Проблемы семей России
1. Основные проблемы семей России
2. Проблемы семей группы риска
2.3 Насилие в семье как фактор риска
Проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых в отечественном обществоведении. Семья - один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и др. Собственно, семья - это краеугольный камень человеческой жизни. Поэтому вполне естественно, что семья является объектом пристального внимания представителей различных отраслей знания: философии, социологии, демографии, психологии, культурологии, истории.
В процессе этого изучения выявляется неоднозначная трактовка проблем семьи. Одни авторы утверждают, что институт семьи обнаруживает явные симптомы упадка, дезинтеграции и скоро вовсе перестанет существовать, так как потерял свое значение, другие - наоборот, считают, что никакого кризиса семьи нет, что ей якобы ничто не угрожает, она будет существовать вечно. Между этими крайними точками зрения существует много и других взглядов.
Нам представляется, что ни та, ни другая крайние точки зрения не отражают реальности и не являются конструктивными. Нельзя отрицать наличия кризиса современной семьи, также нельзя согласиться с и мнением, что семья потеряла свое значение и скоро отомрет. Семья - это закономерно возникшая в процессе развития человеческого общества форма "производства и воспроизводства" непосредственной жизни, воспитания людей, формирования их индивидуального сознания. Это исторически сложившаяся малая социальная группа, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении. Члены этой группы связаны общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Жизнь показывает, что семья не потеряла своего значения важнейшего социального института общества. Да, современная семья переживает трудности, налицо серьезные проявления ее кризиса. Но эти трудности, как нам представляется, связаны в основном с процессом обновления семьи, а не с ее отрицанием, с освобождением семьи от отживших консервативных компонентов. Безусловно, реалии того или иного общества накладывают серьезный отпечаток на этот процесс, отягощая его разрушительными последствиями, что наглядно демонстрирует нам опыт нашей страны. Поэтому каждое государство призвано изучать процессы, происходящие в семейных отношениях своих стран, вырабатывать и осуществлять политику, оптимизирующую процессы обновления семьи, благоприятствующую развитию и укреплению семейного строя.
Цель работы – рассмотреть актуальные проблемы современной семьи.
Задачи работы – обозначить основные проблемы российских семей; рассмотреть проблемы семей группы риска; рассмотреть особенности проблем многодетной семьи.
«Жизненные сценарии» нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется на свет с серьезными отклонениями в развитии или заболеваниями. Динамика ухудшения здоровья детей опережает «взрослую» по таким позициям, как новообразования, сахарный диабет, болезни органов кровообращения, мочеполовой и костно-мышечной системы), мать прекращает работать и целиком посвящает себя ему. Дорогие лекарства, визиты к врачу, специфическая техника, одежда, питание - все это стоит немалых денег, тем более если есть и другие дети, а вся семья существует на заработок отца. В неполных семьях, после развода или смерти супруга, второй (чаще мать) вынужден «тащить» на себе весь дом, «поднимать» свое дитя, заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из родителей жертвует своей работой во имя детей.
Конечно, все эти «сценарии» стары, как мир. Следует только сделать поправку на российские мизерные зарплаты, постоянный рост цен на товары и услуги и отсутствие сбережений. Да и рассмотренные ситуации обычно “наслаиваются” одна на другую: с рождением очередного ребенка или инвалида мужчины покидают семьи, из-за финансовой необеспеченности родители в больших семьях не имеют возможности должным образом лечить своих детей и т.д. Беда никогда не приходит одна. Таким образом можно констатировать, что бедность является основной проблемой российской семьи с детьми[1].
Многие российские семьи в нынешней экономической ситуации фактически «повенчаны» с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Материальное обеспечение остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к отметке «нищета». С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства.
Данные Управления уровня жизни Госкомстата свидетельствуют, что если в 2000 году 44 процента семей с одним ребенком не имели среднедушевых доходов, превышающих прожиточный минимум, то в 2005 году этот показатель составил уже 34 процента. Для двухдетных это были соответственно 61 и 50 процентов, трехдетных - 83 и 69 процентов. Среди домашних хозяйств с четырьмя и более детьми около 90 процентов “минимума” не имеют.
Одними материальными затруднениями, сколь бы то ни было острыми, кризис российской семьи не исчерпывается. Социальная инфраструктура семей тяжелая. В этой ситуации помогут выжить не столько финансовые вливания - их ожидать придется еще долго, сколько духовная составляющая. В обществе, где часты проявления агрессивности, ненависти, злобы, вражды и т. д., единственным, пожалуй, источником доброты, любви, человеколюбия, внимания, уважения, является среда семейных микрогрупп. Семья, дружеское окружение, единомышленники, коллеги - вот те источники, которые могут продуцировать добрые чувства, пробуждать их.
Психологи выделяют несколько симптомов «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов - отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень тяжелое воздействие, иногда подталкивая ее к распаду. Ведь кроме необходимости пересиливать «внешние обстоятельства», мириться с тем, что твоя семья «нетипичная», кроме отказа родителей и детей от многих удовольствий и пр., такая семья испытывает на себе воздействие и ряда других факторов, многие из которых могут быть источниками стрессовых ситуаций. Рассмотрим их на примере трех видов проблемных семей[2].
Дети-инвалиды - традиционно одна из наиболее уязвимых категорий россиян. В 2001 году в России насчитывалось 564 тыс. детей-инвалидов возрасте до 16 лет, получающих социальные пособия. В 90-х годах это число увеличивалось в среднем на 50 тыс. человек ежегодно. Ведущими причинами инвалидности детей и подростков остаются нервно-психические заболевания, и воспитание таких детей в домашних условиях - трудное испытание для всех членов семьи. И дело не только в деньгах. Неприспособленность городской инфраструктуры к передвижению инвалидов в сочетании с повышенной потребностью в лечении и врачебном наблюдении - тоже лишь технические проблемы жизни детей-инвалидов, которые меркнут перед психологическими. Гарантированное им образование - зачастую фикция, так как ребенок-инвалид нуждается в индивидуальном и более интенсивном обучении, постоянной работе со специалистом-психологом. Чтобы получить признание общества, инвалиду предстоит проделать значительную работу по самоутверждению. Чтобы приобрести друзей - еще большую: даже если сверстники не будут злословить, то уж точно станут сторониться «нетипичного» ребенка.
Одиночество, чувство брошенности преследует и родителей детей-инвалидов. Как показывает опрос, проведенный в апреле 2002 года среди 127 родителей, дети которых состоят на учете в Саратовском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, 77 процентов считают, что им всегда придется заботиться о своем ребенке. И если маленький инвалид еще полон решимости покорить враждебный ему мир, то родительский настрой пессимистичен: только 16 процентов родителей уверены, что они смогут сделать многое для развития ребенка. С высказыванием: «Мы окружены поддержкой и заботой» согласились только 12 процентов опрошенных, в экономической стабильности семьи убеждены 5 процентов. Большинство отмечали, что «ощущают недостаток сочувствия семье со стороны окружающих», хотя в 86 процентах случаев присутствие ребенка с ограниченными возможностями настраивает семьи на большую чуткость и взаимопомощь. Увы, лишь на определенном этапе. По свидетельствам психологов, родители детей-инвалидов испытывают перманентный стресс, который может стать причиной распада семьи. Нередко мужчины уходят из таких семей. С появлением ребенка-инвалида от родителей постепенно отворачиваются прежние друзья. Образ жизни в корне меняется[3].
2. Проблемы семей группы риска
Разновозрастный брак относится к категории браков, наиболее часто подвергающихся риску распада. Потому что такой брак (как, собственно, и любой другой) качественно зависит от взаимоотношений супругов. Оба в таком союзе вполне могут быть счастливы, причем независимо от того, кто старше - муж или жена. Да, в разновозрастном браке есть несколько подводных камней, в том числе и интимного характера (причем не только о «сексуальной несостоятельности» пожилого супруга тут речь, все гораздо сложнее). Поэтому, прежде чем решать, будет ли в том или ином конкретном случае разновозрастный брак счастливым, необходимо посмотреть, какие проблемы в общем может скрывать такой союз, и в чем причины возможных разногласий.
И, прежде всего – определимся с терминологией.
Что такое в принципе разновозрастный брак? На сколько один супруг должен быть старше другого, чтобы брак можно было называть разновозрастным? В принципе, если уж говорить не только с физиологической, но и с социальной точки зрения, то оптимальная разница в возрасте между супругами – примерно 10-15% (причем если мужчина старше). Но это не потому, что мужчина всегда должен быть главнее, как считает порой наше общество, а как раз наоборот: оттого, что мужчины позднее созревают социально. И среднее «отставание» составляет как раз указанные проценты, иными словами. В социально-психологическом смысле такие супруги – примерно ровесники. В этом случае, как правило, разница в возрасте не сказывается практически никак. А вот разновозрастным обычно называют брак, в котором разница составляет 40% и более.
Принято считать, что основная причина заключения таких браков – сексуальная. Но так ли это? Разумеется, интимные отношения играют свою роль в возникновении таких браков (если не рассматривать союзы, заключенные по откровенно меркантильным, рекламным, политическим и иным подобным мотивам). У человека, как известно, существует определенная фазовость сексуальной активности. К примеру, юноша в 17-20 лет чаще всего гиперсексуален. А ровесницы требуют признаний в любви, долгих ухаживаний, причем сами неопытны и мало что могут «дать» такому юноше в смысле физиологии, кроме дополнительных проблем. И тогда он выбирает женщину старше себя, которая уже вступила в фазу сексуального расцвета (28-35 лет), которой требуется активный секс (чего нередко ей не могут дать ее замученные добычей денег мужчины-ровесники). Причем такой союз может быть настолько гармоничным с интимной точки зрения, что не так уж и редко перерастает в брак (а иногда регистрация происходит по принципу - чтобы соседи меньше говорили).
В обратной ситуации (муж старше жены) - тоже много плюсов для обоих сторон.
Это, так сказать, «общие физиологические положения». Они известны каждому. Но, во-первых, не стоит забывать и о том, что с возрастом сексуальная активность у обоих супругов меняется – еще неизвестно, в какую сторону. Во-вторых, такая расстановка сил может быть вовсе не в каждой разновозрастной паре. И в-третьих, все же основной плюс разновозрастного союза в том, что партнеры удовлетворяют в таком браке не столько сексуальные, сколько психологические потребности. В частности, когда они стремятся к взаимоотношениям со своей половиной не по принципу «муж - жена», а по принципу «ребенок - родитель». Разберем с этой позиции оба варианта разновозрастного брака.
Надо заметить, что когда зрелый мужчина женится на молоденькой девушке изначально для такого мужчины это брак престижный. Над ним часто смеются (мол, седина в бороду, бес в ребро), но, скорее всего, просто от зависти. Ведь чаще принято считать, что такой брак говорит о его мужской ценности (как сексуальной, так и социальной): мол, он еще ничего, если привлек молоденькую. И чем моложе супруга, тем якобы престижнее. Однако на самом деле многие мужчины идут на такой союз в основном из-за собственной внутренней инфантильности. Иными словами, чаще всего мужья в таких браках – это большие дети, которые в принципе не уверены в собственных силах. И ему требуется доказать не обществу, не окружающим, а прежде всего самому себе – что он не только еще «ничего себе», а конкретно способность быть сильным лидером! К тому же от мужчин вроде как изначально требуется быть главой семьи, а мужчина подобного склада характера в принципе не способен командовать. И справедливо опасается, что в союзе со зрелой, опытной, состоявшейся как личность женщиной он ни на какое главенство претендовать не сможет (более того, у такого мужчины, как правило, есть опыт неудачных браков с ровесницами). И тогда он обзаводится супругой намного моложе себя – мол, чтобы в доме не возникало сомнений, кто тут глава семьи, хотя бы в силу возрастной разницы.
Так вроде бы, диспозиция соблюдена, и все довольны? Не совсем, к сожалению. Ведь наш инфантильный супруг на самом деле хоть и ищет в жены молодую, но при этом нуждается в материнской заботе. Особенно к зрелому возрасту чувствуя нехватку этой заботы.
Отношения в таком браке, если оставить все как есть, будут развиваться следующим образом: прежде всего, со временем отношения «ребенок-родитель» создадут проблемы. Таким образом, супруг постепенно окажется под тем самым командованием со стороны жены, которого изначально стремился избежать в разновозрастном браке. И тогда нередко, чтобы избавиться от чувства подчиненности, он пойдет искать себе еще более молодую любовницу (так и не сумев понять, что его проблемы зависят не от разницы в возрасте, а от него самого).
Похоже развивается сценарий брака если молодой мужчина женится на зрелой женщине. Кстати, вначале было сказано, что брак не считается разновозрастным, если на 15% старше мужчина. Значит ли это, что любой брак, в котором хоть на год, но старше женщина, можно считать разновозрастным? Как ни странно, теоретически это так. И опять же потому, что мужчины в большинстве своем развиваются позже.
Молодой человек в таком союзе (особенно если союз действительно перерастает в брак) лишен не только интимного опыта, но и той же материнской опеки в детстве. Часто это сын властной матери, к тому же ограниченный в общении с ровесницами. И он видит в своей партнерше прежде всего маму – а то и защиту от гиперопеки своей настоящей родительницы.
Под влиянием такой жены, правда, он действительно быстрее развивается, успешнее растет социально, активно реализуется в жизни. Он вырастает из роли ученика и пытается стать главой семьи. А для женщины это становится как минимум неожиданностью – причем не такой приятной. По крайней мере, роль воспитывающей матери у нее буквально отнимают, что ей совсем неприятно. И она вовсе не собирается быть обычной покорной женой своего мужа, который к тому же на два десятка лети моложе. Развязкой опять становится как правило развод.
Все сказанное не означает, что разновозрастный брак лучше не заключать. Во-первых, любой брак, независимо от разницы в годах и прочем, зависит только от желания супругов находить общий язык, от их стремления к взаимопониманию. И во-вторых, необходимо понимание проблем разновозрастных браков для того, чтобы супруги могли знать о возможных проблемах и смогли их предвидеть (как говорится, кто предупрежден - тот вооружен).В конце концов, нельзя огульно утверждать, что близковозрастный брак – это хорошо. а разновозрастный – плохо. Если стремления и цели супругов на протяжении совместной жизни подходят друг другу, то их брак может быть не менее счастлив (а то и более), чем брак ровесников. Но если у каждого из супругов в таком браке свои задачи, причем взаимоисключающие – вот тогда возникают проблемы.
Проблема неравного брака возникла не сегодня. Поэтому и смысл в это понятие вкладывался вполне определенный: брак между представителями различных сословий, т.е. между людьми с различным социальным статусом. Безусловно, отсюда вытекали и многие другие отличия: разница в доходах, образовании, системе ценностей, привычках, вкусах, речи (произношении и акценте) и, наверное, в чем-то еще. Сегодня можно добавить еще целый ряд критериев неравенства в браке: возраст, рост, вес, этническая и конфессиональная принадлежность, гражданство, должность. Можно и дальше продолжить список, тем более отталкиваясь от какой-нибудь конкретной ситуации. Но каким бы ни был список критериев, остается главный вопрос: как найти «общий знаменатель», ту общность, которая делает брак равным, счастливым, необъяснимо цельным, несмотря ни на какие формальные признаки в отличии между супругами.
Гениальный английский писатель и мыслитель Джордж Оруэл в очерке «Англичане» дал прекрасный эскиз социальной структуры индустриального общества середины ХХ века. В значительной степени его анализ остается справедливым и актуальным и сегодня. Его главная мысль состоит в том, что индустриализация полностью изменила структуру общества. Помимо политических лозунгов буржуазно-демократических революций, главнейшим из которых был «Равенство», (т.е. устранение всех сословий: никаких дворян, крестьян, клерикалов и т.п. - все люди Граждане), активное внедрение техники в нашу жизнь в XX, и особенно в ХХI веке принципиально изменило структуру общества по роду занятий, образованию, уровню доходов. Но из этого не последовало радикального изменения психологии. Поменяв соху на штурвал самолета или кульман, миллионы людей получили одновременно необходимое образование, но отнюдь не получили определенной образованности, свойственной дворянскому сословию, которое веками накапливало определенные духовные ценности, склонности, навыки, культивировало вкусы и с молоком матери передавало их своим детям. В ХХ веке, несмотря на достаточно строгую и понятную структурированность общества по каким-то формальным признакам социологов, юристов и экономистов, возникла полная анархия в плане духовном и психологическом. Равенство по каким-то формальным официальным признакам в экзистенциальном плане не означает ровно ничего. Равенство в доходах не означает профессиональное родство. Принадлежность к одному профсоюзу не гарантирует равенство доходов. Похожесть в образе жизни не означает общность интересов, ценностей, стремлений. Просто в индустриальном обществе такой образ жизни: в нем гомогенно распределены гетерогенные элементы - люди. Они живут в похожих домах, кварталах, пользуются общественным транспортом или у каждого одинаково личный автомобиль. Но количество профессий столь велико, что не идет ни в какое сравнение с прошлыми эпохами. Но ведь род занятий накладывает свой отпечаток на человека, формирует профессиональный стиль мышления, привычки, одним словом психологию. Поэтому люди сегодня делятся не по сословиям и даже не на мужчин и женщин, а по роду занятий. И в этом смысле сегодня большинство браков - неравные браки. Есть, конечно, и «абсолютно равные» браки: между двумя врачами, учителями, учеными, рабочими.
В ХХ веке произошел окончательный развал культуры, как механизма духовного системообразования общества. Мы выродились в социально-экономическую систему, в которой действует «одномерный» человек-функция, «экономический человек». Но ведь любят, заключают браки, рожают детей, плачут и смеются не замятинские люди-номера, а духовно живые люди, жаждущие и страждущие, верящие и уповающие. Для человека необходимо духовное родство, комфорт, теплота сердец. А где им взяться в современном техногенном обществе. Безусловно, прогресс по многим параметрам налицо: рост свободы, продолжительности жизни, комфорта. Но ценой экзистенциального вакуума, утраты смысла жизни. Ложная ценность просветительски понятого прогресса быстро развеивается ураганом глобальных проблем, возникших как результат движения по пути прогресса.
Стремление к насилию – удел слабых людей. Ведь суть насилия – прежде всего унижение жертвы, низведение ее до своего уровня и ниже: только таким образом насильник, который просто не в состоянии «подняться» сам, перестает хотя бы на время чувствовать себя ущербным…
Самый распространенный вид семейного насилия – издевательства мужа над женой. То есть мужчина настолько психологически слаб (пусть у него хоть трижды накачанные мускулы), что не надеется удержать жену путем словесного воздействия, да и слов у него зачастую просто нет – интеллект подкачал. Тогда он начинает орудовать кулаками и угрозами: «Надумаешь сбежать – вообще убью!» Иного способа удержать около себя женщину такой самец просто не видит. А порой мужское насилие происходит вообще без применения физической силы. Муж устанавливает в доме свои порядки, резко ограничивает жену в правах, предъявляет необоснованные претензии. У такого семейного диктатора – во-первых, искаженное понятие справедливости («мне все можно»), во-вторых, заниженная самооценка, а в-третьих, при всем этом - стремление к власти. И берет он эту власть методами психологического насилия только потому, что боится: по-другому у него может не получиться. Причем нередко такой муж не позволяет супруге никому рассказывать о ее страданиях и унижениях: во-первых, потому, что с его точки зрения такое отношение к жене совершенно справедливо, а во-вторых, бессознательно он опасается, что на его силу может найтись другая сила – того, кто вдруг пожелает эту женщину защитить. Поэтому таких жен «бить бьют и плакать не дают».
Однако есть еще одна ситуация, в которой муж способен однажды замахнуться на жену. В этом случае еще предстоит разобраться, кто кого подавляет. Есть много женщин, которые в социальной жизни не занимают значимого места, да и сами себя ценят невысоко. И могут самоутвердиться, только подавляя супруга. Но такая жена добивается власти над мужем не с помощью физической силы, а посредством так называемой «женской хитрости». Она открыто не нападает, часто внешне тиха и покорна. А через некоторое время забирает все бразды правления семьей в свои руки. Представьте себе тихого, спокойного мужчину, не склонного к конфликтам. И у этого мужчины есть жена, для которой определение «пила» будет самым мягким. Супруга пилит своего благоверного днем и ночью за что угодно: то он сделал не так, это не эдак… Часто покрикивает на мужа, причем нередко при значимых для него людях. Не страдая от избытка тактичности, эта женщина может в пылу ссоры достаточно больно задеть мужа словами, оскорбить его родственников или высказаться нелестно о каких-то его интимных жизненных подробностях. Супруг молчит: не потому, что рохля, а потому, что понимает: подавление – удел слабых. А он не считает себя таковым. И перекрикивать жену не хочет, а на спокойные разумные аргументы она просто не реагирует. Но однажды такой муж доходит до точки кипения и набрасывается на жену с кулаками в состоянии аффекта: иными словами, просто не осознавая своего поведения. Часто этому способствует алкогольное опьянение[4].
Мужчина, которого унижают в семье, через некоторое время действительно спивается. Между прочим, жены-диктаторы часто поощряют алкогольную деградацию мужа. Ведь им только на руку, когда муж сам себя унижает: ей практически остается только принять командование! Однако в алкогольной деградации мужей есть своя опасность: однажды пьяный супруг может возвратить жене все ее насилие назад. Да и вообще власть, добытая подлостью, в результате приносит постоянное психологическое напряжение такому властителю: ведь эту власть необходимо постоянно удерживать и подтверждать!
И здесь же необходимо сделать одно уточнение: если мужской пол в большинстве своем не уважает представительниц пола женского, таким образом он готовит почву для своего собственного унижения. Именно пренебрежительное отношение мужчин вынуждает женщин стремиться к власти хотя бы над одним мужчиной – собственным мужем[5].
Многодетная семья - это исключительная ситуация, человеческая и духовная. Хор разных голосов, разнообразие характеров, которые тем не менее остаются близкими, родственными, вплетаются друг в друга. Когда встречаешь хорошие многодетные семьи, воочию наблюдаешь полноту и многогранность человеческого бытия. Отними одного, двух или трех маленьких обитателей дома - и картина сразу поблекнет, станет неполной. Этих душ будет не хватать, ведь они уже явили себя и стали неотъемлемой частью этого малого мира, своим бытием добавив смысла жизни всем остальным.
По-видимому, семья «малодетная», где родители решили ограничиться одним или двумя детьми, есть усеченное, недораскрытое явление. В ней попросту «не узнали» каких-то еще родственных душ, «не встретились» с ними и только потому по ним не скучают, считая свое положение естественным.
В многодетном семействе ярко проявлено богатство спасительных для души нравственных устоев. Перво-наперво, любовь, взаимопонимание и жертва родителей. Потом, отношения в детской среде: умение дружить, попечение о младших, уважение и подражание старшим.
При этом возникает нормальная жизнь внутри дома, которая делает именно семью, а не школу и подростковую среду, реальностью, определяющей устроение жизни ребенка. То, что в семье с одним- двумя детьми представляет собой постоянную проблему и муку, - как вовремя вернуть вечером ребенка со двора, как оттащить его за уши от телевизора или отговорить надевать вызывающий наряд - в семье, где дети с малых лет привыкли к общению между собой, скромным запросам, кооперации с родителями по разным бытовым повседневным темам, происходит само собой. Переходный возраст и юность детей в такой семье проходят значительно легче.
Хотелось бы подчеркнуть: весь вопрос в том, чтобы в доме целенаправленно создавалась эта плодотворная в духовном отношении обстановка, а не в том, чтобы просто родить много детей. Принципиально важно, чтобы члены семьи жили в поле постоянного сотрудничества, христианского научения, роста, совершенствования себя и своих отношений. В принципе, это возможно и там, где только один ребенок, и там, где их десять. Супругов, которые по каким-то причинам не могут иметь много детей, малодетность нисколько не должна смущать. Их семья безусловно полноценна, только задачи у них более сложные: поддержать плодотворную духовную обстановку в обстоятельствах, когда так просто поддаться соблазну «жизни для себя» и избаловать свое единственное и неповторимое чадо. Многодетная семья от этого более защищена. Родителям здесь волей-неволей приходится оставить мысли об индивидуальном покое, комфорте и искать более деятельного счастья. Дети здесь также растут без преувеличенного внимания и излишней заботы. Здесь более естественен и востребован труд, поводы к которому городским родителям отыскать бывает непросто.
Не стоит подменять понятия и превозносить многодетность как таковую. Это подспорье, а не цель и не панацея. Ведь и многодетная семья может не состояться! Такие примеры есть. Вот уж поистине тяжелая картина: восемь, десять отпрысков - и все врозь. И родители тоже врозь. А потому дом остается подобием гостиницы или вокзала: каждый удовлетворяет в нем свои бытовые нужды, а в остальном живет сам по себе. И взаимоотношения между братьями и сестрами в таких семьях зачастую складываются самые конфликтные, драматические. В одной такой семье пожилая пенсионерка-мать сочла лучшим уехать от повзрослевших детей в деревню: те остались жить в шести комнатах квартиры, обзавелись семьями. В доме воцарилась самая вопиющая «коммуналыцина»: с запущенными местами общего пользования, свисающими в коридоре обоями, кухонными ссорами... Мужья и жены, сожители и сожительницы постоянно менялись - никого это не интересовало. Мать, время от времени возвращаясь по делам в город, с трудом находила себе место переночевать. Вот вам и многодетность! И в семьях православных родителей похожие ситуации, увы, тоже случаются.
Многодетность сама по себе не спасительна. Спасает человека то, что выходит за рамки земного: жизнь по вере, против законов плоти, самости, мира. Такая жизнь может состояться у семейного и безбрачного, многодетного и бездетного. И как брак является только почвой, на которой могут вызревать плоды добродетели или греха, так и многодетный брак есть только возможность, шанс принести добрые плоды, но окончательный ответ на вопрос о его результатах остается открытым.
В конце концов многодетность - совсем не исключительная черта христианской семьи. Многодетны семьи многих нехристианских народов. Как правило, это народы, находящиеся на периферии христианского мира: индийцы, арабы. В нынешней российской ситуации мы видим высокую рождаемость у кавказских народов, переселенцев из южных, бывших советских республик.
И если мы примем в качестве главных параметров такие формальные вещи, как многодетность, семейный порядок, послушание жены мужу, почитание старших, преемственность между родителями и детьми, то может оказаться, что нехристиане, в данном случае мусульмане, ближе по образу жизни к тому, что нам, христианам, представляется идеалом семейной жизни. Потому что дело не в этом. Точнее, не совсем в этом.
Христианство ставит перед собой цели не просто культурно-практического устройства. Для него семья ценна как пространство свободного личностного самоопределения и общего согласия на основе такого самоопределения. Нехристианские культуры, напротив, готовы всячески поощрять родовые чувства. Они вообще в значительной степени склонны вести человека по жизни бессознательно, по инерции инстинкта, обычая, привычки, дисциплинарного требования. Религиозный канон безусловным образом покровительствует роду. Все, что касается земного блага семьи, выдвигается как самоцель, как понятия и задачи священные, которые необходимо беспрекословно чтить. Например, для женщины — слушаться мужа и рождать детей.
В христианстве мы тоже полагаем это необходимым, но не считаем, что выполнение требований мужа - это главное и требования мужа наделены каким-то сакральным значением. Перед мужем стоит своя задача: не просто настоять на своем требовании, но прийти к такому образу мыслей, который согласовался бы с христианской совестью, соответствовал воле Божией. У жены совесть также не должна дремать, она не должна довольствоваться формальными оправданиями: дескать, поступила, как муж сказал, чего еще надо?
Она может сама оценить прав был муж или нет. В определенный момент она может увидеть его неправоту. И в таком случае любовь призовет ее к тому, чтобы как-то влиять, исправлять ситуацию. Подчиняясь требованию мужа на сей раз, в будущем она будет стараться сделать так, чтобы муж изменил позицию в лучшую сторону и не допускал больше ошибок. Именно в этом для нас, христиан, раскрывается любовь жены к мужу: в переживаниях в том числе и по поводу его слабости, ошибок, греха и в решимости вместе преодолевать эту слабость. А послушание — это некий технический момент, безусловно неизбежный в таких ситуациях, когда двое поспорили и друг другу не уступают. Тогда кто-то из них должен получить преимущественное право решать вопрос. Мужу поэтому присваивается статус «главы семьи» - управленца, администратора, но не «абсолютного владыки», не «самого умного и во всем правого» и уж тем более не «заведующего христианской совестью жены».
В жене происходит своя душевная работа, свой рост, свой личностный выбор, которого не заменить никаким послушанием.
Крепкая многодетная семья - это плод, который приносит богатая, духовно живущая личность; то, в чем она естественно проявляет себя в мире. Вопрос о многодетности вообще не может рассматриваться сам по себе. Есть некое выхолащивание в том, чтобы агитировать за многодетность, исходя из тех или других польз и преимуществ. Потому что рождение детей, появление на свет новых душ нельзя обосновать никакими доводами. Это таинство, которое стоит всего остального и само по себе обладает огромным значением.
Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха.
Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.
Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни.
Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение средств массовой информации, особенно центрального телевидения.
1. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 384 с.
2. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.
3. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 2004. – 688 с.
4. Социология: Учебное пособие / Общ.ред. Э.Д.Тадевосяна. – М.: Знание, 2005. – 272 с.
5. Социология: Курс лекций / А.А.Радугин, К.А.Радугин. – М.: Владос, 2005. – 192 с.
[1] Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 2005. С. 152.
[2] Социология: Учебное пособие / Общ.ред. Э.Д. Тадевосяна. – М.: Знание, 2005. С. 190.
[3] Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1989. С. 77.
[4] Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 2004. С. 175.
[5] Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 150-151.