База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Прикладная социология в США

Прикладная социология в США

Курский институт государственной и муниципальной службы


Кафедра « Философии и социально – гуманитарных дисциплин»





Р е ф е р а т

на тему: «Прикладная социология в США»




Выполнила:

Студентка 2 курса

Специальность: ГМУ

Шишаева М.В


Проверила:

Доцент Балобанова Т.Н




Курск 2008

                                                Содержание:

Введение………………………………………………………………….стр.2

     Глава 1. Понятие и особенности прикладной социологии.

1.1   Становление прикладной социологии……………………………..стр.3

1.2   Что такое прикладная социология?...................................................стр.4-7

1.3   Подходы в прикладной социологии………………………………..стр.7-9

1.4   Функции прикладной социологии………………………………….стр.10-11

     Глава 2. Применение прикладной социологии.

2.1 Прикладная социология и менеджмент……………………………..стр.12

2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием…..стр.13

2.3 Положение социолога-прикладника………………………………..стр.14-16

2.4 Особенности прикладного социологического исследования……..стр.17-19

     Глава 3.Социология в США.

3.1 Развитие прикладной социологии…………………………………..стр.20-22

3.2 Основные этапы и направления развития социологии в США…...стр.22-28

Заключение……………………………………………………………….стр.29-30

Список использованной литературы……………………………………стр.31

                                              Введение.


Теоретико-методологические основы изучения прикладной социологии в США. В качестве предмета исследования я решила выбрать прикладную социологию, так как именно она стала одним из основных приоритетов в дальнейшем развитии науки. В подтверждение этому служат слова Кравченко: «Прикладная социология на службе у бизнеса — не только насто­ящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массой людей».

Значение прикладной социологии трудно переоценить. Она сего­дня необходима и бизнесу, и политике, и управлению, и средствам массовой информации. Представители именно прикладной социологии изучают общественное мнение, проводят массовые опросы, маркетинговые исследования. Без них не обходится ни одно продвижение, будь то продвижение товаров или политиков. Этим я показываю, что рассматриваемая тема на сегодня особо актуальна, она вызывает много споров и ставит много вопросов, ответ на которые весьма неоднозначен.

Степень разработанности темы в литературе довольно низкая.  Несмотря на то, что методы и данные социологии часто являются прикладными, понятие собственно прикладной социологии широко социологами не используется и не связано с какой либо отдельной областью исследований.

Целью данной работы является изучение всех возможных аспектов и определений в прикладной социологии. Задача работы – на основе анализа изученной литературы, построить свою точку зрения относительно места прикладной социологии в структуре социологического знания. 

Глава 1. Понятие и особенности прикладной социологии.

1.1           Становление прикладной социологии.

Вопрос о том, как практические проблемы превращаются в научные и как, в свою очередь, происходит превращение знания, полученного в ходе исследования, в практические рекомендации, волновал социологов давно. С самого начала своего существования его ставила, например, социология знания. Этому кругу проблем большое внимание уделяли также Э.Дюркгейм, АСмолл, П.Лазарсфельд, посвятившие большое вни­мание исследованию различных социальных отклонений — бедности, бездомности, безработицы и др.

Рост управленческой квалификации, невозможность решения той или иной социальной проблемы имеющимися средствами, нехватка социальной информации вызывают необходимость обращения к науке. Развитие социологического знания, с одной стороны, и осознание возможностей его практического применения, с другой, привели к бурному росту прикладных исследований. Наряду с академической — исследовательской — социоло­гией стала развиваться прикладная ("активная" — applied sociology, sociology of action) социология. Она имела своим результатом новации, иные практические изменения, которые вводились вследствие изучения тех или иных конкретных явлений в определенных ситуациях.

Считается, что она конституировалась на рубеже XIX и XX веков, первоначально в США, что в немалой степени было обусловлено спецификой финансирования науки и образования, системой оплаты труда университетских профессоров в этой стране. Усилия ученых, избравших подобную ориентацию, концентрировались пер­воначально на социальных реформах, позже (в 20-50 гг.), преимущественно усилиями представителей Чикагской школы, на эмпирических исследованиях проблем миграции, форм отклоняющегося поведения, проблем семьи и др.

1.2           Что такое прикладная социология?

Как считает Кравченко, здание социологической науки состоит из пяти этажей. На самом верхнем расположена научная картина мира (философские предпосылки), на четвертом — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, на третьем находятся частные или специальные теории — обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов. На втором этаже размещается эмпирическое знание — сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Они обслуживают три верхних этажа, так как основное предназначение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию. На нижнем этаже находится прикладная социология — самая многочисленная по составу (если брать нашу страну) и самая пестрая в части соблюдения научных канонов дисциплина. По существу, к прикладной социологии надо отнести все политические опросы, изучение общественного мнения, всю заводскую социо­логию и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания.

Прикладная социология, как и теоретическая, является составной частью единого социологического знания. Но в отличие от той его части, которая изучает и теоретически отражает фундаментальные, общие, базовые закономерности и характеристики развития общества, прикладная социология, ее категориальный аппарат и исследовательский инструментарий ориентированы на социальную практику, разработку и решение практических проблем социального управления «здесь и сейчас».

По мнению А.И. Кравченко, прикладную социологию следует понимать как способ увязывания принципов и методов общей социологии с конкретными ситуациями в той или иной сфере социальной действительности. "Поэтому отраслевые направления социологии - социология города, семьи, образования - по существу принадлежат уже сфере прикладной социологии".

Прикладная социология представляет собой своеобразную «социальную инженерию», помогающую осмысливать и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социаль­ные структуры и процессы.

Если ту или иную социальную практическую проблему нельзя решить на основе уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске дополнительной информации, в проведении эмпирического ис­следования.

Прикладным называется такое эмпирическое исследование, которое выполняется «по заказу» с целью приложения его результатов к практическому решению какой-либо социальной проблемы. Прикладное исследование, как правило, носит диагностический характер и привязано к конкретному объекту (предприятие, фирма, социально-территориальная общность, орган управления, профессиональная или демографическая группа и т.п.), конкретному месту и времени.

Результаты, полученные в процессе прикладных социологических исследований, прежде всего социоинженерных и клинических, используются в социальных технологиях, которые также входят в структуру прикладной социологии. В отличие от традиционного социологического исследования, программа и инструментарий которого создаются практически каждый раз заново, социальная технология дает возможность многократно использовать отработанные стандарты алгоритмов для решения задач социального управления в различных сферах применяемости. Анализ различных взглядов на сущность социальной технологии показывает, что она может быть определена как система методов выявления и использования скры­тых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, как совокупность операций и процедур социального воздействия на объект на пути получения оптимального социального результата.

Социальная технология в реальном ее функционировании предстает в единстве и взаимообусловленности трех своих основных аспектов:

1) специально организованная область прикладного социологического знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости и динамики социальных процессов;

2) способ эффективного осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, а также выбора оптимальных средств и методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства и повышения эффективности в определенных параметрах - качества, объемов, целостности, продуктивности деятельности и т.п.; позволяющий достигать поставленную цель.

Таким образом, прикладная социология представляет собой единство специальных и отраслевых социологических теорий с методами, техникой и процедурами эмпирического социологического исследования, результаты которого реализуются в социальной технологии. В этом воплощается единство эмпирического и теоретического компонентов в структуре прикладной социологии. Такое единство обусловлено тем, что невозможно провести исследование молодежи, семьи или отклоняющегося поведения без знания и применения их специальных теорий, раскрывающих особенности и тенденции становления и развития соответствующих социальных общностей, их типологических характеристик и свойственной им специфики деятельности. В отличие от базисной или фундаментальной социологии, ориентированной главным образом на разработку теории, генерирование нового социологического знания, прикладная социология выступает как совокупность проблемно-ориентированных исследований, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникающих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях и организациях.

Прикладная социология дает возможность определить сферу и особенности прикладного социологического исследования, разработать его методику, технику и процедуру, программу исследования, сформулировать его гипотезы. Кроме того, она позволяет социологу эффективно решить проблемы валидности, т.е. меры пригодности тех или иных методик для решения определенных исследовательских задач, надежности, репрезентативности и достоверности полученных результатов исследования.

На основании всего изложенного представляется возможным дать развернутое итоговое определение излагаемой сферы социологического знания. Прикладная социология – это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования,  а также социальных технологий,  ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.


1.3 Подходы в прикладной социологии.


В зарубежной, прежде всего американской, социологии принято различать два подхода к исследуемым явлениям и процессам – инженерный и клинический. Инженерный, точнее – социоинженерный, подход характеризуется преимущественным использованием маломасштабных, недорогих опросов, полевых экспериментов, разработкой проектов социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), поэтому и носит название инженерного. Социоинженер чаще всего исследует такие вопросы, как удовлетворенность трудом, условия труда, мотивация и стимулирование труда, деятельность менеджеров в пределах данной фирмы; изучает динамику спроса и предложения определенных видов товаров, т.е. проводит маркетинговые исследования. Социоинженер, нередко выступающий в роли консультанта предприятия, фирмы, общественной организации и т.п., чаще всего использует стандартизированные методы социологического опроса, наблюдения, контент-анализ документов, а также обычную статистику и количественный анализ; завершая исследование отчетом, он включает в последний блок практические рекомендации по совершенствованию управления фирмой или ее подразделениями, улучшению условий труда, рекламированию определенных видов товаров и т.п. В сущности, здесь речь идет об инженерном типе прикладного социологического исследования.

Результатами деятельности социального инженера становятся:

1) управленческие решения, проекты, определенные алгоритмы решения организационно-управленческих проблем;

2) усиление  сплоченности  и  сработанности  исследуемых групп, улучшение стиля управленческой деятельности (алгоритмы решения структурно-организационных проблем);

3) изменение мотивации деятельности изучаемых социальных общностей: появление у людей стремления работать более активно и эффективно (за счет лучшего прояснения перспектив, оптимального сочетания групповых и личных интересов с целями и задачами организации).

Таким образом, социальная инженерия - это специфическая отрасль прикладной социологии, представляющая совокупность прикладных социальных методов и практической деятельности, связанной с использованием знаний, полученных в общей социологической теории, прикладных исследованиях, а также в практике производственной и иной деятельности, для решения повседневных и перспективных задач совершенствования управления.

Клинический подход в прикладной социологии заключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех - прямых и косвенных - доступных фактов о данном объекте. Клинические социологи часто применяют те же методы и знания, что и социоинженеры. Главное различие между ними - в степени оказываемого ими воздействия на изучаемый объект. Задача клинического социолога - установить ди­агноз, предложить альтернативу, проинформировать руководство организации (предприятия, фирмы, банка и т.п.) и наметить терапевтические меры по повышению качества и эффективности ее деятельности.      

Как пишет А.И. Кравченко, «клиницист интересуется глубоко скрытой от нас сущностью явлений, вскрывает латентные переменные и выясняет отклонения (патологию) реальных процессов. Он подходит к любому клиенту, а им может быть бездомный или безработный, максимально серьезно и индивидуально. Неторопливое углубленное интервью с человеком заставляет клинициста в интерпретации данных из­бегать стереотипов здравого смысла, суждений "на скорую руку"».

Например, социоинженер предлагает новую форму групповой работы на конвейере, а клинический социолог консультирует администрацию компании "Панасоник" по совершенствованию организации труда на ее предприятиях. Клинический социолог чаще всего использует в своей работе глубинное интервью и нестандартные методы анализа, что дает ему возможность улавливать не только особенности и характерные черты изучаемых социальных объектов, но и тенденции их возможных изменений, учитывать их в рекомендациях по совершенствованию деятельности изучаемых организаций.


1.4Функции прикладной социологии.

Какие же функции выполняет прикладная социология?

Первая из функций прикладной социологии - познавательная. Она выражается в том, что прикладная социология наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

Вторая функция прикладной социологии - информационная, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.

Третья функция прикладной социологии - диагностическая, выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.

Прикладная социология выполняет и четвертую функцию - созидательно преобразующую, инновационную, воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

Наконец, пятая функция прикладной социологии заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.

Органичное взаимодействие и взаимодополнение этих функций превращает прикладную социологию в эффективно действующий рычаг совершенствования управления социальными процессами и явлениями, в мощное средство оптимизации развития и функционирования социальных объектов и систем.


                Глава 2. Применение прикладной социологии

2.1 Прикладная социология и менеджмент


При­кладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массы людей.

Одним словом, миссия прикладной социологии – обслуживать интересы и потребности менеджмента. Если говорить по правде, то в этом ничего нового нет. Сотни и тысячи заводских социологов в стране – с разной степенью успешности – многие десятилетия занимались сервисными разра­ботками. По всей видимости, такая тенденция, даже если она на время замедляется, в будущем должна усилиться, стать наконец-то профессиональным занятием людей, специально для этого подготовленных. Итак, прикладная социология и менеджмент связаны между собой родственными узами. Они органические части одного целого. Их союз естествен, как естественно их тяготение друг к другу. Прикладная социология на Западе возникла, оформилась и развивается сейчас в тесной связи с потребностями менеджмента и предпринимательства. Наука впиты­вает культурные ценности своего заказчика, приспосабливается к его интересам, целям, задачам, обогащая его научными идеями и открытиями, практическими рекомендациями и методами. Обучение социологов-прикладников основам менеджмента сегодня так же необходимо, как обучение руководителей-практиков основам социологического знания.

2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием.


Основное отличие прикладной социологии от академической заключается не в используемых каких-то специальных методах (методы те же), не в особых процедурах (процедуры в принципе ничем не отличаются), не в теоретических моделях (они разнообразны в обоих случаях). Основное различие заключается в том, что прикладная социология имеет исключительную практическую ориентацию. А это значит, что результаты кем-то используются в социальной практике.

У академической и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направ­ленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная – исключительно приложением апробированного знания. Добывание нового знания — это авангард или периферия науки, апробация нового знания – это его обоснование и проверка, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение – это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим проблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

Прикладные эмпирические исследования можно отличить от неприкладных эмпирических (академических) исследований, прежде всего по названию. Первые всегда очень конкретны и связаны с решением ло­кальных проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров. Вторые (академические эмпирические исследования) не имеют таких жестких ограничений.


2.3 Положение социолога-прикладника.


Большинство потребителей, оказавшись в организации в качестве ее сотрудников, являются исполнителями. Исполнитель – категория менеджмента. Она описывает всех тех, кто не издает, а выполняет приказы. Социолог-прикладник всегда выступает в роли исполнителя, а менеджеры или администраторы – в роли заказчика, а позже и потребителя научной продукции. Социолог производит то, что потребляет менеджер. Получив заказ, социолог становится заинтересованным партнером администрации – тех высших лиц в компании, которые определяют ее цели и политику. Рабочие, которых изучает социолог, называются на научном языке респондентами. Но они, как правило, не являются партнерами социолога. Он действует по заказу администрации и заинтересован в сотрудничестве с ней, а не с рабочими. Последние часто воспринимают социолога как «агента» администрации. Ситуация несколько меняется, когда социолог проводит иссле­дование по заказу профсоюзов.

Такова сложная мозаика ролей и отношений, в которые вступает социолог-прикладник. Она еще более усложняется, когда мы принимаем во внимание положение прикладника в системе научного знания и научного сообщества. Академический социолог и прикладной социолог – две совершенно различные по статусу, вознаграждению, месту в обществе, приемам работы и оценке достижений фигуры. Первый – творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. Второй – создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжаться результатами своего исследования как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы – собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже престиж, но выше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет.

Прикладники гораздо более «всеядны», нежели академические социологи. Они не брезгуют применять методы, казалось бы, далекие от социологии: системный и стоимостной анализ, психологические тесты или социометрию. В сфере промышленности, например, прикладник изучает, каковы цели организации, при помощи каких критериев можно измерить или оценить то, насколько они выполняются, каким образом подобные критерии соотносятся с данными, собранными в выборочном обследовании, какие практические мероприятия необходимы для совершенствования и улучшения дел в организации.

Из отношений «заказчик - наемный работник» вытекают некоторые особенности прикладного социологического исследования. Они связаны не только с оплатой труда, жесткими договорными принципами, но и с интеллектуальной собственностью заказчика на результаты труда социолога. Последний, проводя прикладные исследования, часто лишается права публиковать в той или иной форме, полностью либо частично их результаты, не получив на то специального разрешения заказчика.

Из сказанного становится понятно, что положение прикладника-социолога весьма непростое. Он во многом зависит от работодателя, своего непосредственного заказчика – не только в финансовом, но и в содержательно-творческом отношении. По существу речь идет о поте­ре значительной степени свободы в проявлениях своей социологической независимости и самостоятельности. Зато может быть достигнут – в случае хорошего заказа и его качественного выполнения – большой материально-финансовый эффект. Заработки прикладников-социологов, как правило, значительно превышают заработную плату академических социологов. Таким образом, проигрыш в свободе творчества, возможности публиковать результаты эмпирических исследований оборачивается финансовыми приобретениями.

Рассматривая профессиональную деятельность социолога, нельзя не коснуться свода этических норм, ее регулирующих. Они получили в ли­тературе название этического (профессионального) кодекса социолога. Объективная необходимость его создания профессиональным сообще­ством социологов обусловлена ответственностью специалиста за результаты своих исследований, их возможное воздействие на социальные процессы, на формирование общественного мнения и т.п. В кодексе содержатся в первую очередь следующие правила: быть научно честным и профессионально компетентным специалистом, обеспечивать максимальную достоверность и надежность социологической информации. Еще одно важное правило — строго придерживаться в отношениях с респондентами гарантий конфиденциальности и неразглашения выявляемых данных (принцип анонимности), не применять методы и процедуры, ущемляющие личное достоинство и интересы людей.

Кодекс обязывает социолога быть объективным и достигать уровня научности, несовместимой с тенденциозностью, идеологической ангажи­рованностью и стремлением влиять на научную истину. Вместе с тем четко обозначена гражданская и нравственная позиция. К непреложным нормам деятельности относятся уважение к другим идеям и людям, их высказывающим, к труду своих коллег и предшественников, обязательное упоминание их имен в материалах. Главное для социолога, в конечном счете — неукоснительно следовать принципу: «истина превыше всего».

В условиях более широких, чем раньше, возможностей использова­ния результатов исследований повышается цена ошибки социолога. Поэтому одной из его профессиональных заповедей становится та, что характерна для медицины — «не навреди». В кодексе провозглашается ответственность социолога за выводы и рекомендации, которые должны базироваться исключительно на достоверных данных, не вызывающих сомнения у пользователей социологической информации. Только в этом случае гарантируется доверие к социологии и социологам.

2.4 Особенности прикладного социологического исследования.


Если тот или иной социальный заказ не удается выполнить на основе старых, уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске, в проведении исследований для получения дополнительной информации. Как уже отмечалось, прикладным, называется не просто эмпи­рическое исследование, но исследование, выполняемое по заказу (хотя может быть заказано и чисто аналитическое исследование, оно вызовет иные и менее существенные организационные проблемы, и потому здесь о нем речь не идет).

В чем специфика прикладного исследования?

Прежде всего, в том, что оно обращено к совершенно конкретной ситуации, имеющей место "здесь и сейчас", на данном предприятии в данной общности.

Планируя и проводя исследование, социолог во многом опирается на собственные опыт, интуицию, общую эрудицию. В прикладном исследовании понятия науки переводятся на язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих поведение людей по целенаправленному изменению социальных объектов. Если академическое эмпирическое исследование может быть самоцелью, то в прикладном сбор эмпирической информации, в конечном счете, подчинен оценке возможности реализовать из­бранную меру на практике.

Академические исследования, особенно в их позитивистских вариа­циях, сплошь и рядом оказываются описаниями некоторой интересной ситуации. Теоретическая, академическая наука по мере роста специализации и усиливающейся изощренности инструментария, усложнения языка исследования в своих конечных выводах как бы все больше удаляется от злобы дня, строя модели и конструкции, отнюдь не "готовые к применению". Но описания, сколь бы строго научно они ни были сделаны, заказчика (клиента) не удовлетворяют. Поэтому социолог, проводящий прикладное исследование, как правило, не просто описывает проблему, но выявляет ее причины, вырабатывает рекомендации по их изменению, а также, возможно, участвует в воплощении собственных рекомендаций в жизнь.

Среди особенностей прикладного исследования, существенных в организационном плане, назовем следующие:

1. Ориентация на кого-то, находящегося вне профессиональной социологической среды: клиента или заказчика.

2. Изучение явлений, поддающихся некоторому воздействию со стороны лиц, принимающих решения.

3. Изучение процессов, происходящих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях, организациях.

4. Концентрация внимания на тех компонентах социальной системы, которые непосредственно связаны с человеком, активизацией человеческих возможностей, оказывают непосредственное влияние на его практическую деятельность.

5. Использование гибких и комплексных методов исследования: методика и техника меняются по ходу работ в зависимости от получаемых промежуточных результатов.

6. Факультативность учета мнения коллег.

Вследствие этих различий, с одной стороны, в последние годы во всем мире идет активное размежевание фундаментальных ("академических", "чистых") и прикладных направлений в социологии, размежевание между социологами, ориентированными на исследования первого или второго типа (что, впрочем, не мешает академическим ученым проводить прикладные исследования, а "прикладникам" — разрабатывать какие-либо общие теории).

С другой стороны, попытки провести четкую демаркационную линию между "академической" и прикладной социологией или определить, что является частью, а что — целым, обычно заканчиваются неудачей: и наука, и практика не стоят на месте, и то, что еще недавно казалось чрезвычайно абстрактным, через некоторое время становится полностью ясным.


                                    Глава 3. Социология в США.

 3.1 Развитие прикладной социологии.

(англ. applied sociology) — совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США П. с. называют также “проблемно ориентированной”, “прикладной социальной наукой”, “ориентированной на клиента”, в то время как академической социологией считается фундаментальная, базисная, чистая, “ориентированная на дисциплину” наука. П. с.— это социол. работа, сделанная для кого-то. Обычно это клиент или заказчик: гос. учреждение, правительственные организации, частная фирма, федеральные органы власти и др. П. с. в США отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связана с заказчиком, здесь приняты др. критерии оценки конечного рез-та, оплаты труда и профессиональной карьеры, в гораздо большей степени прикладники зависят от экономического положения компании-работодателя и конъюнктуры на рынке труда. Исторические корни П. с. восходят к работам де Токвилля, Дюркгейма, Смолла. Последний еще в 1895 г. высказал идею о необходимости прикладных работ в амер. социологии. Именно с этого момента специалисты начинают периодизацию П. с. и выделяют три этапа. Для ранней фазы (1895— 1920) характерен интерес к социальным реформам, понимание научной теории как совокупности филос. рассуждений об идеальной модели об-ва, а ее практического использования — скорее как подвижнического акта одиночки, чем запланированной системы мероприятий. С 1920 по 1950 г. приоритетным направлением в амер. социологии становятся эмпирические исследования, начало к-рым положили представители чикагской школы. Интенсивно разрабатываются методология, статистические методы анализа и техника сбора информации. Большая заслуга в институционализации эмпирической и П. с. принадлежит Лазарсфельду. В начальный период своей деятельности он основал в Германии небольшое частное предприятие под названием “Экономико-психологический исследовательский ин-т”, в к-ром со своими коллегами-студентами бихлеровского семинара проводил коммерческие исследования. Эмигрировав в 1934 г. в США, Лазарсфельд перенес на амер. почву принципы организации научного предприятия неуниверситетского типа. В послевоенный период ин-ты П. с. быстро появляются при амер. и европ. ун-тах. Ныне в США насчитывается большое число организаций (крупных и мелких, гос. и частных), занимающихся исследованиями, рез-ты к-рых оформляются в социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Нек-рые крупные учреждения подобного типа содержат в своем штате больше ученых с докторской степенью, чем мн. признанные ун-ты. В 1980 г. около 14,5 тыс. социологов (69,5% их общего числа) трудились в ун-тах и колледжах США, а 6,8 тыс.— в П, с. (частный бизнес, неприбыльные организации, правительство и т. д.). В ближайшее время, как ожидают, количество социологов-прикладников будет быстро возрастать. Все более популярными в стране становятся курсы по П. с. Если в 1970 г. из 241 социол. отделения в ун-тах и колледжах только 11% имели такие курсы, то в 1979 г.— уже 44%. Студенты практикуются как в полевых исследованиях, так и по месту будущей работы (напр., госпиталь, юридическая фирма). В амер. социологии прикладников различают в зависимости от того, какими методами они оперируют. Выделяются два главных —социальная инженерия и клиническая социология. Инженер-социолог чаще пользуется маломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (напр., молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача “клинического социолога” — поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить “терапевтические” меры. Так, социоинженер разрабатывает новую форму брачного контракта, а “клиницист” просвещает молодоженов о том, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком. Первый, обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта и технологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, а второй проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентировать их сознание. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте. Информация, полученная социологом,— это собственность корпорации, к-рая вольна поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, запретить публикацию или, наконец, внедрить в практику.

3.2 Основные этапы и направления развития социологии в США.


Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Исследователи истории социологии считают, что если в XIX веке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов XX в. США прочна удерживают позиции лидера в мировой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти стадий внешней развития и большой объем конкретных, эмпирических социальных исследований.

В Западной Европе социология долго развивалась на инициативной основе. Например, О. Конт не имел постоянного заработка, и многие социологи, за исключением Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюрк-гейма, были вынуждены работать вне университетской сферы. И США же социология с самого начала начинает складываться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан Дж. Смолл). В 1901 году курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250.

Социология в США с самого начала формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество возросло на два порядка. Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долларов. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительство США, а половину - частный бизнес. В стране имеется около 100 тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ассоциаций. Правительство и предприниматели рассматривают социологию, как важный инструмент преодоления социальных конфликта и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку.

Эмпирические социологические исследования диктовались общественными потребностями. Большое место в них занимают проблемы социализации различных социальных групп, адаптация к новым для людей социальным и культурным условиям. В этом плане наибольшее влияние на разработку социологии в США оказало вышедшее в 1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У. Тома-Са, где рассматривались проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. В этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований.

Значительное развитие в США получили исследования по социологии труда и управления. Еще в 90-х годах американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915) произвел комплексные исследования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны. Они упираются в так называемый «человеческий фактор", в материальное и моральное стимулирование, в искусство администрации управлять предприятием. Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление рестрикционизма (ограничение), т. е. феномен «работы с прохладцей», сознательное ограничение рабочими выработки. По Тейлору, в основе этого феномена лежит механизм группового давления и блокирования формальных норм с помощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать стремлению предпринимателей увеличивать эти нормы выработки через понижение расценок. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер - хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального администрирования.

Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927-1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жесточайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Западной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать дополнительные факторы повышения эффективности производства. Ученые-экспериментаторы в начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест, температуру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. В данных экспериментах было открыто явление неформальной организации трудовых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая подгруппа придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе, распространялись и на трудовую деятельность. В частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку отношений с руководством и т. д.

На основе Хоторнских экспериментов Э. Майо и его сотрудниками была сформулирована так называемая доктрина «человеческих отношений». Методологической основой данной доктрины являются следующие принципы: 1) человек представляет собой социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения; 2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;:!) руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей, или на чисто технические факторы поднятия производительности труда и максимальное достижение прибыли. Такая ориентация способствует удовлетворенности индивида своей работой и благоприятствует социальной стабильности; 4) производительность труда будет более эффективной, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым, коллективным, а экономические стимулы - социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берет начало разработка новых средств повышения производительности труда, таких, как «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое решение», «просвещение служащих» и т. д.

Доктрина «человеческих отношений» дала толчок разработке проблем мотивации поведения. На ее основе Абрахамом Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теория потребностей. А. Маслоу классифицировал потребности личности на базисные (основные) и производные (метапотребности). Базисные (в пище, в воспроизводстве, безопасности, в одежде, в жилище и т. д.), производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Маслоу расположил все потребности в восходящем порядке - от низших физиологических до высших духовных. Главное же в теории А. Маслоу заключается не в самом расположении потребностей, а в объяснении их движения. Потребности каждого нового уровня становятся актуальными, т. е. насущными, требующими удовлетворения, лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод двигает человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают в действие в качестве мотивов поведения другие потребности. На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херц-бсрга (1950) и теория стилей управления ДМакГрегора (1957). Согласно теории Ф. Херцберга, только внутренние факторы, т, е. содержание работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние же факторы, т.е условия работы: заработок, межличностные отношения в группе, политика компании, стиль управления и другие - Херцберг называл гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности трудом, способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния ва повышение производительности труда. Ф. Херцберг сформулировал такие зависимости: удовлетворенность есть функция содержания работы, а неудовлетворенность - функция условий труда. Обе системы являются разнонаправленными плоскостями поведения.

Теория стилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилей управления: 1) авторитарный стиль/для которого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальное стимулирование; 2) демократический стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду; 3) Смешанный тип, чередующий элементы авторитарного и демократического стиля управления.

Д. Мак Грегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, прежде чем выбрать ту или иную модель на предприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие элементы социально-психологического климата в коллективе. На основе этих исследований в США сформировались два общественных течения - внедрение новых форм организации труда и программа улучшения качества жизни.

Проведение эмпирических социологических исследований и создание различных прикладных теорий базировались на определенных методологических установках. Долгое время в США в методологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм (поведение) утверждает, что социология - это поведенческая наука, или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми.

Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл исследования социологов, с точки зрения его представителей, состоит не в объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдается количественным, математическим и статистическим методам-

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим существенным параметрам не могут быть измерены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных гипотез, понятийного аппарата и т. д. Не менее важное значение имеет разработка методологии проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности, познание ее ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски таких методологий в американской социологии привели к разработке функционализма, структурно-функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих теорий будет проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных проблем социологии.

                                                    Заключение.


Проделав данную работу, я разобралась, что такое прикладная социология и какую роль она играет в структуре социологического знания. Прикладную социологию следовало бы назвать «младшей сестрой» эмпирической социологии. Таковой она является по нескольким причинам. Во-первых, в историческом плане прикладная со­циология возникла и сформировалась на определенном этапе развития эмпирических социологических исследований. Во-вторых, она составляет часть эмпирической социологии. В-третьих, она использует всю методику, процедуру и технику эмпирических социологических исследований, весь арсенал методических средств, накопленных эмпирической социологией. В-четвертых, прикладная социология возникает на основе методик и процедур, ставших прочным достоянием эмпирических исследований. Здесь, правда, следует отметить, что в отношении используемых методов прикладная социология переходит границы социологических традиций, часто обращаясь к междисциплинарным методам.

Как и в жизни, в прикладной социологии приходится выбирать между качеством и количеством. Отсюда, она подразделяется на два подхода соответственно: клинический и инженерный. Клинический подход заключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех доступных фактов о данном объекте Инженерный подход характеризуется преимущественным использованием маломасштабных, недорогих опросов, полевых экспериментов, разработкой проектов социальной перестройки небольших сообществ.

Таким образом, прикладная социология составляет относительно самостоятельную и очень важную часть социологического знания, тесно связанную с общей социологической теорией.

Немалую роль прикладная социология играет и в менеджменте. В кризисные периоды развития общества государственные структуры и предпринимательские организации обычно сокращают финансирование фундаментальных исследований, в том числе и расходы на развитие общей социологической теории. Социологи в таких условиях вынуждены обращаться к рыночным источникам финансирования - работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, зарубежных спонсоров и организаций. На этой волне коммерциализации, в России возникает множество коммерческих социологических фирм, занимающихся прикладными социологическими исследованиями по заказам общественных и зарубежных организаций, банков, корпораций и т.п., обладающих необходимыми средствами. В русло этой коммерческой дея­тельности все больше включаются университетские и академические социологи, подавляющая часть которых ранее занималась фундаментальными социологическими исследованиями, что неизбежно приводит к снижению темпов развития общесоциологической теории.

В таких условиях у фундаментальной социологической науки остается фактически единственная возможность выжить и сохранить свои позиции, свой кадровый потенциал – теснее соединиться с прикладной социологией, в известной степени превратиться в нее, добывать средства к существованию (в том числе и на развитие общей социологической теории) за счет финансирования, выделяемого заказчиками на организацию прикладных социологических исследований.



                               Список использованной литературы.


1. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – 2-е изд., – М.: Тетрасистемс, 2001. – 496с.

2. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. – 1998. – 423с.

3. Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: Учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шукшина. – М.: Гардарики, 2004. – 176с.

4. Колесников, Ю.С. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов / Ю.С. Колесников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 320с.

5. Кравченко, А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Издательство МГУ, 1995. – 208с.

6. Лапин, Н.И. Предмет и методология социологии / Н.И. Лапин // Социс. – 2002, № 8, с. 106-120.

7. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Институт «Открытое общество»; под ред. Ф.И. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: Интерпракс, 1996. – 184с.

8. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юнити-Дана, 2005. – 640с.

9. Начала практической социологии / Р. Ленуар [и др.]. – М.: Институт экспериментальной социологии: СПб.: Алтейя, 2001. – 410с.

10. Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясавеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 620с.




мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена