Социальная поддержка незащищенных слоев населения
Введение
Современное социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.
Работа с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними в специализированных учреждениях начинается с адаптации их к жизни в самом учреждении, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. От успешности процесса социальной адаптации зависит дальнейшая судьба ребенка: вернется ли он на улицу, совершит ли противоправные действия, будет ли вести асоциальный образ жизни.
Формы государственной поддержки незащищенных слоев населения
Государственная поддержка – это система законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.
Главная задача государственной поддержки – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях.
В настоящее время практически все государства являются социальными. Социальное государство – это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество.
Социальное государство должно обеспечивать людям прожиточный минимум, создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, охранять наемный труд, заботиться об образовании, здравоохранении, культуре, семье, постоянно улучшать социальное обеспечение и другое.
Целью социального государства является обеспечение свободы и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т.д.).
Основные направления государственной поддержки:
правовая природа социальной политики;
социальное обеспечение;
предоставление социальных услуг;
доступность социальной поддержки для всех членов общества;
наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;
принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан.
Основной задачей социального государства является обеспечение равноправия, нравственности и справедливости в отношениях между людьми. Эти принципы могут быть реализованы путем расширения социальных программ, поощрения благотворительной деятельности (в частности, освобождения от налогов предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность).
Государство заинтересовано в поддержке социально уязвимых групп населения. Это объясняется несколькими причинами: государство, которое считает себя цивилизованным обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»; государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы; социально-экономическая поддержка неимущих «сглаживает» экономическое состояние различных групп населения.
Особенности социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних
Проблема социальной адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации – одна из актуальных проблем, стоящих перед обществом.
Выстраивание работы по социальной реабилитации, адаптации и интеграции беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков, их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних (приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. В таких учреждениях ребенок впервые встречается с социально благополучной средой, которая предоставляет возможность несовершеннолетнему самому приобрести опыт, необходимый для адаптации к окружающему миру, при этом данная среда является достаточно защищенной от негативных влияний.
Несмотря на множество работ отечественных исследователей, посвященных решению проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, является мало изученной. Проведенный нами анализ нормативно-правовых документов показал, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.
Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, теме социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в научных работах и нормативно-правовых актах уделяется достаточное внимание и подчеркивается важность этого процесса; с другой стороны, на практике этот процесс мало изучен и плохо регламентирован. Это противоречие обусловило проблему исследования: какие существуют особенности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних?
С целью анализа особенностей процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений нами было проведено эмпирическое исследование процесса социальной адаптации несовершеннолетних в специализированных учреждениях города Казани.
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: полуструктурированное интервью, наблюдение, контент-анализ дневников воспитанников.
Исследование проводилось в три этапа:
1. изучение документации, отражающей процесс социальной адаптации воспитанников в каждом специализированном учреждении (анализ дневников на каждого воспитанника);
2. проведение интервью со специалистами учреждений;
3. проведение интервью с воспитанниками учреждений.
Итоги проведенного исследования привели нас к следующим результатам и выводам:
1. В процессе социальной реабилитации в условиях специализированных учреждений безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние адаптируются лишь к самому учреждению, а показатели социальной адаптации воспитанников выражены слабо: дети и подростки могут лишь адаптироваться к социальным правилам, нормам и ценностям – без последующего процесса их интериоризации.
2. Несмотря на структурные различия учреждений, различий в осуществляемых учреждениями программах и методиках по социальной адаптации воспитанников, анализ основных показателей ответов респондентов и данных дневников воспитанников показал, что процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних не имеет существенных различий.
3. На процесс социальной адаптации воспитанников влияют социальный статус несовершеннолетнего и длительность проживания несовершеннолетнего в учреждении, а также наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице.
4. В процессе социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений существуют гендерные и возрастные различия.
5. Специалисты учреждений недостаточно владеют знаниями о сущности процесса социальной адаптации, а процесс социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений воспринимают лишь как процесс адаптации к самому учреждению.
Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированного учреждения, по нашему мнению и с учетом предложений специалистов учреждений, необходима реализация следующих мер:
– разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированного учреждения, введение в действие трудовых мастерских и активное использование методик трудотерапии в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними;
– привлечение средств спонсоров, благотворительных организаций, для улучшения условий жизнедеятельности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в специализированных социальных учреждениях, в том числе и в приемных отделениях (изоляторах);
– повышение профессиональной квалификации персонала специализированного учреждения.
Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.
Проблемы в студенческой субкультуре
Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды.
Из всех социально - демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
С этих позиций особый интерес представляет студенческая субкультура. Студенчество – самостоятельная, социокультурная общность, которая функционирует в системе высшего образования и «выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а личность» (Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников). Главной функцией этого производства является образовательная деятельность.
Таким образом, студенчество – это специфическая социокультурная группа, обладающая определенной спецификой поведения, ценностными ориентациями, моделями поведения, обусловленными получением высшего образования.
Система образования, охватывает в основном молодежь, оказывается питомником специфической субкультуры высшей школы, органичной частью и системообразующей ценностью которой стал непрерывный процесс обновления интеллекта. Можно говорить о наличии различных субкультур в среде самого студенчества. Наиболее значимыми являются субкультуры образовательной деятельности студентов.
Мартин Троу, например, выделяет четыре субкультуры:
«Коллегиалы» - любят устраивать вечеринки и заниматься спортом; книги; хорошие оценки имеют для них лишь второстепенное значение.
«Профессионалы» - стараются хорошо учиться, но их мало волнует «академическая» деятельность профессоров, ведь она не повлияет на карьеру студентов в будущем.
«Академики» - увлечены учебой от души, а не ради выгоды; в дальнейшем они часто учатся в аспирантуре и становятся преподавателями.
«Нонконформисты» - или представители так называемой богемы, не придают важного значения ни научным, ни профессиональным интересам; они предпочитают вести особый образ жизни и с презрением относятся к господствующим ценностям «обывательского» общества.
В отечественной литературе данная проблема рассматривалась через характеристики типов личности студентов
Ростовские социологи Рубин Б.Г. и Колесников Ю.С. выделяют три основных типа личности студентов по критерию стиля их деятельности и поведения в сфере обучения и познания.
По их мнению, для первого тип личности студентов характерным является деятельность, которая отличается широким подходом к целям и задачам обучения в вузе.
Интересы студентов сосредотачиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
Второй тип личности студентов характеризуется ориентацией на узкую специализацию. Здесь познавательная деятельность студентов также выходит за рамки учебной, однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».
Третий тип познавательной деятельности, определяющий соответствующий тип личности студентов, предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности наименее творческий, наименее активный.
На наш взгляд, приведенные выше типологии не отражают многообразия моделей поведения современного российского студента, т.к. акцент делается на количественных характеристиках. Требуется анализ, прежде всего, содержательного аспекта студенческой субкультуры.
Проблема общественных движений на примере Твери
Добровольчество – это общественное движение, смыслом которого является вовлечение как можно большего числа людей в добровольную деятельность по изменению различных сторон общественной жизни к лучшему. Подобная деятельность призвана способствовать решению острых социальных проблем.
В современном социуме добровольцами (волонтерами) становятся люди разных возрастов и профессий, представители различных слоев общества, готовые бескорыстно отдать часть своих сил, времени, знаний на благо других людей и общества в целом. Благодаря добровольчеству укрепляются общечеловеческие ценности, появляется возможность реализации людьми своих прав, повышается ответственность членов общества за свои поступки. Одновременно участники добровольческого движения устанавливают новые межличностные связи, которые способствуют поддержанию социальной стабильности. В этих условиях у людей возникает желание объединяться для решения не только индивидуальных, но и глобальных проблем современности.
Развитие добровольчества на Западе и в России привлекло к данному общественному движению внимание исследователей. Например, в статье Л.А. Кудринской «Добровольческий труд: сущность, функции, специфика» анализируется сущность добровольчества и его специфика в России. Е.Л. Шекова в работе «Труд добровольцев в сфере культуры США и России» исследовала виды стимулирования труда волонтеров. Немало публикаций посвящены рассмотрению современного состояния проблемы добровольчества и благотворительности. Обычно выделяются следующие причины участия людей в работе добровольческих организаций: личная, коллективная, общественная, материальная, моральная. К основным принципам добровольческого движения относят добровольность, безвозмездность, ответственность, законность, уважение, солидарность, равенство, самосовершенствование, нравственность, социальную и личную значимость.
Функции добровольческого труда разделяют на две категории: 1.общие: социально-формирующая и развивающая функция; антиэнтропийная; интегрирующая; социализирующая; 2.специфические функции: формирование и развитие гражданского общества, трансляция гражданских социетальных ценностей, традиций; уменьшение социальной энтропии в обществе; гражданская социализация отдельного индивида; интеграция общества через ассоциации граждан, создание социального капитала; кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов; самоуправление и коллективное решение самых разных проблем сообщества на основе социальных инноваций; поддержка незащищенных групп, их социальная адаптация; свободное самовыражение и социальное творчество людей (Кудринская, 2006).
Добровольческая деятельность чаще всего охватывает такие сферы жизнедеятельности человека, как здравоохранение, экология, социальная адаптация слабо защищенных слоев населения, развитие общественной активности, культурное просвещение (Шекова,2002). В западных странах добровольческая деятельность давно уже стала массовым явлением. В России пока еще происходит формирование культуры добровольчества, только развертывается активная деятельность волонтерских организаций, при этом большое значение имеет освоение зарубежного опыта.
Для России наиболее актуальны следующие проблемы добровольчества: развитие законодательной базы для деятельности третьего сектора; доступ НКО к средствам массовой информации; демократизация СМИ и усвоение ими гражданских ценностей; создание механизмов ресурсной поддержки организаций гражданского общества со стороны государства, рыночного сектора и граждан; развитие государственной системы образования, способной осуществлять гражданскую социализацию новых поколений россиян; консолидация усилий всех социальных акторов для развития гражданского общества (Кудринская, 2006).
Стремительное развитие добровольческого движения в России придает особую актуальность социологическим исследованиям данного феномена. В мае 2007 года в Твери было проведено прикладное социологическое исследование «Развитие добровольчества в Твери» с использованием метода анкетного опроса. В ходе пилотажного исследования было опрошено 100 горожан, представляющих основные половозрастные группы населения. В ходе исследования было выявлено, что степень информированности жителей г. Твери о деятельности добровольческих организаций в регионе и городе очень высокая – 90%, что позволяет говорить о значительном интересе населения к добровольческому движению. Большинство респондентов дали положительную оценку деятельности добровольческих организаций, указали на ее социальную значимость.
Горожане назвали следующие функции добровольчества: социальная адаптация слабо защищенных слоев населения (31%), организация культурных массовых мероприятий (19%), морально-психологическая поддержка нуждающихся людей (19%). Однако, несмотря на то, что практически все респонденты отметили высокую значимость и актуальность деятельности добровольческих организаций, практически никто из опрошенных (91%) сам лично не принимал участие в добровольческих акциях, что свидетельствует о слабой вовлеченности жителей Твери в общественную деятельность. По мнению горожан, доброволец – это отзывчивый, бескорыстный человек, желающий реализовать свои творческие способности. Участие людей в добровольческих движениях, по мнению опрошенных, мотивированно рядом факторов: самовыражение, самореализация личности (39%); сочувствие, обусловленное моральными принципами (36%); потребность в общении (22%).
Лишь 2% респондентов в качестве мотивации участия людей в добровольческих движениях отметили перспективу получения материального вознаграждения, что подчеркивает бескорыстность деятельности волонтеров. Среди широкого многообразия проблем в современном обществе с точки зрения приложения добровольческого труда жители Твери выделили следующие: оказание помощи нуждающимся людям (38%); организацию массовых общественных мероприятий (36%); психологическую поддержку (29%); культурное просвещение (19%). Респонденты выделили также группы населения, испытывающие наибольшую потребность в помощи со стороны волонтеров, среди них: пенсионеры (36%); инвалиды (37%); люди с тяжелыми заболеваниями (26%).
Таким образом, добровольческое движение приобретает все большее распространение в России, население позитивно оценивает проявления добровольческого труда, сформировался положительный имидж подобных общественных организаций. В тоже время добровольчество пока еще не стало массовым явлением, поддерживая добровольцев, большая часть населения не спешит вступать в их ряды. Необходима активная пропаганда значимости добровольческого труда в СМИ, образовательных учреждениях, произведениях литературы и искусства.
Заключение
Решение проблемы государственной поддержки незащищенных слоев населения является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране на современном этапе и в значительной мере определяет уровень социального благополучия, как всего населения России, так и его социально уязвимых слоев.
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе Особенности молодежного возраста и социального положения молодых людей предопределяют склонность к альтернативным способам, формам, стилям жизни, социальному экспериментированию. Именно эти факторы инициируют формирование целого спектра довольно автономных субкультурных образований, связанных по тем или иным основаниям с жизнедеятельностью молодежи.
Список литературы
1. Смелзер Н. Социология. М.,2006.
2. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПбГУ, 2007.
3. Кудринская Л.А.(2007) Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования, №5.
4. Шекова Е.Л.(2006.) Труд добровольцев в сфере культуры США и России// Социологические исследования, №3.
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
6. 2Иващенко Г.М. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних: Научно-методическое пособие. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2008.
7. 3Невская С.С. Анализ проблем социальной адаптации беспризорных детей // Беспризорник. – 2007. – № 3.
8. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы. - Вестник Российского университета дружбы народов, 2008.
9. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2009.
10. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2007.
11. Социальное государство: концепция и сущность. ДИЕ РАН №138 – М.: ИЕ РАН – издательство «ОГНИ», 2008.