Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы
АННОТАЦИЯ
Работа 29 с., 20 источников
Методы социальной работы, социальная работа, социальная защита, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальные службы, практика социальной работы, теория социальной работы, функции социальной работы
Курсовая работа посвящена актуальной теме научного и прикладного значения – изучению теоретических основ социальной работы, изучение института социальной работы, социальных служб, наблюдению практического аспекта социальной помощи и поддержки слабозащищенным слоям населения.
Сложные условия сегодняшней жизни при переходе на уровень рыночной экономики, смена политической идеологии и т.п. факторы, порождающие социальную нестабильность в Российской Федерации говорят о необходимости становления института качественной социальной помощи и поддержки населению в решении сложных социальных проблем. Социальная работа исполняет медико-социальную, образовательную, правовую и подобные социальные роли. Она проводится с гражданами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. Компетентная помощь и защита подразумевает собой разработку теоретических основ социальной работы и воспитание квалифицированных специалистов для воплощения теории в практическом аспекте.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Системный характер в социальной работе
1.1 Общая характеристика системы социальной работы
1.2 Субъект и объект социальной работы
1.3 Функции социальной работы
1.4 Методы социальной работы
2 Практическая значимость социальной работы в РФ
2.1 Социальные права граждан РФ
2.2 Социальная работа и социальное государство
3 Специфика социальной работы с различными группами населения
3.1 Социальная работа как вид профессиональной деятельности
3.2 Метод обеспечения социальной защищенности человека
3.3 Основные направления работы с различными группами населения
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы. Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.
Социальная работа направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.
Проблема: разработка теории социальной работы, исследуя структуру общества, взаимозависимость его элементов, выявление факторов и общих закономерностей социального развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой, выявление социальных проблем населения, изучение функций социальных работников и разработка новых, гуманных методов с клиентами социальной работы.
Объектом данной темы является становление теории социальной работы в современное время, взаимодействие теории и практики социальной работы.
Предметом социальной работы – это закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.
К основным целям социальной работы можно отнести: увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптация или реадаптация людей в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих и как конечная цель и достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента «отпадает».
Основными задачами данной работы является:
а) анализ условий формирования и осуществления жизнедеятельности человека; соотношения свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.
б) разработка теории и практики социальной работы, необходимость формирования общей концепции и принципов теории социальной работы;
в) разработка проблем социальной работы в России, вопросов связанных с подготовкой специалистов, а также создание методик оказания помощи клиенту, т. е. теоретико-методологические проблемы социальной работы.
г) анализ проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы.
1 СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1 Общая характеристика системы социальной работы
Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т.д.), это проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы.
Динамическая характеристика системы социальной работы связана с особенностями процесса развития в тех или иных культурно-исторических условиях, а статическая определяет ее структуру и уровни.
В системе социальной работы как практической деятельности есть следующие элементы: объект и субъект социальной работы отвечают на вопрос: кто действует в системе социальной работы и на кого направлено действие; основные сферы социальной работы отражают те социальные сферы, в которых решаются проблемы (здравоохранение, образование, общественные места, производство и т.д.), влияют на формирование содержания социальной работы и определяются уровнем развития общества, его культуры, общественного сознания, идеологии, политики; институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность; методы социальной работы – это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач социальной работы; формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые, долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем.
Поскольку система ни есть лишь сумма элементов, в ней обязательно должен присутствовать целевой, системообразующий компонент. Для системы социальной работы таковым компонентом является ведущая цель деятельности: оказание помощи клиенту в решении его жизненно важных проблем. В сложной, иерархизированной системе целеполагания социальной работы принято выделять различные системные уровни.
Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональных масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.
Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и др. показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.
Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне.
Локальный уровень связан с особенностями конкретного микро социума, его социально-культурного своеобразия.
Региональный, муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуются большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.
1.2 Субъект и объект социальной работы
Клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. Существуют многообразные типологии клиентов современной социальной работы.
Субъект социальной работы – тот, кто осуществляет помощь. Это могут быть государственные организации (органы соцстраха, соцзащиты), общественные организации (различные благотворительные союзы организации, фонды и т.д.) и частные лица – специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (геронтолог, эколог и т. п.) или добровольные помощники – волонтёры.
Социальная работа носит двусторонний характер, в основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом и/или со значимым социальным окружением клиента.
Взаимодействие – это целенаправленный процесс в пространстве и времени, имеющий свою логику и последовательность стадий, который диктует логика работы (диагностика ситуации, планирование действий и их осуществление, итоговая оценка совместной работы). Содержание взаимодействия определяется исходной проблемой в том виде, как она заявлена клиентом или обнаружена социальным работником. В связи с этим основная задача социального работника – это организация и структурирование ситуации взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь эффективных результатов социальной помощи.
Выделим следующие сущностные характеристики такого взаимодействия: обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями (уважение личности клиента, его самоопределение) – неотъемлемая часть позиции социального работника во взаимодействии и определяет все качественные характеристики взаимодействия; активное участие клиента в целеполагании, в определении желаемых результатов и задач совместной работы; сочетание эмоционального (установление атмосферы доверия, личностной безопасности) и рационального (поиск рациональных способов решения проблемы в вербальной форме и отслеживание процесса её результата) компонентов во взаимодействии; функционально-ролевой характер взаимодействия.
1.3 Функции социальной работы
Функции социальной работы могут быть описаны как функции в отношении клиента, организации, собственной профессии, общества в целом.
Функции социальной работы в отношении клиентов. Функция социальной работы в этом направлении основывается на всестороннем видении человеческого существа. В ситуацию нарушения социального функционирования клиента вовлекаются социальные и социально-психологические (включая эмоциональные, интеллектуальные, религиозные и прочие) факторы. Всесторонний анализ социальных потребностей и ресурсов клиента в социальной работе является основой деятельности при: изучении ситуации и условий клиента; планировании содержания работы; выполнении плана работы и вмешательстве в социальную ситуацию; взаимодействии и сотрудничестве с различными специалистами.
Функции социальной работы в отношении организации. Ответственность социальных работников перед организацией, в которой они работают, заключается в отслеживании и анализе работы организации с точки зрения интересов клиента. В некоторых учреждениях социальные работники играют роль своего рода адвокатов – общественных представителей и защитников. Социальные работники могут также внести свой вклад в развитие организации, передавая свои знания и опыт в области влияния на социальные процессы и явления.
Функции социальной работы в отношении профессиональной деятельности. Согласно профессионально-этическому кодексу, социальные работники должны повышать свои профессиональные знания и навыки. Это означает, что подготовка, исследовательская работа и развитие являются неотъемлемыми элементами профессиональной деятельности. Социальный работник должен заниматься исследованиями своей работы и усиливать свои практические достижения посредством формулирования собственного опыта в письменном виде для последующей передачи его новому поколению специалистов.
Функции социальной работы в отношении общества. Очень часто социальные работники осуществляю вою деятельность в ситуациях, когда люди предпочитают не признаваться в своих проблемах. Это работа с людьми, которые не могут защитить себя сами или не способны адаптироваться к любого рода переменам в своем социальном и экономическом окружении. Обязанность социальных работников – информировать о подобных вопросах не только свои собственные организации, но и общество в целом. Они могут выступать в качестве своего рода системы обратной связи для тех, кто проектирует жизненно важные функции общества. Это относится не только к социальным услугам и пособиям, но также и к образованию, самореализации граждан и формированию жизненно важных предпосылок человеческой жизнедеятельности и функционирования в обществе /9, с. 16/.
1.4 Методы социальной работы
Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания. По степени общности можно выделить следующие группы методов:
1) всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания);
2) общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование);
3) частные, специальные методы – специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.
В социальной работе такие методы, как опрос, наблюдение, анализ документов и другие методы используются как в определенной последовательности, так и в сочетании друг с другом, тем самым повышая достоверность и объективность изучаемой информации.
Методы сбора социальной информации не только сочетаются, но и комбинируются. Это способствует информационной активности респондентов. Возможны следующие способы комбинирования и сочетания методов исследования:
1) опрос ― наблюдение (наблюдатели получают возможность фиксировать степень понимания вопросов, отношение к исследователю, респондент высказывается по проблеме, не затронутой в исследовании);
2) наблюдение ― изучение документов (данные, полученные исследователем, сопоставляются с документом (протоколом), социолог получает возможность судить о надежности и истинности документа);
3) опрос ― изучение документов (позволяет корректировать содержание вопросников, информация, полученная в ходе опроса, может быть сопоставлена с официальной);
4) комбинирование способов сбора информации в рамках использования опросных методов (беседа ― интервью, групповое интервью, метод параллельного исследования) /3, с. 27/.
В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Иногда методы социальной работы включаются в более общее понятие «социальные технологии» – способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достижения поставленных целей в социальной сфере.
Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы. К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п. Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование. Регламентирование – способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).
Нормирование – установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.).
Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).
Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме.
Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента при этом подходе – пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы.
Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.
Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.
Социальная работа имеет свою структуру, взаимосвязь субъекта, объекта, предмета, функций, методов, что обнаруживает ее системный характер.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РФ
2.1 Социальные права граждан РФ
Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов, явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.
В главе 2 Конституции Российской Федерации закреплены права: на труд; на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; на защиту от безработицы, на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; на социальное обеспечение, на образование, государственную защиту семьи. Конституционное закрепление социальных прав придает им статус основных и содержит условия для развития социального законодательства, для расширения правовой основы социальной работы.
Далее государственно-правовые основы социальной работы конкретизируются в следующих нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации, Указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях ведомств и министерств, а также актах местных властей. В этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах.
По другому основанию выделяются общесоциальные, относящиеся ко всему населению, и «адресные», направленные на конкретные «слабые» слои, правовые нормативные акты. К первым можно отнести Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 21 июля 1995 г. Ко вторым относится, например, Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.
Как вид профессиональной деятельности социальная работа является социальным механизмом, который должен переводить потенциально провозглашенные социальные права в актуально реализуемые.
Социальный работник может (и должен) выявить наличие трудной жизненной ситуации, помочь семье или индивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должна поступить поддержка, содействовать в разработке и реализации плана разрешения затруднений. Таким образом, смысл социальной работы – в профессиональном содействии, компенсации социальных ущербов в соответствии с социальными правами гражданина. Социальные права гражданина трактуются как законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей, позволяющих каждому гражданину свободно развивать свою природу, жить со своими близкими в нормальных отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния.
Экономические, социальные и культурные права человека трактуются как законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния. Смысл социальной работы — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.
В отличие от других форм социального содействия социальная работа — двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.
2.2 Социальная работа и социальное государство
Согласно статье 7-й Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация — социальное государство. И если идеологическая модель социального государства сегодня находится на стадии определения, то направления социальной политики имеют правовое, организационное и идеологическое оформление.
Важнейшим направлением современной социальной политики является планирование политики социального обслуживания населения, где особое место и роль придается системе социальной работы.
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определены основные принципы социального обслуживания, среди которых: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Система социального обслуживания населения имеет следующие основные формы социальной интервенции: анализ и планирование политики социального обеспечения; программы поддержки доходов населения; программы учреждений социального обслуживания; административное управление и руководство социальным обслуживанием населения; социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. К сожалению, содержание этих принципов не раскрыто в законодательстве /6, с. 52/.
Анализ и планирование социального обеспечения относится к сфере социального законодательства и социальных услуг, предоставляемых государственными, общественными и благотворительными организациями. Планирование социальных акций осуществляется в рамках приоритетных задач. Согласно концепции социальной политики, к ним можно отнести: разработку и внедрение государственных стандартов обслуживания, устанавливающих объем и качество социальных услуг; организацию лицензирования деятельности социальных служб и их контроль; обеспечение реализации федеральных и региональных программ; развитие системы подготовки и переподготовки кадров для системы социального обслуживания.
Программы поддержки доходов населения связаны с социальными пособиями, компенсационными выплатами и стипендиями. Они направлены на обеспечение финансовой защищенности и поддержки, нуждающихся в случае безработицы, инвалидности, социальной необеспеченности, выплат социального страхования, предоставления социальных выплат государственной финансовой помощи. В процессе реформирования социальной сферы был выявлен круг задач, решение которых должно обеспечить эффективность компенсационных выплат, к ним можно отнести: повышение обоснованности предоставляемых социальных выплат; определение степени участия федеральных органов, органов местного самоуправления в материальной поддержке нуждающихся граждан; усиление страховых принципов предоставления социальных выплат и др.
Программы, учреждений социального обслуживания направлены на восстановление и поддержание социального функционирования в обществе отдельных групп граждан. Система социального обслуживания включает в себя государственные, муниципальные, негосударственные службы. Основные функции социальных служб связаны с социальной помощью, консультированием, социальной коррекцией и реабилитацией, социальным обслуживанием на дому и в стационарных учреждениях, предоставлением временного приюта нуждающимся. В соответствии с основными функциями социальные службы могут иметь различную деятельностную направленность:
- сервисные службы — предоставление нужной информации, консультирование клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации (центры социального обслуживания, комплексные центры социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.);
- терапевтические и реабилитационные службы — включающие социальную защиту и попечительство (геронтологические центры, центры психолого-педагогической помощи населению, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.);
- службы социализации и развития — (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.).
Административное управление и руководство социальным обслуживанием населения связано с организацией социальных служб, подготовкой специалистов различных уровней, разработкой программ, направленных на развитие эффективности социальных служб. Управленческая функция включает в себя обеспечение образовательных и обучающих программ в рамках курсов повышения квалификации, университетов, колледжей с целью подготовки персонала для работы в различных учреждениях социального обслуживания. Административное управление и руководство социальным обслуживанием населения — это особый вид социальной деятельности, способствующей социальным изменениям, воздействующей на решение проблем нуждающихся в помощи граждан, корректирующей социальное законодательство и государственные программы поддержки нуждающихся.
Социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения. Социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения до определенного времени отождествлялась с работой социального обеспечения. Однако сводить социальную работу только к экономическим методам поддержки нуждающихся было бы неправомерно, поскольку это только один из спектров социальной деятельности. Поддержка соответствующего уровня прожиточного стандарта является одной из задач, в контексте социальной работы имеющей различные уровни инструментального оформления: развитие человеческих ресурсов; распределение и перераспределение социальных и экономических ресурсов и благ; предупреждение нищеты, уменьшение бедности, социальных бедствий; защита отдельных лиц и групп от жизненных, экономических и социальных рисков.
Помимо этого, социальная работа направлена на то, чтобы помочь людям оптимально функционировать в общественных связях в рамках своих институциональных и социальных ролей и статусов. Социальная работа должна способствовать актуализации потенциала человека, тогда как самоактуализация, проявляясь в социальной деятельности, активизирует развитие общественной жизни. Социальная работа должна объединять людей, быть посредником в отношениях между людьми, защищать различные группы населения и предупреждать девиантные формы поведения.
3 СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Социальная работа как вид профессиональной деятельности
Социальная работа – это работа с людьми. Человеческие отношения в социальной работе выполняют много функций. Если человечное отношение содержит искреннюю заинтересованность в положении другого человека, подлинную оценку его уникальной индивидуальности и желание поддержать человека в его трудностях, то это может оказать положительное влияние на личную уверенность и на его видение и восприятие ситуации как таковой. Практика социальной работы подтверждает, что человечное отношение в социальной работе играет важную роль с самого первого контакта между социальным работником и клиентом. Очень часто клиент формирует свое мнение о работающем с ним профессионале непосредственно в самом начале контакта. Он – сознательно или подсознательно – или доверяется социальному работнику или нет. Вопросы, требующие привлечения социальной работы часто глубоко личные и могут вызвать чувство неопределенности. Клиент может испытывать чувство настороженности по отношению к властям и специалистам и бояться, что его просьбы будут отклонены /9, с.19/.
Социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы. Можно выделить ряд конкретных видов деятельности социального работника. К ним относятся: психологическая, педагогическая, организаторская, управленческая и другие виды деятельности. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.
Любая социальная активность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Цель социальной работы как деятельности — это гармонизация социальных отношений в обществе, содействие индивидам в защите их социальных прав. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д. Другим основанием могут служить социально-демографические или психологические особенности клиентов социальной работы — женщины, молодежь, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим — характер проблем, встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до коррекции).
Специалист по социальной работе осуществляет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, адресную помощь и т. п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.; оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения; организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.; проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ развития социальной работы в актуальных и кризисных направлениях; участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных и высших учебных заведениях /5, с. 4 – 5/.
3.2 Метод обеспечения социальной защищенности человека
Осуществление радикальных социально-экономических реформ сопровождается повышением социального риска для положения населения: возникновение безработицы, разрушение привычных норм жизни, ломка социальных гарантий. Это усугубляется условиями кризисного развития экономики, когда происходит сокращение ресурсов на социальное развитие при одновременном возрастании потребностей в них. Падение жизненного уровня значительной массы населения приводит к увеличению числа нуждающихся в помощи.
Сокращаются государственные расходы на здравоохранение, образование, сворачивается сфера бытового обслуживания. Для многих семей становится недоступным детские сады, детские лагеря, число которых резко уменьшается, а стоимость услуг в них растет. Обнажив незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал.
Особую актуальность и значимость приобретает обеспечение социальной защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической, духовной.
В настоящее время замечается разрастание маргинальных слоев и групп. Их численность во многом зависит от уровня их социальной защищенности, возможности получить удовлетворительные условия жизни и работы. Возрастает необходимость учета в социальной работе специфических особенностей различных групп населения, прежде всего, социально уязвимых, их интересов, потребностей обеспечение установленных законом преимуществ и льгот, снижение налогов, использование других средств перераспределения национального дохода.
Дифференцированный подход, т.е. всесторонний учет особенностей социального положения объекта социальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта, может стать решением проблемы.
Этот подход требует знания теоретических выводов, достижений науки и передовой практики, законов и нормативных документов. Его значение состоит в том, что на основе анализа объекта и его окружения создаются условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются соответствующие формы социальной работы. Он применяется в работе, как с отдельными личностями, так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных чувств, положительных традиций.
Говоря о социальной работе в узком смысле, имеет дело в основном с методами работы со «слабыми» слоями населения. В широком же смысле - это социальная защита всех слоев населения, создание таких условий, которые бы помогали населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабо защищенных слоев, т.е. социальная работа должна прежде всего носить опережающий, укрепляющий характер, чтобы не только способствовать лечению «социальных болезней», но и предотвращать их.
3.3 Основные направления работы с различными группами населения
Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.
Социальные проблемы многих категорий населения являются межведомственными, проблемами государства и общества, поэтому они требуют для своего разрешения скоординированных усилий государственных и негосударственных структур, как на федеральном, так и на региональном уровне. Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с различными категориями населения, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов.
Наиболее важными социальными технологиями являются: глобальные социальные технологии, направленные на решение общечеловеческих проблем; инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе; региональные имеют своим предметом изучению и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерных ее изменений; информационные - имеют своим содержанием способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства; интеллектуальные - направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.
Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы с различными группами населения: социальная диагностика и социальная профилактика, социальный надзор и социальная коррекция, социальная терапия и социальная адаптация, социальная реабилитация и социальное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание, социальная опека и социальная помощь, социальное консультирование и социальная экспертиза, социальное попечительство и социальное нововведение, социальное посредничество и подвижничество. Эти виды социальной работы выступают основными ее направлениями, главными технологиями.
Особую роль в осуществлении социальной работы с различными категориями населения играют территориальные социальные службы. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности; оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи; осуществлению ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство; предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.
Бесспорным достоинством является то, что центры помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни.
Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны. Развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют различные факторы: слабая правовая база системы социального обслуживания; ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления; отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания; дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы; низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб; недостаточное- использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности.
Современные требования к социальным службам и к высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля. Особое внимание надо уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.
Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Автономов А.С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: Учебник /А.С. Автономова, Т.И. Виноградова, М.Ф. Замятина, Н.Л. Хананашвили. - М.: Фонд НАН, 2003. 420 с.
2 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
3 Баев М.В. Методика исследований в социальной работе /М.В. Баев, Н.Н. Федоров. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2001. – 36 с.
4 Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 6-е, перераб. и доп. /К. Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. — 384 с.
5 Еремеева Т.С. Организация практики по специальности «Социальная работа» Учебно-методическое пособие /Т.С. Еремеева, В.В. Ткаченко. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. – 75 с.
6 Еремеева Т.С. Организация системы социальной защиты населения /Т.С. Еремеева. - Благовещенск: Амурский гос. университет, 2004. – 117 с.
7 Зыкова О.В. Ювенальные технологии. Территориальная модель реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска /О.В. Зыкова, Н.Л. Хананашвили, А.С. Автономова. М.: Фонд НАН, 2001. 328 с.
8 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
9 Назарова А.С. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» /А.С. Назарова, Т.С. Еремеева. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. – 139 с.
10 Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. Пособие /В.А. Никитин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 236 с.
11 Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10 декабря 1995 года. № 195-ФЗ // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
12 Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений /В.М. Сафронова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
13 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
14 Старовойтова Л. И. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
15 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
16 Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: 2002 с. - 192 с.
17 Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
18 Холостова Е.И. Технологии социальной работы /Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.
19 Холостова Е.И. Теория социальной работы. Учебник /Е.И. Холостова. – М.: Юрист, 1999. – 334 с.
20 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.