Посткризисный период развития Ливанской республики в 1990 гг.
Реферат на тему:
Посткризисный период развития Ливанской республики в 1990 гг.
Дату поражения войск М. Ауна в октябре 1990 года историки считают началом восстановительного периода в современной истории Ливана после шестнадцатилетней войны и глубокого социально-экономического спада, охватившего страну.
Многолетний кризис привел к глубоким изменениям в конфессиональной и социальной структуре ливанского общества. Он определялся, прежде всего, активными миграционными процессами, которые повлияли не только на места расселения конфессиональных общин, но и на занятость их членов; разрушение рынков труда и социальной стратификации в обществе. Сократилась численность христианского населения и, напротив, увеличилась численность мусульман. Преобладание христиан в эмиграционных потоках негативно сказалось на количественном соотношении христиан и мусульман в целом на Ближнем Востоке.
Миграционные процессы изменили демографическую обстановку в стране. Снизились темпы роста населения. Увеличилась численность женщин и сократилась численность мужчин. Проявилась социальная дезинтеграция общества, так как война разрушила существовавшие в Ливане социальные связи и структуры.
На протяжении всех лет социально-экономического кризиса население сталкивалось с нарушением прав человека. Отсутствовала свобода выбора места проживания, а переселенцы испытывали экономические и социально-психологические сложности адаптации на новом месте. Вставали проблемы здравоохранения и оказания социальной помощи. Усилилась социальная поляризация населения. Названные социальные и конфессиональные аспекты развития ливанского общества в период кризиса определили социально-демографические характеристики в посткризисный период.
По статистическим данным, к 1994 году шииты составили 35% населения Ливана, сунниты 25% и друзы – 5%. Таким образом, общее количество членов мусульманских общин составило большинство населения по стране – 65%1. Христианское население оказалось в меньшинстве.
В целом численность населения в Ливане за последние 6 лет (с 1992 года по 1998 год) не претерпела особых изменений:
1992 год |
1994 год |
1995 год |
1996 год |
1998 год |
3439000 |
3620395 |
3695921 |
3776317 |
3505794 |
Возрастная структура ливанского населения отразила тенденции, свойственные демографической ситуации Ливана в посткризисный период.
Соответствующие данные по 1996 году были следующими:
Возраст |
Процент от общей численности населения |
Количество мужского населения |
Количество женского населения |
0–14 лет |
36 |
687631 |
662100 |
15–59 лет |
59 |
1049689 |
1163255 |
Старше 60 лет |
5 |
98406 |
115236 |
Однако к 1998 году эти показатели несколько изменились:
Возраст |
Процент от общей численности населения |
Количество мужского населения |
Количество женского населения |
0–14 лет |
30 |
532688 |
512979 |
15–64 лет |
64 |
1060903 |
1174236 |
Старше 65 лет |
6 |
102946 |
122042 |
Общее соотношение женского и мужского населения в стране осталось как в 1996 году, так и в 1998 году, одинаковым: при рождении на 1 женщину и в 1996 году и в 1998 году приходилось 1,05 мужчин; в возрастном интервале от 0 до 15 лет на 1 женщину приходилось уже 1,04 мужчины; в группе от 15 до 64 лет это соотношение было 1 к 0,9 и в возрастном периоде от 65 лет и старше – 1 к 0,85. Общее соотношение мужского и женского населения в посткризисном Ливане выглядит как пропорция 1 : 0,95 (женщина : мужчина). Подобная ситуация отразила тенденцию, сформировавшуюся еще в кризисный период: увеличение доли женского населения в ливанском обществе. Намеченное в посткризисный период увеличение доли мужского населения в возрастной группе от 0 до 15 лет говорит об изменениях в структуре полов в ливанском обществе в последние годы.
Другая тенденция, которая видна при рассмотрении возрастной структуры ливанского общества, это – снижение рождаемости в стране, что подтверждают и другие демографические данные за последние 4 года.
|
1994 год |
1996 год |
1998 год |
Прирост населения |
1,98% |
2,16% |
1,62% |
Уровень рождаемости (на 1000 населения) |
27,89 |
27,93 |
22,66 |
Количество детей на 1 женщину |
3,39 |
3,24 |
2,28 |
Уровень общей смертности (на 1000 населения) |
6,55 |
6,35 |
6,51 |
Коэффициент детской смертности |
39,5 |
36,7 |
31,64 |
Продолжительность жизни населения |
69,35 лет |
69,99 лет |
70,64 лет |
То есть за 4 года в среднем прирост населения составил 1,92%, что ниже таких же показателей за кризисный период. Уровень рождаемости очевидно снизился к 1998 году. Уменьшилось также количество детей, рождающихся у одной женщины. В свою очередь это повлекло за собой уменьшение количества детей в семьях. Если в 1986 году на 1 семью приходилось 3,8 ребенка, то в 1996 году только 2,5 ребенка. Тем не менее, снизились показатели детской смертности, что говорит об успешном развитии медицинского обслуживания в стране. Другим важным свидетельством развитой социально-медицинской сферы в Ливане можно считать увеличение продолжительности жизни.
Среди причин снижения рождаемости специалисты выделяют успешное внедрение программ планирования семьи, увеличение использования женщинами различных методов контрацепции. Рождаемость снижается также потому, что увеличился возраст вступления в брак. Так, если в 1970 году он составлял в среднем 23,3 года, в 1987 году – 25,7 лет, то к 1996 году он достиг 27,5 лет.
В группе женщин от 20 до 24 лет (основной репродуктивный возраста) 69,5% женщин в 1996 году в Ливане были незамужними. При характеристике возрастной структуры ливанского общества было отмечено, что социально активного мужского населения (в возрасте от 15 до 60 лет) в стране меньше, чем женского, что также влияет на уменьшение количества браков и снижение рождаемости.
Активный возраст вступления в брак у мужчин начинается в 25 лет и к 50 годам 94,8% мужчин женаты. Женщины в Ливане начинают выходить замуж в 20 лет (преимущественно мусульманки) и в возрасте 45 лет 77% женщин имеют семью. В возрастном промежутке 35–39 лет начинают встречаться разводы. Эту маленькую группу составляют всего 2% женщин. После 50 лет возрастает число вдов: среди женщин в возрасте 50–55 лет их численность составляет 13,5%, а в возрасте 65–69 лет – уже 42,3%. Это связано с большей продолжительностью жизни женщин (69 лет), чем у мужчин (65 лет), и с разницей в возрасте у супругов, когда муж обычно старше своей жены.
По уровню образованности неграмотные (3879 человек на 1996 год) и малограмотные (3116 человек за 1996 год) женщины рожают чаще, чем женщины, имеющие среднее и высшее образование (1739 человек на 1996 год)11. Образованные женщины не спешат заводить семью, ищут самореализацию в социальной жизни и живут не по законам большой патриархальной семьи, а в «европейском стиле», тогда как безграмотные, прежде всего, мусульманские женщины следуют традициям. Среди беднейшего мусульманского населения воспроизводится, как и перед войной, модель большой семьи, с ее патриархальными устоями. Уменьшение численности христианского населения в Ливане влияет на уменьшение процента семей, приобщающихся к западной, европейской жизни. Состоятельные мусульманские семьи ориентируются на арабский мир. Мусульманское большинство начинает доминировать в своем стремлении быть частью арабского сообщества.
Следует отметить, что в различных регионах Ливана рождаемость находится на разном уровне. Так, в Большом Бейруте коэффициент рождаемости равен 1,941. Это район, где активно проводятся в жизнь программы планирования семьи, есть доступ к контрацепции, и население по своему образовательному и материальному уровню готово применять данный вид социально-медицинских услуг. В Горном Ливане коэффициент рождаемости составляет 2,078, на севере страны – 3,547, на юге – 2,672, в долине Бекаа – 2,88812. То есть рождаемость выше в мусульманских районах. Идет дальнейший прирост мусульманского и более бедного населения. Следует также отметить, что это преимущественно сельские районы страны. По данным Экономической и Социальной Комиссии по Западной Азии (ESCWA) при ООН, в 1993 году 28% всех ливанских семей жило за чертой бедности, из которых 75% семей проживали в сельской местности.
Исследование 1995 года отразило месячные расходы семьи из 5 человек при доходе 600 долларов (это черта бедности в Ливане): 36% от этой суммы уходило на продукты питания, 15% на покупку одежды, 4,5% на покупку медикаментов, 15% на школьные расходы трех детей из этой семьи (остальные расходы не были включены).
Социальная поляризация ливанского общества остается достаточно сильной. Как любой стране, восстанавливающей свою экономику и социальную сферу, Ливану невозможно избежать подобных социальных проблем.
Тем не менее, заслугой правительства Харири остается то, что несмотря на свои «амбициозные планы» превращения Ливана в передовую экономически развитую страну, в программе реконструкции и развития страны ведущие позиции наравне с экономическими секторами занимает решение вопросов социальной политики.
В этом большую роль должен был играть, по замыслу Р. Харири, Совет по Реконструкции и Развитию Ливана (СРР). Он был создан в 1977 году, в самом начале длительного кризиса. Являясь общественной организацией, СРР частично заменил Министерство планирования, взяв на себя функции управления деятельностью по восстановлению ливанской экономики и общества. Полномочия СРР были огромны, а механизмы принятия решений упрощались и позволяли избегать в работе излишней бюрократической рутины.
В основные задачи Совета входили: подготовка общих планов и программ развития и реконструкции Ливана, а также поиск возможных иностранных инвесторов для реализации этих целей. В пределах компетенции СРР были реорганизация государственных структур управления, восстановление и реконструкция инфраструктуры, подписание контрактов и соглашений о финансировании восстановительных программ. Однако осуществление всех проектов было возможно только после одобрения их правительством Ливана.
На время войны СРР оставался одним из самых могущественных органов общегосударственного значения, функционировавших в Ливане в этот период. Принимая же во внимание многолетний кризис законодательной и исполнительной власти в стране, совпавший с периодом межрелигиозных конфликтов, вмешательства со стороны Сирии и израильской агрессии, СРР, сконцентрировавший большие финансовые и экономические полномочия, стал играть определяющую роль в посткризисный период в восстановлении и дальнейшем развитии Ливана.
Разработанный Советом генеральный план восстановления («Горизонт 2000»), требующий на свое воплощение 18 млрд. долларов, включает большое число проектов, относящихся к развитию всех сфер жизни ливанского общества – производственного сектора, инфраструктуры, социального сектора. Все эти программы и проекты напрямую связаны с министерствами и другими правительственными структурами. Именно они осуществляют выполнение всех проектов СРР. Совет же, являясь автором проекта, занимается поиском инвесторов, осуществляет контроль за его выполнением и отчитывается о расходах перед инвесторами.
Среди иностранных инвесторов, участвовавших в проектах СРР можно назвать Всемирный банк, Арабский Фонд экономического и социального развития, Европейское сообщество, а также ряд организаций высокоразвитых стран (Япония, Франция, Канада).
С 1992 года, помимо финансовой помощи, Совету министерствами и соответствующими службами оказывается и техническая помощь как в организации эффективной работы структур самого СРР, так и в выполнении его проектов. Большая техническая помощь по компьютеризации и общей технической реорганизации в министерствах поступила со стороны Европейского сообщества. В разработке проектов также участвуют иностранные консультанты.
В самом СРР создан Отдел управления Программой, осуществляющий посредническую и координирующую деятельность между министерствами и службами, работающими над реализацией проектов. Этот отдел также выполняет роль справочной и информационной службы.
Однако политика руководства страны основывается не столько на ориентации на иностранную помощь, сколько на поиске собственных ресурсов как финансовых, так и человеческих. Правительство рассчитывает на поддержку ливанцев, эмигрировавших в период кри-зиса, на молодых специалистов и бизнесменов, имеющих ливанские корни, на связи с богатой диаспорой. Для этого создаются специальные программы по привлечению эмиграции к работе по восстановлению и реконструкции страны.
Например, в Ливане с 1997 года действует программа TOKTEN (TransferofKnow-howThroughExpatriateNations – «Передача знаний через нации экспатриантов»), учредителями которой являются ООН, ЮНЕСКО, Центр Ливанских Исследований, Совет по реконструкции и развитию. Эта программа, действующая во всем мире, выявляет и мобилизует эмигрантов, выходцев из Ливана. Их представители, достигшие профессионального успеха, могут проводить различные консультации и разрабатывать краткосрочные проекты в Ливане под эгидой ООН.
Как указывалось выше, кризис в Ливане спровоцировал отъезд из страны большого числа специалистов. «Утечка умов» происходила и среди студентов, которые, уезжая на стажировку за границу, не возвращались в Ливан. Нуждаясь в квалифицированных кадрах, руководство страны отдает предпочтение в найме на работу бывшим эмигрантам, выходцам из Ливана.
Проблема эмигрантов – одна из приоритетных в современном Ливане. Широко развернуто сотрудничество с соответствующими ассоциациями и другими эмигрантскими организациями и клубами с целью разработки совместных программ в области культуры, образования и общественных связей. Работа с эмигрантами признана частью национальной политики страны. СРР и Министерство по эмиграционной политике вместе с общественными организациями устраивают различные встречи и конференции для выполнения намеченных планов. Всячески поддерживается ливанская диаспора в ряде стран. Во главу угла ставится теперь не этнорелигиозная принадлежность, а ливанское происхождение. Сплочение эмигрантов различного вероисповедания и их детей происходит на уровне отношения к их общей родине – Ливану, а не общине, которой принадлежали их предки. Ливанское правительство облегчает возвращение в страну эмигрантов, пытаясь решить вопросы с их собственностью, которая могла сохраниться после окончания кризиса, развивает программы обучения и отдыха детей эмигрантов из Ливана.
В свою очередь, различные эмигрантские комитеты и ассоциации пытаются помочь восстановлению государства, определяя свою роль и вырабатывая общую концепцию отношений с ливанским правительством. Они видят свою пользу для Ливана в форме привлечения различных инвестирований, расширения сотрудничества с иностранными специалистами по программе развития страны.
В Бейруте в мае 1999 г. уже второй раз за последние 8 лет проводился Конгресс Ассоциаций, клубов и организаций эмигрантов. Общая идея этой встречи заключается в упрощении установленных ранее связей с диаспорой на взаимовыгодных условиях, в разработке дальнейших планов по сотрудничеству с ними, основанному на концепции «единой родины, общего для всех религиозных общин арабского языка и самобытной ливанской культуры»18.
В послевоенном Ливане существовала и другая часть населения, также подвергшаяся миграционным процессам, но желавшая вернуться в места своего предвоенного проживания. Это были беженцы и перем-щенные лица. Поскольку власти страны считают себя ответственными за решение проблем тех, кто ввергнут в эмиграционные процессы, Мин-стерство по делам перемещенных лиц, возглавляемое В. Джумблатом, совместно с СРР начало проводить в жизнь программы и проекты, касающиеся ливанцев, вынужденных покидать места проживания в связи с нестабильной социально-экономической обстановкой в стране, а также и из-за военных действий на той или иной территории страны
Общий план правительства по возвращению перемещенных граждан на их бывшие места проживания касался воссоздания инфраструктуры и оказания определенных социальных услуг этой группе лиц в их переезде и адаптации на новом месте20. Вопрос о необходимости оказания различной помощи перемещенным лицам обсуждался еще на Таифской встрече. В октябре 1991 года в Ливане состоялась Конференция по проблемам мигрантов, где были приняты решения, закрепленные в специальной правительственной программе. Ее цели были следующими:
1. Возвращение людей на места их довоенного проживания.
2. Развитие социальной сферы в местах возвращения беженцев и перемещенных лиц.
3. Экономическое восстановление данных районов.
4. Восстановление инфраструктуры.
5. Восстановление достопримечательностей этих мест.
6. Достижение политического согласия между различными социальными и конфессиональными группами.
Одним из главных вопросов решения проблемы беженцев и переселенцев был вопрос об освобождении незаконно занятых зданий этой группой населения. (В 1995 году таких зданий было 60262). Этой проблеме была посвящена первая часть разработанного Министерством по делам перемещенных лиц плана. В итоге, к 1995 году было освобождено 12 государственных зданий, 4 посольства, 24 школы, 24 здания, принадлежащих религиозным организациям, 37 туристических офисов, 2 больницы.
Во второй части плана было намечено реконструировать и осуществлять помощь в строительстве жилых помещений, квартир и домов, предназначенных для возвращающихся жителей. Также предполагалась выплата различных компенсаций семьям, чьи дома были разрушены.
Большое значение как местными, так и центральными властями придается социальной активности женщин, увеличению их роли в экономической и социальной жизни страны. Специально для женщин создаются учебные центры, где можно получить общее образование, а также какую-нибудь конкретную профессию. Во многих районах страны уже действуют учебные программы в рамках организации «Красный Крест». Власти заинтересованы в работе женщин в различных общественных комитетах. Тем не менее на 1995 год процент их участия оставался все же крайне низким – всего 0,05%23.
Много программ, созданных совместно с Детским Фондом ООН и Министерством среднего образования, молодежи и спорта, посвящены работе с молодежью. Главная цель, сформулированная правительством, состоит в том, чтобы убедить молодежь оставаться жить в Ливане, не покидая своих родных мест.
В области образования правительство считает главной задачей сделать учебные заведения общедоступными, выявляя образовательные и технические потребности ливанских школ. В результате кризиса многие средние школы были закрыты, а студенты, формально числящиеся в ливанских высших учебных заведениях, давно проживают за границей. В настоящее время власти пытаются открыть все существовавшие до войны средние школы и вернуть уехавших за границу студентов для продолжения их обучения в Ливане.
Ведется работа по реорганизации учреждений здравоохранения и органов социальной защиты в районах, куда, как полагают, могут возвращаться беженцы. Предполагается, что население будет обеспечено качественным медицинским обслуживанием. Большое значение в проводимой социальной политике, направленной на помощь беженцам и перемещенным гражданам, отводится общественным неправительственным организациям. Расходы на социально-экономические программы, проводимые этими организациями, увеличились в последние годы и составляют около 10 млн. долларов в год.
В системе здравоохранения в настоящее время происходит реорганизация. Хотя частный сектор имеет многочисленные организации, предлагающие широкий спектр медицинских услуг, но они не справляются и не могут обеспечить медицинской помощью всех нуждающихся. Высокий процент бедных и беднейших слоев населения Ливана не имеет возможности пользоваться услугами частных клиник и медицинских центров.
На нынешнем этапе Министерство здравоохранения намечает перехватить инициативу у частных учреждений и взять в свои руки управление этим сектором.
Основные задачи, намеченные правительством, можно обозначить в следующем порядке.
1. Министерство должно иметь ведущие позиции в планировании и контроле действий и проектов в области здравоохранения.
2. Должна производиться разработка программ по профилактике заболеваний, активизация работы поликлиник и медицинских центров.
3. Должно быть реорганизовано финансирование всего сектора25.
С ноября 1996 года началась работа по разработанной франко-ливанской программе, которая должна была определить уровень ущерба, нанесенного военными действиями учреждениям здравоохранения и социальной защиты, а также была проведена финансовая оценка состояния этого сектора.
Инвестиции по всем осуществляемым проектам в области здравоохранения составили к 1997 году 300 млн. долларов. Среди инвесторов программы реконструкции и развития в области здравоохранения выступили Всемирный Банк и кувейтское правительство. Итальянское правительство в 1998 году профинансировало покупку медицинского оборудования для всех больниц на севере Ливана.
Параллельно с восстановлением и строительством больниц и центров здоровья правительство придавало большое значение социальной работе с населением. Цель, поставленная властями, состояла в обеспечении самых нуждающихся и незащищенных слоев населения социальными услугами. Начиная с 1996 года в различных районах Ливана стали создаваться социальные центры. В их обязанности входила помощь малообеспеченным семьям в ведении хозяйства, обучение членов семей различным ремесленным специальностям (вязанию, вышивке, кустарным национальным промыслам); оказание специальных социальных услуг инвалидам.
Одновременно создаются центры медицинского консультирования, где большое внимание уделяется программам планирования семьи, оказывается медико-социальная помощь беременным, проводятся курсы вакцинации для всего населения районов.
Весной 1997 года в Ливане под эгидой OOH начала работать так называемая «Миссия Бедности». B ее задачи входило определение уровня бедности в стране и разработка специальной программы по включению в действие социальных рычагов для его повышения (отчет был готов в мае 1997 года).
В период 1997–2001 г. в Ливане действует программа Фонда ООН по деятельности в области народонаселения, связанная с работой правительства в области социальной политики и прежде всего здравоохранения и социальной защиты.
Уже должна была завершится разработка информационно-справочной системы социально-экономических показателей и демографической статистики Ливана.
В области образования в посткризисном ливанском обществе наметились также большие перемены, главным инициатором которых было правительство Харири. Как мы указывали, ведущую роль в предвоенной образовательной сфере Ливана играло частное образование. В течение военных лет роль частного начального и среднего образования еще более усилилась. Государственные учреждения испытывали большие сложности, так как сказывалось отсутствие оборудования, технического обеспечения, нехватка учителей и неспособность государства обеспечить работающих педагогов стабильной зарплатой. Хотя государственное высшее образование сталкивалось с теми же проблемами, что и начальное и среднее, но формально число государственных высших учебных заведений за годы кризиса возросло за счет разделения Ливанского Университета на несколько филиалов.
В основном программа восстановления и развития образовательного сектора началась в 1996 году. За выполнение проектов отвечают три министерства: министерство национального образования, молодежи и спорта, министерство профессионально-технического и технического образования и министерство культуры и высшего образования. В генеральном плане было указано, что в государственном секторе начальные и средние школы должны быть рассчитаны на 600 тыс. мест, профессионально-техническое образование должно охватывать 70 тыс. учащихся и высшее образование – 50 тыс. человек. Образовательные программы всех уровней должны подчиняться одному стандарту. Предполагалось, что будет выработана система контроля за качеством образования, по совершенствованию подготовки преподавательского состава. За 1996–1998 годы было открыто 1284 общеобразовательные школы, начала действовать программа по компьютеризации средних школ.
В области развития профессионально-технического образования в 1996 году было подписано соглашение с Арабским Фондом Экономического и Социального развития на сумму 50 млн. долларов для финансирования строительства и покупки оборудования для 16 технических школ. Исламский Банк развития выделил деньги на постройку еще 15 школ, Европейское Сообщество также участвовало в покупке оборудования для профессионально-технических школ.
В послевоенное время продолжается реорганизация главного государственного высшего учебного заведения – Ливанского Университета. В этом крупнейшем университете Ближнего Востока на 13 факультетах учатся 33 тыс. студентов. Реорганизация одного факультета обходится в 200 млн. долларов. Однако полное финансирование осуществляют правительство Саудовской Аравии, Исламский банк развития, Оманский султанат.
Характеризуя в целом социальную политику ливанского правительства в посткризисный период, в Белой социальной книге о социальной политике Ливана подчеркивается, что «... рационализация в управлении социальной сферой зависит от организационных и политических амбиций. Она позволит в переходный период проводить социальную политику, отвечающую экономическим требованиям реконструкции общества».
Таким образом, в посткризисном Ливане ведущие функции по планированию, реализации и контролю за всеми отраслями социальной политики страны в значительной мере взяли на себя государственные органы.
Список источников и литературы
1 Middle East Contemporary Survey. – 1994. – Vol. XVIII. – С. 469.
По данным на 1998 год мусульмане составляют в Ливане 70% населения, христиане – 30%. (см. Азия и Россия. Экономические связи к 2000 году. – М.: Полпред. Бизнесс Пресс, 1999. – С. 289).
2 http:// www.meddleeastnews.com/Lebanon.html
3 Rizkallah H.N., Moneim A.A. Lebaisse de Laféconditéa au Liban. // Population. – 1997. – A. 52. – № 5. – С. 1231;
4 http:// www.meddleeastnews.com/Lebanon.html
5 Rizkallah H.N., Moneim A.A. Op.cit., с. 1231. В общем в стране на 1997 год 86,4% населения в возрасте от 15 лет и более умеют читать и писать, из этого числа 90,8% составляют мужчины и 82,2% – женщины.
6 http://www.escwa.org.lb/
7 The Federation of the Trade Unions of the South. // Orient-Le-Jour, 29.03. 95.
8 За несколько лет в стране были созданы все условия для удовлетворения потребностей и желаний «beaumonde». Однако Казино дю Либан, дорогие салоны контрастируют с бедностью, соседствующей с этими проявлениями обеспеченной жизни ливанской элиты. (The Middle East. 02.1997, с. 7).
9 The Middle East. 02.1997, с. 5.
10 Подробную информацию см. http://nonuniv.ox.ac.uk/cls/tokten.htm
11 http://www.emigrants.gov.lb/
12 Assaf G.The Displacement of People in Lebanon. – 1992. – С. 4–7.
13 Joumblat W. ReflexionssurIeConseil National des deplaces. – 1994. – С. 4.
14 http:/www.lebanon.com./lebanese-republic/displaced/
15 Le livreblanc social vers la politiquesociale au Liban. – 1996. – С. 190–193.
16 http:/www.education.gov.lb/
17 http://www.cdr.gov.lb/upeduc.htm
18 Le livreblanc social vers la politiquesociale au Liban. – 1996. – С. 108–133.
19 В 1997 году были реконструированы государственные больницы в Бейруте и Хольбе. В том же году были открыты больницы в Таннурине и Рашайе, по 40 коек каждая. При содействии Кувейта были открыты семь центров здоровья. Было начато строительство новых современных больниц на 75 коек в Сиблине и Хермеле. В Триполи и Куарантине с 1996 года ведется строительство больниц на 200 коек. В январе 1997 года началось строительство больницы на 360 коек в Баабде.
К 1998 году было восстановлено 6 больниц и 30 центров здоровья по всей стране, http://www.public-health.gov.lb/
Также см. ежегодные отчеты о работе СРР в области здравоохранения на сайте в Интернет: http://www.cdr.gov.lb/cdr
20 Le livreblanc social vers la politiquesociale au Liban. – 1996. – С. 141–167
21 http://www.education.gov.lb/
22 http://www.cdr.gov.lb/cdr/f98educ.htm
23 http://www.education.gov.lb/
24 http://www.cdr.gov. lb/cdr/f98educ. htm
25 http://www.education.gov.lb/
26 http://www.cdr.gov.lb/cdr/f98educ.htm
27 Le livreblanc social vers la politiquesociale au Liban. – 1996. – С. 262.