Понятие личности в социологии и психологии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Личность в психологии
1.1 Сущность понятия «личность» в современной психологии
1.2 Особенности психологического подхода к изучению личности
Глава II. Личность в социологии
1.1 Основные определения личности в социологии
1.2 Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Заключение
Библиография
Тема нашей курсовой работы связана с изучением понятия личности. Заметим, что личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии и психологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Если житейское «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его, как субъекта отношений с другими людьми, то одно из самых распространенных определений личности в науке (не обязательно в социологии или психологии) подразумевает, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
В целом, основные особенности и сущность понятия «личности», значимые для психологической и социологической науки, формируют в каждой из них определенную методологию и методы научного познания окружающей действительности. Здесь необходимо отметить, что указанные науки, хотя и используют во многом похожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия личности, его сущности и составляющих это понятие характеристик, позволяет понять множество других понятий и теорий. Сравнение подходов к сущности понятия «личности» в социологии и психологии позволяет глубже постичь основные особенности этих наук, и их инструментария. Этим определяется актуальность нашей работы.
Цель настоящего курсового проекта – изучения понятия личности и присущих ему характеристик в таких науках как социология и психология.
Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:
- изучить понятие личности в психологии: ознакомится с основными определениями личности в отечественной и зарубежной психологии; проанализировать основные особенности психологического подхода к личности;
- ознакомиться с социологическим подходом к понятию «личность»: изучить основные определения «личности» в социологической науке; понять особенности применения и интерпретации понятия «личность» в современной социологии.
Исходя из поставленных целей и задач, нами формируется структура настоящей курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, с двумя параграфами в каждой, заключения и библиографии.
Для решения поставленных задач и общей цели работы мы пользовались работами таких психологов, как А.Г. Асмолов, Ю.Б. Гиппенрейтер. А.Г. Ковалев, И.Б. Котова и О. Гордона, а также работами таких социологов как Г. Осипов, А. Кравченко, С. Лебедева и В. Ольшанского. Ряд важных для настоящей работы моментов помогли осветить «Большой толковый социологический словарь», а также некоторые хрестоматии.
Глава I. Личность в психологии
1.1 Сущность понятия «личность» в современной психологии
В настоящей части нашей работы мы изучим особенности психологической науки к понятию «личность», которое, как мы уже указывали, относится к числу основополагающих для этой науки. Для этого, вначале, ознакомимся с основными понятиями личности, применяемыми в отечественной и зарубежной психологии. Для более глубокого изучения темы обратимся к наследию ряда отечественных и зарубежных психологов.
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. С развитием психологии в отдельную науку, личность стала являться одним из центральных объектов изучения, как в теоретической, так и прикладной психологии[1].
Проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. В дальнейшем изложении мы приведем мнения лишь, некоторых наиболее крупных специалистов.
Так, «личность» по мнению А.Н. Леонтьева (1903-1979) – советского ученого, основателя факультета психологии МГУ[2], это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит на протяжении всего цикла жизни человека. При этом такие геннообусловленные особенности человека как: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные к характеристике личности не относятся, а формируют индивидуальность человека, которая в свою очередь составляют предпосылки и условия формирования личности. Таким образом, личность – есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Научные разработки А.Н. Леонтьева стали основой для выработки общего подхода к личности в отечественной психологии.
Один из последователей А.Н. Леонтьева – советский ученый А.В. Петровский занимался развитием его подхода. Он, в частности, даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде»[3]. Таким образом, «личность»- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём она неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество.
Российский психолог (1889-1960 гг.) С.Л. Рубинштейн считал[4], что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, в первую очередь, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.
Другой ученый – А.Г. Ковалев[5], определил личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития – с другой. Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.
А.Г. Асмолов[6] рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке.
Таким образом, исходя из всех приведенных мнений, можно выделить синтезированное понятие[7], согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми.
В зарубежной психологии определению понятия личность, также уделялось довольно большое влияние:
- «личность» по определения американского ученого У.Джеймса (1842-1910), возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное – это реорганизация основных «строительных» блоков, предоставленных природой[8];
- Г.У. Олпорт (1897-1967), американец, который впервые дал теоретическую характеристику чертам личности сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление»[9];
- в работах ученых В.Мак-Дугалла, и А.Адлера, личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений[10];
- в рамках концепции «бихевиоризма», личность не рассматривалась вообще, заменяемая механической схемой «стимул – реакция»[11];
- американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле – есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт». Отсюда – потеря личности ведет к потере определенных составляющих личности[12];
- согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности, являются источниками её неврозов[13];
- Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. При этом, Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, вытесненные воспоминания, чувства, переживания и комплексы. Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей. Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир[14].
Таким образом, в зарубежной науке, понятие «личность» также получило широкое развитие, причем в западной школе психологии, по поводу сущности личности, было и есть гораздо больше мнений.
В целом, и в отечественной и зарубежной науке (по крайней мере, в большей части из имеющихся мнений), понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю. Итак, личность в психологии – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
В дальнейшем изложении, мы на основании полученных теоретических данных, выделим особенности психологического подхода при изучении личности.
1.2 Особенности психологического подхода к изучению личности
Итак, разберем основные психологические подходы к изучению личности. Сразу оговоримся, что как видно из предыдущего изложения, для изучения личности в психологии широко используются такие понятия как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи. Рассмотрим сущность этих понятий подробно.
Итак, для психологической трактовки личности, учеными используется понятие индивид. Значение этого понятия состоит и в том, что анализ отношения «индивид-общество», в ряде случаев, позволяет раскрыть свойства человека как личности. Исходя из этого, представляется необходимым кратко остановиться на понятии индивид. Для этого обратимся к определению уже упоминаемого А.Н. Леонтьева. Согласно его теоретическим изысканиям понятие индивид, выражает[15]:
- во-первых, целостность и неделимость отдельной особи биологического вида (в нашем случае человека);
- во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.
Индивидуальные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся.
Перейдем к общественным отношениям. Отношения «личность-общество» во многом являются основополагающими для психологической науки, в вопросе изучения личности[16]. То есть, чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений. Общественные отношения это социальные качества индивида, формирующие его личность. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Для личности общество – не просто внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.
Перейдем к индивидуальности[17]. Личность – совокупность определенных своеобразных и уникальных свойств индивида. То есть, для характеристики конкретного индивида, значимыми является его индивидуальность. Определить «индивидуальность», можно как совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Еще раз подчеркнем, что понятия индивид, личность и индивидуальность в психологии, не тождественны по содержанию, но каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.
Исходя из этого, перейдем к изучению особенностей межличностных связей. Личность в психологии (и отчасти т в других общественных науках) может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив и внешне выражаются в различных свойствах общения[18].
Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных отношений, складывающихся в деятельности и общении. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Эти теоретические выкладки являются основополагающими для изучения личности в психологии.
В психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как[19]:
- структура личности;
- направленность личности;
- соотношения биологического и социального в личности.
Разберем их.
Структура личности, это концепция, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. При этом характер – это означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер является качеством личности, который обобщает наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Направленность личности, также относится к подструктурам личности и определяется как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение и убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.
Перейдем к соотношению биологического и социального в личности, которое также является значимым моментом при изучении личности в рамках психологии. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. В каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества.
Объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Таким образом, развитие личности носит системный характер и отличается высокой динамичностью и включает в себя социальные, так и биологические детерминанты.
Таковы основные особенности психологического подхода к изучению личности.
Таким образом, подведем первые выводы нашей работы:
- проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г. Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследии различные определения «личности» с точки зрения психологии, которые, в целом, сформировали сущность психологического подхода к личности;
- в целом, и в отечественной и зарубежной психологической науке, понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю: совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия;
- особенности психологического подхода к изучению личности выражаются в тесной взаимосвязи понятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи, при этом они являются основополагающими для изучения личности в психологии;
- в психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленность личности; соотношения биологического и социального в личности. При этом структура личности - это концепция подразумевающая, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Соотношения биологического и социального в личности подразумевает, то, что в каждом из этих совокупностей фиксируются разные свойства человека: в биологической – структура человеческого индивида как биологической системы, в социальной – его включённость в жизнь общества.
Таким образом, личность в психологии – это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами.
Глава II. Личность в социологии
2.1 Основные определения личности в социологии
Теперь, ознакомившись с тем, как в психологической науке изучается и определяется личность, перейдем к тем определениям и характеристикам этого понятия, которые значимы для социологии.
На социологическое понятие личности влияют как философские концепции, так и психологические теории. Однако, если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное. Личность – это социальный субъект, который по уровню сложности своей структуры, сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.
Перейдем к основным определениям личности, которые характерны для социологии.
Дл определения личности в социологии важны такие понятия как индивид и человек.
Человек в социологии употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род[20].
Индивид, это значимое понятие как уже было показано выше и для психологии, и для социологии. Однако индивид в социологии — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества[21].
В то же время, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человеком первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке[22]. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду[23]. Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса общество и сам индивид. Общество с момента рождения человека социализирует его, окружает, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный опыт. Как мы видим, понятийные аппараты, как в социологии, так и в психологии во многом похожи.
При определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок[24]. Первая из них предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества (К. Маркс). Другая предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности (В. Розанов). Научная школа Л.С. Выготского, ищет источник неповторимости «человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности (деятельностный подход). Западная социология (Ж. Пиаже) отстаивает иную позицию, и ищет сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.
Некоторыми учеными выделяются основные особенности личности в социологии: к ним относятся[25]:
- степень осознанности человеком своего места в обществе;
- содержание и характер потребностей и интересов человека, устойчивость и лёгкость их переключения, их узость или многогранность;
- степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества.
Для определения личности в социологии, также используются изыскания таких ученых как З. Фрейд и Г. Юнг, с которыми мы познакомились в первой части работы, причем их использование, также не способствует единообразному пониманию личности в социологии.
В целом если свести, насколько это возможно, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как[26]:
- системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
- субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого
Основополагающий постулат социологии личности – это мнение о том, что в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются[27]:
- биологические, генетические заданные предпосылки;
- наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
В дальнейшем изложении мы изучим особенности применения и интерпретации понятия «личность» в социологии.
2.2 Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Итак, основные понятия социологической теории личности связаны с процессами формирования личности, ее социализации, статуса личности, ее ролей и т.д.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям[28].
Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации[29]. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Социализация личности предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. В процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека, субъекты социализации с их механизмами воздействия на мышление и поведение человека.
Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека.
Перейдем к структуре личности в социологии. Здесь можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты[30].
Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.
Социогенный компонент состоит из следующих элементов:
- Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
- Способности к творчеству, знания, навыки;
- Степень овладения культурными ценностями общества;
- Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
- Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге — словом, в образе жизни.
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Поэтому, именно социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.
Основные подходы к изучению личности можно свести к следующим[31]:
- социально-психологический подход. В основе него лежит постулат о том, что биологические побуждения противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений;
- функциональный подход подразумевает статусно-ролевую теорию личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.
Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и, следовательно, социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества. Дадим определение социальному статусу и социальной роли[32];
- -социальный статус - это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус имеет смысл только в соотношении с другими позициями;
- социальная роль - поведение, ожидаемое от личности определенного статуса.
Таким образом, подведем основные выводы данной части нашего изложения:
- на социологическое понятие личности влияют как философские концепции, так и психологические теории. Однако, если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное;
- при определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Если свести, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого;
- формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека;
- основные подходы к изучению личности можно свести к социально-психологическому подходу и подходу функциональному. В основе первого лежит постулат о том, что биологические побуждения противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений; второй подход подразумевает статусно-ролевую теорию личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.
В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. То есть личность в социологии – это механизм, который позволяет который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь в соответствии с поставленными нами целями и задачами подведем общие выводы нашей работы.
Личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии и психологии.
Проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г. Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследии различные определения «личности» с точки зрения психологии, которые, в целом, сформировали сущность психологического подхода к личности. В целом, в психологической науке, понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю: совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.
Особенности психологического подхода к изучению личности выражаются в тесной взаимосвязи понятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи, при этом они являются основополагающими для изучения личности в психологии. Обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленность личности; соотношения биологического и социального в личности.
Таким образом, личность в психологии – это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами.
Перейдем к понятию личности в социологии. При определении сущности личности в этой науке существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Если свести, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.
Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Основные подходы к изучению личности можно свести к социально-психологическому и функциональному подходу. В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов.
Таким образом, сделаем общий вывод работы. Если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Научные монографии
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 367с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006. - 336с.
3. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М.: Энциклопедия,1999. – 450 с.
4. Ковалёв А.Г. Психология личности. М.; «Просвещение», 1989. - 391с.
5. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. - 294с.
6. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. – Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2007. – 349 с.
7. Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. - 248 с.
8. Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», 2005. - 345с.
9. Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – 318 с.
10. Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М.: АСТ, 2006. – 240 с.
II. Статьи из журналов и сборников научных трудов
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Вопросы психологии. – 204. - № 2. – С. 19-37.
2. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.- С. 51-69
[1] Приводится по: Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. – с. 16.
[2] Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 56.
[3] Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 94.
[4] Приводится по: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006. – с. 47.
[5] Ковалёв А.Г. Психология личности. М.; «Просвещение», 1989. – с. 385.
[6] Приводится по: Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
[7] Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 315.
[8] Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М.: АСТ, 2006. С. 54.
[9] Там же, стр. 87.
[10] Там же, стр. 112-114;
[11] Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 156.
[12] Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М.: АСТ, 2006. С. 167.
[13] Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 94
[14] Там же, стр. 104.
[15] Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 49.
[16] Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 118-119.
[17] Там же, стр. 136.
[18] Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», 2005. – 93 с.
[19] Приводится по: Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 186-189.
[20] Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. – с. 35.
[21] Лебедева С.О. Указ. соч. С. 39.
[22] Лебедева С.О. Указ. соч. С. 66.
[23] Лебедева С.О. Указ. соч. С. 67.
[24] Приводится по: Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – с. 81-84.
[25] Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – с. 89.
[26] Лебедева С.О. Указ. соч. стр. 98.
[27] Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. – с. 96.
[28] Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.- С. 51.
[29] Лебедева С.О. Указ. соч. 215.
[30] Приводится по: Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. С. 56.
[31] Лебедева С.О. Указ. соч. 217.
[32] Приводится по: Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. С. 114 .