Семья как объект социально-педагогической деятельности
Приложение 1
Значимые особенности различных категорий семей – объектов социальной работы
ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЁТУ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Молодая семья
§ Межличностная адаптация супругов: первичная и вторичная;
§ Распределение социальных ролей и освоение различных функций семьи;
§ Адаптация к условиям жизнедеятельности в новом социуме.
Семья среднего супружеского возраста
§ Проблемы взаимоотношений супругов на этапе первого и второго критического периода жизнедеятельности семьи;
§ Психолого-педагогические проблемы воспитания детей, коррекции поведения родителей;
§ Потребность в стимулировании факторов стабилизации семьи.
Бездетная (инфертильная) семья
§ Наличие комплекса «неполноценности»;
§ Обострение различных девиантностей, приобретённых в детстве типа «проекция собственных негативных качеств на другого»;
§ Возможны психогенные отклонения типа «фобия утраты супруга» и т.д.
Малодетная семья
§ Проблемы внутрисемейного общения;
§ Наличие эгоцентрических качеств у подростка;
§ Проблемы авторитета и лидерства супругов;
§ Дефицит психологического здоровья семьи.
Многодетная семья
§ Нестабильность статуса в общественном сознании;
§ Изобилие иждивенческих жизненных установок;
§ Социально-ролевая нестабильность в семье;
§ Наличие благоприятных условий для развития девиантного поведения подростков
Сложная семья
§ Проблема взаимоотношений родителей и пришедшего в семью нового человека (зятя, невестки);
§ Проблема лидерства в решении общесемейных задач;
§ Возможность обострения девиантностей типа: «воспитательная неуверенность» и т.д.
Смешанная семья
§ Построение взаимоотношений с прежним и новым микроокружением;
§ Адаптация детей к новому родителю или уходу родителя из семьи;
§ Отношения с взрослыми детьми и забота о них.
Внебрачная семья
§ Юридическая неоформленность брака создаёт массу проблем во внутрисемейных отношениях и взаимодействии её с социумом;
§ Неразвитость представлений о перспективных целях семьи;
§ Отсутствие взаимопонимания с микроокружением;
§ Нервно-эмоциональная напряженность ожидания определённости супружеских отношений
Неполная семья
§ Адаптация к новому статусу в социуме;
§ Возможности развития у родителя и детей психогенных девиантностей типа: «неразвитость родительских чувств», «эмоциональное отвержение» и т.п.;
§ Проблема воспитания детей.
Дистантная семья
§ Проблема взаимоотношений родителей и детей;
§ Рассогласованность взглядов родителей на формы и методы воспитания детей;
§ Возможно развитие девиантностей у детей типа: «эмоциональное отвержение» родителя, а у родителей «противопоставление родительских отношений к детям».
Разнородная семья
§ Проблема несоответствия потребностей и прежде всего интеллектуальных;
§ Авторитет и лидерство в семье;
§ Потенциальная конфликтность во взаимоотношениях супругов;
§ Разногласия в методах воспитания детей;
§ Сложность согласования семейных целей и путей их реализации.
Межнациональная семья
§ Взаимоотношения супругов с национальным микроокружением;
§ Проблема выбора детьми национальной принадлежности;
§ Отношение к национальным и религиозным ценностям;
§ Повышенный нервно-эмоциональный фон жизнедеятельности семьи.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ
Характерные черты:
ü Особая экстравертная развёрнутость к клиенту, его семье, коммуникативность и эмпатичность;
ü Наличие сложных и разнообразных взаимодействий среди различных категорий семей;
ü Направленность на семьи, отдельных индивидов, нуждающихся в социальной поддержке;
ü Новизна, неопределённость объекта и по существу экспериментальный характер труда
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ
Мотивы:
ü Система ценностей (добро, отзывчивость, оптимизм, справедливость, человечность)
ü Сознание личной ответственности за психологическое здоровье семьи
ü Вера в богатые нераскрытые внутренние возможности человека
ü Стремление распорядиться своими способностями на благо людей
ü Любовь к своей профессии
ü Склонность к социальной работе
Цели:
ü Создание системы реализации задач социальной защиты и поддержки семей
ü Подбор, обучение и воспитание социальных работников
ü Обеспечение позитивного решения возникших социальных проблем семьи
ü Создание и совершенствование психологических условий для проведения социальной работы
Способы действий:
ü Социальная и психолого-педагогическая диагностика различных категорий семей
ü Обоснование, разработка и внедрение программ, методик и приёмов решения задач социальной защиты и поддержки семей
ü Неформальное общение в деятельности, диалог на равных
ü Разворот потенциала социума навстречу потребностям семьи, побуждение
ü Обучение, подбор, создание резерва специалистов и их помощников
ü Оценка уровня эффективности социальной работы с семьёй
Развитие сети новых социальных учреждений по обслуживанию семьи и детей
8
7
6
5
4
3
2
1
0
1993 1994 1995 1996 1997
1 – 8-количество функционирующих в области учреждений
- рост числа учреждений по годам
1993 – Мичуринский центр социальной помощи семье и детям
1994 – Детский реабилитационно-оздоровительный центр «РОСИНКА»
1995 - Центр социальной реабилитации семьи в селе Большая Липовица
1996 – Центр экстренной социально-психологической помощи слабозащищённым слоям населения
1996 – Дом милосердия
1997 – Центр для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
17. 07. 2000 год
Информация по финансированию в рамках федеральных целевых программ в 2001 году
«Развитие социального обслуживания семьи и детей»
1. Центр социальной помощи семье и детям г. Мичуринска
2. Центр социальной реабилитации семьи в С. Б.Липовица
2001 год – подтверждено на приобретение оборудования – 0,82 млн. рублей. Вопрос согласован с гл.специалистом отдела Магалицкой Л.Е.
Приложение 4
Перечень учреждений социального обслуживания семьи и детей Тамбовской области на 01. 01. 2000 год
№
Наименование учреждения
Почтовый адрес
Ф И О руководителя
1.
Центр социальной помощи семье и детям
393740, Тамб. обл., г.Мичуринск, Липецкое шоссе, д.48, тел.
2-06-64
Виданова Екатерина Семёновна
2.
Центр экстренной социально-психологической помощи слабозащищенным слоям населения
392025, г.Тамбов, ул. Московская, 27а, тел.47-04-92
Горячева Вита Владимировна
3.
Центр для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
393160, Тамб. обл., Тамб. р-он, с. Лысые Горы, тел. 66-64-41
Перелыгин Евгений Михайлович
4.
Социальный приют для детей и подростков
393121, Тамб.обл. Тамб. р-он, с. Б. Липовица, тел.
66-13-01
Есенникова Валентина Алексеевна
5.
Реабилитационно-оздоровительный центр для детей с ограниченными возможностями «РОСИНКА»
393115, Тамб.обл., Тамб. р-он, пос. Новая Ляда, тел.
65-44-71
Бурмистрова Галина Васильевна
6.
Центр социальной реабилитации семьи в с. Б. Липовица
393121, Тамб.обл., Тамб. р-он, с. Б. Липовица, 66-11-36
Лавренченко Григорий Ефимович
7.
Дом милосердия
39200, г.Тамбов, ул.Интернациональная, д.32, тел. 72-66-51
Желтикова Ирина Михайловна
8.
Комплексный центр социального обслуживания населения
392000, г.Тамбов, ул.Базарная, д.97а, Тел. 72-83-58
Старцева Ольга Сергеевна