Социально-педагогические особенности отношения к браку и предбрачным отношениям современной молодежи
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Подготовка молодежи к семейной жизни как социально-педагогическая проблема
1.1 Формирование гендерной культуры как аспект подготовки молодежи к семейной жизни
1.2 Семья как фактор подготовки к семейной жизни (брачно-семейным отношениям)
1.3 Анализ ролевых отношений как основа изучения семьи
Глава 2. Характеристика отношений молодежи к будущей семейной жизни
2.1 Возрастные особенности подготовки к семейной жизни
2.2 Изучение социально-педагогических собенностей отношения студентов к семье, к браку, предбрачным отношениям
Заключение
Литература
Приложение
Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.
В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад.
В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.
Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи.
Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.
Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.
Объектом курсовой работы является подготовка молодежи к семейной жизни.
Предметом курсовой работы являются социально-педагогические особенности отношения к браку и предбрачным отношениям современной молодежи.
Целью данной курсовой работы является теоретико-практический анализ социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни.
К основным задачам можно отнести:
· определить возрастные особенности подготовки к семейной жизни;
· определить основные пути решения социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни;
· проанализировать ролевые отношения в семье;
· изучить отношение студентов к браку, предбрачным отношениям в современных условиях;
· выявить основные приоритеты и ценности современной молодежи;
Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.
С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности молодого человека к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.
ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Формирование гендерной культуры как аспект подготовки молодежи к семейной жизни
На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры.
Будучи рожденными, девочка или мальчик вовлечены в совокупность хромосомных, гормональных, генитальных, социальных, коммуникативных и других различий. Очевидно, что вся жизнедеятельность человечества имеет половой оттенок – внешность, манеры, общение, темперамент, деятельность дома и вне его, ценности и т.д. Иными словами, различные процессы развития человека так или иначе включены в гендерную систему.
Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания.
Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.
Современное общество часто провоцирует человека к универсальному поведению в различных ситуациях. Соответственно, меняется представление о гендерных ролях мужчин и женщин, они касаются не только трудовой сферы, но и семейной. Существует множество ограничений, накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится.[10, 15]
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях.
Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.
Прежние, веками действующие представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, становясь мужем и женой, уже не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. С точки зрения идеальных отношений, не должно быть неравенства и некоего особого распределения ролей. Мужчина и женщина начинают стремиться, прежде всего, к таким отношениям, которые на протяжении долгого времени характеризуются яркостью чувственно-эмоциональных переживаний, направленных на удовлетворение всей совокупности супружеских ориентаций в их совместной жизни.
Конечно, не стоит стремиться к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.
Сегодня очень много внимания в обществе и науке уделяется гендерным исследованиям. В Республике Беларусь понятие «гендер» впервые было озвучено на одной из конференций более десяти лет назад. Доступ широких масс к гендерным знаниям ограничен. Материалы появлялись в виде статистических данных, изложенных в научном стиле [1,53].
Гендер в психологии - это социально-биологическая характеристика с помощью, которой людям дают определение «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальная психология часто ссылается на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на половые [5,21].
В Концепции воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь от 1989 г. гендерная культура, раскрывает содержание воспитательной работы и критерии сформированности - гендерная, культура.
Концепция предусматривает воспитание гендерной культуры у молодежи, которая предполагает формирование у ребенка представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присуще им положительных качествах и чертах характера; раскрытие психологических, физиологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек; формирование о женском и мужском достоинстве, этическом смысле красоты детства, юности, зрелости.
Критериями сформированности гендерной культуры выступают:
· установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;
· стремление к взаимопониманию;
· наличие качеств, характерных для мальчика: смелость, рыцарство, трудолюбие;
· наличие качеств, характерных для девочек: доброта, любовь к детям, женственность, забота.
Процесс воспитания личности ребенка правильнее рассматривать как процесс воспитания личности определенного пола. Еще Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что нельзя один пол считать совершеннее другого, так и нельзя их уравнять. Воспитание гендерной культуры направленно на формирование целостной личности мальчика-юноши-мужчины и девочки-девушки-женщины [3,99].
Жизнедеятельность любого ребенка происходит в условиях неповторимого. Только ему свойственного окружения. В последнем значительное место занимают институты, прежде всего семья и школа. Следовательно, необходимо рассмотреть место и функции всех субъектов воспитательного процесса и их целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования гендерной культуры подростков,
В.Е. Каган выделяет принципы полового воспитания: идейности, реалистичности, оптимизация задач, активности, понятности и ясности, доверия, правдивости, чистоты. Например, принцип идейности предполагает решение задач процесса, формирование гендерной культуры. Принцип реалистичности имеет в виду воспитания гендерной культуры подростков на основе реалистического понимания гендерной дифференциации. Часто используется принцип активности, предписывающий не ждать проблемных ситуаций, а пользоваться всеми существующими и создавать их. Внутренние побуждения, мотивы поведения мальчиков и девочек формируются посредством усвоения внешней социальной деятельности. Принцип понятности и ясности ориентирован на реальные возможности понимания и осмысления подростками преподносимой информации. Наблюдение принципа правдивости подрывает авторитет воспитателя. Принцип доверия предполагает серьезное отношение к переживаниям, интересам и проблемам ребенка. Принцип чистоты определяет нравственное наполнение и оформление сведений о ноле и отношениях людей разного пола.
Для достижения необходимого эффекта в процессе формирования гендерной культуры подростков необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к числу которых относится воспитание: социальной ответственности во взаимоотношениях между лицами женского и мужского пола; стремление иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправия отца и матери в семье; рождение нескольких дети; взаимоотношения между детьми и родителями; способности понимания других людей и чувства уважения к ним не только как к людям вообще, но также как к представителями мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические психологические и половые особенности; адекватного понимания взрослости: ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств.
В соответствии с этими задачами каждый подросток должен на уровне своего возраста знать специфические особенности противоположного пола, считать их естественными и закономерными, понимать принцип равноправия мужчин и женщин, осознавать необходимость строить отношения с другими людьми, учитывая их гендерные особенности,
Для реализации проекта воспитания гендерной культуры подростков были выделены условия:
1. В основе идеологии проекта заложены реализация и удовлетворения запросов, потребностей и интересов детей;
2. Наличие единства намерений и действий семьи, школы, учреждений внешкольного образования и воспитания;
3. Творческий подход к воспитанию;
4. Компетентность педагогов [4,24].
Таким образом, главной фигурой процесса формирования гендерной культуры выступает личность подростка, т.е. в основе заложена реализация и удовлетворения запросов» потребностей и интересов детей. Большое значение имеет единство намерений и действий семьи, школы и воспитания. Обязателен творческий подход к организации процесса воспитания гендерной культуры подростков в зависимости от ситуации, возраста учащихся, сложившихся; взаимоотношений в коллективе, Компетентность педагога заключается в четких представлениях о гендерной культуре, учете особенностей социального развития мальчика и девочки, знании об учете особенностей сексуального развития и полового созревания.
Социально-педагогические исследования доказывают, что исходной ориентацией индивида в процессе формирования представлений о личной жизни является ориентация на создание в будущем семьи. У человека с раннего детства формируется и закрепляется опыт жизни именно в семье. Для ребенка она выступает наиболее естественной и благоприятной формой его существования и дает ему представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда, прививает ему навыки интеллектуальной культуры. В семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь.
Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родитель–ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом смысле уже можно говорить о том, что ориентации на семью неосознанно начинают складываться с самого раннего детства и закрепляются тогда, когда в подростковом возрасте, а то и раньше, ребенка начинают готовить к созданию собственной семьи. Практически все нравственно-трудовые качества, которые вырабатывались у детей, непосредственно связывались с их применением в будущей семье.
Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости) и представляется важной для становления положительного образа семьи. Важнейшим условием эффективности семейного воспитания и подготовки к семейной жизни является разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность.
Кроме того, роль семьи на этапе подготовки к семейной жизни заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены. [10,5]
Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. Мать и отец являются исходными образцами мужского и женского поведения в межличностном общении. Через свое чувственно-эмоциональное отношение к матери у мальчика начинает формироваться готовность восприятия женщины вообще. У девочки, соответственно, через чувственно-эмоциональное отношение к отцу закладывается готовность восприятия мужчины, в частности, как будущего супруга.
В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому и т. д. Причем во многих случаях эти представления восполняют то, чего не хватало в родительском доме, т. е. носят своеобразный компенсаторный характер.
Супружеские отношения родителей задают ребенку вариант того взаимодействия с будущим супругом, который он, скорее всего, будет реализовывать в своей личной жизни. Пример родителей также указывает те негативные черты межличностного взаимодействия супругов, которых ребенок, став взрослым, будет стараться избегать в своей семье.
Родители воспитывают детей в соответствии со своими ценностными ориентациями, прививая им свои стереотипы полового и супружеского поведения. Но, оказываясь вне влияния родительской семьи и приобретая собственный опыт, индивид сталкивается с иной ситуацией, которая разрушает сформированные стереотипы. Возникает противоречие: идеального и реального, установок на супружество старшего поколения и молодежи.
При вступлении в брак они меняются под воздействием реальной практики совместной жизни до рождения ребенка, а затем, после появления детей.
Возникает целая система противоречий между возникшими представлениями о супружестве на этапе первичной социализации личности и теми требованиями, с которыми она сталкивается в своей дальнейшей личной жизни.[10,10]
В последнее время социологи отмечают влияние на процесс социализации подростков и старшеклассников изменений в самих социокультурных ценностях родителей. Изменяются как основные жизненные ценности, так и средства их достижения.
Семья оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую информацию следует предоставлять детям.
Для менталитета белорусов характерна жертвенность жизненных целей в пользу притязаний своих детей: дети должны быть образованнее и жить лучше, чем родители. Реформы 90-х годов резко сократили возможности родителей по жизнеобеспечению и образованию детей, но не изменили так же быстро жизненные установки относительно своего потомства. Завышенные родительские притязания непосредственно сказываются на детях, у которых тоже возникают завышенные устремления, а реальные возможности для их реализации резко сокращаются.
В результате целого ряда причин у современных подростков складывается деформированный, искаженный образ семьи.
Н.И. Шевандрин выделяет следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения:
− аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение);
− неполный состав семьи;
− недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;
− негативность отношений между родителями;
− конфликтность отношений в семье;
− вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей [12,55].
В последние годы появилось большое число неполных семей, которые образуются вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.
У ребенка, который живет только с одним из родителей, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта.
Ограниченный круг основных социальных ролей, которые узнает ребенок в неполной семье, ведет к тому, что ребенок мало знакомится с социальным опытом людей, что может отразиться на его развитии. Практически для него знакома одна социальная роль – его матери (или отца, в зависимости от того, с кем живет ребенок).
Считается, что ограниченные возможности знакомства с разными социальными ролями в неполной семье больше всего касаются девочек, так как мальчики, особенно подросткового и старшего школьного возраста, благодаря спортивным, естественнонаучным или техническим интересам, как правило, находят достаточное количество мужских примеров, поэтому отсутствие отца у них в определенной мере сглаживается. Тем не менее, примера полоролевого поведения супругов в семье он не имеет. У девочки, которую воспитывает одна мать, могут формироваться искаженные представления о мужчинах. Если у девочки воспитывалось представление о них на примере крушения идеала матери, ее разочарования, ее неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может развиться общее деформированное представление об эротике и сексе. Даже без этого ложного воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач. Понятно, что такой ребенок при встрече с действительностью очень легко может разочароваться в жизни.
Отсутствие наглядного образца взаимоотношений мужа и жены, отца и ребенка, матери и ребенка, отношений каждого из них к семье как коллективу порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи. По статистике – чаще распадаются семьи тех, кто воспитывался в неполной семье.
З. Матейчик подчеркивает, что, несмотря на то, что отсутствие в семье отца или матери является (с точки зрения социальной подготовки ребенка) серьезным недостатком, иногда лучше, чтобы вообще не было родителя, чем иметь деформированный, отрицательный, отталкивающий пример.
Неадекватное представление о брачно-семейных отношениях имеют и дети, выросшие в так называемых семьях группы социального риска. Чаще всего это семьи, имеющие алкоголиков, наркоманов, лиц с девиантным поведением, где применяются различные формы насилия. В таких семьях деформируются представления детей о супружестве, возникает неправильное понимание ролевого поведения членов семьи.
Но не всегда неблагополучие проявляется столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях, об их умственном и физическом развитии. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, выяснение отношений. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику, формирует неправильные представления о должном поведении в семье.
Немецкий исследователь психологии семьи Линда Анзорг пишет: «Молодые люди, перенявшие негативные черты поведения своих родителей, испытывают в жизни большие трудности, чем другие: их семейная жизнь начинается с того, что им приходится сначала переучиваться, прежде чем начать учиться искусству жить в семье. Переучивание требует дополнительных сил – как от человека, так и от окружающего его мира. Почти все родители хотят «хорошо подготовить детей к жизни», но при конкретном анализе оказывается, что многие дети получают неблагополучный старт в жизни» [3,156].
Результаты социологических исследований показывают, что роль семьи в формировании отношения к самому браку и желаемым формам взаимодействия между мужем и женой, весьма противоречива. В тех семьях, где родители показывают пример высокой удовлетворенности супругов совместной жизнью, дети в большей степени ориентируются на реализацию подобных отношений в собственной личной жизни.
В большинстве семей родители не ставят в качестве одной из воспитательных задач специальное формирование и развитие ориентаций и установок на идеальное супружество. Семья, в первую очередь, занимается выработкой тех навыков, которые потребуются в будущей семейной жизни, уделяя меньше внимания воспитанию качеств, обеспечивающих высокую удовлетворенность супружескими отношениями. Указывается лишь на необходимость заботы о близком человеке, однако ее содержание нередко сводится к выполнению некоторых бытовых функций, а также к материальному обеспечению мужем своей жены.
Исследования Сысенко В.А. показали, что родители пытаются привить, в первую очередь, своим детям следующие качества, которые потребуются им в будущей семейной жизни: трудолюбие, хозяйственность, ответственность, способность заботиться о детях, умение уступать, самостоятельно зарабатывать деньги. Они, по мнению старшего поколения, могут обеспечить устойчивые и длительные, относительно бесконфликтные отношения в семье.
Что касается качеств будущего спутника (спутницы) жизни, то родители желают видеть: любовь к их ребенку со стороны партнера, ответственное отношение к нему, умение проявить трудолюбие и хозяйственность.
Если сравнить те качества, которые вырабатывали у детей при подготовке к семейной и к супружеской жизни, то обнаруживается, с одной стороны, их тесное переплетение (трудолюбие, хозяйственность). В то же время, обнаруживается отсутствие четкого понимания самой специфики супружеских отношений, которые требуются современной жизнью. Любовь не выделяется как главная их характеристика. Она поставлена в один ряд с умением материально обеспечить семью мужчиной и способностью приготовить обед женщиной.
Следовательно, особое внимание при воспитании детей родители обращают на подготовку их к семейной жизни, не выделяя то влияние, которое оказывают на удовлетворенность ею супружеские отношения. Родители не всегда четко ориентируют детей на то, что им в первую очередь потребуется для того, чтобы достигнуть высокой удовлетворенности семейной жизнью и длительности самого брака: умение любить, сопереживать, сочувствовать, уважать другого человека, понимать его, быть добрым, уметь общаться и обсуждать проблемы.
В.А. Сысенко так формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни:
· нравственная (осознание ценности брака, детей и т. д.);
· психологическая (сумма психологических знаний, необходимых в супружеской жизни);
· педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей);
· санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта);
· экономическая и хозяйственно-бытовая. [5,54]
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.
1.3 Анализ ролевых отношений как основа изучения семьи
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший). Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, молодой человек должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи.
Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. [11,117]
Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:
1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.
Формирование готовности молодежи к брачно-семейным отношениям – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Добрачное воспитание – систематическое воздействие на подрастающее поколение с целью подготовки и включения в брачные отношения (отношения между мужчиной и женщиной), становления личности семьянина, и обеспечения преемственности поколений в сфере брачно-семейных отношений.
Поэтому необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни обусловлена как дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, так и преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.[11,128]
Педагоги и психологи утверждают, что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания. Личность не формируется по частям и отсутствие воспитания в одной области деформирует его результаты в другой. Нельзя готовить человека отдельно к семейной жизни, к производственной деятельности, к проявлению активной позиции в общественной жизни.
Семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический склад личности. Психологический климат в семье, отношения между ее членами непосредственно влияют на производственную деятельность человека, выполнение общественных обязанностей, развитие творческих возможностей в любом возрасте. Среди комплекса воспитательных задач, которые необходимо решать современной семье, одной из главных является подготовка детей к будущей семейной жизни.
Дети в процессе самой жизни перенимают от старших поколений немало знаний об отношении к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, честности, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к жизни в родительской семье в пору детства и возмужания, к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.
Половое воспитание, подготовка юношества к брачно-семейным отношениям является одной из актуальных и сложных педагогических проблем. Об этом высказывались Е. Лозинский, П. Блонский, А. Макаренко. Большая заслуга в осуществлении добрачного воспитания молодежи, подготовки молодого поколения к семейной жизни принадлежит В. А. Сухомлинскому. Семейное воспитание как одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе включает, по мнению В. А Сухомлинского, целенаправленные действия родителей, всех членов семьи и объективное влияние повседневного быта, семейных отношений на детей.
Анализируя опыт семейного воспитания детей, педагог показал, что «семья с существующими в ней взаимоотношениями между родителями и детьми – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания» [6].
По глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, семья должна являться основной школой воспитания нравственных чувств у детей, а это значит – формировать нравственные представления и понятия, развивать нравственные чувства, вырабатывать нравственные убеждения, формировать навыки и привычки поведения. Значительным вкладом в добрачное воспитание является созданная В.А. Сухомлинским теория воспитания духовно-нравственной готовности к любви и семейной жизни. Педагог в «Письмах к сыну» обращался ко всем молодым людям: « Любовь – это самый строгий экзамен человечности. Без глубоко развитого чувства уважения человеческого достоинства не может быть настоящей человеческой привязанности» [7].
Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает следующие важнейшие аспекты:
Общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, о значимости семьи, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.
Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств, правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.
Правовой: ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
Психологический: формирование понятий о личности, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др. [3,96]
Большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий, прежде всего, ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного положения очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определяет его деятельность и поведение в сфере семейных отношений.
В большинстве случаев ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта.
Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению — это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:
• готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;
• понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;
• стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;
• умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.
Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обязательным элементом в подготовку молодежи к семейной жизни включает также:
• коммуникативные умения;
• владение психотехникой общения и саморегуляции;
• психологическую поддержку;
• добродушие и отходчивость в ссоре;
• терпимость к недостаткам другого;
• умение преодолевать конфликтные ситуации;
• желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении;
• умение прощать;
• социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел.
Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, я затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.
Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье.
В большинстве обычных основной груз домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.
Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия супругов предполагает добрачную образовательно-операциональную подготовку молодежи. Молодые люди должны иметь определенные знания, умения и навыки, необходимые для семейной жизни. Совокупность необходимых знаний включает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие. Отдельные группы молодежи, будучи физиологически и социально - психологически (на уровне межличностных отношений) готовыми к браку, тем не менее не полностью достигают необходимого требуемого для этого уровня объема знаний, умений и навыков, т. е. инструментальной подготовки. Современные юноши и девушки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе «справедливости». Таким образом, приходится констатировать, что многие молодые люди психологически и технологически являются не готовыми к выполнению социальных функций супругов.
У молодежи необходимо формировать нравственные качества семьянина, формировать основы поведения, связанного с интимными отношениями, с психосексуальным развитием. «Это воспитание, – отмечал В.А Сухомлинский, – заключается, конечно, не в том, чтобы маленькому ребенку растолковывать вопросы любви и дружбы, посвящать его в то, что ему трудно понять и пока не надо знать. До определенного времени малышу, школьнику обо всем этом не надо говорить. Воспитание нравственной готовности к любви и семейной жизни заключается прежде всего в том, чтобы вся жизни ребенка, все, что он видит, делает, чувствует, – чтобы все это внушало убеждение: самое дорогое в жизни – это человек; высшее достоинство, честь, совесть, нравственная доблесть – давать счастье другому человеку, создавать для него красоту, быть самому добрым, красивым, чтобы его духовная красота приносила счастье людям» [9].
В добрачном воспитании молодого поколения В.А. Сухомлинский считал необходимым воспитание любви и глубочайшего уважения к матери, выработку понятий об идеале семьянина, о брачном возрасте, бережное отношение к любви и культуре поведения влюбленных, знакомство молодежи с основами воспитания детей, подготовку к выполнению роли отца и матери, мужа и жены. Самым действенным методом в этом выступает пример родителей и других членов семьи.
Подготовка к семейной жизни разворачивается на ранних этапах жизни. Супружеская и родительская социализация, как отмечают Исаев Д.Н., Каган В.Е., начинается на 2-м году жизни, когда ребенок в семейном общении воспринимает первые образцы маскулинности и фемининности.
Супружеское и родительское поведение матери и отца остается еще в тени, не осознается ребенком, но именно они оказываются в роли проводников половых ролей. В 2-3 года, когда ребенок знает свой пол и начинает соотносить «свое «я» с представлениями о людях своего и другого пола, в ролевых играх он осуществляет маскулинное и фемининное поведение, как прежде всего супружеское и родительское (социосексуальные игры в «папу — маму», «дочки — матери» и др.). В этих играх отражается формирование первого, простейшего уровня семейных установок, которые соответствуют общим стереотипам семьи.
Уже в этих играх мальчики выполняют роли, связанные с выходом за пределы семьи и возвращением в нее (охота, война, работа и т. д.), а девочки — связанные с домом роли; мальчики в проявлениях стиля игры более эксцентричны и инструментальны в этих играх, а девочки — более концентричны и эмоциональны.
В З-5 лет в подобных детских играх уже нетрудно проследить имитацию жизни собственной семьи или других виденных семей. Девочка уже не просто укачивает куклу, но делает это точно копируя свою мать. Эти игровые перевоплощения — один из сильных путей формирования супружеских и родительских ролей. Основной механизм этого формирования — идентификация и имитация. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и имитирует его поведение в случаях, когда родитель холоден, груб, несправедлив, жесток.
Многие взрослые в своей семье воспроизводят «почерк» родительской семьи. Эти глубокие неосознаваемые или психологически конфликтно осознаваемые идентификационные установки, по мнению Исаева Д.Н. и Кагана В.Е., при всей трудности их коррекции должны все же контролироваться взрослыми, чтобы не быть вновь воспроизведенными у детей. В известной мере обретаемые в этом возрасте установки зависят и от структуры характера ребенка.
В этом же возрасте —3-5 лет — дети просят у родителей брата или сестру, бывают трогательно ласковы и заботливы с младшими. Появление еще одного ребенка в семье обычно не сопровождается детской ревностью. Не в каждой семье в это время появляется второй ребенок. Но существенную важность приобретает реакция родителей на детские просьбы — осуждающая, отталкивающая, запрещающая или мягко объясняющая. Иногда родители пытаются пойти обходным, заместительным путем обзаведения домашними животными. В таком случае лучше, если это будут котята, щенки, а не взрослые собаки или кошки. Это возраст интенсивной закладки основ чадолюбия. Для его формирования небезразличны способы разъяснения происхождения детей — в них не должно быть места пугающей или «грязной» информации и они должны сигнализировать ребенку о том, что родительство — счастливое и необходимое человеку явление.
Младший школьник уже пытается разбираться в семейной ситуации, понимать и оценивать позиции родителей, вырабатывать собственные. При конфликтах с родителем уже может появляться осознаваемое желание «быть не таким». В периоде половой гомогенизации порой можно наблюдать, что, в то время как один ребенок сближается с родителем своего пола, другой ищет близости с взрослым своего пола вне семьи. Это серьезный сигнал для родителей, указывающий на их небольшие воспитательные потенции в будущем. Чем меньше ребенок эмоционально удовлетворен ситуацией в родительской семье, тем он, по-видимому, больше воспринимает внесемейные образцы — и тогда многое зависит от того, каковы эти образцы.
Подростковый возраст ставит перед воспитателями усложняющиеся задачи. Эмансипационные тенденции, высокая критичность подростка делают его строгим судьей отношений в родительской семье. Реальность часто воспринимается через призму собственной, склонной к наивной идеализации, романтической влюбленности. Многие это называют пустяками, хотя на самом деле это важнейшие проблемы, которые создают трудности и для подростка, и для взрослых.
Для подростка — потому, что он еще не готов к этому: влюбленность и собственная семья для него столь же близки, сколько далеки друг от друга. Понятие «иметь ребенка» связывается подростками в основном с беременностью и в лучшем случае с младенцем в коляске, но не с многолетними заботами о нем. Смерть ассоциируется с больницей и похоронами, но не с чувством утраты. Известная трудность состоит в том, что чувства подростков незрелы, представления наивны и контрастны, а открытость миру огромна. [2,168]
Очень важно, чтобы подросток мог вести себя и высказывать свое мнение, не опасаясь осуждающих реакций воспитателей. Исследователи Исаев Д.Н. и Каган В.Е. утверждают, что задача заключается в том, чтобы формировать такие навыки индивидуального преломления всеобщих и непреходящих ценностей, которые не противоречили бы ни этим ценностям, ни индивидуальным потребностям и особенностям. Семья располагает большими возможностями воспитания у юношей мужской чести, уважения к девушке, а у девушек гордости, скромности, чувства собственного достоинства; формирования у юношества самообладания, самодисциплины, выдержки и чувства ответственности.
Молодые супруги часто ждут друг от друга взятия на себя роли родителя, но сделать это ни один, ни другой не может. Может показаться, что сгущают краски, но они лишь буквально воспроизводят предпосылки распада многих семей.
Возможности такого обучения навыкам семейной жизни по существу безграничны. Ребенок тянется к взрослой жизни и нуждается в том, чтобы ему помогали чувствовать себя «большим», а не внушали, что он «еще маленький». Даже маленькие дети могут не только кормить своих кукол, но и накрывать вместе с взрослыми на стол; не ждать взрослого у входа в магазин и не идти в магазин «за конфету», а совершать все необходимые покупки вместе с взрослым (может быть, и покупку конфет); не просто гордиться починенной папой игрушкой или сшитым мамой платьем, а делать это вместе с ними. Взрослые умиляются тем, как девочка «серьезно» играет в куклы, но не находят времени или не видят нужды показать, как правильно пеленать, купать, кормить куклу-малыша, привлечь к реальной и полноценной помощи в уходе за младшими братом или сестрой. «Так ли часто вообще семья занята той же уборкой в доме?» — задаются вопросом Д.Н. Исаев и В.Е. Каган. По их мнению, чаще звучит: «Ты пойди погуляй — я буду убираться» — и к приходу ребенка его уголок или комната сияют чистотой. Надо ли удивляться тому, что несколько таких «уроков» приводят к тому, что мать убирает комнату ребенка и скандалит с ним из-за того, что он не делает это сам: потребуется немало времени, чтобы разрушить ассоциации уборки с отрицательными эмоциями.
Подготовка к семейной жизни ставит и задачу формирования мотивации брака, и ожиданий к нему. Предлагаемые подрастающему поколению стереотипы, лейтмотив которых исчерпывается двумя словами — «любовь» и «счастье», поверхностны даже в сравнении с реальными установками молодежи.
Но брак по любви отождествляется с раз и навсегда данным счастьем. Вступление в брак воспринимается как вступление в «семейный рай», хотя удачнее было бы сравнить его со вступлением на строительную площадку, на которой придется создавать семью, далеко не каждый молодой человек может адекватно воспринять это открытие вообще, и в семейной жизни в частности. Оптимизм, воспитываемый через сокрытие противоречивости и сложности жизни, оборачивается мощным стрессом при столкновении с ней. Такой «розовый оптимизм» чреват невротическими, психосоматическими, сексуальными расстройствами. Тенденция части воспитателей показывать, как должно быть, а не как есть, очень обедняет подготовку к жизни в семье. Как раз анализ (не только вербальный, но и в ролевом тренинге) того, что, как и почему есть (может быть, бывает), и помогает прийти к тому, что и как должно быть.
Обсуждение проблем воспитания семьянина приводит к вопросу о том, что такое любовь? Смысл этого понятия очень различается у разных людей. Но науке известны две модели любви. «Пессимистическая» модель подчеркивает момент зависимости от любимого человека и связь любви с отрицательными эмоциями (страх потери любимого или его любви). «Оптимистическая» модель исходит из независимости от любимого человека при положительной на него установке, характеризуется психологическим комфортом и создает условия для личностного прогресса супругов. «Выбор» той или иной модели не полностью произволен, но очевидно, что это не лишает воспитателей всех возможностей оптимизации модели любви. Видимо, особо в этом нуждаются подростки и молодые люди с отчетливыми чертами тревожности в структуре характера.
Тактичное и убедительное привитие молодежи уважения к личности любимого человека, принятия ее, а не перекройка «на свой вкус» имеет важное психогигиеническое и воспитательное значение.
Особый раздел подготовки семьянина — воспитание чадолюбия (любовь к детям). В работах В.В. Бойко показано, что оно является индикатором стратегии репродуктивного поведения и определяется во многом неосознаваемыми установками, которые при расхождении с декларируемыми мнениями могут приводить к расхождению желаемого и реального числа детей. Особое значение обретает воспитание у девочек адекватных установок материнства.
Личные отношения основываются на полном доверии супругов, взаимной привязанности, чувствах любви и глубокого уважения. Поэтому большинство личных отношений регулируются не правом, а нормами морали.
Таким образом, юношей и девушек, готовящихся связать себя узами брака, нужно научить выявлять, ставить и ответственно решать совместно с другими членами семьи связанные с семейной жизнью задачи и проблемы так, чтобы нравственно-этическое содержание принимаемых решений реализовалось адаптивными и обогащающими себя и других путями.
2.2 Изучение социально-педагогических особенностей отношения студентов к семье, к браку, предбрачным отношениям
Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, а также от их непосредственного отношения к браку, предбрачным отношениям.
С целью выявления мнения о браке, основных ценностей, которые преследует и придерживается современная молодежь, нами было проведено исследование, участники которого были юноши (20 человек) в возрасте: 11 человек – 18 – 20 лет и 9 человек – 20 – 23 года, девушки (20 человек) в возрасте: 18 человек – 18 -20 лет и 2 человека 20 – 23 года.
Респондентам была предложена анкета состоящая из 12 вопросов, с имеющимися вариантами ответов. (см. приложение № 1)
После обработки полученных данных были получены следующие показатели:
· 95% юношей и 100% девушек отметили, что положительно относятся к браку, но 5% юношей ответили, что никогда не думали об этом.
· На вопрос об уместности вступления в брак во время учебы в ВУЗе: 40% юношей и 75% девушек – считают это совершенно нормальным, 35% парней и 5% девушек – посчитали, что брак мешает учебе, по 20% и парней и девушек – посчитали возможным такой брак и только 5 % опрошенных парней не думали о таком сложении обстоятельств.
· Большинство девушек (75%) и парней (70%) уверены, что вступать в брак нужно в возрасте от 20-30 лет, а 30% парней и 25% девушек посчитали оптимальным возрастом от 18-20 лет.
· Брак с разными национальностями – не интересует 50% парней и 25% девушек, по 5% с каждой из сторон посчитали его недопустимым; нет никакой разницы, но родители против – парни 10%, девушки 15%, затруднились ответить 35% парней и 55% девушек.
· 65% девушек и парней считают, что не имеет никакого значения на каком уровне находится их половина, чтобы привлечь к себе внимание, 10% парней и 25% девушек отметили, что социальный уровень их половинки – рабочий. Интересно, что 10% девушек и 5% парней отметили – заниматься бизнесом, но только парни (20%) посчитали привлекательным статус студентки.
· По отношению респондентов к браку в раннем возрасте (до 18 лет) – 20% девушек отнеслись нормально, 40% девушек и 25% парней –отрицательно, 25% парней и 15% девушек посчитали этот брак нормальным, но не продолжительным.
· Хотели бы однозначно вступать в брак 95% девушек и 70% парней, хотели бы вступать, но после окончания обучения 30% парней и 5% девушек.
· Респонденты посчитали, что добрачный период должен длится:
• Менее года (5% парней и 5% девушек)
• 3 лет (80% парней и 65% девушек)
• 3 – и более (15% парней и 10% девушек)
• И 20% ответили – другой вариант ответа: «индивидуально», «как получится», «как получается».
· При определении отношения респондентов к совместной жизни до брака было выявлено, что 85% парней и 55% девушек относятся положительно, 5% парней и 10% девушек посчитали, что такой род отношений - глупость, 10% парней и 30% девушек посчитали, что жить нужно только после заключения брака, и 5% девушек – согласны на сожительство, но не на длительный период.
Анализ результатов исследования показал, что большинство опрошенных студентов (95% парней, 100% девушек) положительно относится к браку и совместной жизни до него (85% парней, 55% девушек). Возможно, данное направление в отношениях у современной молодежи как совместное сожительство до брака связанно с желанием более четко и глубоко узнать друг друга в процессе внебрачного сожительства, конечно если такой вид отношений осознан и продуман. По моему мнению, совместное сожительство людей до брака действительно помогает осознать все семейные обязанности, определить для себя подходящее ролевое поведение и взаимодействие с будущим супругом для предотвращения в будущем конфликтов, связанных с особенностями личностного поведения, характера, привычек и др.
Что касается оптимального возраста вступления в брак, то большинство (75% девушек, 70% парней) считают возраст от 20 – 30 лет, возможно, взирая на опыт человека в этом возрасте, осознанность вступления в брак, наличие твердой финансовой и психологической основы для вступления в брак. Но такая точка зрения весьма разносторонняя, т.к человек и в 30 лет может не иметь той психологической и моральной готовности для вступления в брак. Однако вторая половина опрошенных (30% парней, 25% девушек) посчитали, что возраст должен быть от 18 – 20 лет. Но к сожалению, осуществляя наблюдение за студентами, которые вступают в брак, т.е в 18-20 лет, нельзя сказать что такое важное решение было запланировано и долго обдумывалось. Очень маленькое число студентов вступали в брак действительно по взвешенному, проанализированному решению, которое включало в себя обдумывание места жительства, финансовую сторону вопроса, планирование в последующем беременности, систематическое наблюдение за здоровьем своей семьи, питанием, распределение бытовых обязанностей и др. Поэтому можно сделать вывод, что тот возраст (18 - 20) который указала вторая половина опрошенных, скорее всего не осознавала той вдвойне ответственности, которая ложится на плечи молодых, и не взвешивала положительные и отрицательные стороны этого вопроса, чтобы, как я уже упоминала, принять действительно правильное решение.
Тем не менее, на вопрос о вступлении в брак во время учебы в ВУЗе большая часть девушек (75%), чем парней (40%) отметили, что это совершенно нормально, но интересно и то, что большая часть парней (35%), чем девушек (5%), посчитали, что брак будет мешать учебе. Возможно, это связанно с тем, что парни более серьезно относятся к браку, взвешивая все за и против, т.к парни основные кормильцы в семье, поэтому они посчитали, что нужно иметь на первом месте образование, а в дальнейшем и работу и достойный заработок, а потом семью. В принципе, хорошая тенденция для молодых людей.
Вопрос по поводу брака с разными национальностями был затруднительным для 35% парней и 55% девушек, не интересовал 50% парней и 25% девушек, лишь 5% парней и девушек посчитали такой брак недопустимым, но для 10% парней и 15% девушек – это совершенно нормально, но родители против.
Интересно то что 65% девушек и 65% парней считают, что не имеет никакого значения на каком социальном уровне находится их половина, чтобы привлечь к себе внимание, 10% парней и 25% девушек посчитали – это социальный уровень рабочего, 10% девушек и 5% парней посчитали, что их половина должна заниматься бизнесом, и только 20% парней посчитали наиболее привлекательным статус студентки.
Отрицательно высказались по поводу брака в раннем возрасте (до 18 лет) – 40% девушек и 25% парней, положительно – 15% девушек и 25% парней, 25% парней отнеслись положительно, но считают, что это ненадолго.
О продолжительности добрачного периода, в который пара может особенно подробно узнать друг друга, студенты посчитали 1-3 года (80% парней и 65% девушек), 3 и более лет выбрали 15% парней и 10% девушек, менее года посчитали достаточным промежутком времени после которого можно вступать в брак 5% парней и 5% девушек. И самые интересные ответы дали 15% девушек, например такие как «сколько получается», «как получается», «как получится». Меня очень сильно поразили эти варианты ответа, т.к я не представляю что может стоять у студентов под словом «получится». И считаю, что просто данные ответы свидетельствуют о неумении планировать отношения со своей второй половинкой, а расчет на стихийность, самотек зарожденных у двух людей отношений и чувств.
После проведения данного исследования и анализа полученных данных можно сделать вывод, что современные студенты, особенно юноши, серьезно и взвешенно подходят к вопросу вступления в брак, выбора брачного партнера и обеспечения семьи. Наблюдаются преобладание такой положительной тенденции, как четкое выделение студентами возрастных границ вступления в брак, осознание всех положительных и отрицательных его сторон.
После анализа изложенного теоретического материала и данных, полученных в результате практического исследования, можно сделать выводы, что на этапе подготовки молодежи к семейной жизни влияет целый ряд факторов, и одним из главных является родительская семья, закладывающая основы формирования супружеских ориентаций.
Роль семьи, прежде всего, заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены.
Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому.
Семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации.
Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.
Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям.
Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации.
Семейная социализация может пониматься двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям, и, с другой стороны, — как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности.
В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом.
Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.
Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.
1. Азарова, Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании: дис. канд. фил. наук./ Е.А. Азарова. - М., 2000 – 130с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244с.
3. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991 – 128с.
4. Постановление межпарламентской ассамблеи государств – участников содружества независимых государств от 18 ноября 2005 г. № 26-11: «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин».
5. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 – 164с.
6 . Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1980 – 3 т – 640с.
7. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ В.А. Сухомлинский.- 2 изд. – М.: Просвещение, 1987 – 128с.
8. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека./ В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,1990 – 288с.
9.Сухомлинский, В.А. Об этом нельзя умалчивать / В.А. Сухомлинский // - Народное образование. – 1962. - №11 – С. 20-26.
10. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — М., 2004. - 18с.
11. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006. - 768с.
12. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. - М.: Владос,1999 – 512с.