База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Русский национализм как политическое течение

Русский национализм как политическое течение

Русский национализм как политическое течение

Введение

Падение коммунизма в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза немедленно повлекло за собой как огромные достижения в области либерализации и демократии, так и возрождение национализма. Однако корни нынешних национал-патриотических группировок довольно многообразны и уходят в период конца 70-х — начала 80-х годов, то есть в последнее десятилетие перед началом активной, открытой деятельности. Тогда это были группы интиллегенции, концентрировавшиеся вокруг некоторых литературных журналов и позже породившие объединение «Память», а также молодежные группировки профашистской ориентации. Можно сказать, что из организаций 80-х годов, в которых умеренные и экстремистские элементы были, как правило, перемешаны, на рубеже десятилетий стали прорастать настоящие экстремистские группировки, самая крупная из которых - московское Патриотическое объединение «Память».

Осенью 90 года от васильевского НПФ «Память» откололись Виктор Якушев и Александр Баркашов, создавшие, соотвественно, Национально-социальный союз (НСС) и Русское национальное единство (РНЕ). Но если НСС после периода подъема в 1991-1992 гг., резко пришел в упадок и был фактически распущен своим вождем, то РНЕ пока устойчиво развивается.

РНЕ тоже породило множество самостоятельных групп во многих регионах, отколовшихся от него по тем или иным причинам (новосибирская Народно-социалистическая партия Юрия Котова, подмосковеая Партия русских националистов Александра Федорова).

В провинции наиболее активным очагом национал-патриотизма стал Урал. Еще в 1986-1987 гг. в Свердловске сложилось объединение «Отечество», один из лидеров которого, Юрий Липатников, создал в ноябре 1991 г. организацию Русский союз. Уже следующим летом от нег откололись две группировки - Русский национальный союз и Национально-государственная партия [1].

В 1994 году центр «Панорама» подготовил краткий словарь-справочник «Русские национал-патриотические и праворадикальные организации». Сколько в России таких организаций? В словаре перечислено более 80 названий, но сегодня эти данные не отражают реальной обстановки, так как некоторые из организаций распались, хотя входившие в них люди, разумеется, не исчезли — примкнули к другим группам или пытаются основать новые. При этом число националистических организаций постоянно растет. Еще лишь десять лет назад, в 1986 году, в ходе социологического опроса 78 % русских признали себя «советскими» и только 15% — русскими, в то время как 90 % эстонцев твердо знали, что они — эстонцы. Сегодня, по опросам, уже только 45 % русских не придают значения национальности [2]. Многие исследователи считают, что в массах зреет глухой, примитивный национализм как реакция инстинкта самосохранения, как средство выживания. Надо отметить непрерывный рост публикаций — газетных и книжных — по русскому вопросу, что указывает на крепнущий интерес к этой теме у читателей.

1. Понятия нации и национализма

Прежде чем приступить к анализу национализма как политического течения в России, необходимо более четко сформулировать понятия национализма и нации с точки зрения общепринятых истин о национализме.

Большинство специалистов сходится в том, что основное учение о национализме можно свести к нескольким положениям:

· существует такая общность, как нация, с присущими ей особыми качествами;

· интересы и ценности этой нации обладают приоритетом перед другими интересами и ценностями;

· нация должна быть как можно более независимой; для этого нужен, по крайней мере, некоторый политический суверенитет.

Таким образом, национализм - это политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти и оправдывающее эти действия с помощью доктрины национализма [3]. Это определение ничего не говорит о характере нации или формах ее политической самостоятельности. Оно избегает оценки, так что с этим определением может согласиться как сторонник национализма, так и его противник.

Что же такое нация? Дать определение этому понятию достаточно сложно.  Очевидно, что это группы людей, которые отграничивают себя от других с помощью объективных признаков (особый язык, антропологический тип, общность культуры, общая история, связь с территорией, ассоциация с государством), хотя такие признаки ни в своем полном наборе, ни в том или ином сочетании отдельных элементов не объясняют, отчего данная группа думает о себе в национальных категориях.

В современной литературе существует уже ставшее классическим подразделение наций и присущего им национализма на этнический и гражданский типы.

Уже более двухсот лет известны «французское» и «немецкое» представления о нации. Первое исходит из идеи нации как свободного сообщества людей, основанного на политическом выборе. Оно берет начало со времен Великой французской революции, когда старому режиму противостояло третье сословие, называвшее себя нацией. Второе восходит к немецким романтикам XIX века. По их представлению, нация выражает «народный дух», опирается на культуру и общее происхождение.

Американский историк Ханс Кон в работе «Идея национализма» предпочел не противопоставлять французскую идею немецкой, а говорить о «западном» и «восточном» типах национализма [3]. Первый сложился, на его взгляд, в Великобритании, Франции, США, Нидерландах, Швейцарии; второй - в Германии, странах Восточной Европы, России, а также в Азии. Основное различие между ними Кон объяснял социальным составом националистических движений. Там, где третье сословие стало мощной силой уже в XVIII веке, национальные требования касались преимущественно экономики и политики. Там же, где в XIX веке буржуазные слои были слабы, требования сосредоточивались в области культуры. Запад был для этих стран притягательным образцом; отставание от него задевало гордость местных образованных классов, так что они стали отторгать «чуждую» модель с ее либеральным и рациональным подходом. Отсюда - комплекс неполноценности у немецких, русских и индийских интеллектуалов, размышления о «душе» и «миссии» нации, бесконечные дискуссии об отношении к Западу. Кон отметил и еще один момент: за пределами западного мира границы сформировавшихся государств и поднимающейся национальности редко совпадали. Национализм вырос здесь не во имя утверждения народного суверенитета, а в стремлении привести рамки государства в соответствие с этнографическими требованиями.

Американский социолог Лия Гринфелд в книге «Национализм: пять путей к современному обществу» выделила социальные слои, выступающие носителями национальной идеологии, и предложила свою оценку типов национализма [3]. Исследовательница развила утверждение Кона о том, что национализм - это реакция на взаимодействие с более развитым обществом и его идеей нации, отчего стремление к имитации достижений сочетается с отталкиванием от ценностей привносимой идеи.

По Гринфелд, на основе двух измерений (как определяется нация и каковы критерии членства в ней) можно выделить три типа национализма. Нацию можно определять как составную общность, образованную входящими в нее индивидами, или как своего рода коллективный индивид. Первый из этих вариантов впервые воплотился в жизнь в Англии, а позднее появился и в других обществах - в частности, в США. Он предполагает моральное и политическое первенство индивида. Понимаемая таким образом нация - это суверенная (т.е. полностью независимая и самоуправляющаяся) общность в принципе равных членов. Свою свободу она выводит из основных свобод составляющих ее индивидов, а ее достоинство отражает естественное достоинство человеческой личности. Достоинство и свобода воплощаются в политических институтах, и потому принципы, положенные в основу индивидуалистского национализма, есть не что иное, как принципы либеральной демократии.

Если же на нацию смотрят как на коллективный индивид, ей начинают приписывать моральное превосходство над отдельными людьми, наделять ее собственной волей, интересами и целями, независимыми от человеческих желаний, надежд и приоритетными по отношению к ним. Поскольку самим членам такой общности эти интересы и цели неведомы, их приходится разъяснять, что и делает специально подготовленная элита. Меняется сам принцип представительства: элита представляет не народ, а идею нации - народу. Такое понимание превосходства нации вступает в противоречие с равенством членов общности, подразумеваемым идеей национализма. То же происходит и с другой его основой - народным суверенитетом. Его понимают иначе, чем в первом случае, превращая в атрибут нации, отделенной от составляющих ее людей. В итоге оказывается, что суверенитет заключается не в индивидуальных свободах, а в коллективной свободе от иностранного доминирования. Да и достоинство нации уже не отражает индивидуального достоинства; напротив, оно выступает лишь как внутреннее свойство нации, а отдельным индивидам передается лишь потому, что те являются ее членами.

Критерии же членства в такой общности могут быть гражданскими и этническими. В первом случае национальность приравнивают к гражданству и рассматривают как политическую и даже юридическую категорию. Поскольку национальность — плод выбора (по крайней мере, теоретически), ее можно приобрести и потерять. И хотя считается, что в каждый данный момент у любого человека должна быть какая-то национальность, при гражданском понимании этого термина она может в отдельных случаях и отсутствовать. Если же национальность определяют в этнических терминах, то, наоборот, ее уже нельзя выбирать, она превращается в биологическую данность. Человек рождается членом нации и не может эту свою идентичность ни потерять, ни поменять, разве что - в крайнем случае - скрыть.

Итак, можно говорить о трех типах национализма. Индивидуалистский национализм по необходимости — гражданский. Индивидуалистские нации гордятся, прежде всего, своими конституционными правами и считают, что именно в этом заключается их своеобразие. Все другие характеристики, которые они могут разделять - язык, территория, физический тип, история, религия, - второстепенны и вряд ли могут считаться основанием для национальной идентичности.

Коллективистский национализм имеет две разновидности: этническую и гражданскую - в зависимости от того, чем обосновывается индивидуальность или уникальность нации. Если речь идет об ощущении культурной или политической уверенности в своих силах, даже превосходства в этих отношениях, то национальность определяют в гражданских терминах (как во Франции). Этнический же национализм, напротив, обычно коренится в глубоком комплексе неполноценности, поощряющем веру в то, что уникальность нации следует искать вовсе не в ее достижениях, а в самой сущности. По этой причине националисты подчеркивают внутренние, недоступные для объективной проверки свойства нации. К такому — коллективистскому этническому - типу Гринфелд относит немецкий и русский национализм [3].

2. Сравнительная характеристика националистических организаций России

У всех националистических группировок России есть некоторые черты, присущие им всем или почти всем.

Так, всем без исключения присущи антизападные и особенно антиамериканские настроения, которые проявляются порой в довольно резкой форме. Так, например. отношение Национал-большевистской партии (председатель — Эдуард Лимонов) к Западу крайне агрессивное: «Самое лучшее, что давно нужно было сделать — завоевать этот самый Запад… Чтоб и духу его не было» [4]; по поводу бомбардировок НАТО в Боснии: «Нужно дать сербам пару ракет с ядерными боеголовками, дабы они их запулили через Адриатику на итальянские города. На Рим и Милан. Пусть знаменитые музеи и развалины разлетятся в куски… НАТО и ООН нужно уничтожить вместе с поганой Европой» [5]. В том же духе пишет и Баркашов (РНЕ) о западной цивилизации. Для него она представляется источником зла и разложения. После прихода к власти, Баркашов так представляет себе политику восстановления национальной самобытности: «Мы запретим употребление в разговоре иностранных слов, прослушивание записей иностранных рок-групп и просмотр западных видеофильмов. Запретим импорт западных товаров» [6].

Многие из этих организаций в той или иной степени милитаристы: без опоры на армию трудно себе представить приход подобных группировок к власти, но главное — милитаризм является важной составной частью державного мировоззрения, свойственного им. Так, лидер партии «Национальный фронт» Илья Лазаренко 11октября 1994 г. на семинаре в МГУ говорил: «Как только наш кованый ботинок разобьет вдребезги жидо-империализм в России, наши стальные гусеницы пройдутся по всей Европе… Наша цель — навести расовый порядок на планете, чтобы расы занимали то место, которое они должны занимать. Белые — хозяева, желтые — слуги, черные — рабы, больше ничего…» [7].

Державность понимается националистами по-разному: традиционные национал-патриоты стремятся восстановить Российскую империю, а группировки фашистской и нацистской ориентации говорят о некой новой Империи, основанной на их, не практиковавшихся ранее в России, принципах. По мнению А. Баркашова, «Только власть национальной иерархии во главе с общенациональным вождем соответствует исторической специфике России и русского народа» [8]. Члены союза «Христианское возрождение» призывают «к созыву земскопоместного собора и восстановлению законной русской государственности — православной самодержавной монархии, с царствующей династией Романовых во главе» [9].

Небывалую поддержку правительства со стороны националистических группировок вызвала война в Чечне, ведущаяся под лозунгом «восстановления конституционного порядка». Национал-большевистская партия активно поддержала введение войск в Чечню, даже перестала на какое-то время ругать президента и правительство. Э. Лимонов писал о сторонниках прекращения войны в Чечне: «Они с истерикой вынуждают Россию подчинится злой воле все более похабных мелких этносов… Введи цензуру, Президент, а если будут вякать и после этого, введи военное положение.» [10]. Партия «Национальный Фронт» по поводу событий в Чечне 26 декабря 1994 г. приняла обращение: «…В данной ситуации, когда враги России не только стреляют в русских солдат из русского же оружия, но и откровенно и с безмерным цинизмом действуют и в самой Москве, мы требуем от Президента и правительства РФ чрезвычайных мер по спасению русской государственности и территориальной целостности» [11].

Практически все националистические организации в той или иной форме призывают к применению насилия. Э. Лимонов пишет: «Мы твердо верим (хотя и сожалеем об этом), что грядет эпоха терроризма в России. Если самые смелые начнут террор, то всегда найдутся тысячи менее смелых, которые разовьют его в гражданскую войну» [12].

Часть организаций отводит важное место в своей идеологии православию (партия «Национальный Фронт» Ильи Лазаренко, РНЕ Александра  Баркашова, союз «Христианское возрождение» Владимира Осипова и Вячеслава Демина и др.). У некоторых, в первую очередь — у СХВ, православие действительно является основой организации, у других, как например, у РНЕ, — оно скорее является элементом общего патриотического образа. Но для всех характерна трактовка православия в первую очередь как этнической религии русских.

Некоторые организации придерживаются некой «ведической» религии, якобы имеющей отношение к языческим верованиям славян, но в немалой степени сходной с языческими изысканиями германских нацистов, например, Союз венедов, Русская партия России.

Многие партии готовы использовать в своей пропаганде любую религиозную идеологию, лишь бы она носила этнический характер. К таким относятся Национально-республиканская партия Юрия Беляева, Национал-большевистская партия Э. Лимонова и др.

В стаю человека обычно загоняет страх. Стая сбивается из слабых и ущербных и становится силой. Как это у поэта? Единица — вздор, единица — ноль, но если в партию (понимай, стаю) сгрудились малые — сдайся, враг, замри и ляг. Враг, конечно же, крайне желателен. Поэтому стаи почти всегда агрессивны. Обращаясь к любой из приведенных выше цитат начинаешь понимать, что практически каждая из них пропитана агрессивностью настолько, что становится страшно не только за Россию, но и за себя и судьбу своих близких, если когда-нибудь (не дай Бог!) к власти придут националисты.

3. «Русское национальное единство» как крупнейшая национал-патриотическая организация России

Одна из крупнейших националистических организаций — «Русское национальное единство» Александра Баркашова — насчитывает примерно 6000 человек [13].

Учредительная конференция прошла 16 октября 1990 г. и до ноября 1990 г. группа называлась «Движение Национальное единство за Свободную Сильную Справедливую Россию» (не за СССР). Официально датой создания Русского национального единства (РНЕ) считается 20 октября. В 1991 г. РНЕ приняло участие в организации Славянского собора. На II съезде Славянского собора 17-18 мая 1991г. Александр Баркашов был избран членом Думы и председателем правления Собора.

РНЕ участвовало в создании, под эгидой Славянского собора, Русского национального собора (РНС) и вошло в его состав, сохранив, впрочем, полную самостоятельность. На конференции 15 февраля 1992 г. сопредседателем (фактические единственным) РНС был избран генерал КГБ Александр Стерлингов. Баркашов стал членом Думы РНС, а с июня 1992 г. — членом президиума Думы.

В октябре 1992 г. руководство РНС участвовало в учреждении Фронта национального спасения (ФНС), но сразу послу учредительного съезда Стерлингов отмежевался от ФНС. Баркашов осудил его за это и подписал соответствующее коллективное письмо вместе с В. Распутиным, Г. Зюгановым, А. Макашовым и др., но и сам уже к декабрю разочаровался в деятельности ФНС.

20 марта 1993 г. Александр Баркашов, Михаил Власов (председатель московского клуба «Русская гвардия») и Александр Федоров (лидер Славянского общества «Русь») заявили о своем выходе из РНС, обвинив РНС в том, что он представляет не соборные интересы русского народа, а только интересы бывших коммунистических партократов (в качестве партократов были названы Стерлингов, Зюганов и Савин).

Союзнические отношения с Власовым впоследствии не сложились, а «Русь» вступила в РНЕ на правах коллективного члена, Федоров стал заместителем Баркашова.

РНЕ находится в оппозиции к традиционному патриотическому движению, обвиняя его в неэффективности и непоследовательности. В среде радикальных оппозиционных организаций РНЕ, будучи самой крупной и известной, тоже мало идет на сотрудничество.

После Указа Ельцина о роспуске парламента 21 сентября 1993 г. отряд РНЕ принял активное участие в противостоянии на стороне Белого Дома. Баркашовцы составляли личную охрану Руцкого, Хасбуллатова и Ачалова, их отряд был назван «специальной воинской частью Министерства безопасности», а сам ефрейтор Баркашов — подполковником. Численность отряда точно неизвестна. Имеется список, включающий 102 человека, но называлась цифра и в 200 человек. Двое баркашовцев погибло в Белом Доме 4 октября и 11 были ранены (из интервью А. Баркашова, [14]).

Четкость организации характеризует то, что у Белого Дома оказались не только москвичи, но и группы из других городов. В частности, там был лидер ставропольской организации Андрей Дудинов, были группы из Саратова и Красноярска.

Существует версия, что представители Руцкого и Хасбуллатова начали вести переговоры с Баркашовым еще весной 1993 г. Тогда же в РНЕ возникла идея создания Комитета национальной безопасности. Во время пребывания отряда РНЕ в Белом Доме были подготовлены даже удостоверения этого Комитета как официальной структуры нового режима [15].

На местах организации РНЕ не были столь активны. Но в Красноярске один из местных лидеров РНЕ Александр Ермашов пригрозил вывести своих бойцов на улицы, если на улицы выйдут сторонники Ельцина.

Точно неизвестно, когда и как покинули боевики РНЕ и лично Баркашов осажденный Белый Дом, но, так или иначе, некоторые соратники обвиняли в последствии Баркашова в том, что он сделал это слишком рано.

В период действия чрезвычайного положения в октябре 1990 г. РНЕ подверглось запрету, члены Совета Алексей Кочетков и Николай Кремлев были арестованы и находились под следствием. В ночь с 19 на 20 декабря 1993 г. неизвестными было совершено покушение на Баркашова. Тяжело раненный Баркашов перенес за 10 дней две операции и был арестован в госпитале 20 декабря.

Баркашов, Кочетков и Кремлев были освобождены из «Матросской тишины» по постановлению Государственной Думы об амнистии 26 февраля 1994 г. Был возобновлен и выпуск газеты РНЕ «Русский порядок».

Еще в октябре 1993 г., после боев в Москве, РНЕ выпустило листовку, в которой участие в этих боях объяснялось не симпатиями к парламентской оппозиции, а необходимостью защитить «законодательную власть перед лицом наступления откровенно антирусской диктатуры, действующей открыто в интересах международного сионизма и международной финансовой олигархии». А концу 1994 г. Баркашов окончательно утвердился во мнении, что сотрудничать с прочей патриотической оппозицией его организации не следует.

Едва выйдя из тюрьмы, Баркашов предпринял попытку внедрения в рабочее движение, с председателем Конфедерации свободных профсоюзов России Александром Алексеевым они подписали 24 марта 1994 г. соглашение о создании Национально-социального движения ставящего своей целью внесение русской национальной идеи в рабочее движение в России. На базе КСПР была провозглашена национально-трудовая партия России (НТП).

После вооруженной конфронтации с властями, Баркашов пришел к выводу о необходимости создания «кроме военно-политической части движения (соратники и сподвижники) общественно-политической» [16]. Осенью 1994 г. речь зашла уже о создании в рамках РНЕ Национально-патриотической партии России, но партийное строительство практически не было развернуто. Также было принято решение участвовать в парламентских выборах, несмотря на принципиальное отвержение парламентской формы правления.

В декабре 1994 г. РНЕ выдвинуло своего лидера в президенты России. РНЕ объявило, что не будет выдвигать партийного списка и не будет ни с кем блокироваться, зато выдвинет кандидатов «в каждом округе». Сам Баркашов заявил, что участие в парламентских выборах «ниже его достоинства и он будет баллотироваться президентом» [17].

По опросам апреля-мая 1995 г., победы РНЕ на парламентских выборах в декабре 1995 г. ожидали 11,4 % россиян. 29 % бывших избирателей партии Жириновского собирались проголосовать за РНЕ, а это уже примерно 7 %, не считая тех, кто собирался голосовать за РНЕ из прежних сторонников других партий или из непришедших голосовать в декабре 1993 г. [18]. Но даже если все эти цифры не были завышены, неспособность РНЕ провести нормальную предвыборную кампанию в декабре 1995 г. свела и на сей раз его шансы почти к нулю.

В декабре 1994 г. в жесткой оппозиционности РНЕ возникло существенное исключение: РНЕ полностью поддержало военную операцию в Чечне. Более того, Баркашов объявил РНЕ резервом Министерства обороны и Министерства внутренних дел и осудил генералов Лебедя и Громова, выступивших против применения армии для разрешения чеченского кризиса.

Не миновали Русское национальное единство и партийные расколы. В мае 1994 года, на базе новоси­бирского отделения РНЕ образовалась Народно-социалистская партия России Юрия Котова. В октябре 1994 года лидер камчатского отделения Сергей Николаев распустил отделение и объявил, что будет формировать отдельную от РНЕ Дальневосточную русскую партию.

И наконец, в конце 1994 года от РНЕ отделился Александр Федоров со своими сторонниками и создал на базе Общества «Русь» Партию русских националистов.

Русское национальное единство является одной из самых радикальных национал-патриотических организаций. А. Баркашов, постоянно отвергающий обвинение в фашизме, называет себя «русским нацио­нал-социалистом» [19]. Как и у других радикалов, собственно в программных документах определен­но экстремистских заявлений почти не содержится. К ним можно отнести разве что тезисы о запрете смешанных браков, неугодных РНЕ конфессий (иудаизма, протестантских течений и т. д.), пропаганды алкоголя, секса и т. п. В «Основных положениях программы Движения РНЕ по построению национального государства».

Методы действия описаны в «Кодексе чести»: «5. Соратник, являясь полномочным представителем Русской Нации, обязан восстанавливать справедливость в отношении Русских людей своей властью и своим оружием, не обращаясь в судебные и иные инстанции. 6. Любые вопросы Соратник решает руководствуясь только национальным правосознанием и в соответствии с полномочиями, данными ему Главным Соратни­ком, и никаким законам не подчиняется» [20].

Судя по «Кодексу», члены РНЕ должны были бы постоянно применять насильственные меры «руковод­ствуясь только национальным правосознанием», но случается это достаточно редко: видимо, такова уста­новка руководства. Но известны и исключения. Так, члены РНЕ участвовали в нападении 22 июня 1995 г. на храм Общества Сознания Кришны в Ростове-на-Дону, в ходе которого от ударов саперными лопатками и дубинками пострадало 25 человек [21].

В феврале 1991 года РНЕ выпустило листовку «Обращение к армии», в которой призвало к введению чрезвычайного военного положения, приостановлению деятельности органов высшей исполнительной и законодательной властей, средств массовой информации и всех непатриотических общественно-политических организаций и партий. РНЕ предложило создать «Временный государственный орган с чрезвычайными полномочиями из представителей Вооруженных Сил, КГБ, МВД и граждан, проходивших службу в Афга­нистане».

Впрочем, во время августовского путча РНЕ не выступило в поддержку ГКЧП. Баркашов объяснял впоследствии, что собирался выступить, но быстро разочаровался в дееспособности ГКЧП.

Надо сказать, что в текстах и выступлениях Баркашова не содержится призывов к массам поднять мятеж. Зато неоднократно говорилось, что РНЕ готово принять участие в национальной революции. Путь к этой революции Баркашов представлял себе так: «Мы будем поддерживать баланс двоевластия в верхах. Состояние нестабильности и процесс ухудшения обстановки — в наших интересах, поскольку обеспечивают пробуждение национального самосознания русского народа и созревание русского национализма» [22].

А уже после победы: «Оппозиция должна быть уничтожена и запрещены митинги. Надо будет ввести смертную казнь практически за все виды преступлений и длительный срок за проституцию» [23].

В отличие от других правых радикалов «идеологи движения отрицают, будто готовят боевиков для заброски в Сербию или Приднестровье: «Нельзя освобождать других, оставаясь рабами. Мы должны приве­сти к власти новых русских людей... — с сильным национальным инстинктом. Причем — повсеместно, замена трех-четырех мэров ничего не даст» [23].

Формальный отказ от участия в противостоянии на Днестре не означает, конечно, отказа от присутст­вия в этом значимом для национал-патриотов регионе. Осенью 1994 года там была создана общественная организация «Русская песня», на базе которой был организован затем местный филиал РНЕ.

Врагов баркашовцы видят тех же, что и другие национал-патриоты: либерально-демократическая часть общества и «лица кавказской национальности».

Не забывает Баркашов и о еврейском вопросе: «пусть лучше сразу уезжают к себе в Израиль или в Америку, пока еще можно...» [24].

Патриотизм представляется Баркашову как националистический и имперский одновременно. Возврат к границам СССР не фигурирует среди декларированных целей движения: «...Террито­рией Российского Государства должна стать территория нынешней Российской Федерации до полного и окончательного выяснения подлинных естественно-исторических границ Российского Государства...» [25]. Формула РНЕ: «Россия должна быть унитарным государством Русских (85%) и Россиян (15%)». Если русские, как и у многих патриотов, — это русские, украинцы и белорусы, то «под Россиянами понимаются неславянские коренные народы России, для которых Россия является единствен­ным Отечеством и с которыми Русские люди сотни лет живут в мире» [9]. Тем самым неявно предполагается депортация многих национальных меньшинств.

С другой стороны, неоднократно подчеркивалось, что национализм не предполагает враждебного отношения к другим нациям; РНЕ неоднократно выражало солидарность с радикальными националистами в других странах, в том числе с украинской УНА-УНСО.

Что касается общепринятой среди умеренных патриотов опоры на православие, Баркашов на этом вопросе внимание не заостряет. Видимо, это связано с неопределенностью его религиозной ориентации, сочетающей симпатии к православию, ведическому язычеству и астрологии. Символом РНЕ является сочленение левой (нацистской) свастики и восьмиконечной звезды («звезды Богородицы»), но напоминает это все-таки скорее свастику. Впрочем, в «Русском порядке» № 2-3 за 1994 год была помещена большая статья «Церковь, нация, держава», в которой утверждалось, что нация выше государства, а Церковь выше нации и именно православие облагораживает национализм. С РНЕ сотрудничают и некоторые деятели Истинно-Православной Церкви и явные язычники [9].

В области экономической, РНЕ придерживается доктрины «национального социализма», то есть соче­тает идеи национализации крупного производства, финансов, внешней торговли и бесплатного социального обеспечения с идеей приоритета русских в управлении экономикой и пользовании социальными благами.

Пропаганда ведется РНЕ в основном через свой печатный орган — газету «Русский порядок», которая стала выходить с начала 1992 г., сразу типографским способом.

Газета содержит в основном документы и пропагандистские материалы РНЕ. Печатаются статьи Баркашова, программные и «теоретические» — о происхождении русских от этрусков и т.п.

К лету 1995 года «Русский порядок», кроме Москвы, печатался уже во Владивостоке, Самаре, Ставро­поле и Петропавловске-Камчатском. На нее можно подписаться по каталогу «Роспечати».

РНЕ построено по иерархическому принципу. Возглавляет его председатель, он же — Главный сорат­ник, Александр Баркашов. Костяк организации составляют «соратники», каждый из которых стоит во главе «десятка» «сподвижников» (в десятке может быть от 2 до 10 человек). Каждый «сподвижник» в свою очередь стоит во главе «десятка» «сочувствующих» (количество сочувствующих в «десятке» не лимитировано, но редко превышает три человека, практикуются приписки). Управление строго авторитарно: на каждом уровне руководитель распоряжается единолично, имеющийся при нем Совет выполняет только совещатель­ные функции.

Евреи, цыгане, кавказцы, среднеазиатские тюрки в организацию не допускаются (хотя Баркашов неоднократно это отрицал). Предпочтение отдается «русским» в понимании Баркашова — русским, укра­инцам и белорусам. Недавно в РНЕ начали принимать женщин.

Баркашов имеет основания гордиться: в его организации большинство составляет молодежь. Часть, вероятно, приходит ради возможности бесплатно потренироваться в боевых искусствах и стрельбе, но те, кто остается и, следовательно, подчиняется сверхжестской дисциплине РНЕ, — уже явно не случайные люди. В РНЕ запрещены пьянство и курение, не говоря уже о наркотиках.

Довольно высок процент военнослужащих, сотрудников органов МВД и спецслужб, что вытекает и из принципиальной установки Баркашова на проникновение в эти структуры.

В отличие от многих других оппозиционных организаций, нет в РНЕ (во всяком случае — среди «соратников») и массы истеричных личностей, пригодных только для митингов. Баркашов не раз говорил, что РНЕ готовится не к митингам, а к борьбе в экстремальной ситуации; этой установке соответствует и отбор кадров.

Точных данных о численности РНЕ нет. Когда Баркашов и тем более те или иные журналисты называют какие-то цифры, трудно сказать, насколько они добросовестны и учитывают ли они все три категории сторонников РНЕ («соратники», «сподвижники» и «сочувствующие»).

РНЕ — военизированная организация. Но степень ее боеготовности и тем более вооруженности точно неизвестна. РНЕ постоянно тренирует своих людей, не только в искусстве рукопашного боя, но и в стрельбе, тактике боя на пересеченной местности и т. п.  Для этого РНЕ содержит несколько тренировочных баз. Не забывают и о подготовке идеологической.

Многие члены РНЕ работают в охранных фирмах, что дает им право на ношение оружия. Есть ли незарегистрированное оружие, — сказать сложно. Во всяком случае, несмотря на обыски в помещениях РНЕ после октябрьских событий 1993 года и по делу Веденкина в 1995 году, уголовных дел по незаконному хранению оружия возбуждено не было.

РНЕ была зарегистрирована Управлением юстиции г. Москвы 27 июля 1993 г. как организация москов­ского городского уровня (Рег. N2783).

Что касается финансового обеспечения деятельности РНЕ, то оно поставлено довольно солидно. Кроме издания газеты, денег требует аренда помещений, спортзалов, тиров, тренировочных лагерей. Плюс — униформа, содержание профессиональных функционеров организации, покупка оружия.

Членские взносы в РНЕ не собираются. Источники финансирования называются разные: деятельность охранных фирм, продажа книг, значков и т.п.

Конкретных доказанных примеров финансирования РНЕ теми или иными внешними по отношению к движению структурами нет. Есть только слухи. Например, говорили о финансировании крас­ноярского отделения директором химкомбината «Енисей» и членом Совета Федерации Петром Романовым [9].

КСТАТИ

Согласно опросу Центра социологических исследований МГУ (3849 респондентов по всей России) на вопрос: «Какие формы борьбы за свои права считаете для себя приемлемыми?» — люди 17 - 24 лет отвечали так: 41,2% не собираются в принципе участвовать ни в какой борьбе, 29,8% предпочитают борьбу в разрешенных законом формах и 12,9% заявили о готовности к борьбе «любыми средствами, вплоть до насильственного неповиновения». Молодежь 24 - 31 года отвечала похоже: 40,8%, 32,8% и 11,0% соответственно [26].

Среди «готовых к насилию» бойцы «РНЕ» составляют явное большинство.

4. Заключение

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что национализм действительно динамичная и опасная сила. Хотя она фактически полностью ориентирована на ситуацию кризиса власти, или, точнее, на силовые действия в этой ситуации, нынешняя обстановка в России не позволяет просто закрывать на это глаза. Я полагаю, что националистические организации смогут найти поддержку, например, в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, то есть там, где оказываются ущемленными гражданские права и свободы русских, проживающих в этих районах.

Однако не может не вызывать опасения обращение к национальному фактору как к якорю спасения. Республики, формирующиеся ныне по принципу нация-государство, рискуют скатиться к национал-фашистской системе. Несправедлива и политически недальновидна правовая дискриминация некоторых народов России, в том числе и самого многочисленного — русского. Создавать национально-государственные образования, основываясь на чистоте крови, разрезе глаз, цвете кожи или религиозном пристрастии — средневековое варварство, порочное, влекущее за собой человеческие трагедии. Что станет со страной, если о своем праве на национальную государственность заявят представители свыше 100 национальностей, проживающих на территории России, от русских до вепсов?



мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена