База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Проявление девиации в поведении преподавателя ВУЗа

Проявление девиации в поведении преподавателя ВУЗа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра Философии









Аналитическая записка к социологическому исследованию


по теме: Проявления девиации в поведении преподавателя ВУЗа









Выполнили: студентки гр. 2Тэ-3

                                                                                                   Шпыркова В.Н.

                                                                                                   Шалаева Е. Г.


                                                                                   Проверил:   Мальченков Е. И.











Витебск 2005г.

Содержание



Введение……………………………………………………………………………………...3

Раздел 1 ''Проявление негативных тенденций в поведении преподавателя, как организатора учебного процесса''…………………………………………………8

Раздел 2 ''Распространенность взяток''…………………………………………..14

Раздел 3 ''Особенности поведения студентов и преподавателей в ненормативной связи''…………………………………………………………….16

3.1 взаимодействие преподавателей и студентов в процессе получения взяток……………………………………………………………………...16

3.2     сексуальные домогательства в ВУЗе……………………………….18

3.3     особенности поведения студента в конфликтной ситуации с преподавателем……………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………………….21

Приложение А.  Программа исследования……………………………………….24

Приложение Б. Образец анкеты…………………………………………………...26

Приложение В. Анкета студентов ВГТУ…………………………………………30

Приложение Г. Анкета студентов ВГУ…………………………………………...37





















ВВЕДЕНИЕ

 

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

В недалеком прошлом термин “отклонение” был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.

Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.

Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Однако в данной работе мы обратим свое внимание на проявления девиации в поведении лишь одной группы людей – это преподаватели ВУЗов.

Поводом для озабоченности этой темой послужило, столкновение с прецедентом жалоб студентов на унижения и недостойное поведение на лекциях со стороны отдельных преподавателей некоторых факультетов. Представим ситуацию, когда, преподаватель постоянно допускает на лекциях разного рода презрительные, язвительные, грубые, оскорбительные и запугивающие замечания в адрес студентов всех вместе и каждого в отдельности, так что посещение этих лекций вызывает страх и отвращение. Продолжение такой ситуации возможно на экзамене, когда получить отличную оценку практически невозможно никому, вопросы строятся на мелочных придирках, все пересдают по три-четыре раза, чтобы, пройдя сквозь слёзы и депрессию, вымучить наконец-то четверку. Студенты, как правило, не знают, что им делать в этой ситуации, которую они не хотят терпеть, но помощи ждать неоткуда.

Имеются ли у университетов, элиты образовательных учереждений, эффективные механизмы пресечения того, что не соответствует её элитарности. Некоторые явления, а именно: купленные липовые диссертации, взятки у абитуриентов и студентов и, наконец, возможность безнаказанного унижения личного достоинства студентов, говорят о том, что такие механизмы не действуют или слаборазвиты.

Девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К видам девиантного поведения относят алкоголизм, гомосексуализм, наркоманию, азартные игры, наркоманию, проституцию, самоубийство.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовной ответственности. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получило особое название – делинквентное поведение. Грань между деликвентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается область уголовно наказуемых поступков.

 В область уголовно-наказуемых действий преподавателя прежде всего можно отнести взяточничество.

В УК РБ  получение взятки определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в круг служебных полномочий должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

В случае преподавателя, это принятие подарков, денег, услуг, ценных бумаг и т.д., за положительную оценку на экзамене, при сдаче курсовой (диплома), за зачет, место в общежитии, либо при распределении.

По оценкам экспертов, размах коррупции в сфере образования достигает 30 миллиардов рублей в год. Практически каждый студент рано или поздно сталкивается с этим явлением. Эксперты считают, что для того, чтобы побороть коррупцию в образовании, государство должно перестать вынуждать преподавателей брать взятки, то есть - начать им платить по-человечески. Систему образования надо сделать прозрачной. Особенно это касается процедуры вступительных экзаменов, тут важен общественный контроль. Необходим неформальный контроль и за качеством образования.

Еще одно явление, на которое следует обратить внимание, это сексуальные домогательства преподавателей по отношению к студенткам ВУЗов.

Сексуальное домогательство определяется как:

  • сексуальные предложения, требования "сексуальных услуг" и прочие "вербальные" или физические действия сексуального свойства, выдвигаемые в качестве условия приема на работу или сохранения работы;
  • когда вынужденное согласие или отказ женщины от подобных предложений становится определяющим при вынесении решения о найме на работу или сохранении работы;
  • когда целью или результатом таких действий является влияние на производительность труда или создание устрашающей, враждебной или оскорбительной обстановки на рабочем месте.

Главной характеристикой сексуального домогательства является нежелательность знаков внимания. Даже цветы, любовные письма. телефонные звонки, комплименты и песни могут рассматриваться как сексуальное домогательство, если они являются нежелательными.

Принуждение к сексу происходит не ради секса как такового, это вопрос власти и подчинения. Поэтому, когда мы обсуждаем сексуальное домогательство, ключевые слова при этом - власть и дискриминация. Принуждение к сексу является одним из утонченных методов злоупотребления властью. Женщине дают понять: знай свое место, ты прежде всего Женщина и должна быть использована в этом качестве. Для студентки непристойное предложение разделить ложе с преподавателем в обмен на оценку или другие льготы является не только оскорбительным. Оно подчеркивает ее неравное положение с мужчиной.

Даже полагая, что для  пожилого профессора секс с молодой студенткой будет непреодолимым препятствием, его главное удовольствие состоит в возможности безнаказанно унизить человека, зависимого от него.  

Мы выбрали данную тему, т. к. в последнее время темы взяточничества и сексуальных домогательств стали очень актуальной темой для обсуждения в студенческих кругах и за их пределами. Практически каждый третий студент за время своей учебы сталкивается с произволом преподавателей. С другой стороны настораживает отсутствие  конкретных судебных разбирательств таких фактов.

Однако в процессе разработки темы, мы обнаружили, что проблема гораздо шире. Гораздо чаще происходят инциденты, которым не придают большого значения, как то запугивание студентов, оскорбительные и язвительные замечания о внешности и одежде студентов.  Оказывается, не редкость появление преподавателя в нетрезвом виде либо с запахом перегара на занятиях.

В данной работе мы попытаемся определить, насколько распространено явление девиантного поведения преподавателей в нашем вузе, и по возможности сравнить полученные показатели с аналогичными в университете П. М. Машерова. 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 ''Проявление негативных тенденций в поведении преподавателя, как организатора учебного процесса''


Самой главной составляющей учебного процесса в любом учебном заведении является преподавательский состав. От того, насколько компетентен преподаватель, зависит эффективность изучения конкретного предмета  и всего обучения в целом. 

Часто преподаватели ругают студентов за неэтичное поведение  на занятиях. Но если разобраться, то именно поведение преподавателя служит макетом для формирования поведения его студентов.

В данном разделе мы исследуем мнение студентов о преподавателях их Вуза, и попытаемся разобраться так ли уж безупречно поведение преподавателя как организатора учебного процесса.

Таблица 1 - Как вы оцениваете преподавательский состав вашего Вуза (по 5-ти бальной шкале)?

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

5, полностью доволен

0

0

1

3

2

4, в принципе меня устраивает

20

67

16

53

3

3, нормально, как и везде

10

33

13

44

4

2, не доволен

0

0

0

0

5

1, совсем не доволен

0

0

0

0

всего

30

100

30

100

Средняя оценка

3,7

3,6








Как видно из данных таблицы, студентов абсолютно довольных преподавательским составом практически нет. Большинство опрошенных и в ВГУ (53%), и в ВГТУ (67%) ответили, что их устраивают преподаватели их Вуза. Посчитав среднюю оценку по каждому Вузу, мы видим, что  в ВГТУ она несколько выше. Однако незначительно и эту разницу можно списать на некоторую неточность исследования, так как оно проводилось выборочно. Итак, можно сделать вывод, что оба университета схожи по характеристикам педагогического состава.


Таблица 2 - Часто ли преподаватели опаздывают к вам на занятия?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

часто вообще не приходят

0

0

0

0

2

да, почти всегда опаздывают

0

0

0

0

3

 да, достаточно часто

0

0

1

3

4

иногда бывает

22

73

18

60

5

редко и по уваж. причине

8

27

11

37

6

 не знаю, редко бываю на занятиях

0

0

0

0

всего

30

100

30

100

 

Из данной таблицы видно, что опоздание – тоже, как выяснилось, не только студенческая прерогатива.  И в ВГТУ, и в ВГУ подавляющее число респондентов, 73% и 60% соответственно, отметили, что преподаватели иногда опаздывают на собственные пары. Причем далеко не всегда это случается по уважительной причине. Только 27% в ВГТУ, и 37% в ВГУ считают, что у преподавателей для опоздания имеется уважительная причина.

Причем поговорка «начальник не опаздывает, а задерживается», тоже не работает, так как в Вузе преподаватель – не начальник, а по большому счету – коллега.


Таблица 3 - Выключают ли преподаватели мобильные телефоны на время занятия?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, всегда

0

0

0

0

2

 в основном да           

28

93

9

30

3

часто забывают

0

0

13

43

4

нет, не выключают

2

7

8

27

5

не берут на занятия

0

0

0

0

6

затрудняюсь ответить

0

0

0

0

всего

30

100

30

100

Что касается данной ситуации, то можно сделать вывод о том, что в ВГТУ преподаватели более дисциплинированы и в основном выключают свои мобильные телефоны на время занятия, так ответили 93% респондентов. И только 7% утверждают, что преподаватели их не выключают.

В ВГУ все несколько сложнее и преподаватели, по мнению 43% опрашиваемых, часто забывают выключать мобильные телефоны. Примерно одинаковое количество студентов утверждают, что преподаватели в основном выключают телефоны –30% и не выключают их –27%.


Таблица 4 - Если у преподавателя звонит телефон во время занятия, как он чаще поступает?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

выключает

2

7

11

37

2

просит перезвонить позже 

0

0

0

0

3

выходит разговаривать на коридор

26

86

19

63

4

разговаривает, не выходя из аудитории

2

7

0

0

всего

30

100

30

100

 

 Итак, если все-таки у преподавателя телефон звонит во время занятия, то как  в ВГТУ, так  и в ВГУ он: выходит разговаривать на коридор, так ответили 86% и 63% респондентов соответственно, выключает – 7% и 37%.

Однако в ВГТУ есть и такие преподаватели, которые разговаривают, не выходя из аудитории, это утверждают 7% опрошенных. Можно предположить, что в ВГУ таких ситуаций не было, судя по тому, что этот вариант ответа не выбрал ни один из респондентов.

Таблица 4 - Случалось ли, что преподаватель приходил на занятия в нетрезвом виде либо с запахом перегара?

 

  

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, такое бывает часто

0

0

0

0

2

иногда случается

0

0

6

20

3

было 1-2 раза

7

23

10

33

4

никогда

13

43

9

30

5

затрудняюсь ответить

10

34

5

17

всего

30

100

30

100


Часть респондентов отметила случаи присутствия их старших коллег на лекциях, мягко говоря, в не совсем трезвом состоянии. Конкретно такие ситуации отметили 23% опрашиваемых в ВГТУ (1-2 раза) и 53% - ВГУ (20% ответили иногда, 33% - 1- 2 раза)

43% и 30% опрошенных студентов ВГТУ и ВГУ никогда не видели преподавателя в нетрезвом виде на занятиях. А также 10%  и 5% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос.


Таблица 5 - Бывает ли, что преподаватели намеренно искажают фамилии студентов, либо дают им клички?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, таких преподавателей много

1

3

1

3

2

только некоторые

0

0

1

3

3

те, с которыми студенты в конфликтных отношениях

5

17

2

7

4

те, с которыми студенты в дружеских отношениях

8

23

18

60

5

таких нет, наши преподаватели не позволяют себе такого поведения

13

43

8

27

6

затрудняюсь ответить

4

13

0

0

всего

30

100

30

100

 


Таким образом, 43% респондентов в ВГТУ и 73% - в ВГУ утверждают, что преподаватели намеренно искажают фамилии студентов, либо дают им клички. Однако, большинство из них (23% и 60% соответственно) говорят, что с этими преподавателями они в дружеских отношениях.

43% и 27% опрашиваемых в ВУЗах считают, что такого никогда не бывает.

13% в ВГТУ затрудняются ответить на поставленный вопрос.





Таблица 6 - Есть ли среди ваших преподавателей такие, которые относятся ко всем студентам одинаково непредвзято?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, таких много

5

17

8

27

2

да, но их не много

18

60

11

37

3

таких единицы

7

23

7

23

4

нет

0

0

4

13

5

затрудняюсь ответить

0

0

0

0

всего

30

100

30

100

 

Итак, справедливые преподаватели в Вузах есть, 17% и 27%, в ВГТУ и ВГУ соответственно, считают, что таких много. 60% и 37% - не много, «таких единицы» - утверждают по 23% студентов в обоих Вузах. И, наконец, в ВГУ есть студенты, а именно 13% опрошенных, которые говорят, что справедливых преподавателей в их вузе нет.


Таблица 7 - Если преподаватель относится к студенту предвзято, то в чем это выражается? (возможны несколько ответов)

                                                                             

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

ответов

Кол-во

ответов

1

в агрессивном поведении

2

0

2

в игнорировании на занятиях

1

4

3

необоснованных претензиях

22

10

4

чрезмерная требовательность

13

26

5

оскорбления в адрес студента

5

4

6

жалобы в деканат             

2

1

7

 другое

4

1

всего

49

46


Из данной таблицы видно, что свою неприязнь к студенту преподаватели выражают различными способами. Самыми распространенными являются необоснованные претензии ( 22 ответа в ВГТУ и 10 – ВГУ), и чрезмерная требовательность (13 и 26 ответов соответственно). Остальные проявления, судя по опросу, тоже присутствуют, хотя и встречаются реже.


Таблица 8 - Позволяют ли себе некоторые преподаватели оскорбительные замечания в адрес студентов по поводу  их внешности, и т.д.?

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, это происходит часто

0

0

1

3

2

иногда

11

37

2

7

3

только когда студент сам виноват

2

7

0

0

4

редко и в форме шутки

8

27

25

83

5

никогда

10

33

2

7

всего

30

100

30

100


Преподаватели редко  позволяют себе оскорбительные замечания в адрес студентов, и чаще всего это происходит в форме шутки, так считают 27% опрошенных в ВГТУ и 83% - в ВГУ. Что такое происходит часто, утверждают лишь 3% опрошенных в ВГУ, в ВГТУ таких ответов не зафиксировано. «Такое происходит иногда» – 37% респондентов в ВГТУ и 7% в ВГУ. «только когда студент сам виноват» - 7% в ВГТУ, в ВГУ так не ответил ни один из опрошенных. И, наконец,  «никогда» ответили 33% опрошенных в ВГТУ, и 7%  - в ВГУ.

Таблица 9 - Сталкивались ли вы с ситуацией, когда преподаватель запугивает студентов до сессии( например, обещая, что многие не сдадут  его экзамен)?

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, есть преподаватели, которые это практикуют

21

70

25

83

2

 иногда, для стимуляции студентов к более тщательной подготовке   

7

23

5

17

3

нет, преподаватели всегда поддерживают студентов перед сессией

2

7

0

0

4

затрудняюсь ответить

0

0

0

0

всего

30

100

30

100


В таблице наглядно  отражена ситуация с запугиванием студентов, которая сложилась в обоих Вузах, так как большинство опрошенных и в ВГТУ(70%), и в ВГУ(83%) отмечают такую практику у своих преподавателей. А 23% и 17% ,соответственно, считают, что это все для блага студентов и для их более тщательной подготовки. 7% респондентов в ВГТУ утверждают, что их преподаватели всегда поддерживают. К сожалению, в ВГУ таких ответов нет.

                Раздел 2 ''Распространенность взяток в ВУЗах''

Эта тема навеяна, как говорится, парящими в воздухе слухами о фактах взяток преподавателями вузов с одной стороны и практическим отсутствием конкретных судебных разбирательств таких фактов.

Для того, чтобы определить причины коррупции в высших учебных заведениях требуется отдельное исследование.

В данной же работе мы ограничимся изучением проблемы распространенности взяток в двух университетах нашего города. Мы рассмотрим особенности контингента, берущего взятки. А также формы взяток.


Таблица 10 - Сталкивались ли вы с проблемой взяточничества в вашем вузе?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, у нас в ВУЗе часто берут взятки            

0

0

0

0

2

я знаю отдельные случаи

17

57

2

7

3

я таких случаев не знаю

13

43

28

93

всего

30

100

30

100

 

Итак, 57% респондентов в ВГТУ и 7% - в ВГУ знают отдельные случаи взяток в их ВУЗе. И соответственно 43% и 93% не знают случаев взяточничества.


Таблица 11 - Можете ли вы утверждать, что в университете существует устойчивый контингент преподавателей и сотрудников, берущих взятки?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да и довольно большой

0

0

0

0

2

да, но это сравнительно небольшая группа одних и тех же людей

5

17

1

3

3

этим периодически занимаются многие

0

0

0

0

4

нет, этого я утверждать не могу

25

83

29

97

всего

30

100

30

100

 

Судя по данным таблицы, большого контингента преподавателей и сотрудников, берущих взятки, ни в одном, ни в другом ВУЗе  нет. То, что этот контингент представлен небольшой группой людей, считают  17% и 7% опрошенных в  ВГТУ, и в ВГУ.

Контингента преподавателей и сотрудников, берущих взятки, не существует, так утверждают 83% и 97% респондентов.


Таблица 12 - Если преподаватель берет взятки, то в какой форме?


Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

ответов

Кол-во

ответов

1

деньги

11

10

2

подарки

25

15

3

услуги

3

0

4

другое

3

4

всего

40

30


Самой распространенной формой взяток являются подарки, причем в обоих Вузах (25 и 15 ответов). На втором месте деньги, 11 и 10 ответов соответственно. На третьем месте некие другие формы взяток (3 и 4 ответа). Ответ «услуги» выбрали 3 человека в ВГТУ, в ВГУ  таких ответов нет.















Раздел 3 «Особенности поведения студентов и преподавателей в ненормативной связи»


3.1 взаимодействие преподавателей и студентов в процессе получения взяток.

В данном разделе мы попытаемся выяснить, кто же является инициатором взяточничества. Возможно, это преподаватель, который вынужден делать это из-за унизительного размера своего оклада. А значит, закрываются глаза на взяточничество, поскольку это считается "дополнительной заработной платой", которую не может выплатить государство по экономическим причинам. Или же это студенты, которые  основной целью обучения в вузе видят "корочку", а вовсе не знания. Тогда причиной взяток становится желание студентов как можно проще пройти свой "тернистый путь знаний" (заплатив за экзамен, а не потратив месяцы на освоение предмета).


Таблица 13 - Приходилось ли вам, вашим друзьям, родителям  дарить подарки преподавателям?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, часто

0

0

1

3

2

иногда

5

17

0

0

3

крайне редко

1

3

10

33

4

нет, такого не было

24

80

19

64

всего

30

100

30

100


Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в университетах не существует устойчивой традиции дарить подарки преподавателям. Лишь 3% опрошенных в ВГУ утверждают, что часто дарят подарки своим преподавателям, ВГТУ – 0%. Зато 17% респондентов в ВГТУ отвечают «иногда», в ВГУ – 0. «крайне редко» ответили 3% респондентов в ВГТУ, и 33% - в ВГУ. И большинство опрошенных в обоих университетах (80% и 64% соответственно) ответили, что такого не было.

Таблица 14 - Если ''да'', то чья была инициатива?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

наша, желание отблагодарить преподавателя за хорошее отношение к нам

1

17

1

7

2

наша, это подарок к празднику

1

17

14

93

3

наша, в расчете на снисходительность на экзамене

2

33

0

0

4

это выгодный договор с преподавателем

0

0

0

0

5

это требование преподавателя

2

33

0

0

всего

6

100

15

100


Как видно из таблицы, в ВГТУ студенты, даря подарки, чаще всего преследуют корыстные цели, так ответили 33% отвечающих, с другой стороны, столько же  ответили, что это требование преподавателя. Также нужно отметить, что в ВГУ такие варианты ответа не выбрал никто.

Желание отблагодарить преподавателя возникает лишь у 17% респондентов в ВГТУ, и у 7% в ВГУ. Таким образом поздравляют с праздником  своих преподавателей 17% опрошенных в ВГТУ, и 93% респондентов в ВГУ.


Таблица 15 - Приходилось ли вам лично (либо в составе группы) давать деньги для решения проблем с учебой?


Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, часто

0

0

0

0

2

да, иногда

0

0

0

0

3

никогда

30

100

30

100

всего

30

100

30

100


В ответе на данный вопрос студенты проявили удивительное единодушие. 100%  респондентов в обоих Вузах никогда не давали взяток. Таким образом, следующий вопрос «за что?» становится не нужным.

 

 

 

3.2 сексуальные домогательства в ВУЗе

В последнее время вопросы, связанные с сексуальными домогательствами (а иногда даже и с насилием) со стороны преподавателей, боссов, “друзей”, стали очень актуальной темой для обсуждения в женских кругах и за их пределами. Сегодня ситуация примерно такая: сексуальные домогательства, их вроде бы официально в нашей стране (в отличие, скажем, от сдвинутой на защите прав женщин Америке) как бы и нет, и в то же время тысячи юных особ женского пола проливают по ночам в подушку безутешные слезы – от унижения и жестокого разочарования в людях.

В данном разделе мы выясним, существует  ли в наших ВУЗах проблема домогательств. Если да, то в чем  это выражается.


Таблица 16 - Среди ваших знакомых есть те, кто подвергались сексуальным домогательствам со стороны преподавателей?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, таких много          

0

0

1

3

2

таких случаев не много

3

10

4

13

3

таких единицы

0

0

12

40

4

затрудняюсь ответить, я не знаю таких случаев

27

90

11

37

5

нет, у нас это невозможно

0

0

2

7

всего

30

100

30

100

 


Итак, мы видим, что поднятая нами проблема все–таки существует. 3%  респондентов в ВГУ ответили, что таких случаев много, в ВГТУ – 0%.

«Не много», так ответили 10% опрошенных в ВГТУ, и 13% в ВГУ. «Таких единицы» считают 40% респондентов в ВГУ, и 0% в ВГТУ.

Затрудняются ответить, так как не знают таких случаев, 90% респондентов в ВГТУ, и 37% в ВГУ. Считают, что в их Вузе такое невозможно 7% респондентов в ВГУ.


Таблица 17 - Если ''да'', то в какой форме это выражалось?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

намеки интимного характера

2

67

2

9

2

нежелательные прикосновения

1

33

19

82

3

неприличные предложения

0

0

2

9

4

требования секса, в замен на положительную оценку

0

0

0

0

всего

3

100

30

100

 

Самой распространенной формой домогательств являются нежелательные прикосновения (33% и 82% соответственно в ВГТУ и в ВГУ). Затем идут намеки интимного характера (67% и 9%). И на третьем месте неприличные предложения (9% в ВГУ).

 

3.3   особенности поведения студента в конфликтной ситуации с преподавателем.

Эта часть раздела посвящена  проблеме защиты студента в случае конфликтной ситуации с преподавателем. Дело в том, что очень часто студенты либо не знают, как себя можно защитить, либо боятся это делать, опасаясь последствий. Следующие вопросы как раз и направлены на выяснение позиции студентов в такой ситуации.


Таблица 18 - Если преподаватель нарушает ваши права, вы знаете, как можно защитить себя?

 

Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да

1

3

6

20

2

в принципе да

15

50

15

50

3

весьма смутно

9

30

6

20

4

нет

5

17

3

10

всего

30

100

30

100

 

Таким образом, мы видим, что большинство из опрошенных студентов не имеют четкого представления о способах самозащиты в конфликтной ситуации с преподавателем. Только 3% респондентов в ВГТУ и 20% в ВГУ ответили, что знают как отстоять свои права.

«в принципе да, представляю» ответили по 50% опрошенных в обоих ВУЗах. «весьма смутно» 30% в ВГТУ и 20% в ВГУ.

И, наконец, не знают способов самозащиты 17% респондентов в ВГТУ и 10% - в ВГУ.


Таблица 19 - Если вы когда-либо попадете в ситуацию, когда ваши права будут ущемлены, будете ли вы отстаивать их?


Варианты ответа

ВГТУ

ВГУ

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

1

да, любыми способами

6

20

8

27

2

по возможности

11

37

14

47

3

да, но я не верю в успех этого мероприятия

11

37

2

7

4

нет, я боюсь последствий

0

0

4

13

5

не знаю как это сделать

2

6

1

3

всего

30

100

30

100


Итак, любыми способами готовы отстаивать свои права 20% и 27% респондентов ВГТУ и ВГУ соответственно. По возможности – 37% и 47% респондентов, и это первый по популярности ответ.

Будут пытаться, но не верят в успех этого мероприятия 37% и 7% опрошенных в ВГТУ и ВГУ.  Не знают как это сделать 6% и 3% респондентов.

А вот ответ «я боюсь последствий» заслуживает особого рассмотрения. В ВГТУ таких ответов нет. В ВГУ так ответили 13% опрошенных. К полученным результатам можно смело добавить несколько процентов, так как в силу психологических причин не все опрашиваемые честно отвечают на вопросы такого характера. Так не стоит ли задуматься руководству университетов над тем, как обеспечить защиту студентов?





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог нашему исследованию, мы делаем следующие выводы:

Во-первых, преподаватели являются основой образовательного процесса. От их квалификации зависит качество знаний, которые получат студенты. Однако, и от поведения педагога зависит тоже очень многое. Например, с каким чувством студент идет на занятие, а значит и то, как  он усваивает преподаваемый материал. Исследование показало, что проблема девиации в поведении преподавателя как организатора учебного процесса существует.

Многие из опрошенных студентов двух ВУЗов указывают, что преподаватели опаздывают на занятия. Это можно понять, если на то есть уважительная причина. А если такое происходит регулярно? Когда же студент опаздывает на занятие, его не редко оставляют за дверью аудитории. Аналогично проблема обстоит и с мобильными телефонами. Как преподаватель может требовать выключать их,  если сам этого не делает? Так же респонденты отмечают появление преподавателя в нетрезвом виде на занятиях. Пусть даже это происходит редко, но все же… Может ли такой преподаватель рассчитывать на уважение студентов? Нет. А как следствие этого возникает пренебрежительное отношение к предмету.

А вот момент, который радует. Преподаватели как в нашем университете, так и университете им. Машерова не позволяют себе унижать личное достоинство студентов, а именно: использовать однозначно нецензурные выражения, грубо кричать на студентов, давать студентам клички, демонстративно искажать их имена и фамилии, делать язвительные замечания о внешности и одежде студентов, публично обсуждать личную жизнь студентов или их личностные недостатки без их согласия.

В то же время студенты практически единогласно утверждают, что многие преподаватели запугивают  студентов перед сессией мол, зачет им не сдать, а об экзамене и говорить нечего. Кстати, пункт «запугивание» в общем рейтинге «нарушений» занимает лидерские позиции. Пугают, как оказалось, не только в ВГТУ, но и в ВГУ.

Во-вторых, взяточничество остается серьезной проблемой для белорусских  вузов - такой вывод сделали эксперты социологической службы. Однако, исследование проведенное нами в двух вузах показало, что проблема в принципе стоит не так уж остро. То есть студенты слышали о случаях взяточничества в университете, но сами лично никогда в этом не участвовали.

По словам социологов, вокруг взяточничества в институтах и университетах сложилась целая инфраструктура. Треть студентов передают деньги или подарки через посредника, следовательно, поймать преподавателя на горячем при таких условиях практически невозможно. Наш опрос показал, что устойчивого контингента, берущего взятки в вузах нет.

К тому же, из-за постоянной нехватки преподавательских кадров, даже если факт взятки и доказан, администрация высшего учебного заведения не спешит увольнять сотрудника. 

Хотя, студенты сами иногда непротив подарить подарок преподавателю в расчете на его  снисходительность во время экзамена.

В- третьих, в вузах существует проблема  сексуальных домогательств. В нашем вузе, судя по ответам студентов, серьезной проблемой это вряд ли можно считать. А вот в ВГУ им. Машерова все намного серьезнее. Многие из респондентов отметили, что сталкивались с этой проблемой и преподаватели иногда не прочь «распустить руки».

В-четвертых, есть еще одна проблема, вытекающая из всего вышеизложенного. Это то что студенты боятся отстаивать свои права, в случае их нарушения. Иногда они просто не знают как это сделать, а иногда боятся последствии. Например вылететь из университета, или, если преподаватель продолжает вести  предмет и в будущем, то его предвзятого отношения к себе.

 Итак, проведенное анкетирование полностью подтвердило нашу гипотезу, что проблемы этичности в университете есть и они связаны не только с хамским, с точки зрения преподавателя, поведением студентов, но и порой с этическими ошибками педагогов. И, кроме того, сами студенты действительно отказываются открыто об этом разговаривать. Кто-то боится осложнений в учебе или не верит, что можно что-то изменить. Те, кто учится на «хорошо» и «отлично», как правило, не считают это проблемой для себя. А большинству просто безразлично. Нас это поставило в тупик – неужели все готовы терпеть и молчать, как партизаны, обсуждая подобные ситуации дома за закрытой дверью?


























Приложение А.                     «Программа исследования»

1.     методическая часть

1)     Определение и обоснование проблемы исследования

Мы не раз слышали мнения преподавателей по этой теме. И если следовать их логике, основной причиной проблемы взаимоотношений преподавателей и студентов является  невоспитанность последних, которая часто провоцирует преподавателя на грубость. Неужели вся проблема в нас, учащихся высших учебных заведений?

 На этот раз возможность высказаться по поводу вузовской этики мы решили предоставить студентам. И поднять проблему девиации в поведении преподавателей.

Проблема нашего исследования заключается в выявлении существования фактов проявления девиации в поведении преподавателей как организаторов учебного процесса.

Фактов взяток известно множество, но почему-то студенты не спешат писать заявления на нерадивых преподавателей? Почему? Это страх перед последствиями такого поступка, или, все-таки студентам это выгодно и они готовы платить? Это еще одна  проблема, которую мы попытаемся исследовать.

Примерно аналогично ситуация обстоит с сексуальными домогательствами. Раньше это было огромным тайным позором, и в этом всегда обвиняли девушек. Мужчинам, как обычно, все сходило с рук. Сейчас это, по-прежнему, болезненно и неприятно, обросло новыми обстоятельствами, но все-таки возможность открытого обсуждения дает много поводов для раздумья над тем, как этого не допустить и как этому противостоять.

Данная проблема является предметной, так как вызвана столкновением интересов двух групп: студентов и преподавателей. Она рассматривается в рамках двух вузов г. Витебска, а именно ВГТУ и ВГУ им. Машерова.

Если рассматривать данную проблему с точки зрения глубины охватываемых противоречий, то она является системной, так как охватывает все сферы образовательного процесса.

Цель исследования.

Выяснить мнение студентов о проблеме поведения  преподавателей в ВУЗах нашего города. А так же выяснение фактов и причин девиантного поведения преподавателей. Уточнение особенностей благоприятствующих и препятствующих развитию данного явления.


Объект исследования.

Студенты в возрасте 18-23 лет.

Предмет исследования.

Факты девиантного  поведения преподавателей. Отношение студентов к данному явлению.

Гипотезы.

1.                        В ВУЗах существует ситуации, в которых преподаватели унижают достоинство студентов.

2.                        Большинство студентов не знают способов защиты своих прав, либо боятся это делать.


2)    методологическая часть.

Обоснование выборки.

Выборка осуществлялась методом статистической случайности. Поиск респондентов осуществлялся методом случайной выборки, а опрос проводился анонимно. Было опрошено  60   студентов ВГТУ и ВГУ в возрасте 18-23 лет.

Все это дает основание считать полученную информацию надежной и достоверной.

Обоснование методов исследования.

Так как открыто по вопросам неэтичного поведения преподавателей согласится высказаться далеко не каждый студент. Поэтому мы пошли  путем анонимного анкетирования.



Приложение Б –                   Образец анкеты.

1    Как вы оцениваете преподавательский состав вашего ВУЗа (по 5-ти бальной шкале)? 

     1)  5, полностью доволен

2) 4, в принципе меня устраивает

3)     3, нормально, как и везде

4)     2, не доволен

5)      1, совсем не доволен

2    Часто ли преподаватели опаздывают к вам на занятия?

      1) часто вообще не приходят                                                                                                                                                                                 

      2) да, почти всегда опаздывают                                                                                                                                                                                   

      3) да, достаточно часто                                                                                                                                                                                     

      4) иногда бывает                                                                                                                                                                                     

      5) редко и по уваж. причине                                                                                                                                                                                  

      6) не знаю, редко бываю на занятиях                                                                                                                                                                                      

3    Выключают ли преподаватели мобильные телефоны на время занятия?

      1) да, всегда                                                                                                                                                                                      

      2) в основном да                                                                                                                                                                                     

      3) часто забывают                                                                                                                                                                                   

      4) нет, не выключают                                                                                                                                                                                   

      5) не берут на занятия                                                                                                                                                                                  

      6) затрудняюсь ответить                                                                                                                                                                                   

4 Если у преподавателя звонит телефон во время занятия, как он чаще поступает?

  1) выключает       

  2) просит перезвонить позже                                                                                                                                                                     

  3) выходит разговаривать на коридор                                                                                                                                                                         

  4) разговаривает, не выходя из аудитории                                                                                                                                                                        

5 Случалось ли, что преподаватель приходил на занятия в нетрезвом виде либо с запахом перегара?

  1) да, такое бывает часто                                                                                                                                                                    

  2) иногда случается                                                                                                                                                                   

  3) было 1-2 раза                                                                                                                                                                     

  4) никогда                                                                                                                                                                         

  5) затрудняюсь ответить                                                                                                                                                                    

6 бывает ли, что преподаватели намеренно искажают фамилии студентов, либо дают им клички?

  1) да, таких преподавателей много                                                                                                                                                                        

  2) только некоторые                                                                                                                                                                  

  3) те, с которыми студенты в конфликтных отношениях                                                                                                                                                                        

  4) те, с которыми студенты в дружеских отношениях                                                                                                                                                                       

  5) наши преподаватели не позволяют себе такого поведения                                                                                                                                                                        

  6) затрудняюсь ответить                                                                                                                                                                    

  7) таких нет                                                                                                                                                                       

7 Есть ли среди ваших преподавателей такие, которые относятся ко всем студентам одинаково непредвзято?

  1) да, таких много                                                                                                                                                                      

  2) да, но их не много                                                                                                                                                                     

  3) таких единицы                                                                                                                                                                   

  4) нет                                                                                                                                                                                 

  5) затрудняюсь ответить                                                                                                                                                                    

8 Если преподаватель относится к студенту предвзято, то в чем это выражается? (возможны несколько ответов)

  1) в агрессивном поведении                                                                                                                                                                   

  2) в игнорировании на занятиях                                                                                                                                                                      

  3) необоснованных претензиях                                                                                                                                                                  

  4) чрезмерная требовательность                                                                                                                                                                      

  5)оскорбления в адрес студента                                                                                                                                                                      

  6) жалобы в деканат                                                                                                                                                                  

  7) другое                                                                                                                                                                           

9 Позволяют ли некоторые преподаватели оскорбительные замечания в адрес студентов по поводу  их внешности, и т.д.?

  1)да, это происходит часто                                                                                                                                                                    

   2)иногда                                                                                                                                                                                               

   3) только когда студент сам виноват                                                                                                                                                                                    

   4) редко и в форме шутки                                                                                                                                                                                     

   5) никогда                                                                                                                                                                                            

10   Сталкивались ли вы с ситуацией, когда преподаватель запугивает студентов до сессии( например, обещая, что многие не сдадут  его экзамен)?

      1)да, есть преподаватели, которые это практикуют                                                                                                                                                                                     

      2) иногда, для стимуляции студентов к более тщательной подготовке                                                                                                                                                                                   

      3)нет, преподаватели всегда поддерживают студентов перед сессией                                                                                                                                                                                    

      4) затрудняюсь ответить                                                                                                                                                                                   

11   Сталкивались ли вы с проблемой взяточничества в вашем вузе?

      1) да, у нас в ВУЗе берут взятки                                                                                                                                                                                  

      2)я знаю отдельные случаи                                                                                                                                                                                    

      3) я таких случаев не знаю                                                                                                                                                                                 

12   Можете ли вы утверждать, что в университете существует устойчивый контингент преподавателей и сотрудников, берущих взятки?

      1) да и довольно большой                                                                                                                                                                                 

      2)да, но это сравнительно небольшая группа одних и тех же людей                                                                                                                                                                                 

      3) этим периодически занимаются многие                                                                                                                                                                                 

      4) нет, этого я утверждать не могу                                                                                                                                                                                   

13  Если преподаватель берет взятки, то в какой форме?

      1) деньги                                                                                                                                                                                          

      2) подарки                                                                                                                                                                                       

      4) услуги                                                                                                                                                                                          

      5) другое                                                                                                                                                                                          

14  Приходилось ли вам, вашим друзьям, родителям  дарить подарки преподавателям?

      1) да, часто                                                                                                                                                                                      

      2) иногда                                                                                                                                                                                         

      3) крайне редко                                                                                                                                                                                     

      4)нет, такого не было                                                                                                                                                                                 

15  Если ''да'', то чья была инициатива?

      1) наша, желание отблагодарить преподавателя за хорошее отношение к нам                                                                                                                                                                              

      2) наша, это подарок к празднику                                                                                                                                                                                    

      3) наша, в расчете на снисходительность на экзамене                                                                                                                                                                                      

      4)это выгодный договор с преподавателем                                                                                                                                                                                     

      5) это требование преподавателя                                                                                                                                                                                      

16  Приходилось ли вам лично(либо в составе группы) давать деньги для решения проблем с учебой?

      1)да, часто                                                                                                                                                                                       

      2)да, иногда                                                                                                                                                                                     

      3) никогда                                                                                                                                                                                        

17  Если ''да'', то чаще всего за что? 

      1) за поступление                                                                                                                                                                                  

      2) за зачет                                                                                                                                                                                        

      3) за экзамен                                                                                                                                                                                    

      4) за пересдачу                                                                                                                                                                                      

      5) за продление сессии                                                                                                                                                                                    

      6) за защиту курсовой (контрольной, диплома)                                                                                                                                                                                     

      7) за место в общежитии                                                                                                                                                                                  

      8) другое                                                                                                                                                                                          

18  Среди ваших знакомых есть те, кто подвергались сексуальным домогательствам со стороны преподавателей?

      1) да, таких много                                                                                                                                                                                 

      2) таких случаев не много                                                                                                                                                                                      

      3) таких единицы                                                                                                                                                                                   

      4)затрудняюсь ответить, я не знаю таких случаев                                                                                                                                                                                 

      5) нет, у нас это невозможно                                                                                                                                                                                 

19   Если ''да'', то в какой форме это выражалось?

      1)намеки интимного характера                                                                                                                                                                                     

      2) нежелательные прикосновения                                                                                                                                                                                      

      3) неприличные предложения                                                                                                                                                                                

      4)требования секса, в замен на положительную оценку                                                                                                                                                                                     

20   Если преподаватель нарушает ваши права, вы знаете, как можно защитить себя?

      1) да                                                                                                                                                                                                   

      2) в принципе да                                                                                                                                                                                     

      3) весьма смутно                                                                                                                                                                                     

      4) нет                                                                                                                                                                                                 

21   Если вы когда-либо попадете в ситуацию, когда ваши права будут ущемлены, будете ли вы отстаивать их?

      1) да, любыми способами                                                                                                                                                                                 

      2) по возможности                                                                                                                                                                                 

      3) да, но я не верю в успех этого мероприятия                                                                                                                                                                                 

      4) нет, я боюсь последствий                                                                                                                                                                                  

      5)не знаю как это сделать                                                                                                                                                                                  

22   Достаточно ли были понятны вам вопросы анкеты?

      1)да                                                                                                                                                                                                    

      2)нет(поставьте номер вопроса)                                                                                                                                                                                   


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена