База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни

Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни









НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


№ группы и вариант   221-ФК  

Ф.И.О. студента      ВЛАСОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА

Дата сдачи студентом к.р.    24.12.2004

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Планирование и прогнозирование в рыночной экономике

(наименование дисциплины)

 

Тема:  Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни.

Ф.И.О. преподавателя    Ильичева Татьяна Харлампиевна

Дата проверки к.р. ______________оценка ________________________

 

Контрольная работа предъявляется экзаменатору при сдаче экзамена (зачета)

 
 























Содержание


1.      Введение………………………………………………………………………..3

2.      Прогнозирование и планирование социального развития и

     повышения  уровня жизни……………………………………………………4

3.      Заключение…………………………………………………………………….15

4.      Список литературы……………………………………………………………16
























Введение




     Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.


Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.


Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями  при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.














Регулирование и  стратегическое планирование социального развития и повышения уровня жизни.

В системе внутренней политики государства особое место за­нимает социальная политика.

Социальная политика — особый аспект внутренней полити­ки, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концен­трированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интере­сов людей в области социальных отношений и условий их жизне­деятельности.

Социальные отношения возникают и развиваются между людь­ми в процессе их общения между собой. Это общение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) между клас­сами; в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них.

Условия жизнедеятельности людей — это материальные и ду­ховные блага, сферы деятельности, необходимые для их существо­вания и развития. Таким образом, социальная политика — это

политика, обращенная непосредственно к населению: классам, на­циям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности. Поэтому можно говорить о том, что главным объектом социаль­ной политики является население страны, выступающее в качест­ве потребительной силы общества, субъекта потребностей и по­требления.

Все виды политики государства тесно связаны между собой. Осо­бое значение для развития общества имеет диалектическая взаи­мосвязь между экономической и социальной политикой. Она на­ходит свое конкретное появление в следующих двух моментах: а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регу­лирования деятельности людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосо­стояния; б) социальная политика связана с воздействием на отно­шения между людьми по использованию ими материальных и ду­ховных благ, т.е. по использованию условий жизни и всесторонне­го совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости. Таким образом, то, что для одной по­литики является итогом, то для другой — исходным пунктом.

В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения на­селением страны его основных потребностей и обеспечение соци­ального мира в обществе, консенсуса между его различными со­циальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сгла­живание социальных конфликтов в обществе.

Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция опре­деляют положение на рынке); в-третьих, на принцип ответствен­ности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюде­ние правил игры, за создание соответствующих условий для упоря­дочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принцип участия ра­ботников в управлении производством, общественной и государ­ственной жизнью.

Социальная политика государства в социальном рыночном хо­зяйстве должна формироваться таким образом, чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; в-третьих, со­здать механизм социальной защиты населения.

Стратегия и тактика современной социальной политики Рос­сийской Федерации содержится в программе социальных реформ:

В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

— достижение ощутимого улучшения материального положе­ния и условий жизни людей;

— обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

— гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, куль­туры, обеспечения жильем;

— переориентация социальной политики на семью, обеспече­ние прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщи­нам, детям и молодежи;

— нормализация и улучшение демографической ситуации, сни­жение смертности населения, особенно детской и граждан трудо­способного возраста;

— существенное улучшение социальной инфраструктуры.


Необходимыми условиями достижения указанных целей, явля­ются:

  1. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важней­шего стимула развития производства и повышения трудовой ак­тивности работников.
  2. Обеспечение справедливого распределе­ния доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.
  3. Стимулирование исполь­зования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитова­ния социально-значимых программ, направленных на формиро­вание базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.
  4. Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с од­ной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, — не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в свя­зи со структурной перестройкой экономики.
  5. Усиление  адресно­сти социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа на­значения пособий.
  6. Создание полноценных условий жизнедея­тельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизне­обеспечения детей.
  7.  Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессио­нальных рисков.
  8. Стабильное финансирование отраслей соци­альной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в пла­нируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего про­дукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в, важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государст­венного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли рас­ходов на конечное потребление домашних хозяйств в используе­мом ВВП.

Стратегия социальной политики Российской Федерации имеет свою, строго определенную тактику, то есть, выявление стратеги­ческих установок на отдельные этапы, постановку задач, опреде­ляющих содержание каждого этапа и путей их решения.

В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется достигнуть в два этапа.

     Главные задачи первого этапа носят достаточно локальный характер. Это: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение мас­штабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между раз­личными категориями населения, недопущение массовой безра­ботицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач должна способствовать реализация таких мер как: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение дей­ствующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованно­сти их предоставления; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепле­ние порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и не­продовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспорт­ные, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращения мас­совой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Второй этап должен протекать в более благоприятных экономических условиях. Имеются пред­посылки, что российская экономика начнет динамично развиваться, в результате чего появятся: материальные и финансовые возмож­ности для увеличения расходов на социальные нужды; предпосыл­ки для реального роста денежных доходов населения, искорене­ния массовой бедности, обеспечения оптимального уровня заня­тости. На этом этапе намечается решить следующий комплекс за­дач: повысить минимальные государственные гарантий заработ­ной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда — часовую тарифную ставку; на основе социального парт­нерства внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях, пересмотрев в этих целях Еди­ную тарифную сетку; изменить систему налогообложения индиви­дуальных денежных доходов населения в направлении, обеспечи­вающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; создать полноценную систе­му защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового  кодекса; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе; начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; усовершенство­вать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных соци­альных стандартов.


В социальной политике государства выделяется несколько чрез­вычайно важных аспектов, по которым и осуществляется регули­рование социальных процессов, происходящих в обществе.

 К ним относятся:

1.       Политика в сфере доходов и личного потребления семей.

2.       Политика в сфере общественного благосостояния.

3.       По­литика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и заня­тости.

4.       Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.

5.       Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.


Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее глав­ной целью является содействие стимулированию результатов тру­довой деятельности, профессиональной и территориальной мобиль­ности населения, сокращение необоснованно высокой в настоя­щее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановле­ние и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда. Ме­роприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы: а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе эко­номики; б) в области оплаты труда в бюджетной сфере. В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы га­рантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тариф­ных договоров и соглашений между работодателями и работника­ми на всех уровнях социального партнерства; осуществление регу­лирующего воздействия государства на оплату труда руководите­лей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности. Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работ­ников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом над­бавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высоко­квалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую   результативность труда; проведение повышения ставок заработ­ной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и< с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обе­их сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспо­собного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.

В процессе государственного регулирования оплаты труда на­емных работников активно используются: налоги, механизм соци­ального партнерства и система договоренностей между предпри­нимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за наруше­ния трудового законодательства.

Политика в сфере общественного благосостояния предусмат­ривает: а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты насе­ления от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход, мень­ше прожиточного минимума должны быть объектом первоочеред­ной помощи со стороны местных и государственных органов. Ми­нимальный потребительский бюджет определяется как набор раз­личных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. Он должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствова­ния, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов; б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора наци­ональной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, ко­торые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие кри­терии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физиче­ской культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охра­ны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды дея­тельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается   научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, со­храняются исторические и нравственные традиции народов, насе­ляющих нашу страну.

Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обес­печению функционирования служб и Фонда содействия занято­сти, выплаты пособий по безработице, организации оплаты обще­ственных работ для временно незанятых, разработке программ со­здания, сохранения и развития рабочих мест.

Данное направление социальной политики занимает в ней осо­бое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.

Указанная роль проявляется в том, что экономическая полити­ка, направленная на эффективное развитие производства, опреде­ляет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная по­литика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.). Политика в сфере занятости ока­зывает существенное влияние на политику в сфере благосостоя­ния, поскольку она определяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социально незащищенных групп населе­ния; в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

Политика по поддержке социально незащищенных групп насе­ления предусматривает:

1.       Постоянное совершенствование пенси­онной системы на основе: а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсио­нера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потре­бительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объек­тивно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов;

2.       Развитие системы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных по­собий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан,   уволенных с государственной службы);

3.       Обеспечение функцио­нирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равно­правного участия женщин в политической, экономической, соци­альной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и мо­лодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нрав­ственное и социальное развитие.

Политика в отношении отраслей социальной инфраструкту­ры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хо­зяйственной системы страны; приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и куль­туры, укрепление их материально-технической базы; расшире­ние жилищного строительства; совершенствование коммуналь­ного хозяйства.

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью осо­бого механизма решения социальных проблем, важным структур­ным элементом которого является стратегическое планирование.

Народное благосостояние является одним из ключевых объек­тов стратегического планирования. Содержание этой категории рас­крывается через такие понятия как: «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни».

Под «условиями жизни» понимают наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (заня­тость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жили­ща, имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы).  «Уровень жизни» — это обеспеченность населения необхо­димыми для его жизнедеятельности материальными и духов­ными благами, достигнутый уровень их потребления и сте­пень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

«Качество жизни» — это понятие, характеризующее, с одной стороны, самого субъекта общественной жизни и потребностей — человека (например, продолжительность жизни, уровень физиче­ского и психического здоровья, образования, культурного и ин­теллектуального потенциала), а с другой, комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

Задачи стратегического планирования уровня жизни определя­ются целями социальной политики. Хотя, и это следует иметь вви­ду, результаты такой процедуры планирования, как прогнозирова­ние социального развития страны, учитываются в процессе форми­рования стратегии и тактики социальной политики. Главная задача стратегического планирования уровня жизни состоит в том, чтобы по крайней мере не допускать в ближайшей перспективе падения жизненного уровня населения по сравнению с уже достигнутым, а в дальнейшем, создать необходимые предпосылки для роста на­родного благосостояния, повышении качества жизни. Локальные же задачи — являются производными от главной, подчиненными ей и, вместе с тем, они отражают особенности деятельности госу­дарства по регулированию отдельных аспектов народного благосо­стояния.

Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Фе­дерации осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целе­вых комплексных программ, предусматривающих решение узло­вых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая из трех групп.


В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни.

К ним относят:

1)         показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэф­фициенты рождаемости, смертности, естественного прироста на­селения в целом и его отдельных социальных групп;

2)         показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здо­ровья    (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость;

3)         показатели удовлетворения потребностей населения в труде (за­нятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неква­лифицированного и тяжелого труда и т.д.); 

4)         показатели, характе­ризующие удовлетворение потребностей в развитии личности   рос­сийских граждан (численность населения имеющего различные уровни образования, доля времени на культурную деятельность в структуре свободного времени, доля средств расходуемых на обра­зование и культуру в федеральном бюджете, в совокупных расхо­дах населения);

5)         показатели, характеризующие состояние окру­жающей среды;

6)         показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья в расчете на 1 человека, число чле­нов семьи на одно жилое помещение, федеральные стандарты со­циальной нормы площади жилья);

7)         душевые показатели: произ­водство ВВП, ВНП, НД; общих и конечных доходов домашних хозяйств; фактического конечного потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домаш­них хозяйств на конечное потребление материальных товаров, фак­тического конечного потребления домашними хозяйствами мате­риальных товаров).


Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспечен­ность личным имуществом, потребление продуктов питания, про­житочный минимум, число перевезенных пассажиров различны­ми видами транспорта и т.д.).


Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населе­ния по доходным группам, показатели концентрации и дифферен­циации доходов и потребление и др.).


В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населения за­висит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семей­ном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и ме­стного бюджетов.

Все доходы получаемые населением страны могут быть охарак­теризованы следующими тремя важными категориями:

а) номи­нальные доходы;

б) реальные доходы;

в) реально используемые (конечные) доходы.

Под номинальными доходами понимают ту часть ВВП, ВНП или НД на которую население имеет право в результате осуществле­ния каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), соци­альных трансфертов (выплаты из фондов социального страхова­ния), трансфертов между организациями (одни фирмы получают ди­виденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсор­ские отчисления). Они включают в себя совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом, в состав номинальных доходов включаются:

а) денежные доходы, получаемые населением от государствен­ных, общественных, кооперативных, частных предприятий, учреж­дений, организаций и фермерских хозяйств (доходы, облагаемые налогами показываются в суммах до вычета налогов). Общая сум­ма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, прово­димых Госкомстатом России, отчетных балансов денежных дохо­дов и расходов населения, а на перспективу — на основе укруп­ненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расхо­дов населения и оценок экспертов;

б) натуральные доходы, получаемые от семейного хозяйства, фер­мерского хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они определяются по данным СНС (системы на­циональных счетов) отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции
и услуг (отчетного и прогнозного);

в)  косвенные доходы населения, получаемые в процессе исполь­зования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями соци­альной инфраструктуры (сферы), обслуживающих население. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и прогнозно­го федерального бюджетов.


При расчетах номинальных доходов населения необходимо иметь ввиду то обстоятельство, что номинальные доходы одних групп населения частично формируются за счет других групп населения,

поскольку оно выплачивает налоги и обязательные платежи и оп­лачивает стоимость платных услуг, предоставляемых физическими лицами и организациями, предприятиями, учреждениями соци­альной сферы.


Реальные доходы населения определяются путем вычета из но­минальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитыва­ется индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уро­вень инфляции).

Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непос­редственно на приобретение материальных благ и получении мно­гообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системы по по­лученным у них кредитам.


Принципиальная схема формирования договоров населения име­ет следующий вид:


I. Номинальные доходы:

  • денежные доходы;
  • натуральные доходы;
  • материальные затраты учреждений, бесплатно об­служивающих население.

Вычесть:

  • оплату услуг;
  • обязательные платежи и налоги.

Равно: II. Реальные доходы населения
Вычесть:

§         добровольные платежи и взносы;

§         прирост сбережений;

§         сокращение задолженности населения за товары,
имущество, купленные в кредит.

Равно: III. Конечные (реально используемые) доходы.

Индекс цен и тарифов

IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопо­ставимых ценах и тарифах, всего: в т.ч.:

  • на душу населения;
  • индекс роста (падения) доходов.

Большое значение в регулировании уровня жизни имеет про­гнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.

Первый — основан на использовании в расчетах прогнозных значений объема ВНП и его структуры. Сначала определяется ве­личина лично располагаемого дохода населения (ЛРД). Расчет ве­дется по следующей формуле:

ЛРДt+n = ВНП t+n - А t+n  -  НПКо t+n  + ТП t+n   - Н t+n

       где:

ВНП — валовой национальный продукт;

А — амортизация;

НПКо — нераспределенная прибыль коммерческих организаций;

ТП — трансфертные платежи (выплаты по социальному стра­хованию, пособия по безработице, выплаты инвалидам и т.д.);

Н — налоги;

t+n — год прогнозируемого периода.

Если из полученной суммы ЛРД вычесть сбережения, то можно получить представление о величине доходов населения, которые могут быть использованы на потребление материальных благ и услуг.


Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и структуры национального дохода, являющегося важнейшим эле­ментом ВНП. Для определения величины национального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги, т.е.: НД = ВНП — А — КН. При этом берется во внимание то обстоя­тельство, что национальный доход имеет следующую структуру:

 НД = Фп + Фн + Фр (где: Фп — фонд потребления, Фн — фонд накопления и Фр — фонд резервов).

В этом случае логика прогнозирования доходов населения в лю­бом году перспективного периода может иметь следующий вид:

I. Национальный доход в прогнозируемом периоде (определяется по прогнозным таблицам СНС, МОЕ (межотраслевого баланса)).

II.  Фонд потребления в национальном доходе (по прогнозным таблицам СНС и МОБ)

прибавить:

  • платные услуги;
  • накопление в домашних хозяйствах;

вычесть:

  • износ жилищного фонда;
  • материальные затраты учреждений науки и управ­ления;

равно = III. Потенциальные ресурсы для потребления населе­нием.

вычесть — IV. Конечные (реально используемые) доходы насе­ления в базисном году.

равно = V. Общий прирост ресурсов потребления.

вычесть — VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение стабиль­ного уровня жизни (учет влияния роста числен­ности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.).

равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов

населения.

VIIа. Использование ресурсов:

а)       на повышение фонда оплаты труда, всего в т.ч.

— повышение минимального уровня оплаты труда;

— повышение среднего уровня оплаты труда;

— снижение налогового бремени

б)      на увеличении объема трансфертных платежей:,

— повышение уровня пенсий;

— увеличение других выплат.

Расчеты реальных доходов населения в прогнозируемом перио­де могут осуществляться по такой схеме:

1.  Денежные доходы — всего

в т.ч.:— заработная плата;

—  доходы от собственности;

—  поступления из финансовой системы;

—  пенсии и пособия;

—  стипендии;

—  другие доходы;

—   

2. Денежные доходы не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего:

в т.ч. — налоги, сборы и другие обязательные платежи;

— взносы в общественные организации;

— приобретение лотерейных билетов;

— приобретение ценных бумаг;

— выплата процентов за кредит;

— другие нетоварные расходы.

3.  Изменение сбережений у населения.


4.  Денежные доходы, реализуемые на приобретение товаров (1 - 2 ± 3).

5.  Натуральные доходы от домашних хозяйств, ферм, от пред­приятий и организаций:

6.  Материальное потребление в сфере общественного обслужи­вания.

7.  Выигрыш или проигрыш населения от динамики цен.

8.  Конечные (реально используемые) доходы — (4 + 5 + 6 ±7).

9.  Численность населения — млн. чел.

     10.Реальные доходы на душу населения — руб.

     11.Динамика реальных доходов:

+ рост реальных доходов (в %)

— падение уровня реальных доходов (в %).

В связи с тем, что в общей сумме доходов населения, подавля­ющая часть приходится на оплату работников наемного труда боль­шое значение имеют расчеты реальной заработной платы. Они ве­дутся по следующей принципиальной схеме:

1.Средняя месячная заработная плата лиц наемного труда.

2.   Удержано налогов при выплате заработной платы.

3.   Средняя месячная заработная плата выплачиваемая (1—2).

4.   Индекс цен на товары и услуги, приобретенные лицами на­емного труда в прогнозируемом году, по отношению к отчетно­му (в %)


общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в ценах соответствующих лет)

Уц =    общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в сопоставимых ценах)


5.   Средняя выплаченная заработная плата по покупательной спо­собности рубля отчетного года (3:4).

6.  Индекс роста заработной платы.


В процессе расчетов показателей уровня жизни народа широко используется отчетный и прогнозный (по сокращенной схеме) ба­ланс денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также таблицы СНС и, особенно, «Счет образования доходов по отраслям», таблицы «Оплата труда наем­ных работников по экономике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».

Особенно велика роль в этих расчетах баланса денежных дохо­дов и расходов населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, ис­числяются реальные и номинальные доходы и покупательная спо­собность населения, рассчитываются показатели распределения на­селения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения в группировке по источникам полу­чения средств и направлением их расходования. Разрабатывается этот баланс по следующей принципиальной схеме:


                            Доходы

 

1.Оплата труда

2.   Доходы рабочих и служащих
от предприятий и организаций,
кроме оплаты труда

3.   Дивиденды

4.   Поступления от продажи про­дуктов сельского хозяйства

5.   Пенсии и пособия

6.   Стипендии

7.   Поступления из финансовой
системы: всего

в том числе:

а)  страховые возмещения;

б)  ссуды на индивидуальное
жилищное строительство и дру­гие цели;

в)  изменение задолженности
по ссудам, выданным на потре­бительские цели;

г)  проценты по вкладам;

     д) выигрыши и погашения по займам;

е)  выигрыши по лотереям;

    ж)  изменение задолженности
населения по покупке товаров
в кредит (прирост ±, уменьше­ние —);

з)  изменение задолженности
по ссудам лицам, осуществляю­щим деятельность без образова­ния юридического лица (при­рост ±, уменьшение —);

и) возмещение ущерба ре­прессированным гражданам.

8. Прочие поступления:

а) от продажи вещей через
комиссионные магазины и ску­почные пункты;

б) от продажи утильсырья,
металлолома и др. (несельско­хозяйственные заготовки)

в)  другие доходы

9. Деньги, полученные по пере­водам (за вычетом переведенных
и внесенных сумм)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего денежных доходов

 

Превышение расходов  над доходами

 

БАЛАНС

Расходы и сбережения

 

1. Покупка товаров и оплата ус­луг, всего: в том числе:

а) покупка товаров во всех ка­налах реализации;

б) оплата услуг и другие рас­
ходы, всего:

в том числе:

оплата жилья и коммуналь­ных услуг;

оплата бытовых услуг;

услуги системы образования;

расходы на путевки в сана­
тории и дома отдыха, туризм и
медицинские услуги;

расходы на кино, театры и
другие зрелища;

расходы на все виды транс­
порта;

—   оплата услуг связи;

—   прочие расходы

Расходы и сбережения

2.  Обязательные платежи и доб­ровольные взносы, всего:

в том числе:

а) налоги и сборы;

б) платежи по страхованию;

в)  взносы в общественные и
кооперативные организации;

г)  возврат ссуд;

д) приобретение лотерейных
билетов;

е)  проценты за товарный
кредит;

ж)   обязательные страховые
взносы в Пенсионный фонд;

з)   страховые взносы в част­ные пенсионные фонды.

3.  Прирост сбережений во вкла­дах и ценных бумагах, всего:

в том числе:

а) прирост вкладов в учреж­дениях Сберегательного банка;

б) прирост вкладов в коммер­ческих банках;

в)   приобретение облигаций
Российского внутреннего займа;

г)   приобретение облигаций
Государственного сберегатель­ного займа;

д)  приобретение сертифика­тов Российской Федерации;

е)   прирост (уменьшение)
средств физических лиц, депо­нированных в банках для расче­тов с использованием пластико­вых карт;

ж) приобретение акций пред­приятий

4.Покупка жилых помещений

5.   Расходы населения на приобретение иностранной валюты

6.   Деньги отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм).

Всего денежных расходов и сбережений

 

Превышение доходов над расходами


БАЛАНС



Важным инструментом государственного регулирования и стра­тегического планирования доходов населения является определе­ние величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального раз­мера оплаты труда. Под величиной прожиточного минимума по­нимают показатель абсолютного измерения низких доходов насе­ления, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован ряд методов:

1.Статистический (прожиточный минимум устанавливается на
уровне доходов, которыми располагают 10—20% самых малоиму­щих граждан страны).

2.  Нормативный (определяется по фактической стоимости по­требительских товаров и услуг, входящих в потребительскую кор­зину).

3.  Комбинированный или нормативно статистический (питание оп­ределяется по нормативам, а остальное — по его доле в общих расходах).

4.   Субъективный (на основе социологических опросов населе­ния о необходимом минимальном доходе).


5. Ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспе­чить прожиточный минимум).

6. Медианный (здесь порогом бедности считается величина, рав­ная половине медианного дохода (среднедушевого дохода населе­ния)).

7. Условных расчетов (применяется в основном в США. Состо­ит в оценке уровня стоимости специально сконструированного про­довольственного набора и далее, исходя из условного соотноше­ния между величиной прожиточного минимума и стоимостью про­довольственного набора как один к трем, определяется величина прожиточного минимума).

8. Социальный минимум (в отличие от прожиточного, включает в себя более расширенный набор промышленных товаров).

В Российской Федерации при расчетах прожиточного миниму­ма используется принятый в международной практике комбини­рованный или нормативно-статистический метод. В соответствии с ним прожиточный минимум есть не что иное как натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограни­чения и обеспечивающий минимально необходимое количество ка­лорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низко-доходных семей.

Продовольственный набор для расчета прожиточного миниму­ма разработан специалистами Института питания АМН России. Он базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в России особенности потреб­ления продуктов.

В продовольственный набор прожиточного минимума входят около 40 наименований продовольственных товаров, объединен­ных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, ово­щи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молокопродукты, рыбопро­дукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д.). Он обес­печивает полное удовлетворение потребности в основных пище­вых веществах и энергии по всем социально-демографическим груп­пам при минимальной стоимости «продовольственной корзины».

Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам, выделенным на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную диф­ференциацию по интегральному показателю условий жизни насе­ления.

Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает в себя расходы на непродовольственные то­вары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются по воле аналогичных затрат в бюд­жете низко-доходных семей. Информационной базой для их обос­нования служат материалы обследования бюджетов домашних хо­зяйств о фактической структуре расходов наименее обеспеченного населения.

























Заключение

Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной           сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.

Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.

Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны. Их реализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, как социальное государство.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


1.     Т.Х. Ильечева   “Планирование и прогнозирование в рыночной экономике”

       Учебное пособие Калининград 1998г.


2.    “Стратегическое планирование” Под редакцией Уткина Э.А.- М.: Ассоциация авторов

        и    издателей “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС, 1998г.-440с.


4.       Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие /В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевич. – Мн.: Интерпрессервис, 2001.


5.       Игнатов В.Г., Батурин Л.А. Экономика социальной сферы: Учебное пособие – Ростов на Дону: Март, 2001.

 

 

 

 

 

 


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена