База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни народа

Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни народа

Министерство   Образования   Республики   Беларусь


Белорусский   Государственный   Экономический   Университет

     




                                                    кафедра   регионального управления

                                   







К О Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А



По предмету:  «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»


ВАРИАНТ  7


 






Выполнила:                                                   Студентка IV курса УЭФ                                    

                                                                        Группа УП-1, полн.срок обучения

                                                                       









                                                г. Минск,  2006г.

1. СИСТЕМА ПРОГНОЗОВ И ПЛАНОВ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ СОПРЯЖЕНИЯ.


Система прогнозов. Для формирования стратегии и тактики раз­вития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также час­тные и комплексные прогнозы экономического и социального разви­тия страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-эконо­мического развития, составляются индикативные планы, формиру­ется механизм государственного регулирования экономики и опреде­ляются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страхо­вых резервов и т.д.).

По масштабу прогнозирования выделяют:

-       макроэкономические прогнозы,

-       межотраслевые и межрегиональные прогнозы,

-       прогнозы развития народнохозяйственных комплексов,

-       отраслевые и региональные прогнозы,

-       прогнозы звеньев экономики;

-       прогнозы предприятий, объединений, от­дельных производств и продуктов.

Во временном аспекте прогнозы подразделяются на:

-       долгосроч­ные (от 5 до 15 — 20 лет),

-       среднесрочные (от 3 до 5-ти),

-       краткосроч­ные (от месяца до года),

-       оперативные (до 1 месяца — на каждый лень, неделю, декаду).

Система частных прогнозов включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономи­ческие прогнозы.

Демографические прогнозы характеризуют динамику народона­селения, численность населения на перспективу, половозрастной со­став, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовые ре­сурсы. На их основе формируется демографическая политика (сти­мулирование рождаемости, сокращение смертности и т.д.), опреде­ляются потребности в продовольствии и непродовольственных това­рах, прогнозируется развитие социальной сферы, жилищного строительства.

Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические про­гнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат также информацию о состоя­нии окружающей среды и комплекс мероприятий по предотвраще­нию или максимальному смягчению негативного влияния хозяйствен­ной деятельности на окружающую природную среду.

Обоснованные представления о предполагаемых научных и тех­нических результатах и достижениях, о возможных приложениях этих результатов в производстве и других сферах народною хозяй­ства, об экономических, социальных, экологических последствиях НТП дают прогнозы развития науки и техники. Это направление прогнозирования охватывает следующие виды прогнозов: прогнозы развития фундаментальных наук, предвидимых научных открытий; научно-технические прогнозы по комплексным направлениям НТП (комплексная автоматизация производства, электронизация и т.д.); прикладным направлениям в разрезе отраслей народного хозяйства; прогнозы развития отдельных видов продукции и технологических процессов.

На основе прогнозов научно-технического развития осуществля­ли  выбор приоритетов НТП. В рамках приоритетных направлений НТП разрабатываются научно-технические программы.

В Республике Беларусь разработан комплексный прогноз НТП на период (1993 — 2015). В нем представлен анализ, вскрыты проблемы развития пауки и техники за предшествующий 10-летний период, пока­заны основные мировые тенденции развития пауки и техники. Охарак­теризован научно-технический потенциал (дана оценка фундаменталь­ных и прикладных исследований, международного обмена научно-тех­нической информацией, технического уровня производства).

Социальные прогнозы характеризуют уровень социального раз­вития, решение проблем свободного времени, направления совершен­ствования образа жизни, задач удовлетворения потребностей людей.

Экономические прогнозы характеризуют динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэко­номические связи, территориальные сдвиги в размещении произво­дительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.

На основе частных прогнозов, характеризующих различные сто­роны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные про­гнозы экономического и социального развития страны и регионов.

Логика разработки комплексных прогнозов экономического и социального развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста; определение возможных альтернатив развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте развития; основные направления структурной, научно-тех­нической, социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике; формирование механизма государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения.

Основой прогнозных расчетов должны служить: потребности народного хозяйства и населения республики, региона; региональ­ные ресурсы и варианты их рационального использования; НТП и возможные варианты развития межгосударственных связей по обеспе­чению топливно-сырьевыми ресурсами и сбыта готовой продукции.

В комплексных прогнозах регионов содержится анализ экономического и социального их развития. Особая значимость придается структурным сдвигам, решению проблем социального развития, занятости, финансовых ресурсов, охраны окружающей среды, внешнеэкономических связей региона.

Система планов. С целью обеспечения скользящего планирова­ния и взаимодействия макро- и микроуровней должна разрабаты­ваться система планов, включающая планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта.

На макроуровне должны разрабатываться планы, програм­мы экономического и социального развития страны, на региональ­ном уровне — планы развития регионов (областей, районов, горо­дов). Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отрасле­вых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.

Система планов временного аспекта включает:

-       долгосрочные планы (па период 15 — 20 лет),

-       среднесрочные (3 — 5 лет),

-       краткос­рочные (до года),

-       оперативные (сутки, неделя, декада).

Долгосрочный план должен отражать стратегию экономи­ческого и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия разви­тия отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах.

В среднесрочных планах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Их целесообразно разрабатывать сро­ком на 3 — 5 лет. Наиболее оптимальным сроком считается пятилет­ний период, поскольку в течение 5-ти лет можно осуществить строи­тельство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов. По­казатели должны определяться по каждому году пятилетки. Изменения, проис­ходящие в течение пятилетки, необходимо отражать в долгосрочном плане, т.е. последний должен корректироваться и по истечении 5-ти лет продлеваться (разрабатываться) па следующий 5-й период.

Годовые планы формируются па основе пятилетних планов. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременно корректируется и пятилетний план.

Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-эконо­мических, научно-технических и экологических проблем.

Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социально­го развития республики (на год).

В 1998 г. был принят закон "О государственном прогнозирова­нии и программах социально-экономического развития Республики Беларусь". Он определяет цели и содержание системы государствен­ных прогнозов и программ социально-экономического развития стра­ны, а также порядок их разработки. Государственные прогнозы и программы используются при принятии государственными органами управления решений в области социально-экономической политики. Законом предусмотрено разрабатывать Национальную стратегию устойчивого развития на 15 лет, основные направления социально-экономического развития на 10-летний период, программы социаль­но-экономического развития на среднесрочную перспективу. Програм­ма является основой разработки прогноза социально-экономического развития на год.






















































2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАРОДА

В данной теме рассматриваются основные направления социаль­ной политики, показатели, характеризующие уровень жизни населе­ния, социальные нормы и нормативы, их роль, прогнозирование и ре­гулирование оплаты труда, баланс денежных доходов и расходов на­селения и определение реальных доходов населения.

Социальная политика — это система мер и подходов, свя­занных с решением проблем повышения благосостояния населения, его духовного и физического развития, обеспечение защиты социаль­но уязвимых слоев населения. Составными частями социальной поли­тики являются политика доходов, социальная зашита граждан, моло­дежная политика, развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания.

Целью социальной политики государства становятся улучше­ние материального положения и условий жизни людей; обеспече­ние эффективной занятости населения; конституционных прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здо­ровья, культуры. Экономически активному населению создаются условия для развития предприимчивости и деловой инициативы. Для граждан, которые вследствие возраста или по состоянию здо­ровья вынуждены прекратить трудовую деятельность, предусмат­ривается повышение уровня социальной защищенности, индекса­ция пенсий с учетом роста потребительских цен.

Обобщающим показателем социального развития является уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворе­ния материальных и духовных потребностей человека. Повы­шение уровня жизни находится в центре социальной политики государства. Показатели жизненного уровня кладутся в основу экономического прогнозирования и планирования, разработки системы целевых социальных прогнозов.

В рамках социального прогнозирования выделяют три группы факторов, непосредственным образом влияющих на уровень жизни.

Первая группа охватывает материальные условия поддержа­ния жизнедеятельности людей: питание, одежда, жилье, повсе­дневные предметы домашнего обихода и другие предметы быта. Данная группа является исходной. Основными проблемами здесь являются улучшение структуры питания за счет увеличе­ния потребления мяса, молочных продуктов, яиц, фруктов и других качественных продуктов, а также удовлетворение потреб­ности в жилье, товарах длительного пользования.

Вторая группа связана с потребностями восстановления сил и постоянным поддержанием необходимого уровня здоровья, что предполагает развитие здравоохранения и медицинского об­служивания, создание условий для активного отдыха, охрану ок­ружающей среды.

Наконец, третья группа включает совершенствование и все­стороннее развитие социального, культурного и духовного мира личности, потребностей творчества, самоутверждения. С ростом благосостояния повышается социальная активность человека, расширяется его культурный кругозор, возрастает потребность участвовать в политической жизни, в повышении образователь­ного и культурного уровня.

Социальная политика государства — это комплекс орга­низационных, экономических и других мероприятий по улуч­шению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

Учитывая комплексный и многоплановый характер опреде­ления "социальная политика", ее обычно расчленяют на следу­ющие составные части:

- политика доходов населения;

- социальная защита граждан;

- развитие системы здравоохранения, образования, куль­туры, обеспечения товарами, услугами, условиями прожива­ния;

- молодежная политика.

Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка и применение наиболее эффективного ме­ханизма формирования доходов населения. Главным ее содер­жанием является создание благоприятных условий, позволяю­щих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой за­работной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста зара­ботной платы и другие элементы.

Социальная защита граждан включает оказание материаль­ной и другой поддержки социально уязвимым группам населе­ния (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.). Важное место в сфере социальной защиты граж­дан отводится обеспечению занятости населения.

Социальная политика в области здравоохранения, образо­вания, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер по их дальней­шему развитию, максимальной доступности и охвату населе­ния, в том числе:

здравоохранение — гарантированное обеспечение установ­ленного объема медицинской помощи в государственных уч­реждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финансирования по мере экономического разви­тия первичной медицинской помощи, укрепление материаль­но-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами;

образование — формирование интеллектуального потенци­ала нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспи­тательных учреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантной системы про­фессионального образования и др.;

культура — повышение уровня и качества услуг, предостав­ляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обнов­ление материально-технической базы и др.

Соответствующие мероприятия предусматриваются в сфе­рах торговли, жилищного строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии и в других направлениях, связанных с условиями проживания населения.

Молодежная политика включает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улуч­шения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую дея­тельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет.

Величина доходов, других благ и услуг, их распределение по группам населения во многом определяют уровень жизни. Уро­вень жизни — это степень обеспеченности населения необходи­мыми для жизни материальными и духовными благами. Он ха­рактеризуется системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, ре­альными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом, денежными сбереже­ниями, условиями труда, продолжительностью свободного времени и т.д.

В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни населения ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты: размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денеж­ной единицы, продолжительность жизни и уровень образова­ния граждан. Считается, что страна и ИЧР выше 0,8 имеет высокий уровень развития.

















3. ЗАДАЧА


Доля оплаты труда в ВВП в базисном периоде (d от) составила 35%, ВВП равен 17 трлн руб.

В прогнозном периоде ВВП увеличиться на 5,3 трлн руб.

Определите, какая сумма оплаты труда и каково ее изменение будут в прогнозном периоде, если доля амортизации в ВВП (d ам) составит 27%, прибыли (d пр)– 23%, чистых налогов (за вычетом субсидий) (d чн)– 12%.



Решение:

ВВП = d ам*ВВП+ d пр*ВВП+ d чн*ВВП+ d от*ВВП


ВВП

----------  =  d ам+ d пр+ d чн+ d от

ВВП


d от = 1-0,27-0,23-0,12


d от = 0,38


Сумма оплаты труда в базисном периоде составила 17*0,35 = 5,95 трлн руб


Сумма оплаты труда в прогнозном периоде составила

(17+5,3)*0,35 = 22,3*0,35= 8,474 трлн руб


             8,474

I от = ----------- = 1,42 или 142 %

              5,95



Следовательно, сумма оплаты труда в прогнозном периоде увеличилась на 42% и составила 8,474 трлн рублей, что на 2,524 трлн рублей больше по сравнению с базисным периодом.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЦЕНЗЕНТА

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Список литературы:



1.     Прогнозирование и планирование экономики: Практикум: Учеб.пособие/В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; под ред. Г.А. Кандауровой - Мн.: Экоперспектива, 2003. - 152с.

2.     Борисевич В.И., Кандаурова Г.А., Кандауров Н.Н. и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие/ под общ.ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой - Мн.: Экоперспектива, 2000. - 432с.

3.     Статистика: национальные счета, показатели и методы анализа: Справ. пособие / Под ред. И.Е. Теслюка. Мн., 1995.






мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена