Социальная работа и профилактика преступности среди детей и подростков
Содержание
Введение
Глава I. Основные черты девиантного поведения детей
§1 Понятие детской преступности
§2 История детской преступности
§3 Причины детской преступности
Глава II. Характеристика детской преступности
§1 Динамика детской преступности в России
§2 Профилактика детской преступности в России
Глава III. Социальная работа с детьми девиантного поведения
Заключение
Список литературы
Введение
Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него формы человеческой жизнедеятельности путем воздействия на их носителей. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией, господствующих в обществе сил, обычаями, традициями. Отклонение поведения от нормы, всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи, а в последнее время и социальные работники – каждый с позиций своей науки изучал и оценивал различные антиобщественные явления: преступность, наркотизм, проституцию, алкоголизм и др. При этом отсутствовал общий подход к изучаемой проблеме, царящей в обществе.
Социальная работа с детьми отклоняющегося поведения, в частности преступниками, имеет большое значение для общества, так как это отклонение от нормы в столь раннем возрасте постоянно прогрессирует и очень опасно для социума.
Цель работы – показать какая социальная работа проводится с детьми отклоняющегося поведения и проанализировать ее.
Задача – изучить соответствующую литературу по данной теме, изучать статистические данные; указать какие факторы влияют на становление такого поведения и к чему такое поведение приводит; а также делать выводы в соответствии с полученной информацией.
Объект работы – это дети с отклоняющимся преступным поведением.
Предметом работы является социальная работа с детьми девиантного поведения.
Работа направлена на выявление такого социального явления, как преступность детей.
Глава I. Основные черты девиантного поведения детей
§1 Понятие детской преступности
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.[1]
Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социальнонегативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При всей схожести этих признаков сегодняшняя преступность несовершеннолетних совершенно иная, чем 10, 5 и даже 2 года назад. Она количественно и качественно быстро меняется. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни сотрудники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда — серьезные упущения в профилактической работе.[2]
Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.
В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можно определить как «патриархальный», но уже заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности.
При кажущейся ясности понятия «преступность», в действительности оно отражает очень сложное социальное явление и относится к числу наиболее спорных и в социологии девиантного поведения, и в криминологии – науке о преступности.
В отечественной криминологии под преступностью принято было понимать совокупность всех преступлений, совершенных в государстве (регионе) за определенный период времени. Очевидно, что такое определение носит описательный характер, не вскрывая содержательную специфику рассматриваемого феномена.
И это не удивительно. Преступность – сложное социальное явление, не имеющее «естественных» границ (в отличие от алкоголизма, наркотизма или же самоубийств) и определяемое с помощью двух разнопорядковых критериев: общественной опасности и предусмотренности уголовным законом.[3]
В основном же под преступностью понимается относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, разновидность(одна из форм) девиантного поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой, законодательством в уголовном законе.
А также, преступность— массовидное явление, включающее в себя совокупность всех лиц в обществе совершивших преступления и совокупность совершенных ими преступлений, которые могут (и даже как правило) не совпадать. Так, одно лицо может совершить несколько преступлений, и одно преступление может совершить группа лиц. Это расхождение важно для познания закономерностей преступности.[4]
Рассмотрение преступности как разновидности девиантного поведения позволяет изучать общие причины, генезис, закономерности всех его форм, взаимосвязи между преступностью и другими проявлениями девиантного поведения, а также находить общие механизмы социального контроля. По этому пути идет и большинство современных зарубежных исследователей.
Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.[5]
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.
Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.
Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.
Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко - или токсикоманом.[6]
В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.
§2 История изучения детской преступности
Преступность – в современном понимании – появилась с первыми актами, устанавливающими наказание за определенные деяния.
Значительно позже сформировалась криминология как наука о преступности.
Зарождение криминологии социологического направления связывают с именем математика А. Кетле, который на основании статистических исследований выступил в 1831 году с докладом, обосновывающим положение: «общество… подготовляет преступления, а преступник есть только орудие». Социологическое объяснение преступности как социального явления присуще многим криминологическим концепциям: марксизму; теории «дифференцированной ассоциации» (связи) Э. Сатерленда(преступному поведению обучаются у тех, с кем поддерживают связь); чикагской школе (изучение социально-экономических условий города и районов с различным уровнем преступности); теория аномии и «социальной дезорганизации» Э. Дюркгейма – Р. Мертона(дезорганизация личности в условиях конфликта норм или их отсутствия, а также в условиях конфликта принимаемых целей и легальных средств); теории стигматизации или интеракционистскому подходу Ф. Танненбаума, Э. Лемерта, Г. Беккера, Е. Гофмана и др. (каждое общество само определяет, какое поведение считать противоправным и кого признавать правонарушителем – наклеивать ярлык, стигму. При этом стигматизованный, «заклейменный» будет и впредь вести себя согласно стигме) и др., а также радикальной криминологии (Г. Блох, Д. Гейс, Д. Конгер, В. Миллер, Р. Куинни, У. Чемблис, Я. Тейлор) представители которой резко критикуют современное общество, порождающее преступность, и требуют социальных преобразований.[7]
Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более, что социальная патология – чуткий барометр общественной жизни.[8]
§3 Причины детской преступности
В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.
В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.[9]
Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем многие учителя считают, что это не так. Они связывают появление трудных детей с,' наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о не- достаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться в проблеме и затратить побольше времени на трудного школьника.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.
Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хватает логических доказательств в споре. Во всех этих случаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэтому, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся.
В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек — значительно реже. Агрессия у юношей обычно отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.[10]
Проблемы «причин» преступности могут быть переформулированы в виде трех основных вопросов: 1) почему в обществе распространены (сформированы) такие именно социальные потребности (витальные потребности у всех относительно одинаковы)? 2) почему в обществе возможны такие именно формы (способы) удовлетворения потребностей? 3) почему общество так именно оценивает те или иные формы (способы) удовлетворения потребностей. Впрочем, есть еще пара немаловажных вопросов: почему представители таких именно социальных групп (слоев) чаще других прибегают к тем или иным способам удовлетворения потребностей и почему представители таких именно групп (слоев) чаще других попадают в поле зрения правоохранительных органов?..[11]
Ответы на поставленные таким образом вопросы непросты, они высвечиваются в ходе социологических (криминологических) исследований.
Итак, к основным причинам преступного поведения относятся: несогласованность между целями и средствами; наличие социального неравенства; неправильные отношения в семье.
Глава II. Характеристика детской преступности в современной России
§1 Динамика детской преступности в России
Качественными показателями социальных отклонений являются структура и динамика рассматриваемого массива. Под структурой понимается соотношение внутри данного массива отклонений разного вида: преступлений, иных правонарушений, случаев злоупотребления алкоголем, аморальных поступков и т. п. Это соотношение может быть выражено как в долях (процентах), так и в абсолютных числах; причем оно может быть подсчитано по числу зарегистрированных актов поведения или же по числу совершивших их лиц. Динамика — совокупный качественный показатель, характеризующий изменения состояния, уровня и структуры всего массива социальных отклонений (или его части) во времени на той или иной территории. Динамика дает возможность раскрыть тенденции в движении социально-негативных явлений, что весьма важно для научной организации борьбы с ними.
Изучение географии, а также структуры и динамики поведения, отклоняющегося от социальной нормы, показывает, что практически наблюдаются два вида наиболее важных изменений этого явления в пространстве и во времени.
Первый вид — изменение уровня отклонений: общий подъем или спад числа актов социально отклоняющегося поведения, например, рост преступлений, увеличение числа лиц, зарегистрированных в связи со злоупотреблением спиртными напитками, или же, наоборот, снижение этих показателей, связанное с укреплением моральных и правовых норм поведения в обществе.
Второй вид — изменение структуры социальных отклонений, происходящее как на фоне подъема или спада их числа, так и при его стабильности. Эти структурные изменения могут быть разного рода: рост более тяжких видов за счет менее тяжких либо наоборот; переход одних видов отклонений в другие виды, например, пьянства в преступность; возрастание негативного поведения лиц одних возрастов (или пола) по сравнению с другими и т. п. Как правило, структурные изменения позволяют более глубоко вскрыть те социальные и психологические процессы, которые порождают социальные отклонения и влияют на их географию и динамику.[12]
Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Для характеристики этого роста используют такие термины: «катастрофический», «обвальный», «бурный» рост. Что это означает? Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой роста населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. Возросло количественно подростково-юношеское население страны, выросло и количество совершаемых им преступлений, и наоборот, уменьшилось численно подростково-юношеское население — уменьшилось и количество совершаемых им преступлений. Тогда пропорция остается приблизительно одинаковой, т.е. коэффициент преступности не изменяется. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. С конца 80-х годов фиксируется заметный рост преступности в России. На фоне увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди несовершеннолетних. Так, в период с 1988 по 1992 год она увеличилась в 1,5 раза. По оперативным данным МВД РФ на 1997 год было выявлено общее число лиц совершивших преступления 1 372 161. Анализ возрастного состава показывает, что на время совершения преступления лиц в возрасте 14-15 лет было 45 916 человек; в возрасте 16-17 лет - 116 062. В целом, среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8 %. Причем, важно иметь в виду, что среди всех видов совершенных преступлений "особо тяжкие" и "тяжкие" составляют наиболее высокую долю именно в "молодой" когорте, по сравнению с другими возрастными группами.
Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же точные данные получить трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины высокого уровня латентности самые различные, что зависит от характера совершенного преступного посягательства: так, при изнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавших «откупных»; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем (большинство из которых мужчины), и т.п. При рэкете, карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто — это неверие в возможности органов милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла («по следствию и судам затаскают»), самообвинение («сам виновен, что обманули») и т.п. Даже не о всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что скрывать из своих неправедных доходов от правоохранительных органов. Так, группа подростков через наводчиков изучила богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами. Совершив кражу, оставила записку, в которой информировала пострадавших о наличии у группы на них «компромата». При этом действовал на пострадавших и определенный «гуманизм» грабителей. Они брали только «свою долю», а не забирали все подчистую.
В связи с уменьшением 14-17 лет назад рождаемости в настоящее время наблюдается уменьшение численности подростково-юношеского населения (очередной демографический спад), а количество преступлений в этой среде растет. Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей. По некоторым регионам — каждое четвертое. В 1994 году этой группой населения было совершено свыше 210 тысяч преступлений.
Что скрывается за этой щадящей статистикой? Прежде всего то, что очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигнет уровня особо опасного рецидивиста. Это —закономерность. Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет). Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни. Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков и юношей в сфере преступного промысла. Молодой рецидивист опасен и тем, что по своему возрасту (23-25 лет) он недалеко «ушел» от подростков и юношей и поэтому как личность психологически привлекателен для них. Значит, чем больше несовершеннолетних становится на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей внутренним законам.
Вместе с тем преступность несовершеннолетних характеризуется неравномерностью динамики по различным временным показателям (времени суток, дням недели, сезонам года), что объясняется не только рядом объективных факторов, но и возрастными психологическими особенностями подростков. Чаще всего несовершеннолетние совершают преступления в свободное от учебы время в учебные дни (с 15.00 до 24.00). Интересно отметить, что «пик» преступных проявлений приходится на 20.00-21.00. В этот же промежуток времени фиксируется наибольшее количество обращений подростков в службу «Доверие» по возникающим у них трудностям в разрешении жизненных ситуаций. До 7% преступлений совершается в учебное время, когда подростки должны были быть на занятиях в школе. До 10% преступлений совершается в период производственной практики и других работ. При этом до 18-20% преступлений совершается в выходные и праздничные дни. Меньше всего совершается преступлений в понедельник. В течение года «пик» преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярное время. Еще один всплеск преступности несовершеннолетних приходится на март месяц, что предположительно можно объяснить перестройкой организма подростка в связи с наступлением весеннего времени и изменением уровня тестостерона в крови.
Знание динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределения обязанностей и ответственности между субъектами профилактической работы. Действительно, если подростки совершают преступления в то время, когда они должны находиться дома (например, после 21.00), то спрос должен быть прежде всего с родителей, не контролирующих своих детей, а также с работников милиции, не обращающих внимания на шатания подростков в такое время по улицам. Ну, а за совершение преступлений в учебное время, конечно же, должны отвечать как родители, так и педагогические коллективы, порой не обращающие внимания на пропуски занятий и прогулы, совершаемые подростками. Что касается всплеска преступности несовершеннолетних в каникулярное время, то это показатель социальной «болезни» общества в целом, требующий разработки и реализации долговременных региональных и федеральных программ социальной поддержки подрастающего поколения[13]
Динамика детской преступности характеризуется высоким уровнем латентности, неравномерности по различным временным показателям, а также динамика имеет практическую значимость для профилактической работы с детьми-девиантниками.
§2 Профилактика детской преступности в России
Профилактика детской преступности осуществляется рядом следующих мер. Прежде всего – это реализация на уровне региона (района, области, города, республики) общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. Так, в ряде мест, где уровень преступности учащихся значительно ниже, чем по другим регионам, существенную роль играли координационные советы, создаваемые в каждой области из представителей правоохранительных органов, общественных организации и системы образования, здравоохранения, которые обеспечили планомерность и комплексность используемых мер, направленных на устранение условий жизни и воспитания, способствующих возникновению и формированию криминальных групп несовершеннолетних. Одной из глобальных профилактических мер преступности несовершеннолетних, является ликвидация детской и подростковой беспризорности. Оказавшиеся на улицах городов и поселков несовершеннолетние без средств существования вынуждены совершать корыстные и корыстно-насильственные преступления.
Общие меры профилактики включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Сюда относятся: четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий учащимися без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий и в свободное время полезными видами деятельности, активизация деятельности органов ученического самоуправления и др.
Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относятся не только «повышение воспитывающей роли обучения», но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Это весьма острая проблема, поскольку «по официальным данным Министерства образования 46 % учителей даже не скрывают, что пользуются авторитарными методами без учета Конвенции о правах ребенка».
Система профилактики включает также организационно-правовые меры:
воссоздание в каждом учебном заведении соответствующих органов профилактики правонарушений учащихся (как бы они ни назывались –
советами, секциями, комиссиями профилактики и т.п.);
воссоздание общественных формирований из числа взрослых учащихся и педагогов молодежного возраста (по типу бывших ОМОД – оперативных молодежных отрядов дружинников);
воссоздание различных групп, отрядов (скаутских, зеленых патрулей и т.п.) из числа несовершеннолетних;
создание органов профилактики из учащихся, проживающих в общежитиях (советов, секторов, бригад и т.п.);
закрепление за учащимися, состоящими на учете в ОППН и КДН, и лиц, которые могут оказать на них позитивное влияние (тоже дело не в названии – шефов, наставников или общественных воспитателей);
воссоздание других правоохранительных формирований из числа учащихся (природоохранные, охраны памятников истории и культуры и т.п.);
обеспечение тесного взаимодействия внутришкольных и внутриучилищных органов профилактики между собой и с внешними организациями.
Для успешной деятельности этих формирований нужна элементарная правовая база. В одних случаях можно воспользоваться неотменными нормативными актами о деятельности некоторых формирований, в других требуется разработка новых документов, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.
К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:
психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоящих на учете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывших из специальных школ или колоний), выявление их дружеских связей внутри училища (школы) и за ее пределами;
психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, руководство их межличностным общением;
психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных коллективов групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.
К специальным криминологическим мерам относятся:
выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутриучилищных (внутришкольных) и внешних связей;
выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;
выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;
разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами.
Очень важно соблюдать принципы профилактической работы с несовершеннолетними. Это такие принципы как: принцип компетентности; принцип взаимодействия всех сил и средств, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних; принцип своевременности; принцип упреждаемости; принцип дифференциации мер профилактики.[14]
Система профилактики детской преступности включает в себя: общие меры, организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальные криминологические – а также важно соблюдать принципы профилактической работы с несовершеннолетними преступниками.
Глава III. Социальная работа с детьми девиантного поведения
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Эффективность государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью во многом определяется установлением гарантированного минимума социальных услуг молодежи.
В молодежной среде приобретают ярко выраженный характер явления социальной патологии. Эксперты с обеспокоенностью отмечают рост криминализации среди молодежи: в 1996 г. возраст 62,6 тыс. преступников составлял 14-15 лет, 129,6 тыс. – 16-17 лет, 367,5 тыс. – 18-24 года, 244,3 тыс. – 25-29 лет. За последние пять лет заметно увеличилось число подростков, совершивших групповые преступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в отдельных регионах – 70%.
С распадом пионерской и комсомольской организаций образовался своеобразный застой в воспитательной работе с молодыми людьми. В этой связи молодежная политика и социальная работа направлены на создание системы социальных служб для молодежи, с одной стороны, и развитие детского и молодежного движения –с другой. В регионах России, особенно после принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стали создаваться социальные службы: если к середине 1994 г. по линии комитетов (отделов) по делам молодежи в 150 населенных пунктах было организовано 265 социальных служб, тот в 1997 г. в стране насчитывалось 95 служб трудоустройства и профориентации молодежи (молодежные биржи труда), около 2000 социальных служб для детей и молодежи, 41 информационный центр для молодежи, 12 центров содействия малому предпринимательству молодежи.
В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:
центр социально-психологической помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидного поведения данной категории молодежи;
консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;
приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;
центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;
центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различными группами молодежи.
Значительные успехи в области организации социальной работы с молодежью достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Волгограде, Тюменской области и других регионах России. Среди общественных формирований несомненный интерес представляет деятельность Московского городского клуба инвалидов «Контакт-1», в рамках которого реализуется концепция «независимой жизни» детей с ограниченными возможностями с опорой на создание соответствующих социальных служб.
Таким образом, система социальных служб для молодежи состоит как из государственных структур, так и неправительственных организации. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, к началу 1997 г. было зарегистрировано 96 молодежных и детских общественных объединений общероссийского уровня, а на региональном уровне – более 500 объединений. Пик формирования новых общероссийских организаций приходится на 1991 и 1992 гг. Общественные организации – и прежде всего те, которые входят в состав Национального совета молодежных и детских объединений России (образован в январе 1992 г.), - постоянно контактируют с органами государственной власти, решая вопросы своей деятельности.
Успешно развиваются информационные услуги для молодежи в Свердловской, Новосибирской, Белгородской, Астраханской, Волгоградской областях. В центры информации для молодежи, по данным исследований, обращались менее 6% опрошенных, и более 50% опрошенных не знают о существовании таких центров.
Наиболее перспективным путем создания такой системы стала поддержка на федеральном уровне сети опорных и экспериментальных центров в регионах, основная задача которых – обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь при создании социальных служб для молодежи. В 1997 г. по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам молодежи 20 комплексам социальных молодежных служб и подростково-молодежных клубов были присвоены статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр, экспериментальный центр.[15]
Направлениями их работы являются:
• оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб (Служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост» Екатеринбурга; Башкирский республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи);
• правовая помощь молодежи и молодой семье (Центр социальной поддержки молодежи Курска; Комплекс социальных служб молодежи Астрахани)
• профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними (Комплекс служб социальной помощи несовершеннолетним Новосибирска; Центр «Четвертый мир» в Москве; Комплекс социальной помощи подросткам и молодежи Перми);
• медицинская и медико-социальная помощь молодежи (Центр «Ювентус» в Новосибирске; центры реабилитации и планирования семьи в Хабаровске; Реабилитационный центр для детей, подростков и молодежи Самары);
• информационное обеспечение социальных служб (Социальный центр молодежи Кузбасса; Городской центр социально-психологической помощи подросткам и молодежи «Шанс» в Туле).
Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для молодежи и подростков. Такие центры действуют в Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской областях и других регионах. Квалифицированная экстренная психологическая помощь по телефону оказывается в подмосковных городах Щелкове и Подольске.
В Красноярском крае созданы целевые программы: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (цель программы – создание в крае эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.), «Дети – сироты» (профилактика социального сиротства, формирование системы социальной поддержки и адаптации к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)[16]
Несмотря на создание и развитие сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10% нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.[17]
Заключение
На сегодняшний день общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних растет катастрофически быстро, а также меняется ее структура и характер. А в основе этих отклонений лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но вообще молодежные отклонения есть следствие социальных отношений в обществе.
Причина же становления девиантного поведения являются: несогласованность между целями и средствами, наличие социального неравенства в обществе, неравноправные отношения в семье.
А вот динамика детской преступности характеризуется высоким уровнем латентности, неравномерностью по временным показателям, также динамика имеет практическую значимость для проведения профилактических работ с девиантами.
Сама же профилактика включает в себя ряд мер: общего характера, организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальные криминологические.
За последние годы создана сеть социальных служб различного профиля, но все-таки они не удовлетворяют полностью запросы общества. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Список литературы
1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/Б.Н. Алмазов. Свердловск,1986.
2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/С.А. Бадмаев. М.: 1997.
3. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей: Социально-психологические особенности/И.П. Башкатов. М.:1999.
4. Белкин А.С. Отклонение в поведении школьников: Учебное пособие/А.С. Белкин. Свердловск, 1973.
5. Бузько Н.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение/Н.М. Бузько. Кубанский институт, 1999.
6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра/М.И. Буянов М.: 1998. 207с.
7. Васильева Е. Молодежь и насилие/Е. Васильева// Социс.1995.№2.
8. Верин В.В. Статистическое изучение преступности подростков и несовершеннолетних в современной России/В.В. Верин. М:1999.
9. Гуров А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и современность/А.И. Гуров. М: Прогресс,1990.
10. Ильинский Я. Социология девиантного поведения/Я. Ильинский, В. Афанасьев. СПб: институт социологии РАН, 1993.
11. Клейберг Ю.А Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков/Ю.А. Клейберг, Н.В. Шахзадова.Тверь; Нальчик: 2000.
12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для ВУЗов/Ю.А. Клейберг.М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М»,2001. 160с.
13. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков/Ю.А. Клейберг. Кемерово: 1996.
14. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение/А.И. Ковалева. М:1996.
15. Ланцова Л.А.. Социологическая теория девиантного поведения /Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова// Социально-политический журнал.1993.№ 4.
16. Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук/М.В. Львова. Ярославль: 2000.
17. Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь-справочник/ Под. ред. В.А. Попова, С.А. Завражина.1994.
18. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи/В.Ф. Пирожков. Тверь: 1994.
19. Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. 702 с.
20. Пискарев Д.П. Социально-психологические стереотипы противоправного поведения молодежи/Д.П. Пискарев. М.:1999.
21. Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармония в развитии личности детей и подростков. Воронеж, 1993.
22. Социальные отклонения/Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1989. 365с.
23. Степанов В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. 336 с.
24. Тузов А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних/А.П. Тузов. Киев: 1982.111с.
25. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. 427с.
26. Чиганова С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»/С.Д. Чиганова. Красноярск: Изд-во «Универс»,2002. 80 с.
[1]Ланцова Л.А.. Социологическая теория девиантного поведения /Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова// Социально-политический журнал.1993.№ 4.
[2] Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 234.
[3] Бузько Н.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение/Н.М. Бузько. Кубанский институт, 1999. Ст.104.
[4] Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 233.
[5]Степанов В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. С.98.
[6] Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение/А.И. Ковалева. М:1996.Ст.256.
[7] Социальные отклонения/Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1989. Ст.129.
[8] Ильинский Я. Социология девиантного поведения/Я. Ильинский, В. Афанасьев. СПб: институт социологии РАН, 1993.Ст.87.
[9] Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 286.
[10] Степанов В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. С.134.
[11] Гуров А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и современность/А.И. Гуров. М: Прогресс,1990.Ст.64.
[12] Социальные отклонения/Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1989.С. 210-213.
[13] Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 317-326.
[14] Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст.428-435.
[15] [15]Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 233-240.
[16] Чиганова С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»/С.Д. Чиганова. Красноярск:Изд-во «Универс»,2002. Ст.61-76.
[17]Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 233-240.