Преподавание социологии в вузах США и Западной Европы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Национальные особенности преподавания социологии в ВУЗах стран Западной Европы
2. Особенности преподавания социологии в высших учебных заведениях США
2.1 Основные аспекты социологического образования в США
2.2 Специфика и анализ программы преподавания социологии
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Существенным приобретением современного отечественного образования являются широкие возможности всестороннего исследования разнообразных тенденций и направлений, характеризующих особенности обучающих программ в зарубежных университетских центрах. Это исследование помогает объективно оценить многообразие подходов к постановке учебных курсов, посредством которых осуществляется профессиональная подготовка специалистов в сфере общественных наук, учесть зарубежный опыт в этой области.
Актуальность исследования обусловлена следующими фактами. Известно, что в программах гуманитарного цикла большинства западных университетов важное место занимает солидный блок социальных наук, одной из главных составляющих которого является социология. Будучи фундаментальной наукой об обществе и человеке, социология в большей степени подвержена влиянию быстро меняющихся качественных и количественных показателей и тенденций окружающего мира.
Цель работы – изучение особенностей преподавания социологии в вузах США и Западной Европы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть национальные особенности преподавания социологии в ВУЗах стран Западной Европы;
- изучить особенности преподавания социологии в высших учебных заведениях США: рассмотреть основные аспекты социологического образования, а так же произвести анализ программы преподавания социологии на примере программы профессора Ф. Бэрра.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком используемой литературы.
1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ВУЗАХ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Анализируя социологию как предмет изучения в зарубежных вузах, следует отметить ее способность в своем развитии прибегать к системному самоконструированию, создавать на основе этого междисциплинарные образования, что является обязательным и объективным условием для формирования дисциплинарного ряда, составляющего современные программы социологического образования. Социология как бы охватывает различные уровни социального целого, интегрируя достижения всех наук об обществе и человеке[1].
Рассматривая английскую традицию преподавания социологии, необходимо констатировать ее близость к таким наукам, как психология, политология и экономика. В Кембридже, например, социология включена и преподается на факультете социальных и политических наук.
Программа по социологии здесь включает несколько комплексных курсов: общий курс (введение в социологический анализ, сравнительная общественная социология, социальная психология, компьютерные и количественные методы в социологии), теоретический курс (социология отклонений и социальный контроль, социология политических систем, сравнительная историческая социология, социология религии, социология индустриального общества), объединенный курс социальных наук (психология и социология, экономика и социология, социология и политика).
Особое внимание в предлагаемых курсах уделяется истории социологии. В них включены вопросы эволюции науки, анализ различных учений в исторической ретроспективе, так или иначе связанных с развитием теории социологии ("Дарвинизм и социология", "Фрейд, психоанализ и XX век", "Франкфуртская школа", "Ключевые проблемы теории феминизма" и др.).
В ведущих университетах Великобритании в курсах по социологии важное место занимают дисциплины, раскрывающие методы проведения социологических исследований. В Оксфорде, например, читаются расширенный курс "Методы социологического исследования", "Теория игр", "Социальная статистика", "Социологический анализ".
Во Франции и Швейцарии социологическое образование в последние годы в значительной степени связано с политологическим. В Женевском университете, например, в программах по социологии политический аспект был особенно усилен, когда в 1974 г. при департаменте социологии факультета экономических и социальных наук была сформирована научно-образовательная программа в области политической социологии. Данная программа разрабатывалась при непосредственном участии таких институтов, как: Международный институт социальных исследований, Международная ассоциация социальной безопасности, Школа социальных и педагогических наук в Лозанне, Институт европейских исследований.
Все перечисленные учреждения являются не только организациями-разработчиками, но и базовыми структурами, в которых проходит трехлетняя практика студентов. Образовательная программа по политической социологии реализуется, помимо социологического, еще на нескольких факультетах: экономическом, филологическом, права и медицинском. Студенты-выпускники, получившие специализацию по политической социологии, профессионально пригодны для работы в государственных, международных организациях и частных предприятиях. Обучение начинается с вводных курсов, посвященных основным направлениям социальной политики в исторической ретроспективе.
Например, анализируется роль государства в Европе и США от периода промышленной революции до начала XX века. При этом выделяются следующие исторические этапы[2]:
a) 1815-1848 апогей либерализма;
б) 1848-1871 гг. - новый этап возрастания роли государства;
в) 1871—1914 гг. — оформление социальной политики под влиянием немецкого законодательства 1880 гг.;
г) идеологии и социальная политика в свете русского, итальянского, немецкого, американского, швейцарского и японского опыта;
д) 1945-1995 гг. - кризис государства в 80-е гг., падение коммунистического режима в России.
Особое внимание уделяется анализу и воздействию на развитие социальной политики в обществе известных мыслителей, ученых, общественных деятелей - от Аристотеля до папы Римского. В последующий период - 3-й и 4-й годы обучения студенты изучают социальную и экономическую политику в Европе и Швейцарии, проблемы социальной политики и национальной безопасности.
Анализируя позиции социологии в научно-образовательных программах Женевского университета, нельзя не отметить ее влияние на формирование учебных программ, реализуемых департаментом религиоведения. Базовыми теоретическими курсами здесь являются: "Социология религии", "Религия и общество", "Религия как социальное явление".
Программа по социологии Женевского университета довольно близка по своему содержанию к существующей в Институте политических наук в Тулузе (Франция). Здесь политологическое образование как бы опирается на социологические приемы и методы. Основные курсы: "Социологические основы политологии", "Социальная природа политических институтов", "Введение в социологию политических систем", "Социальные движения и политические институты" и др.
Особенности преподавания социологии во французской Школе высших исследований в области социальных наук в Париже состоят в том, что в ее образовательных программах присутствуют искусствоведческий и культурологический контексты. Лекционные и семинарские занятия распределены по тематическим блокам. Первый включает дисциплины, изучающие введение в социологию искусств и культур. Второй — дисциплины по социологии общественного и природного пространства: Третий - дисциплины по социологии отдельных видов искусств и гуманитарных наук: филология, музыка, визуальное искусство. Четвертый -собственно социологические курсы (социология общественных движений, социология этики, социология здоровья, болезней и медицины). Семинары обычно организуются учеными и сотрудниками центров социологических исследований, представителями служб занятости, различных общественных и профессиональных объединений.
Характеризуя немецкую школу преподавания социологии, следует отметить ее близость к таким научным дисциплинам, как педагогика, психология, политология, наука о спорте. В университете г. Констанца, например, социологическое отделение является частью факультета социальных наук, в который также входят отделение педагогики и отделение теории спорта. В Тюбингенском университете социология включена в программы философского отделения гуманитарного факультета, где параллельно преподаются философия, педагогика, психология, теория спорта, политология, культурология.
В старейшем берлинском университете им. А. Гумбольдта социальные науки, куда включена социология, также преподаются на факультете философии. Студенты отделения социологии в течение первых двух лет получают общеобразовательную или базовую подготовку. Преподавание социологии начинается с тематической программы "Введение в социологию", которую составляют курсы[3]:
- социальные и политические теории;
- социальная структура и политическое устройство в ФРГ;
- сравнительный социологический анализ немецкого общества с обществами других стран;
- международный порядок современного мира;
- социальные отношения и политические процессы; методы эмпирических социальных исследований.
С 5 по 8 семестры проходит специализация. В течение этого времени студенты изучают: социальные аспекты деятельности предприятий, процессы социализации в мире и их взаимодействие, естественные движения народонаселения и демографию, развитие городов и регионов как социальных объектов, социальные учреждения и культуру, политические административные системы, общественные объединения и социальную политику, посреднические организации в управлении процессом принятия решений, технологии политического формирования воли, международные отношения, европейскую интеграцию, политическую теорию и политическую культуру[4].
2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ США
2.1 Основные аспекты социологического образования в США
Институциализация социологического образования в США за последние десять лет вполне закономерно обратила внимание специалистов к своему опыту США, где преподавание социологии имеет давние традиции.
Можно, кажется, до бесконечности рассуждать, что хорошо и что плохо в американской системе социологического образования, но так и не приблизиться к существу вопроса, если не понять главного, что характеризует американскую социологию — чрезвычайно высокого уровня социологической культуры. Точно определить ее довольно сложно. Хотя очевидно, что она имеет, по крайней мере, два важнейших аспекта[5].
1) Чрезвычайно обостренное чувство социальной реальности. Восприятие общества как живого процесса видоизменения социальных форм, за которым скрываются судьбы конкретных людей. Иными словами, к каким бы школам ни относился тот или иной американский социолог, он никогда не теряет из поля зрения «человеческое измерение» теоретической или эмпирической деятельности в области социологии, которая менее всего рассматривается им как наука об абстракциях. Назовем это «гуманистическим нервом» социологии.
2) Высокая степень управляемости общественными процессами внушает социологам чувство повышенной ответственности, причастности к решению кардинальных проблем в области экономической, политической и духовной жизни. В каком-то смысле американские социологи ощущают себя представителями «социальной медицины», т.е. предупреждают, диагностируют и лечат общественные недуги, а потому выступают исполнителями особой миссии, связанной с высоким общественным предназначением науки.
«Медицинский» подход к социологии требует от социологов подчеркнуто неформального, искреннего внимания к индивидуальным человеческим судьбам, биографиям, жизненным обстоятельствам, проблемам и трагедиям. По определению «гиппократовой клятвы» социологов, общее никогда не должно заслонять собой частное и индивидуальное.
Что же касается ярко выраженного нравственного измерения социологической культуры в США, то вполне ощутима его генетическая связь с протестантизмом, требующим повседневного симбиоза упорного труда, материального прогресса, веры и практической нравственности. Впрочем, веберовская концепция «протестантской этики» уже дала классическое описание этого исторического феномена.
Поэтому, как представляется, не столько теоретические новации и достижения, достаточно хорошо известные по многочисленным публикациям у нас, сколько аксеологическнй и сугубо этический фактор поднимают социологическую культуру в США на большую высоту. Именно там, человеческий фактор, так и не ставший у нас чем-то реальным, выстраивает логику научного исследования и практику преподавания.
Анализируя учебные планы и разработки, применяемые в американских университетах и колледжах, знакомясь с практикой преподавания, всякий раз убеждаешься, что ни с технической, ни с содержательной точки зрения система преподавания не заслоняет нравственного смысла социологической науки, ее гуманистического значения[6].
2.2 Специфика и анализ программы преподавания социологии
Состояние современной американской социологии, прежде всего университетской, не такое уж безоблачное, как может показаться. И прежде всего это связано с организационно-финансовыми перспективами социологического образования в США.
В целом неуклонно сокращается финансирование социологических факультетов по сравнению с другими университетскими департаментами, особенно школами бизнеса, юридическими школами, медицинскими факультетами. С одной стороны, снижается финансирование из общеуниверситетского бюджета и внешних источников (национальных и частных фондов развития социальных наук). С другой — социологические факультеты, включая ведущие, жалуются на уменьшение численности студентов, специализирующихся по социологии или записывающихся на курсы социологии в качестве непрофильной дисциплины. В результате факультеты социологии испытывают все возрастающие финансовые сложности, которые нередко ведут к весьма драматическим последствиям.
Причины таких последствий весьма разнообразны. Развитие социологического образования в США, достигшее сейчас необычайного размаха, столкнулось с тем, что в самом обществе объективно упала потребность в социологии, эмпирических исследованиях и социологических кадрах. Социальные науки, в том числе социология, в отличие от экономики, в гораздо меньшей степени нашли точки соприкосновения с бизнесом — главным заказчиком кадров и источником финансирования. Тогда как чисто гуманитарные науки, давно ориентирующиеся на некоммерческие фонды, практически не пострадали от непризнания их бизнесом.
Социология оказалась сидящей между двумя стульями. С одной стороны, она слишком гуманитарна, т.е. непрактична с точки зрения бизнеса. С другой, стороны, интенсивно развивавшаяся с опережением в течение десятилетий (к примеру, более двухсот университетов США имеют аспирантуры по социологии), она слишком отдалилась от гуманитарных дисциплин и уже не в состоянии, подобно им, питаться только подаяниями меценатов.
Негативные тенденции, разумеется, не могут поставить под сомнение ценность американского опыта организации социологического образования, но должны стать предметом серьезного внимания тех, кто в нашей стране требует бурного развития социологического образования любой ценой без разработки стратегического плана, без глубокого прогноза относительно того, как социология будет сочетаться с другими общественными науками и социальными структурами, главным образом в условиях свободного рынка.
Рассмотрим и проанализируем материалы, отражающие специфику преподавания социологии в университетах и колледжах США. Одна из особенностей этих документов — их аутентичность. Они даются практически в таком же виде, в каком распространяются на американских факультетах.
Программа I[7]
Профессор Фэй Бэрр преподает курс «Введение в социологию» в двухгодичном колледже, где обучаются 3 400 студентов. Курс преподается в течение одного семестра в группах по 35 человек. Он включает 50 занятий по 50 минут каждое. Ниже приводится адаптированный перевод программы в том виде, в каком он распространяется среди студентов, записавшихся на него.
1. Название курса: Социология 105.
II. Базовый учебник: Hess, Markson, Stain Sociology.
Любой имеющийся социологический справочник — по желанию студентов.
III. Задачи курса. Социология как наука осуществляет систематическое и практически ориентированное изучение общества. Однако многие считают, что социология дискредитирует истинное знание о человеке и социальной среде его обитания, ибо эта дисциплина часто противоречит суждениям здравого смысла. Учитывая сказанное, выделим следующие цели курса:
1. Научиться распознавать, понимать и правильно оценивать сущность социальной среды, в которой находится социолог.
2. Научиться ориентироваться в социальной структуре общества.
3. Подойти к осознанию того, что ни одна социальная система не может находиться в состоянии абсолютного покоя и что в ней всегда присутствуют хотя бы отдельные элементы подвижности.
4. Убедиться в необходимости точно интерпретировать социальные факты.
5. В ходе развития способности правильно интерпретировать социальные факты открывается возможность освоения конкретных приемов, используемых в социологическом исследовании.
Кроме овладения основами социологии для успешного завершения курса студент должен продемонстрировать:
А. Коммуникативные способности
а) Знание английского языка.
б) Овладение практическими приемами прикладных социальных исследований.
в) Развитие критического и творческого мышления.
Б. Общее развитие
а) Понимание основных факторов развития личности, включая исторические и современные.
б) Представление о различных системах ценностей и определение многообразия причин их возникновения и социального смысла.
IV. Структура курса: В ходе занятий преподавание будет направлено на прояснение смысла, применение и иллюстрирование учебного материала. Определенное время будет уделено дискуссиям и работе в группах.
V. Правила организации занятий:
А. Посещаемость '
а) Студенты обязаны регулярно посещать занятия и активно участвовать в дискуссиях. В случае пропуска занятия студент несет полную ответственной за освоение пропущенного материала. Правила колледжа обязывают факультет периодически представлять на рассмотрение администрации отчеты о посещаемости, на основании которых соответствующие органы колледжа перераспределяют и утверждают фонды, обеспечивающие проведение учебных занятий.
б) Не существует положения, согласно которому пропущенные внутрисеместровые зачеты могут быть пересданы. В случае отсутствия студента в день сдач: зачета по уважительной причине, программа финального экзамена может быт соответственно изменена и дополнена за счет пропущенного материала. Желательно заранее предупредить преподавателя о предполагаемом пропуске. Если необходимо — оставить записку у секретаря факультета.
в) Контрольные сроки сдачи письменных работ указаны в программе, никакая отсрочка недопустима. Время сдачи входят в сетку учебных часов и не распространяется на другое учебное время. Каждый день задержки со сдачей работы снизит Вашу оценку на 10 зачетных очков.
Б. Общие положения
а) От студентов требуется прочитать рекомендованный учебник и быть в курсе всего материала, пройденного в классе.
б) Читая публикации в периодике, нужно быть готовым к обсуждению их содержания на занятиях.
в) Необходимо участвовать в семинарских дискуссиях. Своим участием студент обязан продемонстрировать научный подход к предмету обсуждения. В суждениях желательно быть объективным и открытым. Особенно важен тот факт, что подобные занятия помогают студентам выявить пробелы в собственных знаниях, развить стремление к постоянному видоизменению собственных взглядов под влиянием полученной информации.
г) От студентов ожидается согласие со всеми правилами, касающимися учебной и научной работы. Они перечислены в Справочной книге студентов и должны быть внимательно Вами изучены.
VI. Требования, предъявляемые в рамках курса:
1. Зачеты. В рамках всего курса будут проведены внутрисеместровые зачеты и экзамен. В каждый зачет включен материал, изучаемый студентом самостоятельно, а также усвоенный на лекциях или семинарах за время, прошедшее после предыдущего зачета. Зачеты основываются на объективных требованиях: зачет состоит из устного ответа на вопрос и обсуждения письменного реферата. В итоговый экзамен в конце семестра войдет в основном материал, пройденный со времени сдачи третьего зачета, но также и в течение всего курса. Приблизительно за неделю до экзамена Вы получите список основных социологических понятий, которыми должны свободно оперировать.
2. Критерий оценки письменного реферата точно определен и изложен в приложении.
3. Составление и анализ автобиографии.
Цель данной работы в общем виде изложена в статье Райта Миллса «Социологическое воображение». Там сказано, что социологу необходимо глубоко «осознать структуру взаимодействия человека и общества, своей личной биографии и хода мировой истории». Цель предлагаемой работы — дать студентам возможность изучить это взаимодействие и таким образом узнать, каковы те социальные факторы, которые влияют на Вашу жизнь, и Вашу индивидуальность.
Процедура исследования. Задание будет выполняться в течение всего семестра. Согласно составленному Вами плану автобиографии опишите свое воспитание, личный опыт, состав и характер семьи, а также все важнейшие обстоятельства, которые повлияли на Ваше развитие.
Срок сдачи:
Приступайте к составлению своей биографии в хронологической последовательности. Не надо ни с кем обсуждать, что именно включать в нее — это Ваше личное творчество. Окончательный вариант биографии может состоять из двух частей:
1. Хронологическое описание событий жизни.
2. Анализ биографии в контексте отношений с людьми и событий, повлиявших на Вашу жизнь; или объединение в одно целое описание событий жизни и их анализ.
Автобиография
Ваша первая работа не будет оценена, она лишь позволит Вам поразмышлять над жизненным опытом, а преподаватель сможет узнать, на что Вы способны. Ему будет с чем сравнить Ваши дальнейшие работы. В процессе выполнения автобиографического задания между Вами и преподавателем пройдет несколько обсуждений, связанных с этой работой.
Ни одна из представленных преподавателю автобиографических работ не подлежит оглашению и публичному обсуждению. Они будут прочитаны только преподавателем и возвращены авторам. Первая работа хранится у преподавателя в течение первого семестра, а затем возвращается Вам.
Автобиография 2
К концу первого семестра Вы лучше поймете смысл «социального воображения» в определении Р. Миллса, что должно сказаться на Ваших работах. Вам вновь следует тщательно изучить статью Миллса (заказанную в библиотеке), чтобы на этот раз в биографию вошло:
а) хронологическое описание истории Вашей жизни;
в) анализ взаимосвязи истории Вашей жизни и внешних условий, повлиявших на нее;
c) демонстрация Ваших способностей различать «личные обстоятельства» и «общественные факты»;
d) умение применять социологические термины, усвоенные в течение семестра. Для выполнения задания Вам будут предоставлены специальные социологические справочнике и словари.
VII. Система итоговых оценок за весь курс.
Ваша итоговая оценка будет определяться тремя зачетами, автобиографией и заключительным экзаменом. Система оценок такова:
Три зачета — максимум 100 единиц каждый = 300
Автобиография — максимум — 100
Заключительный экзамен — максимум =100
Всего 500
Каждый зачет, экзамен и реферат будут оценены по следующей шкале:
А (отл.) = 92—100. В (хор.) = 84—91
С (удовл.) = 70—83 D (удовл.) = 60—69; F = 0—59
Итоговые 500 зачетных баллов могут быть накоплены в течение всего семестра.
В спорных случаях возможен субъективный подход при выставлении оценки. Вот почему активность на семинарах и посещаемость могут стать определяющими для итоговой оценки.
Несмотря на то, что теоретически можно накопить необходимое количество зачетных баллов, не выполняя последовательно всех требований, тем не менее для успешного завершения курса нужно следовать всем принципам программы без исключения. Иными словами, не буквально придерживаться основных правил обучения, а следовать существу дела.
VIII. Присутственные часы преподавателя
На рабочем месте в кабинете: (номер комнаты, время дня и день недели); Телефон.
Присутственные часы преподавателя назначаются для работы со студентами. Если у Вас возникнут вопросы, связанные с нашим курсом, в указанные часы преподаватель окажет необходимую помощь. Если это время не совпадает с Вашим расписанием, можно договориться о более удобном времени. Помимо указанных присутственных часов, проводимых на рабочем месте, меня можно найти в библиотеке или, кафетерии. Всегда обращайтесь к секретарю факультета, прежде чем прекращать поиск.
Важные даты нашего курса:
Корректировка расписания
Сдача автобиографии
Сдача зачетов
Итоговый экзамен
Приблизительный график курса:
Даты Главы учебника Тема
— 1 Самоанализ и анализ общества
— 2 Социологическая инициатива
Зачет 1
— 3 Культурологический аспект социологии
— 4 Социальная культура и группы
— 5 Личность в обществе
Зачет 2
— 4 Социальная структура и группы
— 6 Социальная норма и отклонения
— 17 Преступление и наказание
Зачет 3
— 9 Поло-возрастная стратификация
— 7 Социальная стратификация
— 8 Социальное неравенство
— 10 Национальные, этнические и религиозные
меньшинства
Итоговый экзамен
Анализируя программу курса «Введение в социологию» проф. Фэя Бэрра (Клейтон джуниор колледж), можно с уверенность сказать, что представляет несомненный интерес как с точки зрения общего содержания курса (изложенного в программе довольно схематично), так и с точки зрения общей культуры преподавания социологии в младших (двухгодичных) колледжах США, т.е. на самом низком уровне, на том, на котором обычно ведется преподавание этой дисциплины в американских учебных заведениях[8].
Общие соображения и оценка программы в целом
Прежде всего, надо обратить внимание на сам факт составления проф. Бэрром данной программы и стратегию ее разработки. Если отвлечься от деталей содержания, то в целом она представляет собой своеобразный Договор, который профессор заключает со своими студентами. В Договоре записываются обязательства сторон (профессора, с одной стороны, и студентов, с другой), ход выполнения соглашения, его практические следствия и формы действия.
В этом, казалось бы, несущественном факте, как в капле воды отражаются характерные особенности системы преподавания социологии, всего института высшей школы США, наконец, правовой культуры американского общества. В самом деле, обсуждаемая программа не только по форме, но ,и по существу представляет собой Договор. И не удивительно, что включение американского образования в систему рыночных отношений не может не наложить серьезного отпечатка на характер преподавания.
Студенты платят учебному заведению некоторую сумму (покупают товар в форме званий), за которую они вправе получить качественный продукт, упакованный соответствующим образом (доступность и увлекательность курса), а также гарантию качества (т.е. соответствие уровня курса требованиям их будущего работодателя). Даже если студенты ничего не платят или платят крайне мало (в случае государственного учебного заведения, к числу которых относится и тот колледж, о котором идет речь), то они все равно отдают преподавателю свое время. А это — капитал, быть может, еще более значимый, чем наличные деньги. Возможно, аналогия между процессом обучения и экономическими отношениями купли-продажи звучит несколько натянуто, по существу все обстоит именно так.
Уже поверхностное знакомство с программой создает впечатление того, что преподаватель не только заботится о научной эффективности курса, но и ограждает свои права с помощью тщательно разработанного нормативного документа. Причем речь идет не о каком-то исключительном случае, скорее напротив, о самом типичном — общем правовом сознании американской нации.
Текст программы размножается, а затем раздается студентам. Он широко используется в качестве справочного материала, с которым обучающиеся сверяют процесс освоения данного курса. Текст составлен таким образом, чтобы быть максимально информативным, инструментальным, инструктивным.
Акцент на договорных отношениях курса проф. Бэрра не означает, что мы ставим под сомнение научное и методическое качество. Напротив, легко себе представить, что преподавание курса по разработанной программе проходит весьма эффективно, т.к. она достаточно продумана, взвешена и логична. Если семестровый курс «Введение в социологию», читаемый в провинциальном двухгодичном колледже, преподается с такой проработанностью и методической детализацией, то становится понятным, почему столь высока социологическая культура американского общества. Четкость требований, ясность структуры, определенность достигаемых задач (качество товара) — все это присутствует в коммуникативном документе.
Стоит сделать несколько замечаний по поводу стиля программы, содержащегося в ней нравственно-психологического контекста. Речь идет о том, что профессор, выступающий с подобной программой, демонстрирует свое уважение к студентам. Он чрезвычайно высоко ценит их время (и как следствие — свое тоже), относится к ним как к равным субъектам договора, повышая тем самым уровень их самоуважения и мотивации. Подобная ясность намерений обеих сторон, четкость их правовых позиций в рамках читаемого курса снижает вероятность возникновения конфликтов и дискомфорта в отношениях между студентами и преподавателем.
Обсуждение методики построения и планирований курса
Стоит обратить внимание на то, что в анализируемой программе указан учебник или учебное пособие, используемое в качестве научно-методической базы курса. Такова почти не нарушаемая традиция преподавания социологии и других дисциплин в американских вузах. Более того, ни один курс не будет разрешен к преподаванию, если он не подкреплен учебником, доступным всем студентам, либо в университетской книжной лавке, либо в научной библиотеке. Жесткая привязка курса к одному учебнику имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. Первых, правда, несравненно больше.
Студенты получают возможность опираться на апробированный источник, страхующий их в процессе прохождения курса и подготовки к контрольным зачетам. Преподаватель, зная, что все студенты пользуются одним и тем же источником, легко корректирует лекционную часть курса, включая в нее тот материал, который или поясняет наиболее трудные разделы, или расширяет курс за пределы материала, содержащегося в учебнике. В результате экономится время не только преподавателя, но и студентов. Сокращается непроизводительное проговаривание тривиального материала, утомляющая аудиторию диктовка определений, понятий, таблиц. Наконец, начисто изживается чересполосица библиографических указаний преподавателя, когда от студентов требуется прочитать к занятиям отдельные главы, а то и страницы из доброго десятка самых разных книг, не дающих в совокупности единого взгляда на предмет[9].
Конечно же, сфокусированность на единственном учебнике имеет свою отрицательную сторону. Экономия времени, рационализм оборачиваются удручающей унификацией индивидуальности. Стремление облегчить подготовку студентов к лекциям и семинарам чревато иждивенчеством, ожиданием заранее приготовленного продукта, неумением самостоятельно искать источник информации и, что самое тревожное, желанием полагаться на одну единственную парадигму знания. Отсюда печально известная одномерность американского интеллекта. Справедливости ради заметим, что этот изъян отчасти преодолевается или корректируется курсами более высокого ранга, особенно в аспирантуре. Хотя заложенные на ранних фазах духовного развития стереотипы сохраняются довольно долго, лишь частично видоизменяясь, и то скорее по своей внешней форме. Такова неизбежная «диалектика» рациональности и инструментализма, столь характерных для преподавания социологии в университетах США.
За несколько месяцев до начала чтения курса преподаватель делает заказ на основную и вспомогательную учебную литературу, используемую для данного курса. Заказ принимает университетский книжный магазин, гарантирующий к началу семестра наличие в продаже необходимого числа экземпляров книги. Благодарен тому, что преподаватель является потенциальным заказчиком большого числа учебной литературы, соответствующие издательства всячески задабривают их, предоставляя бесплатные сигнальные экземпляры социологической и другой учебной литературы, постоянно информируя о готовящихся изданиях и т.д.
Несмотря на то, что учебники и учебные пособия относятся в США к разряду самой дорогой книжной продукции (в среднем учебник по введению в социологию стоит 30 долларов), существует определенная система, позволяющая снизить расходы студентов на учебную литературу. После окончания курса купленные книги, как правило, возвращаются студентами в магазин и позднее включаются в оборот, но уже по сниженным ценам. Сам по себе подобный круговорот учебной литературы весьма эффективен. Правда, в итоге он приводит к тому, что американские студенты-социологи практически не имеют своих личных библиотек, при всех обстоятельствах полагаясь на доступность библиотечных фондов и книжных магазинов.
Бесспорного внимания заслуживает и та часть программы, в которой формулируется и раскрывается по пунктам задача курса. Что это дает? Особенности студенческого (да и не только студенческого) восприятия учебного материала таковы, что слушатели отрицательно относятся к неочерченности рамок курса, неясности его перспективы. Отсутствие определенности и четкой ориентированности в таких вопросах порождает у слушателей беспокойство, иногда — завышенное ожидание, недовольство стилем подачи материала. Всего этого весьма удачно избегает автор данной программы, ясно обозначивший то, что должны освоить студенты в рамках предполагаемого курса.
Примечательно, что в тот же раздел программы включен набор требований, предъявляемых к студентам, который может гарантировать им успешное прохождение курса. Это и определенный уровень знания английского языка, и коммуникативные способности, и склонность к аналитическому мышлению, а также интерес к социальной реальности.
Последнее требование — интерес к социальной реальности — особенно важно. Оно рассматривается на американских факультетах социологии как совершенно необходимое личностное качество будущих социологов-профессионалов, которое должно проявиться, быть может, раньше всех остальных и по возможности присутствовать в человеке a priori. Вокруг этого интереса, становящегося главным мотивом формального изучения социологии, строится вся система социологического образования на факультете. Если студент первого курса равнодушен к явлениям окружающей социальной жизни в любых ее проявлениях, не стремится понять их, объяснить в меру своих познаний, то, видимо, следует ставить вопрос о его профессиональной непригодности. Ибо никакими методическими и дидактическими приемами его уже не удастся приобщить к социологии как своеобразной «социальной медицине». Вот почему в программе столь недвусмысленно подчеркивается необходимость обладания «чувством социального». Причем делается это открыто и честно.
Любопытно решается, вернее, обсуждается проблема посещаемости. Преподаватель сразу же обозначает условия посещения лекций и возможные последствия пропусков занятий. При этом он требует от студентов не абсолютной, стопроцентной посещаемости (что и в американских условиях едва ли допустимо), а демонстрации с их стороны меры ответственности за присутствие на лекциях! В случае предполагаемого пропуска они должны заранее поставить преподавателя в известность. Само по себе это естественно, почти тривиально (хотя с другой стороны, практически никогда не выполняется). Но здесь важно иное — программа четко обозначает требование и тем самым заявляет о необходимости осознанной дисциплины и внутренней ответственности, а заодно и уважении к лектору.
Еще одно требование, зафиксированное в программе, касается ритмичности и последовательности текущей подготовленности студентов к занятиям (будь то лекции или семинары). Автор программы обращает внимание студентов на необходимость знакомства с текущей информацией в прессе и в телевизионных передачах, анализируемой сквозь призму социологии. С этой целью периодическая информация может использоваться в ходе дискуссий, что, во-первых, оживляет материал лекций, во-вторых, делает его несомненно более актуальным и, в-третьих, демонстрирует прикладной и практический характер социологии, способной приносить реальную пользу в повседневной жизни.
Рассматривая различные аспекты программы проф. Бэрра, следует выделить, быть может, самый оригинальный ее элемент. Таким элементом можно считать раздел программы, касающийся работы" с автобиографией. Бэрр предлагает превратить автобиографию каждого студента в своеобразный объект социологического исследования. Таким простым и общедоступным приемом достигается сразу несколько важных задач. Прежде всего студенты обращаются к объекту, который, с одной стороны, находится. ближе всего к их собственному «Я» (что может быть более интимно, чем личная биография человека), С другой стороны, история частной жизни превращается в элемент, клетку социально-исторического процесса, соединяет данное лично с социальной общностью.
Следуя общей установке на пробуждение или возрождение у студентов чувства социального интереса и социальной озабоченности, автор программы находит для этого весьма удачный объект — автобиографию, которая идеально подходит к методическим и методологическим целям курса. Вслед за Р. Миллсом подобный прием называется в программе «социологическим воображением». Превращение социологического анализа автобиографии в важнейший составной элемент всего курса становится чрезвычайно важным этапом на пути воспитания у студентов социологической культуры мышления и поведения.
Оценка знаний студентов
Система контроля знаний, полученных во время прохождения курса «Введение в социологию», составляет сильную сторону программы проф., Бэра. Контроль за процессом «социализации» информации ведется в течение всего курса постоянно, равномерно и самыми разными способами.
Структура контроля состоит из трех главных элементов: (а) три внутрисеместровых зачета, (б) автобиография, (в) итоговый экзамен. При учете их реализации в рамках одного семестра очевидным становится «тотальное» сканирование знаний студентов, получаемых по данному курсу. Тем самым достигается простое, но важное преимущество: студенты перестают видеть в системе контроля нечто враждебное их интересам, постепенно преодолевается психология деструктивного отчуждения. С самого начала студенты приучаются к мысли, что качество и объем приобретенных знаний будут обязательно зафиксированы, высвечены тем или иным образом.
Приемы контроля и оценка знаний раскрыты в программе достаточно ясно, вряд ли еще требуют дополнительного комментария. Но во всех формах контроля (зачеты, автобиография, итоговый экзамен) упор сделан на письменных формах общения со студентами. Иначе говоря, все эти формы работы осуществляются в письменной форме. Такого рода особенность преподавания в американских вузах (не только на социологических факультетах) крайне важна для понимания сути дела. Письменная работа гораздо больше, нежели устная способствует воспитанию дисциплины мышления, творческого обращения с материалом, четкости и объективности оценок. Будущие социологи приучаются к составлению письменной документации, что также становится немаловажным компонентом их социологический культуры.
В итоге отметим, что анализируемая программа профессора Бэра составлена в стиле дружеской рекомендации, совета со стороны человека, заинтересованного в эффективном и психологически комфортном взаимодействии со студентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги о проведенном исследовании особенностей преподавания социологии в США и Западной Европе на современном этапе, следует сделать следующие выводы.
Совершенно очевидно, что роль и позиции социологии как науки, изучающей социальные объекты в их взаимодействии, в гуманитарном образовании зарубежных университетов весьма высоки. Достаточно сказать, что сегодня практически все общественные науки актуализируются результатами социологических исследований, а их перспективы в той или иной степени определяются уровнем и характером развития социологии.
Во многих университетах специализация в области социологии является важным, а часто и необходимым дополнением общей профессиональной и специальной подготовки специалистов - гуманитариев.
Рассматривая национальные особенности преподавания социологии в США и Западной Европе, можно отметить следующие характерные для каждой страны особенности. Например, в Англии социология изучается в тесном соотношении с психологией, политологией, экономикой. А США же используется соотношение социологии с антропологическими, демографическими и географическими подходами. Ну, а в Германии социологию изучают в тесной взаимосвязи с такими, казалось бы, несовместимыми дисциплинами как наука о спорте.
Так же в работе приводится программа преподавания курса социологии, представленная американским профессором Ф. Бэром. Так же приводится краткий анализ данной программы.
Хочется думать, что некоторые явно положительные американские особенности преподавания социологии можно использовать и в российской практике. Например, заслуживает уважения, по моему мнению, доверительное отношение к самостоятельной деятельности студентов, доступность языка изложения курса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова Н.В. Прогресс и традиции в науке. М.: Изд-во МГУ, 1991. 129 с.
2. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М.:- 1974.
3. Голосенко И.А. Преподавание социологии: историческая справка и вариант курса // СОЦИС. 1992. №8. С. 38-47.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3-х томах. – М.: Академия. – 2000.
5. Карапетянц И.В. О преподавании социологии в зарубежных университетах // СОЦИС, 2000. № 9. С. 123-125.
6. Карапетянц И.В. Высшее гуманитарное образование за рубежом: структура и системы управления. – М.: РГГУ, 1999.
7. Кантонистова Е.Н., Лидяка А.А., Покровский Н.Е. Преподавание социологии в США // СОЦИС, 1991. №9. С. 37-50.
8. Филиппова Л.Д. Высшая школа США. – М.: 1981.
[1] Карапетянц И.В. Высшее гуманитарное образование за рубежом: структура и системы управления. – М.: РГГУ, 1999. С. 23.
[2] Карапетянц И.В. О преподавании социологии в зарубежных университетах // СОЦИС, 2000. № 9. С. 123
[3] Карапетянц И.В. Высшее гуманитарное образование за рубежом: структура и системы управления. – М.: РГГУ, 1999. С. 20.
[4] Карапетянц И.В. О преподавании социологии в зарубежных университетах // СОЦИС, 2000. № 9. С. 125.
[5] Кантонистова Е.Н., Лидяка А.А., Покровский Н.Е. Преподавание социологии в США // СОЦИС, 1991. №9. С. 38.
[6] Кантонистова Е.Н., Лидяка А.А., Покровский Н.Е. Преподавание социологии в США // СОЦИС, 1991. №9. С. 39.
[7] Кантонистова Е.Н., Лидяка А.А., Покровский Н.Е. Преподавание социологии в США // СОЦИС, 1991. №9. С. 40.
[8] Кантонистова Е.Н., Лидяка А.А., Покровский Н.Е. Преподавание социологии в США // СОЦИС, 1991. №9. С. 43.
[9] Филиппова Л.Д. Высшая школа США. – М.: 1981. С. 167.