Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни
|
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Прогнозирование и планирование социального развития и
повышения уровня жизни……………………………………………………4
3. Заключение…………………………………………………………………….15
4. Список литературы……………………………………………………………16
Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.
Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.
Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.
Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.
Регулирование и стратегическое планирование социального развития и повышения уровня жизни.
В системе внутренней политики государства особое место занимает социальная политика.
Социальная политика — особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.
Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концентрированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой. Это общение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) между классами; в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них.
Условия жизнедеятельности людей — это материальные и духовные блага, сферы деятельности, необходимые для их существования и развития. Таким образом, социальная политика — это
политика, обращенная непосредственно к населению: классам, нациям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности. Поэтому можно говорить о том, что главным объектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребностей и потребления.
Все виды политики государства тесно связаны между собой. Особое значение для развития общества имеет диалектическая взаимосвязь между экономической и социальной политикой. Она находит свое конкретное появление в следующих двух моментах: а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регулирования деятельности людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосостояния; б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. по использованию условий жизни и всестороннего совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости. Таким образом, то, что для одной политики является итогом, то для другой — исходным пунктом.
В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.
Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке); в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Социальная политика государства в социальном рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом, чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.
Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ:
В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:
— достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
— обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
— гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
— нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
— существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Необходимыми условиями достижения указанных целей, являются:
Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в, важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП.
Стратегия социальной политики Российской Федерации имеет свою, строго определенную тактику, то есть, выявление стратегических установок на отдельные этапы, постановку задач, определяющих содержание каждого этапа и путей их решения.
В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется достигнуть в два этапа.
Главные задачи первого этапа носят достаточно локальный характер. Это: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач должна способствовать реализация таких мер как: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращения массовой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
Второй этап должен протекать в более благоприятных экономических условиях. Имеются предпосылки, что российская экономика начнет динамично развиваться, в результате чего появятся: материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается решить следующий комплекс задач: повысить минимальные государственные гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда — часовую тарифную ставку; на основе социального партнерства внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях, пересмотрев в этих целях Единую тарифную сетку; изменить систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе; начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.
В социальной политике государства выделяется несколько чрезвычайно важных аспектов, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе.
К ним относятся:
1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей.
2. Политика в сфере общественного благосостояния.
3. Политика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости.
4. Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.
5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.
Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее главной целью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда. Мероприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы: а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики; б) в области оплаты труда в бюджетной сфере. В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства; осуществление регулирующего воздействия государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности. Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; проведение повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и< с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.
Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обеих сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.
В процессе государственного регулирования оплаты труда наемных работников активно используются: налоги, механизм социального партнерства и система договоренностей между предпринимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за нарушения трудового законодательства.
Политика в сфере общественного благосостояния предусматривает: а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход, меньше прожиточного минимума должны быть объектом первоочередной помощи со стороны местных и государственных органов. Минимальный потребительский бюджет определяется как набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. Он должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов; б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охраны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды деятельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, сохраняются исторические и нравственные традиции народов, населяющих нашу страну.
Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест.
Данное направление социальной политики занимает в ней особое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.
Указанная роль проявляется в том, что экономическая политика, направленная на эффективное развитие производства, определяет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная политика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.). Политика в сфере занятости оказывает существенное влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку она определяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социально незащищенных групп населения; в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.
Политика по поддержке социально незащищенных групп населения предусматривает:
1. Постоянное совершенствование пенсионной системы на основе: а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов;
2. Развитие системы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных пособий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан, уволенных с государственной службы);
3. Обеспечение функционирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Политика в отношении отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы страны; приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и культуры, укрепление их материально-технической базы; расширение жилищного строительства; совершенствование коммунального хозяйства.
Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.
Народное благосостояние является одним из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через такие понятия как: «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни».
Под «условиями жизни» понимают наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы). «Уровень жизни» — это обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.
«Качество жизни» — это понятие, характеризующее, с одной стороны, самого субъекта общественной жизни и потребностей — человека (например, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой, комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.
Задачи стратегического планирования уровня жизни определяются целями социальной политики. Хотя, и это следует иметь ввиду, результаты такой процедуры планирования, как прогнозирование социального развития страны, учитываются в процессе формирования стратегии и тактики социальной политики. Главная задача стратегического планирования уровня жизни состоит в том, чтобы по крайней мере не допускать в ближайшей перспективе падения жизненного уровня населения по сравнению с уже достигнутым, а в дальнейшем, создать необходимые предпосылки для роста народного благосостояния, повышении качества жизни. Локальные же задачи — являются производными от главной, подчиненными ей и, вместе с тем, они отражают особенности деятельности государства по регулированию отдельных аспектов народного благосостояния.
Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Федерации осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целевых комплексных программ, предусматривающих решение узловых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая из трех групп.
В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни.
К ним относят:
1) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп;
2) показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здоровья (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость;
3) показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и т.д.);
4) показатели, характеризующие удовлетворение потребностей в развитии личности российских граждан (численность населения имеющего различные уровни образования, доля времени на культурную деятельность в структуре свободного времени, доля средств расходуемых на образование и культуру в федеральном бюджете, в совокупных расходах населения);
5) показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
6) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья в расчете на 1 человека, число членов семьи на одно жилое помещение, федеральные стандарты социальной нормы площади жилья);
7) душевые показатели: производство ВВП, ВНП, НД; общих и конечных доходов домашних хозяйств; фактического конечного потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домашних хозяйств на конечное потребление материальных товаров, фактического конечного потребления домашними хозяйствами материальных товаров).
Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта и т.д.).
Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребление и др.).
В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населения зависит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семейном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и местного бюджетов.
Все доходы получаемые населением страны могут быть охарактеризованы следующими тремя важными категориями:
а) номинальные доходы;
б) реальные доходы;
в) реально используемые (конечные) доходы.
Под номинальными доходами понимают ту часть ВВП, ВНП или НД на которую население имеет право в результате осуществления каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), социальных трансфертов (выплаты из фондов социального страхования), трансфертов между организациями (одни фирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсорские отчисления). Они включают в себя совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом, в состав номинальных доходов включаются:
а) денежные доходы, получаемые населением от государственных, общественных, кооперативных, частных предприятий, учреждений, организаций и фермерских хозяйств (доходы, облагаемые налогами показываются в суммах до вычета налогов). Общая сумма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, проводимых Госкомстатом России, отчетных балансов денежных доходов и расходов населения, а на перспективу — на основе укрупненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения и оценок экспертов;
б) натуральные
доходы, получаемые от семейного хозяйства, фермерского
хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они
определяются по данным СНС (системы национальных счетов) отчетных и
прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции
и услуг (отчетного и прогнозного);
в) косвенные доходы населения, получаемые в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями социальной инфраструктуры (сферы), обслуживающих население. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и прогнозного федерального бюджетов.
При расчетах номинальных доходов населения необходимо иметь ввиду то обстоятельство, что номинальные доходы одних групп населения частично формируются за счет других групп населения,
поскольку оно выплачивает налоги и обязательные платежи и оплачивает стоимость платных услуг, предоставляемых физическими лицами и организациями, предприятиями, учреждениями социальной сферы.
Реальные доходы населения определяются путем вычета из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитывается индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уровень инфляции).
Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непосредственно на приобретение материальных благ и получении многообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системы по полученным у них кредитам.
Принципиальная схема формирования договоров населения имеет следующий вид:
I. Номинальные доходы:
Вычесть:
Равно: II. Реальные доходы населения
Вычесть:
§ добровольные платежи и взносы;
§ прирост сбережений;
§
сокращение задолженности населения за товары,
имущество,
купленные в кредит.
Равно: III. Конечные (реально используемые) доходы.
Индекс цен и тарифов
IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопоставимых ценах и тарифах, всего: в т.ч.:
Большое значение в регулировании уровня жизни имеет прогнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.
Первый — основан на использовании в расчетах прогнозных значений объема ВНП и его структуры. Сначала определяется величина лично располагаемого дохода населения (ЛРД). Расчет ведется по следующей формуле:
ЛРДt+n = ВНП t+n - А t+n - НПКо t+n + ТП t+n - Н t+n
где:
ВНП — валовой национальный продукт;
А — амортизация;
НПКо — нераспределенная прибыль коммерческих организаций;
ТП — трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, выплаты инвалидам и т.д.);
Н — налоги;
t+n — год прогнозируемого периода.
Если из полученной суммы ЛРД вычесть сбережения, то можно получить представление о величине доходов населения, которые могут быть использованы на потребление материальных благ и услуг.
Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и структуры национального дохода, являющегося важнейшим элементом ВНП. Для определения величины национального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги, т.е.: НД = ВНП — А — КН. При этом берется во внимание то обстоятельство, что национальный доход имеет следующую структуру:
НД = Фп + Фн + Фр (где: Фп — фонд потребления, Фн — фонд накопления и Фр — фонд резервов).
В этом случае логика прогнозирования доходов населения в любом году перспективного периода может иметь следующий вид:
I. Национальный доход в прогнозируемом периоде (определяется по прогнозным таблицам СНС, МОЕ (межотраслевого баланса)).
II. Фонд потребления в национальном доходе (по прогнозным таблицам СНС и МОБ)
прибавить:
вычесть:
равно = III. Потенциальные ресурсы для потребления населением.
вычесть — IV. Конечные (реально используемые) доходы населения в базисном году.
равно = V. Общий прирост ресурсов потребления.
вычесть — VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение стабильного уровня жизни (учет влияния роста численности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.).
равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов
населения.
VIIа. Использование ресурсов:
а) на повышение фонда оплаты труда, всего в т.ч.
— повышение минимального уровня оплаты труда;
— повышение среднего уровня оплаты труда;
— снижение налогового бремени
б) на увеличении объема трансфертных платежей:,
— повышение уровня пенсий;
— увеличение других выплат.
Расчеты реальных доходов населения в прогнозируемом периоде могут осуществляться по такой схеме:
1. Денежные доходы — всего
в т.ч.:— заработная плата;
— доходы от собственности;
— поступления из финансовой системы;
— пенсии и пособия;
— стипендии;
— другие доходы;
—
2. Денежные доходы не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего:
в т.ч. — налоги, сборы и другие обязательные платежи;
— взносы в общественные организации;
— приобретение лотерейных билетов;
— приобретение ценных бумаг;
— выплата процентов за кредит;
— другие нетоварные расходы.
3. Изменение сбережений у населения.
4. Денежные доходы, реализуемые на приобретение товаров (1 - 2 ± 3).
5. Натуральные доходы от домашних хозяйств, ферм, от предприятий и организаций:
6. Материальное потребление в сфере общественного обслуживания.
7. Выигрыш или проигрыш населения от динамики цен.
8. Конечные (реально используемые) доходы — (4 + 5 + 6 ±7).
9. Численность населения — млн. чел.
10.Реальные доходы на душу населения — руб.
11.Динамика реальных доходов:
+ рост реальных доходов (в %)
— падение уровня реальных доходов (в %).
В связи с тем, что в общей сумме доходов населения, подавляющая часть приходится на оплату работников наемного труда большое значение имеют расчеты реальной заработной платы. Они ведутся по следующей принципиальной схеме:
1.Средняя месячная заработная плата лиц наемного труда.
2. Удержано налогов при выплате заработной платы.
3. Средняя месячная заработная плата выплачиваемая (1—2).
4. Индекс цен на товары и услуги, приобретенные лицами наемного труда в прогнозируемом году, по отношению к отчетному (в %)
общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в ценах соответствующих лет)
Уц = общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в сопоставимых ценах)
5. Средняя выплаченная заработная плата по покупательной способности рубля отчетного года (3:4).
6. Индекс роста заработной платы.
В процессе расчетов показателей уровня жизни народа широко используется отчетный и прогнозный (по сокращенной схеме) баланс денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также таблицы СНС и, особенно, «Счет образования доходов по отраслям», таблицы «Оплата труда наемных работников по экономике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».
Особенно велика роль в этих расчетах баланса денежных доходов и расходов населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, рассчитываются показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения в группировке по источникам получения средств и направлением их расходования. Разрабатывается этот баланс по следующей принципиальной схеме:
Доходы
1.Оплата труда
2. Доходы
рабочих и служащих
от предприятий и организаций,
кроме оплаты труда
3. Дивиденды
4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства
5. Пенсии и пособия
6. Стипендии
7. Поступления
из финансовой
системы: всего
в том числе:
а) страховые возмещения;
б) ссуды на индивидуальное
жилищное строительство и другие цели;
в) изменение задолженности
по ссудам, выданным на потребительские
цели;
г) проценты по вкладам;
д) выигрыши и погашения по займам;
е) выигрыши по лотереям;
ж) изменение задолженности
населения по покупке товаров
в кредит (прирост ±, уменьшение —);
з) изменение
задолженности
по ссудам лицам, осуществляющим
деятельность без образования юридического
лица (прирост ±, уменьшение —);
и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.
8. Прочие поступления:
а) от
продажи вещей через
комиссионные магазины и скупочные пункты;
б) от
продажи утильсырья,
металлолома и др. (несельскохозяйственные заготовки)
в) другие доходы
9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных
и внесенных сумм)
Всего денежных доходов
Превышение расходов над доходами
БАЛАНС
Расходы и сбережения
1. Покупка товаров и оплата услуг, всего: в том числе:
а) покупка товаров во всех каналах реализации;
б) оплата услуг и другие рас
ходы, всего:
в том числе:
— оплата жилья и коммунальных услуг;
— оплата бытовых услуг;
— услуги системы образования;
— расходы на путевки в
сана
тории и дома отдыха, туризм и
медицинские услуги;
— расходы на кино,
театры и
другие зрелища;
— расходы на все виды транс
порта;
— оплата услуг связи;
— прочие расходы
Расходы и сбережения
2. Обязательные платежи и добровольные взносы, всего:
в том числе:
а) налоги и сборы;
б) платежи по страхованию;
в) взносы
в общественные и
кооперативные организации;
г) возврат ссуд;
д) приобретение лотерейных
билетов;
е) проценты
за товарный
кредит;
ж) обязательные
страховые
взносы в Пенсионный фонд;
з) страховые взносы в частные пенсионные фонды.
3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, всего:
в том числе:
а) прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка;
б) прирост вкладов в коммерческих банках;
в) приобретение
облигаций
Российского внутреннего займа;
г) приобретение
облигаций
Государственного сберегательного
займа;
д) приобретение сертификатов Российской Федерации;
е) прирост
(уменьшение)
средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с
использованием пластиковых карт;
ж) приобретение акций предприятий
4.Покупка жилых помещений
5. Расходы населения на приобретение иностранной валюты
6. Деньги отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм).
Всего денежных расходов и сбережений
Превышение доходов над расходами
БАЛАНС
Важным инструментом государственного регулирования и стратегического планирования доходов населения является определение величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда. Под величиной прожиточного минимума понимают показатель абсолютного измерения низких доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.
В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован ряд методов:
1.Статистический (прожиточный
минимум устанавливается на
уровне доходов,
которыми располагают 10—20% самых малоимущих
граждан страны).
2. Нормативный (определяется по фактической стоимости потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину).
3. Комбинированный или нормативно статистический (питание определяется по нормативам, а остальное — по его доле в общих расходах).
4. Субъективный (на основе социологических опросов населения о необходимом минимальном доходе).
5. Ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспечить прожиточный минимум).
6. Медианный (здесь порогом бедности считается величина, равная половине медианного дохода (среднедушевого дохода населения)).
7. Условных расчетов (применяется в основном в США. Состоит в оценке уровня стоимости специально сконструированного продовольственного набора и далее, исходя из условного соотношения между величиной прожиточного минимума и стоимостью продовольственного набора как один к трем, определяется величина прожиточного минимума).
8. Социальный минимум (в отличие от прожиточного, включает в себя более расширенный набор промышленных товаров).
В Российской Федерации при расчетах прожиточного минимума используется принятый в международной практике комбинированный или нормативно-статистический метод. В соответствии с ним прожиточный минимум есть не что иное как натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низко-доходных семей.
Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разработан специалистами Института питания АМН России. Он базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в России особенности потребления продуктов.
В продовольственный набор прожиточного минимума входят около 40 наименований продовольственных товаров, объединенных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д.). Он обеспечивает полное удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и энергии по всем социально-демографическим группам при минимальной стоимости «продовольственной корзины».
Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам, выделенным на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения.
Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает в себя расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются по воле аналогичных затрат в бюджете низко-доходных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о фактической структуре расходов наименее обеспеченного населения.
Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.
Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.
Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны. Их реализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, как социальное государство.
1. Т.Х. Ильечева “Планирование и прогнозирование в рыночной экономике”
Учебное пособие Калининград 1998г.
2. “Стратегическое планирование” Под редакцией Уткина Э.А.- М.: Ассоциация авторов
и издателей “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС, 1998г.-440с.
4. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие /В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевич. – Мн.: Интерпрессервис, 2001.
5. Игнатов В.Г., Батурин Л.А. Экономика социальной сферы: Учебное пособие – Ростов на Дону: Март, 2001.