Социальная защита в Республике Башкортостан
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1.1 Основные понятия и функции социальной защиты
1.2 Субъекты и объекты социальной защиты в Республике Башкортостан
1.3 Доходы населения и социальная защита
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
2.1 Программа социальной защиты населения
2.2 Эффективность социальной политики
2.3 Образование - как показатель социальной защиты населения
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Социальное планирование и его назначение
3.2 Стратегическое планирование развития социальной сферы: разработки и внедрения соц. программ на среднесрочный и долгосрочный периоды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита населения в Республике Башкортостан становится все более актуальной в наше время. Сотни людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите. Ухудшение положения слабозащищенных категорий населения в последнее время вызывает необходимость принятия экстренных мер по усилению социально-правовой защиты населения.
Под социальной защитой населения – мы понимаем целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.
В период рыночных преобразовании, происходящих в российском обществе, обостряются все потенциальные болезни экономики: спад производства, инфляция, безработица, неравномерное развитие двух подразделений производства, подмена экономических методов руководства политическими. В обществе происходит процесс расслоения населения по уровню доходов, общее снижение жизненных стандартов, увеличивается уровень бедности, происходит изменение общественного и материального статуса личности. Все это приводит, в конечном итоге, к росту социальной напряженности, непониманию и неприятию населением экономических реформ.
В этих условиях актуальным представляется создание системы регулирования и разрешения возникших социальных проблем общества. В качестве такой системы должна выступить система социальной защиты населения, которая призвана смягчить последствия дестабилизации общественной жизни и помочь людям приспособиться к новым политическим, социально-экономическим условиям жизнедеятельности.
Ситуация в Республике Башкортостан, как и в целом по России, во многом осложняется тем, что в дореформенный период приоритетным являлся технократический подход к экономике Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу, и к началу реформ, несмотря на наличие значительного ресурсного, промышленного и сельскохозяйственного потенциала.
Тема моего курсового проекта является актуальной в любое время, т.к. социальная сфера затрагивает всех без исключения жителей нашего региона.
Объектом данной работы является Республика Башкортостан как субъект федерации. Предметом является социальная защита населения Республики Башкортостан.
Целью моей работы является рассмотрение ситуации, сложившейся в области социальной защиты в Республике Башкортостан (положение дел в настоящий момент, программы социального обеспечения, перспективы улучшения социального положения граждан).
Все большую актуальность приобретают проблемы семьи и детства, что обусловлено общим ухудшением демографической ситуации в стране. С учетом этого комплексной Программой Кабинета Министров Республики Башкортостан по реализации основных положений Послания Президента была поставлена задача разработки концепции долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года.
Одной из наиболее злободневных в ряду проблем подрастающего поколения является социальная дезадаптация детей. В целом по республике, по сведениям администраций районов и городов, безнадзорных и беспризорных детей насчитывается 4 тысяч и в большинстве своем это социальные сироты при живых родителях. Всего же по действующим нормативам развитая система специализированных учреждений для несовершеннолетних должна насчитывать 3000 мест, а имеется всего 490 мест./6/
1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1.1 Основные понятия и функции социальной защиты
По ряду важнейших показателей социального развития республика отставала от Российской Федерации на 20-30%.
Медленный ход реформ во многом объясняется тем, что фактически они не имеют под собой широкой социальной базы, не вызывают необходимого трудового импульса. Образуется замкнутый круг - реформы не пойдут без прочной социальной поддержки населения, в то же время сама социальная защита требует значительных ресурсов, обеспеченность которыми крайне ограничена в условиях сокращения объемов производства и валового внутреннего продукта и будет достаточной только в условиях экономического подъема.
Кроме того, уровень социальной защищенности населения, и в особенности его малоимущих слоев, является индикатором развития общества, степени признания им общечеловеческих ценностей. В нашей республике уже сделаны первые шаги по созданию новой системы социальной защиты населения, адекватной современному этапу развития общества. Однако в этой сфере сохраняется ещё множество проблем, требующих своего незамедлительного разрешения./5/
Термин «социальная защита» («социальная безопасность») был впервые применен в законодательном акте США в «Законе по социальной безопасности» в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1938 г. данный термин был применен и в законодательном акте; Новой Зеландии. В последующем рамки данной дефиниции были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ по социальному страхованию и обеспечению, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области охраны труда и заработной платы.
С точки зрения специалистов Международного Бюро Труда (МВТ), существует два подхода к определению сущности и содержания социальной защиты:
- широкий подход охватывает фактически все сферы жизнедеятельности человека, все этапы его воспроизводства от рождения до смерти;
- узкий подход охватывает лишь критические моменты в жизни человека, когда он нуждается в поддержке со стороны государства, общества.
Таким образом, под социальной защитой в широком смысле следует понимать деятельность, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и самореализации человека в жизни. А в более узком понимании социальная защита представляет собой поддержку и оказание помощи людям в случае возникновения трудных жизненных ситуаций.
Исходя из этого, в рамках узкого подхода основными инструментами социальной защиты выступают социальное страхование и социальная помощь, в то время как в рамках широкого подхода социальная защита должна включать, помимо социального страхования и социальной помощи, развитие систем образования, здравоохранения, культуры, обеспечение экологической безопасности, нормальных жилищных условий, развитых транспортной, коммуникационной систем и т.д./13/
При рассмотрении социальной защиты первостепенное значение имеет выделение объекта или объектов социальной защиты. В качестве объекта социальной защиты при широкой трактовке последней выступает все население определенного региона, а при узкой трактовке - соответственно трудоспособная и нетрудоспособная части населения.
Кроме того, следует различать понятия «социальная защита» и «социальная защищенность». «Социальная защита» - это комплекс мер по защите населения, а социальная защищенность - это фактический уровень реализации мер социальной защиты.
Сущность социальной защиты наиболее рельефно проявляется в выполняемых ею функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
Экономическая функция социальной защиты заключается в замещении дохода (заработка или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, бюджетные средства, благотворительные средства и т.д.
Политическая функция социальной защиты способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные объективные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества./19/
Помимо указанных функций социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
Потребность в социальной защите и помощи была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков первобытной культуры и в той или иной мере удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации, была присуща всем верованиям и религиям, находила свое отражение в господствовавших идеологиях и мировоззрениях.
Значительное развитие общественной помощи нуждающимся, особенно в европейских государствах, многие историки и исследователи связывают с периодом широкого распространения христианства, когда милостыня стала считаться благодеянием.
До XVIII в. социальная деятельность в России и в Европе фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви. Идеи милосердия и заботы получили широкое распространение в среде священнослужителей. Постепенно монастыри и церкви стали центрами, куда стекались больные и иные нуждающиеся, не способные прокормить себя личным трудом.
Развитие государственных систем социальной защиты связывают в основном с развитием капитализма. Однако, начиная с XVI в. и вплоть до конца XIX в. государство придерживалось в основном принципа либерализма и индивидуализма, не предпринимая сколько бы то ни было активных действий в области социальной защиты населения, за исключением предоставления некоторых видов гарантий и помощи, в основном пенсий, отдельному весьма ограниченному кругу работников. Однако с возникновением и развитием капиталистических отношений, когда происходит отчуждение работника от процесса труда и возникает реальная угроза потери заработка и работы, зарождаются и первые организованные целенаправленные формы социальной защиты работников в виде взаимопомощи на уровне предприятий и цехов./18/
Таким образом, социальная защита до XX в. базировалась, главным образом, на принципах самоподдержки, семейной формы поддержки нетрудоспособных и благотворительности./17/
1.2 Субъекты и объекты социальной защиты в РБ
С развитием капиталистических отношений положение наемных работников повсеместно ухудшается, что вызывает подъем рабочего движения, которое становится важной формой социальной защиты трудящихся, и активизацию деятельности профсоюзов как основных субъектов социальной защиты. Великобритания с помощью фабричного законодательства впервые вводит законодательное регулирование вопросов труда. В условиях роста социальной напряженности в обществе из-за тяжелых условий труда и низкой заработной платы возникает необходимость поиска эффективных социальных амортизаторов в виде добровольных форм коллективной защиты престарелых, вдов, сирот; профсоюзов, выступающих в роли обществ взаимопомощи, помимо выполнения своей основной функции по защите рабочих.
По истине историческим, переломным моментом в истории развития социальной защиты населения был конец XIX в., когда в Германии под руководством О. Бисмарка была законодательно введена система обязательного социального страхования для работающих в промышленности на случай болезни, несчастного случая на производстве, инвалидности и старости. Данная система оказалась довольно эффективной и жизнеспособной: основные принципы ее построения сохранились и действуют до сих пор во многих современных системах социальной защиты в большинстве стран мира.
События начала XX в., имевшие общемировое значение (мировые войны, социалистическая революция в России, экономический кризис конца 20-х - начала 30-х гг.) заставили по-новому подойти к вопросу формирования системы социальной защиты населения, послужили импульсом к ее расширению, качественному повышению ее уровня, а также к осознанию необходимости широкого государственного вмешательства в социальные процессы./24/
В это время появляются теоретические исследования и даются обоснования необходимости повышения уровня социальности развития общества и гуманизации труда.
Важным моментом в развитии теории и практики социальной защиты населения следует считать концепцию «социального рыночного хозяйства», воплощенную в Германии и рассматривавшую государство в качестве одного из наиболее активных субъектов социальной защиты. Суть социального рыночного хозяйства заключается в синтезе рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции и социальной справедливости. Поэтому здесь также приоритет в осуществлении социальной защиты отдается социальному страхованию как возможности человека самому обеспечивать свое благополучие и активной политике на рынке труда.
Проблема социальной защиты приобретает несколько иную окраску с возникновением и развитием теории «человеческого капитала», в связи с чем традиционная система социальной защиты населения стала рассматриваться значительно шире, поскольку в ней, помимо социального страхования и социального вспомоществования, важную, а возможно, и главную роль стали играть отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, наука и пр.) как источники формирования и развития человеческого капитала. Еще Адам Смит рассматривал категорию человеческий капитал как капитализированную ценность «приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества», а затраты на обучение или образование человека как капиталовложения в его способность зарабатывать в будущем, аналогичные вложениям в вещественный капитал./29/
Конституции провозгласили Российскую Федерацию и Республику Башкортостан демократическими, правовыми и социальными государствами. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью в государстве, и оно обязано всесторонне их защищать. В статье 12 Конституции Республики Башкортостан записано: «Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В качестве основных социальных прав и свобод государство определяет свободу экономической деятельности, свободу труда и свободу распоряжаться своими способностями к труду, свободу творчества, право на защиту от безработицы, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на жилище, на образование, на защиту семьи, материнства и детства, защиту старости, гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца. В цивилизованной рыночной экономике государство обязано защищать граждан от негативных социальных последствий рыночной экономики, от социальных рисков, связанных с потерей работы как источника дохода и трудоспособности.
Если необходимость социальной защиты уже ни у кого не вызывает сомнения, то по поводу ее характера и объема возникают разногласия. Система социальной защиты в переходный период несколько отличается от системы социальной защиты, характерной для развитой рыночной экономики, и тем более отличается от социальной защиты, которая была присуща прежней экономической системе.
Особенностью социальной защиты населения в период рыночных преобразований является, с одной стороны, расширение категорий и увеличение численности населения, нуждающегося в целенаправленной государственной социальной поддержке. Это объясняется действием ряда факторов и особенностями демографического, социально-экономического, политического развития страны./15/
Структурная перестройка народного хозяйства, экономический кризис привели к увеличению количества нестабильных рабочих мест, к росту безработицы. Демобилизация значительного числа военнослужащих, появление такого социального явления, как беженцы, вынужденные переселенцы, лица без определенного места жительства привели к росту количества людей, нуждающихся в социальной реабилитации и материальной поддержке. Серьезное беспокойство вызывает наличие устойчивого контингента бедняков среди людей трудоспособного возраста по причине низкого уровня оплаты труда, задержек с её выплатой. Кроме того, набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные социальные службы по уходу за престарелыми и т.п.
В этом же направлении действуют факторы, связанные с ухудшением здоровья людей, вызванным неблагоприятной экологической обстановкой и снижением жизненного уровня значительной части населения. Социально-демографические изменения характеризуются качественным изменением состава семей, заметно увеличилось число неполных семей в результате роста количества разводов и внебрачных рождений. При этом специалисты прогнозируют сохранение подобной тенденции, что вызывает необходимость совершенствования социального, а в особенности семейного законодательства, с точки зрения гарантий дохода, присмотра за детьми, занятости и профессионального обучения для женщин-глав неполных семей./25/
С другой стороны, проблема социальной защиты населения на современном этапе развития нашего общества характеризуется снижением финансовых возможностей для реализации эффективной социальной защиты, обусловленным спадом эффективности и объемов производства, высокими темпами инфляции. Между тем преодоление спада производства и стабилизация экономики невозможны без квалифицированного, эффективного труда и занятости. Поэтому естественно возникает вопрос о том, что социальная защита не может быть полноценной, если она ограничивает сферу своего влияния только социально уязвимыми группами неработающей части населения, в то время как необходимые для этого средства и условия создаются экономически активной частью населения, т.е. наемными работниками и предпринимателями, занятыми производством товаров и услуг.
1.3 Доходы населения и социальная защита
С экономической точки зрения, бедность - это состояние, когда человек или семья не обладает достаточными ресурсами (денежными, имущественными, образовательными и т.п.) для удовлетворения своих потребностей. Бедные (или малообеспеченные) - это не просто население с относительно низкими доходами, это члены общества, живущие по его законам, но не имеющие признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления.
Бедность в мировой науке и социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума, который может быть выражен в двух видах: физиологический и социальный. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физиологических потребностей и основных услуг и обеспечивает низкий жизненный уровень. Он представляет собой стоимостное выражение материальных ценностей, удовлетворяющих данные потребности. Этот показатель называют «нижней чертой бедности», который в России и нашей республике соответствует бюджету прожиточного минимума (БПМ)./11/
Социальный минимум, помимо минимальных норм удовлетворения физиологических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он отражает более высокий уровень жизни. Этот показатель принято считать «верхней границей бедности», и у нас его называют минимальным потребительским бюджетом (МПБ).
Рисунок 1. Расходы Фонда за 2009г.
Прожиточный минимум, согласно Конституции Республики Башкортостан, относится к числу минимальных социальных гарантий, предоставляемых всем членам общества, т.е. каждому гражданину гарантируется материальное обеспечение на уровне устанавливаемого государством прожиточного минимума. Таким образом, обеспечение прожиточного минимума является одним из основных и эффективных инструментов социальной защиты населения./30/
По конституциям Российской Федерации и Республики Башкортостан, величина прожиточного минимума должна активно использоваться в расчетах минимальной заработной платы, уровней пенсий, пособий, стипендий, но в действительности их размеры заметно от него отстают. Это негативно сказывается на трудовой мотивации людей и переводит значительную часть экономически активного населения в разряд так называемых «новых» бедных, т.е. тех, кто работает, но не получает заработной платы в течение продолжительного промежутка времени, или ее уровень очень низкий. Соотношение прожиточного минимума и минимальных социальных гарантий государства представлено в табл. 1/46/
Таблица 1. Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума в 2009 г. в Республике Башкортостан
|
Рублей в месяц |
Соотношение с величиной прожиточного мин, % |
Среднедушевые денежные доходы населения |
2442,4 |
183,2 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника |
2942,9 |
202,5 |
Средний размер назначенных пенсий (с учетом компенсации) |
1050,4 |
105,5 |
Минимальный размер оплаты труда |
300,0 |
22,5 |
Тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ETC по оплате труда работников бюджетной сферы с учетом доплаты |
450,0 |
33,8 |
Минимальный размер пенсии по старости без компенсации |
185,2 |
13,9 |
с учетом компенсации |
485,2 |
36,4 |
По инвалидности (без компенсации) 1-й группы (с надбавкой на уход) |
370,4 |
27,8 |
2-й группы |
185,2 |
13,9 |
3-й группы |
123,6 |
9,3 |
По случаю потери кормильца (без компенсации, на каждого нетрудоспособного члена семьи) |
123 6 |
9 з |
1-й группы (с надбавкой на уход) |
370,4 |
27,8 |
2-й группы |
185,2 |
13,9 |
Ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет |
70,0 |
5,3 |
Миним. размер стипендии студентам вузов |
200,0 |
15,0 |
Величина прожиточного мин. на одного чел. |
1333,0 |
1,0 |
Другой особенностью социальной защиты, присущей переходной экономике, является изменение роли государства и направлений его деятельности в сфере социальной защиты населения. Государство, как это и определено Конституцией Республики Башкортостан, по-прежнему является главным субъектом социальной защиты населения, которая осуществляется по следующим направлениям:
- правовое обеспечение социальной защиты (т.е. законодательное предоставление социальных, экономических и правовых гарантий) и контроль за его соблюдением;
- «превентивные» мероприятия (контроль за условиями труда, окружающей среды, уровнем качества и объемом предоставления услуг в сферах здравоохранения, образования и транспорта, а также перераспределением доходов, защитой прав потребителей и т. д.);
- компенсационные мероприятия, необходимые для поддержания уровня жизни отдельных категорий лиц - пожилых, больных, инвалидов, многодетных и неполных семей и т. д.;
- меры «субсидиарного» характера, когда стимулируются негосударственные, неформальные методы социальной защиты через различные союзы, ассоциации, фонды, общественные организации./42/
В условиях, когда возможности государства охватить социальной защитой всех без исключения членов общества весьма ограничены из-за продолжающегося экономического кризиса, возрастает роль других субъектов социальной защиты. Для достижения максимального удовлетворения потребностей населения в социальной защите, предотвращения социальных конфликтов и обеспечения гармоничного социально-экономического развития общества необходимо наличие разветвленного плюралистического механизма регулирования социальных процессов, включающего и деловые круги, и самих работников и их объединения, и домашние хозяйства (семью) и другие институты гражданского общества (благотворительные организации, церковь). Т.е. социальная ответственность должна быть многофункциональной, и каждый из перечисленных субъектов должен выполнять свои определенные функции по социальной защите. Распределение этих функций между различными социальными институтами общества должно быть подвижным, оно зависит от направления социально-экономической политики, от степени развития демократии, от традиций, обычаев и т.д.
В дореформенный период значительную нагрузку по социальной защите и поддержке населения несли предприятия и организации, имея на своем балансе объекты социально-культурного назначения (детские ясли и сады, санатории-профилактории, поликлиники, базы отдыха), обеспечивая своих работников жильем, материальной помощью и т.д. Сегодня, в силу экономических и финансовых трудностей, большинство предприятий вынуждено отказываться от многих социальных объектов, и фактически работники оказались совершенно незащищенными в социальном плане. Поэтому необходимо повысить роль работодателей (предпринимателей) в обеспечении социальной защиты./35/
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ЕЕ СОСТОЯНИЕ
2.1 Программа социальной защиты населения
В прежней советско-социалистической системе, при всех ее идеологических пороках, были сформированы конкретные механизмы социальной поддержки граждан. Они были основаны на уравнительных принципах распределения материальных благ через систему общественных фондов потребления, когда все виды государственной помощи и поддержки рядовым гражданам распределялись по разнарядке.
Как же строилась уравнительно-распределительная система? Самая характерная ее черта - так называемая социальная «уравниловка». Она требовала изъятия в пользу государственной централизованной системы перераспределения потребительских благ, помимо прибыли предприятий, практически всего фонда потребления, т.е. части необходимого продукта, произведенного работниками, которая должна использоваться на расширенное воспроизводство рабочей силы, на обеспечение средствами существования самих работников и членов их семей.
При этом на оплату труда, т.е. на непосредственное экономическое стимулирование в соответствии с качеством и количеством труда, оставалась лишь незначительная часть необходимого общественного продукта. Основная же его часть в течение многих десятилетий отчуждалась от работника и накапливалась в общественных фондах потребления (ОФП) для перераспределения, как говорили раньше, «в целях неуклонного роста материального и духовного благосостояния граждан». Именно ОФП составляли часть необходимого общественного продукта, которая и позволяла (вместе с зарплатой) сводить концы с концами и иметь вполне пристойный (и главное, минимально гарантированный) уровень жизни каждому человеку./42/
Социально-политическая стратегия заключалась в том, что материальные потребности работников должны были удовлетворяться, прежде всего, за счет оплаты труда, а все другие, социальные, потребности (в области образования, здравоохранения, воспитания, просвещения, куль туры, отдыха, жилищно-коммунального обслуживания и т.п.), а также материальные потребности нетрудоспособных членов общества (пенсионеров, детей, инвалидов, временно нетрудоспособных и др.) - за счет общественных фондов потребления, и должны были быть у всех равны.
Следует отметить, что свыше 40% всех средств ОФП использовалось на материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, а остальные шли на социальное обслуживание всего населения. Свыше 80% расходов на содержание дошкольных учреждений также покрывалось из ОФП. С 60-70-х гг. характерной чертой ОФП была политическая функция по сближению уровня жизни города и села.
Теперь же, отказавшись от ОФП, резко увеличив налоговое бремя и практически превратив учреждения социальной сферы (в результате приватизации) в одну из самых дорогих и недоступных для трудящихся сфер жизни, мы практически ничего не имеем взамен для социальной защиты населения. Доля совокупных расходов на социальные нужды в общем объеме валового внутреннего продукта ничтожно мала и составляет всего 8-9% (для сравнения, в развитых странах 20-25% ВВП). Размеры государственных ассигнований постоянно снижаются, социальная инфраструктура находится в состоянии острейшего кризиса. За 1990-2000 гг. произошло снижение доли расходов на социальные нужды общества в бюджете республики на 19%./42/
Что же мы имеем на сегодняшний день? Радикальные экономические реформы 90-х гг. коренным образом изменили не только экономическую систему хозяйственной жизни, но и всю социальную структуру нашего общества. Следовательно, изменились цели и направления социальной политики государства и социальной защиты населения, которые должны отвечать новым экономическим, политическим и социальным условиям. Социальная защита «рыночного» типа коренным образом отличается от социалистической.
На смену всеобщей «уравниловке» и гарантии равных прав на «повышение материального благосостояния» почти независимо от размера трудового участия пришла полностью неконтролируемая дифференциация благосостояния в соответствии с уровнем социальной активности гражданина. Рынок индифферентен, безучастен к тому, что физические, интеллектуальные, семейные возможности людей неодинаковы, а следовательно, различен и ресурсный потенциал.
Рынок справедлив в том смысле, что создает равные условия каждому члену общества получить в свое распоряжение блага, соответствующие его трудовому вкладу. Таким образом, возникает противоречие между равными основаниями возникновения самых разнообразных потребностей у всех без исключения членов общества и реальными возможностями их обеспечения, что ведет к дифференциации доходов и потребления. Следовательно, нужна определенная коррекция для обеспечения социальной справедливости в обществе, что в конечном счете и призвана сделать социальная защита.
Сегодня социальная защита населения построена в виде своеобразной иерархизированной системы, которая во многом аналогична существующим на Западе, но в то же время имеет и свои конкретные отличительные черты, отражающие социально-экономические, политические, исторические, духовные и иные особенности развития России и Республики Башкортостан. Это механизм, включающий следующие элементы:
1. государственные социальные гарантии;
2. социальную поддержку;
3. либерализм./41/
Подобная структура позволяет людям подниматься по социальной лестнице из «аутсайдерских» групп в самообеспечивающийся социальный сектор. В основе данной конструкции лежат государственные социальные гарантии, выступающие в качестве социальной страховки для всех членов общества. Социальные гарантии - законодательно закрепленные права и свободы человека, предоставляемые государством всем без исключения членам общества. Система социальных гарантий по существу ориентирована на удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей людей.
В республике идет процесс формирования системы социального и трудового права, касающегося социальной защиты отдельных категорий граждан. Приняты Трудовой кодекс Республики Башкортостан, законы «О занятости населения в Республике Башкортостан», «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан», «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» и другие законодательные акты о мерах по социальной защите малообеспеченных групп населения, участников локальных войн и конфликтов, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев и вынужденных переселенцев, детей и многодетных семей, молодежи и т.д.
Таблица 2. Расходы на социальные нужды в государственном бюджете и в ВВП в Республике Башкортостан
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Расходы на социально-культурные мероприятия в % к расходам бюджета |
44,4 |
38,3 |
45,3 |
46,1 |
46,6 |
42,1 |
36,0 |
В % к ВВП |
- |
8,3 |
10,0 |
11,3 |
11,4 |
9,7 |
8,5 |
Согласно действующему законодательству, этим категориям граждан предоставляются разнообразные льготы: на питание, по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг по установке телефона и абонентской плате, по оплате проезда в транспорте, лекарственному обеспечению, приобретению автомобиля и т.д./49/
Ежегодно в республике разрабатывается и утверждается Комплексная программа социальной поддержки населения, охватывающая главным образом наиболее социально уязвимые слои с целью предотвращения их дальнейшего обеднения.
Помимо законодательного закрепления прав и свобод, государство обеспечивает их обязательное соблюдение. К сожалению, в условиях всеобщего кризиса и хаоса имеет место нарушение некоторых прав и свобод человека (задолженность по оплате труда, пенсиям и пособиям, направление работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска и т.д.).
Для рыночной экономики основным принципом при построении и развитии систем социальной защиты является принцип собственной ответственности. Это связано с тем, что характерной чертой рыночной экономики является свобода выбора во всем, в том числе свобода экономической деятельности, свобода труда, свобода распоряжаться своими способностями к труду, т.е. каждый человек принимает самостоятельное решение по поводу того, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода в принятии решений обусловливает и личную ответственность. Это означает, что каждый человек персонально отвечает за себя./31/
Далее в иерархии социальной защиты следуют механизмы социальной поддержки населения, которые в свою очередь распадаются в зависимости от субъектов и источников финансирования на систему государственного вспомоществования (социального обеспечения, помощи) и систему социального страхования. Система социальной поддержки дает людям, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях, возможность преодолеть свои трудности и достичь поставленных целей. Таким образом, они способствуют социальной динамике общества. Социальную поддержку отличают от системы социальных гарантий, во-первых, заявительным принципом предоставления социальных благ и услуг с учетом степени нуждаемости и, во-вторых, участием людей собственными ресурсами и возможностями, зачастую довольно значительными, в их формировании. Таким образом, основным принципом системы социальной поддержки является максимальная адресность предоставления социальных благ и услуг населению.
Использование страховых методов в социальной защите населения представляется наиболее эффективным, поскольку предполагает участие самих людей в обеспечении своего социального и материального благополучия в случае возникновения социальных рисков (старость, болезнь, несчастный случай на производстве, потеря трудоспособности, безработица и др.). Суть социального страхования также сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, т.е. приданию социальной защите формы организованной взаимопомощи. Социальное страхование охватывает преимущественно трудоспособное население.
В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов:
1. пенсионное страхование;
2. страхование от несчастных случаев на производстве;
3. страхование на случай безработицы;
4. медицинское страхование.
Социальное страхование в республике остается государственным, носит обязательный характер и охватывает всех работающих граждан. Дополнительно к государственной системе в последнее время получили распространение дополнительные добровольные формы страхования (например такие, как негосударственные пенсионные фонды), что позволяет обеспечить более высокий уровень социальной защищенности в случае возникновения социальных рисков./50/
Основными источниками, обеспечивающими выплату компенсации за потерю дохода, являются страховые взносы работодателей и самих застрахованных, а также ассигнования из государственного бюджета. Причем основная часть нагрузки приходится на работодателя (им выплачивается 28% от фонда оплаты труда в Пенсионный фонд, 4% - в Фонд социального страхования, 3,6% - в Фонд обязательного медицинского страхования, 0,2-8,5% - на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), а наименьшая распределяется между работниками (только 1% от заработной платы в Пенсионный фонд) и государством. Средства из госбюджета предназначаются, главным образом, для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых выплат. Однако с переходом к рыночным отношениям все более очевидной становится необходимость непосредственного участия самих работников в финансировании фондов социального страхования, что позволит им влиять на уровень социальной защиты.
Социальная помощь (государственное вспомоществование) выдвигается на передний план в чрезвычайных условиях начальной стадии перехода к рыночной экономике. Она направлена на защиту малоимущих, наиболее уязвимых категорий населения./43/
социальная защита политика доход
2.2 Эффективность социальной политики
Об эффективности социальной политики, проводимой государством соответственно степени социальной защищенности населения страны, можно судить по следующим показателям:
- демографическая ситуация;
- денежные доходы и расходы населения;
- состояние отраслей социальной сферы и предоставление социальных услуг населению;
- занятость населения;
-пенсионное обеспечение и положение пожилых людей;
- экологическая обстановка.
Демографическая ситуация.
Уменьшение количества населения республики компенсируется притоком мигрантов, численность которых в 1997 г. составила около 11,2 тыс. человек (из них 2637 человек - вынужденные переселенцы). Часть из них получила статус беженцев и вынужденных переселенцев, что обеспечивает им некоторый, хотя и невысокий, уровень социальной защиты. Однако в последние годы наметилась тенденция сокращения числа мигрантов.
Денежные доходы и расходы населения.
Одним из определяющих показателей, характеризующих уровень жизни населения и степень его социальной защищенности, является динамика реальных доходов населения. С начала экономических реформ имело место их устойчивое снижение, хотя в последнее время наблюдалась некоторая стабилизация. На сегодняшний день четверть населения республики живет ниже «черты бедности». Оплата труда по-прежнему остается основным источником формирования денежных доходов большей части (60-70%) населения. Однако ее доля в структуре доходов постепенно снижается. Этим снижением объясняется рост доли социальных трансфертов (пособий, стипендий и т.д.).
Уровень минимальной оплаты труда в несколько раз меньше, чем бюджет прожиточного минимума, что обеспечивает лишь физиологическое выживание. Причем и средний денежный доход на душу населения по РБ обеспечивал в 2001 г. две величины прожиточного минимума (в 1996 г. - 1,8), что является крайне низким показателем по сравнению с другими регионами России, не говоря уже об экономически развитых странах мира. Большую тревогу вызывает относительно низкий уровень оплаты труда в бюджетной сфере, не обеспечивающий даже прожиточного минимума./16/
Состояние отраслей социальной сферы и предоставление социальных услуг населению.
Расходы на образование, профессиональную подготовку работника на рабочем месте или в специализированном учебном заведении, затраты на здравоохранение - все это вложения в человеческий капитал, представляющий собой такую же неотъемлемую часть национального богатства, как заводы, фабрики, жилые дома, оборудование и прочие виды капитала. Поэтому приоритет сегодня должен быть отдан развитию блока отраслей, обеспечивающих сохранение и развитие личности и человеческого капитала, т.е. образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Углубление социально-экономического кризиса, спад производства, инфляция, падение жизненного уровня, снижение финансирования социальной сферы вызвали существенные изменения в отраслях социально-культурного комплекса.
Здравоохранение. Одно из ведущих мест в системе названных отраслей принадлежит здравоохранению, что объясняется исключительной значимостью фактора «здоровья» в жизнедеятельности человека, тем, что здоровье - одно из важнейших социальных благ. Его сохранение и улучшение оказывает решающее влияние на повышение экономического потенциала страны./50/
В обстановке социально-экономических перемен последнего времени проблема охраны здоровья населения крайне обострилась. Снижение жизненного уровня, неизбежное при переходе к рыночной экономике, в условиях неудовлетворительного состояния медицины, нехватки и дороговизны лекарственных средств, ухудшения экологической обстановки и социальной напряженности в обществе ведут к дальнейшему ухудшению здоровья населения. Все это привело к тому, что за 1990-2000 гг. заболеваемость населения Республики Башкортостан возросла приблизительно на 50%.
По большинству групп болезней сохраняется тенденция роста, хотя наметилась тенденция снижения некоторых инфекционных заболеваний. Серьезной медико-социальной проблемой как в Республике Башкортостан, так и в целом по России, остается заболеваемость туберкулезом. Отмечается появление новых, так называемых «социальных болезней».
Приватизация учреждений здравоохранения, платность при оказании ими медицинских услуг может способствовать повышению уровня качества обслуживания для тех, кто может себе такое обслуживание позволить. Однако бедные слои населения получают доступ к услугам здравоохранения весьма в ограниченных масштабах. Это усиливает социальное неравенство./43/
Таблица 3. Здоровье населения Республики Башкортостан
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Зарег-но больных с впервые установленным диагнозом, тыс.ч |
2388,5 |
3138,0 |
3154,2 |
3338,2 |
3273,7 |
3606,1 |
3536,5 |
Число больничных учреждений |
361 |
367 |
363 |
356 |
347 |
336 |
329 |
Число больничных коек, тыс. |
54,0 |
54,0 |
53,6 |
53,3 |
52,4 |
51,0 |
49,6 |
Численность врачей всех специальностей, тыс. чел. |
14,0 |
15,7 |
16,2 |
16,6 |
16,8 |
16,9 |
16,9 |
Число санаторно-курортных организаций |
224 |
182 |
170 |
170 |
138 |
160 |
157 |
Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях, тыс.чел. |
663,0 |
232,7 |
210,1 |
189,4 |
184,7 |
254,2 |
270,8 |
2.3 Образование – как показатель социальной защиты населения
В нашей республике растет сеть новых общеобразовательных учреждений. Большое внимание уделяется вариативности образования - все больше создается инновационных школ, где идет обучение по особым программам. На 1.09.2008 г. работали 68 гимназий, 47 лицеев, 200 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 31 колледж. Сокращение числа общеобразовательных школ связано с закрытием малокомплектных начальных школ. Однако ощущается нехватка общеобразовательных школ, особенно в г. Уфе, в связи с чем учащиеся вынуждены заниматься во вторую и третью смены. По данному показателю наша республики занимает одно из первых мест по Уральскому региону.
Растет доля республиканского компонента в учебных программах, учитывающего местные особенности. Обучение детей в дневных общеобразовательных школах ведется на языках многочисленных народов, населяющих нашу республику. Кроме того, функционируют воскресные национальные школы. Все это способствует сохранению и приумножению культурного наследия народов.
Продолжается реформирование системы высшего и среднего специального образования. Пять вузов республики имеют статус университета, почти треть средних учебных заведений имеет статус колледжа, которые ориентированы на подготовку специалистов с повышенным уровнем квалификации./36/
Появляются негосударственные учебные заведения, которые готовят специалистов высокой квалификации в новых областях деятельности, имеющих место в условиях формирования рыночных отношений. Реформа системы образования во многом сдерживается финансовыми трудностями. Поэтому довольно часто в последнее время для учреждений образования характерен элемент платности за отдельные услуги: плата за внеаудиторные занятия, факультативные курсы и консультации, за обучение иностранным языкам. Расходы на учебники, питание, транспорт и жилье, которые ранее субсидировались государством, в основном ложатся на плечи студентов.
Таким образом, в условиях резко снижающегося душевого дохода, семьи вынуждены нести дополнительные расходы на обучение детей. В результате дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения желаемого образования, что также способствует усилению социального неравенства./53/
Таблица 4. Система образования Республики Башкортостан
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Число дошкольных учреждений, ед. |
2522 |
2405 |
2335 |
2218 |
2118 |
2020 |
1986 |
Численность детей, чел. |
256680 |
182200 |
170300 |
156800 |
148500 |
141100 |
141400 |
Число общеобразовательных школ, ед |
3206 |
3334 |
3346 |
3322 |
3279 |
3265 |
3268 |
Число средних специальных уч. заведений, ед. |
72 |
76 |
76 |
75 |
75 |
77 |
76 |
Численность учащихся средних специальных уч. заведений, чел. |
63664 |
63543 |
66400 |
68900 |
71900 |
77300 |
81900 |
Число высших учеб. заведений, ед. |
9 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
Численность студентов, чел. |
53247 |
51600 |
55100 |
60300 |
66500 |
76200 |
88900 |
В первые годы социально-экономических преобразований наблюдался некоторый спад популярности образования, что явилось следствием роста заработков в негосударственном и частном секторах по сравнению с теми доходами, которые приносит работа, требующая высшего образования.
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Социальное планирование и его назначение
Под социальным планированием понимают один из видов государственного вмешательства в решение крупных социально-экономических проблем и их регулирование со стороны общественных институтов [67.С.89].
Социальное планирование широко применяется в странах с социальной рыночной экономикой, в социальном обеспечении, социальной помощи, в сфере занятости и рынка труда. Кроме того, социальное планирование тесно связано с бюджетным и программным планированием. Оно включает различные способы распределения ресурсов для эффективного или оптимального решения конкретных социальных проблем, поэтапное решение приоритетных задач достижения общественного блага.
Методология социального планирования учитывает ограниченность сферы его применения, непрерывность социальных изменений, обязательность учета интересов различных групп населения, включая этнонациональные, конфессиональные и тому подобные группы. Она находится под постоянным воздействием принятых в данном обществе или декларируемых государством социальных ценностей./21/
Стратегическое планирование экономического и социального развития таких основных структурных составляющих социальной сферы, как здравоохранение, образование, научно-инновационный, спортивно-оздоровительный, жилищно-коммунальный, телекоммуникационный комплексы, в отличие от текущего и перспективного планирования, в основу которых положен перенос ретроспективных тенденций деятельности на средне-, долгосрочный периоды времени, основано на формировании и реализации обобщающей и функциональных стратегий. Данные стратегии направлены на достижение необходимой результативности путем соблюдения установленных правил, выполнения набора процедур и последовательности осуществления комплекса мер структурно-организационной, научно-инновационной, маркетинговой, экономической, финансовой, социальной направленности.
Решение задач, направленных на достижение базовых принципов социально ориентированного государства, определение рациональных направлений стратегического развития социальной сферы, связано с перераспределением государством имеющихся материальных и духовных благ через установление эффективно функционирующей системы налогов, формирование государственного бюджета, рост финансирования социальных программ. Основной стратегической направленностью развития народного хозяйства, социальной сферы выступает устойчивый рост инвестиций в социально и экономически значимые проекты на базе усиления защиты прав собственности, обеспечения равных условий конкуренции, снижения избыточных административных барьеров для предпринимательской деятельности, повышения финансовой транспарентности предприятий и организаций.
При разработке и реализации комплекса социальных мер стратегического планирования необходимо учитывать региональную специфику экономического развития. В первую очередь, это связано с особенностью изменений социальных потребностей граждан отдельного региона. Кроме того, необходимо учитывать национальные традиции, климатические условия, демографическое развитие каждого региона, так как размеры бюджетов регионов зависят от условий жизни граждан, а также от факторов, оказывающих существенное влияние на формирование потребностей, их объемов и структуры, от демографической структуры населения региона, особенностей жизни городских и сельских граждан, природных факторов, национальных и этнографических характеристик групп и слоев граждан отдельных регионов. /45/
Основным стратегическим ориентиром развития и достижения необходимого ресурсного обеспечения структурных составляющих социальной сферы региона (субъекта Российской Федерации) должна выступать система социальной защиты всех слоев и групп граждан, в случае возникновения различных ситуаций, например, таких как несчастные случаи в быту, болезни, инвалидность, старость и безработица. Разработка стратегических ориентиров обеспечения необходимых социальных гарантий граждан региона должна осуществляться на основе результатов анализа основных изменений в системе социального обеспечения на разных этапах формирования и развития рыночных отношений в России, корректировки и уточнения содержания состава социальных гарантий и целевых социальных нормативов.
В большинстве регионов, входящих в состав Российской Федерации, местные бюджеты являются дотационными. В этих условиях разработка региональных балансов и бюджетов не может быть осуществлена без установления приоритетов в развитии целевой и стратегической ориентации социальной сферы. Поэтому показатели степени удовлетворения потребностей граждан в социальных благах по каждой отрасли непроизводственной сферы следует планировать отдельно по таким структурным составляющим социальной сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, просвещение, культура. Смена стратегических ориентиров достижения необходимых результатов и развития ресурсного обеспечения социальной сферы, модели социально-экономического развития Российской Федерации отражается на особенностях управления, функционирования и финансирования всех отраслей народного хозяйства, реализации социально значимых программ. Цели формируемых программ в системе стратегического планирования развития социальной сферы наиболее полно могут быть выражены через показатели обеспеченности граждан различными видами услуг в натуральной и стоимостной формах, через измерители, характеризующие состояние материально-технической базы отраслей и объектов социального назначения, уровни материальной обеспеченности и потребления социальных благ различными группами граждан./42/
В условиях перехода к рыночной экономике и проявляющихся депрессивных явлений в производственной сфере уровень потребления и качество социальных услуг, равно как и оценка состояния структурных составляющих социальной сферы, не могут рассматриваться в отрыве от происходящих перемен как в области экономики, так и в области материального положения граждан. И та и другая сторона социальной сферы оказывается весьма чувствительной к ухудшению общих условий производства и потребления, нарушению сбалансированности рыночного спроса и предложения.
Эффективность государственной поддержки структурных составляющих социальной сферы в системе стратегического планирования может существенно возрасти, если реализовать предложения о:
· фиксированной доле валового внутреннего продукта на финансирование деятельности объектов социальной сферы;
· целевой фиксированной доле налогов на их развитие;
· введении отдельной строкой в бюджет затрат на социальные отрасли; совмещении процессов перемещения социальных функций в регионы и их финансового обеспечения;
· обозначении системы финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры;
· контроле целевого расходования средств из внебюджетного фонда медицинского страхования; предоставлении максимальных налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций;
· повышении заинтересованности в мобилизации внебюджетных средств.
Стратегической целью проводимых реформ и реальным ориентиром достижения оптимального ресурсного обеспечения должна стать забота о благосостоянии населения региона. Однако, реалистическая оценка современной ситуации не позволяет рассчитывать в ближайшие годы на заметный рост уровня и качества жизни в каком-либо субъекте Российской Федерации. Поэтому решающее значение приобретают поддержание экономики в функционирующем состоянии на базе стимулирования экономической активности граждан и создание рационального механизма его социальной адаптации. Особое значение при этом имеет формирование и реализация комплекса мер социальной безопасности, в основу которой должны быть положены социальные нормативы.
Интегральным социальным нормативом в системе стратегического планирования развития социальной сферы может выступать потребительский бюджет, суммирующий объемы потребления населением всей совокупности социальных благ, дифференцированные по региональным и половозрастным признакам. В условиях ограниченных ресурсов для социального и экономического развития региона минимальный потребительский бюджет необходим в целях обоснования предельно допустимого уровня потребления социальных благ различными социально-демографическими слоями, группами граждан. Кризисные явления в экономике субъекта Российской Федерации и недостаток финансовых средств могут оказывать негативное воздействие на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, прежде всего в машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве, что может поставить многие из них на грань банкротства. Это, в свою очередь, может обострить ситуацию на рынке труда. /52/
Ресурсное социальное обеспечение слоев и групп безработных граждан в системе стратегического планирования целесообразно осуществлять посредством: дальнейшего развития гибкой, социально ориентированной системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики; совершенствования планирования профессионального обучения безработных граждан на основе программно-целевого подхода к организации обучения различных социальных групп населения; продолжения отбора и формирования учреждений начального, среднего и дополнительного образования, наиболее эффективных образовательных профессиональных программ и технологий обучения безработных граждан; повышения роли подразделений служб занятости в развитии маркетинга образовательных услуг; формирования методического обеспечения профессионального обучения безработных граждан, переподготовки персонала служб занятости .
В сфере трудовых отношений важное значение в стратегической ориентации на достижение необходимой результативности в социальной сфере и развитии ее ресурсного обеспечения приобретают совершенствование нормативно-правового регламентирования взаимоотношений предпринимателей и наемных рабочих, трехсторонние соглашения между работодателем, профессиональными объединениями работников и наемными работниками, формирование и укрепление механизма государственной инспекции труда, создание систем аттестации, переподготовки и повышения квалификации кадров, социального партнерства./29/
В этой связи можно выделить два подхода к проблемам стратегического развития социального партнерства, которые существуют в настоящее время в регионах. Первый из них можно отнести только к трудовым отношениям, а второй — к пересечению интересов различных взаимодействующих групп в одной сфере. При этом предметом социального партнерства могут выступать социально-экономические консультации по широкому кругу проблем между различными субъектами, включая государство, а также соглашения между потребителями и производителями об уровне цен и условиях обслуживания взаимоотношений между государственными органами социального обеспечения и социальной поддержки, бюджетными и внебюджетными фондами, организациями обслуживаемых ими слоев и групп граждан, по решению экологических и межнациональных проблем. Достижению намечаемых реальных стратегических ориентиров социального партнерства в субъектах Российской Федерации может способствовать: установление процедур распределения доходов; участие работников в собственности хозяйственных обществ, товариществ, вплоть до владения ими контрольным пакетом акций, долей, участия в управлении организационно-правовой структурой.
С точки зрения рациональной организации трудовой деятельности в системе социального партнерства могут учитываться, например, такие преимущества, как оптимизация рабочего места, направленная на приспособление работы к человеку, с социальной, психологической и физиологической точек зрения. Кроме того, все большую роль в социальном партнерстве играет рационализация труда, выражающаяся в упрощении и уплотнении рабочих процессов и эффективном использовании техники и технологий.
Сложившаяся в настоящее время социально-экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социального ресурсопотребления. С этой целью во всех городах и районах субъекта Российской Федерации следует создавать фонды социальной поддержки граждан, которые содействовали бы оказанию помощи малоимущим. В перспективном и стратегическом периодах времени необходимо продолжить работу по развитию сети подразделений при территориальных центрах социального обслуживания в муниципальных образованиях региона для оказания различных видов услуг малообеспеченным гражданам через отделения дневного пребывания, дома ветеранов, социальные магазины, парикмахерские, социальные столовые, швейные, обувные и ремонтные мастерские. /57/
Перед стационарными учреждениями социальной защиты должна быть поставлена задача достижения стратегического ориентира по наибольшей экономии финансовых и материальных ресурсов, рациональному расходованию бюджетных средств, изысканию нетрадиционных источников пополнения бюджета за счет развития подсобных сельских, производственных мастерских, привлечения гуманитарной помощи.
В целях стабилизации и уменьшения социального расслоения граждан необходимо реализовать стратегию сближения различий в доходах посредством достижения приемлемого уровня жизни для всех. Поэтому в систему стратегического планирования необходимо включить поэтапную программу приближения минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий к величине прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета.
В свою очередь, уменьшения социального расслоения граждан можно достичь посредством бесплатного качественного образования для всех: использования средств медицинского страхования на приобретение лекарств и протезов; регулирования цен и поступления товаров на общественный рынок; стимулирования личных сбережений массового вкладчика./33/
3.2 Стратегическое планирование развития социальной сферы: разработки и внедрения социальных программ на среднесрочный и долгосрочный периоды
В целях достижения поставленных стратегических ориентиров эффективности развития образования и в целом социальной сферы в 2005-2010 гг. в регионах необходимо предусмотреть разработку и внедрение целевых программ по таким приоритетным социальным направлениям, как «Национальная школа», «Подготовка кадров для системы образования», «Маркетинг образовательных услуг», «Подготовка инженерно-экономических кадров», «Подготовка финансово-экономических кадров высшей квалификации», «Внешкольное воспитание подрастающего поколения».
Создание на среднесрочный и стратегический периоды времени новых социально-экономических механизмов развития образования должно обеспечить подлинную автономию образовательным учреждениям, их ориентацию на соответствие потребностям и стратегическим перспективам становления в регионах обновленного общества.
В области культуры стратегическими направлениями развития республик в составе России являются: предоставление государственных гарантий для сохранения и развития культуры народов и национальностей; сохранение историко-культурного наследия; обеспечение равного доступа к ценностям отечественной и мировой культуры; развитие родного языка, возрождение традиций и художественных промыслов; совершенствование и обеспечение функционирования системы высшего и среднего специального образования в сфере культуры и искусства; удовлетворение национально-культурных потребностей и интересов граждан, проживающих за пределами республики; формирование нравственных критериев обновляющегося общества; развитие информационного обеспечения культуры и искусства./54/
Вместе с тем органам стратегического, перспективного и текущего управления социально-экономическим развитием необходимо решить такие задачи, как:
- расширение сети спортивных школ как основного фактора укрепления здоровья, физического развития всех граждан субъекта Федерации;
- оказание помощи в становлении и развитии сети общественных организаций, клубов, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом, объединение усилий, укрепление и дальнейшее развитие традиционных видов спорта.
Основной задачей стратегического развития физической культуры и спорта является приостановление снижения уровня массовой физической культуры граждан и создание необходимых условий для использования возможностей физической культуры, спорта и организованного отдыха в целях оздоровления граждан и формирования здорового образа жизни. Для этого необходимо создать новый механизм ресурсного обеспечения культуры и искусства через предоставление налоговых льгот, развитие благотворительности, меценатства, формирование общественных фондов, попечительских советов, хотя основная доля финансирования этой структурной составляющей социальной сферы должна лечь на государство.
Одним из важнейших ориентиров достижения приемлемой социальной результативности в системе стратегического планирования в настоящее время является решение жилищной проблемы, что обусловлено тем, что жилье является первичной жизненной потребностью, наряду с продуктами питания, одеждой, обувью. Кроме того, рынок жилья — это основа потребительского рынка и необходимое условие рынка труда, а инвестиции в жилье выступают доминирующим фактором стимулирования сбережений граждан.
Стратегические ориентиры развития образовательной составляющей социальной сферы должны иметь направленность: на осуществление права всех граждан на образование, свободу выбора образовательного учреждения, форм и языка обучения, а также на организационно-правовую независимость образовательных учреждений; соблюдение интересов личности, признание каждого человека высшей общественной ценностью; определение приоритетных, универсальных культурных ценностей, обеспечение свободного развития личности, воспитание гражданственности и патриотизма; многогранное развитие духовного потенциала, формирование культурных качеств личности; перевод школы от реализующей идею информационно-репродуктивного обучения к школе, воспитывающей личность, которой присущи новаторство и творчество, самостоятельность мышления и восприимчивость к новому./20/
Стратегическим ориентиром развития образования, его ресурсного обеспечения остается рациональное использование внебюджетных средств в связи с финансированием дополнительной подготовки специалистов по государственным стандартам высшего образования. Поэтому в системе стратегического планирования проблемы внебюджетного и бюджетного финансирования должны решаться во взаимосвязи.
Отметим при этом, что пересмотр концептуальных положений финансирования и стратегической направленности развития высших учебных заведений с целью стабилизации, роста и эффективного использования сложившегося интеллектуального потенциала должен быть направлен на:
- изыскание и использование новых источников финансирования в непрерывно меняющихся условиях создания рыночной экономики;
- законодательное формирование и использование налоговых льгот;
- решение проблем собственности вузов, включая собственность на землю;
- подготовку и выпуск новых, адаптированных к реалиям российской рыночной экономики переходного периода, специалистов с высшим образованием;
- прогноз образовательных услуг высшей школы и обоснование объемов и структуры финансирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием;
- выработку принципов и подходов к рационализации системы финансирования высшего образования с учетом появляющихся и развивающихся в высших учебных заведениях новых структур и институтов рыночной ориентации;
- создание конкретных организационных, экономических, нормативно-правовых и информационных механизмов реализации новой концепции финансирования;
- коррекцию законодательных и нормативных актов по высшей школе в целях совершенствования механизма финансирования высшего образования./17/
В то же время формирующаяся сеть негосударственных вузов создает предпосылки для частичного решения проблем доступности системы высшего образования России. Привлечение дополнительных средств из других источников на цели высшего образования ведет к расширению возможностей удовлетворения потребности населения в высшем образовании. Важно, что в условиях низкой мобильности населения такая возможность предоставляется в местах проживания больших групп молодежи. Возможность получения дополнительного заработка на работе по совместительству в негосударственных вузах способствует сокращению оттока из государственных вузов профессорско-преподавательского состава в другие отрасли народного хозяйства.
Стратегическая ориентация негосударственного сектора высшей школы на экономико-управленческое и гуманитарное образование позволяет направить ограниченные средства бюджетного финансирования государственных вузов преимущественно на поддержку образовательно-профессиональных программ естественнонаучного, технического и технологического профиля, определяющих уровень инновационного развития народного хозяйства.
Стратегические ориентиры результативности развития социальной сферы, ее ресурсного обеспечения, в соответствии с нашими представлениями, должны включать помощь малоимущим слоям граждан в виде: денежных социальных выплат (пенсий, пособий гражданам, имеющим детей, лицам, попавшим в экстремальную жизненную ситуацию); предоставления льготных услуг (на местных авиалиниях, городском транспорте, при пользовании телефоном, оплате жилья и коммунальных услуг, медицинском обслуживании); натуральной поддержки (организация питания одиноких престарелых граждан, выдача одежды и обуви, бывших в употреблении, содержание в домах-интернатах, жилье в центральных районах страны).
Вместе с тем на основе достижения намеченных стратегических ориентиров социального потребления следует расширять и развивать такие учреждения, оказывающие социальные услуги, как дома-интернаты для престарелых, инвалидов, приюты для детей и лиц без определенного места жительства, центры социальной помощи и их филиалы./14/
Региональные стратегические идентификаторы в области жилищно-коммунального комплекса, например, на 2005—2010 гг. должны быть достигнуты на основе решения таких задач развития и деятельности жилищно-коммунальной сферы, как:
- поэтапный переход на систему оплаты жилья и коммунальных услуг с одновременной реализацией мер социальной защиты граждан по оплате жилья и коммунальных услуг;
- завершение реформирования жилищно-коммунального комплекса по разграничению функций управления, содержания и эксплуатации жилищного фонда (разделение функций управления и обслуживания жилищного фонда, переход на договорные взаимоотношения заказчиков и подрядчиков, создание конкурсной основы отбора подрядчиков в целях удешевления работ по содержанию и ремонту жилищного фонда);
- внедрение муниципального заказа для организационно-правовых структур жилищно-коммунального комплекса;
- продолжение работы по внедрению энергосберегающих технологий при производстве коммунальных услуг;
- создание системы централизованного снабжения предприятий жилищно-коммунального комплекса материально-техническими ресурсами, топливом и горюче-смазочными материалами, определение порядка формирования аварийно-технического запаса;
- обеспечение постоянного контроля за наличием и соблюдением условий договоров между производителями коммунальных услуг и потребителями, подготовкой жилищного фонда и жилищно-коммунальных объектов к зимней эксплуатации, содержанием объектов жилищного фонда.
Стратегическое планирование развития здравоохранения на федеральном и региональном уровнях, в соответствии с представлениями автора, должно предусматривать решение таких задач, как:
- создание на основе повышения эффективности функционирования систем обязательного и добровольного медицинского страхования рынка медицинских услуг, исходя из обеспечения реальной возможности выбора гражданами медицинского учреждения и лечащего врача;
- повышение качества медицинского обслуживания на основе расширения объемов и улучшения качества профилактических мер, реорганизации сети медицинских учреждений, в том числе их разгосударствления;
- обеспечение стабильности финансирования системы здравоохранения, фармацевтической и медицинской промышленности за счет бюджетных ассигнований, привлеченных средств, в частности кредитов международных кредитно-финансовых организаций;
- разработка и внедрение расширенного набора медицинских услуг, предоставление которых гарантируется каждому владельцу счета обязательного медицинского страхования;
- активизация работы по организации деятельности санитарной полиции, в функции которой будут входить оперативный контроль за качеством продовольственных товаров, ликвидация условий возникновения эпидемий.
Прежде всего, необходимо реформирование законодательства, а также инвестирование средств социального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой./43/
Рисунок 2. Баланс Фонда социальной защиты населения на перспективу
Процесс совершенствования системы социального страхования - процесс перманентный, и самоуспокоенности достигнуто быть не должно.
Длительный выход экономики из депрессии, сопровождающийся медленным ростом материального положения граждан, их неудовлетворительным физическим состоянием, вызвал рост числа больных и усиление тяжести заболеваний. Потребность граждан страны в получении медицинской помощи постоянно растет. Серьезной проблемой при этом становится повышение уровня преждевременной смертности, особенно среди мужчин в трудоспособном возрасте.
Увеличение потребностей граждан в медицинской помощи происходит одновременно с ростом стоимости медицинского обслуживания. Однако при наличии дефицита средств, выделяемых на социальные нужды, стратегические ориентиры развития социальной сферы должны достигаться исходя из экономного расходования финансовых ресурсов. Поэтому перед органами и учреждениями здравоохранения в стратегическом периоде времени должны быть поставлены такие первоочередные задачи, как сохранение существующей сети учреждений, кадрового потенциала, достигнутого уровня бесплатной медицинской помощи гражданам. Приоритеты при этом должны отдаваться основным стратегиям развития жизнеобеспечивающих структурных составляющих социальной сферы. В первую очередь, это функциональные стратегии по улучшению качества оказываемой медицинской помощи. При полном и исчерпывающем уровне финансирования медико-профилактических учреждений, на наш взгляд, удастся кардинально улучшить качество медицинской помощи гражданам страны по всем направлениям. /13/
Острота осуществления проблемы стратегического планирования развития социальной сферы на современном этапе экономических преобразований, на среднесрочный и стратегический периоды времени, социально-экономическая значимость бесплатных услуг, предоставляемых государственными учреждениями и организациями сферы социально-культурного обслуживания населения, противоречивость процесса адаптации социальных структур к условиям рынка, неоднозначность качественных оценок различными слоями и группами граждан форм предоставления платных социальных услуг и недостаточная разработанность этих проблем должны выступать побудительным мотивом для глубоких научных исследований в социальной сфере. Предложенный механизм стратегического планирования развития социальной сферы предоставляет возможность ее разноуровневым органам управления объективно оценивать ресурсные и иные потенциальные возможности структурной составляющей социальной сферы, достигать необходимых социальных и экономических результатов в стратегическом периоде времени./10/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенностью социальной защиты населения в период рыночных преобразований является, расширение категорий и увеличение численности населения, нуждающегося в целенаправленной государственной социальной поддержке. Это объясняется действием ряда факторов и особенностями демографического, социально-экономического, политического развития страны.
Сущность социальной защиты населения состоит в принятии мер по защите населения, так как социальная защита – это забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная защита осуществляется посредством выплаты пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Конституция Российской Федерации (ст. 39) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; аналогичные положения закреплены в ст. 50 Конституции Республики Башкортостан.
Отсюда следует, что система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания уровня жизни в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).
Для получения положительных результатов в сфере социальной защиты населения необходима постановка целей, которые позволят разработать стратегию по выполнению тех или иных планов. Во-первых, это избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже уровня прожиточного минимума); во-вторых, это оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях; в-третьих, это содействие адаптации социально уязвимых групп населения к рыночной экономики.
В республике проводится большая работа по улучшению социальной защиты материнства, детства, социальной защиты пожилых людей и инвалидов (детей-инвалидов и инвалидов взрослых). Приняты и действуют Семейный кодекс, законы «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан», «О ветеранах войны, труда и вооруженных сил», Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 октября 2007 «Концепция развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на период до 2015 года» № 296, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 января 2007 года № 5 «О государственных стандартах социального обслуживания населения в Республике Башкортостан» и ряд других нормативных правовых актов, защищающих права и интересы семьи и инвалидов.
В ближайшее время в Башкортостане планируется дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения по следующим направлениям:
1)соблюдение жесткой приоритетности в решении вопросов системы соц. защиты;
2)изменение механизма финансирования социальных программ;
3)усиление адресности соц.помощи;
4)развитие благотворительной деятельности;
5) привлечение средств предприятий, организаций, спонсоров и населения для поддержки малообеспеченных категорий граждан.