База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Прикладная социология как часть социологического знания

Прикладная социология как часть социологического знания

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования




Кафедра социологии и политологии








ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ КАК ЧАСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ























2006

Содержание


Введение

3

Глава 1. Понятие и особенности прикладной социологии


1.1 Становление прикладной социологии

4

1.2 Что такое прикладная социология?

5

1.3 Подходы в прикладной социологии

9

1.4 Функции прикладной социологии

11

Глава 2. Применение прикладной социологии


2.1 Прикладная социология и менеджмент

13

2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием

14

2.3 Положение социолога-прикладника

15

2.4 Особенности прикладного социологического исследования

18

Заключение

20

Список использованной литературы

22


Введение

        В качестве предмета исследования я решил выбрать прикладную социологию, так как именно она стала одним из основных приоритетов в дальнейшем развитии науки. В подтверждение этому служат слова Кравченко: «Прикладная социология на службе у бизнеса — не только насто­ящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массой людей».

Значение прикладной социологии трудно переоценить. Она сего­дня необходима и бизнесу, и политике, и управлению, и средствам массовой информации. Представители именно прикладной социологии изучают общественное мнение, проводят массовые опросы, маркетинговые исследования. Без них не обходится ни одно продвижение, будь то продвижение товаров или политиков. Этим я показываю, что рассматриваемая тема на сегодня особо актуальна, она вызывает много споров и ставит много вопросов, ответ на которые весьма неоднозначен.

Степень разработанности темы в литературе довольно низкая.  Несмотря на то, что методы и данные социологии часто являются прикладными, понятие собственно прикладной социологии широко социологами не используется и не связано с какой либо отдельной областью исследований.

Целью данной работы является изучение всех возможных аспектов и определений в прикладной социологии. Задача работы – на основе анализа изученной литературы, построить свою точку зрения относительно места прикладной социологии в структуре социологического знания. 

Глава 1. Понятие и особенности прикладной социологии.

1.1   Становление прикладной социологии.

         Вопрос о том, как практические проблемы превращаются в научные и как, в свою очередь, происходит превращение знания, полученного в ходе исследования, в практические рекомендации, волновал социологов давно. С самого начала своего существования его ставила, например, социология знания. Этому кругу проблем большое внимание уделяли также Э.Дюркгейм, АСмолл, П.Лазарсфельд, посвятившие большое вни­мание исследованию различных социальных отклонений — бедности, бездомности, безработицы и др.

Рост управленческой квалификации, невозможность решения той или иной социальной проблемы имеющимися средствами, нехватка социальной информации вызывают необходимость обращения к науке. Развитие социологического знания, с одной стороны, и осознание возможностей его практического применения, с другой, привели к бурному росту прикладных исследований. Наряду с академической — исследовательской — социоло­гией стала развиваться прикладная ("активная" — applied sociology, sociology of action) социология. Она имела своим результатом новации, иные практические изменения, которые вводились вследствие изучения тех или иных конкретных явлений в определенных ситуациях.

Считается, что она конституировалась на рубеже XIX и XX веков, первоначально в США, что в немалой степени было обусловлено спецификой финансирования науки и образования, системой оплаты труда университетских профессоров в этой стране. Усилия ученых, избравших подобную ориентацию, концентрировались пер­воначально на социальных реформах, позже (в 20-50 гг.), преимущественно усилиями представителей Чикагской школы, на эмпирических исследованиях проблем миграции, форм отклоняющегося поведения, проблем семьи и др.


1.2   Что такое прикладная социология?

Как считает Кравченко, здание социологической науки состоит из пяти этажей. На самом верхнем расположена научная картина мира (философские предпосылки), на четвертом — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, на третьем находятся частные или специальные теории — обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов. На втором этаже размещается эмпирическое знание — сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Они обслуживают три верхних этажа, так как основное предназначение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию. На нижнем этаже находится прикладная социология — самая многочисленная по составу (если брать нашу страну) и самая пестрая в части соблюдения научных канонов дисциплина. По существу, к прикладной социологии надо отнести все политические опросы, изучение общественного мнения, всю заводскую социо­логию и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания.

Прикладная социология, как и теоретическая, является составной частью единого социологического знания. Но в отличие от той его части, которая изучает и теоретически отражает фундаментальные, общие, базовые закономерности и характеристики развития общества, прикладная социология, ее категориальный аппарат и исследовательский инструментарий ориентированы на социальную практику, разработку и решение практических проблем социального управления «здесь и сейчас».

По мнению А.И. Кравченко, прикладную социологию следует понимать как способ увязывания принципов и методов общей социологии с конкретными ситуациями в той или иной сфере социальной действительности. "Поэтому отраслевые направления социологии - социология города, семьи, образования - по существу принадлежат уже сфере прикладной социологии".

Прикладная социология представляет собой своеобразную «социальную инженерию», помогающую осмысливать и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социаль­ные структуры и процессы.

Если ту или иную социальную практическую проблему нельзя решить на основе уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске дополнительной информации, в проведении эмпирического ис­следования.

Прикладным называется такое эмпирическое исследование, которое выполняется «по заказу» с целью приложения его результатов к практическому решению какой-либо социальной проблемы. Прикладное исследование, как правило, носит диагностический характер и привязано к конкретному объекту (предприятие, фирма, социально-территориальная общность, орган управления, профессиональная или демографическая группа и т.п.), конкретному месту и времени.

Результаты, полученные в процессе прикладных социологических исследований, прежде всего социоинженерных и клинических, используются в социальных технологиях, которые также входят в структуру прикладной социологии. В отличие от традиционного социологического исследования, программа и инструментарий которого создаются практически каждый раз заново, социальная технология дает возможность многократно использовать отработанные стандарты алгоритмов для решения задач социального управления в различных сферах применяемости. Анализ различных взглядов на сущность социальной технологии показывает, что она может быть определена как система методов выявления и использования скры­тых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, как совокупность операций и процедур социального воздействия на объект на пути получения оптимального социального результата.

Социальная технология в реальном ее функционировании предстает в единстве и взаимообусловленности трех своих основных аспектов:

1) специально организованная область прикладного социологического знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости и динамики социальных процессов;

2) способ эффективного осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, а также выбора оптимальных средств и методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства и повышения эффективности в определенных параметрах - качества, объемов, целостности, продуктивности деятельности и т.п.; позволяющий достигать поставленную цель.

Таким образом, прикладная социология представляет собой единство специальных и отраслевых социологических теорий с методами, техникой и процедурами эмпирического социологического исследования, результаты которого реализуются в социальной технологии. В этом воплощается единство эмпирического и теоретического компонентов в структуре прикладной социологии. Такое единство обусловлено тем, что невозможно провести исследование молодежи, семьи или отклоняющегося поведения без знания и применения их специальных теорий, раскрывающих особенности и тенденции становления и развития соответствующих социальных общностей, их типологических характеристик и свойственной им специфики деятельности. В отличие от базисной или фундаментальной социологии, ориентированной главным образом на разработку теории, генерирование нового социологического знания, прикладная социология выступает как совокупность проблемно-ориентированных исследований, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникающих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях и организациях.

Все сказанное позволяет построить схему взаимодействий общей социологии с прикладной, а также основных компонентов последней в структуре социологического знания (рис. 1).

Прикладная социология дает возможность определить сферу и особенности прикладного социологического исследования, разработать его методику, технику и процедуру, программу исследования, сформулировать его гипотезы. Кроме того, она позволяет социологу эффективно решить проблемы валидности, т.е. меры пригодности тех или иных методик для решения определенных исследовательских задач, надежности, репрезентативности и достоверности полученных результатов исследования.

На основании всего изложенного представляется возможным дать развернутое итоговое определение излагаемой сферы социологического знания. Прикладная социология – это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования,  а также социальных технологий,  ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.


1.3 Подходы в прикладной социологии.


В зарубежной, прежде всего американской, социологии принято различать два подхода к исследуемым явлениям и процессам – инженерный и клинический. Инженерный, точнее – социоинженерный, подход характеризуется преимущественным использованием маломасштабных, недорогих опросов, полевых экспериментов, разработкой проектов социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), поэтому и носит название инженерного. Социоинженер чаще всего исследует такие вопросы, как удовлетворенность трудом, условия труда, мотивация и стимулирование труда, деятельность менеджеров в пределах данной фирмы; изучает динамику спроса и предложения определенных видов товаров, т.е. проводит маркетинговые исследования. Социоинженер, нередко выступающий в роли консультанта предприятия, фирмы, общественной организации и т.п., чаще всего использует стандартизированные методы социологического опроса, наблюдения, контент-анализ документов, а также обычную статистику и количественный анализ; завершая исследование отчетом, он включает в последний блок практические рекомендации по совершенствованию управления фирмой или ее подразделениями, улучшению условий труда, рекламированию определенных видов товаров и т.п. В сущности, здесь речь идет об инженерном типе прикладного социологического исследования.

Результатами деятельности социального инженера становятся:

1) управленческие решения, проекты, определенные алгоритмы решения организационно-управленческих проблем;

2) усиление  сплоченности  и  сработанности  исследуемых групп, улучшение стиля управленческой деятельности (алгоритмы решения структурно-организационных проблем);

3) изменение мотивации деятельности изучаемых социальных общностей: появление у людей стремления работать более активно и эффективно (за счет лучшего прояснения перспектив, оптимального сочетания групповых и личных интересов с целями и задачами организации).

Таким образом, социальная инженерия - это специфическая отрасль прикладной социологии, представляющая совокупность прикладных социальных методов и практической деятельности, связанной с использованием знаний, полученных в общей социологической теории, прикладных исследованиях, а также в практике производственной и иной деятельности, для решения повседневных и перспективных задач совершенствования управления.

Клинический подход в прикладной социологии заключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех - прямых и косвенных - доступных фактов о данном объекте. Клинические социологи часто применяют те же методы и знания, что и социоинженеры. Главное различие между ними - в степени оказываемого ими воздействия на изучаемый объект. Задача клинического социолога - установить ди­агноз, предложить альтернативу, проинформировать руководство организации (предприятия, фирмы, банка и т.п.) и наметить терапевтические меры по повышению качества и эффективности ее деятельности.      

Как пишет А.И. Кравченко, «клиницист интересуется глубоко скрытой от нас сущностью явлений, вскрывает латентные переменные и выясняет отклонения (патологию) реальных процессов. Он подходит к любому клиенту, а им может быть бездомный или безработный, максимально серьезно и индивидуально. Неторопливое углубленное интервью с человеком заставляет клинициста в интерпретации данных из­бегать стереотипов здравого смысла, суждений "на скорую руку"».

Например, социоинженер предлагает новую форму групповой работы на конвейере, а клинический социолог консультирует администрацию компании "Панасоник" по совершенствованию организации труда на ее предприятиях. Клинический социолог чаще всего использует в своей работе глубинное интервью и нестандартные методы анализа, что дает ему возможность улавливать не только особенности и характерные черты изучаемых социальных объектов, но и тенденции их возможных изменений, учитывать их в рекомендациях по совершенствованию деятельности изучаемых организаций.


1.3   Функции прикладной социологии.

Какие же функции выполняет прикладная социология?

Первая из функций прикладной социологии - познавательная. Она выражается в том, что прикладная социология наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

Вторая функция прикладной социологии - информационная, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.

Третья функция прикладной социологии - диагностическая, выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.

Прикладная социология выполняет и четвертую функцию - созидательно преобразующую, инновационную, воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

Наконец, пятая функция прикладной социологии заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.

Органичное взаимодействие и взаимодополнение этих функций превращает прикладную социологию в эффективно действующий рычаг совершенствования управления социальными процессами и явлениями, в мощное средство оптимизации развития и функционирования социальных объектов и систем.


Глава 2. Применение прикладной социологии

2.1 Прикладная социология и менеджмент


При­кладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массы людей.

Одним словом, миссия прикладной социологии – обслуживать интересы и потребности менеджмента. Если говорить по правде, то в этом ничего нового нет. Сотни и тысячи заводских социологов в стране – с разной степенью успешности – многие десятилетия занимались сервисными разра­ботками. По всей видимости, такая тенденция, даже если она на время замедляется, в будущем должна усилиться, стать наконец-то профессиональным занятием людей, специально для этого подготовленных. Время диктует свое, «Гуманитарные прикладные исследования должны стать сервисным элементом управленческой практики», — так считают лидеры игротехнического движения в своем программном первом номере журнала «Вопросы методологии».

Итак, прикладная социология и менеджмент связаны между собой родственными узами. Они органические части одного целого. Их союз естествен, как естественно их тяготение друг к другу. Прикладная социология на Западе возникла, оформилась и развивается сейчас в тесной связи с потребностями менеджмента и предпринимательства. Наука впиты­вает культурные ценности своего заказчика, приспосабливается к его интересам, целям, задачам, обогащая его научными идеями и открытиями, практическими рекомендациями и методами. Обучение социологов-прикладников основам менеджмента сегодня так же необходимо, как обучение руководителей-практиков основам социологического знания.

2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием.


Основное отличие прикладной социологии от академической заключается не в используемых каких-то специальных методах (методы те же), не в особых процедурах (процедуры в принципе ничем не отличаются), не в теоретических моделях (они разнообразны в обоих случаях). Основное различие заключается в том, что прикладная социология имеет исключительную практическую ориентацию. А это значит, что результаты кем-то используются в социальной практике.

У академической и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направ­ленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная – исключительно приложением апробированного знания. Добывание нового знания — это авангард или периферия науки, апробация нового знания – это его обоснование и проверка, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение – это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим проблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

Прикладные эмпирические исследования можно отличить от неприкладных эмпирических (академических) исследований, прежде всего по названию. Первые всегда очень конкретны и связаны с решением ло­кальных проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров. Вторые (академические эмпирические исследования) не имеют таких жестких ограничений. Сравним для примера две темы исследований: «Социальные проблемы реальной и потенциальной текучести кадров в ОАО "Уралмаш"» и «Социальные проблемы текучести кадров в современной промышленности». Нетрудно обнаружить, что первая является темой прикладного исследования, вторая — академического. Или еще один пример двух взятых для сравнения тем: «Развитие дополнительного образования как направление социальной политики» и «Формы развития дополнительного образования в г. Красноуфимске Свердловской области». Понятно, что первая тема относится к проблематике академической социологии, вторая – к прикладной.


2.3 Положение социолога-прикладника


Большинство потребителей, оказавшись в организации в качестве ее сотрудников, являются исполнителями. Исполнитель – категория менеджмента. Она описывает всех тех, кто не издает, а выполняет приказы. Социолог-прикладник всегда выступает в роли исполнителя, а менеджеры или администраторы – в роли заказчика, а позже и потребителя научной продукции. Социолог производит то, что потребляет менеджер. Получив заказ, социолог становится заинтересованным партнером администрации – тех высших лиц в компании, которые определяют ее цели и политику. Рабочие, которых изучает социолог, называются на научном языке респондентами. Но они, как правило, не являются партнерами социолога. Он действует по заказу администрации и заинтересован в сотрудничестве с ней, а не с рабочими. Последние часто воспринимают социолога как «агента» администрации. Ситуация несколько меняется, когда социолог проводит иссле­дование по заказу профсоюзов.

Такова сложная мозаика ролей и отношений, в которые вступает социолог-прикладник. Она еще более усложняется, когда мы принимаем во внимание положение прикладника в системе научного знания и научного сообщества. Академический социолог и прикладной социолог – две совершенно различные по статусу, вознаграждению, месту в обществе, приемам работы и оценке достижений фигуры. Первый – творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. Второй – создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжаться результатами своего исследования как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы – собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже престиж, но выше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет.

Прикладники гораздо более «всеядны», нежели академические социологи. Они не брезгуют применять методы, казалось бы, далекие от социологии: системный и стоимостной анализ, психологические тесты или социометрию. В сфере промышленности, например, прикладник изучает, каковы цели организации, при помощи каких критериев можно измерить или оценить то, насколько они выполняются, каким образом подобные критерии соотносятся с данными, собранными в выборочном обследовании, какие практические мероприятия необходимы для совершенствования и улучшения дел в организации.

Из отношений «заказчик - наемный работник» вытекают некоторые особенности прикладного социологического исследования. Они связаны не только с оплатой труда, жесткими договорными принципами, но и с интеллектуальной собственностью заказчика на результаты труда социолога. Последний, проводя прикладные исследования, часто лишается права публиковать в той или иной форме, полностью либо частично их результаты, не получив на то специального разрешения заказчика.

Из сказанного становится понятно, что положение прикладника-социолога весьма непростое. Он во многом зависит от работодателя, своего непосредственного заказчика – не только в финансовом, но и в содержательно-творческом отношении. По существу речь идет о поте­ре значительной степени свободы в проявлениях своей социологической независимости и самостоятельности. Зато может быть достигнут – в случае хорошего заказа и его качественного выполнения – большой материально-финансовый эффект. Заработки прикладников-социологов, как правило, значительно превышают заработную плату академических социологов. Таким образом, проигрыш в свободе творчества, возможности публиковать результаты эмпирических исследований оборачивается финансовыми приобретениями.

Рассматривая профессиональную деятельность социолога, нельзя не коснуться свода этических норм, ее регулирующих. Они получили в ли­тературе название этического (профессионального) кодекса социолога. Объективная необходимость его создания профессиональным сообще­ством социологов обусловлена ответственностью специалиста за результаты своих исследований, их возможное воздействие на социальные процессы, на формирование общественного мнения и т.п. В кодексе содержатся в первую очередь следующие правила: быть научно честным и профессионально компетентным специалистом, обеспечивать максимальную достоверность и надежность социологической информации. Еще одно важное правило — строго придерживаться в отношениях с респондентами гарантий конфиденциальности и неразглашения выявляемых данных (принцип анонимности), не применять методы и процедуры, ущемляющие личное достоинство и интересы людей.

Кодекс обязывает социолога быть объективным и достигать уровня научности, несовместимой с тенденциозностью, идеологической ангажи­рованностью и стремлением влиять на научную истину. Вместе с тем четко обозначена гражданская и нравственная позиция. К непреложным нормам деятельности относятся уважение к другим идеям и людям, их высказывающим, к труду своих коллег и предшественников, обязательное упоминание их имен в материалах. Главное для социолога, в конечном счете — неукоснительно следовать принципу: «истина превыше всего».

В условиях более широких, чем раньше, возможностей использова­ния результатов исследований повышается цена ошибки социолога. Поэтому одной из его профессиональных заповедей становится та, что характерна для медицины — «не навреди». В кодексе провозглашается ответственность социолога за выводы и рекомендации, которые должны базироваться исключительно на достоверных данных, не вызывающих сомнения у пользователей социологической информации. Только в этом случае гарантируется доверие к социологии и социологам.


2.4 Особенности прикладного социологического исследования.


Если тот или иной социальный заказ не удается выполнить на основе старых, уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске, в проведении исследований для получения дополнительной информации. Как уже отмечалось, прикладным, называется не просто эмпи­рическое исследование, но исследование, выполняемое по заказу (хотя может быть заказано и чисто аналитическое исследование, оно вызовет иные и менее существенные организационные проблемы, и потому здесь о нем речь не идет).

В чем специфика прикладного исследования?

Прежде всего, в том, что оно обращено к совершенно конкретной ситуации, имеющей место "здесь и сейчас", на данном предприятии в данной общности.

Планируя и проводя исследование, социолог во многом опирается на собственные опыт, интуицию, общую эрудицию. В прикладном исследовании понятия науки переводятся на язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих поведение людей по целенаправленному изменению социальных объектов. Если академическое эмпирическое исследование может быть самоцелью, то в прикладном сбор эмпирической информации, в конечном счете, подчинен оценке возможности реализовать из­бранную меру на практике.

Академические исследования, особенно в их позитивистских вариа­циях, сплошь и рядом оказываются описаниями некоторой интересной ситуации. Теоретическая, академическая наука по мере роста специализации и усиливающейся изощренности инструментария, усложнения языка исследования в своих конечных выводах как бы все больше удаляется от злобы дня, строя модели и конструкции, отнюдь не "готовые к применению". Но описания, сколь бы строго научно они ни были сделаны, заказчика (клиента) не удовлетворяют. Поэтому социолог, проводящий прикладное исследование, как правило, не просто описывает проблему, но выявляет ее причины, вырабатывает рекомендации по их изменению, а также, возможно, участвует в воплощении собственных рекомендаций в жизнь.

Среди особенностей прикладного исследования, существенных в организационном плане, назовем следующие:

1. Ориентация на кого-то, находящегося вне профессиональной социологической среды: клиента или заказчика.

2. Изучение явлений, поддающихся некоторому воздействию со стороны лиц, принимающих решения.

3. Изучение процессов, происходящих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях, организациях.

4. Концентрация внимания на тех компонентах социальной системы, которые непосредственно связаны с человеком, активизацией человеческих возможностей, оказывают непосредственное влияние на его практическую деятельность.

5. Использование гибких и комплексных методов исследования: методика и техника меняются по ходу работ в зависимости от получаемых промежуточных результатов.

6. Факультативность учета мнения коллег.

Вследствие этих различий, с одной стороны, в последние годы во всем мире идет активное размежевание фундаментальных ("академических", "чистых") и прикладных направлений в социологии, размежевание между социологами, ориентированными на исследования первого или второго типа (что, впрочем, не мешает академическим ученым проводить прикладные исследования, а "прикладникам" — разрабатывать какие-либо общие теории).

С другой стороны, попытки провести четкую демаркационную линию между "академической" и прикладной социологией или определить, что является частью, а что — целым, обычно заканчиваются неудачей: и наука, и практика не стоят на месте, и то, что еще недавно казалось чрезвычайно абстрактным, через некоторое время становится полностью ясным.


Заключение

        Проделав данную контрольно-курсовую работу, я разобрался, что такое прикладная социология и какую роль она играет в структуре социологического знания. Прикладную социологию следовало бы назвать «младшей сестрой» эмпирической социологии. Таковой она является по нескольким причинам. Во-первых, в историческом плане прикладная со­циология возникла и сформировалась на определенном этапе развития эмпирических социологических исследований. Во-вторых, она составляет часть эмпирической социологии. В-третьих, она использует всю методику, процедуру и технику эмпирических социологических исследований, весь арсенал методических средств, накопленных эмпирической социологией. В-четвертых, прикладная социология возникает на основе методик и процедур, ставших прочным достоянием эмпирических исследований. Здесь, правда, следует отметить, что в отношении используемых методов прикладная социология переходит границы социологических традиций, часто обращаясь к междисциплинарным методам.

Как и в жизни, в прикладной социологии приходится выбирать между качеством и количеством. Отсюда, она подразделяется на два подхода соответственно: клинический и инженерный. Клинический подход заключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех доступных фактов о данном объекте Инженерный подход характеризуется преимущественным использованием маломасштабных, недорогих опросов, полевых экспериментов, разработкой проектов социальной перестройки небольших сообществ.

Таким образом, прикладная социология составляет относительно самостоятельную и очень важную часть социологического знания, тесно связанную с общей социологической теорией.

Немалую роль прикладная социология играет и в менеджменте. В кризисные периоды развития общества государственные структуры и предпринимательские организации обычно сокращают финансирование фундаментальных исследований, в том числе и расходы на развитие общей социологической теории. Социологи в таких условиях вынуждены обращаться к рыночным источникам финансирования - работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, зарубежных спонсоров и организаций. На этой волне коммерциализации, в России возникает множество коммерческих социологических фирм, занимающихся прикладными социологическими исследованиями по заказам общественных и зарубежных организаций, банков, корпораций и т.п., обладающих необходимыми средствами. В русло этой коммерческой дея­тельности все больше включаются университетские и академические социологи, подавляющая часть которых ранее занималась фундаментальными социологическими исследованиями, что неизбежно приводит к снижению темпов развития общесоциологической теории.

В таких условиях у фундаментальной социологической науки остается фактически единственная возможность выжить и сохранить свои позиции, свой кадровый потенциал – теснее соединиться с прикладной социологией, в известной степени превратиться в нее, добывать средства к существованию (в том числе и на развитие общей социологической теории) за счет финансирования, выделяемого заказчиками на организацию прикладных социологических исследований.



Список использованной литературы


1. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – 2-е изд., – М.: Тетрасистемс, 2001. – 496с.

2. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. – 1998. – 423с.

3. Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: Учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шукшина. – М.: Гардарики, 2004. – 176с.

4. Колесников, Ю.С. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов / Ю.С. Колесников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 320с.

5. Кравченко, А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Издательство МГУ, 1995. – 208с.

6. Лапин, Н.И. Предмет и методология социологии / Н.И. Лапин // Социс. – 2002, № 8, с. 106-120.

7. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Институт «Открытое общество»; под ред. Ф.И. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: Интерпракс, 1996. – 184с.

8. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юнити-Дана, 2005. – 640с.

9. Начала практической социологии / Р. Ленуар [и др.]. – М.: Институт экспериментальной социологии: СПб.: Алтейя, 2001. – 410с.

10. Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясавеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 620с.



мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена