Социально-психологические вопросы культурной социализации
Содержание
Культурные транскоды современности
Презентация идентичности и идентификация: визуальные аспекты культурного кода
Культурное многообразие и идея мультикультурализма в современном общества
В современной культуре общества идентификация "свой-чужой" актуальна не только по отношению к этнической или религиозной принадлежности, но и на уровне локальных социально-культурных сообществ их повседневных практик.
Рефлексия визуального анализа и идентификации дает возможность выстраивать стратегию поведения принимающей стороне в свою социальную группу, стремящейся стороне в желаемую группу, среду, воспроизводить стратегию принятым и постоянно находящимся индивидам в привычной для них среде.
Динамика актуального социального поля диктует всем нам, а равно и каждому в отдельности свои нормы и порядки. Современная социальность развивается в несингулярном пространстве культурных кодов, уже утративших свою органичную связь с былой арифметикой человеческого бытия. Определенному размыванию, смазыванию подверглись психосоциальные референции ставшие привычным базисом общественной морали и соматических табуаций.
Современность, ее специфические черты, способы функционирования культуры в наши дни, то как она соотноситься с предыдущим опытом человечества никогда не находило, да и не найдет, всеобьемлющего осмысления в социальной науке. Данная статья пытается предложить одну из возможных трактовок современного состояния культуры, тех насущных процессов, которые мы наблюдаем в наше непростое время.
Существует по сути два основных теоретических подхода по-разному осмысляющих проблему темпорального измерения человеческой истории. Время культуры, с первой из них представляется сплошным потоком физиобиологической информации создаваемой институтами власти, материальным обменом, кустарями и фабриками знания. С другой точки зрения, время культуры принципиально слоисто, и может быть уподоблено диапроектору заряженному стохастической последовательностью слайдов. Последний взгляд кажется нам более адекватным для культурно-социологического анализа.
Момент истины упомянутой концептуализации для нашего рассмотрения современной ситуации состоит в принципиальной возможности теоретической рекомпозиции социальных фактов в любом темпоральном слое. Референциальный базис, таким образом, может быть образован из самых разнообразных образцов, паттернов, артефактов, происходящих из самых несходных эпох, культур, наций. Если продолжить аналогию с диапозитивами, каждый пласт социальности подобен слайду, картинка на котором постоянно коллажируется из разрозненных кусочков разных изображений. Изначально индифферентные друг другу, грубо вырванные из предыдущей социальной мозаики, эти фрагментации социальных сил и потенций, приходят в состояние активной реакции. Катализация этого взаимодействия обусловлена первичным импульсом, под воздействием которого происходит разрыв времени, скачок к новому в культуре и социуме.
Чем же может быть вызван такой разрыв, не предполагающий в общем то никакой транзитивной модели, не вызывающий периода "ничьего времени"? По нашему мнению к этому приводит кумулятивный эффект культуры, который приводит к тому что через определенный отрезок времени накапливается критическая масса социального фактажа, под воздействием которой эпистемальная структура актуального мира не выдерживает и прорывается. В результате происходит спонтанное сложение новой тектоники социального. Естественно что новая композиция во многом вначале кажется повторяющей старый порядок, ввиду того что многое из старого наполнения остается, будучи сцепленным с определенными человеческими группами и индивидами. Однако это наполнение, будучи не затребованным новым временем существует лишь как воспоминание, предыдущий слой палимпсеста, след ноги на пустынном берегу нового моря.
Единственный путь, которым паттерны прошлого приходят в последующие пласты культуры - насильственное вырывание их из собственной почвы и монтирование в соответствующую наново складываемую мозаику жизни. Перекодировка затрагивает все стороны человеческого бытования - бытования в мире, в индивидуальном срезе, в многообразии социального. По сути речь идет об определенном переформатировании окружающей среды, общественных связок, самого человека. Каждая из означенных сфер имеет собственный код в каждое время Х, однако все эти коды имеют общую основу, несут в себе доминантный код времени, определяющий его внутреннюю последовательность, логику развития и архитектонику смыслов.
Современный нам темпоральный слой, тот в котором мы живем, также имеет свои коды. Специфика в том, что глобализационные процессы и историко-археологические изыскания существенно расширили базис культурных кодов современности. Расширился, по сути, ассортимент смальты служащей материалом нашей мозаики. Путь, по которому пошло наше время, был ответом на вызов этого давления, и привел к созданию культурных транскодов. Под транскодом, в данном случае, мы понимаем способ сжатия, перестроения культурных кодов в более компактном виде. Каков механизм транскодировки? Нам представляется что такое сжатие происходит путем сокращения, выбрасывания присущих некоему паттерну деталей, лапидаризации того дискурса который образует его как элемент культуры.
Нам представляется, что существуют три базисных транскода в современной культуре, функционирующих и проявляющих свою специфичную действенность в трех обозначенных принципатах бытия человека: среде, сознании, социальности.
Так, среда обитания человека на данный момент транскодируется в терминах урбанной тектоники, которая обуславливает и формирует любой ландшафт, будь то саванна, лес или горы, как городской квартал. Для сознания доминантным стал транскод рекламного сообщения. Сигнальные структуры сознания современного человека организованы подобно рекламной странице журнала, ряду биллбордов вдоль автомагистрали, блоку ТВ-роликов. Внутренняя связность текстуальной ткани разбивается на краткие сообщения, подобные рекламным. Артефакты культуры воспринимаються сквозь призму документальной популяристики, стиражированной BBC, сюжет о Тадж-Махале похож на проспект турфирмы. Фигура рекламиста становится наиболее демоничным персонажем современности, способность которого продать вам что угодно схожа с искусительной силой инкуба (или суккуба, что в общем то, почти одно и тоже ввиду разрушения стабильных гендерных референций).
И наконец, конфигурация социальных сетей приобрела вид паутины, продиктованный развитием информационных сетей. Естественно, что разрушение старых паттернов социального взаимодействия еще далеко не завершилось. Однако можно констатировать, что формирование новых происходит повсеместно на основе образцов, диктуемых всемирной паутиной.
Доступ к группе через идентификацию, возможность быть принятым в среде, иметь отношение к событию, в частности через формирование идентичности, осуществляется через культурный код, который может презентироваться и быть идентифицирован. Культурный код воплощается в ключевых символах, словах, жестах, мимике, вещах, движениях, одежде, местах посещениях, читаемой литературе, потребляемых ценностях, который может быть легко распознан "своими" и не понят, недоступен "чужим".
Dress-code и face control в современном обществе создают социокультурные фильтры при вхождении в профессиональную сферу деятельности, сферу отдыха и развлечений, построении дружеских и семейных отношений (принятие решения о подходящем партнере), в рыночном и медиа пространстве при выделении целевой аудитории, в визуальной культуре и видах искусства пространства современного города.
Культуру можно назвать формой социальной наследственности и формой социального конструирования. Культурные коды могут передаваться социальным группам как наследие, что дает более четкие основания и возможности идентифицировать человека в своей культурной среде. Культурные коды могут конструироваться в новых условиях феноменов культуры, воплощаясь в символических кодах, которые в свою очередь прочитываются в визуальных символах.
Формирование и механизм производства культурного кода, репрезентация идентичности в пространственно-временном континууме социальных изменений может быть представлена в виде модели символического социального взаимодействия и модели социального процесса.
В современном обществе и культуре общения личный брендинг и бренд социальных групп формирует особую визуальную культуру. Визуальная демонстрация бренда идентичности несет в себе совокупность представляемых атрибутов идентичности и духовно-эмоциональную оболочку. Культурный код создает бренд идентичности на основе его ДНК - культурного кода.
Бренд идентичности является характерным и точным понятием презентации идентичности в обществе, присущим идентификации атрибутов и характеристик не только на рынке потребления, но и в межличностных отношениях.
Мир многоцветен и разнообразен. Культурное многообразие - характерная черта человеческого общества, а также стимулятор цивилизации и прогресса. Следует уважать историю, культуру, социальный строй и модель развития каждой страны и признать многообразие мира. Неодинаковые культурные традиции и общественное устройство разных стран должны сохраняться, народы разных стран в процессе конкуренции и сравнения могут перенимать друг у друга полезное. Культурное многообразие - это не только и не столько этническое разнообразие. Это разнообразие жизненных стилей, культурных ориентаций и культурных тенденций. Культурный плюрализм состоит не в параллельном существовании автономных “идентичностей", а в их взаимодействии, что предполагает как их взаимное проникновение, так и взаимную трансформацию.
По нашему мнению, история человечества имеет будущее только в условиях диалога между культурами.
На наш взгляд, реальное содержание мультикультурализма заключается в осуществление диалога культур, возможности которого открываются при ориентации на принцип толерантности и позволяют надеяться на разрешение определенных аспектов планетарного кризиса уже сегодня. Мультикультурализм есть, по сути дела, теория и практика такого диалога, направленная на поиск путей его интенсификации.
Каким образом государства могут расширить возможности для проявления культурного многообразия? Первостепенное значение имеют демократия, справедливое развитие и согласованность деятельности государственных органов. Но, кроме этого, необходимо также проводить политику мультикультурализма, включающую недвусмысленное признание культурных различий. На наш взгляд, политика мультикультурализма не только желательна, но также реально осуществима и необходима. Ведь индивиды имеют разные и взаимно дополняющие друг друга идентичности, и культуры не являются чем-то статичным и непрерывно эволюционируют, следовательно, признание культурных различий может способствовать достижению равноправия.
Несмотря на то, что проведение политики мультикультурализма должно носить комплексный характер и учитывать баланс между признанием культур, с одной стороны, и обеспечением единства государства, с другой, успешное решение этой проблемы все же возможно. Многие государства смогли учесть интересы различных групп и расширили их культурные свободы без ущерба для своего единства и территориальной целостности (например, Малайзия и Швейцария, конституционно признают множественную идентичность; Индия и Испания провозглашают единую национальную самобытность, но признают плюралистический характер их многоликих обществ - к примеру, наличие различных лингвистических групп). Политические меры, направленные на уменьшение исключённости и снижение риска политических конфликтов на почве самобытности культуры, во многих случаях предотвращали или помогали урегулировать острые столкновения. Политика мультикультурализма также укрепляла потенциал государств и содействовала социальной гармонии, поощряя многообразные и взаимодополняющие виды самобытности культур. Целью политики мультикультурализма является не хранение традиций, а защита культурной свободы и расширение свободы выбора - образа их жизни и самосознания, - таким образом, чтобы людям не пришлось пострадать из-за сделанного выбора.
В общезначимом контексте мультикультурализм поднимает проблему взаимодействия культуры большинства и культуры привносимой извне, проблему комплексных коллективных идентичностей, проблему культурной толерантности и культурного диалога в контексте глобализации. По всем этим проблемам он предлагает вполне рациональные решения. Быть терпимым ко всем культурным традициям взаимовыгодно, утверждают теоретики мультикультурализма.
Стратегия мультикультурализма в условиях глобализации должна опираться на четыре принципа:
• защита традиций может оказывать сдерживающее воздействие на развитие человека;
• необходимо уважать существующие различия и многообразие;
• многообразие процветает во взаимозависимом мире, где идентичность людей множе-ственна и взаимодополняема и где они чувствуют себя частью не только местной общины и своей страны, но и всего человечества;
• по мере уменьшения диспропорций и неравенства в экономической и политической областях уменьшается и угроза культуре более бедных и слабых сообществ.
Социально - психологические вопросы культуры проведения свободного времени молодежью
Проблема культуры свободного времени молодежи получила развитие в исследованиях таких ученых как Л.А. Акимовой, И.Б. Бестужева-Лады, А.И. Вишняка, В.И. Добренькова, Е.И. Дробинской, Г.Е. Зборовского, Г.П. Орлова, Э.В. Соколова, В.Т. Лисовский, В.Я. Суртаева, А.Б. Трегубова. В исследованиях Ю.Г. Волкова и В.И. Добренькова обнаружено, что на уровне досуговой самореализации российскую молодежную субкультуру отличают такие черты, как преимущественно развлекательно-рекреативная направленность, "вестернизация" культурных потребностей и интересов, приоритет потребительских ориентаций над креативными, слабая индивидуализированность и избирательность культуры, внеинституциональная культурная самореализация, отсутствие этнокультурной самоидентификации. По мнению В.Я. Суртаева стереотипами, тормозящими культурно-досуговую деятельность, являются такие факторы как: однообразие культурно-досуговой деятельности как следствие ограниченного выбора и привычки к этому однообразию; неразвитость вкусовых предпочтений; неизбирательность в потреблении культурных ценностей; навязанность тех или иных форм культурно-досуговой деятельности как доминирующих без учета направленности и интересов молодежи.
Наблюдающийся в последнее время рост социологических и социально-психологических исследований культурно-досуговой деятельности молодежи, на наш взгляд, связан со следующими обстоятельствами. Во-первых, организация оптимального досуга молодежи - это одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Во-вторых, это связано с ролью досуга, которое он оказывает на формирование личности: известно, что деятельность на досуге может приводить к серьезным изменениям личности. В-третьих, с изменением содержания, структуры и направленности досуга, произошедшим под воздействием социокультурной трансформации в обществе, с появлением и увеличением числа информационных технологий. Наконец, в-четвертых, - с функциональной нагрузкой досуга (социализирующая, коммуникативная, воспитательная, развивающая, гедонистическая функции и т.п.) и с возможностями социализации и значимостью досуга для молодежи. Анализ литературных источников показал, что телевидение, радио, пресса, Интернет не только активно участвуют в формировании ценностей культурно-досуговой деятельности, но и одновременно являются заполнителем свободного времени.
В довольно широком спектре вопросов, рассматривающихся в контексте изучения культурно-досуговой деятельности молодежи, можно выделить две проблемы, которые отмечаются наиболее часто. Первая - это предоставленность молодежи самой себе, улице, среде масс-медиа. Вторая проблема - это намечающаяся тенденция "одомашнивания" молодежного досуга. Последствия этого: пассивный досуг (проведение свободного времени перед телевизором и компьютером), обеднение духовной сферы, неразвитость коммуникативных навыков, конформизм и фанатизм, возникновение различных видов девиаций социального поведения и аддикций (компьютерная, Интернет-зависимость и т.п.).
Понятно, что при экстенсивном развитии исследований молодежной культуры на передний план выходит описание феноменов и первичная их типология. Более глубокие исследования, могут дать научную картину не только социально-психологических типов досуга (основой дифференциации могут явиться активность, разнообразие культурных потребностей личности, интересы, жизненные ориентации), но и раскрыть механизмы социально-психологических эффектов досуга во всем его разнообразии. И если максимально-негативные эффекты стихийно организуемого досуга могут проявляться в отклонениях социального поведения (аддикциях, девиантном, криминальном поведении), то, условно говоря, минимальные эффекты этого - нерациональное использование личного времени и созерцательно-развлекательные формы проведения досуга, которые могут проявляться в изменениях ценностной сферы личности, сужении круга интересов, увлечений, занятий.
Тот факт, что в настоящее время около 60% российской молодежи свободное от учебы и работы время посвящают прослушиванию музыки, просмотру видеоклипов и музыкально-развлекательных программ убедительно свидетельствует о том, что вопросы организации досуговой деятельности являются важным компонентом молодежной социальной политики. Полагаем, что одним из приоритетных направлений исследований в области психологии молодежной культуры может явиться изучение психологической культуры проведения свободного времени как компонента психологической культуры личности. Под психологической культурой личности в нашем контексте мы понимаем уровень развития системы ценностей, интересов, предпочтений, направленность личности и широту ее культурных потребностей. Уровень психологической культуры личности в проведении досуга определяется не только факторами объективного плана (такими как возможность выбирать из ассортимента видов досуга, предоставляемых обществом; культурная микро и макросреда, характер социальных норм и т.д.), но и субъективными факторами (креативность мышления, критичность, самостоятельность, уровень социализации и т.д.). Как показывают эмпирические исследования, их сочетание позволяет молодому человеку не только противостоять негативным обстоятельствам и не поддаваться отрицательному влиянию социальной группы, но и подходить осмысленно к организации своего свободного времени, досуга, который будет способствовать успешной самоактуализации личности в различных сферах жизнедеятельности.
На наш взгляд, политика мультикультурализма касается не только признания различных систем ценностей и культурных обычаев внутри общества, но этот подход состоит также в формировании общей приверженности основополагающим, безусловным ценностям, таким, как права человека, верховенство закона, гендерное равенство, многообразие и толерантность. В то же время, мультикультурализм даёт только умеренные по своему воздействию инструменты политики. Он может снижать напряженность, но не снимает проблему насилия и обеспечения безопасности общества или государства.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2008
2. Бергер и Лукман социальное конструирование реальности, М, 2004
3. Бодрийяр Ж. "Симулякры и симуляции" 2007
4. Бурдье П. "Практический смысл" (М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007
5. Город как социокультурное явление исторического процесса. Сб. ст. М.: "Наука", 2005
6. Комадорова И.В. Символическая антропология в системе антропологического знания. постановка проблемы. Современные проблемы науки и образования. /Журнал "Успехи современного естествознания" №11 за Июнь 2004 год
7. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. - М.: "Наука", 2007.
8. Уайт Лесли. Презентация идентичности: визуальные аспекты культурного кода 960 стр., 2008 г. Издательство: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Серия: Культурология. XX век
9. Эко. У "Семиотика и философия языка" (2004)
10. Шкурин Д.В. Социальное моделирование, 2008
11. Штомпка П. "Социология социальных изменений", М, 2006
12. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи. Ростов - Дон, 2007.
13. Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга. СПб, 2008.