Социальная инфраструктура региона и национально-этнический вопрос
Федеральное агентство по образованию
Омский государственный педагогический университет
Факультет психологии и педагогики
РЕФЕРАТ
Социальная инфраструктура региона и национально-этнический вопрос
Выполнила:
студентка 5 курса,
специальности «социальная педагогика»
Федорова Е.М.
Омск-2006
1. Причины обострения отношений между социально-этническими общностями
2. Социальная инфраструктура. Социальная работа в разрешении проблем межэтнических отношений
Заключение
Литература
Этническая среда является производным понятием социальной среды: в центре ее внимания находятся социально-этническая общность, социально-этническая группа, человек той или иной социально-этнической группы, общности. Исходя из этого этническая среда - это окружающие человека (слой, группу, общность) общественные, материальные и духовные условия существования, формирования и деятельности. В широком смысле (макросреда) - это общественно-политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность (группа, человек): общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества). В более узком смысле - это непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей; семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера.
На современном этапе чаще всего пользуются терминами «межнациональные» и «национальные» отношения. Действительно, в XX в. именно межнациональные отношения являются главными, определяющими в системе отношений между всеми социально-этническими общностями. Это требует конкретизации вопроса - об отношениях между какими историческими общностями идет речь?
Конечно, в современном мире главной социально-этической общностью является нация - исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера. Нации пришли на смену народности. Это более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Выделяют нации буржуазные, социалистические и нации переходного типа.
Однако народность - одна из форм социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью, - не исчезла с лица земли. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытнообщинных отношений. Если характерной чертой, сущностью родоплеменных объединений являлись кровнородственные связи, то для народности - территориальные, а для нации - экономические. Народность присуща, прежде всего, периодам рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей, народность превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, и при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т.д.) они не сложились в нацию.
Более того. Несмотря на то, что древняя форма социально-этнического объединения - род как группа кровных родственников ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии, распался с возникновением классового общества, пережитки родоплеменного деления сохранились у многих народов вплоть до наших дней, в том числе и на территории нашей страны (северные и другие районы). Кровнородственные связи, плановость, племенная сообщность дают о себе знать и в настоящее время.
Это не удивительно. Вдумаемся в определение названных объединений людей. Они не случайно называются социально-этническими общностями, поскольку являются такими объединениями людей, которые органически сочетают в себе две неразрывно связанные между собой стороны - социальную и этническую. При всей важности и значимости социальных характеристик другую основу таких общностей составляют этнические свойства. Причем эти свойства, как представляется, играют всегда важнейшую роль. Эта роль возрастает или уменьшается в зависимости от степени зрелости социальных характеристик, т.е. от степени зрелости общества в целом и ею структурных подразделений, политических, социальных, экономических и духовных предпосылок функционирования и развития той или иной социально-этнической общности людей.
Это несоциальное единение людей, их сцементированность предопределила необходимость использования такого понятия, которое, не отрицая социальных их характеристик, отражает прежде всего этническую, народную суть (имеется в виду понимание народа как различных общностей людей). Таким понятием является этнос, т.е. исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Основные признаки этноса - язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, - т.е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуя так называемую этническую культуру.
Такая устойчивая совокупность людей при всей важности социальных ее характеристик, подчеркнем это еще раз, всегда стремится сохранить свое этническое единство (хотя, безусловно, нельзя здесь отрицать и моменты сближения народов, их интеграции, в том числе в этой сфере, что, естественно, не тождественно состоянию «Иванов, родства не помнящих»). Это касается не только целого этноса, но и этнических групп как части этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т.д.). Этнические группы могут находиться как в компактном, так и в дисперсном (рассеянном) состоянии.
В литературе, особенно при рассмотрении проблем социальной работы в этнической среде, используются также и такие понятия, как «национальные меньшинства» (точнее, социально-этнические «меньшинства», группы). Под ними подразумеваются национальные (социально-этнические) группы, проживающие за пределами территории своей нации - например, живущие в России украинцы (более 4 млн. человек), белорусы (более 1 млн.), немцы (по состоянию на конец 1989 г. - более 840 тыс.), казахи (свыше 635 тыс.), армяне (более 500 тыс. человек).
В составе этих групп выделяют несколько категорий (диаспор):
• внутренняя диаспора (проживает вне своих республик - коми, карелы, алтайцы, чуваши, осетины и др.);
• ближняя диаспора, представленная социально-этническими группами в России, историческая родина которых - бывшие советские республики;
• дальняя диаспора, исторической родиной которой являются государства дальнего зарубежья (болгары, греки, немцы, корейцы, поляки и др.);
• диаспора, не имеющая национально-территориальных образований (ассирийцы, курды, цыгане и др.).
Особой является российская диаспора в новых постсоветских государствах, представленная как этническим русским, так и русскоязычным населением, насчитывающая около 25 млн. человек.
Специфическими являются этнографические группы в составе той или иной социально-этнической общности (нации, народности). Они отличаются от основной массы населения особенностью культуры, языка (говором, диалектами или наречиями).
Следует обратить внимание на условность определения «меньшинства», поскольку они по своей численности превосходят многие так называемые коренные народы России - к примеру, численность бурят, осетин, ингушей, тувинцев, карелов составляет от 400 тыс. до 120 тыс. человек.
Национальные меньшинства образуются в результате как миграции (добровольной или вынужденной), так и депортации целых народов. В России (СССР) это имело место в отношении немцев Поволжья, греков, корейцев, чеченцев, ингушей и др.
Это понятие не тождественно понятию «малочисленные народы» - к их числу в России относят аборигенов, т.е. народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков сохраняющие самобытный уклад жизни и насчитывающие не более 50 тыс. человек. Так, 30 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ханты, манси, ненцы, эвенки, нивхи и другие) насчитывают менее 200 тыс. человек (6,4% населения районов их компактного проживания).
Органическое единство социальных и этнических (несоциальных) характеристик общностей людей, их многообразие и взаимосвязь позволяют определить отношения между ними как экономические, территориальные, политические, государственно-правовые, культурные и языковые взаимоотношения между нациями, национальными группами и народностями в разных общественно-экономических формациях (или на разных этапах функционирования и развития общества), в разных странах и государствах.
Такое толкование отношений между социально-этническими общностями (в литературе это часто называют национальным вопросом) позволяет определить и их специфику; во-первых, взаимоотношения между социально-этническими общностями проявляются чаще всего (и главным образом) через экономические, политические, социальные и духовные виды общественных отношений; во-вторых, отношения между социально-этническими общностями разделяются на внутренние (отношения между ними внутри территориально-государственных образований) и внешние (отношения между ними в системе разных территориально-государственных образований).
Последнее обстоятельство имело и имеет большое значение как для бывшего Советского Союза (в котором проживало около 200 наций, народностей и этнических групп), так и для России, где проживает около 130 социально-этнических групп. Ситуация усугубляется не только наличием огромного числа различных общностей, но и распадом в начале 90-х гг. Советского Союза, в результате чего значительное число коренных народностей России оказалось за пределами своей исторической родины.
1. Причины обострения отношений между социально-этническими общностями
Конфликты на социально-этнической почве сопровождают всю историю человечества. Главная причина этого - неравномерность развития, различие в доступности к социальным благам, стремление решить эти и другие проблемы за счет других народов, психологическое неприятие иных, «чужих».
Социально-этническим конфликтам пытались найти обоснование и даже оправдание, используя различные концепции, учения, теории (в частности, различные социально-расовые теории, в том числе фашизм, евгенизм и др.). С их помощью пытались утвердить различные формы насилия, неравенства в развитии индивидов, групп, слоев.
Остановимся более подробно на причинах обострения межэтнических, межнациональных конфликтах в России. Распад Советского Союза стал одной из фундаментальных причин напряженных отношений между народами, населяющими его огромную территорию. По существу, речь (как и всегда) шла и идет о доступности людей к социальным благам, достижениям культуры, что предопределяется, как известно, степенью развития экономики и всех других сторон жизни общества. Национальные (или - шире - социально-этнические) конфликты в этом случае являются формой социального и психологического протеста против неблагоприятных условий жизни, в чем нередко обвиняют другие народы.
Не следует забывать о различном уровне общественного развития огромного числа социально-этнических общностей нашей страны до революции, об имевшей место национальной розни между ними.
Конечно, обострение межэтнических отношений явилось следствием крупных просчетов и ошибок в решении национальных проблем в годы культа личности Сталина - это, в частности, репрессии, переселение целых народов из мест их традиционного проживания, преследование, многих партийных и государственных работников республик, представителей национальной интеллигенции. Напомним, что насильственно переселено было около миллиона человек, представителей 12 наций и народностей, - чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и др. Это не могло не стать причиной негативного отношения этих народов к России и русскому народу.
Безусловно, были допущены просчеты в экономическом, социальном и духовном развитии советского общества, в развитии национальных культур, национальных языков и т.д.
Обострение межнациональных, межэтнических отношений вызвано также отсутствием должной гармонизации интересов центра и регионов, республик, ущемлением государственными министерствами и ведомствами интересов союзных республик и других территориальных образований.
Кроме того, процесс сближения народов СССР (в соответствии с тезисом о необходимости формирования единого советского народа как новой, интернациональной общности людей), интеграции, интернационализации, являясь в целом положительным, имел (и имеет) и негативные стороны. В частности, стремление ускорить этот процесс вызывает нередко негативную реакцию - это обусловлено наличием этнических особенностей, которыми нельзя пренебрегать. Ассимиляция нередко вызывает и отторжение, отчуждение отдельных социально-этнических групп друг от друга.
Однако в 90-х гг. главной причиной обострившихся межнациональных отношений в нашей стране стали кризис экономики, нерешенность социальных проблем, гиперинфляция, обнищание народов, разгул преступности, которые не только усугубили отношения между народами, но и привели в конечном счет к полномасштабным войнам в ряде регионов некогда единой страны.
К другим причинам социальных межэтнических конфликтов следует отнести политику лидеров бывших советских республик, ныне самостоятельных государств, суть которой - утверждение приоритета коренной нации над всеми другими социально-этническим группами (в частности, путем принятия законодательства, имеющего дискриминационный характер, увольнения с работы но национальному признаку, закрытия русских школ, перевода делопроизводства и образования исключительно на национальные языки, ущемления прав некоренного населения, их социальной незащищенности, противодействия в решении вопросов о двойном гражданстве, получении и обмене жилья, компенсации за оставленное жилье и т.д.).
К сожалению, неблаговидную роль в решении общественно-политических проблем сыграли в ряде регионов националистически настроенные лидеры различных общественно-политических движений, национальная интеллигенция, провозглашающие идею превосходства одной общности над другой, которая стимулирует национальные конфликты.
Позорную роль в разжигании межэтнических конфликтов сыграли и играют многие средства массовой информации.
В конечном счете, современный кризис межэтнических отношений прежде всего предопределяется неэффективностью управления общественными процессами, несогласованностью и даже противопоставлением различных ветвей власти, ослаблением роли административных органов в решении прежде всего социальных проблем, назревающих противоречий, а порой и фактическим нежеланием их разрешения.
2. Социальная инфраструктура. Социальная работа в разрешении проблем межэтнических отношений
Инфраструктура – это составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической или политической системы в целом; например, транспорт, связь, торговля, материально-техническое снабжение, наука, культура, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды.
Социальная инфраструктура - совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения. С другой стороны, ее органы и учреждения исходя из содержания их деятельности можно рассматривать в рамках организационно-управленческих «вертикалей» Министерства образования РФ. Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств и ведомств, а также целого ряда комитетов, служб и комиссий (по делам молодежи, занятости, физической культуре, спорту и туризму и др.) и их органов и учреждений на местах, руководящих решением тех или иных социальных вопросов и осуществлением конкретных актов социальной политики. Кроме того, в аппарате Президента РФ действуют Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии и ряд других подразделений, которые также имеют соответствующие региональные и муниципальные органы на местах и руководят решением некоторых социальных вопросов.
Под социальной инфраструктурой подразумевают совокупность таких отраслей, как наука, образование, торговля, здравоохранение, общественное питание, социальная защита населения, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и др. В свою очередь, каждая отрасль также имеет свою, характерную для нее, отраслевую инфраструктуру.
На региональном и муниципальном уровне также есть своя система органов и учреждений, занимающаяся разрешением социальных проблем. Особенность этой системы состоит в том, что она включает не только управленческие, но и функциональные элементы: школы и больницы, институты и библиотеки, центры социального обслуживания различных категорий населения, службы занятости и т.д.
Неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются неправительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).
Социальная работа с социально-этническими группами имеет как бы два аспекта:
• во-первых, это социальная работа в широком смысле слова, т.е. создание условий для нормального функционирования всего общества, нормального развития всех групп населения, в том числе социально-этнических общностей, опережающие действия, использование технологии по предотвращению, недопущению конфликтных ситуаций, кризисных явлений в межэтнической среде;
• во-вторых, это социальная работа в узком смысле, т.е. решение проблем, изменение среды обитания социально-этнических общностей, групп с целью достижения уровни жизнедеятельности других проживающих на данной территории (села, района, области, края, всей страны) социально-этнических общностей, групп. При этом в определенных условиях (в период первоначального заселения, с учетом уровня жизни данных групп и т.д.) могут и должны предоставляться определенные льготы этим группам для улучшения их жизни в новой для них обстановке.
Особенности социальной работы в этнической среде объясняются прежде всего спецификой социально-этнических групп, общностей, отдельных их представителей. Это предполагает решение как собственно общественных проблем, так и проблем, обусловленных этнической средой этих групп населения.
В целом социальная работа в этнической среде осуществляется на трех уровнях, тесно связанных между собой, - только в этом случае могут быть решены всевозможные проблемы межэтнических отношений.
На государственном (федеральном) уровне обеспечиваются правовое регулирование отношений между различными социально-этническими общностями, правовые, юридические и социальные гарантии граждан - представителей социально-этнических общностей и групп, формируется социальная политика в области межэтнических, межнациональных отношений; на региональном уровне реализуются положения, которые вырабатываются на федеральном уровне. При этом ряд вопросов (в частности, материального, социального и медицинского и т.д. обеспечения) решается как субъектами Федерации, так и государством в целом. На региональном уровне (как, впрочем, и на других уровнях) очень важно сформировать позитивное общественное мнение о взаимоотношениях между представителями различных социально-этнических общностей, между коренными и некоренными жителями регионов; на местном уровне решаются все конкретные вопросы адаптации представителей социально-этнических групп к местным условиям, обеспечения их обустройства, жилищных условий, учебы, медицинского обслуживания. Весьма важна помощь представителям этноса в сохранении национальной идентичности, обычаев, традиций, психологии и культуры. В решении этих вопросов должны участвовать все местные органы власти, псе социальные институты, в том числе, конечно, учреждения социальных служб.
Социальная работа в России, как уже отмечалось, в значительной мере ориентирована на преодоление последствий свершившихся событий, негативных результатов общественных явлений и процессов. Однако это не столько вина, сколько беда работников социальных служб всех уровней, ибо профилактический характер их работы определяется в первую очередь содержанием социальной политики. Социальная политика как, по существу, концентрированное выражение всех других видов политики имеет особое значение при решении вопросов межэтнических, межнациональных отношений в силу их комплексности и всеохватывающего характера.
Именно поэтому в многонациональных странах, как правило, создавались определенные органы, призванные профессионально заниматься всеми сторонами жизни социально-этнических общностей, национальными вопросами. Без согласования с такими органами другие управленческие структуры не решали ни одного вопроса, который касался тех или иных социально-этнических образований. В нашей стране такими органами в разное время были Народный Комиссариат по делам национальностей (1917-1923 гг.), Совет Национальностей ВЦИК (1923-1936 гг.). Государственный комитет по делам национальностей Российской Федерации (ранее РСФСР) (1990-1993 гг.). Государственный комитет Российской Федерации по делам Федерации и национальностей (с февраля 1993 г.).
Отрицать определенную позитивную роль этих органов в решении проблем межэтнических, национальных отношений было бы неправильно. В то же время необходимо подчеркнуть, что эффективность деятельности таких органов во многом зависит от степени развития общества в целом, действенности управления общественными процессами, содержания и направления социальной политики государства на том или ином этапе развития страны.
Именно поэтому во всех управленческих структурах на всех уровнях, в том числе в органах, профессионально занимающихся вопросами развития и взаимоотношений социально-этнических общностей, должны трудиться социальные работники, задача которых - отстаивать интересы людей, способствовать удовлетворению их насущных материальных и духовных потребностей. Социальные работники должны быть не только высокопрофессиональными специалистами в области межнациональных, межэтнических отношений, но и проводниками гуманистических идей, идей справедливости и равенства в отношениях между людьми в целом и в особенности между представителями разных социально-этнических общностей.
Поскольку межэтнические, межнациональные отношения проявляются во всех сферах общественной жизни, во всех видах общественных отношений, они должны стать своеобразными полигонами для решения межэтнических проблем, недопущения напряженности и конфликтов между общностями.
К примеру, в политической области следует обращать внимание социальных работников как представителей управленческих структур на формирование взаимоотношений центральной и местных властей, сочетание интересов Центра и субъектов Федерации, особенно межнациональных образований (пример - подписанные соглашения между Центром, Татарстаном и другими субъектами Федерации). Важное значение в недопущении межэтнических конфликтов имеет развитие самоуправления национально-государственных образований во всех областях общественной жизни. Проблема саморегулирования особенно актуальна для национальных групп и общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований. В последние годы в ряде многонациональных регионов страны решен (или решается) вопрос о наделении малочисленных народов или представителей национальных меньшинств определенными административно-территориальными правами.
Немалую роль может сыграть разъяснительная работа о целесообразности воссоздания автономных образований с целью недопущения или ослабления конфронтации между социально-этническими общностями и местным населением, проживающим на месте расположения упраздненных национальных образований уже многие годы.
Существенное значение имеют также подбор и расстановка кадров в национально-территориальных образованиях, принятие мер, которые обеспечивали бы равенство в возможностях занимать руководящие должности, участие в руководящих органах представителей всех национальностей с учетом их деловых и политических качеств, исключая механическое соблюдение пропорций в подборе руководящих кадров по национальному признаку.
Социальные работники могут оказывать влияние на подготовку и принятие законодательных и других актов, регулирующих деятельность различных органов, комитетов и союзов по вопросам межнациональных и национальных отношений.
Важная задача политических структур - прогнозирование развития национальных, межэтнических отношении, что позволит вовремя проявить инициативу, опередить противников насущных общественных реформ и националистически настроенных элементов, предупредить негативное развитие событий.
Надо сказать, что вопрос о государственно-политическом устройстве социально-этнических общностей достаточно сложен, поскольку следует учитывать разный уровень этого устройства (республика, автономия, национальный округ и т.д.), что связано прежде всего с численностью социально-этнических общностей, компактностью их проживания.
Необходимо более основательно изучить опыт Советского Союза, других стран, в которых территориальное разделение осуществлялось (или осуществляется) по национальному признаку.
Необходимо изучить опыт дореволюционной России, в которой не было никаких национально-государственных образований. Страна территориально делилась на губернии, (Как показывает практика межнациональных, межэтнических отношений во второй половине XX в. и в нашей стране и в других странах, в обозримом будущем территориально-государственное деление является предпочтительным).
В решении проблем межэтнических отношений важную роль могут сыграть международные документы, содержащие статьи или целиком посвященные межнациональным, межэтническим отношениям, правам, социальной защите различных социально-этнических групп населения. Важнейшими документами подобного рода являются «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Конвенция международной организации труда (МОТ) № 17 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (26 июня 1957 г.), Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах (26 июля 1998 г.). Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим религиозным и языковым меньшинствам (принята Комитетом по правам человека в 1993 г.), и др,
Каждая страна обязана выполнять основные положения международных документов и стремиться реализовать свои законодательные и иные документы, касающиеся социально-этнической проблематики. В России такими документами, кроме, естественно, Конституции, являются Федеральные законы «О беженцах» (март 1993 г.), «О вынужденных переселенцах» (декабрь 1995 г.), «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» (июнь 1997 г.), «О национально-культурной автономии» (июнь 1996 г.). Федеральная миграционная программа (август 1996 г.) и др.
В этих документах речь идет о гарантии прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языковой принадлежности; о защите прав граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, не имеющим административно-территориальных, национально-государственных образований в Российской Федерации; о создании национально-культурных автономий; об обеспечении прав граждан, оказавшихся в положении беженцев, вынужденных переселенцев.
В целом можно признать, что законодательство Российской Федерации, различные другие нормативные документы Российской Федерации в основном соответствуют содержанию документов ООН и других международных организаций, несмотря на некоторые разночтения,
Проблема заключается в реализации существующих законодательных и других актов как российского, так и международного уровня. И если реализация первых затруднена главным образом из-за отсутствия соответствующей материально-технической базы, кризисного состояния нынешнего российского общества, то неполная реализация вторых является следствием этого кризисного состояния, нестабильности в стране, отсутствия действительной демократизации, изменения общественно-политической системы, не обеспечивающей социальную защищенность человека, не способствующей реализации прав граждан России, в том числе представителей социально-этнических общностей и групп.
Международная практика свидетельствует о необходимости создания механизмов быстрого, чрезвычайного реагирования на возникшие и обостряющиеся межэтнические конфликты: особых отрядов самообороны, армейских, милицейских и других правоохранительных формирований, способных предотвращать конфликтные ситуации; введения чрезвычайного (особого) положения на территории отдельных районов и регионов; роспуска незаконных вооруженных формирований; немедленного возбуждения уголовных дел; возмещения причиненного экономического ущерба и т.д.
Существенную роль в снятии межэтнических конфликтов, их недопущений могут и должны сыграть различные общественные объединения и институты, деятели искусства и науки, видные Писатели, известные общественные и религиозные деятели.
В экономической области при налаживании экономических, хозяйственных связей между социально-этническими общностями очень важно учитывать природно-географические, национально-исторические и экономические возможности, использовать уже накопленный опыт, сложившееся разделение труда, формировать экономические отношения на хозрасчетной основе, что особенно существенно в условиях создания рыночных отношений, единого экономического пространства в рамках тех или иных государственных образований (в данном случае и внутри России, и внутри СНГ). Все это будет способствовать предотвращению чрезмерной миграции рабочей силы в другие республики, регионы и районы и выработке мер по трудоустройству незанятого трудоспособного населения в трудо избыточных областях страны (или стран).
Следует особо подчеркнуть важность создания единого экономического пространства России - это один из факторов создания благоприятных условий для экономического развития каждого региона страны, реализации принципов здорового экономического федерализма во взаимоотношениях и распределении полномочий между федеральным Центром и субъектами Федерации. При этом местные органы власти на своей территории, где и проживают представители различных социально-этнических групп, должны обладать правами, а также иметь доходы для организации оптимального социального обеспечения всех групп населения, развития производственной и социальной инфраструктуры.
Особого внимания требуют так называемые депрессивные территории (районы Севера, моноотраслевые города, зоны радиоактивного заражения, отдаленные регионы), где и проживает (особенно на Севере) значительная часть малочисленных и малых народов, Здесь центром внимания высших и региональных, и государственных органов должны быть природно-климатические условия, демографическая ситуация, оказывающие негативное влияние на социальное положение людей. Именно на этих территориях должна применяться система различного рода льгот, в частности снижение тарифов на транспорте и связи, на энергоносители; надо восстановить прежнюю (действующую до 90-х гг.) систему своевременного завоза топлива (т.е. в сентябре, а не в марте следующего года в сопровождении ледокола), В 1998 г., к примеру, на 1 октября в Корякский национальный округ было завезено только 28,3% угля, 13% дизельного топлива, 84% дизельного масла, 10% продовольствия, 40% бензина и авиационного керосина. Практически не действуют промышленные предприятия, резко сократилось сельскохозяйственное производство, в том числе поголовье оленей. Оленеводы в течение более 5 лет не получают зарплату. Во многих селах безработными являются 80% жителей.
В силу отсутствия у многих жителей паспортов (поскольку они не имеют возможности сфотографироваться на паспорт) они не могут получать пособия по безработице. Многие дети не учатся: в селах нет школ, а в районных центрах - интернатов. Люди стремятся уехать из этих мест, и их численность постоянно сокращается.
Это характерно, для всех районов Севера. Таковы результаты реформ.
В социальной среде (здесь особенно важна роль социальных работников, социальных служб) первостепенное значение имеет реализация принципа социальной справедливости (распределения жилья, детсадов, морального и материального стимулирования, возможности поступления в вузы и средние специальные учебные заведения на основе всеобщего бесплатного среднего и средне специального образования, а также преобладания бесплатного образования в вузах страны) с учетом всех проживающих в том или ином регионе (республике) социально-этнических общностей и групп.
Государство обязано обеспечить социальные гарантии каждому человеку, в том числе, конечно, представителям социально-этнических общностей. Это предусматривает обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума, бесплатное (или обеспеченное доходами) образование, медицинское и социальное обслуживание всего населения.
В условиях кризиса государство должно обеспечить прежде всего адресную помощь наиболее нуждающимся слоям населения (детям, матерям-одиночкам, многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, временно безработным людям), минимальную заработную плату не ниже прожиточного уровня (при постоянной ее индексации), сбережения граждан, занятость населения (не более 2- 4% безработных), своевременность выплаты зарплаты, пенсий и других государственных выплат. Решая вопросы социального обеспечения, следует обращать особое внимание на группы людей, оказавшихся на положении беженцев и вынужденных переселенцев, независимо от их этнической и национальной принадлежности.
В условиях кризиса важно добиться полного государственного обеспечения социальных учреждений (детских домов, интернатов, домов для престарелых) на уровне не ниже прожиточного минимума.
Чтобы избежать ситуации 90-х гг. характеризующейся неплатежеспособностью потребителей и дефицитом товаров и продуктов первой необходимости, государству необходимо ввести гарантированное натуральное обеспечение беременных женщин и кормящих матерей, детей, малообеспеченных пенсионеров и инвалидов.
Особое значение в социальной защите населения, в том числе беженцев, вынужденных переселенцев, приобретает поддержание здоровья посредством системы как государственных (в первую очередь», так и негосударственных учреждений, включая систему медицинского страхования и сеть поддерживаемых государством профилакториев, домов отдыха, санаториев и курортов.
Научное решение проблем возможно, если использовать совокупность наук. Однако одни из них (философия, социология, экономические и другие научные дисциплины) в большей мере ориентированы на решение проблем социальной работы, понимаемой в широком смысле. Другие, в том числе социальная работа, как имеющие преимущественно прикладной характер, ориентированы на решение более конкретных проблем, что связано с пониманием социальной работы в узком смысле слова. Их значимость в том, что они имеют возможность сочетать теоретические и практические аспекты в решении проблем социально-этнической среды.
В связи с этим особую актуальность приобретает задача подготовки социальных работников, специализирующихся в области социально-этнических, межнациональных отношений.
В области духовной жизни, идеологической и теоретической деятельности предотвращению межэтнических конфликтов могут способствовать выявление так называемых белых пятен, изучение истории, культуры, обычаев народов, подготовка содержательных и правдивых учебников, научных трудов по истории, культуре, этнографии, многочисленных и малочисленных народов (социально-этнических общностей и групп), проживающих как в России, так и в СНГ. Создание национальной социально-экономической статистики может дать полную картину экономической, политической, социальной и культурной жизни в республиках и других национально-территориальных образованиях, представление о жизни разных народов и социально-этнических групп.
Болезненной может быть (и является в определенных условиях) языковая проблема. Функционирование одного, двух или трех государственных языков на той или иной территории должно всякий раз сопровождаться изучением отношений к этой проблеме как коренных, так и некоренных национальностей, как больших, так и малочисленных социально-этнических общностей и групп. Возможность изучения языков коренной национальности и местных языков должна быть реализована в полной мере на территории каждого региона страны. Безусловно, не снимается проблема изучения и знания языка межнационального общения, каким был (да и во многом остается) русский язык в силу многочисленности населяющих страну социально-этнических общностей, преобладания русского населения в России, сложившейся практики межнационального общения.
В недопущении межэтнических конфликтов, снятии их остроты немалую роль может сыграть создание культурных обществ, дворцов культуры для лиц некоренных национальностей в различных республиках и регионах России и СНГ. Практика доказала благотворную роль культурного сотрудничества, организаций фестивалей народного творчества, обмена в области культуры, науки, туризма, спорта и т.д.
По данным социологических исследований, национальное самосознание, культура здоровых, цивилизованных отношений формируются уже в раннем возрасте. Поэтому соответствующая воспитательная работа должна проводиться в семьях, детских учреждениях, школах и т.д.
В решении вопросов межличностного общения представителей социально-этнических групп важнейшую роль должны играть средства массовой информации (СМИ), которые должны функционировать не только на языке коренной нации (группы), но и на языке социально-этнических общностей, проживающих на территории титульной нации (общности). Нужны издания, посвященные социально-этнической, национальной тематике.
Особая роль СМИ в решении проблем межэтнических отношений, недопущения напряженности и конфликтов диктует необходимость принятия соответствующих законодательных актов об ответственности работников СМИ за прямое и косвенное содействие разжиганию межнациональных конфликтов.
Итак, разрешение проблем межэтнических отношений требует активного и компетентного участия социальных работников во всех сферах жизни и на всех уровнях. Это возможно только при наличии у них высокой профессиональной подготовки и прежде всего понимания содержания и специфики межнациональных, межэтнических отношений. Поэтому необходима специальная подготовка таких профессионалов в рамках общей системы обучения и переобучения социальных работников.
Кроме того, необходимо обобщить опыт деятельности социальных служб в рассматриваемой области как в России, так и в СНГ и странах дальнего зарубежья - служб экстренной неотложной психолого-социальной помощи населению; психоэтнических консультаций; психологической реабилитации детей и взрослых, пострадавших в межнациональных конфликтах; миграционных служб и др.
Обобщение и распространение опыта социальной работы будет способствовать нормализации взаимоотношений между представителями разных социально-этнических общностей, оздоровлению и развитию межэтнических и межнациональных отношений.
1. Абдулатипов П.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М.: Мысль, 1991.
2. Антология социальной работы. В 5 т. - Т. 3/Сост. М.В. Фирсов. - М.; Сварогъ: НВФ СПТ, 1995.
3. Конфликтная этничность и этнические конфликты. - М., 1994
4. Межнациональные отношения в России и СНГ, Семинар Московского центра Карнеги. - Вып.1. -М.: НЦ «АИРО» - ХХ; Ратибор, 1994.
5. Социальная работа: теория и практика. / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Социология: Учеб. пособие / Под ред. П.Д. Павленка. - М.. ГАСБУ, 1995.
7. Харников А.Е. Межнациональные отношения в СССР: причины, поиски, решения. - М.: Политиздат, 1990.
8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
9. Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 - 1994.
10. Этнические процессы в современном мире. - М., 1987.