весь комплекс услуг состоит из тех же двух групп услуг материальных и социально-культурных.

Виды правоотношений по социальной помощи и обслуживанию. Критериями классификации могут быть перечисленные объекты правоотношений и порядок их предоставления (по закону и по договору). В последнем случае мы выделяем:

А. Правоотношения по государственной социальной помощи и социальному обслуживанию, которые характеризуются следующими признаками:

1) основанием их возникновения являются нуждаемость (бедность) и трудная жизненная ситуация, в которой находится лицо;

2) социальная помощь и обслуживание как объект правоотношения призваны обеспечить уровень жизни нуждающимся до определенного законом минимального уровня. Финансирование осуществляется за счет средств государственных и местных бюджетов, а перечень гарантированных социальных услуг предоставляется безвозмездно;

3) права и обязанности участников - государственных и муниципальных социальных служб, с одной стороны, и физического лица - с другой, носят социально-алиментарный характер, а указанные социальные службы обязаны предоставить социальную помощь и обслуживание на условиях и в порядке, предусмотренных законом.

Б. Договорные правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию, которые отвечают следующим признакам:

1) субъектами названных отношений являются, с одной стороны, любые физические лица независимо от признака нуждаемости (бедности), с другой - не только государственные и муниципальные социальные службы, но и частные;

2) объектом правоотношения выступают социальные услуги и иные виды социального обслуживания, но их уровень не должен быть ниже установленных государственных стандартов качества социального обслуживания, но предоставляются они на платной основе (полностью или частично). Установлен государственный контроль за деятельностью по предоставлению услуг частными социальными службами вплоть до лишения их лицензии;

3) взаимные права и обязанности сторон определяются договором на условиях частичной или полной оплаты предоставляемых социальных услуг.

Таким образом, правоотношение по социальной помощи и социальному обслуживанию - это социально-обязательственное отношение, по которому одна сторона - физическое лицо вправе требовать от другой стороны - государственных (муниципальных) или частных социальных учреждений предоставления адресной социальной помощи и обслуживания в объеме и порядке, предусмотренных законом или договором.



Задача


Жена военнослужащего по призыву Трунова обратилась по месту своей работы за получением пособия на ребенка-инвалида в возрасте 5 лет. В назначении пособия ей было отказано.

На какие виды пособий и пенсий имеет право Трунова? В какой орган ей следует обратиться за их назначением?

Ответ. Группа инвалидности или категория "ребенок-инвалид" устанавливаются в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. При этом социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам. Отсюда можно сделать вывод, что понятия "социальная поддержка" и "социальная защита" соотносятся как часть и целое.

При реализации мер социальной защиты должны учитываться особенности той или иной группы инвалидов, а также индивидуальные особенности каждого конкретного инвалида

24 сентября 2008 года Россия подписала резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106 "Конвенция о правах инвалидов". Резолюция содержит ряд статей, которые определяют основные принципы и обязательства стран по обеспечению прав инвалидов в различных сферах их жизнедеятельности

Ст.6.1. закона о государственной социальной помощи говорит,что Государственная политика в области социальной защиты инвалидов всех категорий в Российской Федерации проводится в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности. Несовершеннолетним лицам, то есть лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста и имеющим расстройства функций организма и ограничение жизнедеятельности устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Лицо может быть признано инвалидом только на определенных условиях и в определенном порядке, а именно, в результате проведения медико-социальной экспертизы, которая осуществляется в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы - в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы, в главных бюро медико-социальной экспертизы, в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, которые являются филиалами главных бюро.

Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

Социальная пенсия является самостоятельным видом пенсий по государственному пенсионному обеспечению инвалидов.

Социальная пенсия, в отличие от трудовой, назначается в следующих случаях.

1) Лицо является гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ.

На иностранных граждан и лиц без гражданства дополнительно распространяется условие об отсутствии ограничения на получение пенсии, которое закреплено законами (в частности, у лица должен иметься вид на жительство) и международными договорами РФ.

2) Лицо является нетрудоспособным.

Группа инвалидности или категория "ребенок-инвалид" устанавливаются в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Право получать государственную пенсию по инвалидности имеют лица, удовлетворяющие следующим специфическим условиям.

Чтобы получать государственную пенсию по инвалидности, лицо, отвечающее всем условиям, достаточным для ее назначения, должно обратиться с заявлением, к которому приложены все необходимые документы.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о назначении государственной пенсии по инвалидности, зависит от категории, к которой в соответствии с Законом относится обратившийся за указанной пенсией.

Литература


Нормативно-правовой акт


1.     Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 25.11.2006 г. N 195-ФЗ; от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ;от 01.03.2008 г. N 18-ФЗ; от 14.07.2008 г. N 110-ФЗ;от 22.12.2008 г. N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ)

2.     Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

3.           Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания государственной социальной помощи // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3374.


Учебная


4.           Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения. Киров, 2002. С. 21; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.

5.           Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект). Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2003.

6.           Мелвин П. Бедность и гарантированный минимальный доход // Социалистический труд. 1990. N 10. С. 101-107.

7.           Ершова И.Б. Цели и приоритеты социальной политики в период реформирования экономики восточноевропейских стран // Труд за рубежом. 1995. N 1. С. 100-103; Ершова И.Б. Реформирование системы социальной защиты населения в восточноевропейских странах //Там же. 1997. N 2..

8.           Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.

9.           Ткаченко А.А. Система социальных выплат в Германии // Труд за рубежом. 1999. N 3. С. 86-99; Чубарова Т.В., Исаченко Т.М. Европейский Союз и проблемы социальной защиты населения стран-участниц // Там же. 2000. N 3.

10.      Самойлова Р.М. Проблемы бедности в США // Труд за рубежом. 1995. N 1.

11.      Шлихтер А.А. Государственные программы в сфере труда и занятости (опыт США) // Там же. 2004. N 3. С. 45-65..

12.      Буянова М.О. Экономические гарантии права граждан на социальное обслуживание. Некоторые вопросы методики преподавания права социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения. М., 2004.

13.      Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000.


[1] Тихомирова Л.В., М.Ю. Тихомиров. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: 1997, - с. 239

[2] Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения. Киров, 2002. С. 21; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007. С. 528 и др.

[3] *(Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект). Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2003. С. 56-58, 60.

[4] Мелвин П. Бедность и гарантированный минимальный доход // Социалистический труд. 1990. N 10. С. 101-107.

[5] СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.

[6] Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания государственной социальной помощи // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3374.

[7]  СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.

[8] Ершова И.Б. Цели и приоритеты социальной политики в период реформирования экономики восточноевропейских стран // Труд за рубежом. 1995. N 1. С. 100-103; Ершова И.Б. Реформирование системы социальной защиты населения в восточноевропейских странах //Там же. 1997. N 2. С. 93104.

[9] Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007. С. 616-617.

[10] Ткаченко А.А. Система социальных выплат в Германии // Труд за рубежом. 1999. N 3. С. 86-99; Чубарова Т.В., Исаченко Т.М. Европейский Союз и проблемы социальной защиты населения стран-участниц // Там же. 2000. N 3. С. 86-105.

[11] Самойлова Р.М. Проблемы бедности в США // Труд за рубежом. 1995. N 1. С. 44-51.

[12] Шлихтер А.А. Государственные программы в сфере труда и занятости (опыт США) // Там же. 2004. N 3. С. 45-65..

[13] Буянова М.О. Экономические гарантии права граждан на социальное обслуживание. Некоторые вопросы методики преподавания права социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения. М., 2004. С. 276-277

[14] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000. С. 121.


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена