Семейные формы социального устройства детей–сирот
Гуманитарный Техникум Экономики и Права
Факультет политологии и социологии
Специальность "Социальная работа"
КУРСОВАЯ РАБОТА
"Семейные формы социального устройства детей-сирот"
Москва - 2008
Содержание
Глава I. Социальное сиротство как феномен современного российского общества
1.1 Понятие "социальное сиротство"
1.2 Причины социального сиротства
Глава II. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Усыновление. Опека / попечительство
2.4.1 Развитие института приемной семьи в Свердловской области
2.5 Семейная воспитательная группа
2.6 Анализ развития семейных групп в МУ "ТЦПСД"
2.6.1. Оценка готовности сотрудников Центра стать воспитателями семейных воспитательных групп
Список нормативно-правовых документов
"В России ведется необъявленная война против детства" (5 с.14), - так назвал Альберт Лиханов, председатель Российского детского фонда, ту ситуацию, когда даже по скромной официальной статистике у нас числится 720 тысяч детей-сирот. Ежегодно более 100 тысяч детей в силу разных причин остаются без попечения родителей, причем 95% из них - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.
Государством создано целая сеть интернатов, домов ребенка, детских домов, учреждений социально - педагогической помощи и поддержки для детей и подростков. Но в каком бы замечательном, обеспеченном, чистом и сытом заведении ни жили бездомные дети, большие и маленькие, они хотят собственных маму и папу, а не получать редкую казенную похвалу, за примерное поведение и опрятный вид.
Общественное воспитание обходится самому обществу крайне дорого - это вычеркнутые жизни детей, впустую израсходованные деньги, пополнения маргинального и криминального сообщества. "Государственные сиротские учреждения выдают 90% брака: 40% выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 40% - преступниками, 10% заканчивают суицидом". (5 с.14)
Обострение проблем, связанных с обеспечением выживания, защиты и развития детей в условиях современной социально - экономической ситуации, а также осознание того факта, что сформированная раннее система государственного воспитания детей, пришедшая из времени, когда коллективные методы воспитания являлись приоритетными, не может в должной мере осуществлять функций социализации воспитания ребенка, позволяет говорить, что помещение ребенка в замещающую семью является лучшим средством его социализации.
Немаловажен здесь и экономический фактор: так, "расчетный минимальный бюджетный норматив, установленный в Свердловской области на содержание одного ребенка в интернатном учреждении, в месяц составляет 2,4 тыс. руб., в приемной семье - 1.3 тыс. руб." (12 с.262)
"Почти всякая правда горька. По крайней мере, с привкусом горечи. Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежна, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды. И здесь первое право - тому, кто имеет силы и решимость исправить не пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь. Много ли таких, вглядимся, вокруг? Увы - пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там яркий светит огонек. Искорки эти превратить в костры, темную пустошь - в светлую площадь тепла и душевности - вот высшая общественная цель" - сказал Альберт Лиханов. (5 с.14)
Целью данной работы является исследование семейных форм социального устройства детей-сирот. Объект работы: дети-сироты.
Предмет работы: семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
Анализ социального сиротства как феномена современного российского общества.
Уточнение значения семьи для социализации развития ребенка.
Анализ семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучение развития института приемной семьи в Свердловской области.
Решение поставленных задач осуществлялось в обзорно - теоретической и аналитико-практической частях работы. В заключении данной работы предложены пути решения проблем приемной семьи.
Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Для оказания адресной помощи Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" использует несколько понятий детей-сирот.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты).
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах; признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей - сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав (социальное сиротство).
Последняя группа лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Сиротство как социальное явление можно наблюдать на всем протяжении существования человеческого общества. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия и другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу не желания или невозможности последними осуществлять родительские обязанности, в результате чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии и других литературных источниках древностей имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывающихся в чужих семьях. Однако только с середины ХХ века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы.
С конца ХХ века Российское общество переживает становление новой государственности, реформирование коренных структур жизнеобеспечения и вместе с этим - глубочайший политический и экономический кризис, повлекший за собой падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, т.е. семей, где один или оба из родителей пьянствуют, тунеядствуют, занимаются попрошайничеством, воровством, проституцией и т.д. В ситуации кризиса наглядно проявилось подлинное отношение государства к семье и детям. Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус, семья стала социальной жертвой экономических реформ. Негласно подразумевается, что в ситуации утраты эффективной системы поддержки семьи с детьми именно семья должна неукоснительно продолжать выполнять не только репродуктивную, но и воспитательную функцию и занимать пространства, оставленные государством на месте былой детской инфраструктуры, социального, образовательного, культурного и медицинского сервиса, не поддающегося приватизации.
Если богатые и состоятельные семьи еще способны найти на рынке средства к существованию, образованию, то бедные и особенно нищие слои населения (имеющие средств менее половины существующего прожиточного минимума) нередко выбрасывают в общество и криминальную среду целую армию "генералов песчаных карьеров".
К перечисленным причинам современного сиротства необходимо добавит следующие: во-первых, это увеличение масштабов отказничества, вызванное страхом родителей перед будущим, недостатков доходов и отсутствие жилья и занятости, что происходит в легальной и нелегальной форме (дети - подкидыши, дети, "забытые" в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав - 40 тыс. в год; и в-третьих, утрата родителями вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.
Последствия государственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение, под опеку \ попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующее учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Не смотря на то, что в области государственных учреждений для детей-сирот происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, развитие социальных приютов и социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи, т.е. так называемых "социозащитных учреждений социального обслуживания семьи и детей" (11 с.18), число которых только в Свердловской области достигло 75), проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не подлежат исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) наносят существенный ущерб психике ребенка, ухудшается его здоровье. Дети, воспитывающие в интернатных учреждениях в своем большинстве отстают от сверстников в психо-физическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ.
Полное государственное обеспечение, получение всего в "готовом" виде не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить что - либо, организовать свободное время.
"Программа обучения профессиональных родителей", разработанная в рамках проекта "Поддержка детей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области", называет дополнительно следующие последствия содержания детей в государственных учреждениях:
Недостаток доверия;
Отсутствие взаимодействия;
Агрессивность, гиперактивность, трудное поведение;
Не дискриминированная любовь;
Недостаток самопознания;
Трудности в общении с другими людьми;
Они не пользуются популярностью у сверстников и проявляют агрессивность по отношению к ним.
"Эти трудности могут продолжаться в течение всей жизни человека, прошедшего через этот опыт, но проведенные исследования показывают, что эти трудности, в общем, преодолимы", утверждают разработчики программы.
Значение семьи для социализации развития ребенка (приоритет семейных форм в социальной политике)
Даже в самом замечательном благоустроенном интернате или детском доме ребенку никогда не получить всего того, что дает семья и в чем так нуждается любой человек - искусство создавать семью, вести домашнее хозяйство, растить своих детей в любви и ласке. Не испытав этого на себе, они не научаются этого делать, жители интернатов коверкают свои жизни, заселяют торговые площади, свалки и вокзалы. Именно поэтому "из ста тысяч детей, ежегодно остающихся в России без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи и только 30% - в детские интернатные учреждения. Из 34 тыс. детей усыновленных в 1995г., зарегистрировано лишь 253 неудачных случая, когда семья отказывалась от ребенка; в 1996г. из 30 тыс. усыновлений - 418 отказов. В 1996 г. переданы под опеку и попечительство 77304 ребенка, в семьи - 69 995 детей. В 1997г. соответственно - 78 566 и 72 850 детей". (9 с.5)
Именно семья может поддержать ребенка, помочь преодолеть жизненные препятствия. Однако понадобилось 10 лет, чтобы это идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, начала осуществляться в нашей стране.
Разнообразные формы передачи детей в семьи граждан (опекунские, приемные, патронатные) базируется на психологии не формального, ответственного отношения друг к другу в семье, на погружение ребенка в более привычную для воспитания сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе и другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдение за образцами детско-родительских, супружеских отношений и т.д., и конечно, чувство "тыла" в самостоятельной жизни.
Проведенные исследования показывают, что помещение ребенка в замещающую семью, как всякое изменение условий жизни, приводит в период адаптации к регрессу в его развитии, а затем при благоприятном развитии событий может стать причиной интенсивного развития ребенка.
Сегодня семейные формы устройства сирот все чаще получают государственную поддержку. Местные законы о приемных семьях принятые в Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Самарской, Челябинской, Саратовской, Ростовской и других областях. К примеру, "В Самарской области, где действует комплексная целевая программа "Дети Самарской области", за 6 лет в приемные семьи передано 1 769 детей из домов ребенка, детских домов и интернатов, а всего создана 1 231 приемная семья. К тому же за это время в области не открыли ни одного нового детского дома". (9 с.6).
В Екатеринбурге за 3 года с ноября 2000 по сентябрь 2003г.79% детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в семью и 21% - в учреждения государственного воспитания, здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. На сентябрь 2003г. усыновлено 4 882 ребенка, в семьях опекунов проживают 2 144 ребенка. Созданы 32 приемные семьи, которые воспитывают 61 ребенка. Кроме того в семейных воспитательных группах при социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, в 2000 г. воспитывалось 49 детей, 2001 - 141, 2002 - 139, в сентябре 2003г. в 68 семейных группах центров воспитывалось 92 ребенка. Таким образом, право ребенка жить и воспитываться в семье, определенно как приоритетное направление деятельности Екатеринбургской Концепции Семейной политики.
Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
Главными источниками действующего законодательства в данной области являются:
Международные правовые документы:
Хартия детства;
Декларация прав ребенка (1959);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст.20 утверждается, что: "Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства - участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком". В ст.21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и \ или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.
Федеральные правовые документы:
Основополагающими документами в системе нормативно - правовой базы социального обслуживания детей - сирот являются:
Конституция РФ (1993г) в ст.7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. в ст.31 - 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст.123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение), под опеку \ попечительство или в приемную семью.
Федеральный закон РФ "Принципы содержание и меры государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет" от 14 декабря 1996г.
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 9 июля 1998г. в ст.15 утверждается: "Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти".
Федеральный закон РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 1996г., а также редакции 1998 и 2002гг., которые определяют общие принципы, содержания и меры государственной поддержки детей.
Федеральный закон РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" № 44 - ФЗ от 16 апреля 2001г., устанавливающий порядок формирования и использования государственного банка данных о детях сиротах.
В рамках президентской программы "Дети России" (Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа "Дети - сироты", направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.
Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ в том числе:
"О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" (1992 г)
Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями на 21 декабря 2000 г)
Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. № 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Приказ Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. № 199 "Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в:
Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроля за ее осуществлением".
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства" (В пункте 16, защищая интересы усыновленного ребенка, говорится о том, что "Представительства иностранных организаций направляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей".
Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью".
В "Положении о приемной семье", принятом Правительством РФ в 1996 г., приемная семья определяется как социальный институт защиты детства, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из криминальной семьи.
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 "О детском доме семейного типа" предусматривает правила организации детского дома семейного типа.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1095 от 13 сентября 1996 г. "Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" предусмотрены Рекомендации, определяющие типы учреждений. В Приложении к Рекомендациям данного постановления дается примерное Положение о семейной группе. Управление по социальной политике г. Екатеринбурга издало Приказ "Об организации работы семейных групп в учреждениях социального обслуживания семьи и детей г. Екатеринбурга" от 25 августа 2000 г. Эти законодательные акты легли в основу развития семейных групп.
"Детские беды, в том-то и вся сложность, не подзарплатная забота, это не технические, не индустриальные проблемы, где на каждый вложенный рубль мы можем требовать результативной отдачи и совершенства, тут требуются от всего нашего общества куда более значимые вложения, среди которых - самоотверженность и неэгоизм, стыд и совесть, любовь и надежность, неравнодушие и подлинная человечность не только людей, но и экономики, политики, власти". А. Лиханов (5 с.13).
Сегодня можно говорить, что в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом введены следующие формы устройства сирот: усыновление, опека, приемная семья, семейный детский дом, учреждения для детей, нуждающихся в государственной поддержке.
Мировой и отечественный опыт показывают, что гарантии благополучия будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье значительно выше, чем устроенного в учреждение.
Для обеспечения защиты прав ребенка при создании замещающей семьи следует исходить из приоритета соблюдения прав и потребностей ребенка (семья подбирается для ребенка, а не наоборот); профессионализма родителей-воспитателей (достигается через отбор и обучение, с учетом критериев и показателей деятельности); наличия системы социальной помощи такой семье и обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка и всей семьи специалистами.
"Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей, однако, по мнению специалистов органов опеки и попечительства, рост числа усыновляемых замедляется". (3 с.53)
Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их родителями возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления является уголовным преступлением. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление.
Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до12 лет. Дети старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В последнее время отмечается рост числа усыновлений иностранными гражданами. Наша страна занимает второе после Китая место в мире по зарубежному усыновлению. В основном иностранцы берут детей-инвалидов, не составляя конкуренции нашим приемным родителям. "В 2000 году детей-сирот до года взяли в семью 4713 граждан России и 11506 иностранцев, детей старше одного года - 2678 российских граждан и 4786 иностранцев, детей-инвалидов - 10 российских граждан и 226 иностранцев." (8 с.2)
Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая сторона разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.
Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей. В этой связи необходимо: тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от: индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности): подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играет семейный уклад, отношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления
Есть множество проблем, с которыми непременно столкнется каждый усыновитель. Это прежде всего особенности поведения ребенка, в младенчестве лишенного материнской ласки. Психологи это называют депривационным синдромом. У совсем маленьких он проявляется в странных, часто пугающих формах. Они могут часами раскачиваться в кроватке; биться головой об стенку. И это не страшно - не требует вмешательства психиатра - пройдет. Наоборот, внешне приятные черты поведения: послушание, аккуратность, неприхотливость, приветливость - могут свидетельствовать о том, что ребенок еще не почувствовал себя окончательно дома. Пройдет месяц - другой и бедные родители в ужасе: бывший паинька капризничает, не желает чистить зубы, разбрасывает одежду. Между тем надо бы радоваться: это значит, что он освоился и стал вести себя более естественно.
В помощь людям, решившим усыновить малыша и столкнувшимся с массой вопросов и проблем, в интернете на сайте 7 у а.ru существует конференция - форум о приемных родителях, где тон задает спокойный и ироничный Olelukoe, всегда готовый охладить патетический жар собеседников. Автор высказывания о "подвиге усыновления" моментально получает от него щелчок: "Подвигом усыновление не является, а всем "подвигистам" я бы давал отрицательные заключения, как не готовым к родительской роли." (8 с.2) Здесь же на сайте будущие и уже свершившиеся родители обмениваются новостями, получают информацию - статьи, книги по разным аспектам воспитания приемных детей, наконец, через сайт можно получить сведения о детях из регионального и федерального банка данных.
На втором году существования конференции открылась Школа приемных родителей, располагающаяся в виртуальном пространстве на сайте innenfamilu: narod.ru, а в реальном - на Юго-Западе Москвы, где находится детский приют "Дорога к дому". Несколько сотрудников приюта во главе с Алексеем Рудовым (Olelukoe) разработали проект "К новой семье". Деятельность Школы приемных родителей и программы "К новой семье" направлены на развитие семейных форм воспитания оставшихся без попечения родительского надзора детей. На занятиях в Школе будущие родители тренируют нервы, ораторские навыки и юридическую грамотность, проигрывая, например, заседание суда или разговор с сотрудником опеки. Занятия ведут около десятка специалистов - педагоги, психологи, медики, социальные работники и юристы. Одним словом, Школа приемных родителей - виртуальная и реальная действуют и приносят огромную пользу, как родителям, так и тем, ради кого созданы проекты, программа, в рамках которой организованна Школа.
Опека / попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Бывают случаи, когда родители живы - здоровы, вполне могут лично воспитывать своих детей, но по каким-то причинам делать этого не хотят и добровольно передают их под опеку другим лицам. В этом случае на ребенка не выплачивается государственное пособие: считается, что его может содержать собственный и не лишенный прав родитель. Однако в большинстве случаев родители, оставившие своих детей в основном на бабушек, если и подбрасывают им какие-то деньги, то мало и нерегулярно. Так что страдают от "социальной справедливости" и ребенок, и опекун. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.
Патронат - это форма семейного воспитания, которая в Европе и в США имеет большое распространение. Развитие патронатного воспитания в России в основном опирается на опыт Великобритании. "Первый проект такого рода был осуществлен при поддержке англичан в Москве, на базе детского дома № 19, потом было еще несколько экспериментальных площадок, а сейчас существует уже в 22 регионах, статья о нем внесена в федеральную программу развития образования". (7 с.2)
Патронатные родители заключают договор с местными органами власти и получают зарплату как воспитатели.
Существуют две формы патронатного воспитания. Первая - это социальный патронат над семьей, попавшей в критическое положение. Причины трудностей могут быть самые разные: болезнь родителей, развод, другие травмирующие ситуации. То есть речь идет о временном помещении ребенка в другую семью - на месяц, а может быть, на полгода, на год. А с конфликтной семьей в это время работают психологи, социальные педагоги. Иными словами, патронат применяется, когда надо вывести ребенка из дома, где сложилась неблагополучная обстановка, но хотелось бы предотвратить полный распад семьи. Это важно, так как в нашем обществе и без того хватает решений о лишении родительских прав. Иногда ребенок сбегает из дома, патронатная семья и в этом случае поможет ему, постарается помочь и кровной семье, сохранить ее.
Вторая форма - семейный патронат. В этом случае патронатная семья становится своеобразной малой ячейкой детского дома: ребенок живет в домашних условиях, но законным представителям его интересов является детский дом, а патронатные родители числятся его сотрудниками.
Организация патронатной службы связана с такой важной и неотложной задачей как укрепление служб, защищающих интересы детей. Создаваемая служба патроната будет существовать - и уже существует на базе детских учреждений, но между этими учреждениями и органами опеки заключается договор о разделении ответственности за ребенка. Таким образом, появляется возможность быстро поместить ребенка в патронатную семью. Детский дом же готовит эти семьи. Кроме того, в патронатной службе будут психологи, педагоги, социальные работники.
Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором.
Согласно "Положению о приемной семье", в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.
Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь по юридическим вопросам, материальную помощь, организации лечения, обучения, досуга, летнего отдыха детей; способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Кроме того, за ребенком оставляется возможность в любой момент покинуть эту приемную семью и либо вернуться в детское учреждение, либо выбрать другую приемную семью. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. "По разным подсчетам, в приемных семьях в настоящее время воспитывается от 5 до 10 процентов детей-сирот" (13 с.227). Работа в приемной семье требует особой подготовки. Одной доброй воли здесь мало. Далеко не все выразившие желание - часто сгоряча, после какой-нибудь особенно рвущей сердце публикации, - взять приемного ребенка, доводят свое намерение до конца. Живые дети оказываются не такими умилительными, как рисовалось в воображении, некоторых взрослых раздражает их крик и даже смех. Честнее и полезнее признаться, что не годишься в воспитатели, и ограничиться другой формой помощи сиротам; можно навещать их в приюте или детском доме, вести у них кружки, водить в гости и на экскурсию.
Летом 1998 года состоялись переговоры Губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с представителями Британского Правительства о сотрудничестве в деле решения проблем безнадзорных детей. Результатом этих переговоров стал совместный российско-британский проект "Поддержка детей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области".
В рамках данного проекта разработаны: проект "Профессиональные приемные семьи" и "Программа обучения профессиональных приемных родителей". Для реализации и апробирования новых практик были выбраны три пилотные площадки: Областной центр социальной помощи семье и детям г. Нижняя Тура, Социально-реабилитационный центр "Каравелла" Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Ревдинский специализированный дом ребенка и Ревдинская детская городская больница.
В рамках реализации проекта на Нижнетуринскую пилотную площадку "была возложена миссия по развитию одной из официально признанных в Российской Федерации форм жизнеустройства ребенка - создание и поддержка приемных семей". (11 с.49) В целях выполнения данной миссии "центром активно отрабатывалась методика создания модели замещающей семьи как альтернатива государственному воспитанию. В этой части проект столкнулся с самой большой трудностью - негативной ментальностью населения по отношению к приемному воспитанию. Поэтому кроме непосредственной работы по подбору и обучению приемных родителей, велась активная пропаганда преимуществ семейного воспитания для ребенка с использованием всего того арсенала PR - технологий, которыми вооружили специалистов центра английские коллеги" (11 с.21) - такую оценку работе Нижнетуринского областного центра по развитию приемной семьи в рамках проекта, дала заместитель министра социальной защиты населения Свердловской области И.А. Кунгурцева Реальным же результатом этой работы стало создание 7 приемных семей, которые уверенно смотрят в будущее, так как их жизнеспособность обеспечена соответствующими нормативными актами органов местного самоуправления. "Основательность создания приемных семей подтверждается и динамикой развития семейных отношений (один ребенок усыновлен, двое готовятся к процессу усыновления, один возвращен в родную семью). Число желающих стать приемными родителями постепенно растет. Если в 2001 году их было 6, в 2002 году - 13, то за 5 месяцев 2003 года их уже 9". (11 с.49)
Ревдинский специализированный дом ребенка и Ревдинская городская детская больница - следующая пилотная площадка - разработали и реализовали собственный проект "Твой выбор".
Основной целью работы дома ребенка явилось развитие и внедрение профессионального приемного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Особенностью это пилотной площадки явилось то, что в приемные воспитательные семьи отдавались дети первых трех лет жизни. Главными задачами этого направления стали: подготовка профессиональных приемных воспитателей, подбор воспитателей в рамках небольшого города, где большую роль играет общественное мнение населения, подбор детей для групп семейного воспитания в соответствии с потребностями самих детей, психолого-педагогическое, медико-социальное, социально-правовое сопровождение профессиональных приемных семей на протяжении всей работы. Также проводилась постоянная оценка состояния здоровья и психического развития детей, воспитывающихся в семьях приемных родителей. "Наши патронатные семьи утверждают, что приемные дети оздоравливают их собственную семью. У патронатных воспитателей появилось чувство гордости за выполняемый ими социально - значимый труд" - рассказывает главный врач ММУ "Ревдинский специализированный дом ребенка" Г.В. Галимшина. (11 с.29) В том же отчете по результатам работы проекта "Твой выбор" указываются преимущества профессионального приемного воспитания по сравнению с учреждениями государственной опеки:
Ребенок быстрее и лучше развивается
Становится более уверенным, открытым, жизнерадостным
Активизируется речевое развитие
Ребенок меньше болеет
Повышается его самооценка
Улучшаются способности жить самостоятельно
Малыш активно познает мир, общество, в котором он необходим, семью, где он любим
Патронатная семья - это благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная, психологическая реабилитация их биологических семей, т.е. делается все возможное для сохранения семьи для ребенка.
Профессиональное приемное воспитание - это профилактика правонарушений подростков.
Дом ребенка активно ведет поиск биологических родителей, родных и близких детей. За время работы проекта 13 детей возвращены в свои биологические семьи. "На сегодня в городе работают 9 патронатных семей в которых воспитывается 11 детей." - подводит результаты главный врач, - "Еще 4 семьи прошли полный курс обучения, собрали полный пакет документов и ожидают заседания социальной комиссии. До 8 - 10 детей посещают группы "выходного дня", когда сотрудники дома ребенка берут детей на свои выходные дни домой. Две ревдинские бездетные семьи, благодаря нашему проекту, обрели своих детей. Одна семья, усыновив ребенка, продолжает работать патронатным воспитателем. Мы очень дорожим этим событием." (11 с.29).
Одной из составляющих проекта "Поддержка детей и семей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области", реализуемого на базе СРЦН "Каравелла" Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, обозначена: "Создание профессиональных приемных семей для детей, которые не могут быть возвращены в биологическую семью". (11 с.56) Решалась данная цель в работе по направлению "Профессиональное приемное воспитание". Для этого проводился поиск потенциальных кандидатов в профессиональные приемные родители через СМИ, индивидуальные беседы, агитационные мероприятия. Распространение информации на радио, телевиденье, в газетах и буклетах способствовало огромному интересу населения к проблеме социального сиротства. Психолого-педагогическая подготовка кандидатов проводится в рамках "Школы семейной поддержки". Программа подготовки для каждого кандидата индивидуальна и зависит от имеющихся родительских навыков, опыта. Подбор детей производится в соответствии с их потребностями в воспитании в данной конкретной семье. Очень важно оказывать поддержку семейным группам и приемным семьям, так как процесс вхождения нового ребенка в семью бывает сложным и даже болезненным. Поэтому по предложению Every Child специалистами Центра разработан план посещения семей социальным работником, психологом, представителями администрации. Ассоциация приемных родителей работает в рамках "Школы семейной поддержки", которую проводит психолог. Эта форма работы способствует сплочению коллектива воспитателей и кандидатов.
"На 1 июля 2003 года при Центре "Каравелла" работали:
7 групп долгосрочного пребывания, в них - 10 человек;
2 приемные семьи, в них - 8 человек;
7 групп краткосрочного пребывания, в них - 13 детей.
За время работы по проекту Every Child 85 воспитанников побывали в семейных и дежурных группах" (11 с.57).
Для оказания поддержки процессу распространения опыта и информации, полученных в ходе реализации проекта "Поддержка детей группы риска", а также для определения изменения к внедрению новой практики форестинговых семей как новой формы социальной защиты детей группы риска фондом "Социум" проводилось исследование "Изучение приемных семей".
Исследование показало, что материальная заинтересованность не является решающим фактором привлечения профессиональных родителей, свою деятельность они рассматривают не как профессиональную, а как реализацию своих личностных качеств.
Большинство опрошенных (вне зависимости от их отношения к такой практике) полагают, что у профессиональных приемных семей есть значительный потенциал, чтобы адаптироваться к российским условиям и эффективно решать проблему безнадзорных детей. В то же время 8 процентов опрошенных обвинили приемных родителей в корыстных целях. Исследование выявило и другие мотивы создания приемной семьи, в частности сами приемные родители часто рассматривают свою работу с ребенком-сиротой как подготовку к будущему усыновлению ребенка, отсюда - и особая оценка (с точки зрения потенциального усыновления) детей, подбираемых в приемную семью. Таким образом, приемная семья может стать первой ступенькой усыновления.
Кроме этого все приемные родители отметили позитивное влияние замещающей семьи на физическое, эмоциональное состояние ребенка.
В результате исследования подтвердилась необходимость подготовки, обучения приемных семей и рост профессионализма специалистов по социальной работе, проводящих такое обучение. Но кроме этого для сохранения тенденции улучшения общественного мнения по отношению к профессиональным приемным семьям и для привлечения новых профессиональных родителей, необходимо продолжать информационную и пропагандистскую работу с привлечением СМИ и реально действующих профессиональных приемных семей.
В процессе реализации проекта остро встали проблемы, касающиеся в той или иной степени всех замещающих семей:
1. Как отследить реальное соблюдение прав ребенка в приемной семье;
2. Как понять, комфортно ли психологически ребенку на самом деле в этой семье;
3. Как справиться с ожиданием расставания и связанными с этим эмоциями;
4. Не является ли ребенок донором для приемной семьи, не решают ли приемные родители свои проблемы за счет приемных детей. Трудности с реабилитацией биологических семей приемных детей. Часто родная семья ребенка бывает в такой стадии, в которой реальную помощь оказать крайне сложно, чаще всего она оказывается неэффективной. Кроме того, родные родители зачастую проявляют полное безразличие к судьбе отданного ребенка и отсутствие желания искать выход из кризисной ситуации;
5. Проблема информационной поддержки, формирования общественного мнения по отношению к приемной семье;
Нехватка финансирования - значительное превышение расходов приемной семьи на обеспечение ребенка над выплатами государства и социальных организаций на его содержание. Низкая заработная плата профессиональных родителей. Труд профессиональных приемных родителей в настоящий момент является не только недостаточно оплачиваемым, но и убыточным.
Недостаточное юридическое обеспечение и поддержка развития института приемной семьи, неопределенность законодательной базы. Нет достаточного юридического обоснования "изъятия" ребенка из неблагополучной семьи на раннем этапе кризисной ситуации.
Несмотря на существующие противоречия, институт приемной семьи развивается повсеместно. Так в г. Екатеринбурге "создание приемной семьи получило свое развитие в 2002 году. На начало года функционировало 3 приемные семьи, все они были организованы в Чкаловском районе. В течение 2002 года были созданы 14 семей, в которые переданы 26 детей, оставшихся без попечения родителей. В 2003 году вновь создано 15 приемных семей, воспитывающих 22 приемных ребенка. Всего на 10 января 2003 года в городе функционируют 32 приемные семьи, воспитывающие 61 приемного ребенка", - сообщила Э.Я. Гончаренко на совещании с главами администраций районов г. Екатеринбурга 24 сентября 2003 года.
На том же совещании Э.Я. Гончаренко отметила, что параллельно с приемной семьей в г. Екатеринбурге существует и другая форма временного устройства детей - воспитанников территориальных центров помощи семье и детям - семейная группа, как единственная форма семейного определения воспитанников, не имеющих статуса сироты или оставшегося без попечения родителей. Установление статуса - процесс трудоемкий и затяжной, дети подолгу "задерживаются" в Центрах, что негативно сказывается на процессе социализации ребенка. Семейная воспитательная группа (СВГ) дает возможность ребенку получить положительный социальный опыт, обеспечить оптимальные условия для социальной адаптации и реабилитации ребенка. По "Положению о семейной группе", несовершеннолетний, находящийся в СВГ остается воспитанником специализированного учреждения. Воспитатель заключает договор с центром социальной помощи, получает зарплату и имеет право на получение медико-психологической и социально - правовой помощи от специалистов учреждения. Учреждение обеспечивает ребенка необходимым питанием, одеждой, медикаментами и другими предметами; осуществляет постоянный медико-психологический и социальный патронат над ребенком, проживающим в СВГ, и контроль за выполнением воспитателем СВГ своих обязанностей по отношению к воспитаннику.
Орджоникидзевского района с 1999 - 2004 г.г.
Первая семейная группа была создана в МУ "ТЦПСД" в четвертом квартале 1999 года. В нее был устроен один ребенок. На протяжении следующих четырех лет (2000 - 2003 г. г) развитие движения СВГ шло неравномерно: наблюдались периоды статичности в развитии и резкие скачки вверх и вниз. Так в четвертом квартале 2000 года была одна СВГ, где воспитывались 2 ребенка, а в первом квартале 2001 года было уже 6 групп и, соответственно, 7 воспитанников в них. К концу того же года осталось 2 группы - в каждой по 1 ребенку. Но начиная с первого квартала 2002 года пошел рост количества СВГ с увеличением числа детей в них. На первый квартал 2004 года в Центре организованно 10 семейно - воспитательных групп, в которых воспитывается 15 детей, причем одна СВГ готовит документы для перехода в статус приемной семьи. Динамика развития СВГ в Центре с 1999г. по 2004 г. отражена на графике. (Приложение № 1)
При выборе семейной группы учитывается желание ребенка. Сначала дети ездят в гости, знакомятся с будущей приемной семьей и, только если все складывается удачно, определяются в СВГ. Ребенок имеет право в силу каких - то обстоятельств, или если его не устраивает эта семейная группа, вернуться в Центр (так в Центре был случай возвращения воспитанника в Центр по его инициативе до окончания срока договора с воспитателем семейной группы).
Специалисты Центра патронируют все семейно - воспитательные группы. Ежемесячно организуются собрания воспитателей СВГ, где проводятся беседы психолога, дефектолога, медицинских работников по плану встреч семейных групп. По любым вопросам, возникающим в жизни группы, воспитатель может получить консультацию лично или по телефону, таким образом, все проблемы стараются решить, по возможности, в кратчайший срок.
Между воспитанниками семейных групп и биологическими семьями поддерживается связь. Встречи с родственниками происходят на территории Центра. Кроме этого социальные работники и психологи ведут непрерывную работу с родными семьями воспитанников, улавливая малейшие позитивные сдвиги и стремясь развить их, не лишая детей возможности, при улучшении положения в биологической семье, вернуться туда.
Воспитанники СВГ принимают активное участие в жизни Центра, выступают на праздниках, где среди гостей и зрителей присутствуют их воспитатели вместе с родными детьми. Ежегодно в Центре отмечается "День Матери", куда приглашаются семейные группы в полном составе (воспитанники, их приемные родители и родные дети последних). Для почетных гостей показывают концерт, который завершается праздничным чаепитием. Эти мероприятия способствуют сплочению связей внутри СВГ, что в дальнейшем может привести к переходу семейной группы в статус приемной семьи, либо к усыновлению ребенка.
Исследование проводилось в апреле 2004 года в МУТЦПСД Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Сбор информации осуществлялся по направлению: Оценка готовности сотрудников Центра стать воспитателями СВГ. Объект изучения - сотрудники Центра. Метод сбора информации - личное анкетирование. Всего было опрошено 25 человек.
Данные опроса занесены в таблицы в зависимости от возраста предполагаемых воспитанников и возраста респондентов. (Приложение № 2) Оценка перспективы развития СВГ в Центре.
Семейно-воспитательная группа отмечается сотрудниками Центра как наиболее оптимальный вариант семейного устройства детей до определения их статуса. Анализируя данные исследования, можно сказать, что готовность взять ребенка на воспитание зависит от его возраста, так среди тех, кого точно не захотят взять: 60% девочки - подростки и 72% старшие мальчики. Чуть лучше обстоит дело у среднего школьного возраста - 44% девочки и 40% мальчики, но при этом опрашиваемый может быть готов взять ребенка другого возраста, поэтому если отойти от пола и возраста детей, то доля опрашиваемых, кто мог бы стать воспитателем СВГ при определенных условиях - 36%, а тех, кто точно готов это сделать - 28%. В общей сложности 64% респондентов (при положительном изменении условий) - потенциал открытия семейных групп, где воспитателями были бы сотрудники Центра. При определении возраста и пола ребенка преимущество отдается дошкольникам: 36% девочки и 32% мальчики.
Подразделяя опрошенных по возрасту, можно сделать вывод, что в целом сотрудники всех возрастных групп проявляют почти равную заинтересованность в создании СВГ, но возрастная категория "45 и старше" - чуть больше остальных: 29,51% - точно смогли бы и 31, 06% - при определенных условиях, в общей сложности - 60, 57%, в то время как сотрудники в возрасте до 30 лет выразили 0% точной готовности и 52, 16% при определенных условиях, что связано с материальной неустроенностью: отсутствие собственного жилья, финансовые трудности и тем, что родные дети еще маленькие и требуют усиленной заботы и внимания.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в Центре есть определенный потенциал воспитателей семейных групп, причем наиболее перспективная категория, из которой вероятнее всего привлечь кандидатов в воспитатели СВГ - сотрудники в возрасте от 45 лет и старше, которые будут отбирать для воспитания дошкольников, преимущественно мальчиков.
Проведенные исследования форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей показали, что хотя семейное воспитание является приоритетным в политике государства, и в этой области ведется большая работа, но меры, предпринимаемые государством все же недостаточны. Поэтому для совершенствования системы семейного устройства сирот и безнадзорных детей необходимо предпринять следующие шаги:
Подготовить и принять областной закон об альтернативной системе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а именно - воспитание ребенка в профессиональной приемной семье.
Министерства и муниципалитеты должны начать финансирование новых ставок, единиц штатного расписания для выполнения функций патронажа, обучения родителей и привлечения новых кандидатов, а также обеспечить своевременную выплату зарплаты воспитателям и денег на содержание ребенка в приемной семье.
Принять нормативно-правовой акт, регламентирующий межведомственную работу социальной защиты детей. Комплексная профилактическая работа с неблагополучными семьями позволит предотвратить многие проблемы, связанные с незащищенностью ребенка:
Активнее продолжать работу по проведению широкой рекламно - информационной компании для формирования общественного мнения по отношению к альтернативным формам воспитания, в частности - к приемной семье.
Наряду с базой данных о детях-сиротах, создать базу данных о потенциальных родителях.
Создать широкую сеть центров, где все желающие усыновить ребенка или организовать приемную семью могли бы пройти обучение, получить правовую, психологическую, педагогическую подготовку.
Шаг за шагом осуществляя перечисленные задачи, государство будет способствовать развитию института приемной семьи, что в свою очередь поможет защитить детское население страны от губительного воздействия социального неблагополучия.
1. С. Бочарова "Узкое место" // Семья и школа. 2002. № 7 с.9-13.
2. И.С. Ишутин Если ребенок остался без родителей. - Екатеринбург, 1998 г. - 32 с.
3. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Волкова, Л. Грибанова. Под ред. Е. Крючковой, М. Люсиной. М., 2001 - 127 с.
4. Информация "О развитии семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Екатеринбурге" к совещанию с главами администраций районов г. Екатеринбурга от 24 сентября 2003 г., начальника Управления по социальной политике Администрации г. Екатеринбурга Э.Я. Гончаренко.
5. Е. Климова "Благие намерения без кавычек" // Дитя человеческое. 2002. № 2-3 с.13-15.
6. В. Лыков "Детское неблагополучие" // Человек и закон. 2003. № 8 с.4-9.
7. Н. Малевич "Жить в семье" // Семья и школа. 2003. № 6 с.2-3.
8. Н. Машер "Школа приемных родителей, виртуальная и реальная" // Семья и школа. 2003. № 3 с.2-4.
9. Право жить в семье. Опека, усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот / Сост.: В. Догляд, М. Тарновская, - М.: Социздат, 2001 - 202 с.
10. А. Рудов, Г. Красницкая "Школа приемных родителей" // Семья и школа. 2003. № 4 с.10-11.
11. Сборник материалов о результатах российско-британского проекта "Поддержка детей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области" / Подготовлен Свердловской областной некоммерческой организацией. - Екатеринбург, 2003г. - 171 с.
12. Социальная защита населения в регионе: Уч. Пособие. / Под общ. ред. д-ра социол. наук Попова В.Г. - Екатеринбург: УрАГС, 1999. - 352 с.
13. Социальная работа: Учебное пособие - 2-е изд. перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н / Д: Феникс, 2003. - 480 с.
14. Хартия детства.
15. Декларация прав ребенка. (1959)
16. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
17. Конвенция ООН о правах ребенка. (1989)
18. Конституция Российской Федерации (1993)
19. Гражданский кодекс РФ (1994)
20. Семейный кодекс РФ (1995)
21. Федеральный закон РФ "Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет" (от 14 декабря 1996 г)
22. Федеральный закон РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996 г)
23. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (от 9 июля 1998г)
24. Федеральный закон РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (от 16 апреля 2001 г. № 44 - ФЗ)
25. Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы."
26. Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
27. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"
28. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о приемной семье" (1996)
29. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроля за ее осуществлением"
30. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства"
31. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 "О детском доме семейного типа"
32. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001 г. № 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
33. Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1095 от 13 сентября 1996 г. "Об утверждении примерного Положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
34. Приказ Министерства образования РФ № 199 от 19 августа 1999г. "Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)"
35. Приказ Управления по социальной политике г. Екатеринбурга № 42 от 25 августа 2000 г. "Об организации работы семейных групп в учреждениях социального обслуживания семьи и детей г. Екатеринбурга".